Понятие социализации. Сущность, стадии и механизмы социализации личности

Факторы социализации.

Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

  1. Макрофакторы – глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
  2. Мезофакторы – условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
  3. Микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.

Роль агентов и институтов

Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации:

  1. Первичная — знакомые люди, или неформальные агенты. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи;
  2. Вторичная – незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др.

Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении:

Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим.

Понятие социализации. Сущность, стадии и механизмы социализации личности

  • После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов.
  • В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения.
  • Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения.

Механизмы

В каждом обществе функционируют механизмы социализации, с помощью которых люди передают друг другу сведения о социальной действительности. Говоря социологическим языком, имеют место некоторые «трансляторы» социального опыта. Это средства, которые передают от поколения к поколению накопленный опыт, способствующий тому, что каждое новое поколение начинает социализироваться. К таким трансляторам относятся различные знаковые системы, элементы культуры, системы образования, социальные роли. Механизмы социализации подразделяются на две категории: социально-психологические и социально-педагогические.

Социально-психологические механизмы:

  • Импринтинг — запечатление информации на рецепторном и подсознательном уровнях. В большей степени присущ младенческому возрасту.
  • Экзистенциальный нажим — усвоение языка, норм поведения на неосознаваемом уровне.
  • Подражание — следование какому-либо образцу, произвольное или непроизвольное.
  • Рефлексия — внутренний диалог, во время которого человек критически осмысляет, а затем принимает либо отвергает те или иные общественные ценности.

Социально-педагогические механизмы:

  • Традиционный — усвоение человеком господствующих стереотипов, протекающее, как правило, на неосознаваемом уровне.
  • Институциональный — запускается при взаимодействии человека с различными учреждениями и организациями.
  • Стилизованный — функционирует при включенности в какие-либо субкультуры.
  • Межличностный — включается всякий раз при контакте с субъективно значимыми для человека лицами.

Функции социализации

Данный механизм имеет большое значение для становления личности. Среди основных функций существуют:

  • Нормативно-регулятивная. Это означает, что абсолютно все, что окружает человека, может оказывать на него то или иное влияние. В этом случае речь идет о семье, политике страны, религии и многом другом.
  • Личностно-преобразовательная. В процессе общения с другими людьми личность начинает проявлять свои индивидуальные качества и особенности. Таким образом он отделяется от общей массы.
  • Ценностно-ориентационная. Данная категория напоминает нормативно-регулятивную. Однако в этом случае человек перенимает из всего окружающего не опыт, а определенные ценности.
  • Информационно-коммуникативная. В этом случае образ жизни индивидуума формирует свой образ жизни на основании опыта общения с различными представителями социума.
  • Творческая. Если личность будет воспитываться в нужной среде, то это поможет человеку научиться совершенствовать окружающий его мир.

Понятие социализации. Сущность, стадии и механизмы социализации личности

Определение социализации

Прежде чем рассуждать об этой теме, следует уяснить, что такое социализация как таковая.

Психологическая наука говорит, что социализация – это процесс вхождения индивида в социальную систему, овладение её нормами, правилами поведения, ценностями, знаниями и навыками, психологическими установками.

Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же достигается эта гармония?

Человек – единственное существо, которое, скажем так, не рождается самим собой. Любое животное при рождении принадлежит к определённому виду – тому же, к которому принадлежали его родители. И только человек для получения признаков, присущих его виду, обязан проходить долгий и сложный процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении всей его жизни. В самом деле, если новорождённого оставить в лесу и там он случайным образом выживет, то он не научится ни говорить, ни строить, ни даже охотиться. Определённые формы обучения, конечно, имеются и у многих животных, но они имеют место лишь непродолжительное время; животное, не прошедшее «социализацию», всё равно имеет большие шансы выжить и дать потомство, поскольку базовые навыки заложены у него в инстинктах. Долгая и сложная социализация наблюдается лишь у высших приматов, что доказывает, что это явление возникло не внезапно, а досталось нам от животных предков и в течение тысячелетий эволюционировало.

Виды и агенты социализации.

Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Виды социализации: 1. Первичная социализация. Этот этап охватывает процесс формирования и становления личности, то есть процесс ухода, воспитания и обучения детей прежде всего в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем -и позднем детстве. Во время время первичной социализации преобладает пассивное усвоение информации, навыков, представлений.

2. Вторичная социализация. Этот этап охватывает всю остальную — «взрослую» — жизнь человека. На этом этапе освоение социальной среды происходит осознанно, большая часть приходящей извне информации подвергается критическому рассмотрению. Индивид совершает осмысленный выбор из нескольких вариантов.

3 Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

4. Ресоциализация — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни

5. Организационная социализация — это процесс, в ходе которого индивид постигает ценности, способности, нормы поведения и социальный кругозор, важные для приобретения веса в организации и полноправного участия в ней в качестве работника

6. Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Групповая социализация — это процесс внушения идей и насаждения принципов индиви­дууму по мере того как он усваивает основные ценности и символы группы, в которой он задействован.

5 стр., 2375 слов

Структура памяти. Процессы хранения и переработки информации

… памяти изучаются в когнитивной психологии, потому что процессы хранения и извлечения информации составляют основу психических процессов. Есть несколько теорий, претендующих на описание работы … качестве объекта (Что?) и его локализации (Где?). Эти два вида информации поступают в ассоциативную память, где происходит сличение с имеющимися образцами. …

7. Гендерная социализация — это усвоение, интернализация социальных ролей, дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от половой принадлежности.

Агенты социализации — это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь.

Большое социализирующее воздействие на человека оказывают группы сверстников, и средства массовой информации, массовые печатные издания, средства электронной коммуникации.

Успешная социализация

Человек в процессе социализации проходит три основные фазы развития:

  1. Адаптация — овладение знаковыми системами, социальными ролями.
  2. Индивидуализация — обособление индивида, желание выделиться, найти «свой путь».
  3. Интеграция — вливание в общество, достижение баланса между личностью и обществом.

Личность считается социализированной, если она научена думать и поступать в соответствии с возрастом, полом и соци­альной ситуацией. Однако для успешной социализации этого недостаточно.

Секрет самореализации и успеха — активная жизненная позиция человека. Она проявляется в смелости инициативы, целеустремленности, сознательных действиях, ответственности. Реальные действия человека формируют его активный образ жизни и помогают занять определенное положение в обществе. Такой человек, с одной стороны, подчиняется нормам общества, с другой, — стремится лидировать. Для успешной социализации, для преуспевания в жизни человеку должны быть присущи следующие основные характеристики:

  • стремление к самоморазвитию и самоактуализации;
  • готовность принимать самостоятельные решения в ситуациях выбора;
  • успешная презентация индивидуальных способностей;
  • культура общения;
  • зрелость и нравственная устойчивость.

Пассивная жизненная позиция отражает склонность человека к подчинению окружающему миру, следованию обстоятельствам. Он, как правило, находит причины не прикладывать усилий, стремится избегать ответственности, в своих неудачах винит других людей.

Несмотря на то что формирование жизненной позиции человека уходит корнями в его детство и зависит от окружения, в котором он находится, ее можно осознать, осмыслить и преобразовать. Никогда не поздно менять себя, особенно в лучшую сторону. Человеком рождаются, а личностью становятся.

Особенности социализации детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ — ограниченными возможностями здоровья — предусматривает их право на диагностику, особые программы психокоррекционной работы, организационно-методическую помощь семьям, дифференцированное и индивидуальное обучение. Для детей с особыми образовательными потребностями создаются:

  • Специализированные дошкольные образовательные учреждения, школы или коррекционные классы в обычных школах.
  • Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа.
  • Специальные коррекционные общеобразовательные учреждения.
  • Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
  • Образовательные учреждения начального профессионального образования.

Для детей с ОВЗ формируются возможности получения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Для создаются специальные образовательные учреждения, а также предусматриваются различные формы интеграции в учреждениях общего назначения.

Несмотря на это, проблема социализации детей и подростков с ОВЗ продолжает оставаться актуальной. Много споров и дискуссий вызывает вопрос об их интеграции в общество «здоровых» сверстников.

Понятие социализации. Сущность, стадии и механизмы социализации личности

Чему способствует

Социализация и адаптация позволяют сформировать в мозгу человека необходимый ряд ценностей и правил, которые он будет в дальнейшем применять к миру. Эти процессы начинаются с самого детства, когда родители юного чада начинают закладывать фундамент первых мыслительных и физических навыков. После этого человек проходит обучение в садике, школе и институте. В этот период он получает больше знаний от других людей, продолжая познавать мир. Благодаря этому человек учится общаться с окружающими его личностями и понимает, что форма взаимодействия с ними может быть разной.

Кроме этого, социализация ребенка очень важна, так как она учит его самоконтролю. Постепенно человек начинает усваивать, как можно реагировать на те или иные события в его жизни. Благодаря этому он учится различать мир внутренний и внешний.

Десоциализация

Понятие социализации. Сущность, стадии и механизмы социализации личностиПонятие десоциализации личности тесно связано с ресоциализацией, и означает разрушение ранее освоенных и принятых норм и правил поведения, уничтожение прежних установок. Что это такое и зачем нужен этот процесс?

Данный процесс используется психологами в случае, если усвоенные человеком нормы поведения мешают ему успешно вписаться в общество. В этом случае человек должен десоциализироваться — отказаться от прежних установок, и затем ресоциализироваться — воспринять новые правила поведения, принятые в группе.

Десоциализация необходима жертвам семейного насилия, людям, прошедшим через войны и жившим в зонах боевых действий, а также тем, кто переехал в другие страны с иным культурным наследием или при перевоспитании личностей, страдающих девиантным поведением — алкоголиков, наркоманов, преступников. «Перенастройка» головы в таких случаях необходима, и план процесса обычно начинается с оценки установок, которые видятся индивиду незыблемыми, и доказательства того, что эта незыблемость кажущаяся.

Этапы и факторы социализации личности.

Социализация
личности
 –
это процесс усвоения социальных норм,
формирования своего собственного «Я»
для проявления уникальности индивида
как личности. То есть,процесс
социализации представляет
собой установление личности. Общество
постоянно диктует нам свои правила и
нормы поведения, поэтому длительность
данного процесса занимает всю жизнь,
основной его частью является период
детства и юношества.

Основной
целью социализации является подготовка
индивида к выполнению социальных ролей
для общения, сохранения общества.
Привитие качеств и ценностей – главный
фактор формирования личности.

Детство—Этап
развития человека от рождения до начала
полового созревания. Хотя временные
рамки последнего индивидуальны,
непостоянны во времени и зависят от
принятой системы возрастной периодизации,
верхняя граница детства определяется
как примерно 11-13 лет. В течение детства
происходит чрезвычайно интенсивное
физическое и психическое развитие.
Критически важным периодом развития
является раннее детство. Его нарушение,
например изоляция от человеческого
общества, способно привести к необратимым
психическим нарушениям.

Юность
— самый трудный период социализации.
Социальная
и психологическая зрелость очень часто
не поспевает за зрелостью физической.
Важность
подросткового этапа заключается в том
что,заканчивается формирование фундамента
личности — мировоззрения;

осознание
своего «Я» происходит как осмысление
своего места в жизни; идет постоянный
поиск нравственных ориентиров.

Зрелость
— это расцвет человеческой личности.
Это длительный период, он состоит из
нескольких циклов. Нижняя граница
размыта, примерно 21-23 года. В экстремальной
ситуации взросление наступает рано, в
спокойное время растягивается. Верхняя
граница обозначена выходом на пенсию
— 55 лет у женщин, 60 лет у мужчин.

Главный
критерий зрелости: самостоятельность.
«Критерии самостоятельности»:Самообеспечение
средствами существования.Умение
распоряжаться деньгами независимо от
других,Самостоятельность в выборе
образа жизни.

Проживание
независимо от родителей. Взрослая жизнь
— самый активный период социализации,
так как именно в это время наблюдается
освоение большого количества социальных
ролей в реальной жизни. Зрелость — самый
активный творческий возраст.

Старость
— это период человеческой жизни, который
наступает после зрелого возраста и
делится на несколько циклов: до 71 года
— преклонный возраст; с 71 года до 90 —
старческий; возраст человека свыше 90
лет принять считать возрастом
долгожительства. Старость — это физическое
состояние, для которого характерно
постепенное угасание всех жизненных
функций.
Пожилой
возраст влечет за собой расставание с
некоторыми социальными ролями. Прежде
всего и самое главное – пожилых ждет
выход на пенсию.

Смерть.Осознание
надвигающейся смерти требует от индивида
приспособления к новому определению
собственной сущности. Понятие “умирающий”
предполагает нечто большее, чем просто
протекание каких-то биохимических
процессов. Оно влечет за собой принятие
социального статуса, при котором
социальные структуры не просто
сопровождают, но и формируют опыт
соприкосновения со смертью.

Факторы
социализации
 —
это обстоятельства, которые побуждают
человека к активному действию. Факторов
социализации всего три – это макрофакторы
(космос, планета, страна, общество,
государство), мезофакторы (этнос, тип
поселения, СМИ) и микрофакторы (семья,
группы сверстников, организации).

1.
мегафакторы (мега — очень большой,
всеобщий) — кос­мос, планета, мир,
которые в той или иной мере через другие
груп­пы факторов влияют на социализацию
всех жителей Земли.

2.
макрофакторы (макро — большой) — страна,
этнос, общество, государство, которые
влияют на социализацию всех живущих в
определенных странах (это влияние
опосредствованно двумя другими группами
факторов).

3.
мезофакторы (мезо — средний, промежуточный),
усло­вия социализации больших групп
людей, выделяемых: по местно­сти и
типу поселения, в которых они живут
(регион, село, город, поселок); по
принадлежности к аудитории тех или иных
сетей массовой коммуникации (радио,
телевидения и др.); по принад­лежности
к тем или иным субкультурам.

4.
Мезофакторы влияют на социализацию
как прямо, так и опо­средствованно
через четвертую группу — микрофакторы.
К ним относятся факторы, непосредственно
влияющие на конкретных людей, которые
с ними взаимодействуют, — семья и домашний
очаг, соседство, группы сверстников,
воспитательные организации, раз­личные
общественные, государственные,
религиозные, частные и контрсоциальные
организации, микросоциум.

Виды социализации

Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.

Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:

Первичная социализация – начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок. Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации. И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем.
В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами.

Вторичная социализация, или ресоциализация – процесс устранения прежних моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс протекает в течение всей жизни индивида. Во время ресоциализации человек переживает полный разрыв со своим прошлым и чувствует необходимость усваивать новые ценности, разительно отличающиеся от тех, которых он придерживался ранее. Обычно изменения, происходящие при вторичной социализации, меньше, чем при первичной.

Групповая социализация – процесс, проходящий внутри какой-либо социальной группы. Так, если ребёнок больше времени проводит со своими ровесниками, чем в семье, то он более активно перенимает нормы и правила, присущие именно группе сверстников.

Гендерная социализация – процесс, подразумевающий изучение роли мужчины или женщины в обществе. При этом мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами

В прошлом гендерная социализация была важной и необходимой частью вхождения человека в общество, но в настоящее время гендерная принадлежность по большей части перестала иметь какое-либо значение. Равенство прав и возможностей исключает необходимость «повелевать» и «подчиняться», а представители обоих полов имеют возможность осваивать одинаковые профессии, занимать одинаковые должности и принимать одни и те же социальные роли (к примеру, в семье оба родителя могут по очереди работать и заниматься воспитанием детей, либо работает жена, а муж следит за хозяйством и воспитывает детей, либо «по старинке» — муж работает, а жена занимается хозяйством и детьми)

Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции.

Организационная социализация – процесс, при котором индивид, входящий в какую-либо организацию, изучает её нормы и правила и осваивает навыки своей работы в её рамках.

Досрочная социализация – процесс усвоения норм, правил и навыков, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития. В первую очередь под таким видом социализации понимается игра – этакая «репетиция» будущей социальной деятельности.

Виды социализации личности

Есть несколько разновидностей социализации, которые зависят от разных факторов. Механизмы социализации личности можно разделить на две группы:

  1. Первичные – подразумевающие восприятие общества в детстве. Ребенок социализируется, ориентируясь на культурное положение семьи, в которой он воспитывается, и на восприятие мира взрослыми людьми, окружающими его. Отсюда можно сделать вывод, что родители формируют первый социальный опыт своего чада.
  2. Вторичные – не имеющие срока и длятся до того, как человек входит в определенную социальную группу. С возрастом ребенок начинает попадать в разные формирования, например, в садик или спортивные секции, где он обучается новым ролям и на основе этого учится воспринимать себя с другой стороны. Стоит заметить, что часто социализация и личность сталкиваются с некими нестыковками, например, ценности семьи не соответствуют интересам выбранной группы, и тогда человек проходит самоидентификацию и делает выбор на основе опыта и ощущений.

Полоролевая социализация личности

Этот вид еще называют гендерной социализацией, и она подразумевает усвоение человеком своеобразных различий между мужчиной и женщиной. Происходит принятие существующих моделей поведения, норм и ценностей обоих полов, а также влияние общественности и социальной среды с целью привития ряда правил и стандартов. Продолжается это в течение всей жизни. Понятие социализации личности в гендерном отношении выделяет следующие механизмы для ее реализации:

  1. Приемлемое обществом поведение будет поощряться, а за отклонения от норм будет следовать наказание.
  2. Человек выбирает подходящие для него полоролевые модели в близких группах, то есть в семье, среди сверстниках и так далее.

Семейная социализация личности

Ребенок учится воспринимать мир не только благодаря непосредственному воздействию взрослых, то есть воспитанию, но и путем наблюдения за поведением людей вокруг

Важно отметить, что часто развитие и социализация личности в семье натыкается на несоответствие моделей поведения родителей требованиям, которые они выдвигают ребенку. В пример можно привести запрет на курение, но при этом один из родителей или других членов семьи имеет такую вредную привычку

Основные факторы социализации личности такие:

  1. Состав и структура семьи, то есть, как родственники взаимодействуют друг с другом.
  2. Позиция ребенка в семье, например, он может приходиться внуком бабушке, братом сестре, сыном отцу и пасынком мачехе. Доказано, что социализация ребенка воспитываемого в полной семье и матерью одиночной отличается.
  3. Выбранный стиль воспитания, так родители и бабушки с дедушками могут прививать ребенку разные ценности.
  4. Не менее важны для социализации личности нравственный и творческий потенциал семьи.

Понятие социализации. Сущность, стадии и механизмы социализации личности

Профессионально-трудовая социализация

Когда человек попадает на работу, происходит изменение или корректировка его характера и поведения во время деятельности. Особенности социализации личности в трудовой сфере выражены в том, что адаптация осуществляется как в рамках коллектива, так и в профессиональной стратификации. Для повышения собственного статуса большое значение имеет наличие и наращивание трудовых навыков.

Субкультурно-групповая социализация

Каждый человек должен освоить социальные роли, которые имеют отношение к культуре среды, где он проживал, обучался, работал, общался и так далее. Суть социализации личности основывается на том, что у каждого региона есть своим отличительные черты, благодаря чему и формируется социум. Если ориентироваться на субкультурно-групповую социализацию, то будет учитываться национальность, религиозная принадлежность, возраст, сфера деятельность и другие факторы.

Сущность социализации

Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.

Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.

Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.

Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.

Организационная социализация

Понятие социализации. Сущность, стадии и механизмы социализации личностиОрганизационная, или профессиональная социализация — процесс освоения индивидом навыков и установок, принятых в организации для успешного выполнения основных функций, а также для налаживания отношений с коллегами.

Первое время, поступив на работу, новички знакомятся с общепринятыми стандартами поведения в организации, осваивают жаргон, стиль общения, учатся соответствовать дресс-коду и воспринимают расстановку сил между людьми. Это тоже социализация личности, и очень важная — нередко проблемы с работой возникают у нас не потому, что мы являемся плохими профессионалами, а лишь потому, что даже отличный профессионал, неспособный наладить отношения с людьми, не принесет организации ничего, кроме вреда.

Для улучшения организационной социализации на фирмах принято устраивать различные совместные праздники, выезды на природу, проводить игры и занятия по улучшению коммуникации между коллегами.

Умение успешно вписаться в любую систему пригодится всем, и нельзя думать, что социализация важна только для тех, кто не успешен и не вписывается в рамки. Поскольку любые рамки имеют свои ценности исключительно в данный период времени, и нет гарантий, что завтра понятие нормы не изменится, и что вчерашний успешный человек не окажется на обочине жизни со своими замшелыми понятиями о норме.

Стадии социализации личности

Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления. Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние. В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.

Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее. Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать. В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.

Примером недостаточной социализации во взрослом состоянии является вера в «альтернативные истории» — писания Носовского и Фоменко, Чудинова и прочих псевдонаучных фриков. Дело здесь не только в политических, «патриотических» и корыстных мотивах. Просто ребёнок, только начинающий изучать мир и открывающий для себя что-то новое, стремится поделиться своим открытием с окружающими; родители и другие более старшие члены общества, чтобы подыграть ему, разделяют его радость.

В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих. Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое. А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.

Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами. Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой. В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело. Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».

Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе

Во многих странах для этой цели используются особые приёмы. К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе. Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).

Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.