Психология — цитаты и афоризмы, фразы и высказывания
Примеры социального статуса
Любой вид социального статуса хорошо иллюстрируется примерами. Например, самый главный, присущий всем людям, находящимся в социальном взаимодействии статус – это человек. Он является настолько обобщающим и размытым, присутствующим априори, что его даже не учитывают при рассмотрении. Далее примерами врожденных статусов может быть национальность, а также гражданство и взаимодействие этих двух статусов может своим сочетанием порождать третий (например, евреи в военной Германии считались людьми второго сорта). Врожденный статус, определяющий пол также дает определенный социальные статусы и роли с ними связанные (дочери или сына, сестры, внучки, сироты).
Приобретенные статусы несколько похожи с врожденными, только на их наличие человек может повлиять самостоятельным осознанным выбором. Именно так расширяются родственные роли – незнакомые люди становятся мужем и женой, создавая новую семью, а их родственники приобретают новые социальные статусы относительно друг друга (свекровь, золовка, свояченица, кум и прочее).
В отличие от врожденных и практически не поддающихся коррекции эпизодические статусы наполняют нашу жизнь и могут быть проиллюстрированы примерами участников забастовок, посетителей кинотеатра или кафе, пассажира такси или поезда, покупателя или участника акции. Эти статусы могут периодически повторятся в жизни одного и того же человека, а также без особого влияния на общую картину жизни сменяться на противоположные.
Достигаемые статусы касаются обычно профессиональных и статусных положений и часто имеют свои индивидуальные знаки отличия. Это может быть профессия (врач, милиционер, юрист, биолог), занимаемая должность (президент, доцент, руководитель), жизненная позиция (дауншифтер, бродяга). Достигаемые социальные статусы включаются такие категории, как воры, убийцы, люди без определенного места жительства. Это обратная сторона медали, отражающая неправильно приложенные усилия или отсутствие стремления к развитию.
Достигаемые статусы имеют практически всегда внешние опознавательные знаки – врачи, военные, сотрудники департамента внутренних дел, пожарные носят форму, спортсмены имеют медали и кубки, даже заключенные имеют свою собственную внешнюю иерархическую опознавательную систему в виде татуировок.
Любое проявление социального статуса не может полностью всегда соответствовать ожиданиям общества, выдержать и поведенческую линию и внешнее соответствие и при этом не подвергать разрушению ни одного из других статусов является невозможным.
Провоцирующие статусы для социальных сетей
- Скрытые запросы на сочувствие/жалость/участие/помощь (например, «Я не знаю, как так жить дальше!!!» или «Я уже привык к одиночеству………»).
- Статусы, в которых их автор не договаривает мысль или делает ее неясной для того, чтобы спровоцировать встречные вопросы и, как следствие, общение. Например, можно ли считать информативными статусы «Уезжаю…» или «Наконец-то!»? Вряд ли, ведь они не несут никакой конструктивной информации, а только провоцируют френдов на вопросы «Куда?» или «Что наконец-то?».
- Разжигающие статусы для социальных сетей, которые провоцируют холивары и дискуссии. Как правило, касаются самых острых и болезненных тем. Типичные примеры: «Бога нет!», «Сколько можно терпеть этих черных???» и т.д.
Как подсказывает нам психология социальных сетей, реальная причина подавляющего большинства таких статусов – синдром дефицита внимания. Сознает это человек или нет, но в таких случаях ему не хватает общения и внимания к собственной персоне. Как следствие, он начинает стимулировать социальную активность искусственно, используя провоцирующие статусы для социальных сетей. В том случае, если обратной реакции не поступает, владелец страницы обычно чувствует себя еще хуже: у него появляется патологическое желание снова и снова обновлять страницу, а потом — писать еще более провокационные сообщения. По этому признаку можно легко отличить статусы такого рода даже самостоятельно, с помощью самоанализа.
Статусы со смыслом, умные
- «Возможность чему-то научиться нельзя упускать».
- «Обращаясь к прошлому, мы поворачиваемся спиной к будущему».
- «Человек всесилен, пока ничем не занят».
- «Смысл успеха — в движении к нему. Крайней точки не существует».
- «Победившему себя ничего не страшно».
- «Доброго человека видно сразу. Он в каждом встречном замечает хорошее».
- «Если до вашей планки не дотягиваются, это не повод ее занижать».
- «Эмоции происходят от мыслей. Не нравится состояние — нужно менять мышление».
- «Чтобы тебя пожалели, больших усилий не требуется. А вот чтобы завидовали, придется попотеть».
- «Мечты так и остаются мечтами, если к ним не идти».
- «Боль — признак роста».
- «Если долго не напрягать мышцу, она атрофируется. Так же и с мозгом».
- «Пока не упал духом, любые другие падения по плечу».
- «Гораздо проще роптать на государство, чем бросить в урну мусор».
Диагностика морально-психологического статуса
Первая группа методик — диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Традиционная методика этой группы — социометрический тест, предложенный Дж. Морено в 1934 году. Основная суть этой методики — субъективные личностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам (например, работа, отдых и т.д.). Ставятся примерно такие вопросы: «С кем из членов своего коллектива вы согласились бы провести совместный отпуск, назовите три фамилии».
Социометрическое исследование позволяет выявить индивидуальный статус индивида (лидер, изолированный, отверженный), структуру межличностных отношений, уровень сплочённости группы, а также морально-психологический статус участника (по тем вопросам, которые носят моральный характер).
Существует ряд модификаций социометрического теста, главное отличие, однако, в которых определяется родом задаваемых испытуемым вопросов. Своеобразной является аутосоциометрическая методика, в которой вопросы задаются не о том, кого выбирает респондент, а о том, кто кого будет выбирать из других людей (в том числе и респондента) (К. Е. Данилин, 1981). С помощью данного подхода можно оценить, например, степень расхождения объективной и субъективной картины (объективная — обычная социометрия, субъективная — аутосоциометрия).
Вторая группа методик — проективные, опирающиеся на знание внутреннего мира респондента (испытуемого). Вывод о морально-психологическом статусе здесь делается косвенно, потому что, как уже говорилось, данный статус контекстен, зависит от конкретной социальной группы. А распространённые проективные методики не предназначены для выяснения переживаний по отношению к конкретным социальным группам.
Возьмём для примера методику ТАТ (тематический апперцептивный тест). Она позволяет диагностировать: а) особенности позиции личности, б) особенности интерперсональных связей (симпатий, антипатий, привязанности), в) преобладающие тенденции, г) способы действия индивида в группе, д) динамическую сторону личности (ритм деятельности, реактивность, эмоциональную лабильность). Полный тест представляет собой набор из тридцати карточек ситуационного типа (фотографии, рисованные), которые поочерёдно предъявляются испытуемому. Испытуемый в каждое толкование вкладывает свои знания, опыт, способ действия и оценки. По каждой карточке в свободном рассказе испытуемый должен 1) описать то, что, по его мнению, происходит на картине, 2) рассказать, что, по его мнению, способствовало возникновению данной ситуации (что ее породило), 3) предсказать, что произойдет в дальнейшем, 4) рассказать о чувствах и переживаниях изображенных лиц, 5) представить мысли людей. Очевидно, что у человека с высоким статусом в большинстве социальных групп, в которые он входит, но сильно переживающего из-за того, что в одной из социальных групп (например в своей семье) имеет низкий статус, многие ответы по ТАТ будут вызваны именно этими переживаниями. Это может породить ошибку диагноза. Никогда не следует забывать, что социальный статус может быть только у конкретного человека в конкретной социальной группе.
Что такое социальный статус
Это понятие в социальной психологии близко к таким категориям, как авторитет, престиж, роль, но оно не совпадает с ними по значению и имеет существенные отличия. Социальный статус – это то положение, которое занимает человек в обществе. Оно, с одной стороны, определяется его личными качествами, с другой – теми функциями, которые индивид выполняет в группе.
Социальный статус как отражение индивидуально-личностных особенностей человека
Главный фактор, определяющий положение человека в групповой иерархии – это его привлекательность для других. Она связанна не с внешними, поверхностными особенностями, а с теми качествами, которые определяют уровень полезности индивида для группы. Так, добрый и отзывчивый человек может иметь низкий социальный статус, потому что он слишком робкий и безынициативный или ленивый и любит перекладывать ответственность на других. И напротив, уверенность индивида в своих силах, активность, заинтересованность в делах группы повышает его статус.
В разных социумах статус может зависеть от разных качеств личности. Например, в профессиональных коллективах первостепенное значение имеют специальные знания и навыки. В неформальных сообществах подростков – уверенность в себе, смелость и верность группе; в семье – умение заботиться о других, готовность поддержать и т. д.
Статус и социальные роли
Важную роль в формировании социального статуса играет ролевое поведение индивида. Роль – это функция человека в группе, которая включает в себя набор стереотипов ролевого поведения, обязанности и права человека. Роль – это не статус, хоть она может влиять на него. И разные роли могут занимать различное место в групповой иерархии. Но одновременно люди, играющие одни и те же роли в группе, имеют неодинаковые статусы. Например, ученики в классе, дети в многодетной семье, сотрудники офиса — роль одна, а статусы разные.
Однако на формирование социального статуса влияет то, как человек выполняет свои функции, то есть играет приписываемую ему роль в группе. Поэтому нередко случается, что в неформальной групповой иерархии начальник имеет более низкий статус, чем кто-то из его подчиненных.
Социальный статус и авторитет
Под авторитетом в психологии понимают уровень влияния человека на других членов группы. Авторитет может быть формальный и зависеть от должности индивида. Например, начальник всегда обладает формальным авторитетом и имеет рычаги власти и управления, тоже носящие формальный характер. Он может предоставить премию или лишить ее, назначить отпуск в удобное или неудобное для подчиненного время, понизить или повысить в должности и т. д.
Неформальный авторитет связан со статусом, с той позицией, которую индивид занимает в групповой иерархии. Высокостатусные личности нередко обладают большим авторитетом и реальной властью, чем официально назначенные чиновники. Потому что их право власти и управления основано на уважении и поддержке других членов группы.
Что такое социальный статус
Понятие социальный статус определяет занимаемое положение, а также отражает иерархичность структуры всей группы. Статусная характеристика не во всем зависит от прилагаемых индивидуумом усилий, ее определяет окружающее общество, наделяя или лишая каких-то функций на основании не всегда объективных факторов. Стоит отметить, что занимаемый социальный статус не является статичным понятием и изменяется в соответствии с внешними обстоятельствами или по решению, принятому самим человеком. Также статус может прекратить существовать полностью, если человек покидает данную общественную группу или перестает строить свою деятельность на основании правил, которые управляют поведенческими проявлениями людей.
Повышение социального статуса возможно при самостоятельных стараниях и стремлениях человека (получение дополнительного образования, создание общественного движения, увеличения количества выполняемых заказов), а также в силу социальных процессов (военные конфликты, смена и захват власти, гибель вышестоящих).
Статусы одного человека подразделяются на личные и социально-общественные, что обуславливается вхождением человека одновременно в общественные группы различного масштаба. К личным статусам причисляется занимаемое человеком место в малой группе (семья, ближайшая группы сверстников, коллектив и т.д.). Занимаемое положение тут регулируется личностными качествами и умением выстраивать прочные и продуктивные межличностные связи. Чем лучше воспринимают человека окружающие, чем большее количество позитивных эмоций испытывают в его сторону, тем выше его статус. Скорректировать свое занимаемое место в малой группе достаточно просто, тут характерно частое изменение положений, что во многом определяется эмоциональностью восприятия и отражает взаимоотношения и их процессы.
К общественно-социальному положению человека относится занимаемое им место в большой группе людей, выделяемой на основании определенных категорий (пол, нация, религия, профессия, место проживания и т.д.). Восприятие качеств и характеристик личности на данном уровне регулируется не самой группой людей и их воздействием, а общемировым положением данной социальной категории в обществе. Именно отсутствием гибкости в данном вопросе и масштабностью восприятия объясняется уничижительное отношение на основании их расы, притеснение прав и свободы на основании половых признаков и религиозных предпочтений.
Беседа с пациентом
При
клинико-психопатологическом методе исследования основной
диагностической техникой или способом выявления болезненных проявлений
являются расспрос и наблюдение в их неразрывном единстве.
Возможны варианты, когда из-за состояния больного расспрос и беседа
практически невозможны. В таких случаях, исследуя статус психически больного,
врач вынужден ограничиться преимущественно наблюдением.
Беседу с больным рекомендуется начинать с общепринятых вопросов о
самочувствии, которые помогут установить доверительные взаимоотношения
с больным и дадут врачу возможность сориентироваться
в направлении, по которому следует вести исследование. В процессе
дальнейшей, целенаправленной беседы, необходимо определить максимальный
уровень
нарушения психической деятельности у исследуемого больного, чтобы потом
в этом диапазоне выяснить детали индивидуальных особенностей
психопатологических проявлений, которые будут иметь
дифференциально-диагностическое значение.
В беседе с больным врачу необходимо быть вежливым, быть готовым
проявить сопереживание, избегать иронии и насмешек, даже в случае явной
абсурдности высказываний больного. Хотя для того, чтобы убедиться в
наличии у больного бредовых идей, необходимо часто прибегать к попыткам
разубеждения, делать это необходимо мягко, ни в коем случае не вступая
с больным в спор. В беседе с больным нужно стремиться использовать
открытые вопросы (на которые больной сможет дать развернутый вопрос,
т.к. используя закрытые вопросы часто можно предопределить ответ
больного), необходимо избегать использование психопатологических
терминов (бред, депрессия, галлюцинации и пр.). Если больной сам,
описывая свое состояние, использует какие-либо психиатрические термины,
необходимо уточнить у него, что именно он имеет ввиду, попросить
описать свои переживания простыми словами, т.к. понимание подобных
терминов больным может быть искаженным. Во время беседы очень полезно
дословно записывать высказывания больного, которые в наибольшей степени
характеризуют его состояние. В дальнейшем в психическом статусе можно
будет привести прямую речь больного.
Рекомендации по написанию психического статуса и представления о больном
Написание психического статуса проводится после завершения беседы с больным. Психический статус должен быть
описательным, без употребления психиатрических терминов,
таким образом, чтобы другой врач (в т.ч. преподаватель при проверке написанного Вами статуса), обратившийся к Вашим записям по
этому клиническому описанию смог бы дать этому состоянию
свою клиническую трактовку, квалификацию.
Начинать написание психического статуса принято с описания состояния
сознания больного, которое выражается в ориентировке в пространстве,
ситуации, времени и собственной личности. Целесообразно продолжить
описание статуса с тех сфер психической деятельности, информация от
которых
получается в основном через наблюдение, то есть с внешнего облика:
поведения и эмоциональных проявлений. После этого следует переходить к
описанию познавательной сферы, информация о которой получается в
основном через расспрос и беседу.
Можно
избрать любую последовательность при описании этих сфер психической
деятельности, однако нужно соблюдать принцип: не описав полностью
патологию одной сферы, не переходить к описанию другой. При таком
подходе ничто не будет упущено, так как описание идет последовательно и
систематизировано. При этом обозначать ту или иную сферу психической
деятельности в тексте психического статуса не нужно, описание должно
быть слитным, единым.
В психическом статусе Вы можете словами больного изложить анамнез его
заболевания (субъективный анамнез), однако, без знания объективного
анамнеза (полученного из беседы с родными больного и из медицинских
сведений), делать предположения о нозологической психического
расстройства больного нужно с осторожностью, взяв за основу лишь самые
достоверные сведения.
После описания психического статуса необходимо перейти к написанию
представления о больном
Здесь всё, что Вы наблюдали у больного, должно
быть описано психопатологическими терминами и обосновано.
После описания психического статуса необходимо перейти к написанию
представления о больном. Здесь всё, что Вы наблюдали у больного, должно
быть описано психопатологическими терминами и обосновано.
Представление о больном должно завершаться формулировкой диагноза.
Диагноз должен вытекать из Ваших предшествующих рассуждений. Как
правило, он состоит из двух частей – синдромального и нозологического
диагноза.
Синдромальный диагноз –
ведущий синдром в настоящее время. Можно указать два и более синдромов, обычно 1
синдром продуктивных расстройств и 1 синдром – негативных расстройств
(если они есть).
Нозологический диагноз – название нозологической единицы, форма, вариант, тип течения болезни, стадия.
При отсутствии сведений,
достаточных для установления нозологического диагноза (например, при
первичном осмотре больного, который из-за выраженных расстройств
психики не может сообщить каких-либо анамнестических сведений) может
быть указан только синдромальный диагноз. Нозологический диагноз без указания синдрома является неинформативным и явно недостаточным!
Дифференциальный диагноз проводится с
близкими по клиническим проявлениям заболеваниями. В процессе
дифференциальной диагностики необходимо после тщательного анализа
исключить состояния, сходные по своим клиническим проявлениям с
заболеванием у изучаемого пациента.
В завершении Вам необходимо указать тактику лечения (обычно основывается на ведущем синдроме,
однако при наличии известной причины заболевания возможно назначение
этиотропного и патогенетического лечения) и заболевания, с которыми нужно проводить дифференциальную диагностику.
Для облегчения Вашей работы при написании представления о больном мы предлагаем Вам заранее подготовленную схему (использование не обязательно).
Виды социальных статусов
Один и тот же человек может обладать различными статусами не только потому, что является членом разных групп, но и потому, что существует несколько видов статусов, определяемых на основе разных факторов.
Различные виды позиций в групповой иерархии
Существует много разных подходов к классификации социальных статусов. Часто это связано, например, с целями конкретного социально-психологического исследования или с какой-то специфической группой. Указанные здесь виды позиций в иерархической структуре группы не являются единственными, но они общепризнанные.
- Заданный статус связан с не зависящими от человека, но присущими ему характеристиками: полом, возрастом, национальностью и т. д. Как правило, характеристики, формирующие этот вид статуса, имеют принципиальное значение в существовании группы, в совместной деятельности или связаны с традициями.
- Личный статус определяется индивидуальными особенностями человека: чертами характера, эмоциональной и волевой сферы, умениями, знаниями и навыками, мотивами и потребностями. Этот вид статуса имеет большее значение в малой группе и во многом определяет место человека в системе межличностных отношений.
- Приписываемый статус – это заданное извне положение человека, практически не зависящее от его сознательных усилий. К этому виду относятся, например, статусы подростка, тещи, свекрови, зятя, пенсионера и т. д. Предписываемый статус очень близок к соответствующей социальной роли и с течением времени может меняться.
- Достигаемый статус – это позиция в групповой иерархии, которую человек достиг благодаря своим усилиям или удачливости.
Есть и еще один вид социальных статусов, о котором следует поговорить особо.
Социометрические статусы
Одной из наиболее популярных методик в социальной психологии является социометрия. Эта методика, автор которой американский психолог Я. Морено, позволяет выстроить иерархическую структуру группы и определить статусы ее членов.
Особенность социометрического статуса в том, что он основан на уровне привлекательности индивида для всех остальных членов группы. Анализируя взаимные предпочтения или выборы, можно выделить несколько позиций в групповой иерархии:
- Социометрические звезды – члены группы, получившие максимальное количество выборов. Звезды хоть и обладают немалым авторитетом в социуме, чаще всего не являются лидерами – хороший лидер не может быть приятен всем, так как он часто применяет социальные санкции. Те, кто занимает верхние позиции в рейтинге привлекательности в своей группе, могут и не обладать качествами лидера – организаторскими способностями, достаточной твердостью, волей и т. д.
- Предпочитаемые или высокостатусные – это те люди, которые получили большое количество выборов, но меньшее, чем звезды. Они достаточно популярны в группе, их положение устойчивое, на их поддержку обычно рассчитывает лидер.
- Низкостатусные – члены группы, получившие 1-2 выбора. В целом они могут быть довольны своим положением, так как или имеют хотя бы одного, но преданного друга, или потому что входят в замкнутую микрогруппу. Но в групповой жизни они не пользуются авторитетом и часто почти в ней не участвуют.
- Изолированные – субъекты, которых не выбрал никто. Причем они не получили не только положительных, но и отрицательных выборов. Они как бы вообще не существуют, их не замечают в группе. И эта позиция самая тяжелая с точки зрения эмоциональной оценки. Быть изолированным хуже, чем быть отверженным или пренебрегаемым.
- Пренебрегаемые – люди, которых отвергает большинство членов группы, или они получили много отрицательных выборов. Чаще всего причиной их позиции являются личные качества и собственный негативизм. Нередко пренебрегаемые сами провоцируют негативную реакцию группы, чтобы не быть изолированными.
Выяснение социометрических статусов полезно для понимания отношений в группе, но оно не раскрывает полностью позицию каждого человека в системе групповой деятельности. И все же социометрические статусы связаны с личными качествами, устойчивы и оказывают сильное влияние на развитие личности и ее поведение в социуме. Этим и объясняется популярность методики Я. Морено.
Умные статусы о жизни со смыслом
- «Не слушайте тех, кто говорит, что вы тратите жизнь впустую. Ведь пока они говорят, вы живете».
- «Мысли формируют человека».
- «Кому природой дано говорить, тот сможет петь. Кому дано ходить, тот может танцевать».
- «Смысл жизни есть всегда. Его нужно только найти».
- «Счастливые люди живут здесь и сейчас».
- «Только пережив большие потери, начинаешь понимать, насколько мало вещей заслуживают внимания».
- «Существует притча о собаке, которая скулила, сидя на гвозде. Так и с людьми: они причитают, но слезть с этого «гвоздя» не осмеливаются».
- не существует. Есть решения, которые не хочется принимать».
- «Счастье убивают сожаления о прошлом, боязнь будущего и неблагодарность за настоящее».
- «Чтобы в жизнь пришло что-то новое, нужно освободить для него место».
- говорят за человека сами».
- «В прошлом уже ничего не изменится».
- «Мстить — это то же самое, что кусать в ответ собаку».
- «Гнаться стоит лишь за большими мечтами, которые не упустишь из виду в пути».
Умные статусы со смыслом — это всего лишь крупица многовековой мудрости, выработанной людьми. Индивидуальный опыт не менее важен. В конце концов, жизненное право человека поступать в соответствии с собственным мировоззрением.
о любви
Статусы со смыслом, умные высказывания посвящены также самому воспеваемому чувству — любви, тонкостям взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
- «В истинной любви человек многое узнает о самом себе».
- «Быть нелюбимым — это просто невезение. Не любить — вот горе».
- «Единственное, чем человек не может насытиться сполна, это любовь».
- «Любовь должна открывать горизонты, а не держать в заточении».
- «Для влюбленного человека не существует других проблем».
- «Ни одного человека нельзя понять и принять настолько, как любимого».
- «В жизни женщины существует две фазы: сначала она должна быть красивой, чтобы ее любили. Потом — любимой, чтобы быть красивой».
- «Мало любить. Нужно еще разрешить себе быть любимым».
- «Найти любовь проще, чем стать тем человеком, которого ищут».
- «Мудрая женщина никогда не ругает своего мужчину перед посторонними».