Как научиться смирению?

Смирение

     Смирение с древнейших времен было одним из самых главных добродетелей почти во всех религиях, но его истинное значение почему-то стало раскрывается только в последнее время. Конечно, новые времена диктуют новые парадигмы и понятия, но что касается смирения, это скорее возрождение его изначального смысла.

       Если мы посмотрим в словари то увидим существенную разницу в толкованиях этого слова, например в словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова: «смирение – это отсутствие гордости, подчинение чужой воле». В духовных источниках смирение рассматривается как противоположность гордыне, и почитается как возможность отрезвить свой ум. Мне как психологу, сразу резонирует аналог самооценки. Действительно, гордыня (в понимании духовных лиц) – это всегда завышенная самооценка и эгоизм, а смирение – это трезвое восприятие себя и окружения, то есть адекватная самооценка. Это важный момент, в понимании этого слова. Смирение это не самоуничижение и подчинение чужой воле (заниженная самооценка) а именно трезвый взгляд на мир и на себя в этом мире.

Смирение – это когда человек живет в гармонии С  МИРОМ.

Свободолюбивый ворон

Бескомпромиссный приверженец истины. Долгое время наблюдал жизнь, и со временем начал осознавать, что в созерцательном невмешательстве мудрость, конечно есть, но еще больше ее в следовании естественному ходу вещей и событий во вселенной. Непостижимым образом воля его естества сливается с течением самой жизни, проводником которой он становится.

Наблюдая все явления как есть, ворон освобождается от иллюзий. Рассказывая другим об увиденных истинах, может прослыть за прозорливого ясновидца. На деле же его ясновидение – это простое ясное видение все той же реальности без мысленных шор.

Ложное смирение – стадия птенца, который прячется от жизни в зоне комфорта. Ложная сила – стадия попугая. Его хаотичная активность служит гордыне, и направлена на самоутверждение. Сову на стадии смирения такая мотивация не цепляет, поэтому с сокращением наполеоновских комплексов, снижается и ее личная активность. Сова не прячется от жизни, а принимает все как есть, созерцательно наблюдая за происходящим. Ее смирение – от мудрости, а не от страха перед жизнью.

Истинная сила приходит на стадии ворона. Его активная воля – это смиренное подчинение непосредственному течению жизни, которое парадоксальным образом сливается с личной ответственностью за каждый выбор. Ворон способен отвешивать подзатыльники подсказывать, направлять и активно двигаться не ради самовозвышения, а все также – следуя естественному ходу вещей во вселенной. Этим птицам приписывают мистические качества, почитают их за носителей мудрости и знания.

Кризис: реакция и преодоление

Каждого из нас в жизни может поджидать этап, когда кажется, что от проблем просто никуда не деться. Хорошо, если все они бытовые и решаемые

В этом случае важно не опускать руки и идти к намеченной цели, но существуют ситуации, когда от человека практически ничего не зависит — он в любом случае будет страдать и переживать

Психологи называют такие ситуации кризисом и советуют очень серьезно отнестись к попыткам выхода из него. В противном случае его последствия не позволят человеку выстроить счастливое будущее и вынести определенные уроки из проблемы.

Каждый человек реагирует на кризис по-своему. Это зависит от внутренней силы, воспитания и часто от социального статуса. Предугадать, какова будет реакция какого-либо индивидуума на стресс и кризисную ситуацию, невозможно. Случается так, что в разные периоды жизни один и тот же человек может реагировать на стресс по-разному. Несмотря на различия между людьми, психологи вывели общую формулу 5 стадий принятия неизбежного, которая одинаково подходит абсолютно всем людям. С ее помощью можно эффективно помочь справиться с бедой, даже если у вас нет возможности обратиться к квалифицированному психологу или психиатру.

Что такое принятие ситуации

Принятие – это новый уровень понимания .

Это понимание, что все, что с вами случилось, зачем-то вам нужно.

Понимание, что проблема всегда идет изнутри вас наружу, и проявляется изнутри внешними обстоятельствами. Вы получаете то, что транслируете в Мир.

Внешний Мир сигнализирует вам, через ситуацию, на что обратить внимание в СЕБЕ. Понимание, что принять ситуацию, это не означает согласиться с несправедливостью происходящего относительно вас, не означает подчиниться обстоятельствам

Понимание, что принять ситуацию, это не означает согласиться с несправедливостью происходящего относительно вас, не означает подчиниться обстоятельствам.

Принять – это:

  • Согласиться, что ситуация уже создана и что дальше нужно двигаться исходя из наличия данного факта.
  • Согласиться, что изменить события невозможно, но можно по-другому понять их.
  • Отыскать причину почему эта ситуация возникла в вашей жизни, и понять как поступать, чтобы подобного с вами не происходило.

Вторая стадия: гнев

После того как человек окончательно осознает свою причастность к проблеме, он переходит на вторую стадию — гнев. Это один из самых тяжелых этапов 5 стадий принятия неизбежного, он требует от человека большого количества сил — как душевных, так и физических.

Как научиться смирению?

Смертельно больной человек начинает выплескивать свой гнев на здоровых и счастливых людей, окружающих его. Гнев может выражаться резкими сменами настроения, криками, слезами и истериками. В некоторых случаях больные тщательно скрывают свой гнев, но это требует от них массы усилий и не позволяет быстро преодолеть данный этап.

Многие люди, столкнувшись с бедой, начинают сетовать на судьбу, не понимая, за что им приходится так страдать. Им кажется, что все окружающие относятся к ним без нужного уважения и сострадания, что только усиливает выплески гнева.

Первая стадия: отрицание ситуации

Отрицание неизбежного — это самая естественная реакция человека на большое горе. Этот этап невозможно миновать, его приходится пройти каждому, кто попадает в сложную ситуацию. Чаще всего отрицание граничит с шоком, поэтому человек не может адекватно оценивать происходящее и стремится отгородиться от проблемы.

Если мы говорим о тяжелобольных людях, то на первой стадии они начинают посещать разные клиники и сдавать анализы в надежде, что диагноз — результат ошибки. Многие больные обращаются к нетрадиционной медицине или гадалкам, пытаясь выяснить свое будущее. Вместе с отрицанием приходит страх, он практически полностью подчиняет себе человека.

В случаях, когда стресс вызван серьезной проблемой, не связанной с заболеванием, человек всеми силами пытается сделать вид, что в его жизни ничего не изменилось. Он замыкается в себе и отказывается обсуждать проблему с кем-либо посторонним.

Пятая стадия — принятие неизбежного

Смириться с неизбежным или, как еще говорят, принять его необходимо для того, чтобы жизнь снова заиграла яркими красками. Это заключительная стадия согласно классификации Элизабет Росс. Но пройти этот этап человек должен самостоятельно, никто не сможет помочь ему преодолеть боль и найти в себе силы принять все случившееся.

На стадии принятия больные люди уже полностью истощены и ждут смерти в качестве избавления. Они просят близких о прощении и анализируют все хорошее, что успели сделать в жизни. Чаще всего в этот период близкие говорят об умиротворении, которое читается на лице умирающего. Он расслабляется и получает удовольствие от каждой прожитой минуты.

Если стресс был вызван иными трагическими событиями, то человек должен полностью «переболеть» ситуацией и вступить в новую жизнь, оправившись от последствий беды. К сожалению, трудно сказать, сколько должен длиться этот этап. Он индивидуален и не поддается контролю. Очень часто смирение внезапно открывает человеку новые горизонты, он вдруг начинает воспринимать жизнь иначе, чем раньше, и полностью меняет свое окружение.

Как научиться смирению?

В последние годы методика Элизабет Росс пользуются огромной популярностью. Авторитетные врачи вносят в нее свои дополнения и изменения, даже некоторые артисты принимают участие в доработке этой методики. К примеру, не так давно появилась формула 5 стадий принятия неизбежного по Шнурову, где известный питерский артист в своей привычной манере дает определение всем этапам. Конечно, все это преподносится в шутливой форме и предназначено для фанатов артиста. Но все же не стоит забывать о том, что выход из кризиса является серьезной проблемой, которая требует тщательно продуманных действий для успешного решения.

Наивный птенец

Это – стадия ложного смирения. Чтобы снять с себя ответственность за свою жизнь, птенец ищет покровительства у сильной личности, или какой-нибудь высшей силы, способной сыграть для него роль всесильного отца-защитника.

Птенец привержен чужим и потому ложным идеалам, которые сам толком не прочувствовал и не понял. Легко подчиняется, может быть послушным и трудолюбивым, пока верит, что следуя за искусственными ценностям, движется к счастью.

Не любит принимать решения, упорно избегает трудностей, ищет способы укрыться от сложного мира. Любит всевозможные в том числе духовные учения, где находит инструкции к «правильной» жизни, следуя которым, отключает мозг, давит сомнения и всецело отдается во власть победителя лоховода авторитета.

Ложное смирение птенца – это запирание в аквариуме зоны комфорта, где все более-менее понятно, знакомо, где можно спрятаться под толстым одеялом и тихо бояться жизни, наслаждаясь удушающим личность уютом, уподобившись домашнему питомцу.

Птенец любит поныть о том, как нелегка жизнь, чтобы другие уразумели, как велики его «святые» страдания, пожалели и, наконец, догадались, какого высокого уровня уважения он заслуживает.

Иногда птенец ожидает, что за свою скромность он будет замечен, и удостоен всевозможных почестей. Если жизнь упорствует, продолжая противоречить его ожиданиям, птенец становится на путь святого мученика саморазрушения, чтобы доказать миру, насколько тот был к нему жесток и несправедлив.

Со временем, если «повезет» замечает, что счастье все никак не приходит, теряет вкус к жизни, его ценности блекнут, а сухое следование коллективным ритуалам становится принужденно-вымученным. Это переходный этап, на котором птенцу становится все сложнее выжимать из себя энергию на искусственные безжизненные обряды, наигранные церемонии и натянутые улыбки.

Смирение в психологии. Что такое терпение и смирение.

Наша жизнь состоит не только из радостных переживаний, но и из проблем, которые нам нужно научиться преодолевать. Чтобы сделать это, нам требуется терпение. Это означает спокойно принимать превратности судьбы и даже в самых сложных ситуациях сохранять ясность ума. Для этого человеку необходимо смирение. Это — одна из основных добродетелей в христианстве.

Смирение – полная противоположность гордыне. Смиренный человек полагается на милость Господа, он с радостью и благодарностью принимает то, чем Господь его одарил, и никогда не ставит себя выше других. Смиряться – это жить в мире с собой.

Терпение тесно связано со смирением. Если человек пребывает в мире с собой и одновременно сохраняет спокойствие в трудных ситуациях, ему легко их преодолевать. Пример истинного терпения и смирения – Иисус Христос. Ради высшей цели он претерпел невыносимые муки и при этом не гневался, никому не желал зла, не роптал на судьбу.

Как смириться с ситуацией которую невозможно изменить

То, что вы оценивали как чёрное, в итоге оказалось белым, и – вы это видите на примере собственной жизни – именно так чаще всего и происходит.Поэтому очень важно убрать оценку ситуации с позиции своего понимания о правильности, и оставить только констатацию ситуации. Да, вижу, произошла такая ситуация

Что я чувствую? Мне в ней дискомфортно, сложно, приходится напрягаться, ещё что-то.Дальше – что я могу сделать, чтобы было иначе? Делаю.Ситуация не вполне разрешилась, но я верю в то, что в итоге она решится наилучшим образом, поэтому просто доверяюсь миру и переключаюсь на решение других задач. Я не трачу энергию на обиды на жизнь, сетование на несправедливость и т.д., я направляю её на созидание, и тогда становлюсь настоящей хозяйкой своей жизни, а не вечной жертвой обстоятельств.Всё просто есть, и на сегодня оно вот так, и я принимаю эту ситуацию, потому что верю, что она пришла, потому что для чего-то мне нужна. И я концентрируюсь на том, чтобы понять, для чего, а не на том, чтобы быть недовольной.

Как научиться смирению

– Владыка, есть такое выражение: «работа смиряет», наверное, смиряет усталость, болезни, понимание своей немощи. А что еще? И вообще, как научиться смирению?

– У несмиренного человека понимание своей слабости может привести к агрессии и в конце концов к разрушению личности, а у смиренного – нет. Стать смиренным – это прежде всего победить в себе гордыню и лень духовную. Ведь почему гордыня – это грех? Потому что это то, что отделяет человека от Бога, это камень преткновения между человеком и Богом. Но если человек сделал шаг к Богу, покаялся, то он уже сумел преодолеть гордыню, а дальше идет та духовная брань, о которой мы уже писали.

– Владыка, по словам Ефрема Сирина, «если грешник приобретает смирение, то он сделается праведником». Почему смирение имеет такую силу перечеркнуть все?

– Да потому что быть смиренным – это прежде всего быть победителем. Победить в себе гордыню. А потом ведь смирение и в том, что мы понимаем, что без Божьей помощи нам свои грехи не преодолеть. Вспомните, как мы молимся: «Господи, даруй мне зрети мои прегрешения».

Нельзя думать, что какие-то духовные упражнения сразу помогут нам приобрести смирение. Многие научились ему через подражание духовным отцам, людям, которые духовно выстояли в этом мире. Бывает, что болезни, жизненные обстоятельства научают нас. Апостол Павел сказал: «И чтобы я не превозносился… дано мне жало в плоть». И дальше: «…ангел сатаны удручает меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12. 7–9).

У нас в Старом Осколе есть старец Алексей, люди называют его просто: Алеша из Старого Оскола. Это физически очень больной, немощный человек, он даже не разговаривает, и если ему надо ответить на вопрос, то он просто водит пальцем по таблице с буквами, и получаются слова. Или он водит пальцем по буквам, и получаются стихи. И что бы ни происходило вокруг, с ним, в любых ситуациях, он всегда удивительно светел, в нем столько любви и тепла к людям. Для меня этот Алеша из Старого Оскола и есть воплощение смирения.

А. А. Голенищев-Кутузов

В годину смут, унынья и разврата

Не осуждай заблудшагося брата;

Но, ополчась молитвой и крестом,

Пред гордостью – свою смиряй гордыню,

Пред злобою – любви познай святыню

И духа тьмы казни в себе самом.

Не говори: «Я капля в этом море!

Моя печаль безсильна в общем горе,

Моя любовь безследно пропадет…»

Смирись душой – и мощь свою постигнешь:

Поверь любви – и горы ты подвигнешь;

И укротишь пучину бурных вод!

Смиренномудрие

Итак, русские «приняли веру от грек», а значит, искать корни вопроса стоит где-то в Греции.

Слово «смирение» происходит от греческого «tapeinofrosyne» – дословно, «смиренномудрие».

Два корня уже этого термина переводятся как «покорный» и «мудрость» или «здравый смысл». Что получилось? Покорность здравому смыслу?

Семантика слова уже исключают некие «мазохистские» вариации толкований добродетели смирения. «Где же здесь знаменитое самоуничижение и самогнобление?» – удивится возмущенный читатель. Ничего необычного, пока мы просто оформили широкий перевод слова с греческого языка. Теперь посмотрим, как термин понимался предками нашей великой Древней Руси.

«Съмѣрити» – «умерить» или «смягчить». Из самого корня и старинного, и современного слов мы можем выделить два явных: «мир» и «мера».

В результате получим еще один логический виток, сделанный из анализа теперь уже нашего родного языка. Речь идет о некой внутренней мере, установленной человеком, которая позволяет обрести душевный мир.

Как научиться смирению?

Самолюбивый попугай

Находится на подростковой стадии ложной силы. Не любит подчиняться, потому что повиновение ассоциирует с унизительным возвращением к стадии птенца. Имеет свое мнение по всем жизненным вопросам, которое использует для самоутверждения. Свою ложную силу позиционирует как истинную. Большую часть времени носит модные в сфере своего окружения маски, с которыми со временем срастается.

Часто становится циником презрительно насмехающимся над общественными устоями. Так происходит, когда попугай полагает, что стал настолько продвинутым, будто постиг и даже перерос саму жизнь, которая, как он считает, состоит из одних лишь инфантильных птенцовых ценностей, в которые он сам еще вчера свято верил. Иными словами циник, насмехаясь над жизнью, по сути, насмехается над собственной наивностью. А жизни он пока совсем не знает, о чем даже не догадывается.

Чтобы ощутить себя лучше и выше «серой массы», попугай склонен брезгливо рассуждать о том, как глупы и низки окружающие. Он уверен, что знает путь, а заходя в тупик, возмущается наглой глупости жизни, не разделяющей его «великого» знания.

Любит устраивать сатсанги щедро делиться своим мнением, как великим информационным даром. Склонен практиковать типичное свинство под маской гибкости и раскованности. Чужие идеи  и мнения, не совпадающие с его «продвинутым» мировоззрением, воспринимает, как глупые иллюзии.

Способен упиваться собственной «уникальностью» всю жизнь. Но однажды, если «повезет», начинает замечать, что непрерывно ходит по замкнутому кругу, где всю жизнь работает за бесплатно на комплекс неполноценности. По этой теме на progressman.ru уже имеется ряд статей под тегом «самолюбие».

На переходном этапе ложная сила попугая уходит – и вместе с ней уходит вкус к той жизни, которой он до этого момента жил. После хорошей ломки, у попугая появляется возможность стать созерцательной совой.

Уверенность в Боге и себе

По мере нашего разговора суеверное смирение внезапно превратилось в… уверенность. Без приставки «само». Что это значит?

Итак, смирение в отношение к Богу есть видение своих грехов и стремление подчинить Ему волю. Все внешние испытания – как этапы соревнований, тренировка с тяжелыми весами в спортзале, возможность стать сильнее. Это достижимо только при соработничестве с Богом.

Заметим, человек в здравом уме никогда бы не назвали Иисуса Христа «слабым». Да, Он позволил Себя распять. Позволил. Ключевое слово. В поведении, образе мысли, действиях Христос – довольно основательный, твердый, последовательный, благородный и тяжеловесный мужчина. Он был уверен в себе более, чем кто-либо из людей за всю историю человечества.

Смирение – это и уверенность в Боге, в Его заботе о нас. Если с нами Бог, то нам и море по колено.

Как научиться смирению?

Но мы не забываем о том, что смирение – это адекватная христианская оценка себя. Мы помним грехи, которые совершили, видим свои слабости наряду с достоинствами. Помним, благодаря кому мы такие, какие есть. И мы дети одного Отца, Который равно любит всех вокруг. Объективно оценивая себя, понимая склонность к греху, как мы можем осуждать людей вокруг? Их природа мало чем отличается от нашей.

Наконец, понимая себя, вряд ли нам станет интересно со скрупулезным вниманием следить за недостатками других людей. Мы будем заняты изменением собственного внутреннего мира, ведь именно там, в глубине души, и создается наша личная реальность, именно там куется «жизнь будущего века»

Вот оно, смирение, – ступень на пути к самосовершенствованию.

Как разрешить ситуацию с помощью смирения

№1. Переключение внимания

Оно может быть двух видов:

1. Случайное переключение, с помощью внешних обстоятельств

Но, как вы знаете, ничего случайного не бывает.

Ваше “Высшее Я”, видя, что эго не отпускает ситуацию, создает такие события в жизни, которые смогут на определенное время переключить ваше внимание. За это время ситуация разрешится сама собой

За это время ситуация разрешится сама собой.

Это происходит в том случае, если вы:

Не можете смириться (осознанно к смирению не придешь), а физические силы иссякают. Чтобы совсем не лишиться внутреннего ресурса, ваши высшие аспекты идут на такой шаг.

Например, мама не может уложить спать ребенка в течение нескольких дней. Каждый день, как пытка для обоих. На самотек ситуацию не отпустишь, ведь малыш — самое дорогое, а жизненный ресурс просто необходим.

Не созрели духовно до смирения, и много энергии тратите впустую на решение какого-то вопроса. Переключение происходит для того, чтобы скорректировать ваш путь.

Если в первом случае смириться вы хотите, но не можете, то во втором случае смирение может возникнуть только на подсознательном уровне.

Этот способ не подойдет для затяжных конфликтов. Если вы годами бились о закрытые двери, то одного переключения внимания будет недостаточно.

Как научиться смирению?

2. Осознанное переключение внимания

У вас не получается решить какой-то вопрос, вы осознанно смиряетесь с ситуацией на время и фокусируетесь на других вопросах, либо переключаетесь на что-нибудь нейтральное.

За это время хватка ослабляется, и ситуация либо разрешается сама по себе, либо к вам приходит идея как ее решить.

№2. Пирамида Силы и Света

Надо сказать, что в этом способе смирение играет не последнюю роль.

Если вы идете в пирамиду, оставляете там свою проблему, а потом продолжаете о ней думать, ничего не решится.

Важно то, насколько вы доверяете высшим силам в решении ситуации

Как научиться смирению?

№3. Практика “Махнуть рукой”

Предлагаем простую практику, выполняя которую, вы перейдете от отчаяния к смирению.

Наверняка вы слышали о таком методе “решения проблем” в народе, когда предлагается поднять руку, махнуть и произнести: “А ну его…!”

Только усовершенствуем его.

Входите в полумедитативное состояние, поднимаете руку, а можно и без поднятия руки, и произносите:

“Я передаю решение ситуации своему “Высшему Я”, своим наставникам и духовным учителям для наивысшего блага всех ее участников”.

Как научиться смирению?

Приготовьтесь и к неожиданным поворотам. Не всегда все получается так, как нам бы того хотелось.

Ваша задача — позволить высшим силам сделать всю работу за вас.

Умение смириться — это новый виток вашей духовной эволюции.

Птичья духовность

Птенец может уповать на Бога, или его представителей в человеческом мире, покорно доверяясь им, как ребенок доверятся родителям. Когда такое слепое доверие заводит в тупик, птенец может повзрослеть и перейти на стадию ложной силы. Он может разочароваться в религии, в духовных ценностях и даже стать циником.

Попугай насмехается над ценностями птенца. Он может верить, что познал религию и духовность как наивные суеверия, к которым он сам был склонен на ступени ложного инфантильного смирения.

Когда попугай таким образом отстраняется от духовности, он на самом деле отстраняется от собственной слабости, в которой пребывал на этапе птенца. То есть попугай разочаровывается вовсе не в духовности, а в своих представлениях о ней. Но дело в том, что на стадии своей ложной силы попугай уверен, что его галлюцинации представления о жизни – это и есть сама жизнь, и соответственно его вчерашние инфантильные представления о духовности – это и есть сама духовность.

Если же попугай в свою жизнь таки впускает религию и учения, они встраиваются в формат его главных стимулов. То есть, учения используется как инструмент для самоутверждения – укрепления собственного уникального «я», обладающего всевозможными «продвинутыми» в том числе и «духовными» качествами.

Иногда попугай облачается в костюм совы, или ворона, и копирует их манеры и жесты, чтобы убедить всех, включая себя, что он и вправду достиг этой ступени. Мотивация у такого поведения – чистое самоутверждение. Иными словами, копируя поведение продвинутых мира сего, попугай надеется заслужить любовь и уважение.

На стадии смирения сова приближается к истине вне концепций. Она начинает ощущать, что все учения – блажь лишь способ объяснить необъяснимое и выразить невыразимое. Она начинает осознавать, что философские разговоры – это блуждание в потемках ума. Однако есть смысл в максимально честном и точном выражении своих переживаний – не с целью самоутвердиться, а потому что именно так, выражая правду без приукрашиваний, люди друг у друга учатся.

Попугай, насмотревшись на молчаливых внеконцептуальных сов, начинает попугайничать – повторять за ними слова и фразы, иногда перемешивая их в случайном порядке, даже толком не понимая, истинного смысла, который изначально в эти слова вкладывался.

Переход совы на стадию силы ее мировосприятие почти не меняет. Стадия ворона отличается в большей степени новым стилем поведения, который ярче выражает его внутреннюю суть, и в большей степени поддерживает гармонию пространства.

Ложное смирение птенца легко спутать с истинным смирением совы. Ложную силу попугая легко спутать с истинной силой ворона. Главное – помнить, что только признание своих ошибок позволяет стать на путь их решения, и только признание своих заблуждений, позволяет прийти к истине. Как-то так мы и взрослеем.

Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

  • Этапы развития личности
  • Любимые песни эго
  • Привязанность под маской любви
  • Переходный период и круг общения

П.С.

Вышеописанные этапы – скорей даже не этапы, а грани, которые в разной степени свойственны каждому.

Я не считаю себя вороном, или совой, а как и все – скачу по разным психическим граням. Мой внутренний взрослый приглядывает за внутренним ребенком.

Ничего против птенцов и попугаев не имею. Вместо последних думал использовать павлинов. А вместо воронов – каких-нибудь орлов. Птички – просто образы для наглядности.

Созерцательная сова

Находится на стадии смирения. Обесценила ценности попугайского этапа, и теперь так внимательно присматривается к жизни, словно видит ее впервые. Перестает винить в своих проблемах окружающих, начинает понимать, что неврозы – это следствие личных нерешенных вопросов, а не вина каких-то «плохих» людей.

«Знает, что ничего не знает», и начинает понимать, что не бывает правильной жизни и правильных истин. Осознает, что каждый имеет право быть собой со своей ложью и своей правдой, каждому нужны свои ошибки, потому что именно так, преодолевая собственные заблуждения, все учатся и взрослеют. Считает, что ошибаться не только нормально, но еще и полезно – иначе не познать гармонии вещей.

Сова опустошает стакан своего мировоззрения, и выбрасывает из головы все философские концепции. Ослабив хватку гордыни, учится жить заново, прислушиваясь к самой жизни.

Теряет вкус к самоутверждению и перестает поучать, потому что начинает осознавать, как на самом деле загадочна жизнь, и как мало мы о ней знаем. Пребывает в состоянии ученика, созерцательно внимающего всем жизненным событиям. Осознает, что только без цепляний за уже имеющиеся знания появляется возможность учиться и расти без сопротивлений.

Если ложное смирение птенца характеризует слабость и пассивность, а ложную силу попугая – сопротивление и самоутверждение, то истинное смирение совы – это здоровый пофигизм приятие и чуткость.

Сова меняет отношение к страхам. Птенец от них прячется, попугай тщательно маскирует под доблести, а сова начинает своим страхам открываться, проживать их и выпускать на волю.

В противовес тоннам тяжеловесных концепций, сова выбирает утонченное почти невесомое осознание текущего положения дел.