Психологические конфликты: крах или развитие?

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Люди хотят чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Люди переживают неудачу и готовы обвинить окружающих в том, что они не смогли достичь желаемой цели. А окружающие — будь то родственники или те, с кем люди вместе работают, полагают, что они сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была ими неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо они не смогли правильно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства им помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта. И тогда человек задается вопросом: как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли прилагать какие-либо специальные усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположение окружающих людей? Или же не нужно этого делать; просто не следует обращать внимания на  мнения других людей?

Часто конфликт возникает как результат целого комплекса противоречий: этнических, религиозных, политических, психологических, экономических и т.д. Несмотря на разнообразие конфликтов, в их природе есть общие черты. Поэтому конфликтология как все еще молодая наука движется по пути к общему научному подходу в понимании, анализе и урегулировании конфликтных ситуаций.

В настоящей работе сделана попытка рассмотреть понятие конфликта, его динамику и способы профилактики конфликтов.

Целью данной работы является исследование конфликтов и поиск способов снятия психического напряжения, сопутствующего им.

1.2. Определение основных структурных элементов конфликта

Стороны конфликта — это субъекты социального взаимо­действия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно пли неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта — это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации — это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодей­ствия.

Мотивы конфликта — это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интере­сов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон — это то, о чем они заявляют

друг другу в ходе конфликта пли в переговорном процессе.

Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере.

Руководителю приходится разрешать конфликты не только в деловой форме, но и в личностно-эмоциональной сфере. При их разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов.

Как же себя вести руководителю с «конфликтной личностью»? — Существует единственное средство — «подобрать ключик».

Для этого попытайтесь увидеть в нем друга и лучшие черты (качества) его личности, поскольку вы уже не сможете изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни его психологические особенности и особенности нервной системы. Если же не смогли «подобрать к нему ключ», то остается одно-единственное средство — перевести такого человека в разряд стихийного действия.

Таким образом, в конфликтной ситуации или в общении с трудным человеком следует использовать такой подход, который в большей степени соответствовал бы конкретным обстоятельствам и при котором вы могли бы чувствовать себя наиболее комфортно.

Наилучшими советчиками в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Можно, например, добиться компромисса, приспособиться к нуждам другого человека (особенно партнера или близкого человека); настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте; уклониться от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен для вас; использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон.

Помните — лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения.

Психология внутреннего конфликта

Психологические конфликты: крах или развитие?

Многие люди считают постыдным признать, что их психологическое состояние нестабильно — это психология человека. Они всячески доказывают свою «нормальность» и предпочитают не замечать сигналы, которые посылает им подсознание. В итоге внутренний конфликт разрастается до огромных размеров, и справиться с ним довольно сложно.

Психология внутреннего дисбаланса такова, что он тщательно охраняет свои «владения». Человеку не хочется копаться в себе, он надевает «розовые очки» и выстраивает невидимую стену между собой и внешним миром. Людям не нравится признавать собственное психологическое неблагополучие — чем сильнее они переживают по этому поводу, тем больше территории «отвоевывает» конфликт.& Книги по психологии говорят о том, что он порабощает и заставляет человека чувствовать себя никчемным, ненужным и неспособным жить счастливо.

Психология человека: как решить внутренний конфликт?

Психологические конфликты: крах или развитие?

Чаще всего внутренний дисбаланс вызывают противоречивые стремления, невозможность расставить приоритеты. Две силы, которые давят на человека, равноценны, иначе он выберет самую мощную и конфликта не будет.

Если внутренние противоречия разрывают вас на части, необходимо приложить все усилия, чтобы найти причину дисгармонии и вернуть душевный покой.

Книги по психологии советуют разобраться, откуда «растут ноги» у вашего противоречия. Задавайте себе наводящие вопросы и отвечайте честно. Главная задача — разобраться, чего вы хотите, что вы чувствуете, какова ваша психология. Иногда желаемое на самом деле оказывается вам не нужным, поэтому подсознание «бунтует». Если человек «застревает» в этом промежуточном состоянии, зарождается конфликт.

Когда вы признали, что существует два противоположных желания, нужно найти в себе силы отказаться от ложного убеждения. Сложнее всего нести ответственность за свой выбор. Даже если вы примете неверное решение, то освободитесь от терзающих вас противоречий — это уже немало. Рано или поздно столкновение интересов произойдет, а его последствия могут быть крайне разрушительными для психики. Когда решение принято вами, а не навязано окружающими, будет легче «пожинать плоды».

Психология в том, что следовать за событиями намного легче, чем попытаться разорвать «оковы». Поэтому вам понадобится внутренняя сила и смелость. Люди, которые ко всему приспосабливаются, живут не своей жизнью, погрязли в самообмане. Внутренние конфликты нужно решать сразу, чтобы они не накапливались внутри.

1.3. Классификация конфликтов

Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. С практической точки зрения классифика­ция конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить воз­можные пути их разрешения.

Приводимая классификация является самой общей, и в ней выделены виды конфликтов по различным признакам.

Классификация конфликтов:

№ п/п

Основание классификации

Вилы конфликтов

Общая характеристика

1

Сферы

проявления

конфликта

Экономические Идеологические Социальнобытовые

Семейно-бытовые

В основе лежат экономические противоречия

В основе лежат противоречия во взглядах

В основе лежат противоречия социальной сферы

В основе лежат противоречия семейных отношений

2

Степень длительности

и напряжен­ности конфликта

Бурные быстротекущие конфликты

Острые длительные конфликты

Слабовыраженные и вя­лотекущие конфликты Слабовыраженные и быстротекущие

Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих

Возникают при наличии глубоких противоречий

Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон

Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер

3

Субъекты конфликтного

взаимодей ствия

Внутриличиостные

конфликты

Межличностные

конфликты

Конфликты «личность — группа»

Межгрупповые

конфликты

Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности

Субъектами конфликта выступают две личности

Субъекты конфликта: с одной стороны личность, а с другой — группа (микрогруппа)

Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы

4

Социальные последствия

Конструктивные конфликты

Деструктивные конфликты

В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы

 В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы

5

Предмет конфликта

Реалистичные (предметные) конфликты Нереалистичные (беспредметные) конфликты

Имеют четкий предмет

Не имеют предмета или имеющийся предмет не является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта

2.2. Метод отвлечения

К методу отвлечения как способу снятия отрицательных эмоций мы также зачастую неосознанно прибегаем в жизни. «Да не думай ты об этом, отвлекись!» — так мы часто говорим расстроенному человеку. Вся беда в том, что человек не может просто так взять и не думать о психотравмирующей ситуации.

Метод отвлечения очень эффективен при несильных, но постоянно действующих отрицательных раздражителях. Как было сказано, отрицательные эмоции могут накапливаться и приводить к нервным срывам, неврозам.

Какие же способы отвлечения можно порекомендовать? Их немного. Первый — спортивные игры. Попробуйте в состоянии раздражения или печали поиграть в волейбол, футбол, теннис — вашу печаль как рукой снимет. Второй способ — обращение к любимому виду искусства. В психотерапии этот способ называется эстетотерапией. Он гораздо сложнее и требует многих условий. Хорошо в состоянии расстройства посмотреть хорошую эксцентрическую комедию, послушать талантливую музыку, посетить интересную художественную выставку. Впрочем, и спортивные игры требуют определенных условий — наличия команды, спортинвентаря. Но есть третий, наиболее простой и, на мой взгляд, эффективный способ отвлечения.

Каждый, наверное, знавал людей, которые на работе вежливы и обходительны, а дома, что называется, расслабляются, становятся вспыльчивыми, несдержанными, могут накричать, а то и ударить. Существует такой психологический закон, что от нашей несдержанности в первую очередь страдают наши близкие и любимые люди. Мы никогда не сорвем зло на постороннем и малознакомом человеке, но зато очень часто это делается на супруге и детях.

Можно использовать этот закон следующим образом. Если вы чувствуете, что в вас закипает злоба, пойдите в гости к вашим хорошим знакомым, дружбой с которыми вы дорожите. Вам уже не придется уговаривать себя быть спокойным, не придется брать себя в руки. Это произойдет практически само собой. Побеседовав с полчаса с друзьями, вы заметите, что злоба прошла, и остался лишь небольшой неприятный осадок на душе. А с ним уже можно будет справиться иначе. Описанный способ наиболее доступен.

А что может быть полезней в плане душевного равновесия, чем общение с природой? В лесу, в горах, у реки отрицательные эмоции снимаются особенно хорошо, поскольку перед красотой и вечностью природы человек особенно отчетливо начинает осознавать мизерность и никчемность своих недовольств.

При длительных хронических отрицательных эмоциях очень хорошо сменить обстановку, т. е. взять отпуск и уехать куда-нибудь.

Конструктивный внутриличностный конфликт

Конструктивный, т.е. оптимальный или продуктивный внутриличностный конфликт – это конфликт, в котором происходит развитие конфликтующих сторон, а личностные затраты на его разрешение минимальны. Такой конфликт является механизмом гармонизации личности, т.к. человек в процессе его разрешения осознаёт себя личностью.

Одной из характеристик личности является то, что в ней соотносятся друг с другом определённые жизненные отношения, которые и порождают внутреннюю борьбу. В некоторых случаях эта борьба может происходить в не проявляющихся внешне формах и не оказывает на личность человека разрушительного воздействия. Если личность гармонична, это вовсе не говорит о том, что она не подвержена внутренней борьбе. Причём, эта борьба может стать основой всего облика человека.

Конструктивный внутренний конфликт способен закалить характер, сформировать решительность и психологическую устойчивость, независимость; способен установить чёткую направленность личности, создать новые черты характера, способствовать адекватной самооценке, личностному росту и самопознанию.

ПРИМЕР: Борьба с вредными привычками; развитие силы воли; работа над собой, вопреки нежеланию и лени; умение поставить на задний план свои собственные желания во имя блага другого человека или даже своего собственного и т.п.

Карта конфликта.

Для более успешного разрешения конфликта желательно не только выбрать стиль, но и составить карту конфликта, разработанную Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром.

Суть ее в следующем:

— определите проблему конфликта в общих чертах. Например, при конфликте из-за объема выполняемых работ составьте диаграмму распределения нагрузки; выясните, кто вовлечен в конфликт (отдельные сотрудники, группы, отделы или организации);

— определите подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта.

Составление такой карты, по мнению специалистов, позволит:

1)ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций, так как во время составления карты люди могут сдерживать себя;

2)создать возможность совместного обсуждения проблемы, высказать людям их требования и желания;

3)уяснить как собственную точку зрения, так и точку зрения других;

4)создать атмосферу эмпатии, т.е. возможности увидеть проблему глазами других людей и признать мнения людей, считавших ранее, что они не были поняты;

5)выбрать новые пути разрешения конфликта.

Но прежде чем переходить к разрешению конфликта, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

— хотите ли благоприятного исхода;

— что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями;

— как бы вы себя чувствовали на месте конфликтуюших сторон;

— нужен ли посредник для разрешения конфликта;

— в какой атмосфере (стуации) людии могли бы лучше открыться, найти общий язык и выработать собственные решения.

2.4. Метод очищающего дыхания

Одно из наиболее заметных проявлений психического возбуждения  это изменение характера экскурсии легких. Давно замечено, что дыхательные упражнения оказывают огромное влияние на здоровье человека и особенно влияют на его психическую деятельность. Различные нервно-психические переживания накладывают различный отпечаток на характер экскурсии легких.

Можно выделить по крайней мере два эмоциональных состояния, которые по-разному влияют на процесс дыхания. Еще в начале века американский врач Джейкобсон, автор метода прогрессирующей релаксации, установил, что каждому типу эмоционального реагирования соответствует напряжение определенных групп мышц. Депрессивные состояния, например, закономерно сопровождаются напряжением дыхательных мышц. Это напряжение ведет к тому, что дыхание становится поверхностным и редким, что в свою очередь ведет к гипоксии (кислородному голоданию). Гипоксия должна чем-то компенсироваться, и она компенсируется периодическими непроизвольными глубокими вдохами. Наверно, многие слышали, как говорят: «Ты что так тяжело вздыхаешь, у тебя что, неприятности?»

При раздражительности, злобе можно наблюдать совершенно другую картину. Дыхание становится частым и более глубоким. При отсутствии мышечной нагрузки это ведет к гипервентиляции и гипероксигенации. Избыточное содержание кислорода в крови ведет к своеобразному опьяняющему эффекту, раздраженный человек перестает в некоторой степени критически оценивать ситуацию и может совершить ошибочные действия.

Несмотря на разный тип дыхания в первом и во втором случаях, мы наблюдаем усиление напряжения дыхательной мускулатуры. Только в случае депрессии напряжение статическое, грудные мышцы как бы цепенеют, а при возбуждении напряжение динамическое. Характер дыхания меняется в первую очередь вследствие возбуждения или торможения дыхательного центра. Однако на степень побуждения дыхательного центра, расположенного в продолговатом мозге, можно влиять, произвольно изменив характер дыхания,

Все типы дыхательных упражнений различаются по частоте дыхания, длительности вдоха по отношению к выдоху, длительности задержки дыхания на вдохе и на выдохе и последовательности использования дыхательных путей (левая и правая ноздря). Очищающее дыхание наиболее эффективное упражнение для тонизации нервной системы и снятия усталости.

1.5. Динамика конфликта

Важной характеристикой конфликта является его динамика. Дина­мика конфликта как сложного социального явления находит свое от­ражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характери­зующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения

Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управ­ления этим конфликтом

Основные этапы конфликта:

1.  Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликт­ная ситуация создается одним пли несколькими субъектами социаль­ного взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осозна­ния и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: из­менение настроения, критические и недоброжелательные высказыва­ния в адрес своего потенциального противника, ограничение контак­тов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап вы­ражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действи­ям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою оче­редь, предпринимает активные ответные действия против инициато­ра конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не по­нимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разреше­ние конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, реше­ния комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отра­жают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3)  пик конфликта;

4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться цикли­чески. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т.д

При этом возможности разрешения конф­ликта в каждом последующем цикле сужаются.

Причины возникновения конфликтов.

В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя), межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса. Возможны также классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинееин друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы «связан по рукам и ногам». Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

Допустима классификация также по характеру вызвавших конфликт причин. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р. Л. Кричевский в книге «Если вы — руководитель», следующими тремя группами причин, обусловленными:

— трудовым процессом;

— психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологогической коммуникацией и т.д.;

— личностным своеобразием членов группы, например неумением контралировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.

Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения.Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкомх снижению эффективности работы группы или организации.

2.3. Методы аутогенной тренировки

Истоки аутогенной тренировки восходят к практике индийский йогов, которые могли при помощи самовнушения влиять на многие психические и физиологические процессы своего организма. В настоящее время признано, что аутогенная тренировка (АТ) является достаточно эффективным приемом коррекции психоэмоционального напряжения. В основе АТ лежит самовнушение, которое способно оказывать огромное влияние на психические и вегетативные процессы в организме, в том числе — на не поддающиеся произвольной сознательной регуляции. Согласно этой гипотезе, каждому физиологическому состоянию организма соответствует определенное состояние сознания, причем влияние этих состояний зеркально взаимообразно. Из парадоксального на первый взгляд утверждения У.Джеймса «мы плачем не потому, что нам плохо, а нам плохо, потому, что мы плачем» вытекает достаточно подтвержденный на практике эмпирический вывод. Если у человека плохое настроение, печаль и горе, то ему очень трудно усилием воли заставить себя испытывать радость или хотя бы умиротворение. Но если он изобразит на лице улыбку и удержит это выражение в течение пары минут, то его эмоции автоматически изменятся и сдвинутся в позитивную сторону.

Многочисленные исследования установили, что если усилием воли изменить свои мысли, сделав допущение, что нужная эмоция уже имеется в организме, то вероятность возникновения искомой эмоции резко возрастет.

В основе метода лежит представление о том, что между мозгом и скелетными мышцами существует тесная взаимосвязь, при которой психическое напряжение тут же отражается в виде повышенного тонуса мускулатуры, а напряжение мышц усиливает эмоциональное напряжение. Образующийся при этом порочный круг можно разорвать только с «периферического конца», то есть путем специальных упражнений, направленных на полное расслабление скелетной мускулатуры. Исходя из этого, была разработана техника произвольного расслабления мышц при аффективных состояниях, что способствовало снятию эмоциональной напряженности, а также использовалось для предупреждения возникновения этих состояний.

В отличие от метода мышечной релаксации, в котором имеет место косвенное влияние мышц на сознание человека, предложенный метод предполагает прямое воздействие на настроение и эмоции человека путем сознательного формирования соответствующих мысленных образов. Для этого человек должен представить, что зачатки нужной эмоции (спокойствия, радости и т. д.) уже есть в организме и внушать себе, что сила этих чувств постепенно нарастает. В принципе, достаточно несколько десятков раз повторить фразу «Я чувствую себя хорошо», сопровождая эти слова яркими и детальными представлениями, как бывает вам хорошо, чтобы ваше состояние на самом деле улучшилось.

Особый психологический настрой, свойственный занятиям аутогенной тренировки, внушенное состояние покоя и мышечного расслабления сами по себе уже способствуют уменьшению эмоционального напряжения. Эта важная особенность самовнушения может быть использована для того, чтобы устранить тревогу, беспокойство, страх, чрезмерную эмоциональную напряженность.

2.5. Метод динамического мышечного напряжения

Как было сказано выше, всякое нервное напряжение сочетается с излишним мышечным напряжением. Снимая мышечное напряжение, мы добиваемся ослабления нервного напряжения. Однако расслабляющие методики хороши лишь в преддверии раздражения, волнения или гнева. Если уж человек разгневался, то заставить себя расслабиться очень тяжело. В этом случае более эффективным будет как раз обратный метод, метод динамического мышечного напряжения. Физиологическое обоснование этого метода в следующем.

Раздражительность, злоба, гнев это ступени одной по сути своей отрицательной эмоции недовольства, имеющей огромное приспособительное значение. Функциональная задача этой эмоции  привести организм в боевую готовность при встрече с врагом или опасностью. Человек, как и животное, в ярости становится значительно сильнее, выносливее, не ощущает боли. Это связано с тем, что во время первого напряжения происходят существенные сдвиги в гормональном фоне организма. Все эти адаптационные сдвиги преследуют своей целью подготовить мышцы к сверхнагрузкам, к бегу от противника или схватке с ним.

Современный человек уже не имеет возможности реализовать этот приспособительный механизм. Как правило, он вынужден сдерживать себя, развивается выраженное статическое напряжение всех мышц. Возникает впечатление, что человек сжимается как пружина, готовая распрямиться и ударить. У многих от статического перенапряжения начинают дрожать руки. Самый лучший выход — все-таки дать мышцам адекватную нагрузку, т. е. перевести статическое напряжение в динамическое. Очень хорошо пробежаться, поносить тяжести, т. е. любым способом дать работу мышцам. При этом происходит быстрая утилизация избыточных адаптогенных веществ, человек успокаивается.

Разгневанный человек сам зачастую интуитивно находит способ перевести статическое напряжение в динамическое. Он начинает ломать попавшие под руку вещи, бить посуду. Что ж, это тоже способ отреагировать, хотя и материально накладный.

Что такое внутриличностный конфликт?

Внутриличностный конфликт представляет собой обострённое негативное переживание, обусловленное затянувшимся противостоянием различных структур внутреннего мира человека, отражающее его противоречивые связи с внешним миром и препятствующее принятию решений. Также внутриличностный конфликт характерен тем, что одолевает любого человека, причём одолевает его систематически.

Внутриличностный конфликт может быть как конструктивного характера, так и деструктивного. В перовом случае он является неотъемлемой частью личностного развития, а во втором – представляет опасность для человека, т.к. служит причиной стрессов и тяжёлых переживаний, а в некоторых случаях даже случаев суицида. Именно по этой причине любой человек должен знать о том, что такое внутриличностный конфликт, как его определять, а также уметь разрешать его.

Чтобы распознать внутриличностный конфликт, необходимо научиться выявлять его основные показатели (симптомы), которые могут проявляться в различных сферах личностного проявления.

Деструктивный внутриличностный конфликт

Деструктивный внутриличностный конфликт, т.е. разрушающий личностные структуры – это конфликт, усугубляющий двойственность личности. Он способен перерасти в тяжёлый жизненный кризис, и развить невротические реакции.

Длительный деструктивный конфликт может негативно отразиться на деятельности человека, способствовать торможению развития личности, сформировать неуверенность и психологическую неустойчивость, неспособность к достижению целей. В более глубоком смысле, такой конфликт может стать причиной того, что у человека не будут сформированы качества, которыми должна обладать зрелая личность. Если деструктивный внутриличностный конфликт будет возникать часто, это может привести к формированию комплекса неполноценности, потери уверенности в себе и своих силах или даже к утрате смысла жизни.

ПРИМЕР: Продолжительная неудовлетворённость человека качеством своей жизни; убеждение ребёнка в том, что он неполноценный, не такой как все; требование от человека в одной и той же ситуации вести себя по-разному и т.п.

Но, несмотря на то, что внутриличностные конфликты могут быть конструктивными, деструктивные встречаются в реальной жизни гораздо чаще. И если первые можно смело назвать даже желательными, то последние следует учиться распознавать и предупреждать.

2.1. Метод рациональной психотерапии

Метод рациональной психотерапии наиболее показан при обиде, т. е. при неоправдавшихся надеждах. Человек сам часто неосознанно прибегает к рациональной психотерапии. В народе это называется излить душу, поплакаться. Человек, делясь своим горем с другом или даже с незнакомым человеком, в первую очередь надеется на сочувствие и на оправдание своей позиции в конфликте. Само по себе сочувствие не всегда приносит облегчение. Гораздо важнее осознание причин конфликта. При рациональном раскладе причин зачастую получается, что обиженный сам виноват в конфликте, и, стало быть, и обижаться не на кого. Обида, как правило, наносится злыми, неинтеллигентными людьми. И при рациональной психотерапии, т. е

при даче совета обиженному, очень важно доказать ему, что обидчик по-своему еще больше несчастный человек. Что наглец и хам только прикрывается маской самодовольства и безразличия, на самом деле он ожесточен жизненными неудачами и невзгодами

Относительно быстро при обиде человек успокаивается в двух случаях: когда он прощает обидчика и когда он отомстит обидчику. Психологически метод мести проще, тут не надо рассуждать, кто прав, кто виноват, не надо подниматься до нравственных высот. Достаточно навредить обидчику, причинить ему зло, и сразу успокоишься. Вся беда в том, что успокоение-то это временное, а злорадство — это радость садиста. После акта мести вместо незначительного конфликта мы обязательно приходим к психологической, а то и физической войне.

Методом рациональной психотерапии может воспользоваться только тот, у кого есть умный, добрый, знающий жизнь товарищ. А если его нет, что тогда? Тогда нужно прибегать к другим методам психотерапии, но при самостоятельном анализе конфликтной ситуации причину конфликта надо искать прежде всего в себе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешние проявления.

Снятию эмоционального напряжения способствуют:

— сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата;

— снижение значимости предстоящей деятельности, придание  событию меньшей ценности или вообще переоценка значи­мости ситуации по типу «не очень-то и хотелось»;

— получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;

—  разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи;

—  откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.;

—  физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно «страсть вогнать в мыш­цы»); для этого нужно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь по­лезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения;

—  написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, выз­вавшей эмоциональное напряжение; этот способ больше подходит для людей замк­нутых и скрытных;

— слушание музыки: музыкальной терапией занимались врачи еще в Древней Гре­ции (Гиппократ);

— изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний; удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией Джемса—Ланге);

—  активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;

— мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом аутогенной тре­нировки и рекомендуемое для снятия тревоги.

Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека при по­мощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспри­нимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Больше того, эмоционально возбужденный человек может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться.