Трансперсональная психология

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология

Станислав Гроф, доктор медицинских наук, психиатр с более чем пятидесятилетним опытом исследований целительного потенциала необычных и измененных состояний сознания.  Он является одним из основателей и главным теоретиком трансперсональной психологии.

В 1993 году Ассоциация трансперсональной психологии отметила его почетной наградой за большой вклад в развитие трансперсональной психологии. Именно Станислав Гроф дал эмпирическое подтверждение трансперсональному подходу к пониманию человека.

Трансперсональная психология рассматривает человека глобально, как космическое существо.

Предполагается, что у каждого человека существует связь через коллективное бессознательное со всем человечеством.

В трансперсональной психологии используется модель души, которая подразумевает духовные и космические измерения. Существует возможность эволюции сознания.

Станислав Гроф показал, что за пределами нашего обычного сознания, существуют еще четыре области:

  • cенсорный барьер;
  • индивидуальное бессознательное;
  • уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы);
  • трансперсональная область.

С. Гроф считает, что трансперсональные явления указывают на связь человека с космосом. При этом сознание человека выходит за свои пределы и может преодолевать ограничение времени и пространства.

Исходя из опыта людей, переживших, так называемые, «пиковые переживания», или трансперсональные проявления сознания, которые в результате обретают понимание, что по-видимому сознание не является исключительно продуктом центральной нервной системы, можно сказать, что сознание проявляется не только у людей, а является общей характеристикой существования, вообще.Человеческая психика может быть сопоставима с размерами Вселенной. Каждый человек может получить доступ к информации о всей Вселенной и каждый, имея доступ ко всем частям Вселенной, в тоже время сам является ее частью и всей Вселенной сразу.Конечно, с точки зрения классической логики, эти рассуждения могут показаться абсурдными. Но ведь для того, чтобы описать человека со всех сторон, нам приходится признать тот парадоксальный факт, что человек в одно и тоже время и материальный объект, и обширное поле сознания.Трансперсональные переживания доступны большинству людей. Например, во время сеансов с психоделическими препаратами или используя современные техники экспериментальной психотерапии (музыка, холотропное погружение, работа с телом и т.д.).Иногда такие переживания могут охватывать человека во время спонтанных измененных состояний сознания.С. Гроф придавал большое значение перинатальной сфере бессознательного (переживание смерти и новое рождение). Это опыт проявляется в 4-ёх базовых перинатальных матрицах, которые формируются у человека в результате прохождения через 4 клинические стадии биологического рождения. Это переживания и ощущения организма с момента зачатия до завершения рождения. Впоследствии данное переживание не осознается, но существенным образом влияет на здоровье и психику человека.С помощью специальных методик (холотропное дыхание, ребёфинг и др.) человек может вывести на сознательный уровень информацию из перинатальной сферы в символической или реальной форме. Повторное проживание своего рождения дает устойчивое излечение психосоматических заболеваний и психопатологических отклонений.Трансперсональные явления включают не только трансценденцию преодоления временных барьеров, но и трансценденцию пространственных ограничений. Сюда можно отнести и опыт слияния с другим человеком в состоянии двуединства или опыт полного с ним отождествления, подстройку с сознанию целой группы лиц или расширение сознания до пределов всего человечества.

Важной категорий трансперсонального опыта являются разнообразные явления экстрасенсорного восприятия:

  • телепатия;
  • ясновидение;
  • предвидение или предсказание будущего;
  • опыт встреч с душами умерших и т.д.

«Интенсивность перинатальных переживаний превосходит все , что обычно рассматривается как предел выносливости индивида. Часто они сопровождаются идентификацией с другими личностями или с борющимся и страдающим человечеством .

Более того, другие виды явно трансперсональных переживаний — таких, как эволюционная память, элементы коллективного бессознательного и некоторые архетипы Юнга, — нередко составляют неотъемлемую часть перинатальных матриц.

Станислав Гроф

Перинатальный опыт и его влияние на последующую жизнь

Термин О. Ранка «травма рождения» получил широкое распространение в сообществе психологов. Сегодня в контексте трансперсонального направления действительно правомерно говорить о первом травматическом переживании, которое связано с рождением человека, – выходе из материнской утробы, первой инициации, когда из водной среды индивид попадает в наш привычный материальный мир. С этой точки зрения архетипически прочитываются все мифы о сотворении мира, о путешествии в лоно морских вод, о священном переходе через символическую реку (Лету), а также о связи водной стихии с иномиром.

Согласно учению С. Грофа, человеческий эмбрион проходит до рождения в мир четыре стадии, и каждая существенно влияет на его восприятие, оставляя значимый след в психике и косвенно воздействуя на дальнейшую судьбу.

  • 1 стадия – это «золотой век», когда он ощущает абсолютную безопасность, защиту материнской плацентой, беспроблемное существование.
  • 2 стадия – момент родовых схваток, пока еще без раскрытия матки. Это состояние сопоставимо с привычным нам ощущением «выхода нет».
  • 3 стадия – раскрытие матки, «свет в конце тоннеля», а также формирование сексуальности под влиянием импульса материнского организма (во время естественных родов женщина испытывает сексуальное возбуждение).
  • 4 стадия – «травма рождения», первый глоток воздуха, обязательный крик, смена окружающей среды и, как следствие, шок от всего происходящего.

С помощью холотропного дыхания С. Гроф вводил своих пациентов в особое состояние сознания – назвать его измененным не вполне корректно, скорее, это расширенное сознание, когда человек вспоминал очень многое из перинатального и младенческого опыта, а эти сведения не всегда возможно осознать даже после многочасовой психоаналитической работы.

Критика трансперсональной психологии[править]

Одну из первых критических оценок трансперсонального направления психологии предоставил экзистенциальный психолог Ролло Мэй, поставивший под вопрос концептуальные основы трансперсональной психологии. В частности Мэй считал, что трансперсональные психологи уделяют мало внимания «тёмной стороне» человеческой природы и экзистенциальному страданию. Похожие критические высказывания опубликовал Алекзандер, считавший, что трансперсональная психология в свете философии Уильяма Джеймса представляет собой философию, не сумевшую «адекватно учесть природу зла»

Данные критические замечания впоследствии были учтены и большее внимание стало уделяться этим аспектам человеческого существования

Когнитивный психолог Альберт Эллис поставил вопрос о научном статусе трансперсональной психологии и её отношении к религии и мистике. Ответ на данную критику со стороны трансперсональных психологов был опубликован Уилбером и Уолшем.

Фридман критиковал трансперсональную психологию за то, что она, по его мнению, как наука недоразвита, и отмечал несколько факторов, которые он считает антинаучными убеждениями в данной области. Фридман предложил различать трансперсональную психологию как научную психологию и более широкую область трансперсональных исследований, которые, как он считает, включают в себя ненаучные подходы. Учения таких духовных лидеров Западного мира, как Гурджиев и Алиса Бейли, зачастую находят рассмотрение в трансперсональной психологии, что ставит под угрозу респектабельность трансперсональной психологии и её статус как академической науки. Некоторые исследователи предлагают всё же различать трансперсональную психологию как науку — с одной стороны, и популярное культурное движение, действующее вне академического контекста — с другой.

НАСТОЯЩАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Исследуя данный подход, претендующий на интегральность, я столкнулась с некоторыми, на мой взгляд – неточностями.

Пример:

Предположим, что одну и ту же ситуацию рассматривают два человека. Один – классический материалист — атеист, который практически на все смотрит из правого верхнего квадранта, будучи уверенным, что все, что есть – это объективная реальность.

Другой – мистик, маг, человек, понимающий, что «объективный мир» лишь кажется таковым, в силу конвенциональной реальности, но, тем не менее, решающий прикладную задачу, для которой сознательно выбирает использовать перспективу правого верхнего квадранта.

С точки зрения модели Уилбера, оба человека «как бы» исходят из одной и той же перспективы, обозначаемый – правый верхний квадрант.

Но!

Мировоззрения обоих сильно различаются: т.е. на лицо два разных подхода: материалиста и мистика, а в модели они принадлежат одному и тому же квадранту, и оба описываются на языке «оно».

На мой взгляд, сводить их в одно – это грубая редукция.

Мистик и атеист, даже формально говоря об одном и том же, тем не менее, исходят из принципиально разных подходов.

И это, если я правильно поняла, в Интегральной Модели Уилбера не учитывается..

Почему?

На мой взгляд, потому, что в модели отсутствует точка координатора. Точка Я.

Того, откуда собственно человек смотрит на Мир.

Для большинства людей – это оправдано. Потому, что они смотрят на мир из одного из квадрантов, будучи как бы заперты в границах этого квадранта.

Но, интегрируя полноценно разные подходы, человек поднимается над квадрантами.

Поэтому, если с учетом вышеупомянутого, попытаться усовершенствовать эту модель, то мы получим:

Трансперсональная психология
Пирамиду, в которой сверху будет точка координатора, наблюдателя.

Таким образом, у плоскостной модели появиться – объем, и точка схода. То, куда можно стремится. Точка Целостности – где субъективное и объективное, внутреннее и внешнее сливаются. И появляется – Я.

На мой взгляд, без точки координатора, эта модель не полна. Если опираться только на квадранты, то возникает тенденция редуцировать описание реальности, профанировать, хотя сам Уилбер пишет – ни в коем случае этого делать нельзя. Сам же опускает точку координат, не уделяя ей достаточно внимания, подразумевая ее, но, не учитывая в описании модели.

Кроме того, Пирамида – задает направление развития.

Т.е. вершина пирамиды – цель развития человека. Появление этой точки позволяет говорить о трансцендентности Я, которое выходит за пределы плоскости, и это есть образ трансперсонального. И возможно, именно понимание этой точки, как Трансперсональной Позиции наблюдателя, Высшего Я и возвращает Интегральную Психологию Кена Уилбера в лоно Трансперсональной Парадигмы, показывая, что Интегральная Психология – всего лишь ветка Трансперсональной.

И если это так, то следующий качественный шаг в развитии Трансперсональной Психологии лежит за пределами Уилберовского Интегрального Подхода.

Рассмотрим МЕТОДОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ

Модель пирамиды, созданную мною, можно использовать, д

Трансперсональная психология
ля создания образа методологии развития, который может быть подскажет нам следующий шаг развития Трансперсональной Психологии.

Поразмышляв над методологией восхождения, выражаемой пирамидой, я увидела образ процесса интеграции:

Восходящий вокруг центральной оси к вершине пирамиды спиральный вихрь, поднимающий материал из квадрантов и синтезирующий его между собой.

Этот вихрь запускает движение вокруг оси, которое будет включать в себя различные аспекты жизни человека, и синтезировать материал всех квадрантов последовательно друг с другом, вовлекая в этот процесс все большие пространства.

Что может породить такой вихрь? Что может способствовать порождению такого вихря в ищущем трансценденции человеке? Как со стороны можно актуализировать этот процесс? Как способствовать раскрутке вихря, и увеличивать восходящую силу?

Это те вопросы, практические ответы на которые, могут лечь в фундамент следующего качественного скачка развития Трансперсональной психологии.

Эта моя статья – ставит целью начать разговор на эту тему.

Поэтому я приглашаю вас читатель подумать над поднятыми мною вопросами и поделиться со мною ответами на них.

Трансперсональная психология С.Грофа (метод холотропного дыхания)

Ученый занимался исследованием проникновения в бессознательную часть человеческой психики в измененном состоянии сознания. Данное погружение осуществлялось с помощью психоделических средств. В дальнейшем, когда психоделики оказались запрещенными, автор разработал новый метод входа в измененное состояние сознания – холотропное дыхание.

С. Гроф обнаружил, что существует несколько барьеров, с которыми сталкивается человек, перед тем как выйти на уровень бессознательного (с помощью ЛСД или с помощью метода холотропного дыхания) :

  1. сенсорный барьер : при проникновение в бессознательное, сначала активируются органы чувств;
  2. индивидуальное бессознательное: воспоминания из прошлого, то, что вытеснено из сознания (например, неразрешенный конфликт, психотравмы);
  3. «перинатальные матрицы»: переживание смерти и нового рождения;
  4. трансперсональная область психики: взаимосвязь человека с космосом, в этот момент сознание человека выходит за пределы пространства и времени.

С.Гроф утверждает, что большинство проблем в жизни человека (межличностных, внутриличностных и психосоматических) связаны с одним из представленных уровней и коренятся на одном из них. Поэтому для того, чтобы решить свои проблемы, человеку необходимо встретиться и пережить их на одном из этих уровней. Для этого и был разработан метод холотропного дыхания. Суть метода заключается в частом глубоком дыхании, в результате которого человек выходит в измененное состояние сознания. Постепенно активизируется внутренний поток энергии, при этом задача человека идти за этим потоком. Человек поддается всему приходящему: издает звуки, принимает различные непроизвольные позы, испытывает различные эмоции. Таким образом, весь накопившийся в подсознании, мешающий человек жить материал, высвобождается и человек освобождается (расслабляется).

Техника тета-хилинг

Трансперсональная психология

Эта методика трансперсональной психологии была придумана Вианной Стайбл в период, когда она боролась с онкологическим заболеванием. Она помогает достичь внутренней гармонии и удовлетворения жизнью.
Попасть в состояние тета, согласно теории Стайбл, можно 2 способами.

Способ первый

План действий таков:

  1. Сядьте на стул, ступни поставьте на пол, держите спину ровно.
  2. Закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните. Между вдохами делайте небольшие паузы.
  3. Расслабьтесь. Мысленно переместитесь в область сердца. Сформируйте там сгусток энергии.
  4. Заберите энергию от сердца и выбросьте ее в центр Земли. После снова соберите ее в сгусток (в виде шара). Поднимите вверх над собой, помещением, в котором вы находитесь, вашим городом, страной и т.д. Выйдите в космос.

Все, что вам осталось, — плыть в космосе до тех пор, пока не увидите жемчужное белое свечение. Это ваша главная цель. В полете будьте осторожны, избегайте синих участков.

Способ второй

Сядьте на стул, займите удобное положение, расслабьтесь. Закрыв глаза, сделайте глубокие вдохи и выдохи. Как и в предыдущем случае, сосредоточьтесь на энергии, расположенной в области сердца. Дальше действовать нужно так:

  1. Представьте, что вы и стул – единое целое. Ваши молекулы и частицы стула сплетаются между собой. Но при этом все сохраняют свою форму, очертания.
  2. Теперь представьте, что вы на молекулярном уровне сливаетесь с предметами, которые находятся в комнате. А после и с самой комнатой.
  3. Следующий этап – слияние с домом, городом, природой, планетой и т.д. Не ограничивайте сознание. Мысленно выходите в космос.

Последний этап – единение с белым светом и некой космической желеобразной субстанцией. В результате вы сможете соединиться со Вселенной, попав таким образом в состояние тета.

Истоки зарождения этого направления

Рассмотрим данный феномен глазами доктора филологических наук, доктора философских наук П. С. Гуревича, который участвовал в тематической радиопрограмме на станции «Маяк». Психологию вообще относят к числу самых молодых областей знания, а трансперсональной психологии всего-то более 50 лет. У истоков этого направления стоит фигура К. Г. Юнга – его понимание коллективного бессознательного, интерес к мировой мифологии, религии и культуре как отражению универсальных законов человеческой психики, известных любому человеку априори, значительно расширили понимание феномена психического. Отто Ранк, последователь З. Фрейда, одним из первых заинтересовался «сроками» зарождения психики и сознания, справедливо считая, что даже в утробе матери эмбрион уже обладает сознанием определенного вида и неким набором психических функций.Через какое-то время научный мир потрясли книги С. Грофа, врача-анестезиолога, дававшего пациентам ЛСД при медицинских показаниях и систематизировавшего видения, которые посещают этих людей. Гроф разделил эти видения на четыре разновидности:

  • образы размытые, наподобие картин импрессионистов (узоры, абстракции);
  • картины, истоком которых была жизнь больного (в том числе на очень глубинном, досознательном уровне);
  • видения из эмбрионального состояния (картины, объяснения которым могли дать только старшие родственники пациента – их человек наблюдал еще до рождения, буквально из утробы матери);
  • ощущения себя в облике человека иной эпохи (каменотеса, рыцаря и т. п.) – что косвенно отсылает к идее реинкарнации и заставляет принимать эту версию.

Как свидетельствует П. С. Гуревич, именно два последних типа видений стали настоящим потрясением для ученого мира и до сих пор вызывают ряд вопросов.

Трансперсональная психология как наука.

Трансперсональная психология (ТП), одна из популярных и известных психологических концепций зародившихся в середине 20 века, занимает довольно особое место.

Во-первых потому, что не признана большинством ученых в академических психологических кругах и при этом весьма популярна.
Во-вторых, по причине того, что ее основные базовые положения не подлежат проверке эмпирическим путем, и хотя то же самое можно сказать и про многие другие направления психологии, именно трансперсональной психологии выпала сомнительная честь стать этаким еретическим направлением среди прочих психологических теорий.

Причина по которой ТП рассматривается многими учеными как некая разновидность неомистицизма очевидна — именно трансперсональные психологи впервые открыто заговорили о том, что такой особый вид человеческих переживаний, как мистический (религиозный) опыт реально существует и оказывает немалое влияние на человеческую психику в смысле ее потребностей и мотивов, а также на уровень психологического благополучия человека.

Однако,  главным фактором было то, что этот опыт одновременно позиционировался и как инструмент исследования не только «психокосма» человека (что было бы вполне правомерно с точки зрения науки), но и прочего мира, который издавна серьезные ученые привыкли считать «объективным», и подлежащем исключительно исследованиям, построенным на научных принципах. Именно это по всей видимости и стало тем камнем преткновения за которым скрывается скептическое отношение ученых к ТП.

В этом контексте совершенно уместно будет вспомнить отношение такой серьезной и научной дисциплины, как бихевиоризм, к прочим психологическим направлениям, которые, с его точки зрения, точно также рассматривались как ересь. В их число входили и, ныне широко признанные учеными, аналитическая психология и психоанализ.
С другой стороны всем давно ясно, что строго эмпирическим методами пользуется не так уж много направлений изучающих человеческое сознание, и основной вопрос здесь, как всегда, упирается в то, какие именно методы исследования окружающего мира можно считать научными, а какие нет.

Еще большее значение имеет тот факт, что любое психологическое направление это, как правило, сугубо прикладной метод, базирующийся на различных приемах психологической работы с клиентом, и опирающийся на теорию, которая сама по себе часто имеет лишь второстепенное значение и в этом контексте не так уж и важно, какие именно идеи легли в основу того, что действует и помогает человеку. Тем не менее в науке всегда существует незримая, но неумолимая грань, которая, несмотря ни на что, способна навешивать ярлыки по определенным признакам научности или не научности исходных предпосылок

И в этом случае несколько категорически не принимаемых научным сообществом идей способны легко вывести за пределы общей парадигмы целые успешно работающие направления. Особенно это касается такого уязвимого в этом смысле направления, как психология.

Как факт, на сегодняшний день трансперсональная психология не признана большинством ученых, как научная дисциплина, однако в 1996 году на базе Британского психологического общества было создано отделение ТП, что можно считать знаком ограниченного признания этого направления среди по крайней мере английских психологов.

Основные идеи трансперсональной психологии

Трансперсональная психология основывается на существовании бессознательной составляющей психики любого индивида. Неосознанные компоненты воздействуют на образ мыслей, взгляды, реакции, поступки и поведение индивидуума на протяжении всей жизни. Бессознательный пласт психики включает жизненные переживания, вытесненные из сознания в силу разнообразных причин. В подсознании индивида также находятся воспоминания, никак не привязанные к его жизни, например, разнообразные воплощения себя или коллективное бессознательное.

Трансперсональная дисциплина акцентирует внимание на важные психологические аспекты личности. Однако главенствующую роль отводит именно духовности

Эта психологическая наука изучает сознание, которое в определённых состояниях способно выходить за рамки собственного Эго. Расширение границ Эго происходит, когда индивид погружается в изменённое состояние личного сознания.

Существуют разнообразные техники, помогающие человеку понять себя и собственный внутренний мир. В момент трансперсональных переживаний психика индивида претерпевает разнообразные изменения. Человек начинает чувствовать единение с космосом и разрешает свои накопившиеся психоэмоциональные проблемы.

Если же взрослый человек не в состоянии справиться со своими психологическими проблемами самостоятельно, рекомендуем обратится к специалисту.

Преимущества терапии с инструментарием трансперсональной психологии

Действительно, после работ С. Грофа стало возможным получать доступ к глубинному материалу, ранее не только считавшемуся недоступным, но даже не бравшемуся в серьезный расчет. Это экономит время и силы, позволяет непосредственно обращаться к проработке проблем пациента.

Основные положения трансперсональной психологии звучат очень современно, они вписываются в актуальную картину мира, созданную нынешними точными науками: сознание не индивидуально, оно имеет ряд тесных взаимосвязей с космосом, мирозданием. Широко известны откровения ряда поэтов, писателей и музыкантов о том, что они воплощали свои произведения по принципу «перевода» с иного языка на язык искусства. В этом языке есть все потенциалы и все смыслы, все открытия и все знание, которое только в определенные моменты приоткрывается человеческому сознанию. Широко известны примеры интуитивных научных открытий (знаменитый сон Д. Менделеева, в котором окончательно оформилась его таблица химических элементов, законы Архимеда, Ньютона и другие). Можно ли их назвать, в строгом смысле, открытиями? Или это догадка, взгляд с неожиданной и нетипичной позиции на, казалось бы, обычное явление?

Согласно убеждениям трансперсональных психологов, понимание мозга человека должно утратить черты некоей сакральности и уникальности – мозг, по словам П. С. Гуревича, является лишь ретранслятором информации, поступающей из космоса или из Вселенной. Отсюда феномен архетипов, о которых говорил К. Юнг, — универсального априорного знания и понимания мира.

С этой точки зрения трансперсональная психология очень современна, она вписывается в квантовую парадигму мира, принятую сегодня. Более того, она открывает широкие возможности для терапии пациентов, способствуя глубинному чувствованию и пониманию законов индивидуального через всеобщее. Само по себе ощущение, что проблема переживалась и переживается многими, дает пациенту возможность ощутить свою связь с другими, осознать принадлежность к человеческому сообществу, а стратегии разрешения проблемы останется просто выбрать из имеющегося арсенала.

Кроме того, сама идея смерти становится условной: если я помню что-то из предыдущих жизней, то смерть условна. Я – больше собственной смерти, мое сознание никогда не умирало, менялась лишь телесная оболочка. И здесь, конечно, широкое поле для разрешения экзистенциальных вопросов.

Кроме того, несомненным достижением этой сферы знания стала перинатальная психология, благодаря которой будущие матери и отцы учатся взаимодействовать с ребенком еще до его рождения, укрепляя внутрисемейные связи и уменьшая подверженность травматизации в семье.

Трансперсональная психология

Трансперсональная психологияТрансперсональная психология

Трансперсональная психология — появилась в 60-е годы XX в. Претендует на роль «четвертой силы». Ищет новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках первых «трех сил» — психоанализа, бихевиоризма и психологии гуманистической.

Первоочередно это относится к предельным возможностям психики, к так называемым мистическим переживаниям, мистическому сознанию и прочему, — формам особого духовного опыта, требующим при анализе взгляда не с традиционных научных позиций.

В центре психологии трансперсональной — «психологии за пределами личности» — так называемые состояния сознания измененные (-> сознание: состояние измененное), переживание коих может привести к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Лидер этого направления — С.

Гроф, разработавший метод дыхания холотропного, иначе называемого ребефингом.

Согласно мнению сторонников психологии трансперсональной, проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания — что часто бывает связано со страданием и его преодолением — ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в новые, более целостные отношения с миром. Основными теоретическими источниками психологии трансперсональной признаются психоанализ и восточные философские системы с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира.

Главная отличительная черта подхода — модель души, в коей признаются значимость духовного и космического измерения и возможностей эволюции сознания, а также готовность последовать за клиентом в новые сферы опыта.

Используются, в частности, понятия бессознательного коллективного, сверхсознания и пр. В психотических состояниях видится духовный кризис и ресурс саморазвития.

Особые переживания, возникающие в измененных состояниях сознания, позволяют клиенту встретиться не просто с собственным бессознательным, но прожить опыт, соотносимый с духовным и космическим измерениями.

Головин С.Ю. — Словарь практического психолога

Трансперсональная психология (от лат. trans – сквозь, через + рersоna – личность и греч. psyche – душа + logos – учение) — ряд психологических направлений. Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C. Lilly, T. Dethlefsen, J.C. Pierakos, L. Orr, С. Гроф , Р. Ассаджоли , К. Дюркгейм . В 1969 г. возник журнал Journal of Transpersonal Psychology.

Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это — формы измененного сознания, спиритический опыт, „ключевые переживания“, сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества. Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии — обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком

Но в данном направлении особая ориентация на цели, которые трансцендентируют индивида. А. Маслоу , который считается основателем гуманистической психологии, считал, что она служит лишь ступенькой к психологии трансперсональной

Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии — обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком. Но в данном направлении особая ориентация на цели, которые трансцендентируют индивида. А. Маслоу , который считается основателем гуманистической психологии, считал, что она служит лишь ступенькой к психологии трансперсональной.

В силу этого считается, что сначала должны быть отработаны невротические и психосоматические нарушения, прежде чем будет начат путь расширения сознания. Вместе с тем, одни и те же феномены могут толковаться в клинической и трансперсональной психологии как диаметрально противоположные по знаку валентности. Уже З.

Фрейд (1930) трактовал медитативные („океанические“) ощущения адептов восточных религий как симптом инфантильной беспомощности, а Ф. Александер трактовал медитацию как „самоиндуцированную кататонию“. Различие между трансперсональным опытом и психозом заключается прежде всего в произвольности воспроизведения особых состояний сознания.

Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие. Есть попытки трактовать трансперсональный опыт в контексте новых мировоззренческих представлений.

Скачать книги по трансперсональной психологии