Благими намерениями… созидание или разрушение?

Признаки творческой личности: как развить врожденные таланты

Творческие люди отличаются от других мировоззрением, подходом к обыденным делам. Их можно отличить по таким характеристикам:

Благими намерениями... созидание или разрушение?

  • развитому воображению;
  • жажде деятельности;
  • постоянному возникновению новых идей.

Чтобы развивать врожденные способности, нужно преодолеть внутренние сомнения. В детстве каждый ребенок занимается искусством для собственного удовольствия. Он не задумывается о результате, наслаждаясь позитивным опытом, возникающими во время деятельности. Взрослея, индивид сталкивается с критикой результатов творчества. Если у него низкая самооценка, он замыкается в себе, перестает пытаться создавать.

Избавиться от внешнего давления можно, отказавшись оценивать свою деятельность через взгляд других людей. Пробудить творческую энергию помогут упражнения на развитие креативности: антистрессовые раскраски, лепка, рисование пальцами.

Концепция Пономарева: природа, особенности творческого процесса

Я. Пономарев рассматривал процесс создания искусства, как результат жизненного опыта. Он разделял логический и интуитивный опыт:

Благими намерениями... созидание или разрушение?

  1. Отвечающая за творчество часть опыта — в скрытой части сознания, чтобы получить к нему доступ, нужно подобрать подход.
  2. Ключ к открытию опыта — действие. Интуитивное выполнение действий приводит к нужному опыту.
  3. Для формирования интуитивного опыта не нужно участие сознания.

В структуре творчества Пономарев выделяет три подхода:

  • самовыражение;
  • общественно полезное созидание;
  • решение задачи.

Концепция Пономарева рассматривает творчество как результат взаимодействия субъекта и объекта или субъекта и другого субъекта.

Примечания

  1. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов /А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.: Под ред. А. В. Петровского. −3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с., стр. 348.
  2. Тепикин В.В. Творческий фактор интеллигенции и интеллектуалов // Кристаллизация интеллигенции. — Иваново, Изд-во Ивановского университета, 2011. — С. 107-127.
  3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 1946. С. 575.
  4. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. C. 146—147.
  5. Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. Приложение III.
  6. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. C. 19.
  7. ↑ Пиллэй, Шрини. Варгань, кропай, марай и пробуй. Открой силу расслабленного мозга / Шрини Пиллэй ; пер. с англ. Е. Петровой ; . — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. ISBN 978-5-00100-996-2
  8. K. Mullis, «Dancing Naked in the Mindfield» (New York: Vintage Books, 1998). P. 3–4.
  9. Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. Прил. III. С. 142—143; см. также: Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. C. 31—33 (Гл. III).
  10. Художественное творчество как особый вид экономии мысли // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 1. Харьков, 1907; см. также: Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 145.
  11. Wallas G. The Art of Thought. N. Y., 1926; См. также: Солсо Р. Когнитивная психология. 1996.
  12. Энгельмейер П. К. Теория творчества. СПб., 1910; см. также: Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 146.
  13. Якобсон П. М. Процесс творческой работы изобретателя. М.-Л., 1934; см. также: Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 147.
  14. Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. . «Вопросы психологии» (№ 6, 1956. — с. 37-49). Сайт Официального Фонда Г. С. Альтшуллера (1956).
  15. Lindzey G, Hall C. & Thompson R. F., Psychology, New York, «Worth Publishers», 1975
  16. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981. 400 с. С. 150—151
  17. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С. 165.
  18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005. С. 551.
  19. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
  20. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.
  21. Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. — Мн.: Экономпресс, 2000. С. 20.
  22. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. С. 166.
  23. Юнг К. Г. Психологические типы /Пер. с нем. Софии Лорне/Под ред. Зеленского В. В. -С-Пб: Ювента, М.: Издательская фирма «Прогресс-Универс», 1995. −718 с.
  24. Нойманн Э. Искусство и время. В кн.: Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Пер. с англ. -М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996. −304 с. Стр.153-193.
  25. Нойманн Э. Творческий человек и трансформация. В кн.: Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Пер. с англ. -М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996. −304 с. Стр.206-249.
  26. Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. С. 99.
  27. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. С. 43.
  28. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. М.: Искусство, 1994. С. 40.

Часть 2. Созидание

Процесс созидания начинается с четкого определения своей внутренней позиции. Возможности открываются изнутри. Ты чувствуешь, что можешь, что это возможно. Никто и ничто не может тебя в этом переубедить. В определенный момент именно эта непоколебимая внутренняя уверенность придает тебе силы, позволяет переломить ситуацию и стать победителем, достигнув желаемой цели.

Снаружи, в мире людей, все чаще упираешься в невозможность. Чужой успех порой не только не вдохновляет, а заставляет чувствовать себя ущербным. «У него получилось, потому что этот человек пробивной и настойчивый. А я мягкий, стеснительный, и мне все равно такого не достичь».

Чужие провалы и неудачи внушают страх. «А что, если я начну свой проект, вложусь в него по полной, а потом разорюсь и потеряют все?»

Человек больше расположен к плохому, по причине своей внутренней слабости и неверия – даже Иисус Христос говорил об этом. Страхи чаще берут верх над светлой надеждой. Человек сильно зависит от общественного мнения и часто ломается от потока негативной информации.

Но выход есть: начиная свое дело, стать информационно непробиваемым. Сначала слушать себя, а потом других. Фильтровать информацию, отсеивая весь негатив и мусор. И верить. Верить в себя, в свои силы, в свою идею. Это и будет настоящей победой. Победой над своими внутренними страхами и внешним негативом. Победой веры – в себя и в свой успех. Созидание начинается с веры.

Еще один очень важный момент. Не отгораживаться, а относиться с уважением к позиции окружающего мира. Это позволяет выстраивать более гибкую стратегию поведения. Взаимодействие с окружающими становится более гармоничным. Уже не требуется приложения титанических усилий и напряженной борьбы. Вдруг неожиданно для себя обнаруживаешь, что теперь все в этом мире «за», а не против осуществления твоих личных планов – окружающие всегда готовы помочь и сила обстоятельств на твоей стороне.  

Слепое следование чужим успешным примерам с оглядкой на общественное мнение не может стать основой личного успеха. Собственная четкая внутренняя определенность и гармоничное взаимодействие с окружающим миром помогут продвинуться намного дальше и быстрее. Созидание начинается с гармонии – внутренней и внешней.

Все едино. Нельзя отделять свой личный успех от успеха в своем окружении и обществе в целом. Но и нельзя навязывать кому-то свои ориентиры или позволять сбить себя с толку. Нужно искать пути гармоничного взаимодействия. Сохраняя верность своей идее, искать точки соприкосновения взаимных интересов. Только тогда личный успех будет тотальным, неизбежным и всеобъемлющим. Он трансформирует все прошлые неудачи и станет началом нового витка развития человеческой личности.

Виды творчества

Существуют разные виды творчества:

  • производственно-техническое
  • изобретательское
  • научное
  • правовое
  • политическое
  • социальное
  • организаторское
  • предпринимательское
  • философское
  • культурное
  • педагогическое
  • художественное
  • мифологическое
  • религиозное
  • музыкальное
  • повседневно-бытовое
  • спортивное
  • игровое

Иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности. Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определённую проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

Часть 1. Строительство

При этом абсолютно упускаешь из виду интересы других и естественный ход развития событий вообще. В результате неимоверных усилий и борьбы с внешними обстоятельствами напряжение нарастает. Но однажды все это нагромождение планов и целей обрушивается. Восстановлению не подлежит.

И вот, сидя на этой куче обломков и остатков былого величия некогда грандиозных планов, начинаешь размышлять.   

А что же я сделала не так? Наметила для себя определенные цели, упорно трудилась и шла к ним. Ведь именно так написано в книжках по достижению личного успеха, этому учат все успешные бизнес-гуру. Но результат  наставлений #супер успешных людей – это та самая куча обломков, на которой я сижу в настоящий момент своей жизни.

Однако с высоты этой кучи переломанного  жизненного опыта начинаешь видеть намного дальше. Так я сделала одно из важных открытий в жизни.

К успеху стремится ВСЕ – люди, обстоятельства, Вселенная. Все развивается и эволюционирует

И на пути к личному успеху важно не только упорно трудиться, но и уметь со-трудничать. Уметь быть полезной окружающим

Тогда и тебя поддержат, помогут преодолеть трудности на пути достижения личного успеха. Уметь учитывать интересы ближнего своего, а не злиться, что он тащиться где-то в хвосте.

А может ему вообще в другую сторону? Важно понять и отпустить, никому не навязывая своих жизненных устремлений. Это открытие помогло мне обрести главное – гармонию с окружающими людьми и с жизненными обстоятельствами

Я больше ни на кого не злилась и не обижалась. Перестала напрягаться сама и напрягать свое жизненное  пространство — «строить» окружающих и свою жизнь

Это открытие помогло мне обрести главное – гармонию с окружающими людьми и с жизненными обстоятельствами. Я больше ни на кого не злилась и не обижалась. Перестала напрягаться сама и напрягать свое жизненное  пространство — «строить» окружающих и свою жизнь.

И вот тут началось волшебство. Настоящее волшебство самой жизни, которое называется созиданием.

В каких ситуациях творчество влияет на личность отрицательно?

Воплощая в жизнь идеи, творец может столкнуться с проблемой, вызванной стремлением сделать все идеально. Воображение создает картину, которую он хочет воплотить, но уровень развития навыков или технические данные не позволяет этого сделать. Результат получается неудовлетворительным. Если это происходит постоянно, человек разочаровывается в своих способностях, может полностью отказаться от искусства.

Психологическое влияние мук созидания может сильно навредить личности, стать причиной депрессии, развития деструктивных привычек: алкоголизма, наркомании, других видов зависимости. Но такое же сильное влияние оказывает и преодоление кризиса. Выйдя из угнетенного состояния, он испытывает внутренний подъем, его взгляд на мир меняется. Высшая форма единения искусства и творца — катарсис — может полностью изменить жизнь индивида, его взгляды.

Сложности восприятия различных видов творчества: проблематика психологии искусства

Основные проблемы психологии искусства определяются взаимосвязью субъекта и объекта:

Благими намерениями... созидание или разрушение?

  • изучение личности происходит через рассмотрение и восприятие ими эстетических ценностей;
  • художественное восприятие искусства меняется в зависимости от уровня развития личности индивида;
  • искусство воздействует на поведение и мотивацию личности, меняя ее мировоззрение.

Особенность проблематики зависит от видов творчества в психологии. В психологии различают отдельные формы проявления творческой деятельности:

  • научная — открытия явлений реального мира с целью получения знаний;
  • художественная — освоение окружающего мира путем эстетического переосмысления, стремление к созданию;
  • техническая — преобразование действительности с помощью образного мышления, разработка конструкций и механизмов;
  • сотворчество — интерпретирование результатов искусства, совместная работа создателя и зрителя;
  • педагогическая — поиск новых методов и форм подачи материала с целью совершенствования процесса обучения;
  • детская — необходимое условие мыслительного процесса ребенка, которое проявляется в игровой и других видах деятельности.

Изучение проблематики искусства помогает упростить понимание процесса созидания, сделать его более доступным для науки и людей.

Способность созидать как признак зрелой личности.

Созидательность — это одна из характеристик психологически зрелой личности. Зрелость приходит тогда, когда человек не просто взрослеет, но набирается мудрости. В рамках теории психоанализа психологическая зрелость личности рассматривалась как конечная цель психотерапии.

Термин «зрелая личность» в психологическую науку ввел австрийский психолог Альфред Адлер. В своих работах ученый предложил понятие творческого «Я» как первопричины человеческого в человеке, того, что делает его созидателем своей жизни, придает смысл существованию. Позже вопросы зрелости рассматривались русским профессором психологии Н. Рыбниковым, швейцарским философом К. Юнгом, американским психоаналитиком Э. Эриксоном.

Сама по себе зрелость – не конечная точка, а состояние, которое подобно паззлу складывается из качеств:

  1. Самоанализ. Способность «знать самого себя» – посмотреть на свою жизнь глазами стороннего наблюдателя, адекватно оценить свои сильные и слабые стороны.
  2. Выстраивание границ. Понимание того, что допустимо или неприемлемо в семейных, рабочих, рабочих, детско-родительских отношениях.
  3. Самоирония. Умение посмеяться над собой в абсурдных ситуациях жизни, но при этом продолжать ценить самого себя.
  4. Благодарность. Умение быть благодарным за то, что произошло и чего смогли избежать. Причем не просто быть, но уметь выражать благодарность людям и обстоятельствам.
  5. Самоконтроль. Способность оградиться от страха, вины, вредных привычек – всего того, что побуждает жить сиюминутными эмоциями и желаниями.
  6. Дружелюбие. Способность к теплым, сердечным социальным отношениям. Умение демонстрировать искреннюю привязанность без ревности или корысти.
  7. Независимость. Способность создать о самом себе положительное представление, независимое от оценок окружающих.
  8. Реалистичность. Стремление достигать лично значимых и реалистичных целей, не подстраивая факты под свои фантазии или иллюзии.
  9. Целеустремленность. Разграничение долгосрочных и краткосрочных целей. Понимание того, сколько времени и сил нужно для достижения цели.
  10. Нравственность. Умение совершать и рассматривать поступки, согласовывая их со своими моральными принципами.
  11. Умение выстраивать отношения. Способность понимать чувства другого, сопереживать, поддерживать, проявлять искренний интерес к своему партнеру.
  12. Гибкость. Способность целесообразно перестраивать свое поведение, ориентироваться в общении с людьми, маневрировать в изменяющихся условиях реальности.

Списки качеств зрелой личности составляли основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его современник, разработчик теории черт личности Гордон Олпорт. Основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу полагал, что на звание зрелой личности могут претендовать не более 1% людей. Одной из показательных характеристик он считал креативность – способность к творчеству, которая проявляется в любом деле, даже в быту.

Что такое созидание?

Созидание — это высшая из известных человеку форм творческого изменения реальности. Созидательная деятельность всегда направлена на то, чтобы улучшить мир, сделать его более гармоничным. Она сопровождает действия, приносящие людям благость: материальную, практическую, душевную, духовную, полезную для расширения сознания или наработки хороших качеств. В широком смысле созидание – это не столько преобразование, сколько постижение сущего; волевая, сознательная и духовная деятельность человека.

Созидание в литературной речи имеет пафосный или величественный оттенок. Чаще применяется к нематериальным объектам: душе, моральным ценностям, духовному воспитанию. В словарях слово «созидать» описывается как устаревшая форма от «создавать». Но различия в этих понятиях есть. Созидание не просто создает – оно вдохновляет. Оно носит положительный оттенок чего-то конструктивного, полезного, гармоничного и приводит возникновению чего-то более ценного. А создавать можно и проблемы или неприятности.

Созидательность как качество личности – умение направлять умственную и творческую энергию на создание чего-то красивого, величественного, полезного. В повседневной речи словосочетание «созидательный человек» чаще заменяют на «творческий человек», а творчество и созидательность употребляют как синонимы. Хотя и в этих понятиях есть отличия. Творчество – это сила чувства и вдохновения, нечто стихийно-хаотическое; созидание – это сила разума, сознательно направленная на движение к цели.

Созидание невозможно постичь без его дуальной пары – разрушения. Чтобы создать что-то новое, нужно предварительно что-то разрушить: весна разрушает снежный покров, торнадо разрушает прежний ландшафт, давая возможность создать что-то новое. Разрушать всегда легче, ведь разрушение не требует душевных затрат. Поэтому каждый человек делает свой выбор: саморазрушение (преумножение зла) или самосозидание (преумножение добра).

Решающий фактор

Многие чувствуют себя заложниками прошлого, считая, что события детства предопределили то, как сложится их жизнь в будущем. Некоторые убеждены, что стали жертвами неправильного воспитания или отношения со стороны родителей. Другие считают, что стиль их поведения предначертан генами. Другие слепо верят в астрологию. И все они верят в то, что будущее в значительной степени предопределено, а изменить можно лишь немногое.

Созидательный подход, напротив, говорит о том, что главный решающий фактор в вашей жизни — это вы сами. Создавая свои симфонии, Бетховен, возможно, испытывал на себе влияние воспитания, образования и социального положения, но нужен был

человек Бетховен, чтобы написать эту музыку. Своим присутствием на планете вы делаете возможным появление творений, которые мир иначе не увидел бы.

Экспериментируйте с описанными здесь принципами, начните работать с творческим процессом в самых разных областях. Каждый человек может стать главной творческой силой в своей жизни. И когда вы откроете для себя эту идею, пути назад не будет. Ваша жизнь изменится навсегда.

По материалам книги «Путь наименьшего сопротивления».

Предназначение творчества: польза искусства для личности и общества

Занятия искусством полезны для людей, независимо от возраста и сферы работы. Креативное выполнение рутинной повседневной работы помогает избежать кризиса. Человек постоянно развивается, его мышление работает быстрее, чем у других людей. Искусство влияет на здоровье, повышая способность организма противостоять стрессу.

В глобальном смысле искусство — способ преобразования мира, изменения судеб народов и стран. С помощью книг, картин, фильмов миллионы людей меняют мнение о важных явлениях. Во многом значимые изменения общества происходят под влиянием деятелей искусства. Так, речь М. Л. Кинга стала причиной свержения расизма в Америке, книги В. Ленина создали почву для революции в России, идеи Исаака Ньютона и Леонардо да Винчи изменили мир науки и искусства.

Психология творчества: сущность науки, предмет изучения

Психологи изучают продукты человеческой деятельности, созданные в сферах науки, техники, искусства. Помимо самих продуктов, психологов также интересуют составляющие процесса созидания: роль мышления, воображения, интуиции, индивидуальные особенности личности.

В рамках психологии рассматривают личности великих творцов: изучают биографию, предпосылки, роль одаренности. По мнению психологов, креативные способности есть у всех людей, их можно развивать

Но важно отличать одаренность от гениальности — высшей формы проявления созидающей деятельности. Гениальность считается редким врожденным качеством, поэтому гениев мало

Созидательный подход

Цель созидательного подхода — преодолеть автоматизм мышления и выработать альтернативные решения. Между творчеством и решением проблем есть одно существенное отличие. Решать проблемы означает уничтожать их, а творить — означает привносить в мир нечто новое. Когда вы получаете на руки большую и аппетитную проблему, вам больше не надо мыслить — у вас есть навязчивая идея. А если бы у вас вдруг не стало проблем? О чем бы вы тогда думали? Чем занимались? Созидатель всегда сосредоточен на том, что хотел бы принести в мир.

Первобытные племена, живущие в джунглях, считают пролетевший самолет чудесным знамением. Самолеты для них — если не боги, то колесницы богов. Неизвестное часто кажется непостижимым. Из-за нехватки информации творчество воспринимается как дело мистическое — точно так же обитателям джунглей не хватает познаний в области современной авиации. В действительности созидание — это навык, который можно приобрести и развить, как любой другой: упорными тренировками. Чтобы стать творцом, надо регулярно творить.

История развития отрасли: становление науки, роль в обществе

Благими намерениями... созидание или разрушение?Как наука психология искусства сформировалась в начале 20 века. Она еще не была в определена в отдельную сферу, поскольку рассматривала только одну область: биографию, литературные произведения. Анализируя материал, ученые изучали природу процесса создания, качества личности.

С началом развития экспериментальной психологии методы изучения изменились. Психологи стали работать не только с наследием, но и авторами-современниками. Они использовали анкетирование, экспериментальные методы, интервьюирование.

Научно-техническая революция повлияла на качество изучения искусства, поставила перед психологами новые задачи. Возросла потребность в работниках, способных не только выполнять задание, но и предлагать креативные идеи, брать на себя больше ответственности, принимать самостоятельные решения. В связи с этим появилось новое направление, изучающее творчество, как составляющую науки и техники.

Арт-терапия или как начать созидать?

Автор бестселлера «Ешь, молись, люби» Элизабет Гилберт сравнивает творчество с доступной каждому магической силой способной сделать жизнь более насыщенной, необычной, интересной. Психологи советуют практиковать терапию творчеством всем, кто хочет привнести в жизнь гармонию, повысить способность к самовыражению, раскрыть творческий потенциал.

С момента зарождения арт-терапии у нее появилось несколько различных направлений. Проходить психотерапию и просто получать удовольствие можно через фотографию, музыку, составление коллажей, раскрашивание мандалы, работу с тканями, тестом или глиной. Одним из самых популярных направлений считается изотерапия – лечение изобразительным искусством. Она помогает добраться до глубинных переживаний, избавиться от стресса и просто отвлечься от повседневных забот с помощью несложных техник.

Техника 1. Рисование в темноте.

Большая часть внутреннего напряжения прибывает от критики со стороны. Ослабить силу внутреннего критика поможет рисование в полной темноте. Попробуйте сначала создать рисунок одноцветным карандашом, позже можно перейти к сложным изображениям. Сосредоточьтесь на создании абстрактных линий, узоров, фигур. При включенном свете рисунок, скорее всего, вас сильно удивит.

Техника 2. Раскрасьте свое физическое состояние.

Нарисуйте на листе бумаги очертания своего тела. Закройте глаза, представьте свое тело и свои ощущения. Раскрасьте изображение внутри контура акварельными красками так, как вы это чувствуете. Подумайте, что для вас значат эти оттенки и почему они появились именно на этих участках. Эту технику можно практиковать в больших масштабах: взять рулон обоев, обрисовать на нем контуры своего тела в натуральную величину и разрисовать.

Техника 3. Мандала желаний.

Круглая мандала – символ вечности. Поместив внутрь свое желание, мы создаем условия для его исполнения. Для начала нужно нарисовать на бумаге круг-основу – обвести тарелку или использовать циркуль. Визуализируйте желание. Начинайте раскрашивать. Это может быть конкретный или фантазийный узор. В процессе рисования нужно отмечать свои инсайты и просто получать удовольствие.

Выводы:

  • Созидание – это одновременно создание, творение, построение чего-то гармонично-вдохновляющего.
  • Разрушение – это созидание со знаком «минус».
  • Созидательность – положительное качество зрелой личности, необходимое для творческой самореализации.

Проблема творческого кризиса: как преодолеть страх и лень

Благими намерениями... созидание или разрушение?Творческий кризис возникает, когда индивид теряет интерес к созданию. Он может придумывать новые идеи, но постоянно откладывать реализацию. Страх неудачи сковывает, поэтому человек решает, что лучше ничего не делать, чем сделать слабый, неинтересный продукт. Выйти их этого состояния можно, пересмотрев отношение к искусству.

Главная цель процесса воплощения идеи – получение удовольствия.

На занятия искусством влияет общее настроение: если индивид болеет депрессией, переживает сложную жизненную ситуацию, ему сложно настроиться на продуктивную деятельность. Внутренний негатив следует направить в творческое русло, избавляясь от влияния внешних и внутренних проблем. Отвлечение от мира и сосредоточенность на процессе помогает преодолеть ступор, возникающий как реакция на внешнее давление.

Другой путь

Да, он существует — путь сотрудничества со своей жизнью и получения ее даров. Просто нас этому не научили — осознанно выбирать тип отношений со своей жизнью. Согласитесь, что именно сотрудничество, а не «добивание» чего-либо от жизни, является более конструктивным способом взаимодействия.

И очень приятно просто получать от жизни ее дары — любовь, поддержку, удачные стечения обстоятельств и приятные неожиданности. А не добиваться всего «потом и кровью», следуя привычному алгоритму достижения успеха своих родителей.

Да-да, это возможно! Осознанно и смело выбирать на пульте управления своей жизнью опции – сотрудничать и получать. Но при этом не забывать — чтобы что-то получить, нужно и самому что-то дать. И сразу прикинуть, что мы сами можем предложить для сотрудничества со своей жизнью?

Отрывок из книги Виктории Ведо «Роман с Жизнью: Как добиться взаимности», издательство « Весь», 2019

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век
Уточнения, требующие предиктору дополнения корректором 
(5/2)
Декларация о принятии реальности! 
(5/1)
В чём виноват Ленин — 2? 
(5/3)
СВоБоДа и степени несвободы 
(5/3)
Возможное единение России 
(5/2)
Уточнения, требующие предиктору дополнения корректором 
(5/2)
Винета — затопленный город Балтики. 
(5/2)
Земля — крестьянам? 
(5/2)
Царство идеалов! Прошлое, настоящее и будущее! Величие философии! 
(5/1)
Механизмы побуждения человека! Методология жизни! 
(5/1)
Как тесты конкурса «Лидеры России» отбирают либералов с нужным мышлением 
(5/8)
Бильярд, как модель глобальной игры в фильме «Классик» 
(5/8)
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя 
(5/7)
У Щетинина теперь все законно 
(5/7)
Россия на взлёте, народ на излёте.. Москва – столица Всемирной Хазарии? 
(5/7)
Штраф (случай из жизни) 
(5/7)
История библейского проекта «от А до Я» в мультфильме «Падал прошлогодний снег»  
(5/7)
Профессор Клесов: «Корни русских найдены. Соловьи информационной русофобской войны посрамлены» 
(5/6)
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/109)
Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)
Ну, за самодержание!… 
(5/64)
7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)
Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)