Популярная психологическая энциклопедия уровень притязаний

Самооценка личностных качеств

В процессе жизни человек оценивает умение, способности, опыт, возможности. Сравнивая себя с окружающими, мы удовлетворяем собственные желания:

собственное совершенствование;стремление к поставленной цели;любопытство.

Самооценка дает возможность увидеть слабые и сильные стороны и выбирать подходящие варианты поведения в жизненных реалиях.

Человек оценивает собственное поведение, основываясь на двух компонентах:

эмоциональный — человек определяет, как он сам относится к собственным чертам характера, привычкам, поведению и другим чертам личности;когнитивный — узнает о себе от друзей, родственников, коллег, недоброжелателей.

Психолог американец Джеймс У. вывел следующую формулу для самооценки: отношение успеха к степени притязаний.

Успех — установленный факт какого-либо результата, решения поставленной задачи. Степень притязаний в данном варианте  — цель будущих процессов в идеальном виде. Исходя из формулы видно, что возвысить самооценку можно двумя способами:

снизить уровень притязаний;повысить результативность процессов.

Психологи отмечают, что уровень притязаний неразрывно связан с самооценкой.

Несоответствие реальных сил и притязаний приводит к тому, что человек судит себя и собственное поведение неправильно. Из-за этого появляется упадок эмоциональных сил и срыв, увеличивается тревожность. Это ведет к занижению собственной ценности и провалу поставленных планов.

2 Связь самооценки и УП

Результаты исследования начала 20 века показали, что человек формирует свой УП так, чтобы не навредить своей самооценке. Самооценка — это оценивание человеком собственных знаний, умений, качеств, черт характера, внешности. Ее видызавышенная, заниженная и адекватная.

Признаки завышенной самооценки:

  • Чувство превосходства над другими.
  • Идеализирование своего образа.
  • Игнорирование своих неудач.
  • Выдача своих минусов за плюсы.
  • Недоступность для других.
  • Обвинение других в своих неудачах.
  • Негативное отношение к критике.
  • Высокий УП.

Признаки заниженной самооценки:

  • Повышенное чувство тревоги.
  • Неуверенность в своих силах, застенчивость, нерешительность.
  • Зависимость от чужого мнения.
  • Низкий УП.
  • Повышенные требования к себе и окружающим.
  • Подозрительность, зависть, мнительность.
  • Занудность.
  • Заниженный силуэт тела (голова втянута в плечи, сутулая спина).

Из-за желания повысить самооценку при выборе уровня сложности задачи человек становится заложником двух условий:

  1. 1. Повышение УП для достижения успеха.
  2. 2. Снижение УП во избежание провала.

Зависимость самооценки от УП есть, но она не прямая, а косвенная. Ошибочно полагать, что он занижает или завышает самооценку. На ее уровень влияет степень адекватности притязаний и совпадение УП с возможностями индивида. УП имеет зависимость от того, адекватна самооценка или нет. Неадекватная самооценка приводит к необъективным притязаниям, которые либо завышены, либо занижены. Это можно отследить по следующим признакам:

  • Когда часто выбираются либо очень трудные, либо очень легкие цели.
  • Повышенная тревожность.
  • Неуверенность в своих возможностях.
  • Стремление избежать соревновательных мероприятий.
  • Нежелание оценивать результат деятельности.
  • Ошибочное прогнозирование последствий.

Интерпретация результатов

Диагностика уровня притязаний в моторной пробе Шварцландера построена на анализе целевого отклонения. Сопоставляется число крестиков, намечаемое для исполнения, с реально реализуемым в каждой пробе.

Средняя величина целевого отклонения (ЦО) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение уровня притязаний УП и уровня достижений (УД):

Популярная психологическая энциклопедия уровень притязаний

УП2, УП3 и УП4 – величины уровней притязаний в расстановке крестиков в квадраты каждой из 2-й, 3-й и 4-й проб; УД1, УД2, УД3 – величины уровня достижения в 1-й, 2-й и 3-й пробах соответственно.

Стандарты целевого отклонения:

5 и выше  – нереалистично высокий УП;

3 – 4, 99    – высокий УП;

1 – 2, 99     – умеренный УП (внутри нормальных границ);

-1,49 – 0,99        – низкий УП;

-1, 5 и ниже – нереалистично низкий УП.

Высокий реалистичный уровень притязаний человека может сочетаться с уверенностью в ценности собственных действий, со стремлением к самоутверждению, ответственностью, коррекцией неудач за счет собственных усилий, с наличием устойчивых жизненных планов.

Если у человека высокий нереалистичный уровень притязаний, то, как правило, он сопровождается фрустрированностью, требовательностью к окружающим, экстрапунитивностью. Лица с таким уровнем притязаний ипохондричны и испытывают трудности в реализации собственных жизненных планов.

Умеренный уровень притязаний характерен для испытуемых, уверенных в себе, общительных, не ищущих самоутверждения, настроенных на успех, рассчитывающих меру своих сил и соизмеряющих свои усилия с ценностью достигаемого.

Низкий уровень притязаний зависит во многом от установки на неудачу. У лиц с нереалистично низким уровнем притязаний часто бывают неясными планы на будущее. Обычно они ориентированы на подчинение и часто проявляют беспомощность. Одной из проблем таких людей может стать планирование своих действий в ближайшем времени и соотнесение их с перспективой. Неадекватность уровня притязаний может приводить к дезадаптивному поведению, неэффективности какой-либо деятельности, к затруднениям в межличностных отношениях. Занижение уровня притязаний, развивающееся вследствие дефицита социально значимого успеха, может вызывать снижение мотивации, неуверенность и глобальную боязнь трудностей.

Коррекция уровня притязаний должна быть направлена на согласование представлений о желаемом результате с возможностями и способностями человека. Закрепление этого согласования в конкретной успешной деятельности повышает адекватность уровня притязаний.

Понятие о воображении и его видах

Воображение — психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением.

Виды воображения

  • Активное воображение — пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение — его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение — в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение — ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Примеры реальных и завышенных притязаний

Если человек целеустремленный, активный и успешный, то его уровень притязаний не слишком высокий, но и не низкий. Его цели вполне реальны и чаще всего воплощаются в реальность. В отличие от мечтателей, такие люди ставят перед собой реальные задачи, которые соответствуют их качествам. Такие люди имеют высокий уровень мотивации, поэтому они и достигают желаемого. Это успешные бизнесмены, врачи, артисты и т.д.

А вот те, кто имеет слишком высокие и нереальные стремления чаще всего слабо мотивированы и не способны реализовать свои стремления. Примером тому можно назвать то, что провинциальные девушки считают, что достойны шикарной жизни в столице или за границей. Но в большинстве случаев они не стремятся уехать, получить образование или выучить иностранный язык.

1 Виды уровней притязания личности

Уровень притязаний (УП) в качестве психологической категории был изучен экспериментальным способом в начале 20 века. К. Левин и немецкий психолог К. Хоппе доказали, что на выбор действий конкретной сложности влияют успех и неуспех в результате прошлых действий. Успешное решение задачи побуждает повышать УП и браться за более трудные задачи, а неудачное завершение дел вынуждает снизить его.

Среди участников эксперимента нашлись люди, целью которых было не число достижений, а недопущение провала. Такие выбирали задачи полегче, потому что были уверены в успешном результате.

В психологии выделяются два уровня притязаний:

  1. 1. Частный — имеет отношение к достижению успеха в конкретных сферах жизни (бизнес, спорт, наука) и в области взаимоотношений с другими людьми. Этот уровень основывается на самооценке человека в одной из этих областей.
  2. 2. Уровень притязаний общего характера имеет отношение к большому количеству сфер жизнедеятельности личности.

Выделяют уровни притязаний адекватные (заниженные) способностям человека и неадекватные (завышенные)

Важно учитывать уровень притязаний ребенка: он должен соответствовать его способностям. Это необходимо для нормального формирования его личности

В случае несоответствия УП возможностям ребенка, у него могут возникнуть проблемы в общении с людьми и с самим собой. Важно развить у маленького человека самосознание — осознание и оценка индивидом самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности.

УП характеризуется следующими понятиями:

  • уровень трудности, достичь которого хочет человек и осуществляет для этого определенные действия, чтобы достичь свою цель;
  • определение цели последующего действия, которая формируется посредством испытания успеха и неудач, которые стали результатом последней деятельности;
  • уровень самооценки, к которому стремится личность.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Что характеризует уровень притязаний человека?

Такой показатель характеризует следующее:

  • уровень трудности, преодолев которые человек будет преследовать свою идеальную будущую цель;
  • выбор цели следующего действия, которая формируется на фоне переживания успеха или провала в будущем и является текущим уровнем притязаний;
  • желаемая самооценка человека.

Такая категория взаимосвязана с самооценкой человека и формируется на фоне субъективных переживаний побед и поражений. Однако если человек хочет повысить свою самооценку тогда, когда он может выбрать степень трудности последующих действий, то это может привести к конфликту таких стремлений:

  • повышения притязания с целью получения успеха;
  • снизить их, чтобы избежать опасности.

Когда человек переживает успех и поражение после достижения или недостижения того или иного уровня притязаний, то может произойти смещение его в плоскость более трудных или легких целей. Так, если желаемая цель снижается и происходит антипичное изменение уровня притязаний, то это говорит о неадекватной самооценке или же том, что его стремления не совсем реалистичны.

А если они реалистичны, то человек уверен в своих силах, настойчивости, он продуктивен и критично относится к достигнутому. А если самооценка неадекватна, то цели завышены, занижены или нереальны. Поведение при этом становится таким:

  • выбираются слишком трудные или очень легкие цели;
  • повышенная тревожность;
  • неуверенность в своих силах;
  • избегание соревновательных ситуаций;
  • некритичность отношения к достижениям;
  • ошибки в прогнозах.

Особенности фрустрации

Популярная психологическая энциклопедия уровень притязанийФрустрация — это травмирующие состояние психики, которое возникает у человека в том случае, когда он не может что-то сделать либо думает, что не сможет достичь собственных желаний и целей.

При этом очень часто причиной такого состояния становится слишком высокая, либо наоборот, низкая самооценка, а также завышенные притязания. В этом случае можно решить проблему, лишь полностью избавившись от своих комплексов, вернув себе уверенность в своих силах и трезвый взгляд на окружающие вещи.

В жизни современного человека присутствует постоянная борьба: за место под солнцем, за свою семью, а также нормальное отношение, успех на работе — такие факторы можно перечислять очень долго. Правильно расставив все свои приоритеты в жизни и цели, избавившись от трудностей с собственной самооценкой, можно получить новую положительную черту характера — самоуважение.

Частный и общий уровень

Также можно различить частный и общий показатель развития самооценки у личности. Частичные притязания относятся к достижению своей цели в области деятельности (музыка, спорт, кино) либо в человеческом отношении (потребность занять нужное место в семейных, дружеских либо производственных взаимоотношениях, а также в коллективе). В основе данного притязания находится собственная самооценка в определённой сфере.

Притязания также могут быть общими, они будут относиться сразу к множеству области жизни человека и, прежде всего, к тем, в которых участвуют его нравственные и интеллектуальные проявления. Такой показатель будет очень тесно связываться с показателем самооценки человека, и будет сформирован под влиянием субъективного переживания в успех либо неуспех своей цели.

Стремление к увеличению уровня своей самооценки в тех условиях, когда личность свободна в выборе трудности своего последующего действия, приводит к развитию конфликта двух тенденций.:

  • увеличить притязания, чтобы достичь максимального успеха в ситуации;
  • снизить его, чтобы избежать возможной неудачи.

Получение неуспеха либо успеха после достижения (либо недостижения) определённого уровня притязания в результате приводит к его смещению в область более трудных или же лёгких задач. Снижение трудности выполняемой задачи либо повышение уровня после неудачи — атипичное изменение в притязании — сообщает о нереалистичности показателя притязаний и неадекватной самооценки.

Классификация уровня притязаний

Уровень притязаний может быть частным или общим.

Частный уровень относится к стремлениям в разных видах деятельности или же отношениях, например:

  • достижения в спорте или музыке;
  • отношения с родителями, детьми или противоположным полом.

В основе таких уровней лежит та или иная самооценка личности в конкретной области.

Если говорить об общем уровне, то тут он относится к разным сферам деятельности и жизни человека, где он проявляет свои нравственные и умственные способности. В его основе лежит целостная оценка собственной личности человека.

Данное понятие ввел в обиход К. Левин и его ученики с целью объяснения стремления личности к цели, имеющую сложность в соответствии со способностями человека

Здесь важно выявить соответствия способностей и возможностей человека тому, к чему он стремится

Исследования показали, что данный показатель формируется под влиянием успехов или поражений, но при этом ни успехи, ни поражения не являются решающим фактором в его формировании, им скорее является переживание личностью своих достижений как успешных, так и провальных.

Популярная психологическая энциклопедия уровень притязанийУровни притязаний также подразделяются на адекватные возможностям человека и неадекватные. Если они слишком завышены, то могут быть источником аффекта неадекватности. При воспитании детей родители должны их непременно учитывать, чтобы они соответствовали их возможностям, это будет способствовать гармоничному развитию ребенка.

Притязания в свете реальных возможностей

Американские психологи-ученые разработали теорию, согласно которой индивидуумы, мотивируемые на успешное завершение цели, ставят задачи, которые они выполнят удачно. Такие люди смелы, решительны и стремятся добиться успеха в любом положении

Они способны мобилизовать собственные внутренние ресурсы и акцентировать внимание только на достижении поставленных задач

Абсолютно по-другому ведут себя люди, которые от любых действий ждут неудачи. Их главная цель — избежать неуспеха. Люди, с самого начала настроенные на провал, неуверены в своих действиях. Они не верят в собственные силы

Ожидая критики, они с осторожностью делают каждый шаг. В результате они не получают удовольствия от своих действий и не верят в возможный успех

Можно сказать, что у них определяется реалистичный Уровень притязания личности. Люди, готовящиеся к неудаче, чаще всего имеют высокие или сниженные притязания. В поведении нереалистичные притязания проявляются выбором трудоёмких или облегченных задач, неуверенностью и тревожностью. Такие люди избегают соревновательных моментов, они чаще ошибаются и не способны критично оценить полученный результат.

Особенности завышенной самооценки

Диагностика сильно завышенной самооценки будет включать в себя выявление таких признаков, как:

  1. Фанатическая вера в свои возможности. Человек, который поражён такой особенностью, не упускает момента убедить людей вокруг в своём превосходстве над ними и очень любит в любых отношениях проявлять своё я («Я всегда прав, я так считаю, я это рекомендую»).
  2. Полная невосприимчивость к критике и указаниям окружающих людей. Любые замечания в этом случае отскакивают от него, как от стенки горох, кроме этого, они вызывают сильное недовольство и яркую враждебность к окружающим.
  3. Враждебное поведение с окружающими. Ошибочно думая, что тактика нападения — это наилучший способ решения любой ситуации, индивид с завышенной самооценкой обладает качеством обыкновенно затевать скандалы даже по самому незначительному поводу.
  4. Слишком высокий показатель притязаний. Имея искажённое представление о действительности и о соотношении своего желания и реальных возможностей, человек пытается достичь слишком высокого, не в силах при этом справиться даже с обычными проблемами и трудностями.
  5. Наблюдается сильная эмоциональная неустойчивость. Обычно она проявляется в сильных перепадах настроения. Человек может сильно смеяться над какой-то шуткой, а уже по прошествии небольшого отрезка времени его пробирает дрожь и он начинает закатывать истерику, обвиняя окружающих людей и срывая на них свою агрессию.
  6. Особенности внешнего вида. При этом у человека можно заметить неестественно прямую осанку, гордо поднятую голову, пронизывающий взгляд, а также голос, в котором присутствуют нотки команды.
  7. Отрицание проигрыша либо неудачи. Для человека с высоким уровнем собственной оценки недопустима мысль о возможной неудаче. Он продолжает сохранять веру в собственной непогрешимости, он старается не участвовать в разговорах на такую тему и бесцеремонно обрывает собеседников, которые задают ему неудобные вопросы.

3 Оценка УП

Существует определенная методика — методика Шварцландера для определения УП. Разработан тест, который позволяет быстро оценить УП. Его проводят при приеме на работу или для уже работающих сотрудников.

Испытуемым предлагают предположить, сколько знаков «+» он нарисует за 10 секунд. По сигналу участник эксперимента проставляет «плюсики». Число знаков считают и записывают в специальную таблицу. Такую процедуру повторяют четыре раза, с каждым разом уменьшая время на 1 секунду. Данное задание является экспресс-методикой для оценки УП, позволяющую получить соответствующую информацию в течение нескольких минут.

Различия в уровнях

В этом случае и происходит самое интересное: почему у некоторых людей повышенный показатель притязания, а у остальных заниженный, у некоторых желания вполне адекватные, а у остальных — нереалистичные.

Притязания — это в психологии внутреннее право человека на получении тех либо иных жизненных приоритетов и удовлетворения своих потребностей. В этом случае можно говорить как об успехах в карьере, путешествиях, выгодном банке, так и об успеваемости в школе, институте либо городском собрании. Независимо от этого выделяются разные уровни притязаний. Высокий уровень притязаний чаще всего характерен для человека с завышенной самооценкой, которая напрямую влияет на уровень притязаний. До настоящего времени непонятно, самооценка влияет на притязания, либо наоборот — притязания на самооценку, однако связь между этими двумя явлениями точно установлена.

https://youtube.com/watch?v=Bkqn3O18fvw

Уровень притязаний характеризуется:

  • уровнем трудности достижения цели и проецирование своих будущих действия;
  • выбор человеком очередного действия и следующей цели, которая возникает в результате переживания успеха либо неуспеха после ряда прошлых действий — притязания в настоящий момент;
  • желаемый уровень своей самооценки — собственное я.

Если человек может ставить перед собой существенные и адекватные задачи, которые соответствуют его возможностям, то это говорит о нормально развитых целях и взглядах.

Самооценка личности и притязания

Популярная психологическая энциклопедия уровень притязанийВ поставленной цели индивид может преследовать цели поднять свою самооценку либо лишний раз подтвердить её. Если говорить о ней подробно, то она представляет отношение человека к своей личности, попытку оценить свои силы, достоинства, качества и недостатки, а также влияние на остальных людей в обществе.

В зависимости от особенностей человека самооценка может разделяться на разумную, заниженную либо завышенную.

Не подлежит сомнению тот факт, что между показателями притязаний есть тесная связь, так как ни одно из этих понятий не может нормально существовать без другого.

При повышении либо снижении уровня ожиданий человек получает возможность управлять своей самооценкой, которую некоторые, к несчастью, не всегда могут адекватно применять. В результате этого могут очень часто происходить внутренние конфликты и острый психологический дискомфорт, который будет сопровождаться длительными депрессиями, нервными срывами и состоянием сильной злобы на окружающих и весь мир.

https://youtube.com/watch?v=WK5IFjsdEAI

Слишком низкая самооценка

Учёные, которые хорошо разбираются в сфере психологии, уже давно выявили особые признаки заниженной самооценки:

Сильная робость и осторожность в действиях. От человека с комплексом неполноценности нельзя ждать прямолинейности и твёрдости в ответах

Происходит регулярное опасение задеть чувства других, он чаще всего юлит и мямлит, но никогда не высказывает своей точки зрения.
Чрезмерная требовательность. Люди с сильными комплексами пытаются тщательно добиваться совершенства во всём, придирчиво оценивая не только свои, но также и чужие действия. Такое поведение очень часто приводит к тому, что их начинают избегать даже самые близкие люди.
Попытки заслужить одобрение. Многочисленные эксперименты выявили, что неуверенный в себе человек очень сильно зависит от мнения окружающих людей. Неодобрительные взгляды и разговор со стороны для него считается непросто проблемой, а целой трагедией, которая впоследствии ведёт к возникновению новых комплексов и признаков неполноценности.
В этом случае наблюдаются слишком низкие притязания. Самосознание играет в этом случае главную роль и заставляет индивида устремляться в противоположную сторону от своих настоящих желаний и возможностей. Такой человек просто не может адекватно оценивать свои способности и навыки, очень часто он продолжает оставаться «на побегушках», даже в том случае, когда на самом деле заслуживает более высокой должности в карьере.
Чрезмерная любовь к постоянным жалобам. При этом нет значения, насколько обоснованы страдания человека, главное, чтобы мир вокруг знал о том, что он несчастен, болен, недоволен и раздражён.
Особенный внешний вид. При этом наблюдается нерешительная и шаркающая походка, втянутая в плечи голова и быстробегающий взгляд, в котором можно прочитать вину и какое-то предчувствие плохого.
Такой человек стремится выполнять желания либо указания окружающих. Не доверяя при этом своим суждениям, закомплексованный индивид легко и просто поддаётся влиянию со стороны, а также может с большой радостью переложить всю свою ответственность за поступки на другого человека. Если человек под чужим напором делает что-то незаконное либо плохое, то он с облегчением в первую очередь думает о том, что все, что происходит вокруг — это не его вина.