Восприимчивость как качество личности

Тренинг самопознания личности

Упражнение 1. «Атрибуты личности»

Каждому участнику предлагается обзавестись личной символикой. Он должен придумать, изобрести для себя три символических атрибута: псевдоним, именной отличительный знак и девиз. Именной отличительный знак следует нарисовать на листке бумаги. Он должен быть простым и символичным. От девиза требуется краткость и образность. Приводится пример: псевдоним – «Дядя Вася», отличительный знак – лопата, девиз – «Рою глубоко».

По окончании работы все показывают друг другу свои рисунки, обсуждают их и пытаются дать каждому из собравшихся характеристику. Кроме того, участники должны оценить, насколько удачно каждый выбрал символические атрибуты. Исходя из пятибалльной системы, каждому проставляется оценка по совокупности выбранных им псевдонима, именного знака и девиза. Для этого все пускают свои листочки по кругу и все по очереди проставляют на них оценки. Далее подсчитывается суммарный балл и устанавливается, кто лучше всех смог выразить себя в такой «символической форме».

Упражнение 2. «Коллективное создание образа личности»

Каждому интересно знать, какое впечатление он производит на окружающих, какие вызывает у них ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается. Предлагается всем принять участие в совместном творческом процессе создания художественного образа вашего одноклассника. Желающий стать объектом творчества выходит в середину круга, который образуют остальные. Каждый участник, подумав, говорит, какой образ рождается у него при взгляде на одноклассника. Далее ведущий предлагает сказать, какую картину можно было бы дорисовать к созданному образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составили фон картины. Какие времена все это напоминает (например, образ «добровольца» может натолкнуть вас на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими существами. А может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда.). В заключение все обмениваются впечатлениями о том, как проходила игра.

Упражнение 3. «Средства персонализации»

Как уже говорилось, настоящая личность способна производить глубокие изменения в окружающих. Но это дается ей не сразу

Первая ступень – умение завоевать внимание окружающих

Всем участникам предлагается выполнить одну простейшую задачу

Любыми средствами, исключая физические воздействия и катастрофы «местного значения», они должны постараться привлечь к себе внимание окружающих. Все должны действовать одновременно

Потом школьники определяют, кому это удалось и за счет каких средств

В заключение подсчитывается, кто привлек внимание большего числа участников игры

Упражнение 4. «Качества, которые мы ценим»

Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Каждый участник берет листок бумаги, намечает в группе человека, который во многом ему импонирует. Далее он записывает пять качеств, которые ему особенно нравятся в этом человеке. Затем каждый читает составленную им «характеристику», и все вместе пробуют определить, к кому она относится. Ведущий, подводя итоги, объявляет, кого из присутствующих узнали быстрее всех, и следовательно, кто оказался в числе самых популярных личностей.

Голос разума

Иногда, говорит профессор Рагунатан, нечасто, но все же, лучше прислушиваться к голосу разума. Ключ к принятию правильных решений — в осознанности: вы должны понимать что за решение вы принимаете и какие у него будут последствия. Например, если у вас не очень много опыта в какой-то сфере, то лучше хорошенько подумать, а не слепо следовать интуиции. Время для взвешивания и обдумывания вам понадобится и если от вашего решения зависит группа людей: участникам вашей команды будет приятнее знать, что вы думали и искали правильное решение, а не делали наобум.

В общих чертах Рагунатан рекомендует придерживаться такой схемы: решения, связанные утилитарными вещами вроде покупки квартиры, стоит принимать, опираясь на доводы рассудка. А вот все, связанное с удовольствием, например, картина в новую квартиру, — нужно выбирать следуя инстинкту.

Внутригрупповая внушаемость

Внушаемость может быть не только индивидуальной, вместе с ней еще выделяют внутригрупповую внушаемость. Это понятие характеризует непосредственные отношения индивидов, состоящих в группе.

Внутригрупповая внушаемость определяется, как неосознаваемое и абсолютное принятие участником группы мнения этой же группы. Такое принятие происходит, как будто в состоянии гипноза, потому что оно совершенно не поддается никакому анализу, принимается бесконфликтно и некритично.

Внутригрупповая внушаемость — неосознаваемая установка, которая выражается в индивидуальной податливости человека к идеям и позициям группы, что является базовой чертой группы.

Внушаемость субъекта можно определить специальными диагностическими тестами или с помощью экспериментальных исследований.

В 40-е годы 20-го века начали проводиться различные исследования на определение внутригрупповой внушаемости. В одном из таких исследований использовалась экспериментальная методика подставных групп. Суть данного эксперимента состояла в том, чтобы продемонстрировать зависимость мнения индивида от позиции остальных участников. Данное исследование начиналось с того, что испытуемых собирали в специально оборудованном помещении, им давалось задание: в течение известного времени определять длительность одной минуты, несмотря на часы, то есть, отсчитывая секунды про себя. Немного потренировавшись, испытуемые смогли научиться, практически точно определять минуту с отклонением до пяти секунд.

После этого, начинался следующий этап исследования. Испытуемых проводили в специально установленные экспериментальные кабины, в которых они должны были определить длительность минуты, после чего нажать кнопку для сообщения экспериментатору и другим участникам исследования о том, что минута уже прошла. При нажатии кнопки на пульте одним из испытуемых, у экспериментатора и остальных загорались лампочки.

Опыт заключался в том, что экспериментатор подавал ложные сигналы во все экспериментальные кабинеты, которые якобы извещали о том, что один или несколько испытуемых закончил отсчет. Этот сигнал подавался по стечению всего лишь 35 секунд, а не минуты. После этого фиксировалось, кто из испытуемых также поторопился с нажатием кнопки, и кто проигнорировал сигнал и остался ждать, продолжая личный отсчёт.

Степень внушаемости определялась разницей между длительностью минуты в первых опытах и дальнейших при подаче ложных сигналов. В ходе данного экспериментального исследования выяснилось, что имеется очень большое количество индивидов, проявивших внутригрупповую внушаемость.

Дальше эксперимент тоже продолжался, и стало понятным, что можно определить индивидов, имеющих тенденцию к конформности. Если спустя некоторое время дать испытуемым задание, в котором они будут только считать секунды до завершения минуты, но при отсутствии группы, то обнаруживается тенденция к возвращению своей предыдущей оценки (правильной). Другие – продолжают сохранять интервал, заданный ложными сигналами.

Является очевидным, что первые – желали не выделяться из группы, поэтому они как бы внешне принимали её позицию, но при возможности легко от неё отказывались, как только давление устранялось. Вторые – более внушаемые и конформные бесконфликтно принимали позицию группы и сохраняли её в дальнейшем.

Вышеописанный опыт исследования конформности и внутригрупповой внушаемости с помощью метода подставных групп, используя материал, который не имеет значения для испытуемых, наталкивает на мысль, что все индивиды могут делиться на две группы. Первая группа – это внушаемые индивиды и конформисты, вторая – независимые и устойчивые негативисты. В принципе, ожидалось подобное явление, поскольку в группе индивидов, которые лишь внешне взаимодействуют друг с другом и пребывают в отношениях непосредственной зависимости, так и должно было быть, иного результата даже не нужно было ожидать, тем более, что от индивидов требовалось озвучить личные суждения относительно незначимого для них опыта. Такие вещи, как ценности, убеждения, цели или идеалы, которые заслуживают на то, чтобы ради них вступать в разногласия с группой, не затрагивались.

Ориентация на межличностные взаимоотношения, свойственные диффузной группе, в которых индивид становится либо внушаемым, либо независимым, с точки зрения педагогики считается неправильной. Из-за чего возникает педагогическая дилемма, в которой имеются такие вопросы: нужно ли воспитывать конформистов, стремящихся развивать творческие способности, автономность мышления и позиций личности или делать упор в развитии ребенка на то, чтобы он стал нонконформистом, негативистом и нигилистом.

Это все потому, что кто-то слишком много думает

Радж Рагунатан, профессор Бизнесс-школы Маккомба при Университете Техаса, упоминает об этом исследовании в своей новой книге «Если ты такой умный, то почему ты не счастлив?», как о примере явления, которое он называет «зависимостью от знаний». Это тенденция игнорировать или недооценивать нашу интуицию и чувства, и она может нас сделать весьма несчастными. Возвращаясь к шоколадному исследованию: многие студенты постарались не обращать внимания отвращение и выбрали неприятную по форме, но большую по весу шоколадку. Приняли, вроде бы, «рациональное решение».

Свежие новости

  • Данные из Китая показывают, что большинство людей с Covid-19 страдают только слабыми симптомами, а затем выздоравливают

  • В Германии за сутки зафиксировали 3 тысячи случаев заражения коронавирусом

  • В Киеве начинают усиленно мыть улицы

  • Bolt та Uber и будут возить медиков бесплатно

  • «Перед нами — историческая задача, и решить её мы сможем только сообща“: Меркель рассказала, как эпидемия изменит жизнь всех нас

    Новости на главной

«Зависимость от знаний» и наше желание все и всегда рационализировать влияет на наше поведение при принятии каждодневных решений. Представим себе, что вам нужно выбрать из двух предложений о работе. И вам нравится то, где рабочий коллектив кажется дружелюбнее. Возможно, вы выберете другу работу — где коллеги не такие симпатяги, потому что эта работа лучше оплачивается или лучше отвечает другим вашим критериям. Или вы все же выберете работу с прекрасными коллегами, но сами себе скажете, что выбрали ее потому что там больше возможностей для вашего развития. Вы либо не поймете, что все дело в атмосфере, которая вам больше понравилась, или просто не захотите признать, что это был решающий фактор. В обоих случаях, что с шоколадками, что с воображаемым выбором работы, «зависимость от знаний» отдаляет нас от счастья.

Вопросы для самопроверки

1. Перечисленные ниже особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность. Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности. Обоснуйте ответ.

а) Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, малая моторная ригидность, высокая сенсорная чувствительность.

б) Добросовестность, робость, высокая скорость двигательных реакций, высокая скорость усвоения навыков, скромность, правдивость, пластичность, упрямство, реактивность, малая чувствительность к общественной оценке, подвижность, быстрый темп деятельности.

2. Ниже в двух колонках дана следующая информация: слева – проявления свойств личности и свойств индивида, справа – их существенные отличительные признаки.

Какие из перечисленных справа признаков характерны для каждого свойства?

Какие из свойств являются свойствами личности и какие – свойствами индивида?

Восприимчивость как качество личности