История психологии ()

Психологические взгляды стоиков

Школа стоиков возникла в IV в. до н. э. История стоицизма делится на периоды: древний, средний и поздний. Родиной древней стои являются Афины, а средняя и поздняя стоя развивались в Риме. Основателями древней были Зенон, Хризипп и их последователи Аристон и Персей. Первыми и крупными представителями римской стои были Оенека и Эпиктет.

Между древней и поздней стоей имеются существенные различия. Объединяют же всех представителей этой школы идеи всеобщей неотвратимости событий, предопределенности.

Согласно этому учению мировая пневма идентична мировой душе, божественному огню, который является Логосом, судьбой. Счастье человека усматривалось в том, чтобы жить согласно Логосу.

Все явления Космоса связаны единством своего происхождения. Стоики полагали, что возникновение всех вещей происходит в результате взаимодействия двух мирообразующих начал – пассивного и активного. Активной мирообразующей силой является воздухо-огненная стихия, названная стоиками пневмой. Пассивным началом выступает материя, представляющая собой полужидкую холодную массу, состоящую из воды и земли. Разнообразие материального мира есть результат многообразных сцеплений и расщеплений пассивных элементов под влиянием деятельности пневмы.

Весь Космос представлялся стоикам состоящим из четырех уровней. Первым уровень неживой природы, при котором имеет место слабое проявление пнев-мы. На втором уровне – уровне растений – пневма достигает известного развития, она более подвижна и активна, в результате чего она оказывается способной обеспечить функции роста, питания и размножения у растительных организмов. На третьем уровне – уровне животных, пневма также проявляет себя в чувственности, побуждениях и инстинктах. Высшее свое выражение пневма получает на уровне человека. Пневма в ее наиболее совершенных проявлениях и есть то, что составляет человеческую душу.

Из вышеизложенного видно, что душа человека по своей природе материальна. В основе своей душа едина, на части нечленима, но может проявляться в различных способностях, каждая из которых определяется разной степенью развития и интенсивности пневмы.

Всего стоиками выделялось восемь способностей души: свойственная человеку, как и всему живому, способность к размножению и росту, речь, пять видов чувствительности и гегемоникон, выступающий в качестве носителя высшей и ведущей способности, связанной с переработкой всех поступающих впечатлений в общие представления, волевые и побудительные акты.

Послесловие

Философия стоицизма – это целая веха в мировой истории и теологии, которая дала живительный импульс многим теориям и учениям, которые зародились позже, в эпоху Средневековья. Древние стоики были убеждены, что мир материален, и все его составляющие всегда имеют некое собственное предназначение: будь то мелкая букашка или могущественный император. Вот почему неразумно и даже небезопасно сопротивляться естественному течению жизни: у всего есть свои мотивы и причины, которые простому смертному порой не постичь, и только тот, кто понимает эти закономерности и связи, уважает и чтит их, станет достойным «гражданином мира».

Мудрость – в спокойствии, отстраненности, позиции наблюдения. Сила – в овладении собственными порывами и иррациональными импульсами. То, чему предписано быть, обязательно осуществится. Все мы смертны, и еще никому не удавалось уйти от смерти. Думаете, это про отсутствие выбора? О нет, наоборот, про то, что он есть: можно всю жизнь положить на сопротивление и борьбу с обстоятельствами, а можно спокойно принимать перемены, без которых невозможна жизнь. Можно достичь внутреннего покоя и наслаждаться этим, даря внутренний свет окружающим. А можно сгорать на огне страстей, внося диссонанс в течение жизни и делая близких несчастными.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Этика

стоицизма оформилась под непосредственным влиянием учения киников (сами стоики говорили, что кинизм – кратчайший путь к добродетели), а также перипатетиков.

Согласно стоикам, конечная цель человеческого существа заключается в жизни согласно разумной природе, тождественной счастью и добродетели. Только добродетель, определяемая как мудрость или благоразумие, является благом, и только порок является злом; все остальное – безразлично (адиафорон), поскольку всецело подчинено судьбе и от нас не зависит.

Однако внутри сферы безразличного существует ряд «предпочитаемых» вещей, обладающих определенной ценностью, т.к. они способствуют самосохранению человека и его рода. Действия, направленные на их достижение стоики называют «надлежащими» действиями (напр., чтить родителей, вступать в брак, участвовать в государственных делах, защищать отечество и др.). Эти действия составляют сферу обязанностей, налагаемых на человека его биологической и социальной природой. Рассматриваемые сами по себе они не имеют отношения к нравственной жизни и к добродетели, но оказываются добродетельными или порочными в зависимости от обстоятельств своего совершения. Дистанцированное отношение к «предпочитаемым» благам и признание добродетели единственной целью стремлений – главное условие, позволяющее «надлежащему» стать нравственно совершенным, добродетельным действием.

Такой разумный настрой присущ только стоическому мудрецу, воплощению этического идеала стоиков. Лишь он обладает всей полнотой знания и добродетели, свободен от аффектов, которые стоики определяют как неправильные суждения и болезни души. В нем реализована высшая цель человеческой жизни – развить свой разум до подобия космическому Логосу.

Дальнейшая эволюция стоицизма происходит на римской почве. Панетий и Посидоний смягчают исходный ригоризм стоического учения, используя платонические и перипатетические мотивы. В отличие от Ранней Стои, они не требуют полного искоренения страстей, но лишь подчинения их разуму; говорят о совпадении добродетели и пользы; включают «предпочитаемые» ценности (здоровье, силу, красоту и др.), а вместе с тем и «надлежащие» действия в определение конечной цели. Для Ранней Стои между благом и злом нет никаких градаций и ступеней: все, кто не достиг мудрости, являются в равной степени порочными. В Средней Стое особое значение приобретает фигура «продвигающегося» к добродетели, исполняющего все обязанности, но еще не достигшего должного совершенства в их исполнении.

В Позднем стоицизме логико-онтологическая проблематика окончательно отходит на задний план (в особенности у Эпиктета), и все большее значение приобретает этика и моралистика, усиливаются религиозные мотивы.

Стоицизм оказал непосредственное влияние на формирование неоплатонизма и христианской философии (апологеты: Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген, Немесий, Августин) (см. также АПОЛОГЕТИКА). В 16–17 вв. возникает программный «неостоицизм» (Жюст Липс, Гийом Дю Вер, Пьер Шаррон). Стоические мотивы прослеживаются в произведениях Помпонацци, Телезио, Бруно, Монтеня, Спинозы, Декарта, Канта.

Полина Гаджикурбанова

Стоицизм об отношении к жизни

Если эти относительные блага из второстепенных становятся первостепенными, то человек попадает во власть иллюзии, будто он может подчинить себе внешние обстоятельства жизни. Добродетельный человек ценит прежде всего свои усилия, направленные на овладение относительными ценностями, но не сами эти ценности. Отношение к жизни стоики уподобляли игре. Как в игре с мячом важен не сам мяч и не результат, а сам ее процесс, так и в жизни важна не сама жизнь, а отношение к ней. Идеалом отношения к жизни для стоиков был Сократ, который превыше всего ставил свои убеждения, и для которого жизнь сама по себе была чем-то неизмеримо более низким в сравнении с ее нравственным содержанием.

Разумное отношение к жизни тождественно апатии (греч. бесстрастие) – состоянию, свободному от страстей

Устранение страстей для стоиков не является самоцелью, они выделяют и добрые страсти, которые являются разумными (радость, осторожность и др.). Стоики не только переносят нравственность в область мотивов, они возвышают ее до мотива мотивов, она не зависит ни от природных, ни от социальных стремлений человека

Несмотря на признание неотвратимости всего, что происходит, этика стоиков преисполнена необычайной внутренней энергии, высокого оптимизма, какой-то особой гордости. Внутренняя сила и стойкость стоика объясняется его верой в благостный смысл бытия вообще.

В чём суть учения стоицизма?

Самые главные принципы стоицизма заключаются в том, что наш мир может быть непредсказуемым, а жизнь скоротечна.

Стоицизм призывает человека к стойкости, силе и самоконтролю. И предполагает, что источник нашей неудовлетворённости кроется в нашей импульсивной зависимости от наших спонтанных чувств. Мы должны полагаться больше на логику.

Стоицизм был создан для того, чтобы действовать, а не для бесконечных разговоров о мироздании. Он пытается помочь преодолеть разрушающие эмоции и воздействовать в соответствии на то, на что можно воздействовать.

Стоическая этика

Стоицизм — это не просто набор убеждений или этических утверждений. Это образ жизни с постоянной практикой и обучением, включающий постоянную практику логики.

Эта этическая доктрина учит безразличию и «пассивной» реакции на внешние события на том основании, что никакие события и ничто внешнее вообще, не может быть ни добром, ни злом. Она учит достичь хладнокровие перед лицом жизненных взлётов и падений.

Целью стоицизма является освобождение от страстей (в смысле: мучений или страданий) посредством стремления к разуму и апатии (в смысле: объективности, неэмоциональности и чёткого суждения).

Стоики считают, что когда человек станет ясным, непредвзятым и самодисциплинированным мыслителем, то сможет понять «логос».

Логос — это естественная универсальная причина всех вещей.

Для философов-стоиков, несчастье и зло являются результатом невежества. И если кто-то недобр, то это потому, что он не осознаёт своего собственного универсального разума.

Разрешение этой проблемы, этого зла и несчастья, можно достигнуть, практикуя стоическую философию и изучить собственные суждения и поведения, чтобы определить, где человек мог отклониться от универсального разума природы.

Широко известно одно изречение стоиков: «Жить в согласии с природой», которое нужно воспринимать, как в смысле законов Вселенной, так и в отношении сущностной природы человека и разума.

Одобрение толпы

Я часто задавался вопросом: раз уж человек любит себя больше, чем всех остальных людей, то почему собственное мнение о себе он ценит меньше, чем мнение других? – Марк Аврелий –

Большая часть того, что мы делаем, определяется необходимостью быть любимыми и принятыми. Коллектив все решает – эта доктрина родом не из советских, а куда более темных и дремучих времен. В прошлом, если твое мнение шло поперек линии партии и мнения племени, то тебя в лучшем случае изгоняли во фриланс бытия. Погибель в одиночестве в пустыне.

В некоторой степени это актуально до сих пор. Но сколько времени и усилий мы тратим, пытаясь получить одобрение других? Чего это нам стоит?

Мы тратим деньги, которых у нас нет, покупаем причудливые вещи, которые нам не нужны, чтобы произвести впечатление на кого-то, с кем даже водку пить не будем. Наш выбор карьеры или образа жизни сосредоточен вокруг того, как другие воспринимают нас, а не того, что было бы лучше для нас. Мы находимся в заложниках у чужого мнения и каждый день выплачиваем королевский выкуп без гарантии, что когда-нибудь станем свободны.

Соединение с христианством

История психологии ()На начальных этапах существования христианство находило своих приверженцев совершенно не в каждом уголке нашей планеты. Продолжительное время люди не могли отказаться от традиций своих предков, от древних верований. Нередко они объединялись с христианством (дуализм), эта же тенденция была и в Риме. С самого первого столетия нашей эры в стране в больших масштабах распространяется стоицизм. На единстве с природой и апатии жители Рама были просто помешаны, но довольно быстро их взгляды начинают изменяться под воздействием новой религии. Продолжительное время римляне не признавали христианства. Шло время, и основы данных теологических учений начали друг друга дополнять.

Нужно отметить, что христианство в то время являлось самой молодой религией, которой был необходим некоторый базис, и это обеспечил стоицизм. Сегодня можно четко проследить данную взаимосвязь. Так как в обоих учениях нам говорится о том, что нельзя предаваться страху, злу, порокам, нельзя быть пристрастным. И стоицизм, и христианство – это учения о силе, о знаниях, о доброте, а также о том, что неисповедимы пути Господни, и любой из нас обязан быть покорным Высшему Создателю.

Твердая позиция

Бездействуя, люди учатся делать зло. – Катон –

Катон был упрям и непоколебим в своих убеждениях, не признавал компромиссов. Он считал, что у серого не бывает оттенков: есть либо добродетель, либо порок, и они всегда одинаковы.

При всем уважении к философу нельзя отрицать, что многие подвиги стали возможными только на основе компромисса. Люди все чаще и чаще отказываются от принципов во имя терпимости или прибыли.

Гибкость гибкостью, но надо ведь иметь какую-то позицию. Катон разгневал как своих политических союзников, так и врагов своим отказом от компромиссов. Он потребовал, чтобы его друзья и семья приняли ту же позицию, не оставляя места для какой-либо гибкости.

Но соблюдение этого невозможного стандарта принесло ему непоколебимую власть. По умолчанию он стал моральным арбитром Рима. Может быть, сейчас твоя принципиальность заставит некоторых людей отвернуться, но зато она упрочит твою репутацию.

Философия в Древнем Риме. Последние годы существования стоицизма

В начале новой эпохи это течение в философии уже стало неписаным жизненным уставом и своеобразной религией для любого жителя Рима. Все выводы стоицизма, его логика, метафоры и законы уже были в прошлом. В общество воплотились все основные идеи греческих философов – подчинение року, беспристрастие и материальность всех и всего. Но здесь нужно отметить, что именно в данную эпоху в мире постепенно распространяется христианство, которое со временем покоряет практически все государства Азии и Европы. А как же дела обстояли в Риме?

Стоицизм для Рима – это все. В этой философии заключалась их вера и жизнь. Римляне считали, что человек обязан был быть приближен максимально к природе. Он должен оставаться сдержанным, предельно спокойным и холодным. Но основная идея, которую вывели непосредственно жители Рима, была основана на учениях греков, то есть «победить страх смерти». Как они считали, человек, справившийся с данным изъяном, будет самым главным звеном во Вселенной.

Особенность римского развития стоицизма

Естественно, когда речь заходит о страхах, о смерти, то это основной признак того, что философия переходит в теологию. Как известно, первого люди боятся, поэтому и подчиняются всем догмам, безоговорочно соблюдая любое правило. Стоицизм в последние годы существования приобрел в Риме не только очень большие масштабы, но и пессимистичные настроения

Для стоиков (а это была основная элита общества) было важно уже не единство с природой и саморазвитие, а абсолютное подчинение року. Причем основной задачей являлось победить страх смерти

То есть любой человек был настроен, что в любое время его может не стать, и ничего страшного в этом нет.

Дальнейшее чтение

О применении стоических принципов в повседневной жизни уже написано немало книг. К примеру, прославившийся своими бестселлерами экономист-эссеист Нассим Талеб трактует стоицизм как философию антихрупкости, которая помогает справиться с непредсказуемостью и переменчивостью судьбы.

А врач-психотерапевт Дональд Робертсон в 2010 году написал книгу-руководство, в которой рассматривает философию стоиков как когнитивно-поведенческую психотерапию. В англоязычном интернете также есть целая группа сайтов и сообществ, посвященных современному стоицизму.

Легко и увлекательно изложенная современная трактовка стоицизма есть в книге американского философа Уильяма Ирвайна. И конечно же, стоит обратиться к первоисточикам: в первую очередь это «Размышления» Марка Аврелия и письма Сенеки.

Стоики были одними из создателей когнитивной модели эмоций, суть которой выражает следующее высказывание Эпиктета: «Расстраивают человека не факты и события, а то, как он смотрит на них».

Зарождение философии стоицизма

Стоицизм зародился в поздние годы эллинизма (в IV в. до н. э.), вначале в Греции, а затем получил распространение и в Римской империи. Зенон Китийский стал родоначальником этого учения, базой которого служат понятия мужественности, устойчивости, твердости в любых обстоятельствах. В стоицизме не принимаются эмоции, они критикуются за импульсивность и неуправляемость, стихийность возникновения и проявления. Примат разума и жесткое подавление эмоций – основное в философии стоиков. Это, кстати, касалось и искусства спора: с минимумом эмоций, с продумыванием аргументации, с четкой логикой изложения. Именно благодаря стоицизму мы пользуемся сегодня поговоркой «в споре рождается истина». В целом, стоицизм существовал около шести веков, и очень интересен этот опыт в общемировой истории – как влияющий на умонастроения людей самых разных эпох.

Контроль над эмоциями

История психологии ()

Людей мучают не вещи, а представления о них. – Эпиктет –

Многое из того, что происходит в жизни, не находится под нашим контролем. Стоики признали эту неоспоримую истину и сосредоточились вместо нее на том, что они могут сделать.

А ведь у самого Эпиктета, как могло показаться на первый взгляд, не было никаких оснований полагать, что он мог контролировать хоть что-то. Рожденный рабом, искалеченный собственным хозяином, он прожил жизнь и скончался в нищете и неволе. Но не об этом думал стоик. Пускай скромные пожитки и тело находились не в его власти, зато мнение, желания и презрение по-прежнему оставались под его контролем. Вот и все, чем он владел. Мало? Не суди звоном монет, главное достояние всегда неосязаемо.

У нас много причин для разочарования. Малейшие неудобства провоцируют истеричку внутри каждого из нас. Даже плохой сигнал Wi-Fi вызывает прилив первобытной ярости. Но на самом деле ни одна из этих проблем не делает нас несчастными. Несчастье начинается тогда, когда мы даем волю эмоциям. Нельзя допускать, чтобы внешние события влияли на наше внутреннее состояние ума.

Нам неподвластно все, что находится дальше расстояния вытянутой руки. Не сами эти вещи, а только наши представления о них делают нас счастливыми или несчастными; но наши мысли, стремления, а следовательно, и наше счастье подвластны нам. Как только мы это усвоим, станет ясно, что мы имеем право быть счастливыми независимо от обстоятельств.Применяем философию эпикурейцев в реальной жизни

Подумайте о плохом

Обычно мы быстро становимся равнодушными к тому, чем обладаем. Нас прельщает ещё недостигнутое, а старое воспринимается как само собой разумеющееся. От этого возникает постоянное стремление выпрыгнуть из текущего момента в светлое завтра.

Чтобы почувствовать ценность настоящего, стоики предлагают представить, что всего, что у нас есть, нас лишили — это называется «негативной визуализацией»:

Может показаться, что следствием такой установки станет пессимизм, но на деле всё наоборот: она приведёт к ощущению ценности момента и уверенности, что самое главное у нас всё равно не отнять.

Представь худшее, что только может с тобой случиться

С мудрым человеком ничего не происходит против его воли. – Сенека –

В последнее время много говорится о силе позитивного мышления. Нас учат, что оптимизм является ключом к долгой счастливой жизни. Но стоики не верят в эту чрезмерно оптимистическую чепуху. Потому что эта практика склоняет нас к пассивности. Вместо того, чтобы предпринимать какие-то действия, мы просто сидим и ждем, что ситуация улучшится. Вместо того, чтобы отрицать суровые реалии жизни, они решили принять ее.

Они регулярно проводили упражнение под названием «Рremeditatio malorum», что переводится как «преднамеренность зла». Цель игры – представить себе худшие события, которые только могли произойти. Для некоторых это была потеря репутации. Для других это было финансовое разложение и нищета. Но все боялись смерти и, спаси Аид, убийства. Что произойдет с близкими, если завтра все пойдет не так? Как справиться с этой ситуацией? Изменит ли это событие всю оставшуюся жизнь? Они задавали те же вопросы, что задают отчаявшиеся люди на приеме у гадалок. Только ответы искали сами.

Это упражнение редко улучшало настроение. Да и какой смысл радоваться, если все сводится к тому, что тебя забьют камнями в ближайший четверг? Но мужчины не отчаивались и принимали предостерегающие меры, чтобы предотвратить нежелательный результат. Даже если предотвратить не получалось, настроение все равно улучшалось, и жизнь не казалась таким дерьмом, потому как они уже морально были готовы ко встрече с не самым прекрасным периодом жизни.

Мы должны быть честными с самими собой. Грубыми, но честными. И никогда не бояться столкнуться с реальностью. Это лучший способ подготовиться к неудачам.

Теория стоицизма во всем многообразии ее аспектов

В первозданном своем виде она охватывает сразу несколько направлений мысли: логику, физику, этику. Впоследствии Клеанф вводит в круг ее влияния диалектику, риторику, политику, этику, теологию. С ходом истории образуется крен то в одну, то в другую, то в третью область знаний, но всегда при сохранности базовых принципов стоицизма. Рассмотрим их подробнее.

В восприятии стоиков мир – нечто живое, это «тело Бога». Реальность регулируется Высшим Существом, воле которого противиться бесполезно и неразумно, а потому единственное, что можно сделать, чтобы сохранить свое достоинство и обрести подлинную силу, – это спокойно, неустрашимо и твердо принимать все сужденное роком. Главный враг стоика – это страсть, которая «смешивает карты» и сбивает человека с избранного пути, лишая его силы. Следовательно, главное, чему стоит научиться, – бороться со страстями и быть сильнее их (главными «врагами» стоиков были отвращение, удовольствие, страх и влечение)

Это важно не только на индивидуальном уровне, но и на коллективном: стоики были убеждены, что все в мире взаимосвязаны, а потому любое движение человека вызывает некую реакцию в пространстве миров. Поэтому они ратовали за возрастание личной ответственности не только за деяния, но и за образ мыслей

Главное – оставаться в ладу с собой и своей природой, не вредить ни себе, ни другим. Все принимать с внутренней силой, безропотно, не пытаясь навязать свою волю Божественному промыслу. Эта философия помогала воинам (особенно в преодолении страха смерти), а также всем тем, кто утратил ориентиры. С течением времени благодаря стоицизму и его распространению изменились и сами нравы римского общества: оно стало более объективным по отношению к своим гражданам, способствовало росту их самосознания, увеличению прав и свобод, повышению уровня образования и развития.

Для римлян стоицизм стал тем, чем для средневековой Европы – христианство – столь мощным было влияние этой философии на умы. В последние годы существования стоицизм был воспринят, прежде всего, с точки зрения подчинения человека року и отказу от собственного «Я» — идее своеобразного «растворения в мире»

Основное внимание стало уделяться «взаимоотношениям со смертью»: человек готовился к тому, чтобы спокойно и достойно принять смерть, когда она придет, и учился понимать всю естественность этого процесса (наиболее явно эта идея реализована в наследии Эпиктета). Даже великий император Марк Аврелий принял учение стоицизма и стал воплощать его принципы в своей жизни

Принципы стоицизма сегодня

Сегодня, под определением стоиков понимают негативный смысл. Это люди, которые скрывают чувства. Концепция учения в строгости, но основной смысл не только в ней. Три принципа мыслителей того времени, помогут получать радость и стать счастливым:

  1. Благодарность. Суть человеческих страданий в неумении благодарить за то, что есть. Психологи советуют представлять желаемое, вжиться в роль, чтобы получить желаемое.Стоики, пользовались обратным способом. Логичность метода в том, что стоики представляли как теряют то, что есть и испытывали благодарность за то, что этого не случилось.
  2. «Черный» юмор. На оскорбления принято отвечать оскорблением. Стоики бы посмеялись над собственной личностью, показывая собеседнику отсутствие власти над собой.
  3. Сосредоточение времени и энергии на том, что ее представители в силах изменить. Ставя цели, стоик не имеет привязки к результату, он сосредотачивается на процессе.

Стоицизм в философии – наука строгости и долга, давшая начало другим наукам. Она учит, что вся Вселенная – живая и у каждой клетки есть место и предназначение.

Отбрось эгоизм и тщеславие

История психологии ()

Отбрось свое тщеславие, ибо человек не может выучить то, что, как он думает, уже знает. – Эпиктет –

Одним из самых больших разочарований для старика Эпиктета стали его ученики, которые утверждали, что хотят учиться и получать новые знания, а на самом деле думали, что и так все знают. Неприятная ситуация для любого учителя: стараешься объяснить, а они утверждают, что и без тебя все знают. Хотя понятно, что их знания поверхностны, на уровне «Что-то слышал, описать смогу».

А ведь в основе таких утверждений лежат эгоизм и высокомерие. Никогда такое мышление не было столь опасным, как сегодня. Потому что та информация, которая лезет на нас изо всех щелей и проникает в мозг одним кликом мыши, не только недостаточна для решения проблем завтрашнего дня, но также может быть препятствием для адекватного мышления.

Нам повезло жить в эпоху, где практически каждая отрасль стоит на пороге больших перемен. Еще в древние времена Марк Аврелий заметил: «Вселенная – это трансформация; жизнь – это мнение». Вот почему самые блестящие умы сегодняшнего дня тратят большую часть времени на чтение и глубокое изучение отрасли. Они понимают, что всегда найдется мудрость, которую можно почерпнуть из прошлого или настоящего. Было бы разумно сделать то же самое. Всегда оставайся студентом, умнее будешь.