Категория сознания в психологии

Методы развития и управления

Категория сознания в психологииЧувства в психологии сознания дают возможность самостоятельно инициировать развитие восприятия. Поскольку основной способ познания мира — сенсорная система (органы чувств), воздействуя на них, индивид может стимулировать общий процесс познания.

Для развития самоконтроля подходят психологические практики, которые можно использовать в домашних условиях:

  • прослушивание классической музыки;
  • рисование, цветотерапия;
  • пение мантр;
  • медитация;
  • телесные практики, пластический театр;
  • ароматерапия;
  • визуализация.

Регулярное выполнение упражнений поможет повысить уровень осознанности. Уже через 1 месяца индивид заметит результаты: он станет более уравновешенным, сможет лучше понимать свои эмоции.

Для развития мышления необходимо задействовать упражнения, которые развивают логику, аналитические и прогностические навыки. В этом помогает игра в шахматы, решение логических задач, кроссвордов. Чтобы стимулировать развитие, уровень сложности задач необходимо повышать.

Психофизиология сознания

См. также: Психофизиология

В нейробиологической модели сознания, предложенной Криком и Кохом, «нейроны сознания» находятся под влиянием сигналов ретикулярной формации ствола мозга и ретикулярной формации таламуса. Первая определяет глобальное сознание, и её отключение, инактивируя «нейроны сознания», приводит к бессознательному состоянию. Вторая образует «прожектор сознания», подсвечивающий определённый «модуль сознания» и делающий его объектом внимания. Перемещение «прожектора сознания» с одного модуля на другой обеспечивает смену объектов внимания.

Соколовым Е. Н. в рамках созданной им сферической векторной модели субъективных процессов, интегрирующей и описывающей корреляцию психофизических и нейрональных уровней таких процессов, была предложена сферическая модель сознания, развивающая модель сознания Крика и Коха. В ней «нейроны сознания» и обслуживающие их нейроны образуют специализированные объединения разных модальностей. Обслуживающие нейроны образуют нейронные ансамбли (микросети). Под воздействием стимула в них возникает комбинация выходных возбуждений, которая может быть представлена вектором одинаковой длины для всех обрабатываемых данной нейронной микросетью стимулах. Эти вектора образуют сферу в многомерном пространстве, размерность которого определяется числом входящих в микросеть базисных нейронов предетекторов. Вектор возбуждения, возникающий в микросети этих нейронов, по параллельным каналам поступает на множество нейронов детекторов, обладающих специфической комбинацией входных синаптических контактов, которая может быть представлена вектором синаптических весов, равной длины для всех детекторов. Таким образом детекторы, по отношению к векторам весов входных синаптических контактов, также образуют сферическую поверхность. Каждый из детектором осуществляет скалярное умножение векторов приходящих возбуждений на вектора весов синаптических контактов. Поскольку вектора равны по длине, максимально возбуждается тот детектор, вектор весов синаптических связей которого коллинеарен и одинаково направлен поступившему вектору возбуждения. Так на сферической поверхности, образованной детекторами, возникает локальный фокус возбуждения, приводящий к возникновению специфического для данного детектора ощущения. Таким образом сферическая модель когнитивных процессов, объединяет ощущение как элемент сознания с его нейронным механизмом.

Проблемы и их анализ

Изучение феномена сопряжено с рядом проблем. Это затрудняет и само исследование, и классификацию результатов. У психологов-исследователей есть несколько теорий, позволяющих объяснить значение сознания.

Система взглядов Выготского рассматривает сознание как инструмент самопознания. Оно не возникает спонтанно, не является обязательным врожденным компонентом. Только нахождение в социуме дает толчок к появлению познавательного интереса, стремлению изучать себя, свою деятельность. Ключом к его пробуждению является речь. Задача психологов — исследование познавательного процесса и его составляющих.

Леонтьев опирался на идеи Выготского, но дополнил их результатами своих наблюдений. Он определил сознание как сформированную картину мира, в которую человек включает себя, окружающих и предметы, свои действия и состояния. Вначале человек только изучает мир, формируя свое представление о нем. На более поздних этапах развития — взаимодействует с ним, стремится повлиять на собственные действия и действия других людей.

Ананьев рассматривает сознание как необходимую часть действия. Вначале ребенок изучает мир с помощью собственных действий. Они не являются направленными: он просто выполняет действие и наблюдает, к какому результату оно приведет. По мере развития ребенок учится контролировать деятельность, планировать результат. Высшей точкой развития является навык переключения между разными видами деятельности.

Рубинштейн, изучая сознание, выделяет отдельные свойства в его структуре: переживание, познание, построение отношений. Каждый акт работы сознания включает минимум один компонент, но чаще он объединяет все свойства. Выражены они неравномерно. Для каждого акта взаимодействия с миром сознание выстраивает новые координаты и соотношение свойств.

Самосовершенствование и Саморазвитие — С чего начать?

Категория сознания в психологии

Денежный лунный календарь помогает принять верное решение и направляет на нужный путь. Советы астролога на каждый день помогут найти наиболее благоприятное время для оформления кредита, обмена валюты, крупных покупок.

Давно доказано, что естественный спутник земли прямо влияет на биологические процессы во всех живых организмах. Луна провоцирует величественные перемещения океанических масс, воздействует на рост растений, определяет поведение животных, а также является одним из факторов…

Примерно 40% своих действий мы совершаем по привычке

Понимание того, как сформировать хорошие привычки (и как работают уже имеющиеся), очень важно для здоровья, счастья и качества жизни в целом

Нет энергии, сил… Это состояние знакомо всем. Плюс к  этому добавляется физическая усталость, угнетенное настроение, нежелание начинать какие-то дела, отсутствие желания общаться с другими людьми.

У любого человека в жизни бывают случаи, когда нужно переключать свое внимание с одной деятельности на другую. Например, нужно идти на совещание и решать на нем разные вопросы, а за час до этого вы…. Каждый день мы вынуждены принимать решения

Но даже простые решения зачастую не настолько легки, как мы хотели бы. Наша нерешительность происходит от страхов, рожденных переживаниями о том, что мы можем принять «неверное» решение

Каждый день мы вынуждены принимать решения. Но даже простые решения зачастую не настолько легки, как мы хотели бы. Наша нерешительность происходит от страхов, рожденных переживаниями о том, что мы можем принять «неверное» решение.

Почему так по-разному складывается наша жизнь? Почему к одним судьба благоволит, а других нещадно бьет на протяжении всей жизни? Почему одним все – другим ничего?

Принятие – одна из главных человеческих добродетелей, которая способствует достижению счастья

Принятие освобождает ваше внимание от всего лишнего и позволяет направить его на то, что действительно важно

https://www.youtube.com/watch?v=LwCoUz95J2o

Наверняка все не раз слышали, что нужно чаще выходить из зоны комфорта, ибо это крайне полезно для развития. Но что такое зона комфорта, что мы на самом деле знаем о ней и почему мы должны…

Часто мы сами порою не замечаем, как недовольны собой, жизнью, а в результате получается, что ворчим и отравляем как себе жизнь, так и окружающим. У негативно мыслящих людей всегда стакан наполовину пуст, в отличии…

Психологические техники – упражнения, которые нацелены на решение той или иной проблемы или для самосовершенствования и саморазвития.

«Жаворонок» и «сова» — два известных в психологии хронотипа, определяющих индивидуальные различия в уровнях активности в разное время суток. Существует точка зрения, что хронотип «совы» может быть связан с так называемой «темной триадой личности»,…

Одинаково ли мы мыслим на родном и иностранном языках? Как формируются наши моральные ценности и какие факторы влияют на наши моральные суждения? Насколько они незыблемы и постоянны? Ученый-когнитивист, автор книги «Language in Mind: An…

Он критикует, язвит, подвергает сомнению, высмеивает, сравнивает. Он вездесущ — спрятаться от него невозможно. Нет, это не персонаж фильма ужасов — это ваш внутренний критик.

Почему с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?

Все мы слышали о существовании подсознания, но далеко не все могут объяснить, что это такое. На самом деле эти до конца не изученные психические процессы нашего мозга оказывают огромное влияние на жизнь людей. Что…

Основные функции

В общей психологии сознание рассматривается как важный механизм. Оно выполняет определенные задачи, без него невозможна полноценная жизнь. В основном это регуляция поведения и взаимодействие с внешним миром.

Категория сознания в психологии

Важная функция – это познание природы, явлений и механизмов, что дает возможность творить

Человек часто стремится добывать знания о мире вокруг него, которые дают возможность изменять материальные и идеальные представления. Еще одна функция – это коммуникативная. С ее помощью человек использует вербальные и невербальные методы общения для контакта с социумом.

Благодаря сознанию, индивид может оценивать общественную жизнь, поступки других людей. Делает он это на основе собственных чувств, опыта и, исходя из личных потребностей.

Формы и виды

В психологии сознания есть разные виды восприятия действительности: адекватное и неадекватные. Адекватной формой называют объективное восприятие окружающего мира. Человек в адекватном состоянии обладает способностью к осмысленной речи, быстро реагирует на изменения, легко ориентируется в пространстве.

Неадекватные виды восприятия:

Неясное — индивид отрешен от окружающего мира, не реагирует на других людей. Не отвечает на вопросы, или делает это медленно, невпопад

Внимание притупляется, движения замедленные.
Ступор — человек ведет себя так, словно его разбудили от глубокого сна. Он заторможенный, вялый, разговаривает неразборчиво, не заинтересован в общении, часто смотрит в одну точку.
Отупление — человек полностью уходит в себя, проводя большую часть времени во сне

Просыпаясь, он не может понять, где находится, не может рассказать, что он делал, прежде чем уснул.
Кома — состояние глубокого сна, из которого человека невозможно вывести. Он не реагирует на звуки, касания, не оценивает происходящее. Кома — медицинский феномен. Врачи не могут найти средство предотвращения коматозного состояния и способ выхода из него. Больной может проснуться только самостоятельно, контролировать это невозможно.
Бред — искаженное восприятие действительности. Человек теряет способность мыслить адекватно, не может объяснить свое поведение и поступки.

Галлюцинации — навязчивые зрительные и слуховые искажения. Человек видит и слышит то, чего нет на самом деле. Регулярные галлюцинации порождают недоверие к окружающим, тревожность, параноидальное состояние.

Формы сознания различаются по направленности:

  • индивидуальная — в ней содержатся личные особенности, ценности, идеи.
  • общественная — включает обычаи и традиции, характерные для конкретной культуры;
  • теоретический уровень общественного сознания — соединяет общественные идеологии с реальностью;
  • обыденная — отвечает за поведение человека в обычной жизни;
  • массовая — объединяет познание человека как индивида и составляющую толпы.

Типы сознания в психологии:

  • общественное — сформировано социумом;
  • историческое — создается фоновым воздействием общего прошлого человечества;
  • политическое — взгляд на мир, сформированный под влиянием политических настроений в стране и мире.

Развитие происходит линейно. Пропустить ступень развития нельзя.

Роль сознания и подсознания в психологии

Категория сознания в психологииСовременная наука считает, что в мозге расположена психика. Поэтому там выделяют условное место сознанию и подсознанию.

В целом, по мнению психологов, человек устроен примерно следующим образом:

  • мозг, который выступает в качестве главного процессора;
  • сознание — своеобразная оперативная память;
  • душа — операционная память;
  • подсознательное и бессознательное — краткосрочная и долгосрочная память соответственно.

Такая аналогия с компьютером проведена не зря. Мозг изучен довольно слабо, однако ученым иногда удается находить некоторые параллели в их функционировании. Пока ясно лишь одно — тайны мозга будут открываться постепенно.

Всех людей можно разделить по способам получения и обработки информации. Учеными выделено три вида:

  1. Визуалы — извлекают больше информации от зрительных образов.
  2. Аудиалы — предпочитают звуки.
  3. Кинестетики — лучше воспринимают прикосновения и телесный контакт.

Категория сознания в психологииЭто прямо влияет на подсознание и то, какая информация в нем отложится. Изначально оно имеет некоторый багаж знаний, который постепенно пополняется с течением жизни. Например, движение рукой по определенной траектории или то же чтение. Человек сам наполняет свой «багаж», откуда потом достает новые «вещи». Есть ли у этого лимит — еще предстоит определить специалистам.

Особенно это касается информации, которая не соответствует каким-либо внутренним установкам. Подсознание может начать сопротивляться и тогда обязательно возникнут психические проблемы.

Функции и свойства

Психологические характеристики сознания типичны. Им присущи конкретные свойства, позволяющие индивиду изучать и взаимодействовать с окружающим миром:

  • активность — внутреннее состояние личности побуждает к устойчивой деятельности;
  • интенциональность — направленность на конкретный предмет;
  • рефлексия — позволяет познавать самого себя;
  • мотивационно-ценностный характер — сознание всегда направлено на достижение результата.

Развитие сознания возможно только благодаря социальным контактам. Психологи полагают, что развитие познания связано с появлением речи. Вначале она становится способом общения, дальнейшем — средством мышления.

Категория сознания в психологииПомимо общего понятия, выделяют такие типы сознания:

  • житейское — примитивное, развивается в процессе первичного изучения мира;
  • проектное — направлено на решение бытовых проблем, рабочих задач;
  • научное — комплексное исследование мира;
  • эстетическое — направлено на эмоциональное насыщение, процесс преобразования мира;
  • этическое — контроль поведения в соответствии с нравственными установками индивида.

Развитие сознания продолжается параллельно с процессом эволюции. Научно-технический прогресс значительно ускорил его. Можно предположить, что в будущем скорость развития станет еще выше.

Примечания

  1. Лекции по общей психологии В. В. Петухова
  2. ↑ . www.psychologos.ru. Дата обращения 23 мая 2017.
  3. Crick F., Koch C. The problem of consciousness //Scientific American. Special edition. 2002. Vol. 12. No 1. Р. 11—17
  4. Аткинсон Р. Управление кратковременной памятью. В кн.: Психология памяти /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. −3-е изд., перераб. и доп. — М.:АСТ:Астрель, 2008. — 656с. -(Хрестоматия по психологии).- 379—407 с.
  5. ↑ T. Nørretranders, The User Illusion: Cutting Consciousness Down to Size (New York: Viking, 1998); T. D. Wilson, Strangers to Ourselves: Discovering the Adaptive Unconscious (Cambridge, MA: Harvard University Press, 2002); A. Dijksterhuis, «Think Different: The Merits of Unconscious Thought in Preference Development and Decision Making», Journal of Personality and Social Psychology 87, no. 5 (ноябрь 2004 года): 586—598.
  6. ↑ Пиллэй, Шрини. Варгань, кропай, марай и пробуй. Открой силу расслабленного мозга / Шрини Пиллэй; пер. с англ. Е. Петровой; . — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. ISBN 978-5-00100-996-2
  7. ↑ Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: 1974.
  8. Линдсей П., Норман Д. Системы памяти. В кн.: Психология памяти /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. −3-е изд., перераб. и доп. — М.:АСТ:Астрель, 2008. — 656с. -(Хрестоматия по психологии).- 363—378 с.
  9. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. – М.: Аспект Пресс, 2007. — 284 с. ISBN 978-5-7567-0466-2

Связь с бессознательным

Сознание может воздействовать на процессы обработки информации, которые протекают в бессознательном. Они не подчиняются логике, но обладают большей мощностью. Бессознательное помогает решать творческие задачи. Начало анализа проблемы спонтанно. Когда в подсознании накапливается достаточно информации, начинается ее обработка. В результате появляется решение, которое из области бессознательного переходит в область сознания. Этот процесс можно расценивать как проявление интуиции.

Категория сознания в психологииНекоторые типы задач решаются на сознательном и бессознательном уровне. Как именно задача переходит из низших сфер психики в высшую, психологам не известно. Согласно теории Я. Пономарева, это древний механизм, сформировавшийся эволюционно. Связь с бессознательным компонентом неразрывна. В обычном состоянии человек не может определить, какое решение пришло из подсознания, а какое было сформировано в высшей части психики.

Если бессознательное не подчиняется контролю, индивид утрачивает способность регулировать свое поведение. Все скрытые, низменные желания становятся доминирующими. Личность теряет социальные навыки, ее развития откатывается до уровня ребенка двух лет. Он эгоистичен, не способен на компромиссы, часто становится опасным.

Понятие в психологии

Считается, что такой механизм присущ только людям, это высшая функция мозга. Она тесно связана с речью и мышлением. За все время существования науки специалисты не смогли точно сказать, что такое сознание определение в психологии встречается разное.

Структуралисты в лице В. Вундта полагали, что под этим словом скрывается структура из множества элементов. Их можно представить в виде периодической системы Менделеева. В итоге попытки специалиста создать некую модель сознания в психологии провалились.

Функционалисты в лице Джеймса полагали, что сознание – это биологическая потребность. С помощью такого механизма человек легче адаптируется, но он представляет лишь небольшую часть психики.

Важно! Фрейд выделял не только сознание, но и бессознательное, подсознательное – это три уровня психики. Они взаимодействуют друг с другом и влияют на поведение человека

По мнению психоаналитика, сознание – это проявление работы разума.

Сознание и подсознание — разница понятий

Категория сознания в психологииОбразно говоря, что сознание, что подсознание — равные части человеческого разума, которые регулярно используются человеком для решения бытовых или производственных задач. Иногда они могут конфликтовать. Как и у полушарий мозга, между ними есть распределение функций, за которые они отвечают. Но это все еще довольно малоизученная часть человеческой личности.

Подсознание отвечает за:

  • интуицию;
  • инстинкты;
  • внутреннее «я»;
  • ощущения, чувства.

Согласно исследованиям, подсознание используется на 95%, тогда как сознание задействовано всего на 10%. Все это практически не контролируется разумом человека. Однако они принимают прямое участие в формировании его мировоззрения, управляют поведением, всячески влияя на жизнь. При этом обычно люди даже не замечают этого.

Категория сознания в психологииПонять между ними разницу очень легко. Сознательный ум также называют объективным. Проще говоря, это та часть личности человека, которая решила взять и прочитать какой-нибудь текст. А вот подсознание отвечает за расшифровывание символов на мысленном экране, преобразует буквы в слова, достает хорошо отпечатавшиеся образы из памяти и объединяет их в единое целое. Кроме того, оно же отвечает за функционирование самого человека. Например, частоту биения сердца, и некоторые другие процессы, про которые сознание даже не вспоминает.

Структура

Существует 3 уровня познания. Человек с детства имеет низший уровень, который с возрастом повышается. Если этого не происходит, индивид остается с низшим уровнем сознания. Он воспринимает мир как ребенок, не способен выстраивать нормальные отношения.

У каждого уровня есть свои типичные особенности:

  1. Высокий уровень. Для личности, достигшей высшей формы развития, характерна сильная интуиция, высокий интеллект, объективность, развитое аналитической мышление. Скорость развития зависит от внешних обстоятельств и деятельности. Индивиды, занятые интеллектуальным трудом, быстрее развиваются. Они более склонны к рефлексии и глубокому анализу явлений. Развитие проходит быстрее у людей, работающих в творческой сфере. Развитая интуиция — необходимое качество для успешной деятельности. Такие люди уже в раннем возрасте отличаются от сверстников тем, что быстрее справляются с усвоением новой информации и решением сложных задач. Таких людей не более 15% от общего числа.
  2. Средний уровень. Он присущ большинству людей. Этого уровня сознания достаточно, чтобы удовлетворять жизненные потребности. Люди со средним уровнем развития заняты решением только своих проблем. Их не интересуют философские вопросы, уровень интеллекта и осознанности не позволяет им оперировать такими категориями познания.
  3. Низкий уровень. Встречается у 20–25% людей старше 18 лет. Таких людей относят к невежественным и интеллектуально неразвитым. Они не заинтересованы в саморазвитии. Все интересы направлены на достижение удовольствия без оценки последствий своих действий. Люди с низким уровнем развития обладают примитивным мышлением, которое обычно свойственно детям дошкольного возраста.

Познание динамично. При желании индивид может самостоятельно развить его и достичь высокого уровня. Чем старше он становится, тем сложнее перестроить работу процесса изучения мира и стимулировать его развитие.