Голоса тембр

Работа над произношением

«Открыть звук»

Исходное положение – стоя, спина прямая, плечи опущены. Вдохните носом активно, быстро и глубоко. Положение гортани должно быть таким же, как при зевании. Выдыхайте через нос, рот закрыт.

С выдохом тяните звук «М» как в предыдущем упражнении. Тянуть его нужно достаточно долго. При этом следите, чтобы живот не уходил внутрь, диафрагма остается натянутой до окончания выдоха.

Точно так же повторяйте с закрытым ртом звуки «Н», «В», «3».

После того как потянете все эти звуки (по 1–2 минуты на каждый звук), проделайте то же самое упражнение, только в конце выдоха резко откройте рот.

Затем возьмите глубокое, активное дыхание ртом. Не забывайте контролировать диафрагму при помощи рук.

Как в предыдущем упражнении, потяните звук «ММММ», только закончите его гласной: «ММММА». Сразу же сбросьте дыхание, пусть звук оборвется резко. То же самое повторите с остальными звуками: «ННННА», «ЗЗЗЗА», «ВВВВА».

Усложните упражнение: попробуйте произнести звуки по слогам: «МА МА МА МА», «НА НА НА НА», «ЗА ЗА ЗА ЗА», «ВА ВА ВА ВА».

«Отработка гласных звуков»

Гласные звуки отвечают за певучесть, мелодичность голоса. Хорошо развитые, открытые гласные разнообразят интонацию, позволяют «играть» голосом, делают его выразительным.

Комплекс следующих упражнений поможет вашему голосу стать подвижным и интонационно богатым. Выполнять их нужно по очереди, одно за другим.

«Потянуть звук «А»»  

Исходное положение – стоя. Спина прямая, взгляд перед собой. Возьмите активное, глубокое дыхание носом. Потяните звук «ааааа». Почувствуйте объем, который он дает.

Сбросьте дыхание и снова вдохните. Опять потяните звук «аааа», только на этот раз вращайте головой – сначала медленно, затем быстрее. Почувствуйте, как изменяется звучание голоса при вращении головой.

««А» с приседанием»  

Исходное положение прежнее. Возьмите дыхание и потяните звук «ааааа».

Быстро приседайте и вставайте (позвоночник идеально прямой). Как звучит эта гласная внизу, и как – наверху?

Вариант упражнения: приседайте медленно, а когда будете вставать – резко подскакивайте, буквально выстреливайте вверх, как выстреливает пробка из бутылки шампанского. Повторите упражнение несколько раз, запомните свои голосовые ощущения.

«Гимнастика для гласных»  

Исходное положение – стоя. Позвоночник прямой. Вытяните руки перед собой и наклонитесь вперед. Коснитесь руками пола и обопритесь на них. Центр тяжести тела перенесите ближе к рукам. Возможно, вам придется встать на цыпочки. Голова свободно свисает вниз. Возьмите дыхание и потяните звуки:

ИИ АА ИИ АА ИИ АА

ИИ ЯЯ ИИ ЯЯ ИИ ЯЯ

Запомните голосовые ощущения.

«Гласные с запрокидыванием»  

Исходное положение – стоя, руки опущены вдоль тела. Запрокиньте голову назад, откройте рот и немного вытянитесь вверх. Положение гортани – «на зевке». Возьмите глубокое дыхание через рот и потяните звук «АААА». Медленно поднимайте голову, переводя «АААА» в «ИИИИ» и обратно. У вас должно получиться: АААА ИИИИИ ААААА ИИИИИ ААААА ИИИИИ. Звучание должно прекратиться, когда вы коснетесь подбородком груди, так что рассчитайте дыхание так, чтобы его хватило на все упражнение. Снова возьмите дыхание и, поднимая голову и переводя ее назад, тяните звуки, только на этот раз начинайте с «ИИИИ».

«Эффект эха»

Исходное положение стоя. Позвоночник прямой, гортань свободная, положение «на зевке». Возьмите глубокое, активное дыхание носом и крикните «Эй» сначала громко, затем тише, тише, и, наконец, совсем тихо. Сымитируйте эффект эха. То же самое повторите на звуках «Ой», «Ай», «Уй», «Ый».

«Отработка согласных»

Согласные звуки – словообразующие. От четкого произношения согласных зависит дикция. Комплекс упражнений на отработку согласных звуков поможет вам улучшить дикцию, сделает вашу речь более разборчивой.

1. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее: ТЛЗ, ДЖР, ВРЖ, МКРТЧ, КПТ, КФТ, КШТ, КСТ, КТЩ, КЖДА, ККЖДЭ, КЖДО, КЖДУ, КШТА, КШТЭ, КШТУ, КШТО.

2. Возьмите активное, глубокое дыхание. Хорошо артикулируя губами, произнесите:

БУП БОП БАП БЭП БИП БЫП

ПТКУ ПТКО ПТКА ПТКЭ ПТКЫ ПТКИ

ВЖА ВЖО ВЖУ ВЖЭ ВЖИ

РЖА РЖО РЖУ РЖЭ РЖИ

МНУ МНО МНА МНЭ МНИ МНЫ

МГУ МГО МГА МГЭ МГИ МГЫ

ШРУ ШРО ШРА ШРЭ ШРИ ШРЫ

ЩУКЛ ЩОКЛ ЩАКЛ ЩЕКЛ ЩИКЛ

ФРУ ФРО ФРА ФРЭ ФРИ ФРЫ

РЦУ РЦО РЦА РЦЭ РЦЫ

СУШ СОШ САШ СЭШ СЫШ СИШ

БРУ БРО БРА БРЭ БРЫ БРИ

БАМ БУМ– БЕМ БЫМ БЭМ БИМ

БУН БОН БАН БЭН БИН БЫН

Тихий голос

Есть много людей с тихими, едва слышными голосами. С одной стороны такое поведение может говорить о высокой воспитанности человека, его заботе о том, чтобы не помешать окружающим рассказом. Но если посмотреть с другой стороны, это может быть воспринято как наличие ряда комплексов – неуверенности, застенчивости, боязни сказать лишнее или показаться навязчивым.

Тихая речь также может свидетельствовать о том, что человеку не хватает энергии для активности. Окружающим часто приходится переспрашивать и просить повторить речь, что может вызывать у них раздражение. Иногда человек говорит так тихо, что это похоже на шепот.

Тихий голос – не всегда врожденная
особенность. Иногда эта привычка появляется в детстве, когда родители делают
замечание вести себя тише.

Как изменить тембр

Тембр дается человеку от природы. Он зависит от физиологических особенностей организма, поэтому изменить его кардинально невозможно. Но если появились гнусавость или охриплость, необходимо принять меры.

Некоторым людям охриплость придает шарм. Но если кроме раздражения хрипота ничего не вызывает, необходимо разобраться в причинах ее возникновения. Она может быть следствием недолеченной болезни, тогда необходима консультация врача.

Возможной причиной может быть курение, употребление алкоголя, слишком острой или соленой пищи. Тогда стоит отказаться от вредных привычек.

Гнусавость требует однозначной консультации отоларинголога, так как является следствием недолеченных ЛОР-заболеваний, перешедших в хроническую форму. У детей гнусавость может указывать на увеличенные аденоиды.

Бывает так, что человеку просто не нравится его голос, хотя явных дефектов (гнусавость, сиплость, хрипота) нет. В таком случае помогут специальные упражнения для развития тембра.

Они не смогут изменить голос до неузнаваемости, но сделают его чище, ровнее и глубже. Некоторые упражнения помогают сделать тембр немного ниже.

Другие интересные факты

Психологи предприняли попытку выявить скрытые значения, стоящие за разными тонами голоса. Теперь у нас есть огромный каталог интерпретаций для этих маленьких деталей, которые остаются незамеченными для большинства из нас. Давайте посмотрим на некоторые из них.

То, как кто-то дышит во время разговора, дает представление о темпе, в котором он живет.

Спокойное дыхание: уравновешенный в разговоре. Глубокое и стабильное: энергия и активность. Глубокое, стабильное и сильное: сдержанный гнев. Поверхностное: недостаток практичности. Короткое и быстрое: беспокойство, тревога отчаяние.

Свойства и характеристика голоса человека

Одно из основных свойств голоса – меняться в зависимости от ситуации. Он может быть как спокойным, тихим, так и, например, в споре, грубым и громким.

Изменение голоса вашего собеседника говорит о том, что вы его либо встревожили своим сообщением, либо разозлили.

Если человек начинает заикаться, краснеть, отводить в сторону глаза, у него начинают потеть ладони, то это явный признак того, что он лжет. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что с некоторыми людьми происходит все наоборот: они вполне уверенно держаться, когда лгут, и начинают заикаться, когда говорят правду.

Также важно обратить внимание на тон собеседника, так как выражать он может разные мысли. К примеру, высокий и оживленный тон может свидетельствовать как о принятии ваших слов с энтузиазмом, так и о недоверии к сказанному вами

Важно вслушиваться в слова собеседника и замечать все изменения его голоса. Если голос сменился с радостного на тусклый и тихий, то, вероятно, вы чем-то обидели человека

Мягкий же и приглушенный голос может говорить о том, что говорящий грустит или просто устал.

С людьми, которым доверяют и симпатизируют, разговаривают обычно несколько тише, как и в случае, если говорят что-то, не предназначенное для посторонних.

Как тембр выдает говорящего

Проявит тембр и уровень интеллекта собеседника, род его занятий, темперамент. Как и его состояние — счастлив или нет, болен или здоров, утомлен или бодр. В тембре голоса отразится, и кто говорит – лидер или ведомый, лжец или поборник правды, завистник или щедрая душа, способен ли он на предательство или будет верен до гробовой доски.

Как раз связь тембра с доверием партнеру заинтересовала специалистов канадского научно-исследовательского Университета МакМастера. Участникам эксперимента дали прослушать голоса 20 мужчин и женщин. Один мужской – низкий вкрадчивый – все отметили, как «опасный». «С точки зрения сексуальной стратегии, — констатировала автор проекта Джиллиан О’Коннор, — оба пола расценивают такой тембр, как предупреждение о будущих изменах». Доверие вызвали — более высокий мужской и более низкий женский. Их сочли «надежными».

Упражнения для развития тембра

Для красивого, естественного звучания голоса необходимо проводить специальные упражнения. Они позволят расслабить мышцы лица, гортани, диафрагмы, голосовых связок.

Для начала нужно начать следить за осанкой – выпрямить спину, расправить плечи, подтянуть живот. Как отмечалось выше, это поможет расправиться грудной клетке, сделает голос сильнее.

«Модель»

Расслаблению мышц лица способствует очень простое упражнение – нужно слегка приоткрыть рот, как фотомодель на съемках. При всей своей незамысловатости оно прекрасно помогает расслабиться мышцам вокруг рта.

«Лошадка»

Еще одно упражнение для расслабления мышц лица – вытянуть губы вперед и фыркнуть, как лошадь.

«Зевок»

Это упражнение для расслабления гортани. Нужно закинуть голову назад и широко раскрыть рот, имитируя зевок. Можно при этом протяжно сказать «ааааа», изменяя тональность. Вполне вероятно, что после выполнения упражнения зевать захочется уже по-настоящему. Это очень хорошо, потому что естественный зевок прекрасно расслабляет гортань.

Для расслабления диафрагмы очень важно научиться дышать животом. Большинство взрослых людей дышит грудью, диафрагма в этом случае зажата

Следствием становится слабый и невыразительный голос.

«Звук М»

Для расслабления мышц гортани и лица нужно на выдохе произнести «ммммм» с закрытым ртом.

«Звук И»

Чтобы голос зазвучал немного ниже рекомендуется делать следующее упражнение: сесть, опустить голову вниз, чтобы подбородок касался груди. Произнести звук «ииииии» низким голосом и медленно поднять голову, стараясь сохранить высоту произносимого звука. На первых порах будет сложно – тональность будет повышаться, но по мере тренировок высота в обоих положениях станет одинаковой.

Для понижения тембра нужно контролировать скорость речи. Чем выше скорость, тем выше голос.

Выполнять упражнения необходимо каждый день, уделяя им по 10 – 15 минут. Через 3 – 4 недели регулярных занятий можно будет услышать результат – голос станет глубже и выразительнее.

Виды тембров

Когда у человека спокойный, размеренный тембр голоса, его речь для окружающих становится благозвучной, «правильной». Не у всех это качество развито с детства. Чистым может стать любой изначальный тембр голоса, если его грамотно натренировать.

На профессиональном уровне певцов для этого учат управлять эмоциональной составляющей речи и частотностью звуков. Чтобы овладеть такими навыками, достаточно обратиться к человеку, разбирающемуся в вокале или постановке классической тональности голоса.

Существуют разные виды тембров. Самая простая классификация учитывает половые и возрастные признаки – то есть тон бывает мужским, женским, детским.

Женские голоса:

  • меццо-сопрано;
  • сопрано (высокий певческий тон – сопрано подразделяется на колоратурное, лирическое, драматическое);
  • контральто (певческий низкий женский голос).

Мужские тембры голоса:

  • баритон;
  • бас (мужской низкий голос, подразделяется на центральный, певучий);
  • тенор (высокий певческий тон у мужчин, подразделяется на драматический, лирический).

Детские тональности:

  • альт (по высоте находится выше тенора);
  • дискант (по звучанию похож на сопрано, но характерен для мальчиков).

На такие типы голоса подразделяют как певческие, так и обычные тона. Существуют другие, более простые для восприятия классификации тембров:

Певческие голоса бывают таких типов:

  • мягкий;
  • мелодический;
  • приятный;
  • металлический;
  • глухой.

Сценические тональности (важно, что это характерно только для певцов):

  • бархатные;
  • золотые;
  • медные;
  • серебряные.

Типы голосов в самой общей классификации:

  • холодный;
  • мягкий;
  • тяжелый;
  • слабый;
  • твердый;
  • жесткий.

Все эти характеристики не окончательны – один и тот же певец может менять их произвольно при тренировках.

Как определить тип своего голоса самостоятельно

театральный кружок для детей

  1. Удобство. Чем дальше вы удаляетесь от тесситуры, тем тяжелее петь. Если вы не новичок, которому пока еще тяжело петь везде, то вполне можете ориентироваться на собственные ощущения. Найдите самый удобный диапазон и сверьте со списком типовых характеристик голосов из предыдущего раздела статьи.
  2. Тембр. Уникальные тембровые характеристики голоса лучше всего раскрываются, когда вы поете в своем рабочем диапазоне. Это значит, что если у вас природный бас, то пение теряет красоту тембра на высоких нотах. По мере повышения тональности ноты будут становиться тусклыми и невыразительными. И напротив, понижая тональность, вы услышите, как каждая нота наливается густым и колоритным звучанием, приобретает оттенок и характер.

Приходите в театральную студию «Бенефис», и вы получите все необходимые знания для самостоятельного развития голоса. Вас ждут самые эффективные методики, регулярная практика и конечно же – профессиональные преподаватели с большим актерским опытом.

Конечно, можно обойтись и без грамотного педагога по вокалу, однако в таком случае вы рискуете потерять массу времени, совершая обычные для новичков ошибки и даже рискуя нанести вред голосовому аппарату. На занятиях в «Бенефис» педагоги в индивидуальном порядке работают с ошибками и слабыми сторонами своих учеников, помогая развить их потенциал по максимуму.

Тембр на службе спецслужб

Тембр – одна из объективных колляций, которую учитывают спецслужбы при составлении психопортретов преступников

Профайлеры ФБР и ЦРУ обращают внимание на то, как дребезжит и как бы «спотыкается» голос. Когда юлит и недоговаривает, тембр становится скачкообразным, невнятным

Тревожность заставит его «задраться», повысив тон. Когнитивный диссонанс выразится в резких голосовых колебаниях и продемонстрирует шаткость позиции, неуверенность. Напряженный тембр – контроль за каждым шагом. Нотки металла — убежденность. Повышенная громкость – стремление подавить. Но основной тембральный рисунок навсегда остается неизменным.

Как услышать свой настоящий голос

Человек не может объективно определить тембр звука у себя ввиду того, что слышит он самого себя не так, как слышат другие. Звуковые волны проходят внутри, а потому искажаются во внутреннем и среднем ухе. Техника фиксирует реальный звук, который слышат окружающие – именно поэтому его иногда бывает сложно узнать на записи.

Чтобы точнее услышать реальный тембр голоса, можно зажать одно ухо пальцем и проговорить несколько слов – звук будет уходить в ухо, а значит, не так сильно искажаться.

Можно также взять 2 листа картона (иногда берут стопку листов или папку), а затем приложить к обоим ушам. Бумага экранирует звуковые волны, поэтому при произнесении слов в таком положении человек услышит реальный звук, так как на слышимый тон голоса это экранирование влияет.

Тембр женских и мужских голосов – для певцов важная характеристика голоса и речи. Имеет значение она и для обычных людей. Тембр можно скорректировать специально подобранными упражнениями или гимнастиками, так как зачастую у обычного человека он бывает не совсем правильным.

Как определить и изменить тембр

Ввиду отсутствия специальных знаний определить тембр голоса в домашних условиях может быть сложно, можно только его предположить. Для точного определения следует обратиться к специалисту по вокалу или использовать специальный спектрометр.

Спектрометр определяет тембр голоса наиболее достоверно. Прибор анализирует произносимый человеком звук, одновременно его классифицируя. В аппарате присутствует усилитель звучания и микрофон – спектрометр с помощью фильтров делит звук на элементарные составляющие и определяет высоту их звучания. Чаще прибор реагирует на согласные буквы (достаточно для анализа тех трех согласных букв, какие прозвучали первыми в речи).

Самопроизвольно тон меняется только в подростковый период – при этом человек перестает использовать свой речевой потенциал, так как большая его часть уходит на контроль произносимого звука – интонации или громкости. Иногда тон и тембр меняется и при стрессах, но такое случается реже.

Развитие грудного резонатора

Убедительность речи во многом зависит от того, насколько приятно звучит ваш голос. Эта «приятность» напрямую связана с тембром голоса. Свой тембр каждому человеку дается от природы, но его звучание можно и нужно улучшить. Все дело в том, как работают ваши голосовые резонаторы.

Самый важный резонатор – грудной. Если вам кажется, что ваш голос слишком тонкий, значит, ваш грудной резонатор в голосообразовании не задействован. Грудной резонатор – это самая большая резонаторная полость во всем голосовом аппарате. Вибрации в грудном резонаторе придают голосу полноту и объемность звучания, а также особую теплоту и мягкость. Следующие несколько упражнений помогут вам открыть грудной звук, развить грудной резонатор.

«Почувствовать грудной резонатор»

Запрокиньте голову назад, откройте рот. Обе руки положите на грудь. Возьмите глубокое дыхание и как можно ниже произнесите «ХАААААА». Начинать лучше со среднего регистра, затем постепенно опуститься так низко, как это возможно.

Легонько постучите по груди, чтобы звук стал вибрирующим. Повторяйте так до тех пор, пока не запомните это ощущение грудной вибрации. Немного передохните, затем начните упражнение снова, но на этот раз попытайтесь добиться вибрирующего звука без стучания по груди, просто основываясь на воспоминании о звуке. Это упражнение очень хорошо развивает грудной резонатор.

«Мычание»

Это упражнение очень удобно тем, что его можно делать, занимаясь другими вещами. Читаете ли вы, идете ли умываться, готовите еду – ничто не помешает вам немного «помычать». Благодаря этому упражнению укрепляются голосовые связки, начинают работать резонаторы (которые отвечают за тембр) и развивается правильное дыхание.

Сделайте такой вдох, словно вы собираетесь зевнуть. Закройте рот и начинайте выпускать воздух со звуком «мммм…». Звук должен резонировать в груди и во лбу (чтобы проверить, резонирует ли звук, прикоснитесь к груди или ко лбу – чувствуете вибрацию?). Если звук идет правильно, то он будет слегка щекотать ваши губы.

Не стоит мычать слишком громко. Звук должен быть средним, ближе к тихому.

Когда заработают все резонаторы, меняйте звуки. Произносите «ННННН», «33333», «ВВВВВВ».

В завершение этого урока я приведу три приема организации трансовой речи, которые позволят вам привлечь внимание группы людей к своему выступлению и удерживать его как угодно долго. Волнообразная громкость речи

Волнообразная громкость речи

Этим приемом часто пользуются ораторы и хорошие преподаватели, чтобы привлечь внимание шумной аудитории, создать внимательное и тихое слушание. А прием прост до безобразия

Представьте себе некую волну – и говорите так же, постепенно повышая и понижая громкость голоса. Причем повышать и понижать можно как по предложениям, так и по слогам. То есть один слог в слове тихо, второй громче. Или одно слово громче (тише) другого. При достаточно хорошей практике, этим приемом вы сможете держать внимание на себе достаточно долгое время.

Трансовая пирамида

Суть состоит в том, что текст, который вы произносите, режется на куски по 7, 5, 4, 3, 2, 1 слову и потом начинается снова. Под «режется» понимается пауза между отрывками. То есть вы произносите первые 7 слов, делаете паузу, 5 слов, пауза, и так далее. Такое построение речи, как ниже

Первый отрывок около пяти или семи слов

Второй около четырех слов

Третий три слова

Второй два

Одно

И дальше все начинается снова, по семь

Привлекает к вам большое внимание и способствует внимательному восприятию вашего голоса. Речевая аритмичность

Речевая аритмичность

Мерзкий прием, который предполагает отсутствие ритма. Вы говорите фрагментами разной длины и вставляете в речь разной продолжительности паузы (помните, как говорил в своих выступлениях поздний Ельцин?). Все, человек вас слушает, пытаясь уловить ритм. Что нам и нужно.

Запомните. Наш голос – очень серьезный инструмент воздействия на окружающих, критически важный в реализации техник скрытого гипноза. Именно развитие голоса будет являться одним из тех факторов, которые сделают вашу речь запоминающейся и убедительной, обеспечат вам гипнотическое влияние на собеседников.

P.S. Если вы хотите сделать свой голос более сильным, объемным и резонирующим, чтобы люди на подсознательном уровне чувствовали в вас лидера, я предлагаю вам пройти онлайн обучение под руководством настоящего мастера. Записаться на консультацию можно здесь.

До встречи в следующем уроке!


Получить продвинутый курс скрытого гипноза
Пройти обучение под руководством наставника

Что может повлиять на тембр

На тембр могут повлиять следующие факторы:

  1. Подростковый возраст. У мальчиков голос «ломается» — становится ниже, грубее. Это естественный процесс, заложенный природой. У девочек такого яркого события, как «ломка» голоса не происходит, но, по мере взросления, он становится глубже и выразительнее.
  2. Простудные заболевания. Голос на время болезни становится низким и глухим, появляется хрипота. После выздоровления он возвращается к своему обычному состоянию.
  3. Курение. Со временем голос может стать ниже и грубее, особенно это заметно у женщин.
  4. Алкоголь. Алкоголь тоже не лучшим образом влияет на голос, который становится сиплым и грубым. Происходит это из-за раздражения голосовых связок.
  5. Стресс, эмоциональное перенапряжение. Из-за этих факторов человек может плохо контролировать свой голос, из-за чего он может начать дрожать, изменить тональность, стать визгливым или грубым. При устранении неблагоприятных факторов голос вернется к своему нормальному звучанию.
  6. Профессии, где голос является «инструментом». Это певцы, дикторы, педагоги, экскурсоводы. Люди этих профессий так привыкают к постановке своего голоса на работе, что могут и в повседневной жизни непроизвольно разговаривать несколько театрально или излишне громко. Ярким примером тому является сцена из фильма «Блондинка за углом», где мама главного героя, разговаривая излишне громко, объясняет: «Это профессиональное». Оказывается, она работает учительницей.
  7. Излишне горячая, холодная, острая еда негативно влияет на связки. Она делает голос сиплым и грубым, так же как алкоголь.
  8. Плохая осанка. Сгорбленная спина не позволяет грудной клетке расправиться, поэтому голос становится тихим и бесцветным.
  9. Возрастные изменения. Гормональные возрастные изменения в организме приводят к потере связками эластичности, голос становится более дребезжащим, скрипучим.

Тон голоса и отношения

Тон голоса похож на штамп. Даже если человек, с которым он разговаривает, не является экспертом в этой области, он неосознанно получает сообщения от тона другого человека. И эти сообщения будут формировать имидж этого человека.

Тон голоса также передает тип отношений, которые человек хочет иметь с кем-то еще. Поэтому, если тон холодный и резкий, значит он хочет установить некоторое расстояние. И если голос теплый и приятный, значит он хочет сблизиться.

Важно также отметить, что у человека тон голоса не всегда один и тот же. Но есть еще некоторые вещи, которые всегда есть

Это последовательные шаблоны, которые дадут вам ключ к чьей-то личности или настроению.

Хороший способ практиковать самопознание — записывать себя в различных сценариях, а затем слушать эти скрытые тона в своем голосе. Тон голоса — отличный инструмент для общения и формирования отношений. И именно поэтому это инструмент стоит научиться использовать.

  • Что ваша поза сна говорит о вас
  • 15 особенностей характера, о которых говорит беспорядок в вашем доме