Прикладная социальная психология

Групповые феномены

В результате многочисленных экспериментов[] на сегодняшний день выявлен ряд изменений, присущих поведению человека вследствие его нахождения в группе, например: конформность, социальная фасилитация, социальная ингибиция, социальное давление, диффузия ответственности или так называемый эффект свидетеля, групповая поляризация, эмоциональное заражение, социальная леность, ослабленное самосознание и так далее.

В начале XX века психолог Норманн Триплет, прогуливавшийся в парке, заметил, что велосипедисты едут быстрее, если в парке есть люди, и значительно снижают скорость, если никого нет. Это положило начало серии экспериментов, в которых испытуемые занимались разными делами то наедине с собой, то в присутствии «зрителей». Так родился вывод о том, что с механической работой человек справляется лучше, если на него смотрят, а с той, что требует творческих и интеллектуальных затрат, — без свидетелей.

Методы социально-психологического исследования

Все методы исследований в социальной психологии Андреева Г. М. разделила на две основные группы: методы исследования и методы воздействия. Также все методы делятся на теоретическую и эмпирическую группы.

Теоретические методы используются при разработке и доказательстве научных теорий. К таким методам относятся: 1) критический метод, 2) конструктивный метод, 3) обзорно-аналитический метод.

Методы исследования

Эта группа содержит методы сбора информации и методы её обработки.

К эмпирическим методам исследования относятся:

  • наблюдение;
  • изучение документов (в том числе контент-анализ);
  • опросы (анкеты, интервью);
  • математические (методы математической статистики и методы математического моделирования);
  • эксперимент (лабораторный и естественный).

К методам наблюдения относятся:

  • скрытое наблюдение;
  • открытое наблюдение;
  • стандартизированное наблюдение;
  • стороннее наблюдение (стороннее или внешнее наблюдение);
  • включённое наблюдение;
  • свободное наблюдение.

Методы обработки данных:

  • статистические методы (корреляционный анализ, факторный анализ и другие);
  • приёмы логической и теоретической обработки (построения объяснений, типологий и так далее).

Методы социально-психологического воздействия

Относятся к «психологии воздействия».

При проведении исследований составляется программа социально-психологического исследования. В которой чётко обозначаются: цель исследования, решаемые задачи, выбранный объект исследования, сформулирована проблематика, которая исследуется, уточняются используемые понятия, а также весь набор используемых методов.

Методы социально-психологического воздействия — прежде всего методы, используемые в средствах массовой коммуникации, индивидуальной и групповой психотерапии, в процессе проведения и организации публичных выступлений, пропаганде, рекламе, промышленности (для организации оптимальной работы и брейнсторминга) и агитации. В социальной психологии перечисленные феномены классифицируются и им даётся научное объяснение.

Определения

  • Групповая динамика условное название социально-психологических исследований, посвященных проблемам формирования и развития групп, факторам, влияющим на их сплочённость и эффективность.
  • Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.
  • Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.
  • Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого её элемента.
  • Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.
  • Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.
  • Социальное познание — процесс познания одного человека другим, одна из областей, изучаемых социальной психологией, где исследуются механизмы того, как человек перерабатывает, хранит и использует информацию о других людях и социальных ситуациях.
  • Социальная роль — зафиксированное определённое положение того или иного индивида в системе общественных отношений, общепринятый образец поведения, ожидаемый от индивидов, занимаемых определённое положение. Всегда имеет социальную оценку, может быть одобряема или не одобряема в обществе.

История социальной психологии

Прикладная социальная психология
Основная проблематика, изучаемая европейскими социальными психологами конца XIX — начала XX века — психология масс и толпы.

История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначается с г. — одновременного выхода книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» в Европе и Э. Росса «Социальная психология» в Америке.

Основателями экспериментальной социальной психологии являются В. М. Бехтерев, В. Меде, Ф. Оллпорт. Бехтерев признавал социальную психологию, но вместо неё предлагал исследовать коллективную рефлексологию (изучающую процессы в коллективах людей).

В качестве самостоятельной науки социальная психология возникла во второй половине XIX века, отделяясь от философии. Её появление и признание связывают с двумя учёными лингвистами и философами: Х. Штейнталем (1823—1893) и М. Лацарусом (1824—1903). Данные учёные первые выступили за создание новой науки, назвав её «психологией народов». Психология народов по проблематике была очень близка к некоторым разделам социальной психологии. Свой вклад в эту науку также внёс В. Вундт (1832—1920), написав труд в 10 томах «Психология народов» (1900 и далее).

В целом в истории социальной психологии можно выделить три периода:

  1. I период — период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI век до н. э. — середина XIX века).
  2. II период — период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания ( — 60-е годы XIX века — 20-е годы XX века).
  3. III период — период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX века) и её современного развития.

Предмет социальной психологии

Социальная психология, хоть и является отраслью науки психологии, включает не только лишь психологические знания. Она находится на пересечении психологии с социологией, философией, педагогикой, политологией и другими науками.

От социологии социальная психология отличается тем, что изучает не социум, а человека в социуме, а от общей психологии тем, что изучает не отдельно взятые психические явления и личность как таковую, а человека в системе общественных отношений.

Прикладная социальная психологияПредметом изучения социальной психологии являются закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и психологические особенности этих самых групп.

Общение и совместная деятельность – вот те две формы вовлеченности человека в общественную систему, которые изучаются и исследуются различными методами в рамках социальной психологии.

Упрощая, можно сказать, что социальная психология – это отрасль психологии, объясняющая как именно на мысли, чувства и поведение человека влияет реальное или предполагаемое им присутствие рядом других людей.

Отсюда и два основных проблемных вопроса социальной психологии:

  • Как соотносятся сознание индивида и сознание группы?
  • Каковы движущие силы социального поведения человека?

Однако социальная психология изучает не только личность в группе, но и психологию самих социальных групп.

Социальная группа – это общность людей с общими целями, ценностями, нормами поведения и интересами. Но для того, чтобы группа была сформирована, достаточно и одного объединяющего фактора, например, общей цели.

Лидерство, руководство, сплоченность коллектива, агрессивность, конформизм, адаптация, социализация, предрассудки, стереотипы и многие другие групповые процессы и явления изучаются социальной психологией.

Предмет социальной психологии

Социальная психология по Б. Д. Парыгину, изучает:

  • социальную психологию личности;
  • социальную психологию общностей и общения;
  • общественные отношения;
  • формы духовной деятельности.

Исследования, которыми занимается социальная психология:

  • социальное восприятие (Андреева Г. М. и другие);
  • психологический климат коллектива (Парыгин Б. Д. и другие);
  • стиль руководства (Журавлёв А. Л. и другие);
  • восприятие и понимание людьми друг друга (Бодалёв А. А. и другие);
  • эффективная групповая деятельность (Обозов Н. Н. и другие)

В социальной психологии в настоящее время рассматриваются и изучаются:

  • понимание и восприятие людьми друга друга;
  • межличностные (интерперсональные) отношения (классификации человеческих отношений, а также специфика и факторы, от которых они зависят);
  • социальные установки (изучаются разновидности этих установок, устойчивость, структура, изменчивость и закономерности возникновения и изменения их под влиянием средств массовой информации, а также их влияние на социальное поведение);
  • явления, которые характеризуют взаимодействие и общение людей;
  • поведение людей в социуме;
  • имеющие отношение к малым социальным группам феномены;
  • имеющие отношение к большим социальным группам явления психики (массовидные явления, например общественное мнение, массовое сознание, слухи, мода, религия и тому подобное);
  • вопросы взаимовлияния и взаимодействия личности и группы;
  • межгрупповые взаимоотношения;
  • лидерство (изучается отличия лидера от руководителя, изучаются различные стили лидерства, создаются научные модели, теории лидерства).

Развитие социальной психологии

Социальная психология начала очень активно развиваться в послевоенные, 50-ее годы ХХ века по причине того, что Вторая мировая война оставила очень много остросоциальных вопросов без ответа. Это были вопросы о социальной природе человека, о том, почему люди ведут себя так или иначе, оказываясь под гнетом невыносимых обстоятельств, к которым и не хотелось бы приспосабливаться, а нужно, чтобы выжить.

Начиная со второй половины ХХ века за рубежом и в Советском Союзе, часто проводились эксперименты, направленные на изучение различных социально-психологических феноменов.

Прикладная социальная психологияМожно вспомнить серию экспериментов о подчинении авторитету американского психолога С. Милгрэма (1933-1984), которые показали, что взрослый и разумный человек готов пойти на многое (в эксперименте – причинить другому человеку сильную боль), слепо следуя указаниям авторитетного лица. Подчинение и соглашательство большинства людей не знает границ.

Интересно, что С. Милгрэм также экспериментально обосновал теорию «шести рукопожатий». Именно этот психолог доказал, что любые два человека на Земле разделены не более чем пятью уровнями общих знакомых, то есть каждый человек опосредовано знаком с любым другим жителем Земли (будь он звезда телеэкрана или нищий на другом конце света) в среднем через пять общих знакомых.

Люди в прямом и переносном смысле не так уж и далеки друг от друга, как кажется, но, тем не менее, готовы навредить ближнему, по первому же «указанию свыше». Все люди связаны между собой и близки друг другу. Всякий раз, забывая об этом, человечество ставит под угрозу сам факт своего существования.

В.С. Мухина продемонстрировала ту готовность человека соглашаться с мнением толпы или авторитетным утверждением, которая порой доходит до смешного. Ее эксперименты были проведены повторно в 2010 году, но результаты все те же: люди скорее верят тому, что говорят другие, чем собственным глазам.

В ХХ и в начале нашего века было проведено еще множество других разнообразных экспериментов, в процессе которых изучались:

  • влияние средств массовой информации на личные установки – К. Ховланд;
  • то, как давление группы формирует у ее членов одинаковое поведение – С. Аш;
  • обучение без осознания – Дж. Гринспун;
  • диффузия ответственности – Б. Латане и Дж. Дарли;
  • общение как единство трех процессов (социальная перцепция, коммуникация, интеракция) – Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев;
  • межгрупповые отношения – В.С. Агеев, Т.Г. Стефаненко;
  • межличностный и межгрупповой конфликт – А.И. Донцов, Н.В. Гришин, Ю.М. Бородкин и другие;
  • и так далее, перечислять можно долго.

Прикладная социальная психологияВсе эти многочисленные и интересные социально-психологические эксперименты сформировали научно-практическую базу для понимания социальной природы человека и поспособствовали развитию общества.

К сожалению, есть и негативный аспект популярности социальной психологии. Ценные знания, получаемые в результате исследований общества, используются в политике, экономике и рекламе нередко с целью манипуляции сознанием масс с дальнейшим программированием их поведения.

Сегодня власть имущие не обходятся без имиджмейкеров, PR-менеджеров и иных специалистов, обладающих психологическими знаниями, а также спонсируют социально-психологические исследования, так как знают, что получаемые данные помогают еще более умело манипулировать сознанием граждан.

Ждем Вашей оценки