Замедляйте темп собственной жизни. статья (психология) по теме

Борьба за медленность

Очевидно, что акселерация общества во многом имеет негативные последствия. Вопрос, что с этим делать. Ведь скорость связана и с прогрессом. Автор считает, что лучшее решение проблемы – выбор оптимальной темпоральности. Речь идет не просто о замедлении темпа, а о том, чтобы поставить его под контроль, ускоряться или замед­ляться на основе определенных ценностей, необходимости и здравого смысла, отмечает Александр Гофман. Что­бы этого добиться, требуется, прежде всего, избавиться от культа скорости.

Социальное признание проблемы ускорения аналитики зафиксировали еще в 1980-х – 1990-х гг.  К началу XXI в

эта тема заняла важное место в самых различных социальных и идейных течениях. Более того, возникло движение, целиком сосредоточенное на решении проблемы замедления скорости и изменения политики времени

Это так называемое «Медленное движение» («Slow Movement»). Оно началось со сферы питания: в противовес «фаст-фуду» была создана культура «Слоу-фуд», эмблемой которой стало изображение улитки. Эта культура приобрела большое влияние в международных масштабах.К родоначальникам «Медленного движения» относят  также и создателя «Мирового института медленности» («The World Institute of Slowness»), норвежского специалиста в области организационной психологии Гейра Бертелсена (Geir Berthelsen). В списке организаций, так или иначе представляющих сторонников контроля скорости, – американский фонд «Про­длить мгновение» («Long Now Foundation»), европейское «Сообщество замедления времени» («Society for the Deceleration of Time»), «Международный институт недела­ния слишком многого» («International Institute of Not Doing Much») и японский «Празд­ный клуб» («Sloth Club»).

«Теперизм» («nowism») – культ настоящего

Другое важное последствие ускорения – культ настоящего. Прошлое и будущее заменяются исключительно настоящим, рефлексии нет места

Каждый день для человека выступает как новый, будто он только что родился, а мир вокруг него представляется только что созданным. Отсюда – поверхностность знаний. То, что каждое следующее мгновение уничтожает предыдущие, чревато неспособностью понимания глубины связей и событий, пишет ученый. Чрезмерно быстрые социальные изменения не затрагивают оснований общества: в результате они в определенном смысле не происходят вообще. Развитие превращается в серию несвязанных между собой, разрозненных эпизодов.

«… Беспредельная власть настоящего означает, среди прочего, тот факт, что у нас оказывается просто меньше воспоминаний как таковых. Людям просто некогда за­ниматься воспоминаниями, так же как и мечтами и планами на будущее. И те, и дру­гие, и третьи вытесняются непосредственными восприятиями теперешнего времени, или, если угодно, своего рода воспоминаниями о настоящем. В данном случае преры­вается временной континуум, в котором настоящее располагается между прошлым и будущим. Все это означает, что неконтролируемая акселерация способствует распро­странению социальной амнезии…»

Резюме

Из всего, сказанного выше, можно сделать довольно простой вывод: нет ничего невозможного в том, чтобы получить максимальный результат, не выкладываясь при этом полностью физически и морально. Для этого необходимы всего три вещи:

  • Разумное планирование;
  • Умение рационально распределять свое рабочее время;
  • Полноценный сон и отдых.

Не отказывайте себе в этих трех вещах – и вы сможете не только сделать свою работу результативнее, но и научиться получать удовольствие от спокойного процесса ее выполнения.

Да, для формирования этих полезных навыков и привычек также потребуется время. Но неужели вы не готовы инвестировать несколько минут в день в самое главное, что есть у вас – в самого себя?

Грань между работой и личной жизнью

На мой взгляд, дигитализация провоцирует радикальный пересмотр стандартных дискуссий, которые посвящены соотношению между работой и личной жизнью и построены на противопоставлении работы и личной жизни и публичного и частного. ИКТ обеспечивают возможность новых сочетаний прежде раздельных темпоральных зон, новых разновидностей опосредованной интимности и новых форм семейной жизни. Опосредованные взаимоотношения не подменяют физическое соприсутствие, а скорее сосуществуют с ним. Феноменологический опыт удаленного присутствия способен подстегивать и усиливать коммуникацию, а не отвлекать от нее. Вопреки шумихе, поднятой вокруг этого вопроса, не исключено, что в итоге мы получаем больше времени для общения.

Таким образом, в цифровых технологиях следует видеть нечто большее, нежели простые инструменты для обмена данными и координации взаимодействия между людьми. Они не просто повышают эффективность существующих разновидностей социальной жизни. В качестве материальных объектов или социотехнических сборок они перестраивают темпоральную и пространственную динамику того, как мыслят и действуют люди. Вполне возможно, что люди приветствуют проницаемость этих границ за ту гибкость и возможности контроля, которые они обеспечивают, не испытывая страха перед вторжением работы в свободное время.

Не исключено, что важные вопросы, связанные с темпоральной политикой, в нашу эпоху связаны не столько с ощущением измотанности или сочетанием работы и домашней жизни, сколько с иерархической культурой времени, в которой ценность времени данного человека определяется его статусом и тем, сколько ему платят. Сильная загруженность высоко ценится, а того, кто имеет слишком много свободного времени, считают неудачником.

Демократизация времени должна привести к установлению совершенно иного социального порядка, в рамках которого приоритеты и ограничения, связанные со временем, будут разделены справедливым образом. Не я первая указываю на «подлинно революционный характер идеи о том, что время всякого человека имеет равную ценность». Признание этого обстоятельства, на мой взгляд, служит первым шагом к более справедливому распределению труда.

Замедляйте темп собственной жизни. статья (психология) по теме

Медленная жизнь в современную эпоху

Ясно, что обращение к неторопливости как к способу повысить качество жизни следует понимать как реакцию на ускоряющееся общество. Опыт медлительности приобретает позитивную ценность как ответ на высокую скорость новых машин начиная с середины XIX в. Например, шок, вызванный скоростью железнодорожных перевозок, спровоцировал всплеск интереса к прежним способам передвижения, благодаря чему пешая ходьба стала восприниматься как способ времяпрепровождения, доставляющий повышенное сенсорное удовольствие. Неторопливость получила признание в качестве желательного или полезного свойства в тех случаях, когда она была одной из альтернатив, а не единственным вариантом и когда скорость могла ассоциироваться с такими негативными характеристиками, как отчуждение, стресс или огрубление. Именно в этом контексте неторопливость получила возможность стать основой, из которой исходила критика современности: «по сути скорость породила неторопливость»***.

***

Wendy Parkins and Geoffrey Craig, Slow Living (Oxford: Berg, 2006), 42. См. также: Helga Nowotny, Time: The Modern and Postmodern Experience (Cambridge: Polity, 2005).

Недостатки движения «Медленное питание» хорошо известны. Вот лишь некоторые из них: конфликт между неторопливостью как вотчиной представителей элиты (преимущественно западной) и необходимостью равного распределения удовольствий, связанных с неторопливостью; необходимость в международном движении, которое само по себе противостоит глобализации; опора на давний дискурс, противопоставляющий пасторальную жизнь напряженному городскому существованию; вопрос о том, не связано ли удовольствие от неторопливости с традиционным разделением домашнего труда. Вообще социальное движение, корни которого восходят к политике потребления, не в состоянии вести полноценную борьбу с неравенством в темпоральном суверенитете, причинами которого являются деньги, статус и власть.

Тем не менее при при всех недостатках подобных движений они открывают политическое пространство для того, чтобы ставить под сомнение нашу одержимость скоростью как вещью, обладающей ценностью самой по себе. Отвергая господствующий темпоральный режим, коллективная культура замедления будет способствовать альтернативному потреблению времени не только в том смысле, что у людей появится больше времени, но и в том, что это будет более осмысленное, осознанное и приятное время. Как отмечают Венди Паркинс и Джоффри Крейг, «сознательное культивирование неторопливости может стать полезным напоминанием о том, что наши ритмы и привычки способны помочь нам как преодолеть, так и усилить неудовлетворенность повседневной жизнью». Движение «Медленное питание», положив в основу своей философии гибкое и динамичное восприятие времени, представляет собой интересный пример того, как может быть описан стиль жизни, подразумевающий более насыщенное время.

Эти взаимно противоположные понятия существуют и обретают смысл лишь по отношению друг к другу. Дихотомия быстрое/медленное не в состоянии передать одновременное существование многочисленных темпоральностей, характеризующее опыт современной жизни. Только признав это, мы сможем заново представить гибридные социоматериальные сборки или сети для воплощения разных времен в мире, наполненном технологиями.

Отсюда также следует, что полный отказ от глобализации и дигитализации как неизбежных причин ускорения является ошибкой. Даже ресторан McDonald’s в некоторых контекстах может иметь позитивную ценность в качестве места для медленного питания, наслаждения жизнью и проведения досуга. Устройства и системы, использующие высокие технологии, тоже могут быть отличными источниками удовольствия и креативности. Не следует отрицать создаваемые ими позитивные возможности для новых типов времени. Кроме того, более эффективное использование времени и сохранение медленных зон в реальности требуют новых технических инноваций.

Замедляйте темп собственной жизни. статья (психология) по теме

Российские скорости

Проблема замедления актуальна и для российского общества. Но, как отмечает Александр Гофман, лишь для некоторых его сфер, групп и пространственных областей. «Для других по-прежнему актуальны противоположные проблемы медленной скоро­сти, топтания на месте или движения вспять. Разумеется, политика времени для них, наоборот, должна состоять в ускорении», – считает автор. Он отсылает к таким знакомым россия­нам явлениям, как «долгострой» и дополняющей его «штурмовщине», традиционно мед­ленно и неэффективно работающему бюрократическому аппарату и т.п.

Где замедление действительно актуально, так это мегаполисы. Стремление к ускорению в них, в частности вследствие автомоби­лизации, зачастую парадоксальным образом приводит к обратному эффекту, заторам и дли­тельному стоянию на месте, отмечает автор.

В отношении скорости питания в России наблюдаются противоположные тенден­ции. С одной стороны, продолжает расти популярность фастфудов.  С другой, растет популярность и медленной еды, которая все больше ассоциируется с едой «правильной», здоровой, традиционной, полезной, приготовленной из экологически чистых продуктов, вкусной и «честной».

«… По данным некоторых интернет-изданий, в настоящее время существует 21 конви­виум (от лат. «convivium» – «застольное общество»), т.е. местное отделение движения «Слоу Фуд», и почти 60 примыкающих к нему продовольственных сообществ, от Кали­нинграда до Камчатки и от Мурманска до Эльбруса. Они открывают новые рестора­ны медленной еды, организуют специальные фестивали и семинары, взаимодействуют с шеф-поварами и виноделами, воздействуют на школьное питание, пропагандиру­ют гастрономические традиции разных народов и рациональный подход к питанию…»

Но помимо питания, “Медленное движение” в России затрагивает и ряд других областей социальной и культурной жизни, говорится в статье. Это относится и к росту популярности та­ких мировых тенденций, как отказ от иррационального потребительства, дауншифтинг, экологическое движение, рост популярности езды на велосипеде и т.д.

Один из главных уроков «Медленного движения» состоит в необходимости мудро­го обращения со временем. Но ряд важнейших идей и ценностей такого рода мож­но почерпнуть и в российском культурном наследии, например, в трудах К.Э. Циолковского, А.Л.Чижевского, Л.Н. Толстого, считает Александр Гофман. В целом, по его мнению, задача политики и стратегии времени должна быть в том, чтобы наполнять человеческое существование достойными содержаниями, выбирая под это подходящий темп. IQ

Автор исследования:

Александр Гофман, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Авторы текста:

Селина Марина Владимировна, Шестеркин Максим Михайлович,

28 ноября, 2017 г.

Социология

города

образ жизни

Подпишись на IQ.HSE

Как становятся трудоголиками

Итак, для человека оказывается крайне важна финансовая стабильность и карьерное продвижение. Как этого добиться? Человек логично предполагает:

  • Для того чтобы много зарабатывать, необходимо много работать.
  • Больше усилий – выше результат.
  • Чтобы добиться сверхрезультата, необходимо посвятить работе практически все время.

И вот перед нами трудоголик – человек, живущий исключительно для того, чтобы работать.

В современном деловом мире быть трудоголиком считается чуть ли не почетным: действительно, человек всего себя посвящает работе, готов трудиться в выходные, в праздники и по ночам, решает деловые вопросы круглосуточно… Наверное, он быстрее прочих добьется успеха? Вряд ли. Скорее всего, он просто «перегорит» и заработает нервное расстройство и несколько физических недугов в придачу.

На самом деле, секрет по-настоящему успешных людей не в том, что они работают много. Просто они работают эффективно

Не важно, сколько времени вы тратите на решение задачи, важно, чтобы задача была решена. Умение правильно организовать процесс позволяет работать меньше, но гораздо результативнее

Как повысить эффективность работы

Цели

Любое действие надо начинать с осмысления результата: чего, собственно вы хотите добиться. Другими словами, необходимо грамотно поставить перед собой цель. Далее цель разбивается на задачи – конкретные шаги на пути ее осуществления.

Цель необходимо записать. Психологи утверждают, что только письменная форма изложения цели поможет четко сформулировать ее. Для записи можно по старинке воспользоваться блокнотом, ежедневником, или, в конце концов, просто написать себе записку на стикере и поместить на видное место.

Однако в эпоху всеобщей «интернетизации» разумным решением будет использовать удобные сервисы, специально созданные для того, чтобы облегчить задачу целеполагания. К примеру, сайт SmartРrogress поможет это сделать наглядно, быстро и эффективно.

Замедляйте темп собственной жизни. статья (психология) по теме

Удобный сервис SmartРrogress поможет вам правильно сформулировать цель, разбить ее на этапы и определить сроки прохождения каждого из них. Вы сможете фиксировать все свои достижения, наблюдения и идеи, возникающие по ходу выполнения задач, в дневнике.

При желании можно сделать свои записи доступными для других пользователей ресурса. Это даст возможность найти единомышленников, делиться с ними своими мыслями, советоваться, комментировать их замечания и наблюдения и пр. Такая система позволяет анализировать свою работу на любом этапе, легко находить слабые места в своей стратегии достижения цели и вносить необходимые корректировки.

Тайм-менеджмент

Замедляйте темп собственной жизни. статья (психология) по темеО системе рационального распределении рабочего времени слышали многие. Но насколько она действенна?

Большинство людей не задумывается о том, сколько минут и даже часов они тратят на бесполезные дела, которые не только отвлекают от действительно важных и нужных занятий, но и утомляют, создавая впечатление максимальной загрузки.

Поставив себе цель отследить, на что уходит время в течение дня, вы больше не станете говорить о его нехватке. Вы наглядно убедитесь, как оно утекает на «подготовку к работе», пустые разговоры с коллегами, «порхание» по сайтам без определенной цели, и пр.

Научиться рационально распределять и использовать время, отпущенное на работу, поможет тайм-менеджмент. По этому вопросу написано так много книг, статей и исследований, что вы без труда найдете необходимую информацию.

Однако увлекаться изучением теории не стоит. Не забывайте, что тайм-менеджмент – всего лишь удобный и эффективный инструмент для решения рабочих задач, и ваша цель – не досконально изучить «матчасть», а научиться применять эту методику на практике, чтобы делать большее количество дел за меньший промежуток времени.

Отдых

Замедляйте темп собственной жизни. статья (психология) по темеИ, наконец, последнее, о чем вспоминают трудоголики и чуть ли не первое по значению для эффективной работы. Чтобы хорошо трудиться, необходимо хорошо отдохнуть. А лучший отдых – это сон.

Забудьте про работу по ночам, не пытайтесь уподобляться Леонардо да Винчи, который якобы спал 4 часа в сутки (на самом деле это неправда). Постоянно урезая количество часов на ночной отдых, вы не решите собственные проблемы, а лишь усугубите их, приобретая в придачу еще массу неприятностей:

Пропадут творческие идеи. Как известно, мозг в период бодрствования получает информацию из множества источников, а во время сна в более спокойном, «закрытом», режиме обрабатывает ее максимально эффективно и зачастую выдает решение, которое вы не смогли увидеть в процессе кропотливой работы. Лишая себя сна, вы лишаете свой мозг возможность выдавать «креатив».

Исчезнет вкус к жизни. Чувство постоянной усталости и разбитости заставит откладывать решение по-настоящему важных вопросов на потом, а вместо этого заниматься чем-то незначительным.

Появится агрессия. Усталому и невыспавшемуся человеку трудно сохранять душевное спокойствие в стрессовых ситуациях – нервная система и без того перегружена. Способность контролировать вспышки агрессии снижается, а возникают они все чаще. Подумайте о близких!

Исчезает гибкость мышления. Усталый человек предпочтет работать в уже избранном направлении и пользоваться проверенными методами вместо того, чтобы искать новые пути решения вопроса. Даже если увидит, что зашел в тупик, он, скорее всего, не оставит своих попыток. Сил на поиск выхода уже нет, а придерживаясь выбранного направления, можно все-таки создать иллюзию движения вперед.

Не лишайте себя возможности восстановить силы и привести мысли и эмоции в порядок – выбирайте полноценный сон.

Успех: к чему стремимся?

Понятие успешности в современном обществе зачастую становится синонимом финансовой стабильности. Действительно, трудно считать себя успешным человеком, если денег едва хватает только на самое необходимое.

Однако многие забывают, что наличие капитала само по себе еще никого не сделало счастливым. После достижения определенного уровня дохода деньги перестают играть роль синонима счастья. При этом состоятельные люди зачастую не чувствуют себя более счастливыми и довольными жизнью, чем были до того, как их доходы достигли таких высот.

Успешность на самом деле – это не просто желаемый социальный статус, место на карьерной лестнице и определенный уровень дохода. Степень успешности зависит от того, насколько представления человека об идеально организованной жизни соответствуют реалиям его существования. Если вы изо дня в день занимаетесь делом, которое не любите, выполняете задачи, значимость которых выражается только в материальной отдаче, вы не будете чувствовать удовлетворения от собственной деятельности.

Однако на эту «внутреннюю» составляющую успеха сейчас мало кто обращает внимание. Кажется, что чем более материально обеспеченной и комфортной станет жизнь человека, тем счастливее он будет

Такова философия общества, нацеленного на потребление и приобретение. А значит, главным для счастливой жизни считается способность добиться определенного уровня материального достатка. Деньги и социальное положение из средства для достижения целей превращаются в самоцель.

Лихорадочный досуг в экономике самообслуживания

Колоссальному расширению рынка потребительской электроники, такой как компьютеры, сотовые телефоны, телевизоры, планшеты и MP3-плееры, сопутствует беспрецедентная скорость запланированного устаревания товаров и отказа от них. Мы ожидаем моментальной доставки любых товаров и так же быстро избавляемся от них, как правило не думая об условиях их производства или об угрозе для экологии. Более того, одна из причин, почему мы ощущаем такую нехватку времени, сводится к невозможности потребить весь обширный диапазон предлагаемых нам товаров и услуг. Вне зависимости от того, считаем ли мы, что человеческие желания невозможно удовлетворить по самой их природе, для современной потребительской культуры, несомненно, характерна избыточность. Симптомом этого состояния служат постоянное обновление смартфонов и неограниченная емкость всемирной паутины.

Изучая те способы, которыми техника поглощает время, мы часто забываем о том, что стремительный цикл обновления технологий требует непрерывных инвестиций в приобретение новых навыков. Ознакомление с цифровыми устройствами и обучение работе с ними требуют значительных затрат неоплачиваемого пользовательского времени. Например, чтобы пользоваться интернетом, необходимы соответствующая инфраструктура и ее обслуживание. Как гласит анекдот, если бы автомобили от General Motors зависали так же часто, как программное обеспечение от Билла Гейтса, то они никому были бы не нужны. Минимальные ожидания, предъявляемые нами к компьютерным программам, умело диктует маркетинг, и потому в их недостатках мы нередко виним самих себя. Даже покупки в сети, призванные экономить наше время, порой оказываются утомительным занятием, поглощающим время, прежде отводившееся на отдых и досуг. Телефонные автоответчики служат темой множества шуток, отражающих наше разочарование в том, что мы оказались пленниками техники, экономящей чужое время и деньги за наш счет. Потребление в моментальном обществе порой бывает сопряжено с поразительно медленной темпоральностью.

В конечном счете взаимоотношения между техническими изменениями и темпоральностью всегда носят диалектический характер: пространства с быстрым течением времени возникают одновременно с пространствами, отличающимися поразительной неторопливостью. Скорость и замедление всегда сосуществовали в современную эпоху, хотя связанные с ними смыслы и ценности претерпевали изменения.

Невзирая на это рекурсивное взаимодействие, в социальной и культурной теории преобладает акцент на всеобщем ускорении. Эта новая темпоральность описывается как темпоральность немедленности, моментальности, одновременности, вневременности, хроноскопии или сетевого времени. Бен Эггер даже называет ее iTime, маниакальным, навязчивым, сильно сжатым временем, «наваливающимся тяжким грузом на человека, у которого всегда слишком много дел и слишком мало времени, чтобы их переделать».