Как учиться эффективно?

Новые технологии решают все

Если мы говорим об успешных людях, то тут картина в точности противоположная – они учатся постоянно. Если вы работаете в одной из передовых и наиболее востребованных современных профессий, то есть очень большая вероятность, что вам еще придется ее сменить. И возможно не раз. А до этого – постоянно осваивать огромные объемы новой информации, потому как самые передовые сферы развиваются очень быстро: «революции» совершаются раз в несколько лет, а всякие улучшения, новые технологии и новые способы ведения дел возникают чуть ли ни каждый месяц – не успеешь моргнуть глазом, и конкуренция тебя уже съела.

Если хотите быть экспертом в своей области, то вам нужно постоянно держать руку на пульсе. Сделать это не так уж просто, возможностей учиться стало гораздо меньше. Теперь каждый час, посвященный учебе, должен быть предварительно выкроен из плотного расписания либо отнят у семьи, друзей или дорогих сердцу хобби.

Именно поэтому навыки эффективного самообучения становятся для нас как нельзя более актуальными. Они не так уж нужны были нам в школе, когда времени на учебу было завались, а большая часть впихиваемых в нас знаний так и не пригодилась. Худо-бедно могли мы обойтись без них и в институте. Но во взрослом возрасте сохранять все такой же низкий КПД учебного процесса стало непозволительной роскошью.

Как учиться эффективно?

Как же начать учиться эффективно и что для этого нужно понимать?

Не забывайте о сне

Представьте: завтра вас ждёт крупный проект или важная презентация, а вы не готовы. Большинство людей ляжет спать очень поздно, пытаясь успеть всё выучить. Конечно, даже если на следующий день вы будете валиться с ног от истощения, ваша упорная работа принесёт свои плоды. Но всё же для нашего мозга такой подход к изучению материала не самый эффективный.

Исследования доказали Memory for Semantically Related and Unrelated Declarative Information: The Benefit of Sleep, the Cost of Wake , что между сном и обучением существует тесная связь. Он крайне важен в процессе запоминания. Новая информация закрепляется в памяти во время фазы глубокого сна, для этого нужно лечь спать в течении 12 часов после её изучения. Студенты, которые усердно учатся, но при этом не отказывают себе в полноценном отдыхе, не только лучше успевают в учёбе, но и просто чувствуют себя счастливее.

Профилактика мозга или как учиться быстрее всегда

Мозг представляет собой сложный механизм. Нередко его даже сравнивают с очень мощным компьютером. И если провести аналогию, легко понять, что, как и любой механизм или компьютер, он требует систематического технического обслуживания. В противном случае справляться с задачами ему будет сложно. Вот ряд привычек, которыми можно овладеть, чтобы обучаться было легче и быстрее:

Занятия спортом. Как показали неоднократные научные исследования, физические нагрузки помогают не только укрепить здоровье и натренировать тело, но и улучшить работоспособность мозга. Когда чувствуете, что мозг переутомлен, сделайте передышку и сходите на пробежку, выполните простую зарядку или поплавайте в бассейне. Уже через 15 минут вы заметите, что стали лучше концентрироваться, а мышление приобрело ясность.

Медитация. Эта практика известна с очень древних времен, причем люди использовали ее как для релаксации, снятия стресса и успокоения мыслей, так и для улучшения памяти, концентрации и других способностей, очень важных в жизни вообще и в обучении в частности.

Питье воды. О том, почему нужно пить воду, вы, наверное, и сами прекрасно знаете (если нет, почитайте нашу статью «10 причин пить воду каждый день»). Здесь же мы только скажем, что ученые из университета Восточного Лондона обнаружили, что обычная питьевая вода способствует лучшей концентрации и решению сложных задач. В издании Daily Mail были опубликованы результаты исследований, согласно которым, люди, которые испытывают жажду, думают на 14% медленнее тех, кто регулярно пьет воду.

Употребление Омега-3. Эти кислоты просто незаменимы, т.к. нормализуют нервные процессы и восстанавливают их, если они были нарушены

К ним относятся память, скорость мышления и внимание. Так что если хотите, чтобы мозг работал лучше, кушайте грецкие орехи, тыквенные семечки, палтус, сардину, скумбрию и лосось

А если любите салаты, добавляйте в них льняное масло – это вкусно и полезно.

Здоровый сон. И в очередной раз мы говорим о сне. Высыпаться нужно просто обязательно, чтобы мозг функционировал стабильно и эффективно. Благодаря сну повышается скорость восприятия, улучшается способность принимать решения и делать правильные умозаключения, обеспечивается высокий уровень интеллекта. Кстати, если перед сном еще раз перечитать лекцию или стихотворение или повторить важный материал, за ночь информация лучше закрепится в памяти.

Хобби и увлечения. Как уже ни раз было сказано, постоянно заниматься какой-то одной деятельностью совсем не полезно и даже вредно. Вы должны отвлекаться, чтобы обеспечить мозгу полноценный отдых. А переключаться специалисты рекомендуют на какие-то интересные занятия. Попробуйте найти для себя такое увлечение или хобби, которое будет связано с концентрацией внимания и координацией. Примером может послужить жонглирование. Было даже исследование, показавшее, что регулярное жонглирование положительно действует на работу мозга. А вообще можно заниматься и каким-то интересным интеллектуальным трудом, к примеру, разгадыванием шарад, загадок, головоломок, отгадыванием кроссвордов и сканвордов, играми на развитие мышления и т.д.

Веселье и развлечения. Уже не одну сотню лет известно, что смех не просто улучшает настроение и поднимает жизненный тонус, а способствует развитию креативности, нейтрализует негативные эмоции, помогает находить решения множества проблем и даже быстрее достигать целей.

Такая вот несложная профилактика мозга поможет вам всегда быть на позитиве и успешнее справляться с разными задачами, в том числе и с учебными. Однако процесс обучения можно многократно улучшить и другими способами. Давай посмотрим, что еще мы можем сделать, чтобы учиться быстрее.

Время и самоорганизация

Об этом вопросе стоит поговорить отдельно, пусть он и является одной из составляющих планирования

Задумываясь о самостоятельном обучении, очень важно уяснить тот факт, что вы сами распоряжаетесь своим временным ресурсом, и никто не будет «давать вам пинка». Т.е

важен вопрос именно самодисциплины. Он включает в себя и распорядок дня и умение заставить себя делать то, что вы должны делать, вопреки множеству «веских» причин отложить запланированную работу на потом. Звучит, возможно, несколько наивно, однако большинство людей не могут организовать себя, когда начинают самостоятельно обучаться или, например, уходят работать во фриланс. Создаётся видимость того, что времени ещё достаточно и в результате важные дела откладываются на потом, что впоследствии приводит к спешке и даже срыву проектов. Для организации своего времени и расстановки приоритетов в делах удобно использовать матрицу Эйзенхауэра – не примените возможностью с ней познакомиться.

Чётко определите, сколько часов в день/дней в месяц вы будете заниматься самообразованием. Если самостоятельно обучение для вас – это лишь способ, так сказать, подтянуть хвосты, повысить эрудицию и т.п., то можно уделять обучению от одного до двух-трёх часов в день. Если же это вопрос повышения квалификации, претензия на то, чтобы стать специалистом в какой-то области, то обучению должно уделяться гораздо большее время. Но это нужно определять, исходя из поставленных задач.

Кроме того, чтобы любую свободную минутку можно было провести с пользой, рекомендуется иметь в быстром доступе какие-то учебные материалы: книги, распечатки, файлы в электронной книге или на планшете. Ими можно пользоваться даже в транспорте, когда предстоит продолжительный путь, или стоя в очереди – вместо того, чтобы «считать ворон», можно изучить новый раздел учебника или прочесть интересную статью.

Психолингвистика

Продолжительность курса: 9 недель.Площадка: Coursera.Организатор курса: Санкт-Петербургский государственный университет.Язык: русский. без сертификата.

Психолингвистика — это комплексная дисциплина, исследующая речевые процессы и находящаяся на стыке психологии и лингвистики. Этот курс познакомит всех желающих с основными понятиями, терминами, современными подходами и методами данной сферы.

Авторы расскажут о существующих теориях появления языка, экспериментальной морфологии и синтаксисе, а также о лингвистических исследованиях письма, чтения, билингвизма, устной спонтанной и детской речи.

Найдите связь между тем, что вы учите, и тем, что вы уже знаете

Авторы книги «Запомнить всё. Усвоение знаний без скуки и зубрёжки» утверждают, что многие известные нам способы обучения непродуктивны. Они могут создавать иллюзию усвоения информации, но она быстро забудется.

Ключевую роль в нашей способности выполнять сложные когнитивные задачи играет память. Например, она отвечает за то, чтобы мы могли применять полученные знания на практике, сталкиваясь с незнакомыми ранее трудностями, и делать выводы на основе известных фактов. Если вы сможете связать новые понятия с уже известными вам идеями, то лучше поймёте и запомните материал.

Этот метод использует Илон Маск, основатель компаний Tesla и SpaseX. Он рассматривает знания как «семантическое дерево». Маск советует, изучая новое, «убедиться в том, что вы понимаете основы, составляющие ствол дерева и большие ветви, перед тем как погружаться в листья — то есть детали — иначе последним просто будет не на чем расти». Когда вы связываете новое со старым, вы мысленно создаёте «крючки», на которые можно «повесить» получаемые знания.

Секреты хорошей учебы

Совет четвертый: научитесь планировать

Планирование – это то, о чем нам постоянно говорят преподаватели, но то, чему редко учат. Да и до того ли им – ведь они сами стараются неукоснительно следовать учебному плану, в который, собственно, не входит необходимость учить нас учиться!

Именно поэтому вы должны научиться планировать самостоятельно – это крайне необходимый навык, который пригодится не только в дальнейшей учебе, но и на любой работе, да и просто в вашей повседневной жизни.

Сознательно откладывая на потом самые сложные дела, вы сами прекрасно осознаете, что расходуете свое время нерационально. Начните с того, что составьте весь список дел в рамках учебного плана на одну неделю.

Это простое мероприятие, которое хоть и не выглядит (на первый взгляд) особенно полезным, поможет вам, на самом деле, избавить свою голову от ненужного хлама в виде перечня дел. Кроме того, вам удастся визуально оценить весь объем работы. Не забудьте проставить даты выполнения!

Затем стоит выделить наиболее сложные и затратные с точки зрения времени задачи и задания. Когда вы сделаете это, раскидайте ваши насущные заботы на каждый день недели, учитывая вашу загруженность в данный конкретный день.

Совет пятый: занимайтесь в группе с другими студентами

Работа в группе – это очень полезная и продуктивная практика для любого студента. Конечно, эффективность иногда может зависеть от того, над чем вы работаете. Возможно, если вы изучаете развитие живописи в эпоху Ренессанса, вам понадобится бутылка вина и уединение.

Однако, если сфера ваша обучения – прикладные науки (к примеру, медицина, математика, строительство), тогда изучение материала в группе, решение задач и совместный поиск правильных ответов могут быть очень эффективными.

Эффективность эта обусловлена тем, что процесс проверки материала становится более динамичным, привлекательным. Появляется возможность задавать вопросы, обсуждать сложные моменты в коллективе, более правильно формулировать ответы.

Конечно, технически вы и сами в состоянии выполнить стоящий перед вами объем работы

Однако в этом случае увеличивается вероятность не обратить внимание на свои слабые места, не почувствовать те моменты, в которых вы плаваете.. Существует также такой негативный момент, как монотонность процесса самостоятельного изучения материала

Если вы хотите избежать этого, тогда занятия в группе – это то, что вам надо. Смените формат штудирования и, возможно, вы станете лучше запоминать материал.

Существует также такой негативный момент, как монотонность процесса самостоятельного изучения материала. Если вы хотите избежать этого, тогда занятия в группе – это то, что вам надо. Смените формат штудирования и, возможно, вы станете лучше запоминать материал.

Совет шестой: делайте регулярные перерывы

Кропотливая работа над материалом дает свои очевидные плоды. Однако близость экзаменов на фоне ряда текущих проблем давит на студентов, заставляя многих из них буквально отгораживаться от внешнего мира железным занавесом.

Некоторые относятся к данному периоду с излишним фанатизмом – закрываются на несколько дней у себя в комнате, делая небольшие перерывы только на то, чтобы, вздремнуть, посетить туалет или сходить на кухню за бутербродом. Иные и вовсе отказываются от сна.

Это неправильная тактика! Перерывы на регулярной основе являются обязательными. Ведь недаром было осуществлено немало исследований, доказавших, что, если регулярно давать свою мозгу время для отдыха, то эффективность усваивания материала значительно увеличится.

Вы сможете усваивать больше материала и делать это быстрее; ваши возможности окажут на вас мотивационное воздействие, что лишь увеличит вашу продуктивность. Конечно, речь не идет о том, чтобы вы, прозанимавшись 15 минут, потом потратили часа три на пересмотр нескольких серий «Игры престолов».

А вот поработать с учебником часа два, а затем прерваться на просмотр одной серии «Интернов» или какой-нибудь другой легкой и короткой комедии – это самое то. Подобный подход дает отдых префронтальной коре мозга и позволяет не стопориться на сложных моментах.

Всемогущая эффективность

Бывало ли так: вы с интересом изучали какую-то тему, много о ней читали или посещали лекции и, как вам тогда казалось, отлично в ней разобрались. Но вот прошло несколько лет, и знания ваши изрядно оскудели. Теперь вы просто не способны даже в общих чертах описать то, в чем когда-то неплохо разбирались.

Почему так происходит? Эффективность процесса обучения, как и большинства прочих процессов, определяется самым узким местом. У вас просто не хватило времени освоить весь материал, потому что вы медленно читаете

Или вы были невнимательны и упустили что-то важное на лекции. Или восприняли все, но не дали себе труда обдумать услышанное

А может быть, просто не умеете правильно пользоваться своей памятью либо не можете высказать мысли.

Обучение – целостный процесс, состоящий из нескольких этапов.

Определите, какой из них у вас провисает, и посвятите время тому, чтоб его подтянуть. Но сильно увлекаться повышением отдельных показателей тоже не стоит: если вам удалось удвоить скорость чтения, но при этом понимание прочитанного упало втрое, то радоваться тут особо нечему.

Эффективность на отдельных этапах стоит рассматривать исключительно в контексте общей эффективности – отношения общего времени, затраченного на работу с информацией, к тому, какая ее часть осталась в голове, скажем, через пару лет.

Например, если раньше на проработку какой-то книги вам требовалось 6 часов, а через год вы могли вспомнить лишь 10 %, а теперь – 12 часов, а помните 60 %, то результат хороший, несмотря на то что время, затраченное на чтение, удвоилось.

Как стать консультантом

В первую очередь нужно позаботиться о получении базового образования в этой области. Потом необходимо пройти дополнительное обучение в заведении, осуществляющем подготовку специалистов по консультированию. Помните, получение данной специализации требует регулярной практики. Начинать тренироваться следует в первую очередь на себе, выявляя и рассматривая собственные проблемы.

Как учиться эффективно?

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Как учиться эффективно?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Только после того, как все приемы отработаны и доведены до совершенства, можно трудоустраиваться. Со временем уровень профессионализма будет расти, что даст возможность задуматься о частной практике.

8 плюсов обучения для взрослого человека

Улучшает моторику

Человек, который занимается спортом или учится играть на музыкальном инструменте, в целом начинает лучше двигаться. Он проще запоминает последовательность движений и точнее их выполняет.

Защищает от старческого слабоумия

Физические упражнения, изучение иностранных языков или обучение игре на музыкальном инструменте защищают от болезни Альцгеймера и других форм слабоумия.

Благодаря обучению разум становится устойчивым к повреждениям. Тренированный мозг учится компенсировать негативные возрастные изменения за счет привлечения дополнительных нейронных ресурсов.

Развивает интеллект

Люди, которые учатся концентрировать и расфокусировать внимание, в целом становятся умнее — они лучше справляются с тестами на интеллект, быстрее принимают решения

Улучшает внимание

Обучение меняет мозг: после обучения появляются новые нейронные связи

Обучение иностранным языкам, вокалу или игре на музыкальном инструменте повышает уровень произвольного внимания. Человеку становится проще концентрироваться на задаче, даже если она не связана с английским или с музыкой Рахманинова.

Ускоряет мышление

Физические упражнения улучшают мыслительные функции — для видимого результата хватает короткой тренировки в 45-60 минут, состоящей из аэробных упражнений, тренировки на выносливость, функционального тренинга или тай-чи.

Увеличивает креативность

Чем больше мы узнаем, тем выше наша креативность. Творчество требует крепкого фундамента. Таким базисом и становятся знания, которые мы комбинируем, изобретая новый продукт или решая нестандартные задачи.

Повышает осознанность

Человек, который изучает новое, больше узнает о самом себе, показывает большую осознанность в поступках, легче мотивирует себя и в целом находится в контакте с самим собой.

Почему важно учиться в любом возрасте

Еще со школы мы знаем, что «нервные клетки не восстанавливаются», а «старую собаку не научишь новым трюкам». Но так ли это на самом деле? Давайте разберемся, действительно ли изучать иностранный язык или осваивать новую профессию во взрослом возрасте — заведомо бесполезная затея.

Обучение — естественный процесс, в результате которого формируется новое знание или навык. Новая информация сохраняется в мозге благодаря связям между нервными клетками, по которым передается импульс к определенному участку нервной системы.

Как и любой физиологический процесс, скорость формирования нейронных связей меняется с возрастом. Но этот процесс не прекращается ни на минуту — ни у молодых, ни у пожилых.

В 60-х годах 20 века исследователи доказали, что у мозга нет фиксированной структуры. Так, взрослые слепые люди способны научиться «видеть» руками, когда осязают предметы. При этом мозг слепых меняется — в нем возникают новые клетки. То же самое происходит с мозгом взрослых космонавтов, организм которых адаптируется к невесомости.

Оранжевым цветом выделены участки мозга, которые увеличились у космонавтов, побывавших в невесомости.

В 60-х годах коллеги попросту не верили ученым, утверждавшим, что своими глазами видели новые клетки в мозге животных и людей. Но прошло тридцать лет, и в 1997 году шведский нейробиолог Питер Эрикссон доказал, что в мозге взрослых людей есть стволовые клетки. Из этих клеток всю жизнь формируются новые нейроны.

После открытия Эрикссона говорить, что нервные клетки не восстанавливаются, стало попросту ненаучно. Это открытие подтолкнуло ученых к простой мысли: если у людей всю жизнь появляются нервные клетки — значит, и учиться люди могут всю жизнь.

Прошло еще несколько лет, и исследователям удалось доказать, что учиться взрослые люди не только могут, а попросту обязаны.

Дополнительные рекомендации

Обсуждайте новую информацию с окружающими людьми. Во-первых, это будет показателем того, как хорошо вы усвоили материал. Во-вторых, вы можете услышать мнение с другой точки зрения, что также может быть полезным. И, в-третьих, здоровая критика покажет вам ваши слабые места и укажет на то, что следует доработать.
Во время самостоятельного обучения постарайтесь абстрагироваться от внешнего мира. Любые лишние мысли отвлекают и мешают сосредоточению. Поэтому, пока занимаетесь, забудьте обо всех проблемах, не думайте о делах, не потакайте своим вредным привычкам.
В дополнение к основному изучаемому материалу, стремитесь к получению знаний из любых доступных и интересных вам источников: книги, фильмы, выставки, интересные места. Уделяйте время на занятия спортом. Это может и не относиться к конкретной сфере вашего самостоятельного изучения, но, в любом случае, сделает вас более эрудированным и всесторонне развитым человеком.
Обязательно работайте над собой и качествами своей личности: развивайте лидерские качества, тренируйте память, логику, навыки чтения. Повышайте свой IQ, улучшайте качество общения. Работайте над дикцией, мимикой, жестами и т.д

Кроме этого, уделяйте внимание и своей внутренней жизни: медитируйте или занимайтесь другими духовными практиками, знакомьтесь с различными учениями, повышайте уровень своей осознанности. Всё это лучшим образом скажется не только на качестве вашего самостоятельного обучения, но и на качестве вашей жизни в целом.
Обратите внимание на качество своего времяпрепровождения и круг общения – они должны способствовать вашему личностному росту

Если вы замечаете, что люди, с которыми вы общаетесь, негативно влияют на ваше обучение (отнимают ваше время, говорят, что у вас не получится или что вы занимаетесь не тем и т.п.), то сократите время своего общения с ними. Старайтесь не делать того, что отрицательно сказывается на вашей личной продуктивности и эффективности: воздержитесь на время обучения от проведения времени перед телевизором или в соцсетях (если это не связано с обучением), употребления алкоголя, ненужных встреч и т.д.
Каждый день без исключения делайте, пусть и не большие, но шаги к своей цели. Не получается уделить обучению 3 часа, уделите хотя бы 30 минут. Только систематические целенаправленные действия помогут вам добиться своего.

Следуйте этим рекомендациям и встраивайте своё обучение в соответствии с основными правилами, тогда вы сможете быть уверены, что ваше время уходит не впустую, а сам процесс самостоятельного обучения будет максимально эффективным.

Мы желаем вам успехов на пути самообразования!

Какие экзамены следует сдать

Если с профессией вы уже определились и теперь думаете, что нужно, чтобы выучиться на психолога – вам пора планировать поступление.

Как учиться эффективно?

После 11 класса

Обязательный предмет — русский. Во-первых, это государственный язык, знание его – обязанность всех граждан. Во-вторых, специалисту данного профиля необходимо постоянно общаться с людьми. Без соответствующих навыков делать это будет непросто.

Второй экзамен — биология. Она напрямую связана с жизнедеятельностью человеческого организма. Не обладая достаточными сведениями о его устройстве, не стоит и мечтать об успешной карьере.

Третий — математика. Не нужно путать психологию с эзотерикой или астрологией и считать ее чем-то вроде развлечения. Это сложная в познании отрасль, где необходимо уметь вычислять и логически мыслить. Кроме вышеперечисленных предметов, может потребоваться и обществознание.

После 9 класса

Многие колледжи и училища принимают студентов по среднему баллу аттестата, который получают, сдавая ОГЭ. Из обязательных для сдачи предметов – русский, математика и два на выбор. Чтобы поступить на факультет психологии, выбрать необходимо химию, биологию или естествознание.

Как учиться эффективно?

12 секретов обучения взрослых людей

Тренируйте нейронные связи

Эти факторы — их еще называют драйверы — формируют и изменяют наш мозг. Научившись управлять драйверами, мы можем заставить мозг работать на полную мощность.

Решайте практические задачи

Приближайте обучение к реальности. Чем больше обстановка класса напоминает условия, в которых вы будете применять полученные знания и навыки, тем лучше.

Выстраивайте логику обучения

Обучение должно быть не спонтанным, а структурированным, организованным и направленным на конкретную цель

Важно не запоминать факты, а находить закономерности и принципы, объединяющие эти факты

Активно участвуйте в обучении

Лучше попробовать сделать задание на тренажере или отработать полученные знания в игре, чем просидеть два дня за столом, конспектируя слова лектора.

Подключайте яркие эмоции

Все обучение строится на эмоциях. Быть отстраненным и рациональным во время занятий вредно, ведь в реальной жизни мы редко бываем невозмутимыми и отрешенными.

Включайте в обучение эмоциональный опыт: например, обсудите, какое задание было самым сложным и почему.

Расслабляйтесь

Для усвоения новой информации требуется внимание и концентрация. Однако мозг устроен так, что непрерывная концентрация ослабляет внимание

Чтобы успешно учиться, нужно чередовать концентрацию, периоды расслабленного медитативного состояния и периоды получения новой информации. Старайтесь переключаться не реже раза в 20 минут.

Учитесь не дольше 20 минут за один урок

Обучение должно быть коротким, ведь мы отчетливо помним только начало и конец урока. Чем короче учебная сессия, тем прочнее запоминается информация. Тех же 20 минут будет достаточно.

Визуализируйте информацию

Студенты лучше усваивают материал, если записывают, пересказывают, зарисовывают и обсуждают его с товарищами. Перескажите то, что узнали на занятии, коллегам во время кофе-брейка, или быстренько зарисуйте схему в блокноте.

Не торопите события

Мы далеко не всегда сознательно участвуем в обучении. Когда мы спим или находимся в расфокусированном состоянии (например, расслабляемся на пляже), наш мозг продолжает обрабатывать информацию и создавать новые синаптические связи.

Некоторым навыкам требуется время, чтобы сформироваться. Не забывайте об этом и не торопите события.

Применяйте знания на практике

Мозг взрослого человека развивается и изменяется, когда мы приобретаем новые навыки. Но если не применять эти навыки на практике, мозг быстро вернется к не обученному состоянию.

Для закрепления навыка используйте электронное обучение. Этот формат позволяет учиться прямо с рабочего места, когда выпадет свободная минутка.

Избегайте многозадачности

Многозадачность, которую иногда практикуют на рабочем месте и в жизни, мешает понимать и запоминать информацию. Дело в том, что сознание может фокусироваться только на одном стимуле в один момент времени.

Если мы пытаемся одновременно выполнять две задачи, мы перегружаем память и внимание, ведь нервной системе требуется время, чтобы переключаться с одной задачи на другую. В итоге два дела одновременно делаются дольше, чем каждое по отдельности

Поэтому, когда учитесь, не читайте почту и не переписывайтесь в чате.

Выбирайте собственный стиль обучения

Исследуйте свой стиль обучения. Ищите то, что сработает именно для вас. Пробуйте разные источники для получения знаний: от аудио-подкастов и тестов на 5 минут до традиционных занятий в классе с преподавателем.

Обучение взрослых: итоги

На иллюстрации показано, как в процессе обучения разрастаются нейронные сети.

Взрослые люди могут и должны учиться — конечно, если собираются вести долгую и успешную профессиональную жизнь.

Вопреки распространенному мнению, с возрастом объем накопленных знаний только увеличивается. Снижение мыслительных способностей у взрослых людей — миф.

Напоследок скажем пару слов в защиту дедушек и бабушек. Ученые выяснили, что пожилые люди «глупеют» всего по двум причинам (если речь идет не о болезни, конечно):

После увольнения человек не получает новой информации. Окружающая обстановка становится однообразной, и нейронные связи исчезают за ненадобностью.

Стереотип о «глупости» и неприспособленности пожилых людей настолько силен, что пожилые люди следуют ему, сами того не сознавая.

Поэтому повторяем еще раз: и взрослые, и пожилые люди не теряют способности усваивать новую информацию. Если научиться управлять умственными способностями, жизнь навсегда останется полноценной и насыщенной.