Системный взгляд на симптом

Акцентуация системным взглядом

Системно-векторная психология Юрия Бурлана выделяет восемь векторов, то есть восемь типов врожденных свойств, определяющих особенности психики человека, к которым относятся проявления интроверсии-экстраверсии, сенситивности, свойств нервной системы, типы и направленность желаний, сексуальность и многое другое. В человеке может сочетаться несколько векторов, от одного до восьми, в среднем три – пять. До пубертата идет развитие векторальных свойств, после пубертата постепенно человек включается в их реализацию.

Почему акцентуации характера ярко проявляются именно у подростков? Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, самое главное условие для нормального развития ребенка с любым набором векторов – это ощущение безопасности и защищенности, которое он получает от родителей. Подросток, постепенно отрываясь от родителей, учится создавать себе ощущение безопасности и защищенности самостоятельно, с помощью реализации своих наработанных свойств наружу, в социуме. Но для развития свойств каждого вектора ребенку нужны определенные условия воспитания. Родители и дети могут быть наделены разными векторами, поэтому в силу непонимания особенностей ребенка родители не всегда могут обеспечить ему соответствующие условия, травмируют его психику или тормозят его развитие. Акцентуации характера у подростков всегда являются следствием неправильного развития его векторальных свойств.

Например, для ребенка со звуковым вектором необходимым условием для развития является тишина, в которой он имел бы возможность сосредоточиться. Уличный шум, ссоры родителей, а тем более крик на самого звуковичка препятствуют правильному развитию звукового вектора. Звуковой вектор в потенциале наделяет своего обладателя огромным абстрактным интеллектом, уникальными способностями к сосредоточению и постижению смыслов, он становится победителем математических олимпиад, в дальнейшем сильным ученым, программистом, писателем.
Он же в плохом состоянии «отвечает» за всю шкалу шизоидных проявлений в человеке, от шизофрении и аутизма до всех шизотипических расстройств и, собственно, шизоидной акцентуации характера. Большинство завершенных суицидов в подростковом возрасте приходится именно на обладателей звукового вектора.

Еще один пример. Зрительный вектор дает своему обладателю высочайшую эмоциональность и сенситивность. Именно у подростков со зрительным вектором при неправильном его развитии диагностируют истероидную акцентуацию характера. Стремление маленького зрительника быть всегда в центре внимания объясняется системно-векторной психологией Юрия Бурлана глубоко спрятанным страхом смерти, который является «родным» страхом в зрительном векторе

Поэтому при воспитании маленького зрительника особое внимание нужно уделять развитию умения сочувствовать и сопереживать другим людям, тем самым нарабатывая в нем способность к отдаче, то есть к настоящей, истинной любви. Кстати, демонстративные суициды свойственны именно людям с недостаточно развитым зрительным вектором

Так, он пытается напугать других собственной смертью, ведь для него самого это и есть самое страшное.

Описание с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана причин возникновения каждой акцентуации характера не входит в задачу этой статьи. Но каждая акцентуация характера с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана объясняется неправильным развитием векторальных свойств ребенка до пубертата. И так как прохождение пубертата – это процесс довольно длительный, то у родителей, педагогов и психологов еще есть возможность повлиять на формирование правильных адаптационных механизмов у подростка. Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет понять изнутри особенности психики подростка, показывает глубинные механизмы формирования особенностей характера, исходя из его врожденных векторальных свойств, позволяет подобрать адекватные условия развития и сохранения психического здоровья каждого ребенка и взрослого.

Подробнее узнать про вектора и их различные состояния можно уже на бесплатных тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на онлайн-лекции здесь.

Автор Татьяна Сосновская, педагог, психолог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

4 Июл, 2016

Просмотров:

2491

Теги: Эксклюзив психология

Понятие системного мышления

Системное мышление – это тип мышления, который характеризуется целостным восприятием предметов и явлений, учитывая их связи между собой. Каждый материальный объект, предмет, явление, процесс, научная теория, художественный образ и прочее представляет собой определенную систему. Элементы каждой системы упорядочены и связаны между собой таким образом, чтобы система работала в нужном направлении. Системность – это свойство отдельного элемента, позволяющее ему обладать всеми признаками системы.

Обычное, бытовое мышление не всегда может отразить все тонкости организации той или иной системы. Логическое мышление помогает разделить любую систему на составные элементы, выявить и проанализировать их свойства и характеристики, а затем, основываясь на выявленных связях, соединить их в единое целое. Однако этот процесс не позволяет учесть все факторы и закономерности, поэтому многие из них остаются за кадром. Таким образом, человек сознательно упрощает рассматриваемую систему.

Любая система не является просто совокупностью отдельных элементов, а выступает в качестве целостного и неделимого образования. Система обеспечивает своим отдельным частям многовариантное взаимодействие друг с другом. Функционирование системы в большей мере зависит не от самих элементов, а от образа их взаимодействия. Эти взаимодействия не всегда являются очевидными. Они нередко скрыты, противоречивы и даже парадоксальны. Задача СМ состоит в том, чтобы научиться видеть и учитывать все эти взаимодействия.

Как работает системное мышление?

Системное мышление помогает увидеть процесс развития реальности. Любая система предполагает существование во времени – в настоящем, прошлом и будущем, поэтому такой тип мышления дает возможность проследить развитие того или иного объекта.

Противоположностью СМ является предметное мышление. Оно предполагает рассматривание каждого объекта в отдельности без учета связей, существующих между ними. В качестве иллюстрации к такому типу мышления хорошо подходит известная притча про трех слепых и слона.

Трое слепых встретили слона и стали его ощупывать, чтобы понять, как он выглядит. Первый слепой нащупал хобот и решил, что слон похож на змею. Второй слепой потрогал бивень и решил, что он похож на палку. Третий слепой, исследовав ногу животного, пришел к выводу, что слон похож на колонну. Таким образом, они долго спорили и каждый пытался доказать свою правоту, хотя все трое были и правы и неправы одновременно.

Причиной этого стало то, что они исследовали слона по частям, а не полностью, как единую систему. Поэтому каждый из них, не имея возможности увидеть всю систему в целом, приписал ей свойства отдельных ее частей.

Автор многих, получивших известность во всем мире книг по нейролингвистическому программированию Джозеф О’Коннор написал превосходную книгу: «Искусство системного мышления». В ней он описывает особенности этого типа мышления и дает немало полезных рекомендаций по его развитию.

Как развить системное мышление?

К сожалению, природа не наделила человека СМ с рождения. Однако оно вырабатывается в процессе обучения. Существует несколько методов, позволяющих сделать это.

Наблюдение за успешными системами. Для того чтобы понять, как функционирует та или иная система, необходимо изучить ее свойства. Изучение происходит в процессе наблюдения за системой. Наблюдение за успешными системами позволяет исследовать их работу и взаимосвязь между ее отдельными элементами, протекание различных процессов, происходящих внутри системы, и их последствия. Это дает возможность изучить, как работает система, а затем применить полученные знания на практике для решения различных проблем.

Расширение круга своих интересов. Чем больше человек расширяет свой кругозор, тем больше развивается его способность мыслить системно и слаженно.

Избавление от стереотипов. Стереотипы формируются под влиянием жизненного опыта. Они существенно облегчают жизнь, помогая решать простые, типичные проблемы. Но при возникновении нестандартной ситуации стереотипы не только не помогают, а, наоборот, мешают найти решение

Поэтому умение избавляться от стереотипов – важное условие для развития системного мышления.

Создание ситуаций неопределенности. Для тренировки системного мышления полезно придумывать ситуации неопределенности и находить для них способы решения

Поскольку даже в реальных ситуациях не бывает стопроцентной определенности и обстоятельства в любой момент могут измениться, этот навык сможет пригодиться в жизни.

Решение творческих задач. Этот метод можно назвать самым эффективным. Существует немало творческих задач и головоломок, помогающих развить творческое и системное мышление. Существует масса специальной литературы, в которой не только приводятся примеры подобных задач, но и описываются возможные способы их решения.

Развивать системное и системно-векторное мышление весьма полезно. Это увлекательный процесс, который позволяет расширить границы восприятия реальности и научиться решать различные производственные, исследовательские и жизненные задачи.

Предлагаем заказать! Реферат онлайн недорого по низким ценам купить у нас. Обращайтесь.

Про секту Ашрам Шамбалы из личного опыта. Системный взгляд

На тот момент я уже перепробовал множество инструментов самосовершенствования, духовные практики, религию, «тренинги личностного роста», и даже «тренинги успеха». И нигде не было того, чего я искал, ничто не утоляло моего вопроса. Мне не давал жить этот ноющий голод. Меня, как малахольного, мотало по миру, что-то заставляло повсюду искать ответы на внутренние вопросы. Однажды по пути из соседнего города я подвозил попутчиц – двух красивых молодых девушек. Слово за слово завязался разговор, и я был приглашен на семинар, «всесторонне развивающий личность». Обещались не только мужественность, навыки бизнесмена, но и нечто бОльшее – там раскрывали смысл жизни, говорили красавицы. Это было крючком, на который я попался.

В секту.

В общем-то сегодня россияне думают, что знают, что такое секты, и много толкуют об этом. И россиян можно понять! Они, закаленные опытом 90-х, ооопытные. Как раз тогда после развала Союза был в стране взрыв сект, тысячи их: Свидетели Иеговы, Аум Сенрикё, и прочие кликуши. Да и сегодня – любой сумасшедший может придумать, и верить, и говорить все что угодно, а потому у россиян новому нет веры. Стоит возникнуть чему-то новому, позволяющему иначе взглянуть на этот мир – сразу клеймят сектой.

А я видел реальную секту изнутри. Сейчас в голову не укладывается, что я был погружен в это. С тех пор прошло несколько лет, и сейчас все становится системно идеально понятным. Как устроена секта? Какие мотивы движут ее лидером? Каких людей привлекают секты? И почему?

Лидер секты – всегда шизоидный . Фанатик серьезно отличается от развитого кожного звуковика  – человека, преданного своей идее, который способен провести ее наружу – в мир, который продвигает ее людям – здоровую, конструктивную, способствующую  развитию человечества, устремленную в будущее, идею. Это природное предназначение кожных звуковиков, их жизненный сценарий.

А в недоразвитой звуковой башке не зреют здоровые идеи. Недоразвитый кожный звуковик – фанатик –  зацикливает любую концепцию на своей персоне, не вынося ее наружу, делает из себя Гуру. Он, его личность, оказывается первична, а сама идея – вторична. Да и идея эта – неверная, ограниченная, лишенная будущего. Потому секта никогда не выходит на большую орбиту, любая секта замыкается на ее лидере и уничтожает в конечном итоге сама себя. Так устроено природой. В будущее, в массы идут только здоровые и своевременные идеи, которые продвигаются здоровыми кожными звуковиками. Тогда как секта замыкает людей в себе, а попадают туда как правило лишь недоразвитые звуковики и зрительники. Иногда, на короткое время, туда забредают и здоровые звуковики, находящиеся в духовном поиске.

Польза системного подхода

Системное мышление по-другому еще можно назвать системным подходом. На первый взгляд может показаться, что системный подход полезен только для руководителей, ученых, исследователей или творческих людей. Но это не так. Обычный человек тоже может развить системное мышление и тем самым улучшить качество своей жизни. Какую же пользу приносит системный подход в повседневной жизни?

  • Помогает лучше понять устройство мира и уменьшить количество совершаемых ошибок.
  • Способствует грамотному построению целей и нахождению методов их достижения.
  • Учит понимать устройство любой системы и эффективно управлять этими системами, например, организовывать работу других людей.
  • Помогает в создании новых систем (технических, организационных и пр.).
  • Позволяет в разы увеличить качество принимаемых решений и снизить затраты времени и сил на их поиск.
  • Учит объединять знания из разных научных теорий.
  • Дает возможность видеть объект сразу со всех сторон и объективно оценивать его. Человека, обладающего этим качеством, трудно ввести в заблуждение.
  • Позволяет правильно анализировать события, излагаемые в СМИ, зачастую искажающих информацию в своих целях.
  • Дает возможность прогнозировать события.

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2019 №32 : Титульный лист #32

  Просмотров: 70

Московский городской педагогический университет

Всероссийское периодическое издание

Журнал рекомендованВысшей аттестационной комиссией (ВАК)Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

Системная психология

 и социология

№ 4 (32) 2019

Выходит 4 раза в год

ISSN 2223 -6880

Москва

2019

    

Журнал » 2019 №32 : Содержание #32

  Просмотров: 84

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЯ ИСТОРИИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ДИСКУССИЯ

Кондратьев В. М. Проблема соотношения морали и права в образовании человека (с переводом на английский язык: Kondratyev V. M. The Problem of Balance between Morality and Law in Human Education)

Юбилей

Информация

Требования к оформлению статей

    

Журнал » 2019 №31 : Титульный лист №31

  Просмотров: 216

Московский городской педагогический университет

Всероссийское периодическое издание

Журнал рекомендованВысшей аттестационной комиссией (ВАК)Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

Системная психология

 и социология

№ 3 (31) 2019

Выходит 4 раза в год

ISSN 2223 -6880

Москва

2019

    

Журнал » 2019 №30 : Титульный лист №30

  Просмотров: 358

Московский городской педагогический университет

Всероссийское периодическое издание

Журнал рекомендованВысшей аттестационной комиссией (ВАК)Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

Системная психология

 и социология

№ 2 (30) 2019

Выходит 4 раза в год

ISSN 2223 -6880

Москва

2019

    

Журнал » 2019 №30 : Содержание №30

  Просмотров: 343

Психологические исследования

История психологии и психология истории

Социологические исследования

Рецензии

Информация

    

Журнал : Титульный лист №29

  Просмотров: 476

Московский городской педагогический университет

Всероссийское периодическое издание

Журнал рекомендованВысшей аттестационной комиссией (ВАК)Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

Системная психология

 и социология

№ 1 (29) 2019

Выходит 4 раза в год

ISSN 2223 -6880

Москва

2019

    

Журнал : Содержание №29

  Просмотров: 743

Теория и метод системной психологии

Психологические исследования

История психологии и психология истории

Социологические исследования

Информация

    

Журнал : Титульный лист №28

  Просмотров: 687

Московский городской педагогический университет

Всероссийское периодическое издание

Журнал рекомендованВысшей аттестационной комиссией (ВАК)Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

Системная психология

 и социология

№ 4 (28) 2018

Выходит 4 раза в год

ISSN 2223 -6880

Москва

2018

    

Журнал : Титульный лист №27

  Просмотров: 703

Московский городской педагогический университет

Всероссийское периодическое издание

Журнал рекомендованВысшей аттестационной комиссией (ВАК)Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

Системная психология

 и социология

№ 3 (27) 2018

Выходит 4 раза в год

ISSN 2223 -6880

Москва

2018

    

Журнал : Титульный лист №26

  Просмотров: 966

Московский городской педагогический университет

Всероссийское периодическое издание

Журнал рекомендованВысшей аттестационной комиссией (ВАК)Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

Системная психология

 и социология

№ 2 (26) 2018

Выходит 4 раза в год

ISSN 2223 -6880

Москва

2018

    

 

Свойства системного мышления

Люди с развитым системным мышлением имеют более широкий взгляд на вещи и характеризуются следующими качествами:

  • Человек, обладающий развитым СМ, понимает целостность и умеет видеть множественные связи и закономерности.
  • Он осознает необходимость упрощения и искажения модели мира с целью лучшего ее понимания.
  • Он может видеть реальность под разными углами, в разных плоскостях и ракурсах, фокусироваться на системе в целом и на ее отдельных элементах.
  • Такой человек не связан жесткими стереотипами мышления и может с легкостью менять свои убеждения.
  • Он умеет создавать собственные ментальные модели реальности, помогающие ему видеть причинно-следственные связи.
  • Человек с СМ обладает способностью видеть обратные связи между объектами и явлениями.

Люди, обладающие этим типом мышления, могут неплохо реализовать себя в менеджменте, науке, творчестве и других областях.