Задание диктофон и две эффективнейшие техники для улучшения речи и дикции

Используйте сторонние предметы

Делайте упражнения с посторонними предметами.

  • Например, можно набрать в рот небольших орехов и с орехами во рту говорить скороговорки, при этом хорошо произнося каждый звук.
  • Также можно воспользоваться, например, ручкой. Зажмите ручку губами или зубами, а после этого также само начинайте читать скороговорки.

Стоит учесть то, что с первого раз вряд ли получится, но не нужно опускать руки раньше времени. При длительных тренировках всё получится. К тому же первые разы не стоит сильно спешить.

Лучше произносить каждое слово в медленном темпе, но чётко и ясно.

Задание диктофон и две эффективнейшие техники для улучшения речи и дикции

И дело не только в том, что «мы им говорим». Тембр и дикция оказывают колоссальное влияние на то, как воспримет вас слушатель. Доказано, что люди лучше воспринимают информацию, поданную голосом с низким тембром, чем с высоким. Голос со слишком высоким тембром слушать не только тяжелее, но и менее приятно, чем низкий.

Хорошая дикция — еще важнее тембра. Если вы не заслуженный доктор наук и не профессор, приходится заботиться о том, чтобы слушатели понимали вас без лишних усилий.

Для меня всегда сущее мучение толкать речи в первой половине дня. Я сова и мне тяжело здраво соображать до обеда. Кстати, ученые говорят, что до 12:00 человеческий организм находится еще в полусонном состоянии, в том числе и лицевые мышцы и голосовые связки.

Чтобы избежать нечленораздельного мычания во время выступления, рекомендуется делать пятиминутную зарядку-разминку из 10 упражнений.

1. Опустите нижнюю челюсть вниз. Медленно подвигайте ей вправо и влево.

2. Опустите нижнюю челюсть. Двигайте ей вперед и назад

Делайте это очень медленно, плавно и осторожно

3. Исходное положение – стоя, руки на груди. Наклоняясь вперед, на выдохе произносите гласные «у» и «о» длительно и протяжно, настолько низким голосом, насколько можете.

4. Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.

5. Рот открыт, губы в улыбке.Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.

6. Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.

7. Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пересчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение – по нижним зубам.

8. Рот закрыт. Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.

9. Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

10. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугорки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Как улучшить дикцию за короткий срок

Дефекты говорения поддаются корректировке. Над этим работают профессионалы. Однако есть упражнения для самостоятельного улучшения качества речи.

Люди заботятся о своем теле, фигуре, физическом состоянии мышц. Мышцы речевого аппарата тоже нуждаются в укреплении. Когда челюсть мало двигается, рот во время разговора открывается плохо.

Поэтому слова произносятся невнятно. Рот достаточно открывается – речь становится лучше, разборчивее. Дефекты четкости произношения хорошо корректируются.

Улучшить дикцию за короткое время можно. Тренируйте дыхание, выполняйте артикуляционные зарядки. Произносите давно любимые скороговорки. Записывайте свой голос на диктофонные устройства и прослушивайте.

Тренировка дыхания

Часто люди чувствуют, что им не хватает воздуха. Неосознанно задерживают дыхание на вдохе. Эта проблема возникает при произнесении длинных предложений. Шумно вдыхают и выдыхают перед началом фразы.

Официальная этика не поддерживает  подобное поведение. Ситуация изменится, если тренировать диафрагму. Достаточно петь гласные при выдохе, постоянно увеличивая время упражнения. Или выдыхать, как при задувании свечи, надувать воздушные шары.

Артикуляционные зарядки

Артикуляционные зарядки подготавливают речевой аппарат к работе над дикцией. С их помощью можно тренировать губы, язык, челюсти. Зажатые челюсти создают впечатление, что человек говорит сквозь зубы и производит неприятное впечатление на собеседника.

  • Для освобождения челюстей перемещайте их из одного положения в другое, открыв при этом рот.
  • Затем языком прикоснитесь к каждому зубу, постучите по внутренней их стороне.
  • Следующее действие – прикосновение языка к щекам поочередно.
  • Затем надуйте и втяните щеки.
  • Сожмите губы, поочередно надуйте щеки.
  • Вытяните губы, широко улыбнитесь.
  • Сделайте губами круговые движения.

Скороговорки

Улучшить дикцию помогут знакомые с детства скороговорки. Для начала определите, при произнесении каких звуков вы испытываете проблемы.  После этого займитесь подбором фраз. Произносите скороговорки до тех пор, пока речевой аппарат не привыкнет к ним.

Вначале выбирайте короткие предложения, потом переходите к  длинным скороговоркам. Не произносите фразу быстро. Темп проговаривания должен увеличиваться постепенно. Произнесите скороговорки с орехами во рту. Такой способ подготовки к публичному выступлению применяли ораторы древности.

Диктофон

Вашим помощником станет записывающее устройство. Наговорите любой текст на диктофон. Постарайтесь, чтобы в нем использовались проблемные для вас звуки. Прослушайте сказанное внимательно. Вы сразу поймете, что в речи необходимо исправить, какие упражнения использовать.

Можно слушать запись любимых художественных произведений. Вслушивайтесь в актерское чтение, постарайтесь уловить тембр голоса, интонацию. Примените прием звукового подражания.

Произнесите услышанное, полностью или частично копируя исполнение актера, тембр голоса, интонацию. Здесь необходим постоянный самоконтроль происходящих изменений.

Такие упражнения в короткий срок улучшают дикцию, развивают речевой аппарат, придают уверенности. Упражнения на артикуляцию часто используют перед публичными выступлениями.

Красивая речь и её враги

Красивая речь – это, прежде всего, грамотная речь. Множество стилистических ошибок может сложить о вас ложное представление, а в некоторых случаях и помешать общению. Определим, какие еще помехи встречаются на пути к красивой речи.

1. Слова-паразиты

Наверно, вы знаете, о каких именно словах идет речь. Всякие «ну», «это», «э», «типа» и тому подобные слова, употребленные без острой нужды, нисколько не украсят вашу речь – они пусты и не имеют никакого смысла!

2. Матерные слова

Тут и объяснять ничего не нужно. Если вы хотите создавать положительное впечатление, то напрочь исключите мат из своей речи, даже когда вам кажется, что это вполне уместно.

3. Сленг

Многие люди, постепенно начали внедрять в свою речь сленг, полагая, что это помогает им идти «в ногу со временем». Однако стоит помнить, что не каждый собеседник знаком с новыми модными словечками, которые могут быстро кануть в лету, и в целом – он и не обязан их знать. Ваше общение будет проходить гораздо тяжелее, нежели могло бы быть, если человеку периодически придется спрашивать, что вы подразумеваете под тем или иным выражением.

Следите за тем, как вы разговариваете. Некоторые люди заставляют своих собеседников непроизвольно морщиться, просто начав беседу. И дело бывает вовсе не в мате или в словах-паразитах, а в том, как звучит голос

Очень важно следить за его звучанием! Старайтесь не говорить громко, если вы не находитесь в шумном помещении – многих людей раздражают громкие звуки

Также обратите внимание, не часто ли собеседники переспрашивают о том, что вы только что озвучили – в таком случае не исключено, что вы говорите очень тихо или вообще бормочите, что также не добавляет ясности общению

Регулярно контролируйте, то, что вы говорите и как вы говорите, и, несомненно, это обеспечит вам славу прекрасного собеседника. Помните, что красивая и четкая речь всегда будет вашим достоинством, а иногда и преимуществом!

Полезные советы по улучшению дикции

Есть несколько советов, которые помогут достичь успеха в самостоятельных занятиях:

  • первыми нужно начинать выполнять самые простые упражнения для улучшения речи и дикции, постепенно, включая в занятия более сложные;
  • занятия нужно проводить в любое свободное время – это поможет достичь результатов в короткие сроки;
  • гимнастику желательно проводить ежедневно, не делая перерывов;
  • возьмите за правило периодически записывать на диктофон короткие речи – это поможет отмечать свои достижения;
  • читайте дополнительную литературу и регулярно практикуйте новые упражнения, поскольку монотонность упражнений может стать причиной моральной усталости и отказа от занятий;
  • если есть возможность получить консультацию специалистов, то не стоит от нее отказываться, поскольку это отличная возможность получить дополнительные дельные советы.

Если у человека имеется возможность посещать курсы театрального мастерства, то это нужно сделать обязательно. Занятия с профессионалами помогут раскрепоститься, развить дикцию и освоить свободную речь. Специалисты научат выразительной декламации, дикция при этом, если не станет идеальной, то значительно улучшится. И публичные выступления больше не будут казаться невыполнимой миссией.

Отработка дикции скороговорками

  1. Перед скороговоркой выполняем дыхательные и артикуляционные упражнения.
  2. Скороговорка должна быть выучена, чтобы не было заминок.
  3. Для детей лучше использовать стихи для развития дикции.
  4. Детская скороговорка не должна быть длинной.
  5. Все слова в скороговорке должны быть понятны.
  6. Скороговорка делает акцент на проблемные звуки.

Порядок работы со скороговорками для детей и взрослых

Для ребенка:

  • Учитель произносит скороговорку быстро и четко, ребенок внимательно слушает.
  • Учитель произносит ее медленно, чтобы ребенок услышал каждое слово.
  • Учитель и ребенок повторяют ее, постепенно ускоряя темп. Когда ребенок запинается, тогда стоит снова повторять медленно.
  • Ребенок повторяет ее сам.
  • Ребенок повторяет ее быстрее.

Можно играть: повторять действия из скороговорки; произнести скороговорку, поворачиваясь вокруг своей оси или подкидывая мячик.

Правила для взрослых упрощены, т.к. взрослый может заниматься со скороговоркой сам:

  • Медленное произнесение скороговорки.
  • Постепенное ускорение до первой осечки.
  • Повторение снова с медленного темпа.
  • Продолжать упражнения, пока скороговорка не будет выговорена идеально на быстрой скорости.

Скороговорки со звуком ч

Молчал, да вымолчал; горячи калачи, калачи горячи; синичка – воробью сестричка; рябина, рябиночка – родимая кровиночка; черной ночью черный кот прыгнут в черный дымоход; пират чертенка видит из бочонка.

Скороговорки для развития невнятных н, м, р, л

Дробью по перепелам да по тетеревам; корабли лавировали лавировали, да не вылавировали; корольчорел; интервьюер интервента интервьюировал; во мраке раки шумят в драке; а мне не до недомогания; на горе Арарат рвала Варвара виноград.

Скороговорки для развития речи и дикции взрослых

Упражнения для улучшения дикции взрослых несколько отличаются от детских. Взрослые могут делать это без учителей.

Гимн одним нагим ногам; в Чите речка течет Читинка; цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; прецедент с претендентом; Клара-краля кралась к Ларе; Достоевский доставал диски и доски; беспечность любит обеспеченность.

Мы рассмотрели, как улучшить дикцию. Только комплексный подход и систематические занятия принесут успехи в этой области.

Этапы развития дикции

Задание диктофон и две эффективнейшие техники для улучшения речи и дикции

Самостоятельно оценить речевые навыки малыша можно, сопоставив их с существующими нормами. Однако стоит помнить, что это – усредненные показатели. Точных правил нет.

Развивать дикцию следует с момента рождения. Грудничку мама поет песенки-потешки, колыбельные, читает вслух детские стихи и сказки.

К 2-3 годам речевые структуры мозга полностью сформированы. К этому возрасту малыш обучается произносить слова правильно, эмоционально выражать мысли и чувства. Поэтому ему требуется активная тренировка речевого аппарата. Но если заметного улучшения речи не наблюдается, паниковать не нужно. Лучше посетить логопеда и при отсутствии органических нарушений продолжить занятия по развитию риторики.

Коррекция дикции по возрастам

Упражнения по развитию дикции для самых маленьких, дошкольников, младших школьников и взрослых – отличаются

При коррекции нарушения важно учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности пациента (маленького или взрослого).

Упражнения для детей первого года жизни

У грудничков не бывает проблем с дикцией и артикуляцией. Но это не значит, что заниматься с малышами не нужно. Чтобы получить развитую риторику в более старшем возрасте и предупредить появление речевых расстройств следует:

Наладить взаимодействие с ребенком. Мама комментирует все свои действия, пеленая, купая или укладывая спать грудничка. Годовалого малыша можно спросить, что он хочет кушать, дать выбрать платье или обувь перед прогулкой. Конечно, не стоит ждать развернутого ответа. Но даже несколько звуков, подкрепленных жестами – отличный результат.
Обязательно разговаривайте, гуляя на улице, встречаясь с друзьями, делая покупки.
Проговаривайте то, что ребенок делает – вытирает пыль, складывает игрушки.
Читайте книжки и рассматривайте картинки. Кроме сказок, подойдут иллюстрированные детские энциклопедии

Обращайте внимание, чем малыш интересуется – животными, техникой, растениями.
Разговаривая с ребенком, говорите четко и правильно, как диктор на радио. Не нужно повторять за малышом, коверкая или сокращая слова

Разговаривайте так же, как со взрослым.

Занятия для малышей от 2 до 3 лет

Задание диктофон и две эффективнейшие техники для улучшения речи и дикции

Если к 2–3 годам речь полностью отсутствует или произношение невнятное, требуется коррекция. Она включает:

Логопедические игры. Например, «Веселый алфавит». Взрослый громко и отчетливо произносит звуки, а ребенок повторяет за ним.
Открытые вопросы

Обращайте внимание на «съеденные» окончания и пропущенные слоги.
Разучивание песенок и стихов на труднопроизносимые фонемы. Каждую строчку вначале произносит родитель, а затем ребенок.
Исправления

Останавливайте малыша, когда он подменяет один звук другим.
Песни и мультфильмы. Обучающее видео стимулирует развитие правильной артикуляции.
Общение со сверстниками.

Работа с дошкольниками (4–5 лет)

Задание диктофон и две эффективнейшие техники для улучшения речи и дикции

В этот период коррекционная работа проводится в игровой форме. Отработать дикцию помогают такие задания:

Артикуляционная гимнастика для мышц гортани и языка. Помогут упражнения «ворота», «облизывание повидла», «часики».
Игра «Найди звук». В нее можно поиграть по дороге в сад или магазин. Ребенок должен ответить, где «спрятался» загаданный мамой или папой звук: в начале, середине или конце слова.
Собственный пример. Дети всегда повторяют за взрослыми

Поэтому важно отслеживать свою речь, избегать нецензурной лексики и слов-паразитов. Важно показывать малышу выступления политиков, актеров, певцов

Это прекрасный пример для подражания.

Развитие дикции у школьника

Развитие дикции у младших школьников зависит от сформированности фонематического слуха: умения вычленять отдельные слова из предложения, распознавать заданные звуки в слове. Малышей учат делить на слоги сначала маленькие слова, затем большие. Это необходимо, чтобы школьник научился понимать смысл того, что читает.

Задание диктофон и две эффективнейшие техники для улучшения речи и дикции

Отшлифовать дикцию у младших школьников помогают:

  • Чтение с пересказом. Можно превратить такое занятие в игру, позволив ребенку проявить свой актерский талант. Предложите ему сыграть роль любого героя из только что прочитанной сказки или рассказа.
  • Загадки и игры со словами. Например, составить из длинного слова максимальное количество новых слов или придумать слова, где буква «а» будет стоять первой, второй, третьей, четвертой или пятой.
  • Звуковые игры. К примеру, сказать слово наоборот, прочитав его слева направо. Или подобрать максимальное количество синонимов к заданному слову, или найти ошибку в слове.
  • Пословицы и поговорки развивают память школьника и являются эффективным способом исправления артикуляции.

Работаем над качеством дикции

Улучшить свою дикцию поможет выполнение определенных упражнений. Занятия необходимо проводить ежедневно, потому что только в этом случае можно получить быстрые результаты.

Задание диктофон и две эффективнейшие техники для улучшения речи и дикции

Упражнения для улучшения речи и дикции включают тренировки мышц нёба.

  • Медленно проговорите звуки «К» и «Г» подряд 3 раза. Потом произнесите с практически закрытым ртом звуки «А», «О», «Э».
  • Имитируйте полоскание рта. Ощущения должны быть похожими, как если бы во рту была вода.
  • Рот приоткрыт на ширину двух пальцев. Проговорите слоги «АММ-АММ». При этом «А» звучит шепотом, а «М» громко и звонко.

Чтобы усовершенствовать свою речь и дикцию, нужно выполнять упражнения для снятия мышечных зажимов.

  • Напишите на листе бумаги скороговорку. Проговорите ее вслух, озвучивая только согласные звуки. На месте гласных – пропуски. Потом повторите ее полным голосом. Это поможет вам понять, в каком положении артикуляционный аппарат работает неправильно.
  • Сделайте глубокий вдох и зажмите нос пальцами. Прочтите вслух любой текст. Сделайте выдох. Снова начните читать текст, делая вдохи в необходимых по смыслу местах (в соответствии с грамматическими паузами).

Артикуляционная гимнастика

Если вы интересуетесь, как улучшить дикцию речи быстро, то нужно практиковать артикуляционную гимнастику. Регулярная тренировка речевого аппарата гарантирует улучшение дикции в самые короткие сроки.

Задание диктофон и две эффективнейшие техники для улучшения речи и дикции

Комплекс включает следующие упражнения:

  • На лице широкая улыбка. Зубы сжаты. Фиксируем положение на 10 секунд. Затем расслабляемся. Важный момент: оба ряда зубов должны быть полностью видны.
  • Зубы сжаты. Губы сложены в трубочку, вытянуты вперед. Тянем звук «У» на протяжении 10 секунд.
  • Рот открыт, язык выдвинут вперед насколько возможно. Фиксируем положение на 5 секунд. Расслабляем мышцы.
  • Рот открыт. Язык лежит на поверхности нижней губы. Раскрываем рот максимально широко и расслабляемся.
  • Расслабьте нижнюю челюсть и зафиксируйте это положение. Облизывайте верхнюю губу, максимально выдвигая язык.
  • Трогайте кончиком языка попеременно верхнюю и нижнюю губу, выдвигая его вперед. Выполняйте упражнение в неспешном темпе. Подбородок в течение всего времени должен быть неподвижным.
  • Рот закрыт. Языком оказываем давление на внутреннюю поверхность щеки, прилагая силу в течение 4 – 6 секунд. Повторить с противоположной стороны.
  • Нижняя челюсть опущена книзу. Совершаем ею движения из стороны в сторону. Голову удерживаем ровно. В движении она не участвует. Потом перемещаем челюсть вперед/назад.
  • На лице полная улыбка. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности губ. Сначала по верхней, потом по нижней, следом делаем круговое движение. Челюсть постоянно зафиксирована и не двигается.
  • На лице широкая улыбка. Проводим языком по поверхности зубов, сначала верхних, потом нижних. Челюсть зафиксирована и не двигается.
  • На лице широкая улыбка. Проводим по губе языком от уголка к уголку. Губы и челюсть не двигаются. Касаться надо именно поверхности губ, а не зубов.
  • Стойка прямо, руки на груди (скрещены). Совершаем медленный наклон вперед на вдохе, одновременно громко озвучивая буквы «О» и «У».

Задание диктофон и две эффективнейшие техники для улучшения речи и дикции

Четкость произношения звуков обеспечивает кончик языка. Для улучшения дикции нужно улучшать его подвижность.

  • Используйте язык как молоточек, постукивая им по зубам. Во время каждого удара проговаривайте слог «ДА». Потом говорите буквы «Т» и «Д».
  • Для улучшения дикции речи необходимо разработать мышцы гортани. Это поможет наладить четкое произношение звуков «К» и «Г». Совершаем вдох через нос, и выпускаем воздух через рот. Во время выдоха начинайте пыхтеть как ежик – «ФУ-ФУ-ФУ». Слог произносится резко.
  • Улучшить речь и дикцию поможет тренировка мышц губ. Это упражнение улучшает произношение звуков «П» и «Б». Надуваем щеки и схлопываем их руками, как в детстве.

Дополнительные упражнения

Улучшить дикцию и четкость речи поможет умение контролировать объем воздуха в легких.

Встаньте перед зеркалом и вслух прочтите с выражением любой текст. Вначале сделайте это привычным голосом. Потом прочтите его снова, но уже намного громче. Выполняя это упражнение ежедневно, в скором времени вы научитесь контролировать заполненность легких и сможете легко произносить речи любых объемов.

Задание диктофон и две эффективнейшие техники для улучшения речи и дикции

Для улучшения дикции у взрослых поможет такое упражнение:

  • Напишите на листке бумаги строчки своего любимого стихотворения.
  • Вычеркните все согласные, а оставшиеся гласные пропойте голосом вслух.
  • Потом снова вставьте все согласные. Произносите их громко, звонко, продолжая пропевать гласные звуки.

Выполнение комплекса артикуляционных упражнений поможет улучшить свою речь и дикцию очень быстро.

Кукушка кукушонку купила капюшон

Шепелявая речь – непростительная ошибка. Конечно, если у человека неправильно развит прикус или же имеется пирсинг в языке, то – это простительно. Однако, часто бывает так, что ни того, ни другого не наблюдается, соответственно виновником является слабый язык.

Чтобы решить данную проблему необходимо делать упражнения не только на шипящие звуки. Например, необходимо научиться точно и чётко произносить звук «С».

Также необходимо научиться расслаблять мышцы рта и напрягать язык. Сделать это можно так:

  1. улыбнуться так, чтобы было видно зубы;
  2. немного вытащить язык;
  3. ртом выдуть немного воздуха на кончик языка, чтобы услышать небольшой свист (такой свист похож на произношение буквы «С»).

Задание диктофон и две эффективнейшие техники для улучшения речи и дикции

Скороговорки для развития дикции

А

А мне не до недомогания. Архип осип, Осип охрип.

Б

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Брит Клим брат,Брит Игнат брат,Брат Игнат бородат.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

В

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Проворонила ворона вороненка.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Г

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.

Гонец с галер сгорел.

Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Д

Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола отточили топоры, Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры, до времени.

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.

Задание диктофон и две эффективнейшие техники для улучшения речи и дикции
Скороговорки — упражнения для дикции

Е

Ест Федька с водкой редьку,
Ест редька с водкой Федьку.

Неделю Емеле прясть короб кудели, А Емелиной дочке — прясть одну ночку.

Ж

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

З

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

Все озера — зеркала Из зеленого стекла.

Соня Зине принесла бузину в корзине.

И

Инцидент с интендантом.

Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.

К

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Карл у Клары украл коралл,
Клара у Карла украла кларнет.
Королева Клара строго карала
Карла за кражу коралла.

Коваль ковал коня, Конб копытом коваля, Коваль кнутом коня.

Л

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

М

Вы малину мыли-ли? Мыли, но не мылили.

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Звала по малину Марина Галину, Галина Марину звала по калину.

Н

Не мы ли на Ниле налима ловили?

Наш Наум себе на уме.

П

Павел Павлушку пеленовал,
Распелёнывал, да перепелёнывал.

Пётр первый пошёл погулять,Поймал перепёлку пошёл продавать.

Променяла Прасковья карася
На три пары чистокровных поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

Р

Рыла свинья, тупорыла, белорыла, Полдвора рылом из-рыла, Вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

С

Сух сук нес барсук.

Старый Семён сказал своим сыновьям:
«Скосите стог сена».
Сыновья скосили стог сена.
Старый Семён сказал сыновьям: «Спасибо».

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках;Санки хлоп, Санька — вбок,Сонька — скок, Сеньку с ног.

Задание диктофон и две эффективнейшие техники для улучшения речи и дикции
Скороговорки — прекрасный способ для тренировки речи

Т

Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.

Под деревом тетерев тетерева встретил:«Тетерев, тетерев!Как твои тетеревята?» Тетерев тетереву в ответ:«Мои тетеревята — здоровые ребята, Твоим тетеревятам от них привет!»

Три сороки, три трещётки
Потеряли по три щётки:
Три сегодня, три вчера,
Три ещё позавчера.

У

Стала утка на пруду учить своих утят, Утята плавать на виду у мамы не хотят. Ужасно утка мучится:«Ну что из них получится?»

Уголёк в уголок принеси,
В уголке уголёк погаси!

Утят учила утка-мать Улиток на лугу искать. Улитки на лугу без шуток Учились прятаться от уток.

Ф

У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.

Фока фантазировал, Фёдор фокусничал, Феофан фехтовал с Феоктистом.

У Филина Фили два филинёнка —
Филька и Филимонка.

Х

Хохотушка буква Х Рассмеялась: Ха-ха-ха!

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали: ха, ха, ха.

Хвастун похвалялся-хвастался, Похвалялся-хвастался, да и выхвалился, Да и выхвастался.

Ц

В цветнике цветут цветы.

Куцая лисица в платьице из ситцаМучицу из пшеницы сеет через ситце.

Ценит цепь косец по косовице.

Ч

Четыре черненьких чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто!

Чок, чок, каблучок,
Наскочил на сучок,
Оторвался, поломался,
Чок, чок, каблучок.

Чики-чики-чикалочки.Едет гусь на палочке.Уточка — на дудочке,Курочка на чурочке,Зайчик на тачке,А мальчик на собачке.

Ш

Шесть смешинок из шести корзинок
И три смешка из пушистого мешка.

Прошкина Шавка укусила Пашку;Бьёт Пашка шапкой Прошкину Шавку.

Щ

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Щёголь-щегол над чащобой щебечет.

Щеголиха у щегла щеголихою была.

Ю

Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была, Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.

Я

Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.

Яхта легка и послушна моя, Я бороздить на ней буду моря.

Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

Читайте вслух

Регулярное чтение художественной литературы вслух поможет приблизиться к пока недостижимому идеалу. Постоянно анализируйте свою речь, делайте аудио и видео, чтобы со стороны оценивать прогресс. Даже незначительные результаты вдохновят вас на дальнейшую работу и не дадут сдаться, когда возникнет чувство, как будто усилий приложено немало, а изменений нет.

Даже у известных людей бывают проблемы с речью. Мадонна с детства шепелявит – врачи объясняют такой недостаток щербинкой между зубами. Специфический выговор Мэрилин Монро – результат работы с заиканием. Педагог по ораторскому искусству рекомендовал ей говорить «с придыханием», чтобы скрыть недостаток.

Задание диктофон и две эффективнейшие техники для улучшения речи и дикцииМэрилин Монро стала культовым образом кинематографа

Аналогичная проблема с заиканием была и у Уинстона Черчилля. Премьер-министр Великобритании боролся с особенностью речи с детства. Ему приходилось заучивать тексты и повторять их десятки раз, чтобы довести выступления до совершенства. У российских звезд тоже бывают проблемы с техникой речи и дикцией. Так у Ивана Охлобыстина дислалия – он не произносит звук «р».

Упражнения для дикции и артикуляции

Выразительная дикция нуждается в ежедневных тренировках мышц речевого аппарата. Для развития и укрепления мышц рта, челюсти, губ и языка следует заниматься специальной артикуляционной гимнастикой.

Можно выбрать некоторые из нижеприведенных упражнений по артикуляционной гимнастике, хотя для достижения лучшего и быстрого эффекта, лучше выполнять все упражнения по очереди:

Стоя, держа руки на груди, следует наклониться немного вперед и как можно более низким голосом на выдохе произнести протяжно гласные буквы, к примеру, «а», «о», «и»
Следует широко открыть рот и подвигать нижней челюстью в разные стороны, в том числе и вперед-назад
Следует закрыть рот, напрячь кончик языка, а затем поочередно дотронуться им к щекам. Такое упражнение можно проделать и открыв рот
Следует очень широко улыбнуться, а затем кончиком языка поочередно дотрагиваться к уголкам рта

Важно, чтобы челюсть оставалась неподвижной, а язык не касался губ
Следует широко улыбнуться, приоткрыв рот, а затем пересчитать зубы в верхнем и нижнем ряду, дотрагиваясь к ним кончиком языка. Челюсть в этом упражнении должна быть неподвижной
Следует сомкнуть зубы и широко улыбнуться

Важно, чтобы во время улыбки были видны зубы в два ряда
Следует сомкнуть зубы, а затем губы сложить в трубочку, вытянув их в перед и при этом потянуть звук «у»
Следует открыть широко рот и как можно дальше вытянуть острый язык

Задание диктофон и две эффективнейшие техники для улучшения речи и дикции
Упражнения для артикуляции

  • Следует открыть рот и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык
  • Следует открыть рот, а затем кончиком языка облизать поочередно верхнюю и нижнюю губу, не двигая при этом челюстью

Задание диктофон и две эффективнейшие техники для улучшения речи и дикции
Еще упражнение для артикуляции