Тревожно-ответственный

Виды тревожных состояний

Существует 2 вида тревожности:

  1. Личностная (ЛТ) или активная (АТ).
  2. Ситуативная (СТ) или реактивная (РТ).

Выделяют также понятие нормальной тревожности (НТ). Это уровень напряжения конкретного человека, основанный на опыте. Механизм НТ направлен на своевременную мобилизацию систем организма на случай наступления неблагоприятных условий. НТ считается естественной чертой, которая свойственна всем психически здоровым людям.

Выходящая за рамки нормы реакция выражается в дезорганизационном воздействии на личность потенциальных неблагоприятных развитий. Человек становится беспомощным, неуверенным в своих силах, его поведение теряет смысловую целенаправленность, снижается активность.

Уровень тревожности зависит от следующих факторов:

  • индивидуальных психологических особенностей;
  • предрасположенность психики к переживаниям;
  • ранее пережитый опыт;
  • особенности культурной, социальной среды.

Термины активная и реактивная тревожность используются в психологии для определения степени вовлечённости личности в происходящие события. РТ даёт характеристику реактивности, т. е. позволяет оценить вовлечённость, погружённость черт личности в происходящие внутренние и внешние процессы.

Тревожно-ответственный

АТ позволяет оценить активность личности в формировании свойств характера. Это один из признаков типа темперамента (сангвиники, меланхолики, флегматики, холерики).

Взаимосвязи и различия

Главное различие СТ и ЛТ заключается в том, что:

  • первое проявление — объективная реакция на конкретное событие;
  • второе проявление — субъективное состояние, влияющее на принятие решений и стратегию поведения, которое может не соответствовать реальным масштабам угрозы.

Простым языком — ситуативная тревожность подразумевает общие закономерности развития реакции на различные события и ситуации, а ЛТ определяет индивидуальные особенности реакции людей на одни и те же события. Оба явления тесно взаимосвязаны и психологи рассматривают их во взаимосвязи.

Личностная тревожность развивается из ситуативной, при частом столкновении человека с последней. Она часто проявляется как ситуативная тревожность. По этой причине при устранении проявлений тревожности обязательно оценивается степень личностных и ситуативных проявлений.

Тревожно-ответственный

Стадии тревоги

Волнения всегда присутствуют в нашей жизни. Не бывает людей, которые бы не испытывали этого чувства. Она мешает человеку, тормозит его в реализации желаний.

Мы всегда чего-то хотим, что-то планируем и к чему-то стремимся, а значит и опасения непременный атрибут жизни любого человека. Сперва мы сталкиваемся с беспокойством и вместо того, чтобы достигать поставленной цели, часть мыслей занято размышлениями на совершенно посторонние темы, связанные с трудностями.

Тревожно-ответственный

Беспокойство заставляет нас выбирать один из двух путей решения проблемы: либо мы отказываемся от изначальной задумки, либо, невзирая ни на что, продолжаем совершать действия, которые в итоге помогут реализовать задуманное.

Если причина страхов не пропадает, то тревога перерастает в тревожное ожидание. Двигаться дальше становится все сложнее. Сам организм начинает свидетельствовать о грядущей опасности и вырабатывает различные неприятные для организма гормоны. На поведении и жизни это, конечно же, отражается: человеку сложнее сосредоточиться, но при этом становится сложно усидеть на месте. Возникает период неуместной активности, не дающей никаких результатов.

Если вы сталкиваетесь с этим в повседневной жизни довольно часто, могу предложить вам книги, которые подскажут как справиться с коррекцией этого поведения и «лечить» тревогу.

Тревожность у детей: что делать

Тревожность возникает у детей, которые находятся в постоянной стрессовой среде дома, наблюдают приступы тревоги у родителей, близких, или подвергаются постоянному давлению. В книгах об эмоциональном поведении говорится, что тревожность у детей возникает в таких ситуациях:

  • Повышенные требования со стороны родителей или школы. Например, когда родители (учителя) хотят, чтобы ребенок был успешен во всех сферах и ругают его, когда это не так. У детей появляется страх не оправдать ожидания, которые на него возлагают. Дети вырастают, а страх не добиться успеха остается. Так и зарождается тревожность.
  • Унижение в семье. Так с детства формируется неадекватная самооценка. Ребенок воспринимает себя хуже других, ведь такое мнения ему внушили родители или близкие. Формируются комплексы, которые в будущем перерастают не только в тревожные опасения, но и имеют более значительные последствия.
  • Манипулирование. Часто родители могут использовать запугивания, чтобы повлиять на поведение ребенка. Например, родители говорят, что отдадут ребенка в детдом или пугают фобиями. Такой метод не всегда действенный, а главное может нанести вред психологическому состоянию ребенка.

Что поможет предотвратить тревожный синдром у детей

Контроль эмоций. Родители имеют огромное влияние на ребенка. В ситуациях непослушания не стоит запугивать ребенка, а научить его правильно реагировать на замечания родителей. Не злиться и не кричать, а за достижения всегда хвалить.

Помогать ребенку справляться с фобиями. Если избавиться от большинства страхов в детстве, это поможет избежать повышенного уровня тревожности во взрослой жизни. Например, стоит научить детей плавать в детстве, объяснить, что темнота ничем не страшна и т.п.

Заботиться об эмоциональной сфере. В детстве мы подвержены влиянию и травмам как никогда

Очень важно позаботиться о психоэмоциональном состоянии ребенка, чтобы предотвратить нервные расстройства.

Тревожность – это защита. Она помогает заботиться о собственной безопасности. Иногда тревожность обретает слишком частый характер, что мешает спокойной, размеренной жизни. Чтобы от нее избавиться, нужно работать над физическим и эмоциональным здоровьем, сменить вредные привычки на полезные хобби и вовремя планировать дела. Если беспокойство связанно с тревожностью детей, то пора позаботиться об их эмоциональном самочувствии, помогать бороться с фобиями и не завышать свои требования к ним.

Успокойте «внутреннего ребенка»

Выдающийся психотерапевт Эрик Берн предложил различать внутри каждого человека три части: Взрослого, Родителя и Ребенка. Именно в нашей детской части возникают тревоги, беспокойство, неуверенность. Поэтому, когда вы чувствуете тревогу, следует обращаться прямо к вашему Ребенку.

Пройдите тест «В чем нуждается ваш внутренний ребенок?»

Говорить с ним надо так, как вы общаетесь с пятилетними детьми, то есть мягким голосом спокойно утешать, успокаивать, поддерживать, помогать детской части в вас почувствовать себя хорошо. Кроме разговора, можно позаботиться о ней и по-другому: накрыться теплым пледом, сделать себе чай, включить приятную музыку. Это не убегание от проблемы, а забота о себе, о своем комфорте, чтобы успокоиться и потом вернуться к обдумыванию сложной ситуации уже в более спокойном состоянии.

Тревожный и эмотив

Брачный союз тревожного с эмотивом можно назвать счастливым лотерейным билетом, так как два этих психотипа идеально сочетаются между собой. Трудности могут возникать лишь тогда, когда невротический уровень тревожного в силу стрессовых реакций повышается и доходит до степени выраженной болезненности.

В идеале же эмотив и тревожный нежно преданны друг другу. Их союз отличает крайняя терпимость, доброжелательность, готовность ринуться друг другу на помощь.

Ранимость тревожного, помноженная на мягкость эмотива, порой приводит к семейному уединению. Такой брак можно смело назвать продолжительным и счастливым, полным взаимной поддержки и глубокого понимания внутреннего состояния друг друга.

Жертвенность, которая свойственна обоим, освещает семейный союз на всем протяжении его существования. Потоки любви буквально извергаются из эмотива, смягчая тревожно-мнительные проявления партнера.

Хорошо проиллюстрировать такую пару может произведение Н. Гоголя «Старосветские помещики», в котором оба супруга ведут идиллическую, несколько уединенную, но полную тихой нежности жизнь.

Оба партнера неустанно признаются друг другу в любви, со стороны пара смотрится очень трогательно

Если в семье появляется ребенок, его также окружают вниманием, полным сердечности и доброты. Совместный ребенок еще больше сплачивает союз тревожного и эмотива.

Эмотивный супруг, способный создать самые идеальные условия для тревожного, позволяет последнему сгладить свои сензитивные личностные черты, полностью раскрыться и в буквальном смысле «расцвести». Тревожный, окруженный любовью и преданностью эмотива, реализуется на профессиональном поприще, в семейном кругу и в кругу друзей.

Оба партнера наполняют свой домашний очаг «милыми мелочами» вроде цветов, предметов искусства, изысканной музыки, так как являются утонченными натурами, способными в силу своей ранимости чувствовать глубже и сильнее.

Столь крепкий союз оказывается устойчивым перед лицом жизненных невзгод и неприятностей за счет неиссякаемой взаимной поддержки партнеров. Для тревожного семейный очаг становится тем оплотом, благодаря которому он успешно «зализывает раны» от соприкосновения с «этим жестоким миром».

Что такое шкала тревожности?

шкала тревожности

  1. Методика Спилбергера-Ханина

Для определения личностной тревожностиОБЫЧНО

  • Я легко расстраиваюсь;
  • Я бываю вполне счастлив;
  • Я бываю доволен;
  • У меня бывает хандра.

Для определения ситуативной тревожностиВ ДАННЫЙ МОМЕНТ.

  • Я спокоен;
  • Я доволен;
  • Я нервничаю;
  • Я расстроен.
Набранные балы Уровень тревожности
Менее 30 Низкая
31-44 Умеренная
Свыше 45 Высокая
  1. Шкала определения тревожности у детей

методики многомерной оценки детской тревожности

  • общая тревожность;
  • отношения со сверстниками;
  • отношения с родителями;
  • отношения с учителями;
  • проверка знаний;
  • оценка окружающих;
  • успешность в обучении;
  • самовыражение;
  • снижение психической активности вызванные тревогой;
  • вегетативные проявления тревожности (затруднение дыхания, потливость, учащенное сердцебиение).
  • Отрицание тревоги – что может быть защитной реакцией;
  • Нормальный уровень тревоги, побуждающий к действию;
  • Повышенный уровень – в определенных ситуациях тревога нарушает адаптацию ребенка;
  • Высокий уровень – необходима коррекция тревожности.

Страх отказа вреден для жизни

Страх подобен свету маяка, который предупреждает об опасности. Если луч слишком яркий, он бьет в глаза, и рулевой теряет ориентацию. Парализующий страх губит то, что боятся потерять.

Человек стремится к удовольствию и избегает боли. Боль потери здоровья, семьи, дома и самой жизни по значимости приравнивается страданиям от утраты уважения, привязанности, денег и власти над людьми. Страх быть отвергнутым произошел от боязни потерять любовь, а лишиться расположения означало в первобытные времена изгнание из племени. Таким образом, генетическая память приравнивает боязнь отказа к страху смерти от голода в одиночестве.

Если мужчине отказывает любимая женщина, это не станет причиной его голодной смерти. Зато возможно самоубийство, если этот мужчина взвинтил цену любви конкретной женщины до цены собственной жизни. Реальная причина ее отказа страдальца не устраивает, он придумывает свою — он не достоин любви ни одной женщины. Таким образом, его убивает страх будущих отказов.

Тревожно-ответственный

Способы защититься от отказа

Когда ребенок осознает свой страх быть отвергнутым, то ищет способ, как с этим жить дальше.

Первый способ — подчиниться и стать «хорошим». Это успешная, но недальновидная стратегия. Страх быть отвергнутым остается, а правила игры все время усложняются. Послушные дети вырастают в тревожно-ответственных перфекционистов. Их девиз: «Не дадим повода нас разлюбить».

Второй способ — бороться с теми, кто отвергает. Это тупиковая стратегия в отношениях с людьми. Ребенок борется не за справедливое к себе отношение, а против любого оценивания. Его девиз: «Вы все равно меня не любите, мне терять нечего».

Третий способ — перестать подстраиваться под мнение окружающих. Стратегия работает у людей с высокой самооценкой. Девиз этой группы: «Я себе дорог, в чужой оценке не нуждаюсь».

Нарочито грубое поведение, несуразная одежда и едкая критика окружающих — имитация безразличного отношения к мнению других. Сам факт бунта и его размах говорят о том, что страх быть отверженным является настолько серьезным противником, что на борьбу с ним брошены все силы.

Тревожно-ответственный

Начать диалог

Мы сочувствуем окружающим: близким, коллегам по работе, друзьям, соседям или просто случайным попутчикам. Но сочувствовать, не заражаясь тревогой, не повышая свой собственный уровень тревожности, очень трудно.

Для тревожных людей проблемы и опасности всегда реальны. Они не придумывают их, но преувеличивают реальные трудности и начинают их бояться. Они уверены, что окружающие просто не догадываются о том, насколько опасен мир.

«Люди, склонные к беспокойству, очень рассудительны, — уточняет Анна Варга. — В разговорах они приводят логические доводы и жестко отстаивают свой взгляд на события. Не стоит заводить с ними разговор «по горячим следам», то есть когда они возбуждены чем-то и безапелляционны. Лучше поговорить позже, когда близкий вам человек немного «остынет».

Не подвергайте сомнениям его тревоги и не пытайтесь переубедить. Выслушайте, успокойте, согласитесь: да, тревожно, я понимаю, что тебя это так беспокоит, и постарайтесь переключить его мысли на что-то иное

И всегда обращайте его внимание на позитивные стороны конкретной ситуации. Проявите терпение и понимание: человеку нужно время, чтобы измениться, так что ваши усилия — это долгосрочная инвестиция

Скажите это вежливо

Человечество давно разработало систему поведения, призванную снижать тревогу и тесно связанное с ней агрессивное поведение. Речь идет об общепринятых ритуалах вежливости. Их миссия состоит в том, чтобы сообщить нашему собеседнику: я не несу в себе опасности, а потому беспокоиться не стоит.

Рукопожатие или приветствие открытой ладонью можно рассматривать как демонстрацию руки без оружия, улыбку — как знак приязни, вежливое обращение — как выражение уверенности в милосердии собеседника или даже завуалированную просьбу о снисхождении.

Виды

Среди существующих типов тревожного расстройства чаще всего в медицинской практике встречается адаптативное и генерализованное тревожное расстройство. В первом случае человек испытывает неконтролируемую тревогу в сочетании с иными негативными эмоциями при приспосабливании к какой-либо стрессовой ситуации. При генерализованном тревожном расстройстве чувство тревоги сохраняется перманентно и может направляться на самые различные объекты.

Существует несколько видов тревожности, наиболее изученными и чаще всего встречающимися из них являются:

Социальная тревожность. Человек испытывает дискомфорт, находясь среди большого скопления людей, например, в школе, на работе и т.д. Вследствие этого люди сознательно пытаются избегать некоторых видов деятельности: не знакомятся с людьми, отказываются от публичных мероприятий;
Публичная тревожность. При таком расстройстве чувство тревоги остро проявляется на любых массовых мероприятиях. Это могут быть экзамены, публичные конференции и т.д. В основе этой тревоги лежит неуверенность человека в том, что он сможет справиться с поставленной задачей, страх оказаться в неловкой ситуации

При этом, внимание концентрируется не на основной задаче, а на возможных неприятностях, которые предположительно могли бы произойти;

Тревога, появляющаяся при необходимости сделать определенный выбор. Когда нужно принять определенное решение тревога может корениться в неуверенности в правильности выбора, страхе перед ответственностью, а также ощущении собственной беспомощности;
Посттравматическая тревожность

Очень часто состояние постоянной тревоги появляется после пережитой психологической травмы. Человек испытывает беспричинное беспокойство, ожидает опасности, просыпается среди ночи с криком, не понимая причин собственных страхов;
Экзистенциальная тревога. По сути, это осознание человеком того факта, что когда-то он может умереть. Такая тревога имеет три основных проявления: страх перед смертью, страх осуждения и несоответствия ожиданиям других людей, а также страх того, что жизнь проходит впустую;
Разделенное тревожное расстройство. При данном нарушении человек испытывает острый приступ тревоги и паники, если оказывается вне какого-либо места или отделенным от конкретного человека;
Обсессивно-компульсивное расстройство. Иррациональные, навязчивые тревожные мысли можно назвать главным и основным симптомом этого тревожного расстройства, при этом больной всегда осознает болезненность своего состояния, но не может самостоятельно избавиться от своих повторяющихся тревог и идей;
Соматогенная тревога. Состояние тревожности, выступающая в качестве симптома какого-либо соматического заболевания.

У некоторых людей тревога является чертой характера, когда состояние психической напряженности присутствует всегда вне зависимости от конкретных обстоятельств. В других случаях тревога становится своеобразным средством избегания конфликтных ситуаций. При этом эмоциональное напряжение постепенно накапливается и может привести к возникновению фобий.

Для иных людей тревога становится оборотной стороной контроля. Как правило, состояние тревожности характерно для людей, стремящихся к безупречности, обладающих повышенной эмоциональной возбудимостью, нетерпимостью к ошибкам, беспокоящимся о собственном здоровье.

Тревожно-ответственныйПомимо разнообразных видов тревожности, можно выделить и основные ее формы: открытую и закрытую. Открытую тревогу человек переживает осознанно, при этом такое состояние может быть острым и нерегулируемым либо компенсируемым и контролируемым. Осознаваемую и значимую для конкретной личности тревожность называют «насаждаемой» или «культивируемой». В таком случае тревога выступает в виде своеобразного регулятора активности человека.

Скрытое тревожное расстройство встречается намного реже, нежели открытое. Такая тревога является в различной степени неосознаваемой и может проявляться в поведении человека, излишнем внешнем спокойствии и т.д. В психологии такое состояние иногда называют «неадекватным спокойствием».

Какие волнения охватывают тревожную личность

Тревожно-ответственныйТакой человек боится всего, что его окружает

Все воспринимается, как угроза. Когда нет объективных причин для беспокойства, такой индивид их просто выдумает.
Тревожная личность живет так, словно имеет радар, который позволяет обнаруживать неприятности.
Такой индивид предполагает возможность развития катастрофы

Ему важно приложить все свои силы, чтобы смочь исключить даже малое осложнение.
Такой индивид всегда осторожен, старается все удерживать под контролем.
В любой ситуации, в первую очередь, обнаруживает возможный риск.
Когда имеет место неопределенность, он всегда выберет самый плохой вариант возможных событий, то есть даже не попытается найти что-то хорошее, а сразу станет бояться самого худшего.
Думая о будущем, такой человек также задумывается о возможных угрозах.

Существует определенная ситуация, когда повышенная тревожность превращается в заболевание, требующее лечения. К беспокойному состоянию, бесконечным мыслям о возможной катастрофе, постоянному нарастающему напряжению присоединяются и иные симптомы:

  • повышенная потливость;
  • мышечное напряжение;
  • тахикардия;
  • ощущение комка в горле;
  • постоянная бдительность происходящего.

В данной ситуации очень важна помощь специалиста.

https://youtube.com/watch?v=2iZGVoY0liA

Понятие тревожности

Склонность переживать сильную напряжённость по незначительным поводам называют тревожностью. Это психологическое своеобразие темперамента личности имеет индивидуальные черты у каждого человека. Рассматриваемое явление также можно определить следующим образом — ситуативное состояние эмоциональной напряжённости, активно влияющее на поведение и самочувствие.

Психологи склоняются к мнению, что тревожность имеет частично приобретённую, частично врождённую природу. Такая особенность темперамента формируется благодаря сочетанию:

  • генетических характеристик;
  • внутренних конфликтов оценочного характера;
  • неправильных действий родителей, воспитателей, педагогов.

Ряд исследователей считает, что причина формирования психологической характеристики кроется в ранее пережитых отношениях, с неблагоприятным опытом.

Тревожный и паранойял

Если вопреки всем законам логики состоялся брачный союз тревожного и паранойяла, семейная «идиллия» для окружающих будет смотреться несколько дико. Дело в том, что агрессивный и напористый паранойял использует свою вторую половинку исключительно как средство исполнения своих директивных указаний. Чувствительный и обладающий низким жизненным тонусом тревожный супруг попросту не смеет перечить своему жесткому, тотально лишенному гибкости партнеру.

Тревожный психотип всегда совестлив и порядочен, поэтому беспринципность в достижении целей упорным паранойяльным мужем или женой может легко привести его к невротическим реакциям, к которым он предрасположен в силу своей слабой нервной системы.

Тревожно-мнительный, однако, иногда способен оказывать мягкое противодействие супругу, но делает это окольными путями, дабы не провоцировать «бурю в стакане воды».

В браке тревожный психотип крайне уступчив и предан своей половине. Со стороны семейный союз напоминает скорее «служение» тревожного супруга паранойяльному, который смиренно терпит все выходки жесткого партнера. Поэтому такой союз оказывается достаточно прочным и продолжительным, так как инициатива по поводу разрыва отношений тревожно-мнительному психотипу не свойственна. Его девиз в браке звучит приблизительно так: терпеть и сносить, несмотря ни на что.

Виды тревожности

В зависимости от причин, влияющих на ее развитии, бывает:

Личностная тревожность

Это тревожность, которая не взаимосвязана с окружающей остановкой и происходящими событиями. При чрезмерно выраженной личностной тревожности окружающий мир воспринимается как угрожающий и опасный.

Ситуативная или реактивная тревожность

Тревожность, которая представляет собой реакцию на какое-либо событие или ситуацию в жизни человека.  Например, совершенно нормальным считается слегка тревожиться перед экзаменом в институте или собеседованием на работе. Данные переживания характерны для всех людей. Они имеют мобилизирующую функцию, стимулируя подготовку к предстоящему событию, снижая, таким образом, риск неудачи.

В зависимости от сферы возникновения тревожность может быть:

  • Учебная  – возникающая в процессе обучения;
  • Межличностная – обусловлена конфликтами и сложностями в общении;
  • Социальная – появляется из-за понимания необходимости взаимодействия с окружающими людьми: процесс знакомства, непосредственного общения и т.д.;
  • Тревожность, вызванная представлениями о самом себе – завышенные притязания (ожидания) и заниженная самооценка, несовпадение между «хочу» и «могу»;
  • Тревожность, обусловленная ситуацией выбора – неприятные чувства, возникающие в процессе принятия решения и связанные с необходимостью сделать выбор.

По воздействию на волевые процессы человека:

  • Мобилизирующая тревожность – побуждает человека к действиям, снижающим неблагоприятные последствия ситуации и риск неудачи посредством активизации мышления, волевых процессов и увеличения физической активности.
  • Тормозящая тревожность – парализует волю человека, осложняет принятие решений, тормозит мыслительные процессы и выполнение активных действий, которые могли бы помочь выйти из сложных ситуаций.

По степени адекватности ситуации:

  • Адекватная тревожность – естественная реакция на реально существующие трудности и проблемы в различных сферах жизни (семья, рабочий коллектив, учебная деятельность).
  • Неадекватная тревожность – возникает в ситуациях, не являющихся потенциально опасными, однако человек рассматривает их как несущие угрозу его жизни, здоровью, самооценке и т.д.

По степени выраженности:

  • Пониженная тревожность – характеризуется тем, что человеку не свойственно испытывать чувство тревоги даже в ситуациях, опасных для жизни. Как следствие, человек не может оценить степень угрозы адекватно, чересчур спокоен, не предполагает возможность возникновения трудностей и наличие рисков.
  • Оптимальная тревожность – имеет умеренное выражение, не препятствует  выполнению функций, а скорее мобилизует организм, улучшая мыслительную деятельность и волевые способности человека. Также выполняет защитную и предохранительную функцию в опасных ситуациях.
  • Повышенная тревожность – мешающая нормальному функционированию и жизнедеятельности человека, потому как является неадекватной реакцией на ситуации, не несущие угрозы или негативные последствия.

Логика эмоций

Понять тревожного человека непросто, да и ему самому многие люди кажутся неадекватными. Может быть, поэтому так редко встречаются семейные пары, в которых один из двоих был бы по-настоящему тревожен, а другой — беспечен. Хотя именно таких людей часто объединяет многолетняя дружба.

«Любовь возникает между людьми со схожим уровнем тревоги. Беспокойные люди — «одной крови», при том что зоны их тревог могут не совпадать, — объясняет Анна Варга. — Они беспокоятся по разным поводам и часто не воспринимают переживания другого всерьез.

Например, мать волнуется за сына-школьника: классная руководительница явно «точит на него зуб». Муж уверяет ее, что поводов для беспокойства нет, а она просто неадекватна. При этом он сам тревожится, к примеру, из-за того, что неудачно припарковал машину: ее могут поцарапать и т. д.»

«Моя сестра во всем видит угрозу и отовсюду ожидает подвоха. А когда действительно происходит что-то серьезное, она просто теряет голову, — рассказывает 32-летняя Ирина. — Когда моя 10-летняя племянница Саша упала с велосипеда, сестра буквально рыдала: «Как я могла это допустить!» И потом несколько дней не отпускала дочь от себя ни на шаг.

Все попытки ободрить ее, доказать, что ничего страшного не произошло — легкий ушиб руки, а могло быть хуже, — обижали и раздражали ее. Ей казалось, что мы совершенно не понимаем всей серьезности ситуации».

«Когда человек тревожится, он находится в мире эмоций, — поясняет Анна Варга. — Рассказывая о своих переживаниях, он нередко подкрепляет их демонстративным поведением — и все для того, чтобы его ощущения не подвергли сомнению, чтобы его пожалели, посочувствовали, поддержали.

Оказываясь рядом с ним, близкие, как правило, пытаются остудить его эмоции и говорят с ним с точки зрения логики, с позиции рационального мира. Он кричит: «Мне плохо!» — и слышит, как ему кажется, холодный ответ: «В чем дело, что такого случилось? Давай разберемся». Конструктивного диалога не получается, ведь люди говорят на разных языках. В результате обижаются друг на друга, замыкаются и непонимание усиливается».

Когда человек кричит о том, что ему плохо, а его не слышат, он начинает кричать еще громче, но, как правило, добивается лишь того, что близкие еще упорнее уходят в свой рациональный мир, пытаясь спрятаться, абстрагироваться от его тревожности.

«В результате к психотерапевтам приходят пары, где один из супругов давно разучился чувствовать, а другой — думать. Один думает за всех, другой чувствует за всех, и оба страдают от того, что они потеряли контакт», — комментирует Анна Варга.

Тревожно-ответственный