Уровень тревожности

Причины тревожности по возрастам

Состояние тревожности может развиться у человека в любом возрасте, в том числе и у новорожденных. У младенцев тревожность проявляется в виде чрезмерного беспокойства, частого плача без причины, нарушенного сна и плохого аппетита. Но с возрастом происходит становление нервной системы и ее усложнение, поэтому признаки тревожности приобретают более сложные черты.

Тревожность детская

К причинам высокой тревожности у детей дошкольного возраста относятся:

Общее состояние ребенка

Факторами риска являются: генетическая предрасположенность к нервным расстройствам, личные особенности характера, повышенная чувствительность (тревожность родителей передается ребенку), родовые травмы, перенесенные инфекционные болезни и другие патологические состояния в период новорожденности. Также предрасполагают к повышенной тревожности у детей младшего возраста заболевания женщины в период беременности, анте-, интра- и постнатальные поражения ЦНС новорожденного.

Внешние факторы

К ним относятся внутрисемейная атмосфера и методы воспитания ребенка. Это может быть чрезмерная опека (когда ребенок в семье единственный, и он лишен самостоятельности и права выбора) либо, напротив, отсутствие хоть какой-то заботы и внимания, так как ребенок нежеланный.

Высокая тревожность у детей зачастую переходит в невроз (истерический, неврастенический, фобический и прочие).

Тревожность школьная

К развитию школьной тревожности приводят:

  • значительные школьные нагрузки;
  • трудности в преодолении школьной программы;
  • полное непонимание отдельных школьных предметов;
  • завышенные требования со стороны родителей (наш ребенок должен быть самым лучшим или, наоборот, наш ребенок самый бездарный и ленивый);
  • отрицательное отношение к ребенку школьных учителей;
  • несложившиеся отношения с одноклассниками, конфликты и ссоры;
  • частая смена школ;
  • частые контрольные, проверочные и экзамены.

Повышенная тревожность у детей – школьников может перейти в школьный невроз (головная боль, пищеварительные расстройства накануне посещения школы), школьную фобию (страх посещения школы), дидактогенный невроз (неприятие обучения).

Тревожность подростковая

Подростковый период у ребенка самый сложный и переломный. В эту стадию ребенок претерпевает не только гормональные перестройки, но и пересматривает отношение к себе и другим людям. Причинами повышенной тревожности у подростка служат:

  • сложные гормональные изменения, которые отражаются на всех органах и системах организма, в том числе и на ЦНС;
  • осознание собственной независимости и права выбора, самостоятельный прием решений;
  • изменения, происходящие в коллективе (неприятие «белых ворон», агрессия сверстников, юношеский максимализм);
  • периодическая активность, резко сменяющаяся депрессией и апатией, внезапные смены настроения.
  • определенные жизненные периоды (мужской и женский климакс, кризис среднего возраста);
  • специфические профессии, связанные с постоянными стрессами, переутомлением и ненормированным рабочим днем (летчики, врачи хирургических специальностей, экстренная помощь населению);
  • трудности при общении с новыми людьми или в публичных выступлениях;
  • сексуальные проблемы;
  • личные неурядицы (развод, смерть близких, болезнь, утрата работы).

Условия, методы и методики исследования

В проведенном исследовании для определения уровней тревожности был была использована Шкала самооценки уровня тревожности .

Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Разработан ЧД. Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л. Саниным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Исследование проводилось в естественных условиях, в групповой форме. Часть студентов проходили тестирование в стенах учебного заведения, другая в домашних условиях. По итогам тестирования можно было выявить следующую довольно интерсную закономерность: студенты, проходившие тестирование в домашних условиях показали более высокие результаты, чем студенты, прохдившие исследование в стенах учебного заведения.

Тревога по Спилбергеру

Много трудов и работ было написано Чарльзом Спилбергером. В соответствии с трудами Спилбергера, следует разделять тревогу как состояние и тревогу как свойство. Первая определяет тревогу как кратковременную реакцию на раздражитель (нормальная реакция организма на внештатную ситуацию), вторая – как склонность личности к возникновению тревоги (в зависимости от личностных качеств). На основании данного разделения Ч. Спилбергер разработал тест на тревожность. Адаптацию теста для русскоязычного населения выполнил Ю.Л.Ханин, известный в своих кругах деятель в области психологии. Поэтому тест называется по имени двух ученых Спилбергера и Ханина. Этот тест имеет большое значение для диагностики уровня тревожности.

Уровень тревожностиИменно с этой диагностики начинается исследование различных личностных нарушений. Тест-исследование Спилбергера-Ханина можно незамедлительно пройти онлайн и понять, являются ли неврозы и недомогания (головокружение, дискомфорт в области сердца) следствием повышенного уровня тревоги. Кроме этого, тест позволяет оценить уровень тревоги самостоятельно, в рамках проведения самоконтроля и самоанализа качеств личности и восприятия ею определенных ситуаций, что способствует самовоспитанию.

Тест на тревожность, прохождение которого онлайн, занимает всего несколько минут, позволяет оценить уровень тревоги по двум направлениям: оценка ситуативной тревожности и тревожности личностной. Собственно говоря, это единственный тест, позволяющий оценить эти два показателя в рамках одного исследования, аналогов больше нет.

Тест: каков твой уровень тревожности

Этот простой тест может поведать много о твоем внутреннем состоянии. Три шкалы этого психологического теста оценят твою личность с трех сторон: физические признаки тревоги, ее проявление в интеллектуальной сфере, а также то, как беспокойство отражается на твоем поведении.

Бывают периоды, когда в зависимость от обстоятельств уровень тревожности временно повышается. Внимательнее присматривайся к своему внутреннему состоянию, и, когда ты заметишь признаки тревоги, принимай меры. Повышенный уровень тревожности означает, что тебе нужно заново расставить приоритеты в жизни, внести в нее некоторые изменения, а главное, больше думать о себе самой.

Ежедневная забота о себе, внимание и любовь к самой себе, способность находить радость в повседневности, чувствовать себя счастливой каждый день… А сейчас мы предлагаем пройти тебе этот тест. Приготовь лист бумаги и карандаш!

Шкала физических симптомов

Уровень тревожности

А) Испытываю ощущение тоски и страха.

— Никогда (0 баллов)

— Иногда (2 балла)

— Часто (3 балла)

— Всегда (4 балла)

Б) Все время ощущаю беспокойство и нервничаю.

— Никогда (0 баллов)

— Иногда (2 балла)

— Часто (3 балла)

— Всегда (4 балла)

В) Меня беспокоит учащенное сердцебиение.

— Никогда (0 баллов)

— Иногда (2 балла)

— Часто (3 балла)

— Всегда (4 балла)

Г) В конце дня я чувствую себя настолько уставшей, что не знаю, смогу ли встать утром.

— Никогда (0 баллов)

— Иногда (2 балла)

— Часто (3 балла)

— Всегда (4 балла)

Д) Испытываю проблемы со сном, сплю плохо, а в течение дня могу незаметно задремать.

— Никогда (0 баллов)

— Иногда (2 балла)

— Часто (3 балла)

— Всегда (4 балла)

Е) Почти каждый день меня беспокоят головные боли или боли в области шеи и спины.

— Никогда (0 баллов)

— Иногда (2 балла)

— Часто (3 балла)

— Всегда (4 балла)

Результаты

Уровень тревожности

0-18 баллов — отсутствие тревоги

Бывает, что некоторые ситуации заставляют вас нервничать, но в остальном реакции вашего организма на тревожные ситуации находятся в рамках нормы. Очень хороший результат.

19-36 баллов — низкий или умеренный уровень тревожности

Ваш результат находится в пределах допустимого

Будьте осторожнее: несмотря на то, что ваш уровень тревожности является умеренным, вам нужно с большим вниманием относиться к себе. Если вы не установите границы, рискуете столкнуться с проблемами или перегрузить себя

Можно сказать, что ваш результат находится на границе нормы, поэтому всегда думайте о своем здоровье и контролируйте  эмоции.

37-54 балла — высокий уровень тревожности

Внимание! У вас очень высокий уровень тревоги. Настало время перемен

Внимательно посмотрите на свою жизнь. Что нуждается в пересмотре? Какие аспекты вашей жизни необходимо улучшать? Необходимо принимать меры, иначе вы сильно рискуете своим здоровьем.

Если вы проигнорируете эти сигналы, то в будущем могут появиться серьезные проблемы со здоровьем, а также трудности в эмоциональной сфере. Старайтесь воспринимать жизнь спокойнее, научитесь расслабляться, позволяйте окружающим помогать вам в решении сложных задач.

8 способов победить печаль и уныние естественным образом

В нашей сегодняшней статье мы расскажем вам о 8 основных способах, как можно улучшить свое настроение и победить печаль максимально естественным образом. Читать дальше »

Разновидности тревожности

1. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Политические, экономические неурядицы, природные катастрофы, общественные беспорядки, негативные новости в СМИ — все это ежедневно подрывает душевное равновесие человека. В итоге повышенная тревожность в современном обществе становится все более распространенным явлением.

2. Так как человек – существо социальное, он ежедневно общается со множеством себе подобных. В сложно устроенном социуме не может обойтись без конфликтов и недоразумений. А ведь все они также способны провоцировать состояние повышенной тревоги.

4. У каждого человека есть определенный багаж негативного жизненного опыта. Каждый из нас в той или иной степени чего-то боится, чего-то избегает, испытывает собственные психологические комплексы и фобии. В определенных ситуациях они облегчают возникновение состояния повышенной тревожности.

Диагностика тревожности и депрессии

Шкалы: уровень тревожность, уровень депрессии

Тестируем: психические состояния · Возраст: взрослым Тип теста: вербальный · Вопросов: 20 Комментарии: · написать

Инструкция к тесту

Предлагается ответить на вопросы анкеты, которая сопровождается следующей инструкцией: Просим Вас ответить на серию вопросов, которые помогут нам выяснить ваше самочувствие. Отвечайте, пожалуйста, искренне.

Если состояний, указанных в вопросе, у Вас

  • никогда не было, поставьте 5 баллов;
  • если встречаются очень редко – 4 балла;
  • если бывают временами – 3 балла;
  • если они бывают часто – 2 балла;
  • если почти постоянно или всегда – 1 балл.

Если вопрос Вам не понятен – обратитесь за разъяснением.

Тестовый материал

Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности?
Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-нибудь тревожит?
Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным?
Бывает ли у Вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?
Замечаете ли Вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше?
Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья?
Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?
У Вас бывают периоды такого беспокойства, что Вы даже не можете усидеть на месте?
Ожидание Вас тревожит и нервирует?
У Вас бывают кошмарные сновидения?
Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь?
Бывает ли у Вас чувство, что к Вам относятся безразлично, никто не стремится Вас понять и посочувствовать Вам и Вы ощущаете себя одиноким (одинокой)?
Вы обращали внимание на то, что руки или ноги часто находятся у Вас в беспокойном движении?
Чувствуете ли Вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?

Необходимо зарегистрироваться

Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

Ключ к тесту

Значение диагностических коэффициентов тревожности

№ ВопросовБаллы
12345
2-1,38-0,441,181,310,87
4-1,08-1,3-0,60,371,44
8-1,6-1,34-0,40,60,88
9-1,110,541,220,47
10-0,9-1,32-0,41-0,411,2
11-1,19-0,21,041,030,4
13-0,78-1,48-1,380,110,48
14-1,26-0,93-0,40,341,24
17-1,23-0,740,370,63
19-1,92-0,360,280,560,1

Значение диагностических коэффициентов депрессии

№ ВопросовБаллы
12345
1-1,58-1,45-0,410,71,46
3-1,51-1,53-0,340,581,4
5-1,45-0,26-10,83
61,38-0,62-0,220,320,75
7-1,3-0,5-0,150,81,22
12-1,34-0,34-0,50,30,72
15-1,2-0,23-0,360,560,2
16-1,08-0,08-1,180,46
18-1,2-0,26-0,370,210,42
20-1,08-0,54-0,40,250,32
Обработка и интерпретация результатов теста

Проставленные тестируемыми баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах.

По значениям, указанным в таблицах, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.

  • Алгебраическая сумма коэффициентов, большая +1,28, свидетельствует о хорошем психическом состоянии.
  • Сумма, меньшая -1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии.
  • Промежуточные значения (от -1,28 до + 1,28) говорят о неопределенности данных.
  • Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от -5,6 до-1,28.

Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действий. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье, за здоровье своих близких, в общении проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно.

Депрессия проявляется в невротических реакциях – в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, сужения и ограничения контактов с окружающими, наличии чувства безрадостности и одиночества.

Виды тревожности

Тревожность личностная

Под этим типом тревожности имеют в виду индивидуальную особенность конкретного человека испытывать чрезмерное беспокойство в тех случаях, когда остальные люди его практически не ощущают. Данный вид тревожности связан с особенностями личности, характером и темпераментом, генной предрасположенностью. Для людей с подобной тревожностью характерна необщительность и замкнутость. Личностная тревожность оставляет свой след на всех моментах общения с людьми, мотивации и оценки себя.

Тревожность ситуативная

Дает о себе знать только в тяжелых жизненных ситуациях человека, но в другое время он не испытывает дискомфорта и беспокойства. Причины, которые вызывают ситуативную тревожность:

  • быстро изменяющийся окружающий мир (природные катаклизмы, экономические проблемы, общественные беспорядки, войны);
  • общение индивидуума с себе подобными не может обходиться без стрессов, конфликтов и ссор;
  • конфликты и проблемы с близкими и родственниками;
  • жизненный отрицательный опыт.

Характеристика базы и выборки исследования

Исследование проводилось на базе педагогического колледжа Мензилинского района.

База исследования: В исследовании принимали участие студенты 1 и 5 курсов Педагогического колледжа Мензилинского района. Количество наших испытуемых — 60 человек. Данное исследование проводиться уже много лет с арзной категорией студентов, поэтому в процессе тестирования задействованы не только студенты и преподаватели педагогического колледжа, но и специалисты других сфер. Базу нашего исследования составляли студенты разных факультеов и возрастов. (Информатики, начальных классов, иностранного языка) .

Инструкция к онлайн тесту шкалы личностной тревожности:

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и в зависимости от того, как вы чувствуете себя обычно отметьте подходящее суждение. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Личностная тревожность тест онлайн

1. У меня бывает приподнятое настроение
Нет , это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

2. Я бываю раздражительным
Нет , это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

3. Я легко расстраиваюсь
Нет , это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

4. Я хотел бы быть таким же удачливым , как и другие
Нет , это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

5. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
Нет , это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

6. Я чувствую прилив сил и желание работать
Нет , это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

7. Я спокоен , хладнокровен и собран
Нет , это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

8. Меня тревожат возможные трудности
Нет , это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

9. Я слишком переживаю из- за пустяков
Нет , это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

10. Я бываю вполне счастлив
Нет , это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

11. Я все принимаю близко к сердцу
Нет , это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

12. Мне не хватает уверенности в себе
Нет , это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

13. Я чувствую себя беззащитным
Нет , это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
Нет , это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

15. У меня бывает хандра
Нет , это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

16. Я бываю доволен
Нет , это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
Нет , это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

18. Бывает, что я чувствую себя неудачником
Нет , это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

19. Я уравновешенный человек
Нет , это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

20. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах
Нет , это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

диагностика состояния тревожности Спилбергера Ханина

Много полезного Вы найдете в СОДЕРЖАНИИ:

Бесплатная помощь психолога подписчикам в Соцсетях

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ:
Психологический журнал Услуги психолога Психология отношений Сексуальная психология Психоанализ сновидений Частые вопросы психологу Психотерапия страхов: ВСД, ПА Психология воспитания Тренинги и упражнения Самопомощь, Самоанализ, Самотерапия

ПСИХОДИАГНОСТИКА:
ВСЕ ТЕСТЫ ТЕСТЫ НА РАБОТУ Личностные тесты Семейные тесты Тесты и статьи для женщин Девичьи тестыТесты о любви и отношениях Тесты подросткам Тесты и статьи для мужчин Социальное тестирование

Ваш уровень тревожности

07.01.2011 23:06

Тревожность – это склонность испытывать беспокойство при самых различных обстоятельствах. Если ситуация действительно таит в себе опасность, то состояние тревоги полезно: оно поможет быть осторожнее и избежать неприятных последствий. Но если тревожность возникает, как говорится, на пустом месте, это мешает человеку нормально жить и работать, делает его нервным, доставляет определенный психологический дискомфорт ему и окружающим.

Склонны ли вы к повышенной тревожности, поможет выяснить следующий тест. На все высказывания необходимо отвечать «да» или «нет».

1. Я могу долго работать без устали. 2. Я всегда выполняю то, что обещаю, независимо от испытываемых в связи с этим неудобств. 3. Как правило, руки и ноги у меня теплые. 4. Я редко страдаю от головных болей. 5. Я уверен в своих силах. 6. Ожидание раздражает меня. 7. Иногда я сам себе кажусь ни на что не годным. 8. В большинстве случаев я чувствую себя вполне счастливым. 9. Мне трудно сосредоточиться на каком-то одном предмете. 10. В детстве я с готовностью выполнял все данные мне поручения. 11. Не реже одного раза в месяц я страдаю от расстройства желудка. 12. Я часто испытываю тревогу по какому-нибудь поводу. 13. Я не считаю себя более нервным, чем большинство людей. 14. Я не застенчив. 15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением. 16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь. 17. Я краснею не чаще, чем другие. 18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков. 19. Я редко замечаю у себя сердцебиение и одышку. 20. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся. 21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит. 22. Обычно я спокоен, и меня нелегко расстроить. 23. Меня часто мучают ночные кошмары. 24. Я склонен все принимать всерьез. 25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость. 26. У меня беспокойный и прерывистый сон. 27. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать. 28. Я более чувствителен, чем большинство других людей. 29. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех. 30. Я хотел бы быть так же доволен жизнью, как, вероятно, довольны другие. 31. Мой желудок сильно беспокоит меня. 32. Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами. 33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда. 34. Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть. 35. Я легко прихожу в замешательство. 36. Временами я становлюсь настолько возбужденным, что это мешает мне заснуть. 37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений. 38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты. 39. Я никогда не опаздываю на свидания или работу. 40. Временами я определенно чувствую себя ненужным. 41. Иногда мне хочется выругаться. 42. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо. 43. Меня беспокоят возможные неудачи. 44. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею. 45. Меня нередко охватывает отчаяние. 46. Я – человек нервный и легко возбудимый. 47. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать. 48. Я почти всегда испытываю чувство голода. 49. Мне не хватает уверенности в себе. 50. Я легко потею даже в прохладные дни. 51. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать. 52. У меня очень редко болит живот. 53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе. 54. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте. 55. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения. 56. Я легко расстраиваюсь. 57. Я практически никогда не краснею. 58. У меня гораздо меньше различных опасений и страхов, чем у моих друзей и знакомых. 59. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня. 60. Обычно я работаю с большим напряжением.

Инструкции

Поставьте себе 1 балл за положительные ответы на высказывания под номерами 6, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 53, 54, 56, 60 и отрицательные ответы на высказывания под номерами 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58.

Ответы «да» на положения 2, 10, 55 и «нет» на положения 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59 считаются лживыми. В случае если таких ответов больше 5, результаты теста могут быть недостоверными. Подсчитайте общую сумму баллов.

Результаты теста 40-50 баллов говорит об очень высоком уровне тревоги. 25-40 баллов – о высоком уровне тревоги. 15-25 баллов – о среднем уровне тревоги с тенденцией к высокому. 5-15 баллов – о среднем уровне тревоги с тенденцией к низкому. 0-5 баллов – о низком уровне тревоги.

TAGS:

  • ваш
  • тревожности
  • уровень

Диагностика уровня тревожности

Диагностика уровня тревожности подразумевает проведение различных психологических тестов и заполнение опросников:

Опросник Лаврентьевой, Титаренко

Родителям предлагается выбрать из 20 признаков те, которые имеются у ребенка:

  • быстрая утомляемость при работе;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • чрезмерное беспокойство при новом задании;
  • напряженность и скованность при выполнении задания;
  • частое смущение;
  • разговоры о напряженных ситуациях;
  • частая гиперемия лица;
  • жалобы на страшные сны;
  • холодность и влажность рук;
  • часто расстройство стула;
  • высокая потливость при волнении;
  • плохой аппетит;
  • беспокойный сон, трудности с засыпанием;
  • повышенная пугливость, множество страхов;
  • постоянное беспокойство;
  • неспособность сдержать слезы;
  • непереносимость ожидания;
  • боязнь новых дел;
  • неуверенность в своих силах;
  • боязнь трудностей.

Количество положительных ответов позволяет определить уровень тревожности: 15 – 20 баллов говорит о высокой тревожности, 7 – 14 – о тревожности среднего уровня и 1 – 6 баллов – ребенок с низкой тревожностью.

Тест тревожности по Тэммпл, Амен и Дорки

Ребенку предлагают просмотреть некоторые жизненные ситуации, обозначенные на картинках в определенной последовательности (всего рисунков 14). Он должен ответить одной эмоцией (радостью или грустью) на каждую картинку:

  • ты играешь с маленьким ребенком, какое у тебя лицо (грустное или веселое);
  • ты идешь с мамой и младшим братиком (он в коляске) на прогулку;
  • на тебя нападает старший, какое у тебя лицо;
  • ты самостоятельно одеваешься, тебе радостно или грустно;
  • ты играешь с детьми старше тебя, тебе весело или грустно;
  • ты ложишься спать один, а родители заняты, тебе весело или грустно;
  • ты самостоятельно умываешься, какое лицо у тебя при этом;
  • тебя ругает мама, тебе грустно или весело;
  • родители играют с младшим, не обращая на тебя внимания;
  • у тебя ровесник хочет отобрать игрушку, это смешно или грустно;
  • мама заставила собрать разбросанные игрушки, это весело или грустно;
  • ровесники уходят по домам, тебе весело или грустно;
  • вы всей семьей на фотографии, тебе грустно или весело;
  • ты ешь один, это грустно или весело.

После просмотра рисунков заполняется специальная таблица и высчитывается уровень тревожности. Помимо выражения лица ребенок должен сопровождать каждый рисунок своим комментарием. Уровень тревожности рассчитывается по формуле: УТ (тревожность) = (количество отрицательных эмоций / 14)* 100.

При УТ 50% и выше говорят о высокой тревожности, УТ, равный 20 – 50% о средней тревожности и УТ меньше 20% — о низкой тревожности.

Тест тревожности Филипса

У детей школьного возраста тревожность определяют по Филипсу. Этим занимается школьный психолог, который тестирует сразу группу школьников (класс). Опросник Филипса состоит из 58 вопросов, ответы на которые позволяют оценить:

  • уровень тревожности всего класса;
  • выраженность переживаний по поводу стресса в обществе;
  • тревожность по поводу возможных успехов и положительных оценок;
  • страх по поводу самовыражения;
  • страх по поводу проверок знаний;
  • страх по поводу мнения одноклассников и учителей;
  • уровень сопротивляемости стрессовым ситуациям;
  • страх по поводу отношений с педагогами.

Вопросы под определенными номерами соответствуют перечисленным выше критериям. Каждый положительный ответ считается как один балл и суммируется по группам, выявляя уровень тревожности в данном коллективе.

Шкала тревожности Спилберга-Ханина

По этой шкале, опросник которой состоит из 40 вопросов, предлагается определить уровень тревожности самостоятельно. Первые 20 вопросов дают оценку по поводу ситуативной тревожности, вторая половина вопросов позволяет оценить личностную тревожность.

Заключение.

Проблема получения объективной информации об индивидуальных особенностях личности не теряет своей остроты в процессе развития психологической науки. Больным вопросом для современной системы обучения является вопрос о негативных состояниях студентов.

Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств в юношеском возрасте является будущее. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего, «которое должно принести счастье». Процесс формирования эмоциональной сферы студента обусловлен положением в обществе, обязанностями и функциями человека, находящегося в высшем учебном заведении.

Чувство тревоги, выраженное в показателях уровня тревожности, неизбежно сопровождает учебную деятельность человека. Экзамены для подавляющего большинства студентов и старших школьников — это не только период интенсивной работы, но и психологический стресс. Неуверенность в себе — одно из проявлений заниженной самооценки. Ожидание неуспеха сопровождается такими психическими состояниями, как тревожность, стресс, депрессия, волнение, беспокойство, застенчивость.

Именно психические состояния являются ведущим компонентом перестройки психической деятельности студентов, определяя направление и характер адаптационных изменений, а также формирования их индивидуальности.

Процессом тревожности, переживания, можно в какой-то мере управлять — стимулировать его, организовать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к росту и совершенствованию личности.

Для того, чтобы выявить уровень личностной тревожности студентов вуза в ситуации сдачи экзаменов и проследить зависимость тревожности от самооценки студентов, мы провели экспериментальное исследование. Мы предположили, что ожидание неуспеха у студентов выпускных курсов сопровождается таким психическим состоянием, как тревожность, т. е. студенты с низкой самооценкой имеют высокий уровень тревожности.

В результате экспериментального исследования на базе Набережночелнинского педагогического колледжа мы выяснили, что:

· для большинства студентов выпускного курса характерна высокая личностная тревожность, в то время как высокая ситуативная тревожность наблюдается менее чем у половины студентов. Таким образом, состояние у студентов выпускного курса тревоги не является постоянным.

· ситуативная тревожность студентов в период экзамена значительно повышается.

· большинство студентов имеет низкую самооценку.

· у студентов с низкой самооценкой отмечается высокий уровень тревожности.

Следовательно, наша гипотеза о том, что ожидание неуспеха у студентов выпускных курсов сопровождается таким психическим состоянием, как тревожность, т. е. студенты с низкой самооценкой имеют высокий уровень тревожности.

Цель исследования достигнута, задачи выполнены. В рамках данной работы освещены далеко не все вопросы, связанные с самооценкой и уровнем тревожности, требующие особого рассмотрения.