Неправильные стили воспитания. статья на тему

Авторитаризм

Этот стиль воспитания жесткий, в семье имеется ряд требований по отношению к поведению детей. В таких коллективах родители требуют от детей определенных побед, в случае фиаско — наказывают их, ведут жесткий контроль над поведением и времяпрепровождением ребенка, подавление идет с физической силой. Решения в семье принимаются исключительно взрослыми, и мнением ребенка не интересуются. Для этого стиля подходят такие формулировки: «будет так, как старший сказал», «потому что так говорит родитель».

Ребенок при таких отношениях с родителями не может принимать определенные действия самостоятельно, за него все продумано и решено. Метод «кнута и пряника» регулярно используется при возникновении спорных ситуаций, детство протекает с запретами и угрозами.

Неправильные стили воспитания. статья на тему

Впоследствии из-за этой формы воспитания детей в подростковом возрасте появляются большие проблемы. Девушки и юноши перестают воспринимать родителей, пропадает страх. Воздействие близких теряет свою силу, и ребенок становится неуправляемым.

Как развивается личность при авторитаризме в семье? Либо человек становится безвольным и слабым, не имеющим чувства собственного достоинства, с отсутствием каких-либо желаний, способности выбирать, либо деспотичным, грубым, циничным, агрессивным и конфликтным, ненавидящим собственных родителей и решающим конфликты грубой физической силой.

При данном стиле лучше всего придерживаться некоторых рекомендаций, например, учитывать выбор своего малыша, его побуждение и желание к чему-либо, сопереживать с ним. Необходимо не указывать ему на его поведение, а выбирать тактичность, давать советы, разговаривать мягким, доверительным тоном и с каплей эмоций, чтобы он видел присутствие к нему заинтересованности, чтобы чувствовал тепло и поддержку со стороны родителей.

Запреты и наказания должны быть объяснены ребенку спокойным тоном, можно ругать его за определенное поведение, но не оскорблять как личность. Например, нельзя говорить «ты — лгун», следует подчеркнуть, что ребенок сказал неправду, то есть неправильно поступил. Требуется давать младшему члену семьи возможность выбора своего окружения, не лезть в его личное пространство и не контролировать его разговоры и переписки, позволять ему одеваться по своему вкусу, выбирать себе стрижку волос и прочие аксессуары. Обязательно перед входом в комнату следует постучаться.

Внимание родителей, искренность в разговорах, тактичность, отсутствие унизительных ноток в отношении подростка помогут найти определенный компромисс. Терпимость к последнему и выделение достоинств усилят доверие детей к родителям

Стили воспитания: вседозволенность, опека, свобода выбора

(Вседозволенность) ——- (Свободное воспитание) ——— (Свобода выбора) —— (Опека) ——— (Авторитарное воспитание)——->

Стили воспитания: вседозволенность, опека, свобода выбора

Стили воспитания: вседозволенность, опека, свобода выбора.

Если представить себе шкалу под названием «строгость родителя», то получим такой расклад:

(Вседозволенность) ——- (Свободное воспитание) ——— (Свобода выбора) —— (Опека) ——— (Авторитарное воспитание)——->.

Вседозволенность:

Ребенку можно все, пока у нас, взрослых, хватит нервов и сил. Взрослый запрещает себе ограничивать выбор ребенка за исключением только ситуаций, чреватых нанесением серьезного вреда ребенку или другим людям. Взрослый запрещает любое принуждение по отношению к личности ребенка. Единственная задача взрослого заинтересовать ребенка. Взрослый исходит из идей гуманизма, которые в представлении взрослого, сами по себе гарантируют благополучие ребенка. Позиция снизу — интересы ребенка выше интереса взрослого.

Свободное воспитание:

Взрослый дает ребенку большую свободу и больший выбор, чем это предусматривается традиционным воспитанием. Взрослый заботится, чтобы принуждение ребенка было минимальным либо незаметным для него. Взрослый исходит из того, что ребенка воспитывает его знакомство или столкновение с жизнью, с реальной действительностью, и по возможности заботится, чтобы это знакомство было плотным и адекватным, то есть направленным как на интересы ребенка, так и на интересы других людей. Главная задача взрослого — заинтересовать ребенка. Взрослый заботится больше о свободе и счастье ребенка, нежели о его социальной успешности. Позиция снизу — интересы ребенка выше интереса взрослого.

Опека:

Взрослый сам решает все вопросы, связанные с ребенком. Взрослый не предоставляет ребенку возможность собственного выбора. Либо предоставляет, но в такой форме, когда выбор ребенка ни на что не влияет. Взрослый не считает необходимым разъяснять ребенку собственные решения. Если ребенок начинает бунтовать, взрослый продавливает свои решения силой или авторитетом. Позиция сверху — интересы взрослого выше интересов ребенка. Мнение ребенка игнорируют.

Свобода выбора:

Взрослый дает ребенку выбрать одну из нескольких альтернатив. Взрослый дает выбор ребенку исходя из собственного опыта и собственных представлений о благополучии ребенка. Возможен также вариант, когда свою альтернативу предлагает ребенок, а взрослый утверждает ее, если она устраивает обоих. Взрослый дает ребенку все необходимые разъяснения, чем вызвана необходимость выбора и какие есть варианты. Взрослый не даст ребенку возможность выбора в ситуации, которая может принести серьезный вред ребенку или другим людям. За исключением описанной ситуации, свобода выбора предполагает, что ребенок может выбрать любой понравившийся вариант, в том числе и ошибочный с точки зрения взрослого (ошибки – это ценный опыт). Позиция ответственности. С одной стороны — интересы взрослого выше интересов ребенка. При этом взрослый учитывает мнение ребенка. С другой стороны, в тех вопросах, где ребенок берет всю ответственность на себя, он выступает на равных со взрослым.

Как правило, свободный выбор предполагает более разумный подход, чем вседозволенность и более гармоничный и гибкий, чем опека.

Метки: личность

Похожие материалы:

  • Жизненный цикл семьи
  • Аналитическая психология К. Юнга
  • Общественное сознание и сознание индивида (Чагин Б. А)

Либеральный, попустительский стиль воспитания детей

Можно сказать, что этот тип семейного воспитания противоположен авторитарному. В такой семье между родителями и детьми могут поддерживаться теплые, дружеские отношения, но сильно хромает дисциплина. Родители, которые придерживаются либерального семейного воспитания детей, не склонны возлагать большие ожидания, самое главное для них – счастье ребенка. Как и авторитарный стиль, либеральный является не слишком хорошей крайностью. Родители в погоне за счастьем и комфортом своего чада забывают о дисциплине и наказаниях. Не устанавливают допустимые рамки поведения и стремятся сделать абсолютно все, чтобы у ребенка или подростка была возможность самовыражения.

Другой вариант либерального стиля воспитания – когда родители не особо интересуются воспитанием вообще, пускают рост и развитие на самотек. С одной стороны, это дает возможность ребенку самостоятельно развиваться, с другой же создает между родителем и ребенком пропасть.

Каковы последствия либерального воспитания ребенка в семье?

Если авторитарный стиль обращения с детьми становится причиной появления грубых или несамостоятельных людей, то либеральный – «недолюбленных» или чересчур отвязанных. Возможны следующие варианты развития личности:

  1. Самостоятельный, уверенный в себе человек, который, однако, отличается некоторой отстраненностью. Не желает думать о других, не слишком понимает, как проявлять близость, привязанность. Такие люди идут по жизни одиночками, не желая поддерживать, помогать, заботиться о близких и просто окружающих людях.
  2. Люди, которые привыкли жить вне общественных рамок. Считают, что им все можно, не обязательно придерживаться правил и норм поведения. Довольно часто такие личности выбирают для себя криминальные «профессии», отличаются безответственностью и неумением держать слово.

Как сгладить либеральный стиль?

Либеральный стиль воспитания детей не является оптимальным, не способствует росту физически и психологически здорового человека. Если описанный выше подход к воспитанию детей вам слишком знаком, вот советы:

  • проводите с ребенком больше времени, интересуйтесь им, ваша задача – установить доверительные, теплые, но не лишенные авторитета родителя, отношения;
  • включитесь в жизнь ребенка, установите хотя бы несложные правила, которые приучили бы чадо к дисциплине, например, что домой нужно приходить не позже 9-10 часов вечера, а перед тем, как сесть за игры, нужно помыть посуду и сделать уроки.

Либеральный стиль

Для этой формы воспитания детей характерна самостоятельность ребенка, раскованное поведение, осознание «свободы» помогает подростку делать то, что он хочет, без ограничений. Ребенок сам выбирает, какой личностью ему быть, родители не участвуют в становлении последней.

Данный стиль характеризуется невмешательством взрослых в жизнь своего чада, отношение их равнодушное и незаинтересованное. Хотя этот стиль является антонимом к авторитарному, однако и тут наблюдается отчуждение детей от родителей, отсутствует доверие.

Неправильные стили воспитания. статья на тему

В итоге, из ребенка вырастает свободная и безучастная личность, самостоятельная, не привязывающаяся ни к кому, без умения заботиться о ком-либо, не проявляющая интерес к собственной семье, «холодная» по отношению к партнерам. Или же вырастает «хам», который чувствует вседозволенность, распущенный, безответственный, лгун, очень легко поддается на воровство и участие в преступных группировках и т. д.

В такой ситуации родителям лучше сменить тактику общения и постараться восстановить доверительное отношение и уважение. Необходимо поставить ряд запретов и включиться в жизнь подростка, собираться на семейный совет. Следует обозначить функциональные обязанности в быту, обсуждать интересующие вопросы в семейном совете, поддерживать ребенка, помогать решать его проблемы, вести беседы, уважать его мнение.

Описание стилей

Родители являются первыми самыми любящими педагогами для малыша. Они налаживают его контакт с окружающим миром, знакомят с различными понятиями и явлениями. Взрослые учат ребенка устанавливать тесную взаимосвязь: мысль – действие — последствие. Жизнь каждого человека, его история начинается с семьи, маленького социума.  От того, в какой среде воспитывается ребенок, будет зависеть содержание его личности и будущее в целом. В каждой семье существуют сложившиеся веками ценности и устои. Существуют так же различные стили семейного воспитания. Одни родители вкладывают в детей все самое лучшее, воспитывая честных, сознательных и высоконравственных людей. В других семьях наряду с любовью к чаду царит безнаказанность и попустительство. Полная свобода выбора, отсутствие каких-либо норм и правил поведения приводят к плачевным последствиям. Рассмотрим основные стили воспитания в семье.

Авторитарная семья

Основная характеристика такого стиля семейного воспитания – это стремление родителей принимать все решения за своего ребенка. При этом самостоятельность маленького человека подавляется, в любые нарушения установленных правил караются. Наказание может быть в форме физического воздействия, морального давления или словесного порицания.

Опасности такого воспитывающего метода в следующем: Во-первых, дети, чью инициативу и волеизъявление «задавили», не имеют внутреннего механизма анализа (контроля) своих поступков. Поэтому все их действия оцениваются лишь по отношению к, возможно, последующему наказанию, а не в связи с их социальной ценностью или личной безопасностью. Если наказания нет, или его можно избежать, то ребенок (подросток) будет демонстрировать откровенно асоциальное поведение. Во-вторых, часть детей находят в себе силы сказать «нет» давлению со стороны старших. В любом случае подобные воспитывающие методы ведут к формированию агрессивной, асоциальной или пассивной, зависимой личности.

Авторитетный или демократический стиль общения

Демократическая семья сегодня считается наиболее предпочтительной средой для развития ребенка. Причины? Большинство решений родители принимают совместно с ребенком. Предварительно маленького человека знакомят со взглядами старшего поколения на конкретную проблему. Кроме того, обязательно выслушивают мнение ребенка. После этого решение принимается коллегиально.

Благодаря такому – совещательно-размышляющему, воспитательному методу, у ребенка формируется адекватная возрасту ответственность. В этом случае дети доверяют родителям, прислушиваются к их мнению даже при наличии юношеского максимализма, а родители получают некий депозит доверия, который можно использовать во благо ребенку. Авторитарные решения принимаются крайне редко. А родители на долгое время становятся истинным авторитетом (примером) для своих наследников.

На выходе – уже во взрослом возрасте, дети из таких семей прекрасно адаптируются в обществе. Умеют договариваться с коллегами, решать проблемы с членами собственной семьи исключительно мирным путем. Для них не характерна агрессия. Они психически устойчивы, стабильны.

Либеральный или попустительский стиль

Этот тип семейного воспитания достаточно дискуссионный. По идее, родители перепоручают ответственность за свою жизнь, воспитание, образование самим детям. В одном случае дети становятся действительно ответственными, учатся осознано принимать решение, получают жизненный опыт в раннем возрасте. В другом случае дети воспринимают свободу, как вседозволенность, поэтому часто совершают вредные для себя или асоциальные поступки. Отдельного внимания требует минимизация эмоциональных связей между детьми и родителями – побочный эффект подобного типа воспитания ребенка.

Неправильные стили воспитания. статья на тему

Авторитарный стиль воспитания

У родителей, которые придерживаются авторитарного типа воспитания, на первом месте стоят не интересы ребенка, а его успешное, процветающее будущее. Опираясь на свой жизненный опыт, мама с папой самостоятельно решают, что ребенку лучше носить, как говорить, что делать, чем заниматься

При этом, желания самого ребенка воспринимаются как нечто неважное, несущественное. В голове у таких родителей есть определенная цель, например: ребенок, который учится только на 5-ки, либо ребенок, который поступил в медицинский вуз и выучился на врача

Во что бы то ни стало, по их мнению, ребенок должен достигнуть этой цели, и не важно, что ему, например, совсем не хочется становиться врачом.

Строгость и муштра превращают воспитание в семье в постоянное подавление ребенка, принуждение и даже насилие. Ничто не должно отвлекать от процесса достижения великих целей, поэтому каждый шаг, слово, действие ребенка контролируется.

Каковы последствия авторитарного воспитания ребенка в семье?

В первую очередь, страдает личное пространство малыша. Подавляется его воля, желания, личность. Ребенок растет в авторитарной атмосфере, где он не вправе решать даже маленькие мелочи, например, в какую прическу будут собраны волосы, или по какой дороге идти домой из школы.

При авторитарном стиле воспитания в семье, маленькие дети почти беспрекословно подчиняются родителям, так как ими руководит страх. В подростковом возрасте часто возникают проблемы: авторитет родителя ставится под сомнение, учащаются скандалы, подросток стремится поступать наперекор взрослым, только бы отстоять собственное мнение. В зависимости от собственного характера, ребенок вырастает в человека, который:

  1. Имеет слабую жизненную позицию, не понимает, чего хочет, не умеет принимать решения. Про людей, выросших в авторитарной семейной атмосфере, часто говорят, что у них нет собственного мнения, способности отвечать за поступки и действия. По привычке такие люди стремятся угождать окружающим, подчиняться, изо всех сил пытаются оправдать чужие ожидания.
  2. Перенял поведение родителей и возвел его в абсолют. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает желание противостоять и сопротивляться, из-за чего формируется агрессивная, конфликтная, грубая личность. Такие люди предпочитают решать вопросы силой, не уважают окружающих, отличаются циничным и даже деспотичным поведением. Кроме того, они часто испытывают неприязнь, а порой и ненависть к родителям.

Как сгладить авторитетный стиль?

Если вы заметили склонность к авторитарному стилю воспитания в семье, но не знаете, как это исправить, вот несколько советов:

научитесь считаться с желаниями ребенка, попробуйте понять его чувства и побуждения;
реже приказывайте и принуждайте, чаще просите и предлагайте;
объясняйте свои действия, рассказывайте, почему последовало наказание, почему вы хотите, чтобы ребенок выполнил просьбу и сделал так, как вы желаете;
дайте ребенку возможность самостоятельно выбирать друзей, одежду, музыку, основываясь на своих собственных предпочтениях и вкусах;
постарайтесь принять тот факт, что у ребенка могут быть недостатки, акцентируйте свое внимание на достоинствах.

Свободное воспитание

В данном случае традиционное воспитание расширяет свои рамки и предоставляет ребенку большее количество свобод и убирает некоторые запреты. Интересы ребенка преподносятся превыше собственных, но все же больше направленны к равенству. То есть, это нечто среднее между вседозволенностью и традиционным воспитанием. Родители создают условия воспитания обществом, нежели семьей. Следят за тем, чтобы эти условия имели положительное влияние на личность ребенка. Но ведь этого же мало! Ребенок не имеет социального опыта и не может полноценно развиваться самостоятельно в обществе. Родители – это те, кто должен подготовить к жизни в обществе. Возможны такие негативные последствия такого воспитания как различные акцентуации характера, искривления ценностных ориентаций и чрезмерный эгоцентризм. Неправильные стили воспитания. статья на тему Свободное воспитание

Демократия

В семье все внимание акцентировано на развитие личности ребенка, его мнение уважается и учитывается. Стараются развить в младшем члене коллектива самостоятельную и самобытную личность

Этот процесс не пускается на самотек, родители контролируют, в какое русло направляется воспитание. Родители положительно настроены на дитя, стараются адекватно оценивать его возможности, успехи и неудачи, понимают своего ребенка, поддерживают его цели и знают причины мотивации к чему-либо. Стараются прогнозировать его будущее.

Неправильные стили воспитания. статья на тему

Этот стиль помогает гармонично развиваться, ребенок при этом разносторонен, умеет самостоятельно принимать решения и делать какой-либо выбор. Такие дети успешны, инициативны, имеют определенные цели в жизни, могут строить правильное отношение в семье, доброжелательны, легко идут на компромисс.

Для индифферентного стиля характерно безучастие родителей, дети не получают никакого опыта поведения в семье, не умеют строить семейные отношения и чувствуют свою ненужность.

Безразличие родных развивает в ребенке отрицание самого себя и ненависть к себе. Такие люди чаще всего склонны к суицидам. Это несчастные дети, они не получают ничего эмоционального в семье, не понимают смысл собственной жизни.

Все эти формы воспитания детей обычно смешанные, родители по разному проявляют себя в разных ситуациях. Следует контролировать поведение не только первых, но и вторых, потому что они могут показать негативный пример. На родителях лежит большая ответственность, следует помнить об этом при каждом поступке, особенно в опасный возраст детей. В семье необходимо стараться правильно комбинировать эти стили, больше отдавая предпочтение демократическому, ведь он лучше всех помогает воспитать в ребенке гармоничную и доброжелательную личность. Следует всегда учитывать выбор дитя, слушать его, особенно о его отношении со сверстниками, знать, что читает ребенок, и стараться проследить за той информацией, которую он получает из резервов интернета.

В будущем ребенок сам заведет семью, и его отношение к близким будет полностью совпадать с таковым из его детства, станут возникать те же проблемы и ситуации. У ребенка сложатся такие же отношения с собственными детьми, какие были у него с родителями, поэтому правильное поведение, рациональное отношение к учебе, чтению, друзьям и прочим необходимо закладывать в своего ребенка очень чутко, подбирая нужные стили воспитания детей.

Самым главным в воспитании младших членов семьи является родительская любовь, которая окрыляет детей, дарит им счастье и доброту.

Педагогические стили общения

Педагогический стиль общения в учебных учреждениях может
проявляться следующими видами отношения к обучающимся:

  • устойчивым отрицательным – преподаватель груб, постоянно унижает и оскорбляет учеников, что противоречит нормам профессиональной этики;
  • пассивным положительным – учитель излишне требователен, стремится построить формальные деловые отношения. Применение официального тона и низкое эмоциональное взаимодействие препятствует творческому развитию детей;
  • ситуативно-негативным – отношение педагога к детям постоянно варьируется. Оно находится в зависимости от настроения. Ученики при этом становятся замкнутыми и недоверчивыми;
  • активным положительным, которое считается наиболее оптимальным. Педагог помогает ученикам, пытается заинтересовать своим предметом, что приводит к эффективному сотрудничеству.

Педагоги должны избегать авторитарного и либерального стиля общения с детьми.

  1. Авторитарный стиль. Педагог лично занимается решением важных вопросов, связанных с детским коллективом, постановкой целей и организацией контроля. При этом результаты подвергаются только его субъективной оценке. Результатом властного стиля, диктаторства и опеки являются явные и скрытые протестные настроения в детском коллективе.
  2. Либеральный стиль. Педагог равнодушен и не заинтересован в развитии детей. Он даже не пытается проявить себя как воспитатель и занимается только формальным выполнением своих обязанностей. Такое общение с учениками приводит к падению его авторитета, потере контроля над воспитанниками, отсутствию дисциплины.  

Выбор учителем демократического стиля способствуют развитию в детях активности, самостоятельности и считается наиболее продуктивным и благоприятным.

Каждому
родителю необходимо проанализировать свой стиль общения со своим малышом и
попытаться исправить свои недостатки. Чем раньше это сделать, тем лучше.

Не всегда следует ругать детей за низкие оценки, плохое поведение и принимать сторону преподавателя. Возможно это результат не лени и глупости обучающегося, а неправильно подобранного с ним стиля общения.