Тренинговое занятие «стресс и способы регуляции эмоционального состояния»

Программа тренинга

Тренинг проводится в течение двух-трех часов с группой наполняемостью 10–15 человек.

Группа подбирается из состава сотрудников, у которых проявляются симптомы стресса или эмоционального выгорания, либо менеджерами по персоналу, либо по рекомендации руководителя подразделения.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.

Помещение, оборудование и материалы:

— аудитория вмещающая 15 человек с пространством для активных действий, оборудованная ПК, проектором, колонками;
— стулья по количеству участников тренинга;
— парты, по количеству подгрупп участников (2-3 шт.);
— ручки, фломастеры;
— карточки из бумаги форматом А5;
— фотоаппарат.

Цели тренинга:
1. Профилактика психологического здоровья сотрудников.

2. Ознакомление сотрудников с приемами борьбы со стрессом и прокрастинацией.

3. Сбор информации для проведения корпоративных мероприятий, улучшению микроклимата компании, созданию условий для благоприятной рабочей среды.

Задачи тренинга:
1. Снижение уровня эмоционального выгорания сотрудников.

2. Планирование посредством «мозгового штурма» мероприятий по профилактике эмоционального выгорания.

3. Повышение уровня сплоченности коллектива.

Тренинг состоит из трёх частей.

Первая (вводная) направлена на знакомство, создание атмосферы доверия, добро-желательности и принятия участниками тренинга друг друга.

Вторая (основная) направлена на поиск возможностей, индивидуальных мотиваторов и мероприятий в работе коллектива для снижения эмоционального напряжения, создания комфортной рабочей среды.

Третья (заключительная) – на знакомство с методами быстрого снятия стресса, эмоционального и физического напряжения, дыхательной и звуковой гимнастикой.

Занятие 1

Перед занятием всем участникам тренинга
предлагается нарисовать свое настроение.
Предложить карандаши, мелки, фломастеры и бумагу
(2 мин).

1) Вступление (10 мин)

Большинство из нас уже настолько привыкло к
душевному и мышечному напряжению, что
воспринимают его как естественное состояние,
даже не осознавая, насколько это вредно. Следует
четко уяснить, что освоив релаксацию, можно
научиться это напряжение регулировать,
приостанавливать и расслаблять по собственной
воле, по своему желанию. Полная мышечная
релаксация оказывает положительное влияние на
психику и нормализует душевное равновесие, дает
необходимый короткий отдых мозгу.

Рассмотрим сначала естественные способы
регуляции организма.
Наверняка вы интуитивно
используете многие из них, назовите какие именно?
Названные способы записываются ведущим на доске.
(Участники перечисляют: длительный сон, вкусная
еда, общение с природой и животными, баня, массаж,
движение, танцы, музыка, смех, размышление о
приятном, различные движения потягивания,
расслабления мышц, вдыхание свежего воздуха и
т.д.). Попробуйте задать себе вопросы:

— Что помогает вам поднять настроение,
переключиться?

— Что я могу использовать из выше
перечисленного?

На бумаге, составьте перечень этих способов.

К сожалению, подобные средства нельзя, как
правило, использовать на работе, непосредственно
в тот момент, когда возникла напряженная
ситуация или накопилось утомление. В таких
случаях можно использовать специальные
способы саморегуляции,
которые достаточно
просты в использовании, весьма эффективны, и для
их освоения требуется минимальное количество
времени. Прежде чем начать обучение, предлагаю
вам встать в круг и представиться.

2) Упражнение “Меня зовут…” (2-3 мин)

Каждый участник группы называет свое имя так,
как ему нравится, и как бы он хотел, чтобы
обращались к нему.

3) Игра “Приветствие” (2 мин)

Каждый участник тренинга приветствует своего
соседа, называя его по имени.

Основная часть

4) Проблемная ситуация “Вспомни что-нибудь
неприятное” (5-7 мин)

Участникам предлагается закрыть глаза и
вспомнить какое-либо неприятное событие,
происшедшее с ним совсем недавно (в течение 1 мин)
со всеми подробностями и, не открывая глаза
застыть в том положении, в котором участники
находились в процессе воспоминания. С помощью
“внутреннего взгляда посмотреть” на то, в каком
состоянии находятся мышцы тела поочередно
(начинаем с лицевых мышц и заканчивая ногами)
запомнить данное состояние мышц и те ощущения,
которые возникли, и открыть глаза.

Обсуждение ощущений:

  • какие ощущения возникли в процессе
    воспоминания?
  • какие ощущения были в мышцах?
  • где больше всего чувствовалось напряжение?
  • приятным было такое состояние?

Беседа о том, какой вред для здоровья наносит
постоянное напряжение, и о том, что с этим можно
справиться разными способами.

5) Упражнение “Вспомни неприятную ситуацию
и расслабься” (3-4 мин)

Участники вновь погружаются в воспоминания той
же ситуации, но при этом стараются
контролировать мышечное напряжение и в случае
возникновения напряжения – расслабиться. После
данного упражнения каждый участник
рассказывает:

  • насколько удалось расслабиться;
  • какие ощущения возникли после расслабления;
  • какое настроение сейчас;
  • осталось ли напряжение или дискомфорт в теле.

6) Телесно ориентированное упражнение
“Погода” (3 мин)

Участники разбиваются по парам. Один
отворачивается к партнеру спиной, он – бумага,
второй – художник. Ведущий предлагает
“художникам” нарисовать на “бумаге” (спине)
сначала теплый ласковый ветер, затем
усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень,
переходящий в град, снова ветер, переходящий в
теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое
теплое солнышко согревающее всю землю. По
окончании упражнения, участники меняются
местами. Каждый участник высказывает свое мнение
и рассказывает о тех ощущениях, которые
появились в процессе игры.

7) Игра “Снежки” (2 мин)

Участникам предлагается бумагу, они комкают ее
и делают “снежки”. Играющие разделяются на две
команды, становятся друг против друга и начинают
бросать “снежки” друг в друга. Побеждает та
команда, у которой на момент остановки игры
окажется меньше всего “снежков” на их
территории.

Заключительная часть

8) Рефлексия (5-7 мин)

Домашнее задание – совершенствовать
способность расслабления мышц в стрессовых
ситуациях или при воспоминании о них.

«Подводные камни» в психологии управления человеком

Большинство книг по психологии управления, которые тоннами пылятся на наших полках, ориентируют читателя на то, чтобы по внешним признакам определять психику другого человека. На первый взгляд кажется, что распознавание по векторам носит такой же характер. Но это не так.

Например, взяли вы суетливого кожника работать на кассе. Такой вроде деловой был, оперативный, быстро обсуживал клиентов. Пока в один прекрасный день не сбежал со всей кассой — и поминай как звали. От таких ошибок полностью застрахован работодатель, который овладел психологией управления на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Дело в том, что знание психологических законов управления подразумевает необходимость оценивать не только сами свойства человека, но и степень их развития и реализации. Недостаточно развитый носитель кожного вектора действительно может быть устремлен к покраже. А вот развитый — напротив, будет всячески радеть о прибыли фирмы и не возьмет чужого. Распознать, с кем вы имеете дело, становится легко, если вы получили глубинные знания об устройстве человеческой психики. Тогда вы точно знаете, что от человека стоит ждать, а на что он просто не способен. Смотрите видео:

Кроме того, важнейшим критерием является объем желания человека. Взяли амбициозного кожника на работу и первое время нарадоваться не могли — он брал и брал новые высоты, стремился к карьерному росту, много работал. Пока не достиг определенного уровня. И вдруг «остановился».

Никакие попытки дополнительной мотивации уже не срабатывают. Почему? Такие психологические закономерности в управленческой деятельности необходимо знать. Все просто. Человек наполнил объем своего желания, и ему достаточно. Например, его желанный «потолок» был в размере 1000 долларов ежемесячно. Это его предел.

Его психика выдерживает стресс только в размере 1000 долларов и не больше. Хотя сознательно он может пытаться расти дальше, однако у него это просто не получится. Но такой ситуации можно избежать, если в психологии управления вы будете способны заранее оценить не только свойства человека и степень его развития, но и объем его желаний.

Релаксация

Цель – осознать, найти и снять мышечные зажимы, напряжение; научиться мышечному контролю.

«Напряжение-расслабление»

Встаньте прямо, сосредоточьте внимание на правой руке и напрягите ее. Через несколько секунд сбросьте напряжение

Сделайте то же с левой рукой, потом одновременно с обеими. После – с правой ногой, левой ногой, обеими ногами, поясницей, шеей.

 «Мышечная энергия»

  1. Как можно сильнее согните указательный палец правой руки (не повредите его).
  2. Почувствуйте, куда уходит напряжение. Сам палец, кисть, локоть, шея?
  3. Теперь постарайтесь постепенно ослаблять напряжение: в шее, плече, локте. Но палец все еще согнут и напряжен.
  4. Снимите напряжение с других пальцев. Указательный не трогаем.
  5. Удалось? Снимите напряжение с указательного пальца.
  6. Проделайте то же с левой ногой (вдавите пятку в пол, не переусердствуйте).
  7. Куда уходит напряжение? Постепенно расслабляйте, как и в случае с пальцем.
  8. После этого напрягите спину. Оговорюсь, что людям с больной спиной (грыжа, остеохондроз) это упражнение не подходит. Если ваша спина здорова, то наклонитесь и представьте, что на спину положили ящик.
  9. Куда уходит напряжение? Постепенно расслабляйте все тело, в последнюю очередь – спину.

Тренинги развития навыков управляемого конфликта:

  • Боевая соционика
  • Тренинг развития памяти
  • Тренинг командообразования (тимбилдинг)
  • Женский психологический тренинг

Отзывы о моих тренингах:

Определение своего психологического состояния, возможность сопротивления психологическим нагрузкам и получение рекомендаций от специалистов — это предлагаемый нами профессиональный тренинг. Мужчины и женщин любых возрастов получают возможность оценки своих действий в текущей ситуации. Так психологический тренинг для мужчин позволит выявить и скорректировать основные факторы неудач в личной и профессиональной деятельности, вселить уверенность и придать вектор на развитие социально значимых навыков. Психологический тренинг для женщин, наряду с перечисленными выше возможностями, гарантирует определение причин семейных неурядиц, дает возможность разобраться в собственных чувствах и понять вашу роль в отношениях с мужчинами.

Как правило, наши тренинги для женщин в СПб — это целый комплекс мероприятий, которые согласованны между собой и представляют профессиональный инструмент психологов. Именно поэтому, каждый посетитель тренингов может получить ответы на волнующие его вопросы социализации, психологических состояний или дальнейших действий в той или иной ситуации. Например, довольно частый вопрос, как выйти замуж, тренинг с определенной спецификой, дает вполне реальные схемы реабилитации своего сознания, поднятия уровня уверенности в совершаемых действиях.

Основным составляющим фактором действенных тренингов, являются лекции. Соционика, освещенная специалистами в доступной форме, позволяет руководствоваться основными постулатами науки в реальной жизни. И, как показывает практика, более 90% слушателей лекций оказываются в более выгодном положении, реализуя полученные знания в повседневной деятельности. Именно соционика, тренинг, направленный на улучшение коммуникационных навыков и вселяет уверенность в различных ситуациях.

Психологи, среди прочих практикумов, выделяют тренинги по общению с людьми, так как в их основе заложены основополагающие принципы коммуникации. Не секрет, что большинство проблем связаны именно с отсутствием навыков общения, умения донести свои требования или желания. Тренинги коммуникативных навыков гарантируют вам значительное улучшение во многих областях повседневного общения с людьми, позволяют реализовать свои стремления в деловой и бытовой сферах. Естественно, что для более точного исполнения существующих методик, потребуется и тренинг определения психотипа, направленный на выявление личностных характеристик, которые можно мобилизовать для борьбы с теми или иными проблемами психологического характера. Мы ждем вас на наших тренингах и надеемся, что вы получите новые и действенные навыки совершенствования внутреннего сознания.

Послесловие

Социально-психологический тренинг повышает социально-психологическую компетентность личности за счет развития конкретных (цель, задачи и тема тренинга) компетенций. Тренинг можно рассматривать и как метод группового консультирования, и как метод воздействия на личность (коллектив) с целью изменения коллектива, особенностей поведения и мышления личности.

Компетентность в общении и социальном взаимодействии – одна из самых важных. Потому социально-психологические тренинги используют при подготовке врачей, педагогов, психологов, руководителей, менеджеров и других специалистов, чья профессия связана с ежедневными социальными контактами. Тренинги помогают формировать «социальный иммунитет».