Станислав гроф: «людьми управляют матрицы»

Философские взгляды

От научных достижений С. Грофа следует отличать его попытки дать объяснение феноменам, с которыми он сталкивался в своей практике. Так, если критики учёного признают ценность метода холотропного дыхания или как минимум накопленных им эмпирических данных (хотя и не все), то предлагаемые интерпретации многие считают неубедительными.

На ранних этапах научной карьеры Гроф призывал к осторожности в решении вопроса о том, может ли психоделический опыт доказывать существование жизни после смерти. Или могут ли психические переживания «прошлой жизни» служить методом исторического исследования

Однако постепенно он пришёл к выводу, что

Гроф разделяет представление о том, что мир творится и управляется Абсолютным сознанием. При этом все отдельные субъекты сознания сохраняют сущностную тождественность своему источнику, а также друг другу. Благодаря этому холотропные переживания позволяют человеку отождествить себя с чем угодно, от молекулы до самого Абсолютного разума. Наконец, душа человека бессмертна и переживает множество воплощений на пути восхождения к более совершенным формам бытия.

Примечания

  1. ↑ Stanislav Grof (b. 1931) // The Mind of the Guru: Conversations with Spiritual Masters
  2. , с. 46.
  3. ↑ .
  4. , с. 147.
  5. ↑ .
  6. Mehrotra R. Stanislav Grof (b. 1931) // The Mind of the Guru: Conversations with Spiritual Masters. — Penguin, 2004. — 272 p. — ISBN 0-14-303144-9.
  7. ↑ , с. 148.
  8. ↑ , с. 65.
  9. , с. 113—117.
  10. .
  11. , с. 64—65.
  12. , с. 22.
  13. ↑ , с. 17—20.
  14. ↑ // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — 1-е изд. — СПб.: Питер, 1999. — 758 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5-88782-393-3.
  15. , с. 119.
  16. , с. 66.
  17. , с. 100—101.
  18. , с. 10—11.
  19. , с. 22—23.
  20. ↑ , с. 17.
  21. , с. 23—24.
  22. , с. 122—128.
  23. ↑ .
  24. , с. 118.
  25. , с. 25.
  26. , с. 116—117.
  27. , с. 65—67.
  28. , с. 11—14.
  29. , с. 25—26.
  30. , с. 121.
  31. ↑ .
  32. ↑ , с. 114.
  33.  (англ.) (недоступная ссылка). Stanislav & Christina Grof Foundation (4 April 2016). Дата обращения 30 мая 2019.

Эсален – центр гуманистического альтернативного образования

Институт “Эсален” был основан в 1962 году выпускниками Стэнфорда Майклом Мерфи и Диком Прайсом. Их целью было поддержать альтернативные методы изучения человеческого сознания. Располагается данное образовательное учреждение в краях, где когда-то жили индейцы племени “Эсален”, – на побережье Центральной Калифорнии. Это очень живописное место: с одной стороны Тихий океан, с другой – горы.

Институт “Эсален” сыграл ключевую роль в расцвете общественного “Движения за развитие человеческого потенциала”, идеологической базой которого стали концепции персонального роста и реализации неординарных потенциальных возможностей, имеющихся у каждого, но полностью не раскрытых. Инновации, сосредоточение на соединении между разумом и телом, постоянное экспериментирование в плане личного сознания привело к появлению многих идей, которые впоследствии стали мейнстримом.

В 1973 году Гроф получил авансовый гонорар, давший возможность написать первую книгу. По приглашению Майкла Мерфи работать над ней он переезжает в Эссален. Ему предложили обустроиться в доме на берегу океана. Оттуда открывался прекрасный вид с панорамным обзором в 180 градусов. Он приехал туда на один год, а жил и работал там 14 лет, до 1987 года.

1975 год ознаменовался для Станислава тем, что он познакомился с Кристиной, своей будущей женой. С этого момента начались их личные отношения, тесно переплетающиеся с профессиональными.

Станислав гроф: «людьми управляют матрицы»

Критика

Главным объектом критики со стороны оппонентов Грофа является смешение эмпирических данных, полученных им при погружении пациентов в изменённые состояния сознания, с собственными интерпретациями. По мнению оппонентов, психические переживания людей в холотропных сеансах являются недостаточным аргументом для отрицания материалистического монизма. Выводы С. Грофа, основанные на этих переживаниях, нельзя ни верифицировать, ни фальсифицировать. А потому его утверждения о природе реальности являются философской или религиозной онтологией, но не научной концепцией. Дополнительное недовольство оппонентов вызывает некритичное отношение Грофа к трудам таких авторов, как Фритьоф Капра.

В 2000 году Гроф стал бронзовым лауреатом антипремии «Дубинка» (d) (чеш. Bludný balvan), которая присуждается чешским клубом скептиков «Сизиф» (d). Основанием для присуждения стало «переплавление шаманских практик в так называемую технику холотропного дыхания». В 2007 году Гроф стал уже бриллиантовым лауреатом антипремии, за изобретение и исследование холотропного состояния сознания, которое разрывает пространственно-временные связи.

ГРОФ СТАНИСЛАВ

чешско–американский психолог, представитель трансперсональной психологии. Доктор медицины. С середины 1950–х гг. начал в Праге клиническое изучение действия на человека психоделических наркотиков. В 1967 г. покинул Чехословакию. Работал в психиатрических учреждениях США. Руководил отделением психиатрических исследований в Психиатрическом исследовательском центре штата Мериленд. Работал ассистентом профессора психиатрии в медицинской школе университета Дж. Хопкинса, также — в Эскаленском институте. Основатель и президент Международной трансперсональной ассоциации. Им было сделано заключение, что прием наркотиков служит мощным катализатором для работы с различными символами (как например, в традиционном психоанализе), проводимой среди невротических, депрессивных, психотических больных. Центральным моментом этого процесса, названного психолитическим целением, является переживание в состоянии наркотического опьянения опыта смерти, возрождения, космического единства, архетипических образов. В дальнейшем Гроф использовал и другие практики и техники, направленные на изменение сознания. Для картографии возникающих при этом переживаний предложил антропологическую модель, в которой было выделено четыре области: сенсорные переживания, ранние биографические переживания, пренатальные переживания, трансперсональный опыт. Считается, что благодаря сильнейшим переживаниям, связанным со смертью и воскресением, ранними событиями индивидуальной жизни, встречами со значимыми архетипическими персонами, с подключением к „энергиям“, происходит достижение человеком психологической целостности.

Оцените определение:

Идея холотропного дыхания

Приобрести популярность не только в узких кругах специалистов, но и у людей, интересующихся психологией в личных целях, помогло холотропное дыхание. Это техника, которую создал Станислав Гроф. было разработано ученым совместно с его супругой для того, чтобы получить альтернативу ЛСД, который был запрещен. Однако существуют точки зрения, что аналогичные дыхательные техники использовались давно, например в практике йоги для достижения высшего состояния – самадхи.

Станислав гроф: «людьми управляют матрицы»

Методика подвергается критике. Считается, что гипоксия вызывает разрушение клеток головного мозга, поэтому опасна. Сторонники же утверждают, что переживания, которые испытывает человек во время сеанса, целительны. Это позволяет выводить из глубин бессознательного эмоции и неприятные переживания, которые не являются осознанными, а потому продолжают беспокоить человека и проявляться как различные симптомы.

Базовые перинатальные матрицы

Это еще одна теория, автором которой является Станислав Гроф. Матрицы – это модель, которая описывает состояние психики человека в период внутриутробного развития и рождения. Эта теория утверждает, что, проживая период внутриутробного развития, а затем момент рождения, человек получает особый опыт, который оказывает влияние на всю последующую жизнь, а также может явиться причиной психических расстройств.

Станислав гроф: «людьми управляют матрицы»

Первая матрица, названная «амниотической вселенной», относится к периоду, когда эмбрион находится в утробе матери, воспринимает ее как свою вселенную. Это статическая матрица. Если беременность была легкой, то матрица наполняется ощущением покоя и радости. Какие-либо осложнения во время беременности добавляют в матрицу негативные элементы (метафора рая).

Вторая матрица соответствует периоду схваток перед родами. Выхода еще нет, но кислорода и питательных веществ уже не хватает (метафора безысходности).

Третья матрица относится к периоду потуг в родах. Плод постепенно продвигается по родовому каналу, это становится первым в жизни опытом преодоления (метафора борьбы).

Четвертая матрица связана с самим рождением и первыми моментами, которые ребенок переживает сразу после него. Это окончательная потеря связи с телом матери, первый вдох, ощущение света и другие (метафора возрождения).

Теория матриц тоже подверглась активной критике в научных кругах. Однако есть исследования, которые проводились отдельно и с другими целями, но они подтвердили то, что течение беременности и родов действительно оказывает влияние на психическое развитие человека.

Краткая биография Станислава Грофа.

Гроф родился в Праге в 1931 году. Еще в период обучения в пражском медицинском колледже Станислав работает ассистентом у профессора Георга Роубичека, который был известен своими экспериментами с психоделическими веществами и изучением их воздействия на сознание человека. Так молодой ученый получает возможность участвовать в многих экспериментах связанных с этой темой. Кроме того, именно тогда, происходит и его собственное знакомство с новым препаратом ЛСД и приходит тот самый психоделический опыт, который, как сам Гроф впоследствии говорил, изменил все его представления о сознании.

В 1956 после окончания Карлова университета Гроф получает высшее образование (степень доктора) и начинает свою собственную практику психиатра, а заодно и продолжает начатые ранее эксперименты с психоделиками. Следующие двадцать лет жизни проходят под знаком исследования воздействия ЛСД-25 на человека, а также разработке соответствующих психологических практик.

В 1967 году по политическим причинам Станислав Гроф получает убежище в США, где и продолжает свою работу.
До 1973 года, когда психоделики оказываются под запретом, Гроф проводит буквально тысячи сеансов с ЛСД в ходе которых изучает его воздействие на сознание, как клиентов, так и свое собственное. В 1973 Гроф переезжает в Биг Сюр (Калифорния) и остается там вплоть до 1987 года.

В 1975-1976 году Станислав вместе со своей женой Кристиной Гроф разрабатывают новый метод, который был призван заменить запрещенное ЛСД, и воздействие которого на сознание оказывается похожим — это так называемое холотропное дыхание, основанное на гипервентиляции легких за счет сильно учащенного дыхания.

Этот метод оказывается весьма действенным и начинает широко использоваться Грофом в психотерапии. В период с 1987 по 1994 год сеансы проводятся буквально для десятков тысяч человек, а сама методика ложится в основу холотропной психотерапии, которая на протяжении этих лет доказывает свою эффективность в качестве терапевтического метода.

Сейчас Станислав Гроф продолжает жить и работать в Америке. За годы своей работы он написал сотни статей и множество книг, которые считаются классикой ТП, а его метод холотропного дыхания широко используется в мире как элемент психотерапии.

Занимаемые должности

1994 — Профессор психологии в Калифорнийском институте интегральных исследований в Сан-Франциско, Калифорния

1987 — Частная практика, проведение профессионального тренинга по Холотропному Дыханию и трансперсональной психологии, проведение лекций, написание статей и книг

1973-87 — Проживание, ведение семинаров, лекций и исследовательской деятельности в институте Эсален в Биг Суре, Калифорния. С 1983 также является членом Совета Попечителей.

1969-73 — Глава психиатрических исследований в Мэрилендском центре психиатрических исследований в Катонсвилле, штат Мэриленд, и доцент психиатрии в отделении психиатрии и поведенческих наук Университета Джона Хопкинса в Балтиморе, штат Мэриленд.

1967-69 — Научный сотрудник по клинической и исследовательской работе в Университете Джона Хопкинса и исследовательском отделении городской больницы Спринг Гроув в Катонсвилле, штат Мэриленд.

1961-67 — Психиатр, занимающийся исследовательской деятельностью, в отделении Изучения  Психогенных расстройств и Психотерапии в Институте психиатрических исследований в Праге, Чехословакия

  1. Участие в команде, изучающей механизмы психогенных расстройств и психотерапии. 
  2. Главный исследователь в проекте, изучающем возможности использования ЛСД и других психоделических веществ для диагностики личности и терапии психогенных расстройств.

1960 — Доцент центра постдипломного медицинского обучения в Праге, Чехословакия 

1959-60 — Психиатр по работе с амбулаторными пациентами в Психиатрической клинике Национального института здоровья в Праге.

1957-60 — Научный работник, участвующий в многомерном динамическом исследовании психоделических веществ и антихолинергических делирогенов в Исследовательском институте в Праге, район Krc. 

1956-59 — Клинический психиатр в Психиатрической больнице в Космоноси, недалеко от Праги

1954-56 — Студент-доброволец в психиатрическом отделении Медицинской школы Карлова Университета в Праге. Участие в клиническом исследовании ЛСД и изучение художественного выражения психиатрических пациентов

Научный вклад

Картография бессознательного

Гроф ввёл понятие систем конденсированного опыта (СКО). В его основу положено представление о том, что не все эмоциональные и психосоматические заболевания обусловлены только лишь особенностями послеродового развития индивида. Причины психических проблем могут лежать в ещё более глубоких слоях психики. Модель, которая описывает эти слои, исследователь назвал картой человеческой психики и опубликовал её в 1975 году.

Карта психики была построена на основании данных, полученных в ходе сеансов психоделической терапии. Она предусматривает деление бессознательного на три уровня:

  • личное бессознательное, представляющее собой вытесненный биографический материал, с которым работает классический психоанализ в лице последователей Зигмунда Фрейда;
  • перинатальное бессознательное — переживания эмбриона, связанные с травмой рождения, о которой упоминал Отто Ранк;
  • трансперсональное бессознательное — опыт, который лежит за пределами существования индивида. Частными проявлениями данной области являются не только коллективная память или архетипы Карла Густава Юнга, но и такие странные переживания, как отождествление человека с животными либо даже неодушевлёнными субстанциями (металлами, минералами). В последних двух типах переживаний Гроф усматривает психологические корни тотемизма и анимизма.

Базовые перинатальные матрицы

Основная статья: Перинатальные матрицы

Очень подробно разработана у Грофа тема перинатального бессознательного. Рассматривая проблему духовного кризиса, исследователь сформулировал тезис о том, что такого рода кризисы протекают по модели архетипа «смерти—возрождения». Аналогичную модель он усмотрел в переживаниях рождения, испытываемых пациентами в психоделических состояниях. Эти переживания Гроф разбил на четыре типа, которые назвал базовыми перинатальными матрицами (БПМ):

  • БПМ-I — безмятежное внутриутробное существование, пациент видит архетипические образы рая;
  • БПМ-II — начало схваток, плод сжимается мышцами матки, возникает чувство тревоги и безысходности, переживаются архетипические образы ада;
  • БПМ-III — движение плода по родовым путям, сопровождается удушьем, переживается как отчаянная борьба за существование, вызывает сплав боли и удовольствия;
  • БПМ-IV — появление на свет, когда за пиком боли вдруг следуют облегчение и релаксация.

Холотропное дыхание

Основная статья: Холотропное дыхание

После наложенного в США запрета на ЛСД Станиславу Грофу понадобился новый инструмент для погружения пациентов в изменённые состояния сознания. В этой роли выступил созданный им вместе с женой Кристиной метод холотропного дыхания, восходящий к практике пранаямы. Метод сочетает интенсивное глубокое дыхание и музыку. Учащённое дыхание вызывает гипервентиляцию лёгких, а специальная музыка усиливает эмоции, связанные с вытесненным бессознательным материалом, тем самым провоцируя его выход.

В отличие от других методик глубинной психологии, холотропное дыхание не предполагает анализа и интерпретаций опыта пациента, полученного в изменённом состоянии сознания. Тем самым, разработанная Грофом техника представляет собой альтернативу методам, основанным на вербальной коммуникации между терапевтом и клиентом.

Награды и почётные звания

  • 1959 год — премия имени Карела Кюффнера (d), ежегодно вручаемая в Чехословакии награда за наиболее выдающийся вклад в области психиатрии.
  • 1993 год — почётная премия Ассоциации трансперсональной психологии (d).
  • 2007 год — премия «Визе-97» (d) от фонда Дагмар и Вацлава Гавловых (d), для поощрения «тех деятелей науки, которые учились на общепринятых теориях, но тем не менее стараются переступить их каноны, расширив и углубив научные познания».
  • 2007 год — звание почётного профессора Московского государственного университета.
  • почётный член Российского психологического общества.

Что такое трансперсональная психология

Объектом интереса этого направления психологии стали переживания особого рода, которые называют духовным миром человека. Они условно подразделены на две группы: входящие в «объективную» реальность и выходящие за ее пределы. К первой группе относятся: переживания ребенка в период опыт предков, феномены предвидения, воспоминания о прошлых воплощениях и многое другое. Ко второй группе относят опыт медиумов и духовный опыт.

Станислав гроф: «людьми управляют матрицы»

Особенность этого направления в том, что оно активно использует идеи философии, религиозных учений, социологии и других наук.

Большинство научных сообществ не признают трансперсональную психологию, считают, что у нее нет научных оснований, а эффективность ее методов крайне сомнительна.

Научный вклад

Станислав Гроф провёл исследования, касающиеся влияния препарата ЛСД на человеческое сознание, и разработал психотерапевтическую технику холотропного дыхания. Он подчеркивал возможность трансперсональных переживаний для любого человека и создал расширенную картографию психики. Гроф показал, что эмоциональным и психосоматическим заболеваниям присуща многоуровневая структура, биографическая, перинатальная и трансперсональная динамика. Он выдвинул гипотезу, согласно которой множество состояний, характеризующихся медиками как психозы и лечащихся медикаментозными средствами, в действительности представляют собой кризисы духовного роста и психодуховной трансформации.

НАШИ ЛЮДИ

Яхода, Мария
Психологи

британская социальный психолог австрийского происхождения

Ястров, Джозеф
Психологи

американский психолог

Ярошевский, Михаил Григорьевич
Психологи

советский и российский психолог, историк науки, специалист по истории науки , психолингвистике, теории и методологии психологии, психологии творчества

Юстин, Эва
Психологи

немецкий психолог и известный расовый антрополог нацистской Германии, является одним из главных инициаторов геноцида цыган в Германии

Юнг, Карл Густав
Психологи

аналитической психологии

Эткинд, Александр Маркович
Психологи

советский психолог, впоследствии британский и американский культуролог, историк культуры и литературовед

Эриксон, Эрик Хомбургер
Психологи

Хомбургер Эриксон был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком

Энджелл, Джеймс
Психологи

американский психолог и педагог, ученик Джона Дьюи, один из лидеров американской ветви функциональной психологии

Литература

Список произведений

  • Realms of human unconscious: Observations from LSD research (1975)
  • With J. Halifax.

    Человек перед лицом смерти. — М.: АСТ, 2002. — 239 с. — (Тексты трансперсональной психологии). — ISBN 5-17-012761-8.

    The Human encounter with death (1977)

  • LSD Psychotherapy. — Hunter House, 1980. — 352 p. — ISBN 0897930088. — ISBN 978-0897930086

    ЛСД психотерапия / пер. с англ. Георгия Валериевича. — . (Самиздат, есть в электронных библиотеках.)

    . (Первое издание.)

  • With Cr. Grof. Beyond death: The gates of consciousnes (1981)
  • Beyond the brain: Birth, death and transcendence in Psychotherapy (1985)
  • The adventure of self-discovery: Dimensions of consciousness and new perspectives in Psychotherapy (1988)
  • Ed. by Ch. Grof.

    Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом. — М.: АСТ, 2003. — 384 с. — (Тексты трансперсональной психологии). — 7,000 экз. — ISBN 5-17-018323-2.

    Spiritual emergency: When personal transformation becomes a crisis (1989)

  • With Ch. Grof.

    Неистовый поиск себя: Руководство по личностному росту через кризис трансформации. — М.: АСТ, 2003. — 352 с. — (Тексты трансперсональной психологии). — ISBN 5-17-018324-0.

    The stormy search for the Self: A guide to personal growth through transformative crisis (1990)

  • With H. Z. Bennet. The Holotropic mind: The three levels of Human Consciousness and how they shape our lives (1992)

    • Холотропное сознание: Три уровня человеческого сознания и их влияние на нашу жизнь. — М.: АСТ, 2003. — 272 с. — (Тексты трансперсональной психологии). — 5,000 экз. — ISBN 5-17-012760-Х.
    • Холотропное сознание: Три уровня человеческого сознания и их влияние на нашу жизнь. — М.: Ганга, 2018. — (Трансперсональная психология). — ISBN 978-5-907059-19-1.
  • Books of the dead: Manuals for living and dying (1993)
  • The cosmic game: Explorations of the frontiers of human consciousness (1998)
    • Космическая игра: Исследование рубежей человеческого сознания. — М.: АСТ, 2004. — 256 с. — ISBN 5-17-011159-2.
    • Космическая игра: Исследование рубежей человеческого сознания. — М.: Ганга, 2015. — 304 с. — ISBN 978-5-9906080-5-4.
  • The transpersonal vision (1998)
  • With P. Russell & E. Laszlo.

    Революция сознания: Трансатлантический диалог. — М.: АСТ, 2004. — 248 с. — (Philosophy). — ISBN 5-17-022717-5.

    The consciousness revolution: A transatlantic dialogue (1999)

  • The Psychology of the future: Lessons from modern consciousness research (2000)
  • The call of the jaguar (2000)
  • With M. Sullivan. Caterpillar dreams (2004)
  • The Ultimate journey: Consciousness and the mystery of death (2006)
  • When the impossible happens: Adventures in non-ordinary reality (2006)
  • LSD: doorway to the numinous: The groundbreaking psychedelic research into realms of the human unconscious (2009)
  • With Ch. Grof.

    Холотропное дыхание: Новый подход к самоисследованию и терапии. — М.: Ганга, 2013. — 352 с. — (Трансперсональная психология). — 1,500 экз. — ISBN 978-5-906154-38-5.

    Holotropic breathwork: A new approach to self-exploration and therapy (2010)

  • Healing our deepest wounds. The holotropic paradigm shift (2012)

Энциклопедии и словари

  • Майков В. В. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Россохин А. В. Гроф Станислав // Психологический лексикон: Энциклопедический словарь в шести томах / Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — Т. 6. История психологии в лицах. Персоналии. — С. 147—148. — 784 с. — 3,000 экз. — ISBN 5-9292-0064-5.
  • Webb H. S. Spiritual Emergence // Encyclopedia of Psychology and Religion / Ed. by D. Leeming. — 2nd ed. — N. Y.: Springer, 2014. — P. 1723—1725. — XLIV, 1966 p. — ISBN 978-1-4614-6086-2.

Научные издания

  • Козлов В. В., Приленский Б. Ю., Приленская А. В. Клиническая трансперсональная психотерапия. — Ярославль: Титул-Яр, 2011. — 275 с.