Субъект (психология)

Индивидуальность

Под индивидуальностью подразумевают совокупность черт, привычек, повадок, реакций, отношений и других проявлений личности, которые отличают ее от всех остальных.

Несмотря на то что ярко выраженной индивидуальностью может обладать и индивид, который не дорос до уровня личности (тот же Маугли), все же ею принято называть наивысшее проявление личности.

Чтобы развивать свою индивидуальность на прочном фундаменте, необходимо дорасти до личности, стать полноправным субъектом социума, понять, что ты благополучно влился в общество, что ты такой, как и все, а лишь потом подчеркивать и развивать свою индивидуальность.

Раздел II. Человек как субъект деятельности или общая психология личности Лекция 1. Основные стратегии определения личности в психологии.

1. Проблема личности в психологии. Личность в широком и узком смыслах.

Человек представляет собой и биологическое, и социальное существо. Это обусловило возникновение двух трактовок понятия личность широкой и и узкой.

Авторы, придерживающиеся более широкого понимания личности, включают в ее структуру как индивидуальные биологически, обусловленные характеристики, так и социально обусловленные качества. При таком понимании термина «личность» его значение практически совпадает с понятием конкретного, отдельного человека.

Представление о личности в узком смысле наиболее четко сформулировано в работе А. Н. Леонтьева.Личность —особого рода целостность, представляющая собой совокупность социально обусловленных качеств, которая возникает на сравнительно поздних этапах онтогенетического развития и порождается специфически человеческими отношениями. По А.Н. Леонтьеву природные индивидуальные свойства: морфологические, физиологические, а также некоторые индивидуально приобретенные психологические особенности человека, к собственно личностным свойствам не относятся. Они характеризуют человека как индивида.

Индивид — человек как представитель рода Homo Sapiens, единичное природное существо. К индивидным свойствам относятся пол, возраст, тип нервной системы, расовая принадлежность, межполушарная асимметрия и др.

Личность — человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Индивид — это скорее та реальность, которая заключена в границах тел человека, в то время как личность — образование, не только выходящее за пределы этого тела, но и формирующееся во внешнем пространстве социальных отношений.

Субъективное и объективное мнение

Как понятие «субъект» противопоставляется понятию «объект», так и «субъективность» противопоставляется «объективности».

Субъект хоть и занимает активную позицию, все же у него есть один весомый «недостаток»: он видит мир только с одной точки — с позиции своего восприятия.

Вернемся к примеру с гитарой. Представим, что в кругу сидят люди, а по центру стоит музыкальный инструмент. Человек, к которому она повернута тыльной стороной, будет с полной уверенностью утверждать, что она не имеет струн, гриф неизвестно как крепится, а о толщине не сможет сказать ни слова. Тот же, кто сидит напротив, наоборот, будет яростно убеждать оппонента в том, что струны все-таки присутствуют. Видящий гитару в профиль не будет сомневаться, что это достаточно узкий предмет, и т. д.

Субъективных мнений может быть тысяча, а объект один — гитара. Если кто-то из участников встанет и обойдет круг, то в этом случае он сможет описать предмет объективно.

Исходя из данного уравнения, можно говорить о том, что объективное мнение — это совокупность субъективных.

Субъект через объект

Можно рассматривать термин «субъект» как все то, что не является объектом, и наоборот. Субъект — это Я. Все то, на что человек может указать, является объектом. При этом Я никогда не будет объектом. Под «Я» в данном случае имеется в виду восприятие. «Что такое тогда самовосприятие?», — спросите вы.

Самовосприятие в ходе оперирования данными категориями приравнивается к термину «восприятие», которое не может стать объектом, так как это и есть мы. Воспринимать можно отдельные предметы, явления и даже свое тело — это объекты, но когда мы мыслим о нашем восприятии, объектами становятся мысли, а не восприятие. Поэтому субъектом можно назвать совокупность всех воспринимаемых нами объектов.

Человек может отделить восприятие одной вещи от восприятия другой, но целостное восприятие нельзя ни от чего отделить и ни с чем сравнить. Так как объекты мы можем сопоставлять друг другу, сравнивать, видеть некоторые из них одновременно, но с полным восприятием таких манипуляций провести невозможно.

Общая психология

Субъект этой обобщенной отрасли — личность или несколько человек, которые являются источником познания и изменения действительности, отличительная их черта — активность.

Субъект провоцирует изменения как в других людях, так и в себе самом, смотря на себя как бы извне.

Субъектом психологии как науки будет уже являться не каждый человек, а ученый, который занимается исследованиями различных аспектов предмета психологии.

Предметом психологии как науки является психика человека, а объектов может быть очень много: различные патологии развития, психические процессы (познавательные, коммуникативные, эмоционально-волевые), психические состояния, свойства и т. д.

Отрасли психологии

В наши дни психология стала невероятно популярной. В эру компьютерных технологий и искусственного интеллекта человечеству в качестве сравнения стало интересно изучать душу человека.

Разделы психологии формируются исходя из того, на чьей психике фокусируется внимание, в каких условиях он находится. Задействуется и много других критериев

Если молодая девушка без психологического образования скажет, что увлекается психологией, скорее всего, она имеет в виду психологию отношений или семейную психологию.

Наиболее популярными и нужными можно назвать следующие отрасли: общая, так как без нее никуда; социальная; возрастная или психология развития; педагогическая; медицинская; военная; юридическая; гендерная; семейная; патопсихология; дифференциальная и т. д.

Личность

Только внедряясь в микросоциум, а затем в социум, индивид начинает развиваться как личность. Если размышлять математически, то для становления социального субъекта необходимо как минимум два человека.

Маугли нельзя назвать личностью, так как он не взаимодействовал с людьми. Он развивался в обществе, но ином, не человеческом.

Однако существует несколько уровней развития социальных субъектов: на первом формируются психические процессы, на втором — интеллект, на третьем — общая культура и воспитанность, далее развиваются коммуникативные и социальные навыки и т. д.

Человека воспитанного легко отличить от того, у кого культуры явно не хватает.

Объект и субъект

Это два противоположных по значению понятия. Понятие «субъект» в психологии — это носитель действия, активный участник некоторого процесса, а объект — это то, на кого оказывают воздействие. Первый — это активная позиция, а второй — пассивная.

Например, субъектом в деревообрабатывающей деятельности будет мастер, а объектом само дерево; субъектом воспитания является воспитатель, а объектом — ребенок; субъектом образования является преподаватель (обучающий), а объектом — ученик. Но некоторые педагоги считают, что процесс обучения настолько сложный, что без активной позиции ученика он невозможен. То есть обучающийся является и объектом (например, на лекции, когда слушает и записывает материал), и субъектом (когда самообучается, готовится к практическим или контрольным) образования.

В сфере «человек — человек» роли объекта и субъекта имеют тонкую грань и могут иметь некоторые метаморфозы.

Неоднозначное понимание

В такой науке, как психология, личность — субъект деятельности, и она же — объект. Начиная с середины прошлого века взгляды данной отрасли знания на позиции субъекта и объекта несколько изменились.

Человек, который работает, учится, общается, раньше по праву считался объектом исследований

Все верно, ведь на нем сфокусировано внимание того, кто этим занимается — субъекта

Но если говорить об активности и пассивности, то работающий, учащийся и другая действующая личность не может быть объектом. Сам процесс делания переводит ее из состояния пассивного в активное.

Поэтому сейчас наиболее корректно говорить так: объектом психологических исследований в той или иной сфере является человек или группа людей как субъект какой-либо деятельности.

Такая неоднозначность понятий «субъект» и «объект» прослеживается в сфере «человек — человек», где последний бывает то активным, то пассивным участником процесса.

Если врач дает наставления своему пациенту, и тот их исполняет, он одновременно является объектом терапевтического процесса (у него есть наставник, который поставил перед ним ряд конкретных задач) и его же субъектом (так как сам берет таблетку, выпивает ее, делает себе компрессы и т. д.).

В случае с врачом-хирургом пациент будет лишь объектом в процессе оперирования, ведь он пассивен и находится под наркозом.