Спонтанность

Рождение ребёнка — тест на спонтанность

Можно много говорить о спонтанности, но так толком и не уяснить для себя — так в чём же её важность? Почему она — необходимое условие выживания? И почему спонтанность, наконец, важнее ума и памяти?

Конец сомнениям кладёт обращение к первым минутам, дням, месяцам жизни ребёнка.

Новорожденные некоторых животных рождаются на свет уже готовые позаботиться о себе сами. Некоторым требуется для этого несколько недель. Человек — совсем другое существо…

Он вступает в сложный и опасный мир задолго до того, как его организм готов к встрече с чрезвычайными ситуациями.

Давайте посмотрим, каким входит ребёнок в эту жизнь.

  • его мозговые центры не развиты,
  • его мозговое кровообращение не до конца налажено,
  • неразвита система капилляров в целом,
  • не развиты речевые центры,
  • отсутствует мышечная координация для ходьбы,
  • сосание, глотание, дыхание и выделение сразу после рождения ещё не установлены в достаточной степени.

Рождаясь, ребёнок резко меняет один мир на другой.

  • он меняет состояние постоянного сна на состояние пробуждения и осознания мира вокруг,
  • он меняет паразитарное существование в материнской плаценте на существование, где требуется его собственная активность при принятии пищи и выделении,
  • он перемещается из темноты, теплоты и покоя в мир резких звуков и ослепительного света,
  • он меняет надёжность и равновесие на мир, который нужно завоёвывать, чтобы выжить,

При этом ребёнок переходит из одного мира в другой с такой стремительной быстротой, что успешная адаптация тысяч и миллионов людей является до сих пор научной загадкой…

Как утверждают специалисты — рождение ребёнка живым и дальнейшее выживание в такой ситуации практически равнозначно чуду.

Будем как дети?

Спонтанность задействуется каждый раз при рождении и воспитании нового ребёнка, но затем постепенно угасает. По этой схеме живёт большинство людей. И лишь некоторые люди не теряют спонтанности реакций и мышления. Эти люди умеют легко адаптироваться в переменчивом мире и не погибают, не теряют позиций, а меняются вместе с ним, каждый раз наилучшим образом приспосабливаясь к его неожиданной новизне. Этому учит их либо жизнь (как её видел скаут Баден-Пауэлл) либо психологические техники, основанные на идеях психодрамы, тренинги спонтанности и креативности.

Морено говорил, что большинство из нас демонстрируют — как же плохо средний человек «приспособлен» для … удивления!

Проводимые психологические тесты каждый раз показывали, как уставшие и раздражённые люди, люди, работавшие с техникой, демонстрировали неадекватность при встрече с «внезапными», не рядовыми, нештатными ситуациями. Они не могли дать ни одного ответа на простые вопросы, никакой организованной интеллектуальной реакции.

Цивилизация лишила человека самого главного механизма выживания — спонтанности. Но она же и позаботилась о том, чтобы у человека появилась возможность осознать это и попытаться вернуть себе утраченное. Поэтому, да здравствуют техники психодрамы! Учиться спонтанности мы с Вами будем — вместе.

Елена Назаренко

www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических
карт. Подробнее…

КОШМАРНЫЕ СОЗВУЧИЯ

Спонтанность в отечественной психологии исторически выступала в двух разных ипостасях. С одной стороны, это возможность и способность действовать, исходя из внутренних побуждений, а не под действием внешних факторов. С другой стороны, это потеря способности регулировать и осознавать свое поведение. То есть спонтанность как момент свободного самовыражения (когда мы делаем то, что хотим делать) и спонтанность как бесконтрольность. Оба подхода чрезвычайно интересны, поскольку созвучны двум кошмарам нашего современника: отвержению группой и потере контроля над собой.

Быть собой и руководствоваться внутренними мотивами – опасно, поскольку такое поведение противопоставляет индивида группе. Десятилетия коммунистического строя оставили в коллективном бессознательном народа зарубку – всегда держать себя в узде и даже на собственной кухне избегать индивидуализма и политических анекдотов. В нашей стране, в этом огромном постсоветском пространстве до сих пор очень страшно говорить все, что вздумается, и делать то, что хочется.

Не владеть собой – опасно, стыдно и позорно, но одновременно очень желанно, иначе зачем мы окружаем себя таким количеством инструментов потери самоконтроля? Алкоголь, наркотики, техники расширения сознания позволяют на несколько часов ослабить хватку «большого брата» в собственной голове. Мы порой готовы на что угодно, лишь бы временно потерять контроль и сопровождающее его напряжение!

А что же это за чудо?

Человечество ломает головы: как же так — у ребёнка нет готовых сведений, образца для моделирования своих успешных действий, а он — выживает!

А ребёнку и не нужны «готовые сведения», «шпаргалки», сверяясь с которыми он будет действовать в стрессовой ситуации. То есть, для выживания ему не нужны ни ум, ни память, которых у него ещё нет.

Реакцию новорожденного на новую ситуацию учёные выделили особо и назвали — спонтанностью.

Вот как называется это чудо.

Для выживания младенца его реакция должна быть решительной и позитивной. Она должна быть готова — мгновенно. Уже в первый день жизни ребёнка требуется некий минимум его спонтанности.

***

КАК ВЕРНУТЬ ЧЕСТНОЕ ИМЯ

С появлением на сцене психологической практики Якоба Морено и его детища – психодрамы – спонтанность оказалась возведена на пьедестал, поскольку понималась им как одна из движущих энергий человеческого существования, да и вообще всего сущего. Морено понимал спонтанность как новую реакцию на старую ситуацию, но одновременно спонтанность была в его концепции некой огромной силой, создавшей все сущее и продолжающей поддерживать это существование. Другими словами – это основная энергия развития, существующая здесь и сейчас.

В каждый конкретный момент в своем поведении мы можем быть спонтанными или же программирующими себя. Для того чтобы действовать стереотипно, игнорируя свои внутренние побуждения, мы должны подавить энергию спонтанности, спрятать ее глубже, удержаться от реализации. Легко понять, как этот процесс становится питательной средой для развития неврозов. «Быть хорошим» вместо «быть собой», «поступать как все» вместо «решиться на свой путь» и так далее.

Теория Морено и его последователей не только вернула спонтанности честное имя, но и провозгласила ее в качестве цели для саморазвития (и исцеления невротика). А можно ли сознательно и целенаправленно быть спонтанным?

Спонтанность в психологии

Спонтанность – развиваемый навык человека максимально эффективно реагировать в ситуации высокой степени неопределенности, когда у человека может не быть возможности подготовить заранее модель поведения, действовать шаблонно.

Спонтанность позволяет проявлять ролевую гибкость, пользоваться большим репертуаром ролей. В обыденности мы привыкаем к нескольким ролям сына, матери, отца, руководителя фирмы, студента, продавщицы, на деле же этот ресурс ролей мог быть намного шире, не используется нами в полноте. Развитая спонтанность позволяет более эффективно взаимодействовать внутри сложных коммуникаций, какие встречаются, например, в управленческой среде.

Спонтанность требуется и в отношениях, как на этапе заинтересовывания партнёра, так и для удержания в длительных отношениях, что позволяет «держать, не удерживая».

Результатом развития спонтанности является вдруг начало продвижения по карьерному пути, когда человека начинают слушать другие, воспринимать его с той серьезностью, какую сам спонтанный человек выбрал. Осваивая через спонтанность максимум ролей, мы становимся более убедительными, поскольку можем создать нужную роль и прожить ее, проиграть в полноте.

Возможность спонтанно и нестандартно действовать в узкой сфере, требующей углубления, специальных знаний, ко многим приходит лишь через время, когда они могут отойти от системы. Шаблонность успокаивает, кажется, что длительная подготовка или правильность, верность инструкциям спасут от просчетов и приведут к результату.Человек склонен экономить силы, прибегая к установкам, однако они и приводят к ошибкам, лишь только ситуация изменилась. Поскольку мир динамичен во всех сферах, то способность быть спонтанным сопутствует высокой эффективности. Пик жизни, самоактуализация – есть творчество, и оно спонтанно по природе. Наиболее мощный эффект приходит именно в спонтанном действии, творческой согласованности с окружением. Однако спонтанность не есть идеал беспредельной свободы.

Спонтанность не означает, что любое желание должно быть непременно удовлетворено, ведь тогда и справлять нужду человек должен сразу, лишь почувствовав потребность. Критика спонтанности касается и чрезмерного погружения в детскость, регрессивное снятие с себя ответственности, ложное представление об отсутствии необходимости прилагать планомерные усилия в достижении желаемого или размышлять и трезво оценивать себя.

Ничто чрезмерное не гармонично, и свобода также должна находиться в балансе с определенными ограничениями. Разница лишь в том, что подлинно спонтанная личность может добровольно входить в рамки при необходимости и так же легко выходить из них, если они отжили, не отвечают реальности. Свобода подразумевает ответственность как готовность встретиться с последствиями своих решений и поведения. Свобода без ответственности – путь к бесстыдству и инфантилизму.

Развитие спонтанности

Для развития спонтанности эффективна следующая техника. Встаньте удобно, закрыв глаза, расслабьтесь и глубоко подышите, сосредоточьтесь в дыхании. Представьте дыхание поднимающимся от пальцев ног к грудной клетке, с каждым выдохом оно снова опускается, возвращаясь затем уже к вашим рукам. Дальше при вдохе прочувствуйте, как оно поднимается выше, к вашей шее. На следующем вдохе – к носу, а затем к макушке. Подышите полностью, словно вдыхая ногами, через все тело. Пускай на выдохе вместе с дыханием уйдет весь мусор – все проблемы, ненужные мысли, ограничивающие вас. Такая релаксация поможет вам снять лишнее напряжение, чтобы вам ничего не мешало.

Теперь попробуйте подышать очень по-разному, иногда это жесткое и аритмичное дыхание, затем глубокое и тяжелое. Посмотрите на свою руку, представив, что это отдельный персонаж, какой живет своей жизнью, пришел что-то вам рассказать. Позвольте себе, словно отделить свою руку, дав руке двигаться, как ей хочется, ведь у тела действительно есть свои истории, свое содержание, какое мы зажимаем. Наблюдайте ее действия, что с вашей рукой происходит. Возможно, у руки есть свое имя, она захочет познакомиться, сделать что-то, прикасаться к предметам.

Наблюдайте здесь ваши эмоции. Может, это вызовет раздражение, обесценивание – это нормально, если вы свыклись все контролировать. Может, вам, наоборот, интересно, вы испытываете восторг внутри.

Теперь разбудите свою другую руку как другого персонажа. Пусть она двигается, как хочется ей. Наблюдайте, с чем схожи ее движения, возможно, это будут какие-то метафоры, ассоциации. Не контролируйте ее, позвольте ей быть свободной.

Далее подключите и первую руку, пусть они двигаются вместе, однако старайтесь не синхронизировать их. Потом подключите в движение тело, голову, ноги. Поработайте с правой, левой ногами отдельно, как с руками. Позволяйте проявляться тому, что сейчас происходит с вами. У вас появится незаготовленное, спонтанное движение. Возможны привычные движения – но позвольте происходить и новому, попробуйте отпускать на волю все тело, меняйте скорость, направление. Попробуйте этот новый ритм, раскрывающее вас движение, внутреннего ребенка, который радуется от новизны, свободы.

Обратитесь вниманием к появившемуся ощущению, самочувствию. Попробуйте теперь нарисовать его

Может, это будет просто взрыв, каракули – это свидетельствует, что вы себя отпустили. Затем откройте спонтанность речи, дав возможность себе произносить любые звуки и слова. Спонтанность речи позволит проговорить вам, что вы танцевали и рисовали. Исследуйте, что для вас эта спонтанность? Применяйте элементы этой техники в жизни, например, приготовив новое блюдо не по рецепту, добавляйте новые ингредиенты, творите.

Эта техника отлично применима с детьми или в творческих коллективах. Даже художники часто жалуются на забитость рамками, отсутствие креатива. Если вы работаете в жесткой структуре – позволяйте себе новые ощущения, даже через такую игру, через тело это проявляется лучше всего. Результатом будет не потеря контроля, а увеличение доверия к жизни, возрастающая спонтанность личности. Сколько нашего напряжения, сил затрачивается на борьбу с ветряными мельницами, когда мы можем, напротив, сохранить себя, свою энергию, использовав даже проблему или соперника в положительном ключе, как скрытый ранее от «зашоренного» взгляда ресурс. Спонтанность личности здесь напоминает бурю, которая принесет вас к нужному месту, не нужно с ней бороться.

Спонтанность поведения

Сперва может показаться, что четкость организации, распланированность действий имеют огромный смысл. Однако через время стереотипы о правильности, распорядке жизни часто терпят крах, вызывая стрессы, истощение, ощущение бессмысленности и неврозы. Можете ли вы позвонить другу и уехать куда-то сегодня потому лишь, что так хочется, не думая о делах, что нужно успеть? Покупаете ли вы без повода подарки, даже себе, пусть маленькие, чтобы просто порадовать? Обнимали ли без причины крепко друзей, не говоря ни слова? Пробовали ли новое, не обрекая себя заранее на негативный результат, убеждая себя, что не получится? Занимались ли творчеством просто из-за случайно промелькнувшей мысли?

Насколько часто вы можете позволить себе спонтанность? Мы часто любим контролировать жизнь свою и наших близких, привыкли контролировать наши мысли и действия, потому зачастую находимся в зажатом состоянии. Может и есть какой-то импульс, но он когда-то был обесценен или запрещен внутри вас. Например, когда ребенок пробует сделать несоответствующее этикету или представлениям родителей – он получает по рукам, руки все больше зажимаются и сковываются, а вместе с ними движения и мысли.

В каждом скрыт внутренний ребенок, по сути творец, который стремится себя выражать. Не нужно стать внезапно ребенком, регрессировать и быть всегда только ребенком – нет, спонтанность признак всего лишь естественности, раскройте в себе детское доверие к миру, которое поможет вам принимать ситуации, какими вы управлять не можете. Не стоит их контролировать или бороться, но лишь принять, отдаться даже на волю случая.

Спонтанность признак творческой личности, при развитии спонтанности в вас прорывается креативность к жизни. Вы давно не рисовали, не танцевали, вам давно не приходили свежие идеи? Займитесь развитием спонтанности, которая может дать вам поразительные, почти волшебные результаты. Спонтанность нужна и когда вам требуется просто остановиться, а затем снова начать двигаться без стеснения.

Особенно развитие спонтанности требуется людям, которые привыкли все осмыслять, контролировать, решать, избегая новых путей и вовсе всего нового. Им часто хочется попробовать новый способ действий, получить большую свободу, притом они испытывают большой страх выйти из рамок.

УДИВИ СЕБЯ

Сейчас есть несколько направлений психологической и околопсихологической практики, напрямую работающих со спонтанностью. И одновременно возвращение способности действовать спонтанно является побочным продуктом любой психотерапии.

1. Плейбэк-театр

В предыдущем номере журнала мы подробно рассказывали об этом новом направлении искусства, появившемся на стыке театра и психодрамы. Напомним, что здесь актеры разыгрывают на сцене историю, которую им только что рассказал зритель. Любой участник плейбэк-театра «передает права» на свою спонтанность актерам, которые раскрывают перед ним историю с разных сторон и показывают ее под новым углом. Концовка неизвестна и непредсказуема. Здесь нет репетиций и читок пьес, нет режиссера. Каждая импровизация исполняется всего один раз в присутствии автора-рассказчика. В театре есть свой ритуал. Сначала автор садится на стул и рассказывает свою историю, потом выбираются актеры из группы, вместе с ведущим и музыкантами они рассказывают историю автора. Затем автор делится своими впечатлениями и открытиями от увиденного и актеры играют завершение. За один спектакль плейбэк-театра может быть проиграно несколько историй зрителей. Ну а актеры – это обычные (не имеющие специального образования и опыта) люди, объединившиеся в постоянную группу под руководством ведущего и «сыгравшиеся» перед тем, как начать работу со зрителями.

2. Контактная импровизация

Это поиск вашей телесной спонтанности и живости, танец, в котором каждое движение рождается внутри и отражает содержание, а не форму. Танцоры словно «перетекают» из одного движения в другое, перекатываются друг через друга, летают, скользят, отталкиваются и притягиваются. Это танец-импровизация, в каждый текущий момент танцующий прислушивается к своему телу и телу партнера и двигается в согласии с собой, с силой тяжести, инерцией, с логикой своего и чужого действия. Исполняется соло или в дуэте.

Танец снимает напряжение, позволяет обнаружить и изменить свои телесные паттерны (привычные способы реагирования на прикосновение, например), помогает осознать собственные двигательные потребности, дает пространство для самовыражения. Удивительно, но через тело можно сделать очень многое даже при скептическом, испуганном или сопротивляющемся разуме. И один из результатов практикования контактной импровизации – это освобождение от постоянной оглядки на то, «что подумают люди».

3. Интуитивное рисование

Здесь вы рисуете, оставив всякий страх и ненужные сомнения в собственной изобразительной компетентности. Выплескиваете на бумагу чувства, выражаете себя. Это – способ познания себя и окружающего мира, погружение в глубины собственного бессознательного, говорящего с нами смутными образами. Главный критерий того, что все идет правильно, – удовольствие, которое рисующий испытывает от процесса. Здесь нет задачи нарисовать что-то красивое, не используются техники и приемы. Зачастую рисунок создается без кистей и карандашей, просто пальцами, погруженными в жидкую краску. Интуитивное рисование позволяет выйти за границы – хотя бы за границы листа (размашисто покрывая краской и лист, и подложку), и осознать всю их условность. Вряд ли его целью является обучение технике, композиции и сочетанию цветов. Акцент ставится на самовыражении, спонтанности, естественности, внимании к потребностям.