Состояния сознания

Вхождение в тета

Очень часто при вхождение в альфу, человек проваливается в тета состояние. С опытом приходит контроль этих состояний, но если предыдущего упражнения вам недостаточно, продолжайте с таким дополнением:

При нахождении в альфе, переведите внимание на кончик подбородка и удерживайте его там. Таким образом вы перейдёте на тета частоту

На первых порах это может занять 5-10 минут, но со временем это время может сократиться до нескольких секунд. Вместо подбородка внимание можно перенести в район третьего глаза.

Также очень хороший способ попасть в тету, это практика на пробуждении. Как только вы проснулись, но ещё не пришли в полное сознание и не открыли глаза, вы в тета состоянии. Чтобы не забыть об этом утром, нужно создать намерение вспомнить об этом перед засыпанием. При засыпании очень удобный момент прохождения этого состояния и удержание его.

Дорогие друзья, я подготовил для вас практическое пособие, в которое входят десятки самых эффективных техник и практик для:

развития мозга, чувствительности к энергиям, решения проблем связанных со здоровьем, получения навыка работы с энергией любви, снятия психологических проблем и освоения методов изменения судьбы.

Все практики проверены лично, и все они показали высокую эффективность!

Перейти на страницу практического пособия >>>

Всего вам доброго!

Автор статьи, Любомир Борисов  Моя страничка в ВК  >>>  Instagram >>>

Решаем проблемы с помощью альфа состояния мозга

Состояния сознания

При помощи помощника можно делать большие вещи, вплоть до написания книг. Для решения простых в один ответ решений, достаточно войти в альфу и там наблюдать за происходящим. Получили ответ, вышли из альфы.

Если нужно получить большой объём информации, то его запомнить сложно. В этом случае, идеальным вариантом будет помощник. Вы получили в альфе фрагмент информации, произнесли её вслух и сразу же снова вошли в альфу. Помощник записал информацию.

Пришёл новый фрагмент информации, снова произнесли вслух, помощник опять записал и т.д. Таким образом, вы практически не будете выходить из этого трансового состояния и диктовать информацию помощнику. Конечно можно для этого использовать и диктофон.

Из альфа состояния выходить очень легко. Небольшое усилие воли и вы уже в бетта. При выходе из альфы постарайтесь вынести это прекрасное состояние, которое будет у вас.

В первую неглубокую альфу, большинство людей попадает с первого раза. Как я уже писал в статье про нейронные связи, для создания новых навыков требуется 21 день. Рекомендую вам начать практиковать вхождение в изменённое состояние сознания 21 день. В идеале, это нужно делать 3 раза в день на протяжении 3 недель.

Когда я начал учиться входить в глубокое альфа состояние, то занимался 3 раза в день и настал день, когда я вошёл в глубокую альфу. Я это сразу почувствовал и ради интереса взглянул на календарь своих занятий. И что вы думаете? Это был 21 день занятий. Возможно это и совпадение, но какое-то оно получается закономерное.

Очень приятно делать эту практику перед сном. Конечно, не у всех есть возможность входить в это состояние 3 раза в день. Хотите освоить новую способность, ищите условия для занятий. Делайте эту практику хотя бы раз в день, но ежедневно. Когда вы закрепите этот навык, ежедневные занятия будут уже не нужны. Для того, чтобы войти в изменённое состояние сознания за 10 секунд, мне потребовалось около 2 месяцев ежедневных занятий.

Методики исследования ИСС

В начале 1980-х годы научным коллективом под руководством Адольфа Диттриха было проведено кросс-культурное исследование изменённых состояний сознания, для чего специально был сконструирован психодиагностический опросник выраженности ИСС, первоначально — на немецком языке, но на английском с названием: Standardized Psychometric Assessment of Altered States of Consciousness (1981), который был переведён на основные европейские языки. Факторизация шкал опросника позволила выделить три самостоятельных фактора, описывающих ИСС: первый связан с изменением зрительного восприятия, второй получил название «страх распада личности», а третий — связан с переживанием растворённости в окружающем мире и единении с природой, и был назван «океаническое чувство».

ИСС, возникающее под воздействием психотропных средств

Термин «психотропные средства» понимается очень широко. Это разнообразные растительные и химические вещества, вызывающие измененное состояние сознания. Они с древнейших времен использовались в различных мистериях, религиозных культах, практиках эзотерических учений, обрядах жрецов и шаманов. Викинги, например, для достижения воинственной экзальтации и нечувствительности к боли пили отвар из мухоморов. Скифы и древнегреческие жрецы употребляли коноплю, а инки – листья коки. Колдуны Западной Европы в своих ритуалах использовали белену и дурман, а в Юго-Восточной Азии употребляли опиум.

Эти вещества вызывали состояние возбуждения и яркие галлюцинации или, напротив, успокаивали и вводили человека в состояние транса. Они употреблялись эпизодически, по особым случаям, поэтому не вызывали привыкания и не становились наркотиками. Ими они стали тогда, когда их начали использовать ради наживы.

В XX веке список психотропных веществ значительно расширился за счет новых химических соединений, разработанных в специальных лабораториях. Но цель этих веществ та же – достижение состояния измененного сознания. Кроме цели, разнообразные психологически активные вещества объединяет общий механизм действия. Они влияют на состав и форму очень важных структур головного мозга – нейротрансмиттеров или медиаторов. Эти белковые соединения обеспечивают нормальную взаимосвязь между нервными клетками. Изменения в них и вызывают отклонения в психической деятельности, которые сопровождаются обострением всех чувств и ощущением эйфории. Правда, следствия этого тоже не менее яркие: неизбежный «откат» и истощение нервной системы приводят к депрессии, а систематическое употребление психотропных веществ – к привыканию, что связано с изменением биохимии головного мозга.

Измененное состояние сознания называют еще психоделическим. Хоть происходит это название от двух древнегреческих слов – «душа» и «ясный», ясным это состояние назвать сложно. Правда, субъективно наркотический транс чаще всего воспринимается именно как ощущение прозрения. Достаточно в качестве примера привести эксперимент эксцентричного американского физика Р. Вуда. Он, накурившись опиума, в состоянии наркотического транса записал, как ему показалось, гениальную научную идею. Очнувшись, он прочитал сделанную им запись об открытии, которая гласила: «Банан велик, а его кожура еще больше». Вот и все «прозрение».

Кстати, к психотропным веществам относят не только наркотики, но и алкоголь, никотин и даже кофе. Все дело в количестве их употребления.

Критерии возникновения ИСС

Согласно исследованиям В. В. Кучеренко, В. Ф. Петренко и А. В. Россохина, к критериям возникновения ИСС относятся:

  1. Переход от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийные структуры, к отражению в форме наглядно-чувственных (довербальных) образов.
  2. Изменение эмоциональной окраски отражаемого в сознании внутреннего опыта, сопровождающие переход к новым формам категоризации.
  3. Изменения процессов самосознания, рефлексии и внутреннего диалога.
  4. Присутствие во внешнем диалоге фрагментов внутреннего диалога.
  5. Изменения восприятия времени, последовательности происходящих во внутренней реальности событий, частичное или полное их забвение, обусловленное трудностью, а иногда и невозможностью, перевода внутреннего опыта, полученного в изменённых состояниях на «язык» социально-нормативных форм категоризации (например, сложность воспроизведения последовательности событий сновидения во время рассказа о нём в бодрствующем состоянии сознания).

Согласно исследованиям Арнольда Людвига, к основным характеристикам ИСС относятся следующие 10 доминаторов или черт:

  1. Субъективное ощущение нарушения мышления (проявляется в изменении концентрации внимания, нарушении мнемических процессов или сложности в вынесении суждений).
  2. Изменение в субъективном ощущении течения времени.
  3. Потеря контроля и страх утраты эго-идентичности (диссоциативные нарушения).
  4. Изменения в эмоциональной сфере по мере снижения сознательного контроля, проявляются как: 1) регресс к более примитивным эмоциям; 2) биполярные аффективные расстройства; 3) эмоциональная лабильность; 4) трудность в выражении эмоций (шизотимия).
  5. Изменение схемы тела (проприорецепция — ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга), включающая в себя явления деперсонализации и дереализации.
  6. Искажения в восприятии, представляющие собой иллюзии в различных сенсорных модальностях, галлюцинации и псевдогаллюцинации, а также временно обострения остроты восприятия, преимущественно визуального.
  7. Изменение системы значений и ценностей.
  8. Трудности в вербализации переживаний ИСС (ineffability).
  9. Чувство обновления, возникающее в ряде состояний и при выходе из них (психоделические состояния, гипноз, деперсонализация и др.).
  10. Снижение порога внушаемости, включающая невозможность критической оценки речевых сообщений и инструкций, воспринимаемых субъектом; тенденция искажать или неверно интерпретировать различные стимулы на основе личностных установок и страхов.

Чарльз Тарт, изучая ИСС, вызванные наркотиками, разработал модель факторов, участвующих в формировании ИСС, некоторых из которых человек может усиливать, а некоторые тормозить:

  • наркотические факторы — физиологическое воздействие наркотика, определяющее характер возникающего при употреблении наркотика состояния.
  • ненаркотические факторы:
  • культурная среда, формирующая обычные состояния сознания и ожидания относительно действия наркотика;
  • структура личности субъекта;
  • физиологические особенности человека, создающие определенную предрасположенность к воздействию наркотика;

непосредственные:

  • настроение человека;
  • ожидания;
  • совпадение или несовпадение этих ожиданий с тем, что человек хотел бы испытать.

ситуативные:

  • социальная обстановка, в которой происходит принятие наркотика;
  • физические условия и их влияние;
  • формальные наставления относительно ИСС, полученные субъектом, и его интерпретация этих наставлений;
  • неявная информация о наркотике, получаемая субъектом от окружающих.

Выделяются три группы гипотез, относительно причин и механизмов индукции ИСС, то есть о природе ИСС:

  • ИСС как функциональные нарушения нервной системы / личностные нарушения
  • ИСС как система личностных установок, проявляющихся в форме интенсивных экзистенциальных, мистических и религиозных переживаний.
  • ИСС как продукт когнитивного процесса, и в частности как одна из форм проявления креативности.

Дополнительно рассматривается гипотеза об ИСС как продукте нарушения динамики «образующих» сознания, в частности при условиях, вызывающих явные противоречия между чувственной тканью и содержанием предметного образа. Леонтьев, Алексей Николаевич приводил пример такого явного нарушения в экспериментах Стрэттона, Джорджа Малкольма, где испытуемые носили инвертоскоп, который искажал чувственную ткань образа, что сопровождалось утратой чувства реальности.

В состоянии познания: Кто Я есть

Ответ на этот вопрос дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Такое желание возникает только у людей со звуковым вектором.

Звуковик значительно отличается от других людей. Он немного странный, многим непонятен. Предпочитает больше молчать, чем говорить. Он предпочитает одиночество общению. У звуковика нет материальных желаний, тело для него на втором месте. Ему бы познать, для чего мы живем.

Далеко не каждый звуковик осознает свои устремления. Но в большинстве случаев неудовлетворенная жажда понимания смыслов диктует образ жизни. Такой звуковик все время находится в состоянии познавания. И именно о таком звуковике пойдет речь.

Он изучает иностранные языки, точные науки. Читает книги стопками до умопомрачения, штурмует интернет сутками. Через его голову проходят огромные объемы информации. Звуковик интересуется религией, всякими учениями, пытаясь найти бога. Увлекается эзотерикой. Состояние поиска занимает все его время.

Муторно и тяжко на душе. «Для чего вся эта бессмысленная жизнь? В чем смысл?» Из-за его отсутствия возникает пустота внутри. Звуковик уходит внутрь себя. Постоянно ведет внутренний диалог с собой. Вопросы бесперебойно плывут один за одним: «Кто я есть? Зачем я здесь?» Сильнейшее желание понять. Мысли не дают покоя, надежно заселяют всю его голову и, кажется, она скоро лопнет.

Этот мир для звуковика чужой, не находит себя в нем. И жизнь как иллюзия, и люди в ней как куклы. Хочет просто раствориться. Замыкаясь совсем в себе, не понимает, что в этом состоянии ему еще хуже.

Теоретизирование

Учёный может теоретизировать касательно своих наблюдений сколько пожелает, но теория, которую он разрабатывает, должна в обязательном порядке учитывать всё, что он наблюдал, и должна иметь логическую структуру, которую другие ученые смогли бы понять (но необязательно принять).

Однако необходимость в последовательном и логичном теоретизировании данных не так проста, как кажется на первый взгляд. Любая логика включает в себя базовый набор предположений и набор правил для обработки информации, выстроенных на основе этих предположений. Измените предположения или измените правила, и могут получиться абсолютно другие результаты из тех же данных. Парадигма также алогична: у неё есть определенные предположения и правила для работы внутри этих допущений. Путём изменения парадигмы, преобразования СС, характер построения теории может быть радикально видоизменён. Таким образом, человек в СС 2 может прийти к совершенно другим выводам касательно природы тех же событий, которые он наблюдал в СС 1. Исследователь в СС 1 может рассуждать о вразумительности идей другого человека с точки зрения (парадигмы) СС 1, но не может ничего сказать об их внутренней обоснованности. Учёный, который может войти либо в СС 1, либо в СС 2, с другой стороны, может высказать мнение касательно понятности другой теории и соблюдения правил и логики этой теории в СС 2. Таким образом, учёные, обученные в одинаковых СС, способны проверять логичность и корректность теоретизирования друг друга. Тогда возможно существование состояние-специфичной логики, лежащей в основе теоретизирования в различных СС.

Наблюдение

Учёный обязан наблюдать как можно лучше интересующий феномен и постоянно улучшать свои навыки наблюдения. Однако наши парадигматические приверженности, наши СС, заставляют нас с большей вероятностью наблюдать за одними частями реальности и игнорировать другие, либо же совершать ошибки в наблюдении.

Большинство самых важных феноменов ИСС либо плохо исследовались, либо не исследовались вообще, ввиду их физикалисткой маркировки как эпифеноменов, что привело к тому, что их назвали «субъективными», «эфемерными» «ненадёжными» или «ненаучными». Наблюдение внутренних процессов, в отличие от внешних физических процессов, вероятно, намного труднее производить ввиду их существенно большей сложности. Однако сущность науки в том, чтобы наблюдать то, что требуется наблюдать, вне зависимости от того, насколько это сложно делать.

Мы должны иметь в виду ещё одну проблему, связанную с наблюдением. Одному из традиционных идолов науки, «независимому наблюдателю», нет места, когда дело касается внутренних феноменов СС. Восприятие наблюдателя не только является избирательным, но оно также может влиять на наблюдаемые вещи. Нам нужно стараться понять черты каждого отдельного наблюдателя, чтобы компенсировать их.

Признание нереальности независимого наблюдателя всё шире распространяется в психологии, что отражается в темах необъективности экспериментатора и требуемых характеристик . Похожее признание было давно совершено в физике, когда стало понятно, что наблюдатель способен менять процесс наблюдения на субатомном уровне. Когда мы имеем дело с ИСС, где наблюдатель — это переживающий ИСС, этот фактор имеет первостепенное значение. Знание характеристик наблюдателя также может запутать процесс согласованного подтверждения (consensual validation), который я сейчас рассмотрю.

Плюсы и минусы

Психотехнологии измененных состояний благоприятно влияют на человека только если вход был естественным, а физическому и психическому здоровью на нанесен вред. Положительные проявления — это, например, легкий транс от увлеченных занятий спортов, охваченностью творчеством, от слияния с природой

Психика разгружается, так как внимание с неприятных мыслей и обстоятельств переключается

Стоит войти в измененное сознание (глубокий сон, медитация или гипноз), как человек получает возможность «подключиться к каналу» и черпать информацию из собственного подсознания, которое взаимодействует с ноосферой, энергоинформационным полем вселенной. Если освоить определенные техники, можно получать ответы на важные вопросы, программировать события, управлять сновидениям и пр.

А вот если пытаться изменить сознание с помощью дополнительных химических средств, ни о какой пользе и экологичности говорить не приходится: ощущение «калейдоскопа» и многогранности вселенной будет мимолетным и закончится разложением личности.

Состояние сознания человека

Состояния сознания

Немного пояснения. Чтобы какое-либо упражнение, практика была успешной, необходимо знать механизм того, что происходит, знать до деталей, тогда вы конкретно будете знать, что и как делать. Более того, так называемое подсознание, включается в процесс этой практики, что и есть Воин в человеке. Тогда, как любые физические упражнения – это битва, прежде всего и чаще всего, с этим уникальным помощником, который я называю «Воин» или Наблюдатель, или просто Состояние Сознания.

Человек может двигаться в поступательном движении в пространстве осознанно, во времени он не может двигаться осознанно, двигается спонтанно, то есть он не может управлять процессом движения во времени

Хотя жизнь постоянно предоставляет ему такие возможности, и даже будто настаивает, чтобы человек обратил на это состояние внимание

А вы никогда не задумывались о механизме таких метафор? На самом деле такие состояния сознания нам предоставляют наши чувства. Выходит, чувствами мы не управляем, они появляются согласно ситуации внешней среды, как реакция на раздражитель внешний или внутренний.

Предлагаю разобрать. Внешний раздражитель для сознания – это реакция на то, что нам предоставляют наши органы чувств. Внутренний раздражитель сознания (возбудитель чувств) – это мысли, которые возникают в сознании.

Но мысли мы можем создавать сами, не все, но так мы считаем, что мысли мы вызываем в сознании по представлению, вспыхнула идея, например. Отметим для дальнейшего понимания.

Все, что описал выше, только общий обзор, небольшое вступление, ведь здесь мы будем говорить о практике «Мерцание». Но продолжу. Как вы поняли, что скоростью движения времени в сознании человека управляют чувства (состояния, переживания), то должны понимать, что как только мы научимся управлять чувствами по представлению, независимо от органов чувств и мыслей, мы научимся управлять движением времени, как и течением своей жизни.

Как только мы научимся управлять своими чувствами, мы сможем вызывать их по представлению.

Например, хочу, чтобы время пролетело быстро, создаю в сознании состояние радости в порыве устремления и время летит незаметно. Надо отдохнуть, а у меня всего десять минут, создаю в себе состояние ожидания и эти десять минут растягиваются в часы.

Столкновение ортодоксальной и авангардной парадигм

Люди устанавливают отношения эмоциональной привязанности к предметам, которые приносят удовольствие, и учёные, которые добиваются значимого прогресса в рамках определённой парадигмы, становятся к ней эмоционально привязаны. Когда данные, которые не поддаются осмыслению в рамках (имплицитной) парадигмы, попадают в фокус нашего внимания, как правило, в результате происходит не переоценка парадигмы, а отвержение или искажённое восприятие данных. Это отрицание кажется рациональным тем, кто разделяет эту парадигму, и иррациональным или рационализацией тем, кто является сторонником иной парадигмы.

Наблюдаемый сегодня конфликт между теми, кто переживал определённые ИСС (в их число входят многие молодые учёные), и теми, у кого нет подобного опыта, во многом есть парадигматический конфликт. Например, испытуемый принимает LSD (диэтиламид лизергиновой кислоты) и говорит исследователю: «Я, ты — мы суть одно, отдельных „я“ не существует». Исследователь сообщает, что его испытуемый продемонстрировал «спутанное ощущение идентичности и нарушение мыслительных процессов». Испытуемый сообщает то, что для него очевидно, а исследователь сообщает то, что очевидно уже для него. Имплицитная (или неявная) парадигма исследователя, которая основывается на его научном образовании, его культурном багаже и его обыденном состоянии сознания, указывает на то, что буквальное истолкование утверждения, данного испытуемым, не может быть правдой, а следовательно должно интерпретироваться как психическое нарушение со стороны испытуемого. Испытуемый, чьи парадигмы радикально изменены на период вхождения в ИСС, не только отмечает то, что для него очевидно, но считает, что исследователь показывает психическое нарушение из-за того, что он неспособен увидеть очевидное!

Столкновения парадигм исторически характеризуются ожесточёнными эмоциональными антагонизмами и полным отвержением оппонента. Сегодня мы наблюдаем сходный процесс: уважаемый психиатр, который сам ни за что не стал бы принимать какие-либо из «психотомиметических» субстанций или ни за что не сел бы и не попробовал на своём опыте погрузиться в этот сумасшедший процесс медитации, проводит исследование, чтобы показать, что потребители психоактивных веществ и те, кто практикует медитацию, являются эскапистами. Потребитель психоактивного вещества или медитатор рассматривает исследователя как узколобого, предубеждённого и репрессивного человека, вследствие чего бросает учёбу в университете. Общение между двумя группировками практически равно нулю.

Должны ли люди, имеющие опыт ИСС, продолжать считать, что учёные концентрируются на неважном, и должны ли учёные считать, что люди с опытом ИСС пребывают в замешательстве или психически больны? Или может ли наука адекватно работать с переживаниями, демонстрируемыми этими людьми? Тезис, который я детально разберу в настоящей статье, выстраивается вокруг идеи, что мы можем работать с важными аспектами ИСС, прибегая к сути научного метода, даже хотя подобные усилия и тормозятся множеством несутевых положений, которые, к несчастью, отождествляются с современной наукой

Состояния сознания

Чарльз Тарт

Состояние-специфичные науки

Мы склоняемся к такому представлению практики науки: сосредоточенное вокруг интереса к какой-то определённой области предмета, небольшое число тщательно отобранных, талантливых и превосходно обученных людей, которые проводят значительное время за детализированным наблюдением избранного предмета исследования. У них могут быть, а могут и не быть специальные места (лаборатории), или инструменты, или методы для помощи им в проведении более качественного наблюдения. Они общаются друг с другом при помощи специального языка, который, по их ощущениям, превосходно передаёт важные факты их области. Используя этот язык, они подтверждают и расширяют знания друг друга касательно основных данных этой области. Они обсуждают свои основные данные и конструируют сложноорганизованные системы. Они подтверждают это путём дальнейших наблюдений. У всех этих обученных людей есть долгосрочное обязательство постоянного улучшения наблюдений и расширения теорий. Их активность зачастую непонятна для непрофессионалов.

Это общее описание в равной степени применимо к множеству наук или отраслей, которые могут стать науками, называем ли мы их биологией, физикой, химией, психологией, пониманием мистических состояний или улучшением когнитивных процессов, обусловленным действием наркотических веществ. Детали исследования будут отличаться, но сама основа научного подхода будет одинакова.

Говоря более формально, я предлагаю создать различные состояние-специфичные науки. Если подобные науки могут быть созданы, то у нас будет группа опытных, увлечённых и обученных практиков, которые будут в состоянии достичь определённых СС и которые смогут согласиться друг с другом в том, что они достигли общих состояний. Пребывая в определённом СС, затем они смогут исследовать другие интересующие аспекты, будь то абсолютно внутренние феномены данного состояния, взаимодействие этого состояния с внешней, физической реальностью или людьми в других СС.

Состояния сознания

Тот факт, что в состояние-специфичных науках экспериментатор должен умело функционировать в СС, не обязательно означает, что он всегда будет субъектом. Между тем, он может зачастую находиться в роли субъекта, наблюдателя и исследователя одновременно, и для него будет вполне возможно собирать данные экспериментальных манипуляций других субъектов в СС, либо самому пребывать в СС во время сбора данных, либо быть в этом СС во время предварительной обработки данных и теоретизирования.

Примеры некоторых проведённых наблюдений и теоретизирования учёным в ИСС могли бы проиллюстрировать характер предлагаемых состояние-специфичных наук. Но это невозможно, потому что состояние-специфичных наук пока ещё не было создано. Кроме того, тот или иной пример, который был бы ясен читателям данной статьи (которые, предположительно, все находятся в нормальном СС), не смог бы по-настоящему продемонстрировать уникальность состояние-специфичных наук. Если это окажется понятным, то это — пример проблемы, которую можно адекватно проработать как в ИСС, так и в обыкновенном СС, и, таким образом, будет слишком просто взглянуть на проблему с точки зрения принятых научных процедур для нормальных СС и упустить момент необходимости развития состояние-специфичных наук.

Продолжение: часть 2

Состояния сознания и парадигмы

Полезно будет сравнить данное понятие состояния сознания, или качественно выраженной организации паттерна психического функционирования, с концепцией научных парадигм Куна. Парадигма — это интеллектуальное достижение, которое лежит в основе нормальной науки, привлекает и определяет научную работу стабильного числа сторонников. Это разновидность «сверхтеории», формулировка настолько широкого охвата, что она влияет на организацию большинства или всех известных феноменов в той или иной области. И всё же она достаточно открыта в том смысле, что в данной области всё ещё сохраняются значимые проблемы, требующие решения. Примеры значимых парадигм в истории науки включают астрономию Коперника и ньютонову динамику.

Благодаря своему невероятному успеху, парадигмы претерпевают изменения, которые обычные научные теории принципиально не претерпевают. Обычная научная теория по мере своего расширения всегда может быть подвергнута сомнению и дальнейшей проверке. Парадигма же становится имплицитной (неявной) системой координат для большинства учёных, работающих в её рамках, она становится естественным способом рассмотрения предметной области и проведения исследований

Сторонникам парадигмы редко приходит в голову, что её можно поставить под сомнение (пока что мы можем обойти вниманием феномен научных революций). Теории приобретают статус законов: к примеру, люди говорят о законе гравитации, а не о теории гравитации

Функция парадигмы состоит в том, чтобы фокусировать внимание исследователя на значимых проблемных областях и предотвращать растрату времени на то, что может не иметь значения. С другой стороны, благодаря тому, что парадигма имплицитно определяет некоторые линии исследования как тривиальные или не имеющие значения, она играет роль ослепляющих шор

Кун описывает данную ослепляющую функцию в качестве ключевого фактора недостатка эффективной коммуникации во время столкновения парадигм.

Концепция парадигмы и концепция состояния сознания имеют много сходного. Обе включают сложные, взаимозависимые наборы правил и теорий, которые позволяют человеку взаимодействовать с опытом и интерпретировать его в рамках той или иной окружающей среды. В обоих случаях правила весьма неявны. Отсутствует признание того, что они являются временными рабочими гипотезами: они оперируют автоматически и человеку кажется, что то, что он делает, естественно и очевидно.