Семья как субъект педагогического воздействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

Введение

Проблема формирования нравственной основы личности в семье в наши дни стала чрезвычайно актуальна. Эта тема широко рассматривается в сфере педагогики, психологии и других наук. Актуальность её заключается в том, что в данное время дети независимо от степени благополучия их семьи вырастают жестокими, высокомерными и без чувства совести и стыда. В связи с этим, целью семейного воспитания наряду с прочими, является формирование в личности нравственной чистоты (В.И. Нефедов, Ю.Ю. Щербань).

А. Шемишурина и В. Шутова утверждают, что начинать формирование добрых чувств у ребёнка лучше всего в дошкольном возрасте. В этот период ребёнок ещё не задумывается над тем, что он делает. И только в младшем школьном возрасте он уже даёт некоторую оценку своим поступкам. Таким образом, рассматривая дошкольный возраст в качестве сенситивного периода, мы можем проследить механизм становления нравственных качеств личности.

Вопросы формирования нравственной основы личности в семье рассматривались в трудах учёных-педагогов: В.М. Бехтерев, А.С. Макаренко, М. Демков, А. Шемишурина, В

Шутова, большое внимание уделяли дошкольному возрасту и влиянию на ребёнка в этот период главным образом семьи

М

Демков в своей работе уделял внимание не только дошкольному возрасту, но и младшему школьному. Он утверждал, что воспитательный процесс необходимо построить так, чтобы дети систематически получали нравственные знания и представления

Таким образом, по мнению учёного основу нравственного воспитания закладывает семья, и дальнейшее её развитие осуществляется в рамках школы.

В работе А. Шемишурина и В. Шутовой очень подробно говорится о способах формирования нравственности у детей дошкольного возраста. Они предлагают обратиться к фольклорным источникам: к песням, к сказкам и т.д.

Проблема исследования: Какого влияние семейного воспитания на формирование нравственной основы личности в дошкольный возраст.

Объект исследования: Нравственная основа личности.

Предмет исследования: Особенности семейного воспитания как основной фактор формирования нравственной основы личности.

Цель исследования: Выявить и экспериментально обосновать влияние семейного воспитания на формирование нравственных качеств личности.

Гипотеза: Формирование нравственной основы личности будет эффективным, если:

Дошкольный возраст выделить в качестве сенситивного периода становления нравственной основы личности.

В системе ценностных ориентации родителей будут преобладать: эстетические ценности дела, принятие других, семейно-бытовые и этические.

Задачи исследования:

Выявить факторы формирования нравственной основы личности.

Изучить развитие нравственной основы личности в онтогенезе.

Рассмотреть семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности.

Провести экспериментальную работу.

Описать результаты, полученные в ходе проведения эксперимента.

Дать рекомендации по работе с детьми.

Методы исследования: теоретическое изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез. Эмпирически — проведение методики.

Список литературы

1. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений — 2-е изд., — стереотип — М.: издательский центр «Академия», 2002 г., с 160

2. Куломзина С.Д. Развитие нравственного сознания в детях // Дошкольное воспитание, 2002 г., №3 с 45-51

3. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. Спец. курс. Учебное пособия для студ. высш. учеб. заведений — М.: Прометей, 1995 г., с 464

4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вызов и педагогических колледжей. Под ред.П.И. Пидкасистого

5. Свердлов О.Г. Диалоги о воспитании — М.: Педагогика, 1979 г., с 371

6. Теплюк С. «С чего начинается личность»\\ Дошкольное воспитание, 2004, № 8, с 93-94.

Заключение

В заключении можно сделать вывод, что нравственность как состояние духа детерминирует поведение человека изнутри, помогает человеку устоять против негативных внешних воздействий. Нравственность лучше воспитывать в дошкольном возрасте, т.к. именно в этом периоде ребёнок легко поддаётся воздействию, а самое главное с какой стороны повлиять на ребёнка и от этого зависит его дальнейшая судьба. Большую часть своего времени дошкольник проводит в семье, следовательно, большая ответственность в воспитании будущего гражданина ложится на плечи родителей. При этом родитель должен быть авторитетным для ребёнка и примером во всём. Так как в дошкольном возрасте ребёнок является хорошим наблюдателем, то родители должны быть положительным примером для ребёнка во всех отношениях.

При проведении эксперимента также можно сделать вывод, что если у родителей преобладает семейно-бытовые ориентации, этические ценности, ценности дела, самоутверждение, то дети этих семей обладают такими качествами как:

готовность придти на помощь;

уважение к старшим;

творческая направленность.

Следовательно, у них доминирует высокий уровень нравственности — 40% (4 человека).

В семьях, где преобладают эстетические, интеллектуальные, гедонистические, альтруистические ценности, то у детей доминирует средний уровень нравственности, который составляет 60% (6 человек) и дети обладают такими качествами как:

дружелюбие

творческая направленность

физическая активность

коллективизм