Предсказание агрессии

Что такое агрессия

Слово «агрессия» произошло от латинского «нападение». Характеризуется жестоким и эмоциональным отношением к оппоненту. Агрессивный человек готов нанести психологический или физический урон, не задумываясь о последствиях.

Также агрессией называют модель поведения (словесная или физическая), направленного на причинение вреда собеседнику. Обычно агрессивность проявляется как реакция на ситуацию, созданную кем-то иным. Человек злится на факт возникновения неких препятствий на пути к его цели. Он не углубляется в то, была ли эта ситуация спровоцирована намеренно или это произошло случайно.

Различают прямую и косвенную агрессивность, а также враждебную, деструктивную, вербальную и прочие – о них будет подробнее написано дальше.
Нередко можно услышать, что агрессия это форма реагирования на негативные жизненные ситуации, вызывающие подавленное состояние и стресс. Это так, но этими ситуациями дело не ограничивается – агрессия может быть и осознанным выбором поведения человека.

Причины агрессии у детей

У детей даже самого раннего возраста существует две формы агрессии: недеструктивная и врожденная деструктивность:

  • Недеструктивная агрессия – форма защитного поведения, направленная на достижение цели, самоутверждение, приобретение опыта.
  • Врожденная деструктивность – злобное и опасное для окружающих поведение. Что интересно, врожденная деструктивность не проявляется сразу после рождения, в отличие от недеструктивной агрессии. Врожденное поведение активируется после сильного стресса или боли.

Основная причина агрессии у детей – пример из окружения. Ни игры, ни фильмы не оказывают такого влияния. Особенно разрушающе влияет насилие над самим ребенком. Те, кто испытал на себе насилие и агрессию, становятся агрессивными в отношении других.

Лечение агрессии

Предсказание агрессии

Некоторые статистические данные

Среднестатистические данные показывают, что примерно 5-10 % взрослых болеют самыми различными расстройствами личности (психопатии).

Люди, страдающие данной патологией, обычно не понимают всей полноты своего заболевания и поэтому не считают нужным обращаться к врачам за помощью. Лица, страдающие психопатией, гораздо чаще встречаются среди наркоманов, правонарушителей, так как являются наименее социально адаптированными.

Психические заболевания несут в мышлении, поведении серьезнейшие изменения, а разработка успешных методов лечения возможно только при согласии больного. Механизм заболевания психопатией до конца еще не выяснен, то тут мы рассмотрим только несколько наиболее вероятных версий.

Причины агрессии

Причины агрессии, проявления истерических всплесков и импульсивности часто скрыты от поверхностной диагностики.

Источник этих заболеваний, чаще всего, зависит от замедления реакций на внешние и внутренние раздражители. Считается, что наиболее подвержены этому заболеванию люди испытывающие «жажду приключений».

Желание испытывать все новое возбуждение начинает постоянно овладевать этими людьми. Постепенно это желание настолько переполняет их, что они уже начинают с трудом сдерживать себя. К сожалению, они не видят себя со стороны, и потому во всем обвиняют окружающих.

Агрессивное и самоуничтожающее поведение, импульсивность с одной стороны и отсутствие чувства вины с другой стороны, приводят этих людей к разнообразным асоциальным поведениям.

Очень многое зависит еще от наследственной предрасположенности. Если среди родственников есть люди с пограничной психопатией, то импульсивное поведение с элементами агрессии это наследственная черта. Поэтому лечение агрессии порой напрямую будет зависеть от причин её возникновения.

Агрессивность ребенка

При переходе на кормление ложечкой родители часто сталкиваются с тем, что ребенок без видимой причины плотно смыкает губы и совершает движения головой, которые можно однозначно трактовать, как знак нет. Как можно объяснить подобное немотивированное упрямство ребенка? Конечно, это можно попытаться отнести к ранним вкусовым пристрастиям, но наблюдения показывают, что одну и ту же пищу ребенок может принимать охотно или выражать упрямое сопротивление.

Психоаналитик Рене Шпиц видит в этом нет ребенка подходящее средство, для выражения ответной в адрес воспитателя, которому брошено его собственное нет, многократно высказанное им в процессе запретов. Ребенок платит той же монетой за принуждения в процессе воспитания, разряжая подавленную в нем ответную агрессию.

Так происходит  – это очень важный процесс в развитии личности ребенка. Ребенок требует учитывать свои желания и нежелания, в результате чего формируется личность ребенка. Пусть, пока это выглядит нелепо, но, тем не менее, к таким самоутверждениям недавно сформированного Я ребенка нужно относиться с должным уважением и соответствующим терпением, не ломая формирующуюся личность .

Агрессивность ребенка, таким образом, является естественным следствием процесса воспитания. И эту агрессию ребенок закономерно проявляет в адрес своих родителей: он кусает своих родителей, дерется с ними и закатывает им истерики. Это естественные ответные реакции на тяготы тяжелой детской жизни, полной запретов. Не простой вопрос: Как же поступать родителям в таких ситуациях? Но родители всегда должны помнить, что ребенок находится полностью в их власти и оказывается в конфликте между требованиями самоутверждения формирующейся личности и подавлением личности, неизбежным в процессе воспитания.

Первый бунт против родителей, происходящий около двух лет, был назван психоаналитиком Маргарет Малер конфликтом рапрошман (в переводе с фр. воссоединение). Ребенок начинает чувствовать свою независимость от матери и протестует против контроля своим агрессивным поведением, но одновременно очень нуждается в матери

Важно, чтобы мать была рядом, когда ребенок начинает осваивать окружающий мир, но не препятствовала ему в этом своим навязчивым контролем

В возрасте трех лет бунт ребенка за свою независимость принимает наивысший накал и самые гротескные проявления, описанные советским психологом Л. С. Выготским как семизвездие кризиса трех лет. Этот возраст совпадает с расцветом Эдипова комплекса по Зигмунду Фрейду. Но притязания на единовластное обладание родителем противоположного пола можно рассматривать не только как результат сексуального влечения, но и утверждение своих личных прав.

Следующий тяжелый кризис происходит в пубертатном возрасте, когда подросток ломает много дров и, иногда, свою жизнь, для того, чтобы доказать, что он личность, с которой следует считаться.

Ребенком быть тяжело. Личность ребенка формируется в условиях подавления личности – и другого пути нет. Воспитателям, получается, необходимо пройти между Сциллой потворства и Харибдой деспотизма.

Причины аутоагрессии

Аутоагрессия это в психологии достаточно широкое понятие, охватывающее как детскую так патопсихологическую отрасли, соответственно и причин ее возникновения выделяют целый ряд. Чаще всего аутоагрессия проявляется у личностей подверженных неврозам и депрессиям, склонных к интровертированности и демонстративности поведения. Во многих исследованиях прослеживается связь возникновения аутоагресии с заниженным уровнем самооценки, мазохистической личностной акцентуацией характера.

Аутоагрессия у взрослых может развиться при нестабильной и чувствительной психике, повышенной эмоциональности, склонности к эмпатии, а также у людей с высокой способностью к сопереживанию. Присуща аутоагрессия людям не очень общительным, склонным идеализировать окружающих и обесценивать себя.

Внешними факторами, способствующими возникновению аутоагрессии, являются психотравмирующие ситуации, нарушение процесса социализации, физическое и психологическое насилие. Так, развитию аутоагрессии с детского возраста способствует неспокойная обстановка в семье, частые ссоры родителей, частые физические и психологические наказания ребенка, унижение и насмешки, игнорирование нужд и отсутствие проявлений любви, нежности, заботы.

У детей аутоагрессия возникает из обвинения себя в проблемах и плохом настроении взрослых, как метод манипулирования и получения желаемого, внимания.

Аутоагрессия у взрослых может появиться на фоне попадания в религиозную общину, где выполнение требуемых норм поведения может быть крайне тяжелым или же, сталкиваясь с внутренним протестом, вызывать большое количество напряжения.

Присутствуют так же исключительно биологические причины аутоагрессии. В этих случаях акты аутоагрессии могут быть спровоцированы психиатрическими заболеваниями, наличием слуховых и зрительных галлюцинаций, сверхценных идей. В данном случае поможет лишь срочная госпитализация, так как человек, находящийся под воздействием «голосов», с большой долей вероятности послушает их, а не окружающих. Присутствует стремление к суициду и у тяжелобольных людей, и обусловлено это стремлением избавить от страданий себя и близких.

Причинами, по которым аутоагрессия у взрослых все больше встречается в социуме, является ее своеобразная выгодность. С ее помощью можно выпустить непереносимые чувства или же наоборот заставить себя почувствовать хоть что-то, отвлечься от непереносимой ситуации или почувствовать контроль над ней, при этом оставаясь с той же маской приветливости, спокойствия и благополучия на лице.

Литература

  • Корниенко П., Миронова Н. Психотерапевтическая работа со стыдом и виной: психические механизмы и психодраматические варианты работы, Материалы 10-й Московской психодраматической конференции, 2013 г.
  • Корниенко П., Миронова Н. Психотерапевтическая работа со страхом: психические механизмы и психодраматические варианты работы, Материалы 9-й Московской психодраматической конференции, 2012 г.
  • Лоренц К. Оборотная сторона зеркала (опыт естественной истории человеческого познания). М.: Культурная революция 2008 г.
  • Лоренц К. Так называемое зло (к естественной истории агрессии). М.: Культурная революция 2008 г.

Нравится

SocButtons v1.4

Причины агрессивного поведения

Агрессивное поведение имеет предпосылки и причины.

У детей

Наблюдаете агрессию у ребенка? Важно понимать ее причины. Иногда она помогает при достижении цели, самозащите и удовлетворении потребностей

Когда речь заходит об агрессии у детей, то стоит учитывать, что в некоторых ситуациях агрессия необходима каждому человеку. Агрессивность помогает в случае самозащиты, достижении своих целей, отстаивании прав и удовлетворения желаний.

Агрессия в приемлемой форме дает возможность быстрее адаптироваться социально, и увереннее двигаться к успеху. Речь не идет об агрессии характеризующейся ненавистью, нанесением ущерба, формированием негативных черт характера.

Нередко наблюдаются приступы агрессии у детей, достигших 4-х летнего возраста. Основная ее причина: семья, агрессивное поведение близких в бытовых ситуациях. Чаще случается в семьях, где допустима ругань, оскорбления, унижения, хамство. Вторая причина: безразличие или слишком властное отношение родителей. Методы преодоления проблемы: умейте слушать ребенка, окружите его добротой, лаской, донесите свои переживания.

У подростков

Пик подростковой агрессии приходится на период полового созревания. Черты, характерные для агрессивных подростков: отсутствие серьезных интересов и хобби, узость мышления, недостаток финансов на базовые потребности.

Они склонны к подражанию и внушаемости. Чувствуют озлобленность по отношению к родителям и сверстникам. Отличаются низкой самооценкой, повышенной тревожностью, эгоцентризмом. Не знают, как преодолеть сложности, контролировать поведение. Все эти факты в совокупности и ведут к агрессии.

Агрессивных подростков и детей можно увидеть не только в неблагополучных семьях – они встречаются на разных социальных уровнях, являясь средством демонстрации самостоятельности и зрелости.
Если речь не идет о психическом отклонении, то методом лечения может стать разговор по душам или консультация психолога.

У взрослых

Распространенные причины, провоцирующие агрессию у взрослых:

  • Злоупотребление наркотическими веществами, алкоголем, расшатывающими нервную систему и становящимися причиной неадекватной реакции на малозначимые события.
  • Травмы психического характера, обретенные в детстве.
  • Переутомление, отсутствие полноценного отдыха.
  • Личные проблемы, неудовлетворенности личной жизнью, чувство одиночества, интимные проблемы.
  • Чрезмерное увлечение компьютерными играми, жестокими фильмами.
  • Строгое воспитание.

Виды аутоагрессии

Есть несколько категорий, по которым разделяется аутоагрессивное поведение. Например, степень осознанности – осознанное причинение себе вреда (нанесение порезов, планирование суицида) и неосознанное (виктимное поведение, стремление к опасным видам деятельности). Также можно выделить непосредственность действий (самостоятельное нанесение себе вреда) и опосредованное (провоцирование ситуаций, создающих опасность).

Различаются как психологические, так и физические проявления. Так аутоагрессия в психологии это аутичное, виктимное и фанатическое поведение, негативные вербальные высказывания о себе. Из физических проявлений выделяют нанесение себе увечий, попытки суицида, экстремальный спорт, пищевая и химическая зависимости. Далее более детально о каждом из видов аутоагрессии.

Аутичное поведение проявляется как самостоятельно, так и может классифицироваться как аутизм, болезнь, начинающая проявлять себя еще в детском возрасте. Характерна замкнутость, своеобразие и ограниченность интересов, стремление к повторяющимся паттернам поведения, чаще всего сопровождается задержкой в развитии.

Виктимное поведение или поведение жертвы. Проявляется оно как провоцирование человеком ситуаций, которые небезопасны для его жизни, психического состояния, здоровья. Или же поведение, которое увеличивает вероятность попадания личности в ситуацию насилия.

Фанатическое поведение присуще, как спортивным болельщикам, фанатам звезд, так и людям, состоящим в религиозных сектах. Строгое соблюдение догм, нетерпимость к другим идеям, расходящимися с идеями организации, в которой участвует человек, приводят к увеличению внутреннего напряжения, которое будет искать выход. А так как прямая внешняя агрессия в религиозных сектах, например, чаще всего запрещается, то проявление эмоций находит выход в аутоагрессии.

Пищевая зависимость имеет две противоположные формы – это анорексия и булимия (снижение веса, вплоть отказа от еды и чрезмерное переедание). Пищевая зависимость берет свои корни либо в стыде, либо в стремлении заглушить непереносимые эмоции. К химической зависимости относят употребление наркотических веществ, алкоголя, табака.

Суицидальное поведение может быть истинным и демонстративным

В случае с демонстративным, основным мотивом является не причинение себе вреда, а манипуляция окружающими, стремление обратить на себя внимание. Истинное же суицидальное поведение обычно носит продуманный характер, человек готовится к данному акту, скрывая свои намерения от окружающих, чтобы предотвратить спасение

Экстремальный спорт, вождение в нетрезвом состоянии и по опасным трассам, вредные привычки – все это проявления скрытого, «растянутого во времени» суицида.

Виды и техники арт-терапии

Виды арт-терапии, представленные в психологии и медицине, отвечают существующим видам искусств. Выделяют собственно арт-терапию, музыкотерапию, танцевальную терапию, драмотерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами и тому подобное.

Кроме того, каждый из этих видов имеет множество арт-терапевтических техник, которые применяются для решения внутренних и межличностных конфликтов, кризисных ситуаций, вековых кризисов, травм, невротичных и психосоматических расстройств и тому подобное.

Вот некоторые виды и техники арт-терапии, которые могут быть использованы во время работы с детьми (и даже если заметных изменений в жизни они не принесут, интересное времяпровождение обеспечивают):

Рисование

Рисовать можно чем угодно, но следует помнить что нервному человеку лучше использовать мел, потому что акварель, которая растекается, может спровоцировать тревогу. Мел более легко контролировать, и человек переносит это ощущение на жизнь. А если человек с комплексами, то лучше рисовать акварелью – это поможет ему почувствовать себя раскованным.

Коллаж делается из газетных и журнальных вырезок, естественных материалов, фотографий, цветной бумаги. При изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием художественных способностей, именно поэтому он позволяет каждому получить успешный результат.

Библиотерапия

Выбор книг, ориентированных на круг проблем определенной личности или группы. После прочтения происходит общий анализ содержания. Для лепки используются пластилин, глина, тесто. Участники группы могут вылепить свой страх, посмотреть и поломать, а затем создать противоположное состояние – радости, счастья.

Драмотерапия

Театральные постановки на разную тематику благоприятно влияют на память, волю, воображение, чувство, внимание и мышление. В спектакле могут обыгрываться ситуации из жизни участника группы, его взаимоотношения и конфликты с другими людьми

Фототерапия

Делается серия авторских фотографий какие потом анализируются

Важно использовать семейные фотографии, поскольку изображенные события хотя и остались в прошлом, но подсознательно они продолжают влиять на человека. Фотографии помогают вспомнить прошлое, осознать ошибки, увидеть обиды

Маскотерапия

Маска лепится на лице. Сначала на кожу наносится крем, на который выкладывается первый слой бумаги, а сверху приклеивается второй. Потом она снимается и высушивается, а дальше раскрашивается.

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или просто сосредоточиться.

Творчество, как ребенка, так и взрослого, реализованная в процессе арт-терапии, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще раз важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.

Психологический центр обучения Оранжевое солнцеПредсказание агрессииарт-терапия

Телесная и двигательная работа с агрессией

Телесное растормаживание переживания агрессии

Как уже говорилось, часто мы имеем дело с уже остановленной агрессией у наших клиентов. Одним из наиболее эффективных средств для оживления остановленных переживаний клиента является опора на  телесные и двигательные процессы. Предложение клиенту выражать себя через жесты и движения,  часто помогает ему восстановить контакт с переживаниями. Основные техники терапевта здесь таковы:

  • Заметив небольшие характерные движения клиента, терапевт может попросить их усилить и повторить несколько раз, замечая появляющиеся чувства.
  • В сложных местах, терапевт может предложить клиенту выразить свои переживания движением или добавить жест к словам, которые он говорит. Это часто помогает точнее понять, что именно клиент хочет выразить словами и что именно он чувствует.
  • Замершая поза клиента, может признаком эмоциональной или двигательной остановки. Терапевт может вчувствоваться и предположить, как появилась эта поза — какие движения и переживания к ней привели.

В этой работе терапевту важно уметь самому хорошо выражать раздражение с помощью поз и жестов, чтобы двигаться и искать подходящие позы вместе с клиентом

Телесное завершение действий

Напомним, что агрессия — это запуск химической активации организма и запуск физической подготовки к действию. Запуск физиологической реакции  — автоматическое, рефлекторное действие — он не регулируется сознательно. И то и другое может запуститься и будучи не доведенным до конца — не завершиться. Таким образом, если агрессивная реакция была запущена и остановлена, то на телесном уровне мы будем иметь мышечную готовность к совершению действий и некоторую постоянную химическую поддержку этой готовности. При невысокой значимости события, ответом на которое была эта реакция, и редкой повторяемости подобных ситуаций, физическое состояние через некоторое время придет в норму. Агрессия же, которая уже запустилась в человеке, но была остановлена или подавлена и не смогла быть прожитой в естественной среде, часто требует отдельной психотерапевтической работы.

Цель такой работы — не проживание агрессивных эмоций, а разблокирование застывшего мышечного паттерна — завершение незавершенных движений. Эта работа состоит в последовательном разворачивании телесных импульсов остановленных при первичном переживании. Вот основные принципы этой работы:

  • Найденные побуждения к действиям клиенту необходимо совершать медленно — это способствует лучшей активизации психики и мышц.
  • При необходимости, терапевт может дать ощущение сопротивления клиенту, необходимое для лучшего проживания действия.
  • Клиенту необходимо повторять движение несколько раз до появления у него ощущения «уф, сделал».

Реализация такой психотерапевтической работы может помочь телу и психике довести начатое до завершения, и тем самым нормализовать состояние клиента.

Что такое агрессия

С агрессией мы сталкиваемся практически на каждом шагу: агрессивные и грубые люди в транспорте или магазине, «стычки» на учебе или работе. Если не сами мы участники ситуаций, то становимся невольными свидетелями.

Зачем люди проявляют агрессию? Они защищают себя. З. Фрейд считал, что человек разрушает все вокруг для того, чтобы не разрушить самого себя. То есть причины агрессии имеют внутренний характер, но обо всем по порядку.

Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия – форма отклоняющегося деструктивного поведения с выраженной эмоциональной окраской. При агрессивном поведении человек мотивирован на причинение вреда (морального или физического) или захват другого человека (людей).

В психологии существует несколько подходов к изучению проблемы агрессии:

В основе агрессии лежат природные, врожденные инстинкты.
Агрессивным поведение становится под влиянием биологических факторов (гормоны и психические расстройства).
Агрессию побуждают внешние мотивы личности (социальные факторы, влияние среды).
Агрессия – результат научения человека посредством чужого и собственного опыта, примера.
Основа агрессии – сложное взаимодействие познавательных процессов (память, внимание, чувства, логика, воображение и другое) и предыдущего опыта человека.

У животных агрессия – защитная реакция. Те же основы отмечаются и в человеческой психологии. Агрессия – признак слабости, неуверенности, беззащитности.

Без обучения, социализации человека агрессия так и остается животным инстинктом. Отчего можно заключить, что она свойственна незрелым, дезадаптивным личностям.

Начинается агрессия с раздражения, которое приходит, когда мы чувствуем, что кто-то покусился на нашу безопасность, личное пространство, физическое или ментальное «Я».

Механизмы возникновения агрессии и враждебности

1. Расстройство электрической активности головного мозга, особенно в его височной области (височная эпилепсия). Подобные изменения характерны для таких видов психопатий, как асоциальная и пограничная. Возникают они в результате стимуляции нарушений электрических импульсов в лимбе за счет такого вещества, как прокаин. Лечение агрессии данного типа основывается на воздействии на концентрацию данного вещества.

2. Прерывание серотонинергической передачи приводит к началу угрожающего поведения или суициду, что проявляется повышенным уровнем 5-гидроксииндолуксусной кислоты в СМЖ.

3. Люди, испытывающие «жажду приключений», подвержены нарушениям передачи импульса вторичного генеза в норадренергической системе. Скорость и частота секреции СТГ, как реакция на введение клонидина, когда проводится лечение агрессии, коррелирует со степенью агрессивности.

4. Частая импульсивность и некоторая агрессивность, скорее всего, появляются в следствии запущенной детской гиперактивности. В дальнейшем такие состояния могут перерасти в асоциальную психопатии

На это также необходимо обращать внимание, проводя лечение агрессии

Формы агрессивного поведения

Агрессивностью называют переживание определенных эмоций, которые запускают агрессивное поведение. Эмоции этого спектра имеют несколько форм.

Возмущение

Обычно является ответом не несправедливое или абсурдное поведение окружающих, на нелепость ситуации и т.д. (нарушение закона, пренебрежение нормами приличий, несоблюдение договоренностей и прочее).

Раздражение

Проявляется, когда мы не можем обосновать или оправдать чье-то поведение. Мы не знаем, как точнее сформулировать наше недовольство ситуацией. Порой мы даже не можем определить, на кого конкретно направлено переживание – оно безадресное и диффузное.

Гнев

Ярчайшая эмоция агрессии, сопровождающая ее поведенческие проявления. Характеризуется недовольством, яростью, злостью. Зачастую является ответом на действия второй стороны.