Тесты на определение уровня интеллекта тест по теме

Джон Равен – создатель теста

Джон Равен родился в 1902 г. в Великобритании. Познакомился с психологией он в Лондонском Королевском колледже в 1928 г., затем стал работать ассистентом Пенроуза, который проводил исследования в области умственных дефектов. Увлекшись этим направлением, Равен проводил тестирование детей и взрослых в разных местах: дома, в школах, на работе, используя для этого шкалу умственного развития Стэнфорд-Бине. И, все-таки Равен считал этот тест не весьма удачным и в результате появился опросник Прогрессивных матриц, который он создал вместе с Пенроузом.

Равен был выдающимся преподавателем, его теории оказали существенное влияние на формирование научного мировоззрения многих студентов.

Как определяется коэффициент интеллекта IQ

Коэффициент интеллекта или IQ – это отношение «умственного возраста» к календарному, умноженное на 100 (*100). «Умственный возраст» определяется на основании выполнения заданий теста, которые рассчитаны на определенную возрастную группу. Если речь идет о взрослых, то тесты для них разработаны с учетом заданий разного уровня сложности. К тому же количество заданий в методиках для старшего возраста существенно превышают возможности людей среднего уровня интеллекта.

Таким образом, «умственный возраст»:

  • может соответствовать календарному; если испытуемый выполняет задания, соответствующие возрастной норме, тогда коэффициент интеллекта будет около 100 баллов – от 84 до 116;
  • может превышать календарный, тогда коэффициент будет высоким от 116 до 200, что свидетельствует о разной степени умственной одаренности;
  • может быть меньше календарного, в этом случае IQ ниже 84 баллов, и это уже показатель умственной отсталости.

Большинство людей (68 % взрослых) имеют средний коэффициент интеллекта от 84 до 116 баллов; 16 % приходится на тех, у кого интеллект ниже среднего, вплоть до практически полного отсутствия. И 16 % составляют умственно одаренные интеллектуалы.

Интеллект пластичен, умственные способности можно развить, если, конечно, речь идет не о крайней степени умственной отсталости (тяжелые формы олигофрении, имбецильности и идиотии), когда IQ ниже 50 %. Особенно хорошо поддаются развитию способности в рамках средних показателей.

Как и когда появился тест

Тест Равена на IQ — это методика, разработанная в 1936г. Джоном Равеном совместно с Роджером Пенроузом, также известная, как шкала прогрессивных матриц для оценки коэффициента интеллекта и уровня умственных способностей, а также логичности мышления. Эта методика может дать оценку умственному развитию любому человек в возрасте от 14 до 65 лет.

Опросник создавался в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым самым эффективным способом измерения ума являлись задачи по сопоставлению абстрактных фигур.

Всего психологами было создано несколько вариантов теста:

  • «Стандартные Прогрессивные Матрицы» (1938г.);
  • «Цветные Прогрессивные Матрицы» (1947 г.);
  • «Продвинутые Прогрессивные Матрицы» (1941 г.).

Примечательно, что первый вариант был рассчитан на все возрасты: от самых маленьких детей до людей преклонного возраста.

Что такое тесты интеллекта

Интерес к возможности оценить свои умственные способности и сравнить их с дарованиями других людей существовал давно. Но всерьез изучением интеллекта занялись только в начале XX века в связи с развитием практической психологии. С другой стороны, потребность диагностировать способности к мыслительной деятельности связана с развитием общества, с усложнением производства и соответственно с необходимостью улучшить систему образования. Именно эта сфера долгое время стимулировала разработку тестов интеллекта. Методики, ориентированные на взрослых, появились только в 30-40 годах.

Самый первый тест интеллекта был составлен Альфредом Бине по заказу Министерства образования Франции для диагностики умственного развития детей. С тех пор тесты дополнялись, многократно перерабатывались, изменялись задания, появлялись новые версии, в том числе и для взрослых. Но форма их не изменилась.

Тест представляет собой несколько субтестов — блоков заданий. Количество их разное и зависит от возраста:

  • В тесте Бине 4-летние дети должны были выполнить 4 упражнения, 6-летние – 6.
  • Современный тест для взрослых, разработанный отечественным психологом В. Н. Бузиным, даже в кратком варианте содержит 50 заданий.

Субтесты составляются на основе серьезных исследований больших возрастных групп и включают в себя упражнения, которые смогли выполнить 80-90 % испытуемых. По содержанию задания в разных тестах различные, чтобы невозможно было к ним заранее подготовиться. Чем-то они напоминают школьные контрольные работы. И так же, как контрольные, содержат вопросы для проверки. Но тесты интеллекта проверяют комплекс качеств личности, связанных с эффективностью и уровнем мышления. Например, с помощью полного теста Векслера можно оценить следующие способности:

  • осведомленность (30 вопросов из разных областей жизни и науки);
  • способность делать умозаключения и правильные выводы (14 вопросов);
  • понимание смысла математических задач, умение оперировать цифрами и делать арифметические вычисления (16 заданий);
  • логика: умение анализировать, сравнивать понятия, находить между ними сходства и различия (16 заданий);
  • объем и осмысленность словарного запаса, умение понимать смысл абстрактных категорий (требуется дать определение 40 понятиям);
  • уровень внимания, кратковременной и оперативной памяти, для чего требуется воспроизвести по памяти ряд цифр и знаков;
  • невербальный интеллект: диагностируется наглядно-действенное и образное мышление, память, перцептивные способности (способности восприятия картинок, объектов и т. д.), аналитико-синтетические и пространственные способности;
  • способность к кодированию информации.

В настоящее время существует много разных подходов к диагностике уровня интеллекта, но чаще всего используются многократно переработанные и усовершенствованные тесты Бине, целью которых является выяснение коэффициента интеллекта IQ.

Онлайн доступ и подготовка к тестам Интеллекта:

Сегодня готовятся: чел.

Full (Все тесты сайта)

70%
Хит

207 тестов 3030 вопросов + 7 кейсов и 2 пособия

Личный кабинет

Моментальный доступ

Подробные решения

Графики результатов

12 месяцев доступа

1249 рублей

Подробнее

Сегодня готовятся: чел.

Числовые тесты

30 тестов, 600 вопросов

Личный кабинет

Моментальный доступ

Подробные решения

Графики результатов

12 месяцев доступа

399 рублей

Подробнее

Вербальные тесты
30 тестов, 450 вопросов

399 рублей

Логические тесты
22 теста, 220 вопросов

399 рублей

Тесты на понимание механики
2 теста, 40 вопросов

399 рублей

Ситуационные тесты «Сценарии»
6 тестов, 70 сценариев + пособие

399 рублей

Индивидуальные кейсы
5 кейсов + анализ и рекомендации

399 рублей

Тесты интеллекта

АИСТТесты IQ структуры интеллекта Амтхауэра

Диагностика структуры интеллекта. Определение коэффициента интеллекта (IQ). Для оптимизации учебного процесса в учебных заведениях, для профессионального отбора, психологического консультирования, профориентации, развития интеллектуальных функций.

ШТУРШкольный психологический тест умственного развития

Психологический тест ШТУР позволяет количественно оценить как общий уровень интеллекта, так и степень овладения учащимися трех учебных циклов: общественно-гуманитарного, естественнонаучного, физико-математического.

ШТОМШкольный психологический тест освоенности мышления

Психологический тест ШТОМ предназначен для изучения мышления школьников младшего возраста, позволяет количественно оценить основные компоненты понятийного мышления учащихся второго класса.

ОдаренностьКомплексное исследование одаренности

Выявление одаренных учащихся – достаточно сложная многоступенчатая процедура, которая должна проводиться профессионально подготовленными людьми. Одаренные дети требуют дифференцированных учебных программ, выходящих за рамки обычного школьного обучения.

Как проходить тест

Окончательный вариант теста Равена на IQ, широко известный сейчас, подходит для определения уровня интеллекта людей различных профессий и социального статуса от 14 до 65 лет и независимо от пола.

Опросник состоит из 60 задач, каждая из которых заключается в том, что вы должны подобрать недостающий фрагмент к рисунку. Рисунок, как правило, содержит в себе различные символы или геометрические фигуры.

Тесты на определение уровня интеллекта тест по теме

Задания в методике расставлены в порядке увеличения их сложности. Фигуры или рисунки стоят в определенной закономерности, которую вы должны определить. Определив ее, вы и сможете найти недостающий фрагмент рисунка.

Обратите внимание, что каждое из заданий имеет только одно правильное решение. На прохождение теста вам дается 20 минут.. В процессе прохождения будьте предельно внимательны и не торопитесь прежде, чем давать ответ

Позвольте себе подумать. Переходите последовательно от задания к заданию, соблюдайте порядок заданий и не пропускайте их, иначе это будет считаться, как неправильный ответ. Если вам все же не удалось логически понять последовательность и найти правильный элемент, можно попробовать угадать, какое из изображений могло бы подойти на пустое место.

В процессе прохождения будьте предельно внимательны и не торопитесь прежде, чем давать ответ. Позвольте себе подумать. Переходите последовательно от задания к заданию, соблюдайте порядок заданий и не пропускайте их, иначе это будет считаться, как неправильный ответ. Если вам все же не удалось логически понять последовательность и найти правильный элемент, можно попробовать угадать, какое из изображений могло бы подойти на пустое место.

Психология интеллекта: статьи

СознаниеСущность, феномен и развитие сознания

Сознание – единство всех форм познания и переживаний человека, высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям, связана с речью, обобщенное и целенаправленное отражении действительности. Развитие сознания вместе с эволюцией.

МышлениеПсихология мышления, логическое и творческое мышление. Развитие мышления. Формы, виды и особенности мышления.

В процессе мышления взаимодействуют сохраненные и извлеченные репрезентации (понятия) в соответствии со своей функцией. Ментальные модели. Логика, логические связи, рассуждения, эвристика и силлогизмы в процессе мышления. Решение проблемы – поиск решения.

Тестирование интеллектаКоэффициент развития интеллекта

Развитие интеллекта – когнитивный процесс. Коэффициент интеллектуальности (IQ) позволяет количественно выразить уровень интеллектуального развития. Уровень общего интеллекта определяется суммированием результатов различных тестов. Тест Амтхауэра.

Интеллект человекаСпособность рационального познания

В процессе познания приходит понимание (рассудок), развитие интеллекта, метапознание и возможность нестандартного (креативного) мышления. Интеллект включает почти все когнитивные структуры. Коэффициент интеллектуальности (IQ).

Искусственный интеллектМашина и человек

Интеллект – продукт преемственной эволюции усложнявшегося адаптивного поведения. Создание программ моделей нервной системы живых существ – обучение машин. В результате симбиоза машины и человека в выигрыше – человек. Доступность информации – Интернет.

Вербальный фактор интеллектаВербальные способности. Вербальность. Вербальный интеллект. Вербальное мышление

Вербальное мышление – мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Вербальный интеллект больше связан с успеваемостью, чем невербальный. Вербализм – высокий уровень речевого развития, развитие памяти при низком развитии восприятия и мышления.

Интеллект и механизмы мозгаИнтеллект и функциональная организация человеческого мозга

Мозг является высокодифференцированной системой. Существование связи между специализацией полушарий и интеллектом. Интеллектуалы действуют и думают быстрее, чем люди, обладающие меньшим интеллектом. Наследственность и среда оказывают влияние на интеллект.

Модели работы мозгаЭкспериментальные концепции работы мозга

Концепция работы мозга: экспериментальная (Павлова), машинный рефлекс Декарта, схематизм Бартлетта, когнитивная карта окружающей обстановки Толмена, активные ориентировочные схемы – Лири, умственные модели Джонсона-Лейерда. Когнитивная нейронаука.

Когнитивные картыМентальные репрезентации

Реальность и субъективная репрезентация – эскиз для формирования других предметных отражений. Когнитивная карта – субъективная картина окружающего мира, дающая возможность ориентироваться в пространстве, оценить реальность с заданными параметрами.

Что не так с тестом интеллекта?

Тесты на определение уровня интеллекта тест по теме

Начиная с середины XX века, многие серьезные ученые-психологи выступали с критикой тестов интеллекта. Причиной этого была неадекватная оценка реальных способностей к мыслительной деятельности на основании критериев, предложенных разработчиками тестов.

Точнее, уровень развития умственных способностей можно было определить, но в жизни высокий уровень часто «не работал». По данным крупнейших американских фирм, в которых практиковали эти методики для оценки сотрудников, наиболее успешными, эффективными и творческими работниками оказывались люди со средним или чуть выше среднего IQ. А сотрудники с высокими показателями коэффициента интеллекта чаще всего были просто добросовестными исполнителями.

В 20-х годах прошлого века американский психолог Л. Термен начал интересное исследование, которое в общей сложности длилось 60 лет:

  • На основании тестирования более 150 тысяч американских школьников отобрали 1500 детей с уровнем интеллекта выше 136 баллов.
  • Затем в течение нескольких десятков лет за этой группой наблюдали, фиксируя успехи, карьерный рост, уровень благосостояния.

Как оказалось, практически все «интеллектуалы» сделали неплохую карьеру, добились успехов в своей сфере, имели материальное благосостояние выше среднего по стране. Но никаких значимых достижений никто из этих людей не продемонстрировал. Среди них не было ни выдающихся ученых, политиков, общественных деятелей, ни гениальных изобретателей, ни всемирно известных художников, музыкантов, писателей. Никто из них не сделал серьезных научных открытий и не получил престижных премий.

В 1989 году в книге рекордов Гиннеса появилась запись об американской 10-летней девочке Во Савон, получившей самый высокий результат по тесту интеллекта за все время исследований – 228 баллов. Но в настоящее время она просто журналистка, ничем особо не выдающаяся. А второе место среди показателей IQ вообще принадлежит бразильской домохозяйке.

Получается, что высокий коэффициент интеллекта если и помогает в жизни, то не гарантирует ни славы, ни выдающихся успехов. Значит, высокоразвитые умственные способности не главное? А что тогда главное?

Исследователи Л. Термен, Дж. Гилфорд, Э. Торренс и другие доказали, что важнее общего интеллекта наличие у человека творческого мышления. Причем связь между умственными способностями и креативностью есть, но она очень неоднозначная. Примерно до IQ 110-120 баллов эти два психических явления взаимосвязаны – чем ниже уровень интеллекта, тем меньше выражены творческие способности. Наиболее творческие личности имеют интеллект или по верхней границе нормы, или чуть выше ее. А вот после 120 баллов эта зависимость исчезает. Чаще всего повышение умственных способностей не сопровождается ростом креативности. Как считают психологи, чрезмерный рационализм и логика интеллектуалов мешает проявлению оригинального, нестандартного творческого мышления. Однако встречаются и исключения, например, А. Эйнштейн имел IQ 200 баллов и отличался ярким творческим мышлением.

Именно способность к творчеству, особый тип нестандартного мышления, а не высокий коэффициент интеллекта обеспечивает выдающиеся успехи в разных сферах деятельности. И гении – это не личности с супервысоким IQ, а те, кто обладает значительным творческим потенциалом. Поэтому для оценки этого потенциала были разработаны специальные тесты и, наряду с коэффициентом интеллекта, был введен коэффициент креативности – Cr.