История толкования сновидений

Сновидение – это королевский путь к бессознательному

Фрейд считал, что скрытое содержание сна представляет, носит чаще сексуальный подтекст, спрятанный за многочисленными образами. Анализ сна выполняется с помощью метода свободных ассоциаций.

Книга написана научным языком, З.Фрейд отводил анализу сновидений одну из ключевых ролей в психоанализе, говоря, что «сновидение – это королевский путь к бессознательному». Он был первым человеком, который стал рассматривать сновидения не с мистической точки зрения, а с материалистической. В книге приведено много примеров сновидений как здоровых людей, так и пациентов Фрейда, собрано множество интересных фактов о сновидениях. Каждый пример, привёденный в книге, является своего рода головоломкой, к которой нужно найти решение.

С развитием медицины учёных все больше начал заботить вопрос сновидений, как психологический процесс. Одним из них был Стивен Лаберж. Он разработал техники вхождения в состояние осознанных сновидений, которые помогают контролировать как сам сон, так и процесс засыпания. Лаберж продвинулся в своих исследованиях намного дальше Фрейда. На фоне работ С. Лабержа концепция анализа сновидений Фрейда выглядит несколько однобокой и поверхностной. Да, и сам Фрейд при жизни вносил ряд поправок в эту книгу, несмотря на ряд неточностей, и моментов, которые теряют свою актуальность в наши дни, книга Фрейда остаётся фундаментальным трудом по анализу и интерпретации снов.

Литература:
  1. Фрейд З. «Толкование сновидений»,
  2. Фрейд З. «Введение в психоанализ. Лекции»,
  3. Овчаренко В.И. «ФРЕЙД Зигмунд»

Текст публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Толкование символов

Если не вдаваться в технические детали, сущность толкования сводится к тому, чтобы со-настроиться с исследуемым образом, войти с ним в резонанс и напрямую — изнутри — ощутить его значение. После определенной практики такая настройка происходит сама собой, без дополнительных технических ухищрений.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда человек вдруг становится раздражительным. Он сам может подтвердить неуравновешенность своего состояния, но поначалу не способен определить, откуда оно такое взялось. Однако, если начать его аккуратно расспрашивать, то довольно легко нащупать то ключевое событие, которое выбило его из колеи и заставило раздражаться на все подряд. Вот техническая сторона толкования сновидения как раз и выполняет роль этих аккуратных наводящих вопросов, которые приводят сновидца к осознанию того смысла, который бессознательное вложило лично для него в тот или иной образ.

С другой стороны, человек знакомый с психологией и потративший какое-то время на исследование своей души легко и просто может сам указать на тот момент, когда возникло изначальное раздражение — ему для этого не нужны никакие подсказки извне, а достаточно просто сосредоточиться на своих ощущениях. И точно так же с образами сновидения — чтобы их понять, достаточно правильно на них сфокусироваться, и их внутренний смысл откроется сам собой и самым непосредственным образом.

Однако, на начальном этапе работы со сновидениями без технических костылей не обойтись.

В аналитической психологии главный метод толкования образов сновидения — это подбор ассоциаций. Техника совершенно простая: берем любой образ, пишем его посередине листа, а вокруг него пишем слова-ассоциации — все то, что приходит в голову в отношении этого образа. Продолжать надо до тех пор, пока первичный заряд ассоциаций не иссякнет, а потом помучаться еще немножко.

В результате, сформируется некое смысловое поле, описывающее исходный образ. Какие-то ассоциации будут казаться менее важными, какие-то неочевидными, а какие-то будут бить точно в цель. Механически такое ранжирование проделать невозможно — на этом этапе уже нужно учиться прислушиваться к себе, чтобы отделить «резонирующие» ассоциации от всей прочей шелухи. И где-то здесь же потихоньку начинает вызревать интуитивное понимание того, «о чем» этот образ. Остается только ухватить эту интуицию за хвост и выразить ее в словах. Для отработки этого маневра требуется практика, но куда уж без нее.

В реальной терапевтической практике подбор ассоциаций выполняется устно, но когда речь идет о самостоятельной работе, подобные записи — хороший способ достичь объективности в своем толковании. Без записей у ума остается слишком много лазеек, чтобы не видеть неугодного очевидного.

По этому же принципу следует разобрать все основные образы сновидения, начиная с самых эмоционально заряженных и переходя к менее важным. А итогом этой работы будет заново написанная история. Сюжет прежний, но вместо абстрактных образов, конкретные, задевающие за живое, значения и смыслы. Уже одно это здорово подстегивает процесс самопознания, а если удастся еще и понять взаимодействие этих новых смыслов в динамике сюжета, то это уже первый и значительный шаг к решению конкретной психологической проблемы.

Ключевой терапевтический момент в толковании сновидения состоит в том, что пациент должен сам понять смысл каждого образа, сам проследить развитие и логику сюжета и сам сделать из этого соответствующие выводы. Таким образом получается, что не посторонний человек дает ему какие-то комментарии относительно его душевного состояния, а сама его психика напрямую сообщает о существующей или назревающей проблеме. А не верить собственной душе уже гораздо сложнее…

Пример толкования

Возьмем для примера сновидение, которое в той или иной форме снится очень многим, и попробуем разобраться, в чем его смысл. Сюжет простой: сновидец оказывается в публичном месте без одежды. Знакомо?

Поскольку все мы выросли на одних и тех же сказках, очевидная параллель для всей этой сцены — это «голый король». Но даже если бы не было такой сказки, примерно к тем же выводам можно было бы прийти через личные ассоциации.

Что такое «одежда»? Это то, что нас защищает, скрывает от чужих глаз, маскирует или привлекает внимание, придает статус, позволяет завоевать симпатию, определяет социальную принадлежность. Согласны? Соответственно, одежда — это символ искусственной защитной оболочки, которую мы носим, чтобы защитить ранимое голое тело и обеспечить социальное признание

Что такое «оказаться без одежды на публике»? Это значит лишиться своей маскировки и предстать в истинном свете, таким, какой есть. В зависимости от того, какая эмоция по этому поводу была в сновидении, трактовка может быть разной. Если был страх, то это одна проблема, если стыд — уже немного другая. Так или иначе, смысл этого образа в том, чтобы противопоставить внешнюю оболочку и мнение о самом себе, тому, что сновидец представляет из себя на самом деле.

А еще дополнительно можно задаться вопросом о том, какая одежда была бы уместна в той ситуации. Ответ на этот вопрос поможет определиться, о чем именно говорит сновидение. Одно дело, когда речь идет об офисной одежде, другое — если это «парадный» вечерний наряд, третье — если бы ситуация требовала туристической экипировки. Смысл окончательного толкования может сильно меняться в зависимости от ответа. То есть, несмотря на общую очевидность сюжета, для точного толкования все равно требуются личные ассоциации и впечатления сновидца.

Остается сложить дважды два и мы легко придем к тому самому метафорическому подтексту, который подразумевался в истории про голого короля.

Сновидение с «раздеванием» акцентирует внимание сновидца на том, что одежда — это только одежда и никого, кроме самого себя, ею не обманешь. Такой сон напоминает, что нельзя путать свою внешнюю оболочку со своей «голой» сущностью, потому что рано или поздно это закончится горьким разоблачением… и это разоблачение уже светится где-то на горизонте — потому и случилось такое сновидение

Примерно вот таким образом и происходит толкование: вопросы, ответы, ассоциации, сопоставление и поиск взаимосвязей до тех пор, пока все не сложится в цельную картинку. Часто получается не одна, а несколько возможных трактовок — это нормальное дело. При регулярной работе, каждое последующее сновидениями дополняет предыдущее и тем самым помогает выбрать правильное тол кование.

Подземелья

Ехала в метро. Стою перед поездом и понимаю, что забыла сумку в переходе метро. Бегу за ней, нахожу, но в сумке нет телефона и кошелек наполовину пуст. В душе появилась такая паника и тревога (хотя даже во сне понимала, что документы-ключи на месте, остальное – ерунда).

Подземелье с туннелями — еще один очевидный символ бессознательного. Сумка с телефоном, деньгами, ключами и документами — очень богатый образ, а для женщины — особенно.

Полупустой кошелек, вероятно, говорит о растраченной энергии. Деньги в сновидениях — это указание на психическую энергию. И украденные, потерянные или найденные деньги часто вплетаются в сюжет сновидений. Терять деньги, очевидно, плохо, находить — хорошо.

Документы удостоверяющие личность тоже часто появляются в сновидениях и указывают на ту или иную самоидентификацию — представления человека о самом себе, сертификат личности.

Ключи и телефон — образы многозначительные, на них нужно вытаскивать личные ассоциации.

Общий сюжет сновидения не вполне ясен — нужно бы разобраться, что это за поезд, куда он идет, и чем вообще все закончилось. Но, очевидно, сновидение говорит о каком-то предстоящим путешествием по миру бессознательного (поезд метро) и угрозе утратить при этом привычные атрибуты личности (сумка). Или, если подходить к трактовке с другого конца, — привычные атрибуты личности мешают совершить путешествие.

Категории сновидений

В своей книге разделяет сновидения несколько категорий:

  1. Простые – сны с явным содержанием, в которых нет бессознательных подтекстов.
  2. Разумные сны – имеющие определённую последовательность событий, действий, но при этом в таких снах присутствуют элементы, которые могут показаться человеку странными или нелогичными.
  3. Тёмные, бессвязные или запутанные — сновидения, в которых нет логичной цепочки последовательности, присутствуют символы или метафорические ассоциации.

В сновидениях третьей категории Фрейд выделял две части: явную(декорации сна, сюжет) и латентную (проектируемую бессознательным пластом человеческой психики).

Бессознательные процессы

Также Фред описал в книге бессознательные процессы, действующие во время сна.

Сгущение – процесс, при котором символы появляется в концентрированном, сжатом виде.

Смещение – внимание переключается с главных объектов сна на второстепенные. Деформация – отрицательные проявления, сюжеты, образы с позиции нравственности перевоплощаются в приемлемые для сознания человека

Деформация – отрицательные проявления, сюжеты, образы с позиции нравственности перевоплощаются в приемлемые для сознания человека.

Построение сновидения — объекты восприятия нормальные для бодрствующего человека превращаются в абстрактные образы, требующие анализа, расшифровки.

Символизация – использование символов, для сокрытия подсознательных побуждений и образов от внутреннего цензора человека.

Вторичная переработка – желание человека в состоянии бодрствование, дать логичное и разумное объяснение увиденному сну.

Заключение

Пишу-пишу, а все мало — тема огромная. Нужно еще рассказать об архетипических сюжетах и символах в сновидениях, но это уже опять в статью не влезает. Если интерес к этой теме еще есть — напишу об этом отдельно исать или переходим к следующей теме уже?) Дважды обещанный разбор ваших сновидений уже написан — выложу завтра.

Прошлая статья начиналась со списка оговорок, и один из пунктов был о том, что не бывает универсально правильного толкования, оно всегда строго индивидуально. В связи с этим, возникает вопрос о том, есть ли вообще какой-то критерий «правильности» толкования?

Для серьезной работы со сновидениями «пациент» должен созреть — в том смысле, что он должен уже немножко понимать себя и основные принципы функционирования психики. Дело в том, что никто, кроме самого сновидца не может сказать, верно толкование или нет. И здесь у него неизбежно будет возникать соблазн трактовать спорные моменты «в свою пользу».

И хотя психолог, опираясь на свой опыт, может с большой точностью распознать общий смысл сновидения, с терапевтической точки зрения, это не будет иметь никакого практического смысла, пока сновидец не получит подтверждения правильности толкования на интуитивном уровне.

Когда трактовка верна и четко сформулирована, сновидец чувствует что-то вроде резонанса с ней — предложенная интерпретация вызывает внутренний отклик, какое-то глубинное согласие. А когда анализ пошел по ложному следу, даже самая логичная и элегантная интерпретация оставляет душу сновидца нетронутой, кажется ему сухой и надуманной.

Таким образом, мотивация пациента к тому, чтобы действительно разобраться в себе, должна быть сильна и чиста. В противном случае, толкование сновидений превратится для него в инструмент самооправдания, вместо того, чтобы быть инструментом самоисследования.

Ну и еще один момент. Описанная схема толкования — это чисто аналитический подход, который имеет свои очевидные минусы и ограничения, поэтому зацикливаться на нем ни в коем случае нельзя. Психика — штука неподвластная логике и, хотя, в некоторых своих аспектах она доступна анализу, самое интересное скрывается в сфере иррационального. В конце концов, сновидения нужно чувствовать, а не понимать, осознавать, а не анализировать.

Как и другие формы диагностики, толкование сновидений — это интуитивный и творческий процесс, а аналитические изыскания являются лишь вспомогательным инструментом.

p. s.

Сновидение — это неуправляемая галлюцинация, податливый мир чудес, в котором возможно все, и в него психика изливает свои проекции, свои конфликты, тревоги и чаяния… А маленький островок сознания, именуемый «Эго», — лишь один из незначительных персонажей этой галлюцинации.

p. p. s.

Задавайте вопросы, если что-то еще не понятно — завтра будет статья примерами толкований и небольшим общим FAQ-ом по сновидениям.