Уолтер мишел

А как у животных?

Совсем недавно ученые в штате Джорджия провели эксперимент на шимпанзе, выясняя связь между уровнем их интеллекта и отсроченным удовольствием. Ученые взяли за основу зефирный эксперимент, более всего их интересовали данные о связи уровня общего интеллекта (general intelligence) со способностью применить силу воли, чтобы дождаться отсроченной награды.

У 40 взрослых шимпанзе измерили уровень интеллекта, а затем предложили им на выбор 4 либо 12 виноградин. Если они выбрали первый вариант, то угощение сразу клали им в миску. Если выбирали 12, то экспериментатор давал их по одной с задержкой в 3, 10 и 20 секунд. Каждая попытка продолжалась 120, 180 или 300 секунд. Всего было проведено по 40 экспериментов разной длительности. Было учтено и то, как часто обезьяны выбирали большее вознаграждение, и то, хватало ли им терпения дождаться, чтобы все виноградины оказались в миске.

Затем ученые сопоставили результаты эксперимента и уровень интеллекта каждой из обезьян. Была выявлена четкая корреляция между уровнем интеллекта и пропорцией, в которой шимпанзе выбирали 12 виноградин (во всех трех сериях p

Новое исследование 2018 года

Новое исследование, опубликованное в конце мая 2018, бросает на всю эту концепцию тень сомнения. Исследователи – Тайлер Уоттс из Нью-Йоркского университета, Грег Данкан и Хоанан Куан из Калифорнийского университета в Ирвине – поменяли условия классического зефирного эксперимента, разработанные психологом из Стэнфорда Уолтером Мишелом в 1960-х.

Уоттс с коллегами скептически отнеслись к выводам Мишела. Оригинальные результаты базировались на выборке из менее чем 90 детей, обучавшихся в дошкольном учреждении в кампусе Стэнфорда. Уоттс с коллегами внесли важные изменения в условия эксперимента: они использовали гораздо большую выборку, более 900 детей, которая была также и более репрезентативной для населения, в плане расы, этнической принадлежности и образования родителей.

Также при анализе результатов исследователи принимали во внимание такие параметры, как доход семьи. Это могло повлиять на способность ребёнка откладывать вознаграждение и на его успех в долгосрочной перспективе

В итоге исследование пришло к ограниченному подтверждению идеи о том, что способность откладывать вознаграждение приводит к успешному будущему. Его результаты говорят о том, что способность подождать второй зефирки в основном определяется социальным и экономическим окружением ребёнка – и именно это окружение, по мнению исследователей, а не способность откладывать вознаграждение, стоит за успехом ребёнка в долгосрочной перспективе.

Заключение

Я бы не согласился  с тем, что в 2018 году исследователям удалось опровергнуть эксперимент из 60-х. Второе исследование, в действительности не противоречит первому, а просто дополняет сделанные ранее выводы. Тем более, что сейчас еще только 2019 год и отследить будущее этих детей, как это было сделано Мишелом в его лонгитюдном исследовании, невозможно.

Уолтер мишел

ДМИТРИЙ СЕНИЧЕНКОВ

Основатель проекта Art Of Balance, психолог, майндфулнесс коуч, популяризатор созерцательной нейронауки

«То, что ты практикуешь, становится сильнее».

Другие популярные статьи автора:

Вклады в теорию индивидуальности

В 1968 Мишель издал теперь классическую монографию, Индивидуальность и Оценку, которая создала кризис парадигмы в психологии индивидуальности, которая изменяла повестку дня области в течение многих десятилетий. Книга затронула проблему в оценке черты, которая была определена Allport назад в 1937. Мишель показал, что исследование после исследования не поддержало фундаментальное традиционное предположение о теории индивидуальности, что поведение человека относительно черты (например, добросовестность, общительность) очень последовательно через разнообразные ситуации. Вместо этого исследования Мишеля показали, что поведение человека, когда близко исследовано, очень зависело от ситуативных реплик, а не последовательно выражало через разнообразные ситуации, которые отличались по значению. Мишель утверждал, что поведение сформировано в основном острыми необходимостями данной ситуации. То, что люди действуют последовательными способами через различные ситуации, отражая основную последовательность черт индивидуальности, является мифом.

Ситуация и поведение

(см. главные дебаты ситуации человека со статьей)

Mischel сделал случай, что область психологии индивидуальности искала последовательность в неправильных местах. Вместо того, чтобы рассматривать ситуации как шум или “ошибку измерения” в психологии индивидуальности, работа Мишеля предложила, чтобы включением ситуации, как это воспринято человеком и анализируя поведение в его ситуативном контексте, последовательности, которые характеризуют человека, были бы найдены. Он утверждал, что эти индивидуальные различия не будут выражены в последовательном поперечном ситуативном поведении, но вместо этого, он предположил, что последовательность будет найдена в отличительных но стабильных образцах того, если тогда, отношения поведения ситуации, которые формируются изученный в контексте, в психологическом отношении значащие “подписи индивидуальности” (например, “она делает когда X, но B когда Y”).

Эти подписи индивидуальности фактически показывались в большом наблюдательном исследовании социального поведения через многократные повторные ситуации в течение долгого времени (Mischel & Shoda, 1995). Противореча классическим предположениям, данные показали, что люди, которые были подобны на средних уровнях поведения, например в их агрессии, тем не менее отличались очевидно и существенно в типах ситуаций, в которых они напали. Как предсказано Mischel, они характеризовались высоко в психологическом отношении информативным если тогда поведенческие подписи. Коллективно, эта работа позволила новому способу осмыслять и оценить и стабильность и изменчивость поведения, которое произведено основной системой индивидуальности и открыло окно в динамические процессы в пределах самой системы (Mischel, 2004)..

Самообладание

Во втором направлении, начинающемся в конце 1960-х и в начале 1970-х, Mischel вел работу, освещающую способность задержать удовлетворение и проявить самообладание перед лицом сильных ситуативных давлений и эмоционально «горячих» искушений. Его исследования с дошкольниками в конце 1960-х, часто называемых «экспериментом зефира», исследовал процессы и умственные механизмы, которые позволяют маленькому ребенку предшествовать немедленному удовлетворению и ждать вместо этого большего желаемого, но отсроченного вознаграждения. Продолжение исследования с этими оригинальными участниками исследовало, как дошкольная задержка связей способности к удовлетворению с развитием по жизненному курсу, и может предсказать множество важных результатов (например, СИДЕЛ очки, социальная и познавательная компетентность, образовательное достижение и употребление наркотиков), и может иметь значительные защитные эффекты против множества потенциальных слабых мест. Эта работа также открыла маршрут для исследования в области временного дисконтирования в принятии решения, и самое главное в умственные механизмы, которые позволяют познавательное и эмоциональное самообладание, таким образом помогая демистифицировать понятие «силы воли» (Mischel и др., 1989; Mischel & Ayduk, 2004).

Зефирный эксперимент

В 60-х прошлого века психолог Уолтер Мишел провел, наверное, самый известный эксперимент в области изучения самоконтроля. Он проводил исследование в детском садике на территории Стэнфордского университета при участии детей сотрудников университета в возрасте 4х лет. Участвовали как дети профессоров, так и младшего обслуживающего персонала. В дальнейшем этот эксперимент назвали «Зефирный эксперимент».

Уолтер Мишел

Суть эксперимента

Представьте, что вы — четырёхлетний ребёнок, перед вами кладут зефир и предлагают следующую сделку: «Я сейчас ненадолго отойду по своим  делам, и если ты не будешь есть этот зефир, то по возвращении я дам тебе ещё один». Довольно непростая задачка для четырёхлетнего ребенка, согласитесь? Малыш оставался один на один с зефиркой и серьезным испытанием. Ему предстоит битва между мгновенным удовольствием и отсрочкой, желанием и самоконтролем.

Выбор, сделанный ребенком, явится весьма показательным критерием, который быстро раскроет не только его характер, но и многое скажет о том жизненном пути, который ему предстоит пройти.

Некоторые дети были в состоянии подождать казавшиеся им бесконечностью пятнадцать — двадцать минут до возвращения взрослого. Чтобы стойко перенести внутреннюю борьбу, они закрывали глаза, дабы не смотреть на сладости и устоять перед соблазном, опирались головой на руки, разговаривали сами с собой, пели, играли со своими руками и ногами и даже пытались заснуть, или прятались под стол, чтобы не видеть вкусняшку. В итоге, они получали свое заслуженное вознаграждение.

Другие дети, практически сразу съедали зефир, после того как взрослый выходил из комнаты.

Выводы

После окончания эксперимента за этими детьми проводилось длительное наблюдение вплоть до момента окончания средней школы (в общей сложности это заняло от 12 до 14 лет). Вот какие выводы сделал Уолтер Мишел:

  • Устоявшие перед соблазном в четыре года дети оказались более общительными, уверенными в себе и лучше справлялись с жизненными трудностями.
  • В процессе обучения «устоявшие» могли лучше формулировать свои мысли и рассуждать логически, а также сосредотачиваться, строить планы и следить за их выполнением.
  • В речевом и математическом тестировании «устоявшие» набирали в среднем на 15% больше баллов.
  • Они смело принимали вызов, сталкиваясь с проблемами, и всегда решали их, не сдаваясь даже перед лицом серьезных трудностей; они полагались на собственные силы и были уверены в себе, заслуживали доверия и были надежными.

И, самое важное, дети, которые дождались второй зефирки, уже в зрелом возрасте умели пожертвовать сиюминутным удовольствием, дабы позднее достичь более значимой цели. Таким образом, после 15 лет исследований был выявлен краеугольный камень силы воли

Он заключается в способности сознательно сдержать порыв ради достижения цели. Причём абсолютно неважно, каких масштабов перед вами стоит цель: получить вторую зефирку, укрепить своё здоровье или преуспеть в бизнесе

Таким образом, после 15 лет исследований был выявлен краеугольный камень силы воли. Он заключается в способности сознательно сдержать порыв ради достижения цели

Причём абсолютно неважно, каких масштабов перед вами стоит цель: получить вторую зефирку, укрепить своё здоровье или преуспеть в бизнесе

Поведение четырехлетних детей во время теста на отсрочивание удовольствия является в два раза более мощным прогнозирующим параметром их будущих оценок во время теста академических способностей, чем коэффициент умственного развития в четыре года (IQ).

IQ становится более мощным прогнозирующим параметром в отношении результатов теста академических способностей только после того, как дети научатся читать.

Это наводит на мысль о том, что способность откладывать удовольствие вносит большой вклад в интеллектуальный потенциал совершенно независимо от собственно коэффициента умственного развития.

В 90х этот эксперимент еще раз провели и результаты подтвердили…НО! Эти выводы были актуальны лишь до 2018 года, пока Тайлер Уоттс из Нью-Йоркского университета со своими коллегами не усомнились в качестве проведения «Зефирного эксперимента».

Выступления СМИ

Mischel появился на The Colbert Report в сентябре 2014 года , чтобы обсудить свои исследования вскоре после выхода его первой книги , предназначенного для широкой аудитории, зефир Test . В октябре 2014 года обширное интервью с ним было опубликовано на PBS NewsHour «Создание Sen $ е» сайт по экономике, а в январе 2015 года, он и его работы были показаны дважды в эфире PBS NewsHour. 24 июня 2016 года, Mischel дал интервью для Invisibilia Подкаст «Личность Мифа» на National Public Radio . Он обсудил так , что личность работает и как она может изменяться с течением времени , когда человек представлен с новыми ситуационными обстоятельствами.

Дальнейшая судьба участников

Дети, прошедшие зефирный тест, выросли. Эксперимент, наконец, завершился. Все эти годы исследователи наблюдали за участниками и выявили ту самую взаимосвязь между самоконтролем в детстве и успехом в дальнейшей жизни.

Участники, проявившие максимальную стойкость, успешно сдали итоговый тест по окончании школы. Уровень их IQ был на порядок выше по сравнению с остальными школьниками. Все это позволило им поступить в университеты и продолжить учиться.

Дети достигли успеха не только в сфере учебы. Участники зефирного эксперимента оказались менее подвержены зависимостям, вредным привычкам, эмоциональной нестабильности.

Те дети, которые не смогли удержаться и съели зефир, показали менее значительные результаты. Они средне или плохо сдавали итоговый тест и слабо учились. Ребята из их числа имели вредные привычки, некоторые из них проявляли признаки депрессии и не могли справиться со стрессом.

Результаты зефирного эксперимента

Эксперимент с зефиром и детьми завершился успешно. Когда взрослый объяснял ребенку правила ожидания и вознаграждения, 90% малышей соглашались дождаться. Однако противостоять манящему зефиру целых 15 минут смогла только одна треть испытуемых. Остальные же съедали сладость почти сразу же.

Результат зефирного эксперимента Уолтера Мишела был опубликован в 1972 году. Долгосрочный проект длился до 2011 года, и все это время исследователи продолжали наблюдение за его участниками. Такой путь был выбран с целью доказательства прямой связи между самоконтролем и достижением успеха.

Отобранная библиография

Научные публикации

  • Mischel, W. (1968). Индивидуальность и оценка. Нью-Йорк: Вайли.
  • Mischel, W. (1973). К познавательному социальному переосмыслению изучения индивидуальности. Psychological Review, 80, 252-283.
  • Mischel, W., Shoda, Y., & Rodriguez, M. L. (1989). Задержка удовлетворения в детях. Наука, 244, 933-938.
  • Mischel, W. & Shoda, Y. (1995). Познавательно-эмоциональная системная теория индивидуальности: повторно осмысляя ситуации, расположения, динамику и постоянство в структуре индивидуальности. Psychological Review, 102, 246-268.
  • Меткалф, J., & Mischel, W. (1999). Горячий/прохладный системный анализ задержки удовлетворения: Динамика силы воли. Psychological Review, 106, 3-19.
  • Mischel, W., & Ayduk, O. (2004). «Сила воли в познавательно-эмоциональной обрабатывающей системе: динамика задержки удовлетворения». В R. F. Baumeister & K. Д. Вохс (Редакторы)., Руководство саморегуляции: Исследование, Теория и Заявления (стр 99-129). Нью-Йорк: Гилфорд.
  • Mischel, W. (2004). «К интегральной науке о человеке». Annual Review Психологии, 55, 1-22.

Автобиография

Мишель, W. (2007). «Уолтер Мишель». В G. Lindzey & W. М. Рунян (Редакторы)., История Психологии в Автобиографии (Издание IX, стр 229-267). Вашингтон, округ Колумбия: американская Психологическая Ассоциация.

Ретроспективные исследования

Ученые наблюдали за тем, как сложилась жизнь детей после эксперимента, и отметили интересную закономерность. Перед тем, как провести эксперимент, Мишел собрал контактные данные у родителей испытуемых, а затем осведомлялся об их жизни в течение 40 лет. У детей, которые выбрали отсроченное удовольствие, в целом жизнь складывалась лучше, чем у тех, что выбирали получить угощение сразу. У них были лучше показатели умственного развития, они были более организованными, в лучшей физической форме. Эти дети лучше сдали тесты успеваемости SAT по итогам обучения в средней школе, они не имели проблем с наркотиками, ожирением, не проявляли асоциального поведения. Результаты долгосрочного исследования были опубликованы в 1990 году.

Ученые собрали уже взрослых участников самого первого зефирного эксперимента, показавших наиболее экстремальные результаты. Им был предложен новый, контрольный тест. Но на этот раз вместо зефира ученые показывали добровольцам картинки с счастливыми или страшными выражениями лиц. По инструкции, они должны были нажимать на кнопку и подавать сигнал, когда видят определенных людей. Однако, испытуемые предпочитали нажимать на кнопку, когда видели счастливых людей, а не тех, которых показали им экспериментаторы. Так психологи сделали вывод, что и много лет спустя этим людям оказалось так же трудно отказать себе в сиюминутном удовольствии.

Опровержение «зефирного эксперимента»

Не стоит расстраиваться, если в детстве вы не умели себя сдерживать и «съедали зефир» сразу. Учёные из университета города Нью-Йорка засомневались в результатах эксперимента Мишела, так как у него была очень маленькая выборка — всего 32 человека.

Чтобы опровергнуть «зефирный опыт», они взяли 900 детей из разных слоёв общества и провели те же самые манипуляции. Было доказано, что умение откладывать удовольствие на потом практически не влияет на успех в жизни. У детей из богатых семей, дождавшихся прихода экспериментатора, и у детей из бедных семей, не дождавшихся награды, шансы стать успешными были одинаковы.

Разница в результатах обусловлена жизненной ситуацией. Детям из малообеспеченных семей родители часто обещают купить игрушки или сладости, но не сдерживают обещания\ из-за нехватки денег. Поэтому такие дети не склонны доверять другим людям и стремятся получать удовольствие сразу, ведь потом его может и не быть.

Детям из семей с высоким уровнем достатка проще себя сдерживать и дожидаться прихода экспериментатора, потому что они знают, что дома у них всегда будет лежать что-нибудь вкусное. Например, мороженое или тот же самый зефир.

Несмотря на исследование нью-йоркских учёных, сложно не согласиться с тем, что умение терпеть помогает в жизни. Если вы не можете перетерпеть трудности, то быстро сдадитесь и ничего не достигните.

Желаем воспитать в себе терпение и стать успешным!

Усложненный эксперимент

В 2012 году ученые из Рочерстерского университета опубликовали результаты усложненного «зефирного эксперимента». Они повторили его с группой из 28 детей, но предварительно разделили детей на две группы. Испытуемым в первой группе сделали приятные подарки — карандаши и мелки, затем попросили подождать немного, пообещав подарить еще несколько. Но дети так и не дождались обещанного. Во второй группе дети действительно получили обещанные подарки через некоторое время.

Это предварительное испытание повлияло на результаты последующего эксперимента. Дети из первой группы гораздо чаще выбирали съесть зефир сразу, а дети из второй группы чаще дожидались второй порции зефира. Ведь испытуемые первой группы уже имели негативный опыт, когда обещание не было выполнено, а дети из второй группы имели опыт выполненного обещания. Результат эксперимента доказывает, что на принятие решения об отсроченном удовольствии в значительной степени влияет предыдущий опыт и обстоятельства , .

Основные идеи

  • Насколько развит у ребенка самоконтроль, можно определить по тому, способен ли он немного подождать, чтобы вместо одной конфеты несколько позже получить две.
  • Как выяснили психологи, дети, которые не соблазнялись одной конфетой, а дожидались второй, во взрослой жизни достигали выдающихся результатов.
  • Борьба с соблазном – это столкновение эмоционального и рационального мышления.
  • Задействовать рациональное мышление в сложной эмоциональной ситуации помогает дистанцирование, взгляд на происходящее со стороны.
  • Способность к самоконтролю зависит от ситуации: многие люди, в большинстве случаев умеющие держать себя в руках, способны сорваться по пустякам.
  • Справиться с искушением позволяет предварительная разработка сценариев своих действий, основанных на рассуждении “если – то”.
  • Когда вы совершаете ошибку или терпите неудачу, ваш мозг использует для самозащиты “психологическую иммунную систему”, ограждающую вас от стресса и депрессии.
  • Принимая решения, не идите на поводу у своих желаний. Лучше тщательно проанализируйте, какие последствия повлечет за собой ваш выбор.
  • Наш мозг обладает пластичностью. Используя это свойство, мы можем научиться лучше контролировать себя.
  • Детей необходимо учить справляться со стрессами. Это пойдет на благо им самим и всему обществу.

Чем опасна излишняя самоуверенность

Если нам не удаётся контролировать себя, то у нас есть тайный союзник, который вовремя помогает нам почувствовать себя лучше или по крайней мере не слишком ужасно, независимо от того, насколько плохи наши дела. Эволюция даёт нам защитные механизмы, приходящие на помощь, когда жизнь наносит жестокие удары, с которыми мы не можем справиться, когда наших сил недостаточно. Эти механизмы раньше называли защитниками эго, но в начале этого века Дэниел Гилберт из Гарварда совместно с Тимоти Уилсоном из Виргинского университета и другими учёными расширил и пересмотрел представление о них и дал им новое название — «психологическая иммунная система». Она создаёт «страховочную сетку» для защиты от хронических стрессов и укрепляет наши силы настолько, чтобы мы могли справляться с крайне неприятными новостями — например, об обнаружении у нас онкологического заболевания, крахе пенсионного фонда, предстоящем увольнении или внезапной смерти близкого человека.

Психологическая иммунная система находит способы, помогающие нам избегать ненависти к себе за плохие результаты и хвалить себя за хорошие. Она позволяет нам возлагать ответственность за наши плохие результаты на правительство, нерадивых чиновников, завистливых коллег по работе или неподконтрольные нам обстоятельства. Она помогает спокойно спать ночью после неприятного эпизода на работе, когда коллеги назвали предложенную вами на встрече идею рецептом катастрофы. «Хорошо, — думаете вы, — возможно, идея не была блестящей, но мой промах простителен, потому что у меня страшно болела голова».

Фактически же состояние позитивного мысленного самоутверждения, включая позитивные иллюзии (пока они не превращаются в предельные искажения реальности), улучшает наши физиологические и нейроэндокринные функции и способствует снижению стресса. Реалисты, которые оценивают себя более объективно, меньше уважают себя и больше страдают от депрессии, а также обычно менее психически и физически здоровы. А многие более здоровые склонны воспринимать себя с восторгом, пусть и неоправданным.

Последствия такой иллюзии контроля могут быть катастрофическими, особенно в некоторых рискованных финансовых ситуациях, когда люди с высокой способностью к самоконтролю чувствуют свою власть над происходящим, но вдруг перестают адекватно реагировать на внешнюю обратную связь и тревожные сигналы. Именно это наблюдалось в реальных условиях финансового кризиса в 2008 году.

В 2013 году подобная ситуация была смоделирована и проанализирована Марией Конниковой из Колумбийского университета в пяти экспериментах, в которых люди должны были брать на себя риск, когда на кону стояли реальные деньги, хотя и не миллиарды. Оставаясь спокойными, оптимистичными и уверенными в себе, люди с высокой способностью к самоконтролю, игнорировавшие сигналы о своих потерях, были защищены от стресса и теряли больше, чем хуже контролировавшие себя, которые скорее испытывали беспокойство, реагировали на обратную связь и выходили из игры раньше, чем терпели большие убытки. В определённых условиях именно индивиды с низкой способностью к самоконтролю, которые менее уверены в себе и испытывают повышенное беспокойство, могут демонстрировать более высокие результаты. 

Суть экспериментов

Всё началось в 1960-х. Я со своими студентами из Стэнфордского университета проводил эксперименты с детьми дошкольного возраста, в ходе которых малыши сталкивались с непростой дилеммой. Мы предлагали им сделать выбор между одним вознаграждением (например, маршмеллоу), которое они могли получить немедленно, и более крупным (двумя маршмеллоу), которого им пришлось бы ждать до 20 минут.

Неожиданно оказалось, что действия дошкольников, когда те пытались заставить себя дождаться отложенного двойного вознаграждения, могут предсказать многое в их будущей жизни. Чем дольше они могли ждать в возрасте четырёх-пяти лет, тем выше были оценки по академическому оценочному тесту и тем более успешным оказалось социальное и когнитивное поведение в юности. Те молодые люди в возрасте 27–32 лет, которые дошкольниками демонстрировали наибольшую выдержку в ходе маршмеллоу-тестов, имели оптимальный ИМТ и более явное самоуважение, эффективнее добивались своих целей и успешнее справлялись с разочарованиями и стрессами. В среднем возрасте те, кто умел в детстве упорно ждать («длительная отсрочка»), и те, кто не мог этого делать («краткая отсрочка»), имели совершенно разные сканограммы головного мозга в тех областях, которые отвечают за склонность к пагубным привычкам и ожирению.

Эксперименты в детском саду в Стэнфорде показали, как мысленное представление соблазнительных вознаграждений может изменять, причём иногда полярно, влияние на поведение. Ребёнок, не способный ждать и минуты, может выдержать 20-минутное ожидание, если мыслит о вознаграждении по-другому.

Со временем ощущение своей власти над собой и приобретённые новые умения — например, играть на скрипке, строить модели из конструктора Lego или составлять новые компьютерные приложения — станут теми наградами, в которых будут находить удовлетворение дети, занимающиеся этими видами деятельности. Возникающее у них ощущение эффективности и результативности своих усилий коренится в их опыте достижения успехов и приводит к возникновению реалистичных и одновременно оптимистичных ожиданий и устремлений. При этом каждый очередной успех будет повышать шансы на достижение следующего. 

Особенности формирования воли у детей 4-5 лет

Формирование воли – это переход внешнего социального контроля к внутреннему самоконтролю личности. И. П. Павлов отмечал, что в процессах волевой регуляции принимает участие весь мозг целиком. Однако, особое значение имеет функциональный блок программирования, регулирования и контроля психической деятельности, который находится в лобных долях коры головного мозга. При повреждении этих долей наблюдается патологическое безволие — абулия .

Формирование воли у детей начинается еще в младенческом возрасте. Когда ребенок тянется за понравившейся игрушкой, он совершает волевой акт, направленный на достижение цели. По данным отечественных исследователей возрастной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), у детей младшего дошкольного возраста постановка цели носит импульсивный характер и более связана с сиюминутными желаниями. Но чем ребенок старше, тем больше он способен ставить осознанные цели, важные не только для него, но и для окружающих. Например, старший дошкольник может сделать рисунок, чтобы порадовать маму на предстоящем празднике.

Мотивы детей дошкольного возраста могут сменять друг друга, подкрепляться друг другом или вступать в конфликт. В конце концов, один мотив становится ведущим и подчиняет себе другие. Но сильное эмоциональное побуждение способно быстро поменять расстановку приоритетов. Например, ребенок уже приучен здороваться со взрослыми, но забывает поздороваться с бабушкой, которая принесла ему подарок. Яркие эмоции определяют ведущий мотив в данной ситуации.

К старшему дошкольному возрасту ребенок уже способен осознавать борьбу мотивов и регулировать свои действия волевым усилием, то есть уже может отказываться от сиюминутного приятного действия, чтобы достичь чего-то более важного и избежать нежелательного. Поведение ребенка становится все более личностным, внеситуативным, теряет свою непосредственность

Так ребенок усваивает нравственные нормы .

Заключение

Самоконтроль – полезная черта характера и для детей, и для взрослых. Однако уровень ее развития не способен точно определить, какой жизненный путь ждет ребенка. Зефирный тест для детей – это интересное развлечение и своеобразная игра, но всерьез воспринимать результат эксперимента не стоит.

Если ваш малыш не готов откладывать удовольствие или вообще не любит зефир – не расстраивайтесь, потому что это ничего не доказывает. Каждый человек уникален, и никто не может предсказать его судьбу. Главное – любить ребенка и помогать ему становиться гармоничной личностью.