Гениальность

Половые различия

Методы томографического сканирования позволили экспериментально зафиксировать различия в строении головного мозга женщин и мужчин.

, Также Установлено, что мозг мужчин имеет больше связей между зонами внутри полушарий, а женский — между полушариями. Предполагается, что мозг мужчин более оптимизирован для моторных навыков, а женский для аналитического и интуитивного мышления. Исследователи отмечают, что эти результаты должны быть применены к популяции в целом, а не к отдельным индивидам. Также в популяции у женщин мозг меньше как в процентном, так и количественном соотношении. Данные различия в структуре мозга были наиболее выражены при сравнении групп в возрасте от 13,4 до 17 лет. Однако с возрастом в мозгу у женщин количество связей между зонами внутри полушарий возрастало, что минимизирует ранее отчётливые структурные различия между полами.

В то же время, несмотря на существование отличий в анатомо-морфологической структуре мозга женщин и мужчин, не наблюдается каких-либо решающих признаков или их комбинаций, позволяющих говорить о специфически «мужском» или специфически «женском» мозге. Есть особенности мозга, чаще встречающиеся среди женщин, а есть — чаще наблюдающиеся у мужчин, однако и те, и другие могут проявляться и у противоположного пола, и каких-либо устойчивых ансамблей такого рода признаков практически не наблюдается.

Также стоит отметить, что во всех этнических группах женский мозг меньше мужского. Причём эта разница может составлять 35 грамм, а может — 150, происходит это за счет размеров ассоциативных центров (отвечающих за логику), которые у женщин немного меньше мужских. В то же время, необходимо сказать, что индивидуальная изменчивость намного сильнее влияет на размер мозга, чем расовая или половая изменчивость, то есть отдельно взятая женщина может обладать намного большим мозгом, чем отдельно взятый мужчина.

Литература

  • Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. — М., 1988.
  • Davidson’s Principles and Practice of Medicine (англ.) / Colledge; Walker, Brian R.; Ralston, Stuart H.; Ralston. — 21st. — Edinburgh: Churchill Livingstone/Elsevier, 2010. — ISBN 978-0-7020-3085-7.
  • John. Guyton and Hall Textbook of Medical Physiology (англ.). — 12th. — Philadelphia, PA: Saunders/Elsevier, 2011. — ISBN 978-1-4160-4574-8.
  • William J. Human Embryology (неопр.). — 3rd. — Philadelphia, PA: Churchill Livingstone (англ.)русск., 2001. — ISBN 978-0-443-06583-5.
  • Bogart, Bruce Ian; Victoria. Elsevier’s Integrated Anatomy and Embryology (англ.). — Philadelphia, PA: Elsevier Saunders, 2007. — ISBN 978-1-4160-3165-9.
  • G.; Richards, C. Human Physiology: The Basis of Medicine (англ.). — 3rd. — Oxford: Oxford University Press, 2006. — ISBN 978-0-19-856878-0.
  • Dale. Neuroscience (неопр.). — 5th. — Sunderland, MA: Sinauer associates, 2012. — ISBN 978-0-87893-695-3.
  • Larry. Fundamental Neuroscience (неопр.). — Waltham, MA: Elsevier, 2013. — ISBN 978-0-12-385-870-2.
  • Gray’s Anatomy: The Anatomical Basis of Clinical Practice (англ.) / Susan. — 40th. — London: Churchill Livingstone (англ.)русск., 2008. — ISBN 978-0-8089-2371-8.

От чего зависит количество извилин и можно ли их посчитать

Согласно последним данным, полученным в ходе исследований бразильскими ученными, число извилин у человека зависит от двух основных переменных: площади коры и ее же толщины. Это открытие органично вписывается в общую теорию, ведь большая площадь сложнее располагается в черепной коробке, равно как и труднее образовывает складки в толстом слое серого вещества.

Узнать количество бороздок точно невозможно, и никакого «абсолюта» для этого параметра нет. Вид коры головного мозга индивидуален для каждого, а при внешнем осмотре общую площадь его коры увидеть не представляется возможным: примерно 2/3 извилин находятся в более глубоких бороздах.

Тем не менее, для человека можно назвать основные извилины, присутствующие в голове всех и каждого:

  • зубчатая;
  • ленточная;
  • затылочно-височная;
  • язычная;
  • парагиппокампальная;
  • прямая;
  • крючок головного мозга.

Что ж, общее число совершенно не впечатляет, но зато с уверенностью можно сказать, сколько извилин в человеческом мозге гарантированно окажутся в голове любого на одном и том же месте.

Реальные истории из жизни

Первый случай с научным обоснованием был описан в журнале Lancet (Франция). В публикации рассказывалось о том, что мужчина 44 лет поступил в поликлинику для проведения томографии. По результатам исследования оказалось, что у него отсутствует более 90% мозга. На исследование он попал совершенно случайно по направлению терапевта. Его беспокоили боли в левой ноге. Сканирование показало, что практически вся черепная коробка заполнена жидкостью, осталась только внешняя оболочка вещества мозга, а внутренняя полностью отсутствовала. В результате было установлено, что почти 30 лет мозг человека уничтожался болезнью под названием гидроцефалия, то есть водянка головного мозга.

Гениальность

Имя пациента сохранили в тайне с целью сохранения конфиденциальности, однако история получила широкую огласку в медицинских кругах

Дело в том, что до проведения процедуры француз и не подозревал, что он не имеет большую часть жизненно важного органа. Все это время мужчина вел совершенно обычный образ жизни

Было установлено, что у него достаточно высокий IQ — 75. Недуг не помешал ему занять должность государственного служащего, жениться и завести двоих детей. Таким образом, нейрохирургам на вопрос, может ли человек жить без мозга, придется признать, что такое существование вполне вероятно, при том, пациент будет демонстрировать совершенно нормальное поведение, свойственное людям с отменным здоровьем.

Широкую известность получила история с американцем Карлосом Родригесом. Из-за аварии ему была сделана сложная операция по удалению обеих лобных долей. Внешне отличить этого жизнерадостного парня от других людей сложно, пока он не снимет шапку. При проведении исследований оказалось, что у него отсутствует около 60% мозга, но память и двигательные функции остались на том же уровне. Так, человек без мозга живет и удивляет ученых и сегодня.

Гениальность

Недавно в Хакасии зафиксировал уникальный случай. У совершенно физически здоровых родителей родился мальчик с диагнозом – полное отсутствие головного мозга. Аппарат УЗИ зафиксировал в голове 3,5-килограммового младенца непонятное вещество, без извилин, с изменяющимися размерами, совершенно непохожее на нормальный мозг. Мать, ждущая первенца более 15 лет, написала отказную, дав имя мальчику Алёша («Божий человек»). В Доме ребенка для него разработали уникальную систему лечения. С удивлением персонал учреждения обнаружил, что мальчик реагирует на речь, мыслит и имеет нормальную речь. Подрастая, ребенок демонстрировал уникальные интеллектуальные способности. Через несколько лет его вернули матери. Каким было ее удивление, когда он стал лучшим учеником школы, а учителя прозвали его вундеркиндом!

Гениальность

Феномены, когда человек живет без мозга и удивляет ученых, известны истории.

Так, в 1935 году в американских газетах прошла публикация о новорожденном ребенке без серого вещества, прожившего совершенно нормально 27 дней. Все это время он плакал, ел, реагировал на окружающий мир. О недуге стало известно по результатам вскрытия.

В 1940 году на совещании Антропологического общества Боливии нейрохирург, доктор Аугусто Итуррина рассказал удивительную историю о пациенте с диагнозом «мозговая опухоль». До 14 лет мальчик находился в полном сознании, беспокоили его только головные боли. Медики пришли в недоумение, обнаружив, что мозг почти полностью сгнил, отделившись от черепной коробки. Притока крови к веществу давно не было. Однако на вид ребенок был совершенно адекватный. Перед учеными остался вопрос: может ли человек жить без мозга, и чем все это время пациент думает?

Медиальная поверхность

Наиболее медиально расположена борозда мозолистого тела, которая далее переходит в борозду гиппокампа, ограничивающею собственно гиппокамп. Рядом с мозолистой бороздой расположены подтеменная и мозолисто-краевая борозды. Параллельно гиппокампу проходит ринальная борозда.

Перечисленные выше углубления головного мозга ограничивают специфическую систему, которая получила название лимбической. Она, в свою очередь, состоит из поясной и гиппокамповой извилин.

Помимо собственно лимбической системы, на внутренней поверхности мозга находятся также структуры, которые продолжают свой ход с наружной части коры полушарий. Таким образом распространяется теменно-затылочная борозда, позади которой расположено предклинье (извилина, напоминающая трапецию по форме). Рядом с этим углублением также находится шпорная борозда, которая простирается от затылка и вперед аж до мозолистого тела. Между двумя упомянутыми выше углублениями находится клиновидная извилина.

Гениальность

На грани фантастики

Объективный факт – без мозга невозможна жизнь, однако у каждого доказанного факта есть исключения. Существуют документально подтвержденные сведения, что жизнь может продолжаться после потери мозга:

1. Финеас Гейдж проживавший в 18 веке известен как человек с продырявленным черепом. После полученной травмы он прожил 10 лет, при этом у него сохранились адекватные способности.

2. Карлосу Родригесу после автомобильной аварии удалили 60% мозга! Получился череп с вмятиной, но он и сейчас живет! Уникальность может проявиться при разных обстоятельствах.

3. Вольфганг Мессинг умел читать чужие мысли, видеть будущее.

4. Яков Циперович не спит, не ест, не устает, не стареет! Раскрыть эти качества помогло отравление, случившееся в 1979 году.

5. Пайлота Баба Джи, известный йог может остановить сердце, просидеть под водой 9 дней.

Надо признать, что изучением людей с уникальными возможностями наука серьезно не занимается! Происходит это вероятно потому, что ученые имеют громкие звания, но не наделены уникальными качествами.

Братья по разуму?

Дельфины — разумные млекопитающие, они понимают людей, отлично контактируют с детьми. Общаться они могут при помощи 60 звуковых сигналов. Но эти сигналы могут быть использованы в 5 различных комбинациях. Поэтому их звуковой запас составляет примерно 14 тыс. сигналов. Для сравнения обычно человек обходится словарным запасом в 1000 слов. Количество извилин мозга животного превышает количество у человека в два раза!

Вывод. Сведений о мозге и его свойствах много, но в то же время их так мало и они очень противоречивы. Такое утверждение легко может спровоцировать когнитивный диссонанс.

Какие поля входят

Поля и подполя отвечают за конкретные функции, которые обобщены под лобными долями. Т.к. полиморфизм мозга огромен, комбинация размеров разных полей и составляет индивидуальность человека. Почему говорят, что со временем человек меняется. На протяжении всей жизни нейроны умирают, а оставшиеся формируют новые связи. Это и вносит дисбаланс в количественном соотношении связей между разными полями, которые отвечают за разные функции.

Мало того, что у разных людей размеры полей разные, так и некоторые люди могут и не иметь этих полей во все. Полиморфизм был выявлен советскими исследователями С.А. Саркисов, И.Н. Филимонов, Ю.Г. Шевченко. Они показали, что индивидуальные способы строения коры мозга внутри одной этнической группы настолько большие, что нельзя увидеть каких-либо общих признаков.

  • Поле 8 – находится в задних отделах средней и верхней лобной извилин. Имеет центр произвольных движений глаз
  • Поле 9 – дорсолатеральная префронтальная кора
  • Поле 10 – Передняя префронтальная кора
  • Поле 11 – обонятельная область
  • Поле 12 – контроль над базальными ганглиями
  • Поле 32 – Рецепторная область эмоциональных переживаний
  • Поле 44 – Центр Брока (обработки информации расположения тела относительно других тел)
  • Поле 45 – музыкальный и моторный центр
  • Поле 46 – двигательный анализатор поворота головы и глаз
  • Поле 47 – ядерная зона пения, речедвигательная составляющая
    • Подполе 47.1
    • Подполе 47.2
    • Подполе 47.3
    • Подполе 47.4
    • Подполе 47.5

Основное значение

Как уже было отмечено, головной мозг — сложная структура, выполняющая множество функций. Что же помогает такому относительно небольшому органу контролировать работу всего организма? Здесь стоит ответить на вопрос о том, каково значение борозд и извилин головного мозга. По сути своей, такая выпукло-вогнутая структура головного мозга увеличивает его поверхность, что повышает количество возможных для выполнения задач на единицу поверхности коры. Стоит отметить, что наибольшее количество серого вещества сконцентрировано именно под бороздами.

Можно выделить такие основные функции борозд и извилин головного мозга:

  • Височные извилины необходимы для осуществления речевых функций, а именно для понимания и осмысления речи. В височной доле расположен специальный речевой центр Вернике, который и отвечает за понимание письма и устной речи. При повреждении этого центра (при инсульте, травме, опухоли) возникает специфическое расстройство под названием сенсорная афазия. Это означает, что хотя пациент может нормально произносить слова и писать, он абсолютно не понимает значение того, что ему говорят.
  • Нижняя лобная извилина необходима для формулирования речи. Здесь находится другое образование — речевой центр Брока. При нарушении его работы возникает моторная афазия — человек понимает, что ему говорят, однако сам не может произнести ни слова. При некоторых заболеваниях, например, нарушении кровообращения в средней мозговой артерии, возможно повреждение как лобной, так и височной доли. Тогда возникает полная афазия — больной не может ни понимать речь, ни произносить слова.
  • Передняя центральная извилина является частью пирамидной системы, то есть системы, отвечающей за осуществление сознательных движений.
  • Задняя центральная извилина входит в состав чувствительной системы организма. Благодаря ней мы ощущаем прикосновения, боль, разницу температур.

Обычно нарушение работы извилин наступает обособленно, в патологический процесс включаются лишь несколько образований. Однако существуют патологии, которые вызывают нарушение функций сразу всех или почти всех извилин головного мозга — это их атрофия. Для данной патологии характерно уменьшение количества извилин при расширении борозд. Клинически это проявляется нарушением интеллекта, психики, двигательными расстройствами.

В строении полушарий головного мозга доли, борозды и извилины имеют неразрывную связь. Борозды ограничивают собой извилины, а группа извилин организованы в доли, разделенные между собой все теми же углублениями — бороздами. Сложная организация со всеми перечисленными в статье структурами просто необходима головному мозгу. Без нее невозможно было бы выполнение всех его функций.

Оболочки головного мозга

Головной мозг, как и спинной, покрыт тремя оболочками: мягкой, паутинной и твердой.

Мягкая, или сосудистая, оболочка головного мозга (лат. pia mater encephali) непосредственно прилегает к веществу мозга, заходит во все борозды, покрывает все извилины. Состоит она из рыхлой соединительной ткани, в которой разветвляются многочисленные сосуды, питающие мозг. От сосудистой оболочки отходят тоненькие отростки соединительной ткани, которые углубляются в массу мозга.

Паутинная оболочка головного мозга (лат. arachnoidea encephali) — тоненькая, полупрозрачная, не имеет сосудов. Она плотно прилегает к извилинам мозга, но не заходит в борозды, вследствие чего между сосудистой и паутинной оболочками образуются подпаутинные цистерны, наполненные спинномозговой жидкостью, за счет которой и происходит питание паутинной оболочки. Самая большая, мозжечково-продолговатая цистерна, размещена сзади четвёртого желудочка, в неё открывается срединное отверстие четвёртого желудочка; цистерна боковой ямки лежит в боковой борозде большого мозга; межножковая — между ножками мозга; цистерна перекресток — в месте зрительной хиазмы (перекресток).

Твёрдая оболочка головного мозга (лат. dura mater encephali) — это надкостницы для внутренней мозговой поверхности костей черепа. В этой оболочке наблюдается наивысшая концентрация болевых рецепторов в организме человека, в то время как в самом мозге болевые рецепторы отсутствуют (см. Головная боль).

Твердая мозговая оболочка построена из плотной соединительной ткани, выстланной изнутри плоскими увлажненными клетками, плотно срастается с костями черепа в области его внутренней основы. Между твердой и паутинной оболочками находится субдуральное пространство, заполненное серозной жидкостью.

Развитие головного мозгаправить править код

Пренатальное развитиеправить | править код

Развитие, происходящее в период до рождения, внутриутробное развитие плода. В пренатальный период происходит интенсивное физиологическое развитие мозга, его сенсорных и эффекторных систем.

Натальное состояниеправить | править код

Дифференциация систем коры головного мозга происходит постепенно, что приводит к неравномерному созреванию отдельных структур мозга.

При рождении у ребенка практически сформированы подкорковые образования и близки к конечной стадии созревания проекционные области мозга, в которых заканчиваются нервные связи, идущие от рецепторов разных органов чувств (анализаторных систем), и берут начало моторные проводящие пути.

Указанные области выступают конгломератом всех трех блоков мозга. Но среди них наибольшего уровня созревания достигают структуры блока регуляции активности мозга (первого блока мозга). Во втором (блоке приема, переработки и хранения информации) и третьем (блоке программирования, регуляции и контроля деятельности) блоках наиболее зрелыми оказываются только те участки коры, которые относятся к первичным долям, осуществляющим приём приходящей информации (второй блок) и формирующие исходящие двигательные импульсы (3-й блок).

Другие зоны коры головного мозга к моменту рождения ребенка не достигают достаточного уровня зрелости. Об этом свидетельствует небольшой размер входящих в них клеток, малая ширина их верхних слоев, выполняющих ассоциативную функцию, относительно небольшой размер занимаемой ими площади и недостаточная миелинизация их элементов.

Период от 2 до 5 летправить | править код

В возрасте от двух до пяти лет происходит созревание вторичных, ассоциативных полей мозга, часть которых (вторичные гностические зоны анализаторных систем) находится во втором и третьем блоке (премоторная область). Эти структуры обеспечивают процессы перцепции и выполнение последовательности действий.

Период от 5 до 7 летправить | править код

Следующими созревают третичные (ассоциативные) поля мозга. Сначала развивается заднее ассоциативное поле — теменно-височно-затылочная область, затем, переднее ассоциативное поле — префронтальная область.

Третичные поля занимают наиболее высокое положение в иерархии взаимодействия различных мозговых зон, и здесь осуществляются самые сложные формы переработки информации. Задняя ассоциативная область обеспечивает синтез всей входящей разномодальной информации в надмодальное целостное отражение окружающей субъекта действительности во всей совокупности её связей и взаимоотношений. Передняя ассоциативная область отвечает за произвольную регуляцию сложных форм психической деятельности, включающую выбор необходимой, существенной для этой деятельности информации, формировании на её основе программ деятельности и контроль за правильным их протеканием.

Таким образом, каждый из трёх функциональных блоков мозга достигает полной зрелости в разные сроки и созревание идет в последовательности от первого к третьему блоку. Это путь снизу вверх — от нижележащих образований к вышележащим, от подкорковых структур к первичным полям, от первичных полей к ассоциативным. Повреждение при формировании какого-либо из этих уровней может приводить к отклонениям в созревании следующего в силу отсутствия стимулирующих воздействий от нижележащего поврежденного уровня.

Основные функции

Лобные доли головного мозга – передний отдел центральной нервной системы, отвечающий за сложную нервную деятельность, регулирует мыслительную активность, направленную на решение актуальных проблем. Мотивационная деятельность – одна из важнейших функций.

Основные задачи:

  1. Мышление и интегративная функция.
  2. Контроль мочеиспускания.
  3. Мотивация.
  4. Речь и почерк.
  5. Координация движений.
  6. Контроль поведения.

За что отвечает лобная доля головного мозга? Она управляет движениями конечностей, мимических мышц, смыслового построения речи, а также за мочеиспускание. Развиваются нейронные связи в коре под воздействием воспитания, получения опыта двигательной активности, письменности.

Эта часть мозга отделена от теменного отдела центральной бороздой. Они состоят из четырех извилин: вертикальная, три горизонтальных. В задней части находится экстрапирамидная система, состоящая из нескольких подкорковых ядер, регулирующих движения. Глазодвигательный центр расположен рядом, отвечает за поворот головы и глаз по направлению к раздражителю.

Лобные доли мозга отвечают за:

  1. Восприятие действительности.
  2. Находятся центры памяти и речи.
  3. Эмоции и волевую сферу.

При их участии производится контроль последовательности действий одного моторного акта. Проявления поражений называют синдром лобной доли, который возникает при различных повреждениях мозга:

  1. Черепно-мозговые травмы.
  2. Болезнь Альцгеймера.
  3. Болезнь Пика.
  4. Лобно-височное слабоумие.
  5. Онкологические заболевания.
  6. Геморрагический или ишемический инсульт.

Какие клетки есть у мозга

В ГМ человека находятся две группы клеток. Маленькие нейроны и глиальные клетки выполняют всю работу, необходимую нам для активной жизнедеятельности.

Нейроны генерируют нервные импульсы, глиальные клетки выступают в качестве вспомогательных. Нейроны подразделяются на чувствительные и эфферентные, также есть интернейроны. Эти клетки взаимодействуют друг с другом с помощью синоптической передачи. С помощью своих отростков аксонов они передают друг другу импульсы, сами же аксоны разветвляются и образуют синапсы. Каждый нейрон принимает импульсы не только от соседей, но и многих других нейронов. При этом используется химическая передача сигналов (нейромедиаторная). В ГМ происходят такие процессы, как выработка тока, который приводит к возбуждению мембраны или тормозит ее. Важную роль играют знаменитые клетки, которые сейчас у каждого на слуху. Их называют стволовыми. Именно они занимаются воспроизводством новых нейронов.

Таким образом, мы поняли, что не существует прямой зависимости от размеров ГМ и интеллектуальных способностей. Наш мозг по-прежнему скрывает много тайн, поэтому ученым еще только предстоит установить его скрытые возможности.

Другие интересные исследования

Мозг постоянно изучается и появляются все новые зарегистрированные исследования, некоторые из которых могут показаться смешными. Были выявлены следующие, достаточно новые интересные факты о мозге человека:

  • При наличии морской болезни, мозг будет ошибочно воспринимать, что это галлюцинации, которые вызваны токсической или наркотической интоксикации, а рвотные позывы являются что-то вроде защитного механизма
  • Наш центральный орган воспринимает любую двигательную активность людей, которые вызывают раздражение, медленнее, чем они на самом деле двигаются
  • Матерные слова во время сильного болевого ощущения, позволяют уменьшить силу этих ощущений
  • Миндалина, которая является частью нашего мозга, отвечает за наше чувство страха. Ее удаление может привести к его полной потере
  • У человеческого мозга полностью отсутствуют болевые рецепторы, поэтом любая хирургическая операция, как правило, проводится в полном сознании пациента
  • Номера телефонов содержат не более 7 цифр, потому как именно данную последовательность сходу может запомнить среднестатистический человек, по причине границ рабочей памяти.

Автор статьи: врач-невролог Магдотева Лидия Рашидовна

https://youtube.com/watch?v=tmo_xx-_DXk

Из чего состоит головной мозг человека

В составе головного мозга насчитывают более ста миллиардов клеток. Он покрыт тремя защитными оболочками. А благодаря своему объему мозг занимает около 95% всего черепа. Вес варьируется от одного до двух килограмм. Но интересным остается тот факт, что способности этого органа никак не зависят от его тяжести. Женский мозг примерно на 100 грамм меньше, нежели мужской.

Вода и жир

60% всего состава мозга человека – это жировые клетки, а лишь в 40% содержится вода. Он по праву считается самым жирным органом организма. Для того чтобы функциональное развитие мозга происходило надлежащим образом, человек должен правильно и рационально питаться.

Поступление «правильных жиров» в организм оказывает непосредственное влияние на человеческий мозг, это такая своеобразная подпитка. Очень жаль, что любители диет, забывают об этой специфике и стараются максимально исключить из своего рациона жирную пищу.

Строение мозга. Извилины и борозды

Как известно, мозг является главным органом нашей нервной системы. Не будет преувеличением сказать, что каждый человек — это и есть мозг. Ведь именно с помощью него мы осознаём себя, как личности. Всё, что мы знаем об окружающем мире и о себе самих, является продуктом деятельности нашего мозга.

Мозг человека, находясь в черепной коробке, делится на отдельные полушария: левое и правое. В свою очередь, в полушариях тоже наблюдается деление на зоны. И полушария, и зоны разделены между собой глубокими «перемычками», так называемыми «бороздами».

Борозд на теле мозга не так уж много, но он выглядит как бы «помятым», испещрённым глубокими морщинами и складками разного размера. Вот эти складки и являются теми самыми пресловутыми извилинами, о которых придумывают анекдоты.

Масса мозга

Масса человеческого мозга колеблется от 1000 до более чем 2000 граммов, что в среднем составляет приблизительно 2 % массы тела. Мозг мужчин имеет массу в среднем на 100—150 граммов больше, чем мозг женщин, однако статистической разницы между соотношением размера тела и мозга у взрослых мужчин и женщин не обнаружено. Распространено мнение, что от массы мозга зависят умственные способности человека: чем больше масса мозга, тем одарённее человек. Однако очевидно, что это далеко не всегда так. Например, мозг И. С. Тургенева весил 2012 г, а мозг Анатоля Франса — 1017 г. Самый тяжёлый мозг — 2850 г — был обнаружен у индивида, который страдал эпилепсией и идиотией. Мозг его в функциональном отношении был неполноценным. Поэтому прямой зависимости между массой мозга и умственными способностями отдельного индивида нет.

Однако на больших выборках в многочисленных исследованиях обнаруживается положительная корреляция между массой мозга и умственными способностями, а также между массой определённых отделов мозга и различными показателями когнитивных способностей. Ряд учёных[кто?], однако, предостерегает от использования этих исследований для обоснования вывода о низких умственных способностях некоторых этнических групп (таких как австралийские аборигены), у которых средний размер мозга меньше. Ряд исследований указывает, что размер мозга, почти полностью зависящий от генетических факторов, не может объяснить бо́льшую часть различий в коэффициенте интеллекта. В качестве аргумента, исследователи из Университета Амстердама указывают на существенную разницу в культурном уровне между цивилизациями Месопотамии и Древнего Египта и их сегодняшними потомками на территории Ирака и современного Египта.

Степень развития мозга может быть оценена, в частности, по соотношению массы спинного мозга к головному. Так, у кошек оно — 1:1, у собак — 1:3, у низших обезьян — 1:16, у человека — 1:50.
У людей верхнего палеолита мозг был заметно (на 10—12 %) крупнее мозга современного человека — 1:55—1:56.

Есть ли связь между гендером человека и числом извилин

Давно известный факт, гласящий, что мужской мозг по весу превосходит женский, породил немало нелепейших шуток и стереотипов. Однако достойный ответ шутникам дали ученные, выяснившие, что женский мозг, в противовес мужскому, имеет более сложную структуру со значительно большим числом извилин, что и возмещает меньший вес. По этой же причине нейроны в голове мужчин расположены на большем расстоянии. Таким образом, по площади мозг человека, вне зависимости от пола его обладателя, равен.

Гениальность

Мозг человека – наибольший элемент центральной нервной системы, что обуславливает сложность его строения. Именно он делает человека самим собой, дарит ему чудо сознания. Естественно, ученых давно интересует, есть ли связь между внешним видом мозга – и тем, какой личностью он делает своего обладателя. Пока что можно сказать наверняка: ни его масса, ни то, сколько извилин у человека в мозгу, не определяют индивидуума как умного или глупого. Бороздки в сером веществе – всего лишь складки огромного по площади органа, втиснутого в человеческий череп. Попытки посчитать их среднее количество бессмысленны, ведь для каждого человека это число индивидуально, а по строению и внешнему виду они могут быть как глубокими, так и едва различимыми глазу, что делает процесс подсчета невозможным.

Извилины мозга: что это такое, и почему они образуются

Головной мозг человека является наиболее сложным органом. Он состоит из более чем ста миллиардов нейронов. Это не удивительно, ведь именно этот орган является главным управляющим центром, контролирующим все процессы в нашем теле, он даёт самосознание, делающее человека личностью, индивидом.

Сохраняя в себе все это количество элементов при ограниченном пространстве, поверхность мозга, называемая корой больших полушарий, закономерно покрывается бесчисленным количеством борозд. Подобная анатомия – следствие адаптации организма к «тесноте», то есть ограниченному пространству черепа.

Гениальность

Механизм образования извилин легко проиллюстрировать следующим образом: квадратный листик проще просунуть в маленькую круглую коробочку, скомкав его. При этом комок, в который превратился некогда квадратный лист, становится набором борозд, аналогичных тем, что находятся в мозговой толще, когда орган компактно размещается в черепной коробке.

Вопреки бытующему мнению, количество бороздок на сером веществе у человека не может ни прибавиться, ни убавиться, вне зависимости от того, какой деятельностью он занимается на протяжении жизни. Структура мозга, внешне схожая с ядрами грецкого ореха, формируется у человека ещё в состоянии эмбриона. Так, гладкая поверхность серого вещества начинает испещряться бороздками на двадцатой неделе беременности, а перестают они появляться у ребенка в возрасте полутора лет. То есть с этих самых пор количество и положение складок сформировано окончательно и на всю жизнь, так что и разговоры о том, что извилины могут со временем выпрямляться, полностью не обоснованы.

Мозг с точки зрения кибернетики

С точки зрения кибернетики, мозг представляет собой гигантскую обучающуюся статистическую аналоговую машину из живых ионных элементов без жесткой структуры связей между элементами, с потребляемой мощностью около 25{\displaystyle 25} Ватт. Оценки объема памяти мозга у различных авторов колеблются от 106{\displaystyle 10^{6}} до 1016{\displaystyle 10^{16}} бит. Высшая нервная деятельность заключается в работе с образами внешнего мира многоступенчатым иерархическим методом параллельной обработки информации. Память мозга устроена по особому принципу — запоминаемая информация одновременно является адресом запоминания в коре головного мозга, причем запоминается не только информация, но и частота её повторения. Соединения нейронов мозга образуют многоуровневую сетевую структуру.

Предпринимаются первые попытки создания математических моделей мозга на основе теории автоматов, нейронных сетей, математической логики, кибернетики

Американские учёные попытались сравнить человеческий мозг с жестким диском компьютера и подсчитали, что человеческая память способна содержать в себе около 1 миллиона гигабайт (или 1 петабайт) (например, поисковая система Google обрабатывает ежедневно около 24 петабайт данных). Если учесть, что для обработки такого большого массива информации мозг человека тратит только 20 ватт энергии, его можно назвать самым эффективным вычислительным устройством на Земле.

Примечания

  1. Ho, KC; Roessmann, U; Straumfjord, JV; Monroe, G (1980). “Analysis of brain weight. I. Adult brain weight in relation to sex, race, and age”. Archives of pathology & laboratory medicine. 104 (12): 635—9. PMID .
  2. .
  3. Paul Brouardel. Procès-verbal de l’autopsie de Mr. Yvan Tourgueneff. — Paris, 1883.
  4. Кузина С., Савельев С. . Наука: тайны мозга. Комсомольская правда (22 июля 2010). Проверено 11 октября 2014.
  5. Intelligence and brain size in 100 postmortem brains: sex, lateralization and age factors. Witelson S.F., Beresh H., Kigar D.L. Brain. 2006 Feb;129(Pt 2):386-98.
  6. Brody, Nathan. Jensen’s Genetic Interpretation of Racial Differences in Intelligence: Critical Evaluation // The Scientific Study of General Intelligence: Tribute to Arthur Jensen. — , 2003. — P. 397–410.
  7. Дробышевский С. В. .
  8. O’Brien, Jodi. Encyclopedia of Gender and Society. — Los Angeles : SAGE, 2009. — P. 343. — ISBN 1-4129-0916-3.
  9. (1999). Sex and Cognition. Cambridge, MA: MIT Press. ISBN 978-0-262-11236-9
  10. Ho, KC; Roessmann, U; Straumfjord, JV; Monroe, G (1980). “Analysis of brain weight. I. Adult brain weight in relation to sex, race, and age”. Archives of pathology & laboratory medicine. 104 (12): 635—9. PMID .
  11. Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста. — Питер, 2008.
  12. Лурия А. Р., 1973