Расширение восприятия

Позиция восприятия

Справочник психолога

В человеческом восприятии и в человеческом опыте можно выделить три позиции, три точки зрения, с которых он воспринимает, оценивает окружающую ситуацию и своё участие в ней. Они тесно связаны с понятием ассоциации и диссоциации. Коротко ассоциацию можно определить как жизнь в своем теле. Это и есть первая позиция восприятия .

  • Важным компонентом первой позиции является эмоциональная и сенсорная включённость в происходящие события. Это хорошо если события носят положительный характер, но в случае негативных событий первая позиция наиболее подвержена психологическим травмам.
  • Вторая позиция – это попытка взглянуть на ситуацию глазами другого человека, участвующего в ней, попытка понять его мысли, понять, что оппонент испытывает собственные чувства, собственные эмоции отличные от вас. Вторая позиция особенно важна в понимании сложных человеческих взаимоотношений.
  • Третья позиция – позиция стороннего наблюдателя. Она используется в психотерапии для того, чтобы выйти из состояния эмоционального напряжения, привести мысли в порядок, успокоиться, подумать рационально. Данная позиция называется диссоциированной.

М. Гордеев

Способность видеть себя со стороны даёт вам возможность «пересмотреть» события «с другой точки зрения» и увидеть его по-новому, как будто оно происходит с кем-то другим. Лучший вариант юмора имеет в качестве составляющей иной взгляд на себя.

…Многие из проблем ассоциированных людей можно устранить, научив их диссоциироваться в нужные моменты. Например, диссоциацию можно использовать, чтобы контролировать боль. Наблюдая за тем, как вы испытываете боль, вы не находитесь внутри собственного тела, которое её чувствует.

Вы можете оказать себе настоящую услугу, потратив немного времени, чтобы диссоциированно пробежаться по нескольким из своих неприятных воспоминаний. Выясните, как далеко вам нужно отодвинуть картины, чтобы, спокойно рассматривая их, вы всё же могли видеть достаточно ясно, чтобы на них учиться …

АССОЦИИРОВАТЬСЯ С ПРИЯТНЫМИ ВОСПОМИНАНИЯМИ И ДИССОЦИИРОВАТЬСЯ ОТ НЕПРИЯТНЫХ – ВОТ ЧТО ВЫ УЧИТЕ ДЕЛАТЬ СВОЙ МОЗГ .

Это один из наиболее глубоких и всеобъемлющих способов изменения качества человеческого опыта и возникающего в результате ПОВЕДЕНИЯ .

Р. Бэндлер

В любой ситуации вы должны знать собственную позицию и понимать позиции других людей, хотя не обязательно с ними соглашаться. И только достигнув этого, вы сможете сделать ментальный шаг наружу и оценить сложившиеся отношения.

… Взаимопонимание вырастает на основе нашего умения занимать вторую позицию. Занимая вторую позицию, мы пытаемся понять другого человека с его собственной точки зрения… Мы не должны осуждать поведение других людей, а должны попытаться понять их.

Отношения, приносящие удовлетворение, строятся на взаимопонимании, а не на согласии.Дж. О’Коннор 

Вторая позиция восприятия: «Другие»

Вторая позиция восприятия – это подход человека, ставящего себя на место других и смотрящий на мир их глазами. Как говорится, чтобы поймать преступника, нужно мыслить как преступник; чтобы понять другого человека, «пройдись в его обуви», влезь в его шкуру. Именно это умеют и делают люди с главенствующей второй позицией восприятия.

Их прежде всего интересует, хорошо ли их партнеру, собеседнику, коллеге, другу

Это встроенная модель мышления, основа которой построена на заочном авторитете окружающих, повышенной важности их мнения, а в утрированном варианте — на более высокой ценности их жизни по сравнению со своей

Бывает, что такой человек не в состоянии попросить свои деньги обратно только из-за нежелания обидеть, показаться скрягой, испортить отношения. Их сочувственность и эмпатичность бросают их в ситуации, где помощь другим часто осуществляется в ущерб себе.

Из-за этой эмпатии люди с доминирующей второй позицией восприятия часто болеют, легко заражаясь состоянием людей, которым они сочувствуют (ведь со-чувствовать значит чувствовать как другой человек).

В одном из экстремальных проявлений случается следующее: как только в своей жизни намечаются проблемы, эти люди, бывает, «сбегают» в жизнь чужую — начинают помогать другим, решать их проблемы и болеть за них, как за себя. Всё дело в том, что они не привыкли следовать своим интересам, из-за чего не всегда умеют работать со своей жизнью, и им гораздо проще быть в ответе за кого-то другого, нежели за себя.

В другом случае человек может не совершать многих действий и планов, руководствуясь тем, «что подумают люди», как то или это на них отразится, как они это оценят, и оценят ли, и так далее. Без управления это может тормозить движение вперед, вести неврозам и закомплексованности.

Расширение восприятия

Тревоги и негативные эмоции — тёмная сторона и эмоциональный багаж второй позиции.

Но у второй позиции есть и сильное проявление — это  талантливые пиарщики, маркетологи и любые другие успешные представители сферы обслуживания. Благодаря умению чувствовать тренды и предугадывать желания других людей такие люди обходят сопротивление клиентов и удовлетворяют их нужды, как никто другой. Вообще, сфера обслуживания самых разных уровней – это та стезя, на которой они могут очень преуспеть благодаря своему чутью, эмпатии и клиент ориентированности.

Плюсы:

  • Эмпатия
  • Умение поладить со всеми
  •        Любовь и симпатия окружающих
  • Умение чувствовать тренды и желания других
  • Альтруизм
  • Широкая карта за счет способности увидеть одну ситуацию глазами разных людей

Минусы:

  • Тревожно-мнительность и обидчивость
  • Позиции жертвы или спасателя
  • Жизнь в угоду другим без учета своих интересов
  • Парализующий cтрах обидеть других или не понравиться им
  • Заражение чужими эмоциями, в том числе негативными