Психологические рекомендации по управлению вниманием (стр. 1 из 2)

Индивидуальные особенности внимания

С точки зрения когнитивной психологии, внимание — это первая стадия когнитивной осведомленности при получении информации от окружающего мира. У каждого человека своя осведомленность и свое собственное отношение к раздражителю

Формирование психического процесса — внимания идет у каждого своим путем, а управление и улучшение этого процесса зависит от желания и возможностей самого человека.

Особенности внимания как свойства личности выявляются при повторных наблюдениях их в различных условиях и в разных видах деятельности. Но для выявления этих особенностей неоднократно, надо быть достаточно наблюдательным.

Индивидуальные особенности распределения и переключения внимания человека могут быть выявлены путем наблюдения за тем:

Насколько легко или трудно удается ему одновременно делать два дела и больше.
Умеет ли он распределять свое внимание.
Какая у него скорость переключения во время беседы с одного вопроса на другой, с одной темы на другую.
Часто ли у него пропуски отдельных действий, необходимых в работе, и как быстро переходит от одного приема к последующему во время выполнения сложных операций.
Достаточная ли у него легкость восприятия и запоминания дополнительных разъяснений, беглых замечаний.
Удается ли ему заметить все происходящее на сцене в театре или на киноэкране, на телеэкране или его внимание приковывается к одному герою.

Организация внимания

Гораздо труднее, хотя еще более важно разобраться в неправильной организации внимания, называемой невнимательностью. Ее можно объединить в три типа:

Рассеянность (порхающее внимание) — возникает при отвлекаемости и малой интенсивности внимания, легкой переключаемости с объекта на объект. Этот тип внимания характерен для малышей, но может встречаться и у взрослых.
Внутренне-направленное внимание при высокой интенсивности и трудной переключаемости внимания

Это явление свойственно как детям, так и ученым, сосредоточенным на выполнении сложных задач.
Слабая интенсивность внимания, обусловленное снижением силы и подвижности нервных процессов в коре головного мозга, это может происходить из-за усталости, болезни, потери интереса.

Развитие внимательности

Понятно, что для успешного осуществления стоящих перед человеком задач необходимо развивать у него внимательность. Ведь перед любым человеком, который стремится получить хорошее образование или престижную работу стоит вечная преграда — тесты (экзамены). Такова реальность. И преодолеть эту преграду сможет только тот человек, который научился быть очень внимательным

Поэтому подготовка к подобному тестированию всегда окупится сторицей и в этом ему поможет пакет «Внимание»

Внимание не только создает наилучшие условия для психической деятельности, но и несет сторожевую службу, помогая человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме. Эксклюзивный материал сайта «www.effecton.ru — психологические тесты и коррекционные программы»

Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.

Эксклюзивный материал сайта «www.effecton.ru — психологические тесты и коррекционные программы». Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.

Управление вниманием. Немного теории.

Внимание человека – величина далеко не постоянная. Она меняется в течение времени и зависит от очень многих факторов

Среди них можно отметить и интерес индивидуума к процессу или предмету, знания о нём, усталость, физическое здоровье (помните, как сложно сосредоточится, на чём-либо, когда болит голова?), психологическое состояние и так далее.

Отсюда вытекает факт номер 1. На уровень внимания влияет не только желание самого человека, но и масса других внешних и внутренних факторов, на которые он сам влиять — не способен.

Тем не менее, очень мало людей рождаются со способностью постоянно и без перерывов концентрировать свое внимание на чём-то конкретном.  Однако, может кто-нибудь из Вас представить себе военного разведчика, который не будет сконцентрирован на своей работе на чужой местности и обстановке, идти вразвалочку и думать о своем доме или подруге Марусе? Т.е. военных обучают, дают способности и навыки в управление вниманием

И таких примеров множество (не знаю, почему мне именно данный пример пришёл сейчас в голову).

Отсюда вытекает факт номер 2

Своим вниманием можно и нужно научиться управлять. И научившись этому, Вы решите свою проблему низкой продуктивности физической и интеллектуальной деятельности, чем бы Вы, не занимались по жизни

Тренировка управления вниманием. Если пороетесь в интернете, то обязательно найдете множество способов повышения Вашей способности управлять и концентрировать свое внимание

Я лишь перечислю самые популярные.1. Непрерывное созерцание. Сядьте в удобную позу (диван, кресло – не имеет значение), расслабьтесь, и смотрите на любой выбранный Вами предмет – желательно не очень сложной формы. Стакан, стул, да хоть расчёска – не имеет значение. Смотрите как можно дольше – минимум 5 минут. Не отводите взгляда, моргать можно свободно. Самое сложное в этом упражнении в том, что пока смотрите на этот сравнительно простой предмет, нужно найти как можно больше деталей в нем

Если пороетесь в интернете, то обязательно найдете множество способов повышения Вашей способности управлять и концентрировать свое внимание. Я лишь перечислю самые популярные.1

Непрерывное созерцание. Сядьте в удобную позу (диван, кресло – не имеет значение), расслабьтесь, и смотрите на любой выбранный Вами предмет – желательно не очень сложной формы. Стакан, стул, да хоть расчёска – не имеет значение. Смотрите как можно дольше – минимум 5 минут. Не отводите взгляда, моргать можно свободно. Самое сложное в этом упражнении в том, что пока смотрите на этот сравнительно простой предмет, нужно найти как можно больше деталей в нем.

Легко? Ну-ну. Настолько легко, что вряд-ли кто из Вас выдержит выполнять данное упражнение хотя бы 10 дней. А нужно выполнять его до тех пор, пока не научитесь концентрироваться на простых предметах на долгое время. Психологические рекомендации по управлению вниманием (стр. 1 из 2)

2. Мысленное созерцание. Начало похожее – непрерывно смотрите минут 5 на любой выбранный предмет простой формы (со временем можно будет выбирать предметы более сложной формы). Потом закрываете глаза и уже мысленно представляете его же стараясь вспомнить или представить максимальное число деталей в нём. Потом открываете глаза и сравниваете фактический предмет с тем, что Вы представили в мыслях.

3. Воображаемая имитация мускульных движений

Интересная игра со своим воображением, которая очень помогает в управление вниманием. Вообразим себе, что Вы держите в руках какой-либо физический объект – например, теннисный мячик

Постарайтесь прочувствовать его размер, цвет, вес, упругость, определите, из какого он материала он сделан, какие тактильные ощущения он вызывает (чувствуете шероховатость поверхности?). Представьте, что Вы его сжимаете и разжимаете, но при этом сами мышцы на руках не должны у Вас двигаться. Т.е. весь процесс идет только в мыслях.

Любимое упражнение.

4. Секундная стрелка

Ну и самый популярный способ научится управлять вниманием, это концентрация по 2-3 минуты на секундной стрелке часов. Очень эффективный способ, но и очень сложный

Почему? Да Вы просто попробуйте и заметите, что уже через 20-30 секунд Ваши мысли будут скакать галопом по всей галактике, но не думать о стрелке часов. В начале, на короткое время, сконцентрироваться не сложно, а вот удержать внимание на бессмысленном действии просто нереально тяжело. А ведь Вам нужно держать внимание только на ней, как будто ничего больше нет важнее на всем белом свете.

Поищите в интернете и другие варианты тренировок. Какой-то будет интересен и эффективен именно для Вас. Мне помогли именно упражнения со стрелкой.

Психология внимания: этапы развития

1. От первых дней жизни до года

Непосредственное внимание грудничка – результат врожденных рефлексов. Они стимулируются разнообразными впечатлениями, а также словами и жестами взрослых

К концу года малыш уже не только реагирует на новые предметы, но и способен сам отыскивать их.

2. От 2 до 3 лет

Слово, взгляд, указательный жест родителя все еще «дирижируют» вниманием малыша. Но к третьему году он начинает и сам овладевать методами управления окружающими, привлекая их внимание к себе

3. От 4 до 6 лет

Ребенок уже руководствуется многосложными инструкциями родителей, направляя свое внимание. Им уже усваиваются новые средства его управления: рисунки, знаки

О начале развития произвольной формы внимания свидетельствует эгоцентрическая речь малыша. Она помогает ему достигать самоуправления в игре. Кроме звуковых самоинструкций, появляется еще один стимул – внутренняя речь.

4. От 7 до 17 лет

Школьные годы – сенситивный период для совершенствования саморегуляции внимания на основе развития внутренней речи и появления более сложных внешних стимулов.По мнению С. Рубинштейна, развитие психологии внимания в эту пору ведет к усилиям сознания, концентрации воли, контролю над своими действиями.

Благодаря этому, к концу периода ученичества поведение человека становится более организованным, дисциплинированным и осторожным. Острее становится его зрительное и слуховое восприятие действительности.

Управление вниманием

Формирование внимательности начинается с первых шагов малыша, продолжается в школе, других учебных заведениях и на работе

Оно заключается в управлении вниманием каждого индивидуума в процессе его учебной и трудовой деятельности. В зависимости от цели и методов обучения применяются различные способы этого управления

Если человек должен усвоить какие-то знания, то очень важно вызвать у него непроизвольное внимание. Для этого надо заинтересовать его содержанием занятий, тогда его внимание без каких-либо усилий будет следовать за каждым словом, за каждым жестом, даже выражением лица обучающего

Интерес человека бывает неустойчивым, да и внимание может колебаться независимо от интереса, поэтому обучающий должен направлять его внимание на главное «обратите внимание на…», «смотрите сюда», «внимательно присмотритесь к…». Собственно так и осуществляется управление вниманием человека

Условия формирования внимания

Кроме непосредственного управления вниманием человека в начале обучения каким-нибудь новым для него видам деятельности, также необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию внимания. Для этого необходимо:

Чтобы человек мог работать в любых условиях, не обращая внимания на отвлекающие моменты, необходимо упражнять у него произвольное внимание.
Чтобы формировать после-произвольное внимание (умение сосредоточить сознание на объекте, значимом и ценном), надо увлекать его интересной, трудной, но посильной работой.
Добиваться осознанности и ответственности за выполняемую работу.
Внимание должно быть связано с требованиями дисциплины.
Развивать устойчивость внимания, формировать волевые качества человека.
Формировать объем и распределение внимания, чтобы научить одновременно выполнять несколько профессиональных действий.
Обучить человека переключать внимание. Он должен выполнять упражнения по переключению внимания с объекта на объект, а также упражнения по выделению наиболее важных объектов из множества второстепенных, при этом, не забывая тренировать скорость переключения внимания.. Лучший способ формирования у человека внимательности — это не позволять ему делать работу небрежно

Лучший способ формирования у человека внимательности — это не позволять ему делать работу небрежно.

Внимательность и невнимательность

Оценку свойств внимания человека надо начинать с оценки отдельных свойств его внимания. Но исчерпать ее этим нельзя, так как есть общие его качества, определяющие высокий уровень внимательности как свойства личности.

Морально воспитанное внимание — это произвольное внимание, которым человек владеет в соответствии с усвоенными им требованиями морали. Стимулом переключения и интенсивности внимания в этом случае служат моральные требования

Человек с морально невоспитанным вниманием будет рассматривать немощного инвалида или пройдет мимо нуждающегося в помощи.

Частный случай морально воспитанного внимания — дисциплинированное внимание, произвольное и подчиненное требованиям дисциплины. Внимание, соответствующее требованиям определенной профессии, называют профессиональным вниманием

Оно проявляется во внимании к порядку на своем рабочем месте, к чистоте эксплуатируемой машины и.т.д.

Профессиональное внимание развивается в процессе профессионально-технического обучения. Главный стимул этого развития — общий порядок и неукоснительное выполнение всех правил учебной или производственной деятельности

Значение размера

Размеры отдельных форм, общей композиции указывают на самооценку. Расшифровка:

  1. Рисунки, которые занимают все свободное место на листе, указывают на то, что личность не может добиться чего-либо в жизни, старается компенсировать это изображением. Чаще это люди-экстраверты, которые не могут по достоинству реализовать себя в своих начинаниях.
  2. Большие рисунки — обозначают высокую самооценку. Очень крупные фигуры, могут говорить о том, что субъекту присуща излишняя гордость, тщеславие, высокомерие. Глубинная причина проявления этих чувств — неудовлетворенность привычной жизнью.
  3. Большое количество пустого пространства на листе присуще интровертам. Такие люди скованны, зажаты в себе, боятся чего-то нового. Они не доверяют окружающим, бояться совершать ошибки.

Типы внимания.

О роли внимания, если присмотреться повнимательней в том, или ином виде, говорится практически во всех духовных направлениях и путях самопознания. Однако, большей частью — это просто общие поверхностные рассуждения

Так происходит по той простой причине, что Внимание является базовой практикой общего внутреннего совершенствования

Всего известно пять типов внимания:

— первое внимание: лучевое- второе внимание: сферическое- третье внимание: объемное- четвертое внимание: пространственное- пятое внимание: внепространственное

Психология преуспела в изучении внимания первого типа

Внимание второго и последующих типов для психологов является феноменом, соответственно люди, обладающие наработанными способностями владения практическими навыками второго и последующих типов внимания, редки, и, как правило обладают неординарными сверхестественными способностями

Первые четыре типа внимания создают единое поле внимания человека, объединяя воедино функции всех тонких тел человека. В чем состоят особенности каждого из пяти типов внимания, как их наработать и как применять практически в ежедневной жизни и в духовной практике вы узнаете из нашего занятия.

В обыденной жизни человек пользуется только первым типом внимания, которое еще иногда называют «лучевое». Лучевое, потому, что из чакры направляется «луч внимания» на объект познания. Источником лучевого внимания являются чакры и вся чакровая система человека

Именно лучевое внимание является основным типом внимания и инструментом познания тонкоматериальной природы внутреннего и внешнего мира человека

Физиологические и тонкоматериальные механизмы внимания связаны между собой в единую систему «энергетического» астрального видения человека, и, нарушение работы какой-либо из составляющих этих систем приводит к нарушению в целом лучевого внимания.В наше время у детей и взрослых распространено заболевание под названием «дефицит внимания». Медицинские работники констатируют проявление такого физиологического нарушения, приводящего к невнимательности, гиперактивности, повышенной импульсивности, неспособности доводить начатые дела до их логического завершения, перехода с одного выполняемого дела на другое, не способность четко следовать инструкциям, не способность запоминать информацию, не способность надолго удерживать в памяти общие детали и саму конву разговора, постоянное переключение внимания и т.п. проявления, которые в итоге приводят к видимым затруднениям не только в процессе обучения, но и в выполнении профессиональных/домашних/личных дел и обязанностей.

Если к поиску первопричины появления этого заболевания подойти с точки зрения тонко-материальных и энергетических процессов, то основная первопричина кроется в нарушении связи взаимодействия физиологических и энергетических систем организма, что в итоге приводит к нарушению работы лобных долей мозга и «прописыванием» неправильных нейронных связей, ответственных за тактическое и стратегическое поведение личности человека, текущая энергия по которым запускает механизмы, снижающие концентрацию интеллектуальных способностей человека. 

Исцеление дефицита внимания возможно при помощи определенных техник, практик и обучающих методик, направленных на повышение концентрации внимания, а также на приобретение способности управлять своим вниманием. 

Приглашаем вас на практику, где мы будем более подробно рассматривать аспекты дефицита внимания, существующие типы внимания и их особенности. Также на сегодняшнем занятии ЧувствоЗнание Практика 9, вы познакомитесь с собой и проверите какие типы внимания лучше «работают» у вас.

Оценка свойств внимания

Оценка с помощью наблюдений

Устойчивость внимания при длительном его напряжении может быть оценена по следующим наблюдениям:

Внимательно ли человек выполняет самостоятельную работу до полного завершения или к концу выполнения задания его внимание заметно снижается.
Может ли он внимательно работать в условиях сильных посторонних шумов.
Часто ли отвлекается.
Может ли длительно продумывать какой-либо вопрос в деталях или быстро отвлекается.

Оценка с помощью тестирования

Гораздо проще выявить различными способами (например, тестированием) свойства внимания человека, его положительные и отрицательные стороны, чем сформировать и развить такие качества внимания, которые необходимы для овладения какой-либо профессией. Там, где успех зависит от внимания к действиям, требуется обучать не столько трудовым навыкам, но, прежде всего концентрации, распределению, переключению и устойчивости внимания.