Опейпюямне х акюцне

Гедонизм — хорошо или плохо?

Однозначного ответа нет, все зависит от личной трактовки понятия. Для кого-то гедонизм – это погоня за новыми, все более сильными впечатлениями, а кто-то считает себя приверженцем учения из-за любви к красивой одежде и принятию ванн с душистой пеной. Понятно, что желание сделать свою повседневность немного приятнее, ничем не грозит. Если же сделать получение удовольствий самоцелью, то можно в итоге остаться только с неприятностями. Рассмотрим, чем опасен гедонизм в его абсолютной форме.

  1. Бесперспективность. Постепенно привычные удовольствия приедаются, нужны новые ступени, но когда и они пройдены, не остается ничего, что могло бы приносить радость.
  2. Трата времени. За поиском наслаждений легко пропустить момент для принятия шагов, решающих будущую жизнь.
  3. Проблемы со здоровьем. Многое из того, что приносит радость на физическом плане, негативно отражается на состоянии здоровья.

Гедонизм и гедонист. Примеры употребления слов

Но если мы отрицаем гедонистическую мораль, которая решает вопрос просто и определенно, считая удовольствие как таковое благом, а страдание злом, то мы должны поставить особо принципиальный вопрос об этической ценности страдания.С.Н. Булгаков. Основные проблемы теории прогресса (1902)

Успенский-то, как ты знаешь, страстотерпец был и чувствовал себя жертвой миру, а супруг мой — гедонист, однако не в смысле только плотского наслаждения жизнью, а — духовных наслаждений. Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина» (1928)

Гедонизм (включая «разумный эгоизм») предполагает, что человек добровольно жертвует собой, потому что это доставляет ему удовольствие.Л.Я. Гинзбург. «Записные книжки. Воспоминания. Эссе» (1920-1943)

Хотя студентами Бродского чаще всего были начинающие поэты, он, как и другие ценители литературного гедонизма — Борхес и Набоков, учил не писать, а читать.Александр Генис. «Бродский в Нью-Йорке» (1996)

Наш с вами долг — противопоставлять натиску пропаганды нравственного релятивизма, всепроникающего гедонизма, моральной вседозволенности и культа личного успеха — проповедь образа Христа, слова евангельской истины. Патриарх Кирилл. Доклад на Ежегодном епархиальном собрании Москвы (2009)

Мы помогаем им чудовищно разбогатеть специально для того, чтобы принести их в дар силам ада. Кандидатов отбирают в раннем возрасте из склонных к гедонизму людей. Виктор Пелевин. «Бэтман Аполло» (2013)

Психология богатых и успешных людей

Психология изобилия и процветания — это не эфемерное, а вполне достижимое состояние. Среди богатых мужчин и женщин очень много тех, кто вырос не просто в бедной, а нищей семье, но мышление, нацеленное на изобилие, упорно сопротивлялось внешнему неблагополучию, установкам семьи в итоге дает искомый результат – процветание. Так какова же психология успешных людей?

https://youtube.com/watch?v=ez84QpZdyoE

Психология богатых женщин

Психология достатка женщины заключены в стремлении наполнять себя и других, отдавать и делиться. Женская психология богатства и успеха – это иньская (лунная) энергия расслабленности, но это не значит, что нет препятствий и трудностей, а то, что есть доверие себе и миру и все испытания даны для чего то и как ответ на действия. Деньги приходят к тем женщинам, которые:

  • используют приходящие ресурсы во благо;
  • заботятся о близких;
  • чтят законы гостеприимства;
  • умеют быть в состоянии гармонии и благодарности к жизни за все.

Психология богатых мужчин

Психология очень богатых людей среди мужского населения имеет несколько отличительных особенностей. Мужская энергия активная, яньская (солнечная). Для сильной половины важны препятствия, преодоление, конкурентная борьба. Так заложено в их природе. Психология благополучия личности мужчин и получение материальных благ строится на следующих аспектах:

  • развитые лидерские качества;
  • решительность;
  • ответственность и умение принимать быстрые решения;
  • владение эмоциями;
  • умение ставить и просчитывать цели;

Опейпюямне х акюцне

Принцип гедонизма надо выбирать удовольствия и избегать страданий относится к философии. Что такое Гедонизм

Гедонизм (от греч. ἡδονή (hēdonē) — наслаждение) — учение в философии (в частности в этике), согласно которому получение удовольствий, удовлетворение желаний, стремление к развлечениям является основной жизненной целью. При этом необходимо отгораживаться от зла, боли и страданий.

«Гедонизм – это искусство построить для себя такое удовольствие, которое не будет причинять неудовольствие другим».Мишель Онфре, французский философ и писатель

Гедонист — это человек, который ведёт гедонистический образ жизни.

Гедонизм является противоположностью аскетизма. При аскетичном образе жизни человек отказывает себе в любых удовольствиях и развлечениях. На первое место он ставит религиозные или духовные цели.

Гедонизм понимается по-разному. Для одних это полное безделье и праздная жизнь, для других — занятие любимым делом, отсутствие негативных эмоций и страданий.

В первом значении синонимом гедонизма будет эпикурейство (а человека, ведущего такой образ жизни, называют эпикурейцем).

Аристипп Киренский

Самое раннее упоминание о гедонизме принадлежит древнегреческому философу Аристиппу Киренскому (IV век до н. э.). Он основал киренскую школу. Последователей его идей называют киренаиками.

Киренаики считали, что только получение удовольствия и наслаждения является главной целью. Они старались получать радость и наслаждения от каждой минуты жизни.

Один из философов-киренаиков — Гегезий Киринейский (или Гегесий Александрийский) — утверждал, что невозможно достичь наслаждения и счастья. Поэтому, чтобы отгородиться от плохого в жизни, он предлагал достигать безразличия. А если достигнуть безразличного отношения не получается, то можно уйти из жизни, совершив самоубийство.

Опейпюямне х акюцне

ХОРОШЕГО – ПОНЕМНОГУ

Как свидетельствуют результаты магнитно-резонансной томографии головного мозга, приятное приобретение за 200 тысяч рублей доставляет человеку больше удовольствия, чем он испытывает, отведав деликатес ценой в 200 рублей. Тонкий прибор фиксирует возбуждение одного и того же отдела мозга. Уровень возбуждения отличается. Но не тысячекратно! Иначе мозг просто физически не выдержал бы особо радостных событий вроде крупной премии или выигрыша в лотерею. Доставив себе маленькую радость скромной покупкой, человек испытывает почти то же самое, что и при крупной, только тратит при этом намного меньше.

Регулярно доставляя себе небольшие удовольствия, которые каждому по карману, вы в сумме обеспечите себе тот общий позитивный жизненный тон, который мы и расцениваем как счастье. Наверное, можно скопить на крупную покупку, обделяя себя многими радостями. Но итоговая радость лишь отчасти компенсирует долговременную эмоциональную недостачу. Конечно, экономия похвальна, но только не в ущерб эмоциональному благополучию. Сберегая деньги, не крадите у себя радость.

Гедонизм в философии: Аристипп, Эпикур, Бентам

В философской теории ценностей гедонизм — это учение об удовольствии как о смысле жизни, высшем благе. Наслаждение — единственная «настоящая» ценность человека, полагают гедонисты. Все остальное — лишь средства, чтобы достичь удовольствия и избежать страданий.

Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп. Счастье — это достижение максимального удовольствия при отсутствии боли, учил он. Но для достижения счастья нужно не увеличивать число наслаждений, а уметь по-настоящему наслаждаться телесными и духовными удовольствиями — и благодаря этому быть свободным. Представители философской школы Аристиппа из Кирены назывались киренаиками.

Древнегреческий философ Эпикур описывал наслаждение как избавление от страданий, несчастья и страха. Счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, полагал Эпикур. Он не проповедовал погоню за плотскими удовольствиями, а учил, что человек должен довольствоваться малым и ценить простые радости вроде дружбы — тогда жизнь будет прожита не зря.

В эпоху расцвета Римской империи появилась вульгарная трактовка гедонизма как погони за чувственными удовольствиями.

Опейпюямне х акюцнеВильгельм Котарбинский. «Римская оргия». Конец XIX века

В Средние Века христианство противопоставило гедонизму аскетизм — отказ от земных благ. Однако в эпоху Возрождения эпикурейские идеи умеренного гедонизма вновь заинтересовали гуманистов. У просветителей XVIII века они получили развитие в идее разумного эгоизма — умения жить своими интересами, но не нарушать интересов других людей.

Новый философский подход к гедонизму предложил британский философ и теоретик либерализма Иеремия Бентам (1748-1832). Он сформулировал теорию утилитаризма, согласно которой общество должно стремиться к максимальному удовольствию всех людей.

Польза в утилитаризме — это не личное счастье, а «величайшая сумма общего счастья всех», конечная цель человека, писал британский философ Джон Милль в работе «Утилитаризм» (1861).

Опейпюямне х акюцнеДжон Милль, последователь Бентама, развивавший идеи утилитаризма. Портрет работы Г.Ф.Уоттса

Гедонизм, утилитаризм и эвдемонизм — в чем разница?

Гедонизм как философская концепция провозглашает стремление человека к удовольствиям. Разделяют этический и психологический гедонизм. Психологический гедонизм не дает моральных оценок — это описательное учение о том, что люди стремятся к наслаждению и стараются избегать страданий. Этический гедонизм — учение о том, что следует стремиться к удовольствию. 

Эвдемонизм — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Философия Эпикура близка именно к эвдемонизму, поскольку он проповедовал удовольствие души, а не удовольствие тела.

Утилитаризм — этическое направление, которое оценивает поступки по их результату, полезности для людей. Наилучшим действием является то, которое приносит наибольшее счастье наибольшему числу людей, считают сторонники утилитаризма. Утилитаристы обычно не разделяют понятия удовольствия и счастья.

Гедонисты и сибариты. Так сибаритство – это, что?

Сибарит – это человек, живущий за чужой счёт . Деньги достаются от богатых родителей, или в наследство. Или, возможно, от партнёра, с которым состоит в отношениях.

Давайте разберем более точно, кто такой сибарит и как его отличить от других людей. На самом деле, довольно просто. Стиль его жизни выдает его с головой:

  1. Он совершает дорогие покупки в самых роскошных торговых центрах, или же может слетать для этого в Дубаи. Сумки только от Дольче Габбана, а машина – только Lexus. И это не на несколько лет вперёд, а обычное сезонное приобретение.
  2. Только высококачественные продукты и элитный алкоголь. Блюда – самые изысканные. Больше морепродуктов. А на завтрак можно заказать и круассаны с Франции.
  3. Постоянное веселье и развлечение. От закрытых ночных клубов до дорогостоящих экстремальных видов спорта.
  4. Масштабные квартиры или лофты, обставленные антиквариатом.

Показывая в белых красках сибаритство по телевизору или в YouTube, высветляют жизнь современного мажора (аля сибарита). Но на самом деле он представляет собой лишь избалованного и безответственного человека. Живёт праздно, любит бездельничать и не задумается о том, чтобы пойти на работу. Не обременяет себя заботами.

Такие люди не стремятся к саморазвитию. Часто получают хорошее образование за границей, и на этом заканчивается учёба навсегда. В глазах других выглядят глупыми, изнеженными и разбалованными. Их называют «прожигателями жизни».

Хотя часто причиной такого состояние выступают именно сами родители, они потом сожалеют о таком мягком и «роскошном» воспитании. Поскольку дети привыкли получать всё просто так и не поддаются правилам, законам, запретам. Не умеют сами зарабатывать, не хотят помогать матери и отцу. Часто их ловят за употреблением наркотиков, неаккуратном вождении автомобиля.

Не кочегары мы, не плотники, или Счастье в труде!

Объяснение дает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Она утверждает, что человечество – это вид, а каждый человек – представитель вида, имеющий свою видовую роль. Его природная задача – не получение удовольствий исключительно для себя, а выполнение своей индивидуальной задачи в общем деле развития человечества.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что каждый человек рождается с определенными заданными от природы наборами психических свойств – векторами, которых всего существует восемь. В одном человеке может сочетаться несколько векторов, которые не только определяют его желания по выполнению видовой роли, но и обеспечивают возможность их выполнения.

Если человек делает то, для чего его предназначила природа, то выравнивается биохимия его головного мозга, он получает «награду» в виде наслаждения и ощущения счастья. Если нет – то он не чувствует удовлетворения от жизни, от своего труда и страдает.

Опейпюямне х акюцне

Отдых и развлечения принципиально не могут давать ощущения счастья для человека, так как они направлены на получение индивидуального удовлетворения «вовнутрь». Тогда как труд на благо общества, то есть «наружу», в соответствии со своим предназначением естественным образом наполняет человека радостью.

Гедонизм и христианство

С точки зрения религии все, что не направлено на служение Богу, является суетой, которая не достойна внимания. Поэтому гедонизм – это грех для христиан. Он не только отвлекает от высшей цели, но и замещает ее стремлением к приобретению земных благ. Это если говорить о явлении в общем, не разбирая конкретные случаи, обычное стремление к комфорту вряд ли можно назвать преступлением. Универсальная форма гедонизма тоже не всегда ведет к становлению грешником, помощь другим людям христианством приветствуется.

Нельзя говорить, что любой гедонист – грешник. Каждый случай должен рассматриваться отдельно. Если же самостоятельно разобраться в ситуации не получается, хочется и собственные религиозные убеждения не нарушить, и в комфорте себе не отказывать, то можно посоветоваться с батюшкой. Он и священные тексты лучше знает, и опыт в разрешении таких конфликтов имеет. Правда, он тоже может ошибаться, поэтому окончательное решение остается за самим человеком.

Опейпюямне х акюцне

Как ощущается, проявляется недостаток четырёх благ общения в группе?

Недостаток уважения и симпатии вызывает в группе у каждого её члена подспудную тревогу и страх.

Недостаток сопротивления часто выступает не в описанной нами выше — жёсткой форме — в виде «эмоционального бойкотирования» чужого присутствия, а в более мягкой, о которой мы сейчас и поговорим (от этой «мягкой» формы, дефицит, правда, остаётся дефицитом и не переносится легче).

Дефицит сопротивления, выраженный в мягкой форме

Когда кто-то не хочет (или не умеет) открыто и психологически грамотно выражать своё Сопротивление, в группе возникает удушливая атмосфера «показного дружелюбия» и «притворной открытости». Если эта группа не переживает никаких совместных стрессовых ситуаций (не занимается совместным преодолением трудностей), то такое положение может длиться до бесконечности.

Попавшие в такую группу люди чувствуют, что то «дружелюбие», которое к ним проявляют, есть хорошо замаскированная форма презрения и неприятия, но… придраться не к чему.

Находясь в такой удушливой атмосфере, человек пытается идти на осознанный конфликт и получает ярлык «конфликтного».

Дефицит всех четырёх благ общения приводит к тому, что группа распадается после серии тяжёлых и психологически безграмотных конфликтов. Если у группы есть руководитель, тот человек, который отвечает за морально-психологический климат, он должен принять хоть какие-то меры.

Я предлагаю провести в группе (лучше, если это будет группа школьников или студентов) своеобразное упражнение, основанное на методах арт-терапии.

Педагог должен посвятить этому упражнению большое (лучше сдвоенное) занятие и сам как следует подготовиться к проведению урока.

После изложения теории и краткого обсуждения (выслушивания мнений) предложите своим ученикам или студентам объединиться в четыре мини-группы: каждая группа получает задание подготовить «Защитительную речь» о каждом из четырёх даров общения.

Предварительное Задание:

  • собрать как можно больше аргументов в пользу того, почему выбранный мини-группой дар так важен.
  • Представить себе и рассказать, что произойдёт (и что удастся предотвратить) если все люди будут сами располагать и щедро дарить окружающим какой-то конкретный дар.

А затем, представить свой месседж в художественной форме:

  • собрать подходящие по случаю пословицы и поговорки, афоризмы (для этого, разумеется, нужно, чтобы под рукой был хотя бы интернет),
  • отдельно придумать метафоры. Описывающие достоинства выбранного дара общения и недостатки его отсутствия, его дефицита,
  • написать несколько стихотворных строк,
  • придумать Символ или Аллегорию этого дара общения (или его отсутствия), которую затем попытаться изобразить на рисунке, на листе бумаги формата А3.

***

Разумеется, для того, чтобы Ваша группа смогла работать, Вы должны сами подготовиться к этой командной работе, к этому творческому мозговому штурму. Вы должны подготовиться так, как будто бы Вы сами будете выступать за каждую из четырёх команд.

Постарайтесь, чтобы те примеры, которые Вы будете приводить, излагая эту довольно непростую теорию, были интересны и Вам самим и той аудитории, с которой Вы будете работать.

***

Это упражнение можно адаптировать и для индивидуальной работы психолога с клиентом, например для индивидуальной работы школьного психолога с каждым учеником проблемного класса.

Тогда каждое «Благо общения» прорабатывается отдельно в течение одного визита, для метафорического изображения Блага используется песочная терапия и другие самые различные инструменты психологической работы.

Главное, донести информацию: четыре блага общения — симпатию, уважение, сопротивление и стимулирование мы получаем и отдаём всю свою жизнь. И именно и только это и помогает нам жить.

Для того, чтобы вдохновиться проведением этой работы, предварительно посмотрите и обсудите замечательный фильм «Снежное чувство Смиллы», снятый по роману-бестселлеру одного из моих любимых современных писателей — Питера Хёга. В этом фильме, помимо захватывающего детективного сюжета, блестяще и очень наглядно раскрывается суть всех четырёх благ общения, о которых сегодня у нас с Вами шла речь.

Елена Назаренко

www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических
карт. Подробнее…

Женский Гедонизм. Новый дивный мир

Когда у большинства появилась свобода выбора и какое-никакое материальное благополучие, они перестали сосредотачиваться на выживании и начали думать о том, как распорядиться свободным временем. Среднестатистическому человеку стали доступны удовольствия, которые еще сто лет назад были прерогативой крошечной элиты. Гедонизм, пылившийся в закромах истории со времен Эпикура, наконец дождался своего часа и очень быстро вышел в топ ценностей постмодернистского общества.

С подачи нейробиологов, отыскавших в середине прошлого века в человеческом мозге «центр удовольствий», у философии гедонизма появилось научное обоснование.

Книги про гедонизм

Явлением интересовались многие, его серьезно изучали философы и психологи, описания можно встретить и в художественной литературе. Вот некоторые книги о гедонизме.

  1. «Принципы этики» Джордж Мур. Английский философ размышляет о природе явления и указывает на ошибку – смешение понятия блага и средства его достижения.
  2. «Мозг и удовольствия» Дэвид Линден. Книга рассказывает о новейших достижениях в области нейробиологии, которые позволили по-новому взглянуть на получение удовольствия и образование зависимости от него.
  3. «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд. Известное произведение, претерпевшее не одну экранизацию, демонстрирует самые негативные стороны и последствия гедонизма.
  4. «О дивный новый мир» Олдос Хаксли. Вся общественная жизнь построена на принципах достижения удовольствия. Результаты такого эксперимента описываются в произведении.
  5. «Последний секрет» Бернар Вербер. Герои этого фантастического романа пытаются заглянуть в человеческие мысли и найти причину, побуждающую совершать любые поступки.

Психология богатства и бедности

Психология богатых и бедных в корне отличается. На становление человека влияет большое количество факторов, и материальное благополучие зависит от семьи, в которой рождается человек, традиций, установок сложившихся в его роду по отношению к финансам. Отношения с деньгами каждая личность выстраивает по-своему, опираясь на опыт предков и личные переживания. Богатство происходит от слова «бог» и означает изобилие материальных и нематериальных ценностей, тогда как бедность – это невозможность обеспечить свои даже минимальные потребности.

События и ситуации, влияющие на формирование психологии богатства или негативного отношения к материальной обеспеченности:

  • семейные «закостенелые» установки в отношении денег (печальный опыт раскулачивания у предков);
  • отношение родителей к деньгам (транжирство или чрезмерная скупость и экономность);
  • стереотипное мышление в отношении денег: «деньги – зло!», большие деньги – это грязные деньги (криминал, коррупция), «не в деньгах счастье!»;
  • детский опыт в отношении с деньгами: наличие или отсутствие карманных денег, опыт накопления и радость от покупки желаемой вещи в итоге.

Психология бедности порождает в человеке совсем не духовные черты характера:

  • зависть и обреченность: «родился не в той семье», «плохое правительство»;
  • статус жертвы – «а что я могу?»;
  • низкая самооценка формирует заниженные притязания и страх успеха;
  • расточительность – если деньги появляются их надо сразу спустить, залезть в долги.

Опейпюямне х акюцне