Развитие вербально-понятийного мышления. конспекты занятий. план-конспект занятия по теме

Что такое вербальные способности?

Хорошо развитые вербальные способности позволяют человеку овладеть языковой системой. В неё входят различные элементы и правила использования и соединения этих элементов. В систему языка входит:

  • фонетическая сторона речи;
  • грамматический строй речи;
  • лексическая сторона речи;
  • синтаксис.

Развитие вербально-понятийного мышления. конспекты занятий. план-конспект занятия по темеФонетическая сторона речи – это звуковой состав языка. Вербальные способности позволяют различать звуки на слух, определять правильность своего произношения. В грамматике вербальные способности проявляются правильно построенными высказываниями, слова в которых согласованы, падежи и предлоги употреблены правильно. В синтаксисе – красиво и верно оформленными предложениями, составляющими связный текст. Словарный запас человека с хорошо развитыми вербальными способностями, как правило, богат.

Все перечисленное помогает в вербальной стороне общения, то есть коммуникации, происходящей с использованием речи. Высокоразвитое вербальное мышление помогает донести до собеседника свои мысли, убедить в своей правоте, наладить диалог и совместную деятельность. При недостаточном развитии этих способностей процесс общения затруднен (см. Дизартрия  у детей). Только лишь невербальная сторона общения (мимика, пантомимика и жесты) не дает достаточной информации. Качественное использование речи для передачи информации необходимо в процессе общения.

Специальные тренажеры

Между словарным запасом человека и его уровнем дохода есть прямая и четкая зависимость. Богаче лексикон — приятнее доход. Человек, владеющий умением составлять точное и яркое описание (устно или письменно) зависит успех продажи любого товара или идеи. Это умение, помноженное на аналитические способности, делает из человека незаменимого профессионала в любой сфере деятельности.

Готовый ключ к освоению этих умений — тренажеры и курсы Викиум. Например, интенсив «Развитие мышления» позволит научиться молниеносно принимать верные решения, одерживать верх в словесной полемике, освоить искусство грамотного убеждения и логичных умозаключений. Такие навыки необходимы и исполнителям, и руководителям любого уровня.

Отличия

Психологи полагают, что людям, обладающим невербальным мышлением, сложно справляться даже с простейшими задачами, представленными в знаковой форме. Индивидам с вербальным типом мыслительной деятельности труднодоступны задачи, требующие оперирования наглядными образами. Но они имеют способности к изучению иностранных языков.

Люди с невербальным мышлением имеют наклонности в области черчения и живописи. Они хорошо разбираются в схемах и чертежах, могут создавать различные конструкции. При наглядном мышлении в мозговых структурах человека всплывают чёткие образы предметов и явлений, при вербальном мыслительном процессе – отвлечённые знаковые структуры.

Мышление формируется в процессе общения с другими людьми. Оба вида мышления способствуют передаче информации от одного человека другому. Невербальная коммуникация осуществляется с помощью языка жестов, мимики и движений. Вербально-речевые формы создаются посредством языковых конструкций.

Речевая деятельность осуществляется устно и письменно в виде монолога или диалога

Для её реализации важно изучить грамматические и синтаксические особенности языка, освоить лексический (словарный) состав

Развитие вербально-понятийного мышления. конспекты занятий. план-конспект занятия по теме

Диагностика вербального и невербального интеллекта

Вербальный и невербальный интеллект диагностируют различными способами. Есть отличия в заданиях и материале, на котором эти задания даются. Диагностика вербального интеллекта проводится с помощью заданий на сравнение, анализ и синтез словесного материала. Кроме того, материал подобран с учетом возраста испытуемого. Чаще всего для диагностики вербального интеллекта используют вербальный тест интеллекта Г.Айзенка.

Для диагностики невербального интеллекта используют задания на наглядном материале, без использования речи. В тестовых заданиях человек манипулирует объектами, составляет фигуру из отдельных элементов, сравнивает наглядный материал. Для определения уровня развития невербального интеллекта применяют «кубики Коса», тест в виде доски форм Сегена, прогрессивные матрицы Равена.

Существуют и тесты, задания в которых позволяют оценивать уровень развития и вербального и невербального мышления одновременно. Это, например, тест Векслера на интеллект. Диагностика в этом случае занимает достаточно большой отрезок времени, около 1,5 – 2 часов.

Подведем итоги

Вербальное и невербальное мышление взаимосвязаны. Сниженный уровень развития одного из этих видов мышления оказывает влияние и на другой вид. Например, если недостаточный уровень развития пространственного мышления не позволяет хорошо ориентироваться в размере, форме и соотношении предметов, пострадает и развитие речи. В этом случае человек может путать похожие по изображению буквы (см. Дизартрия). Недостаточное развитие вербального мышления отразится на понимании любого вида информации.

Внимание!

Что такое вербальный тип мышления

Для начала давайте определимся с тем, что такое вербальный и невербальный интеллект. Интеллектом называется способность человека к обучению и адаптации к различным ситуациям. Вербальный тип интеллекта дает способность человеку изучить и провести тщательный анализ полученной информации. После систематизации человек получает возможность повторно воспроизвести полученные знания в виде набора слов. Вербальный тип способностей отвечает за отражение выраженности словесно-логического мышления. Именно этот вид способностей определяет грамотность применения различных речевых оборотов, для демонстрации своих мыслей.

Чем выше уровень вербального мышления, тем легче человеку получить новые знания и использовать их в дальнейшей жизни. Таким образом, люди с вербальным типом мышления являются прекрасными ораторами и с легкостью разбираются в гуманитарных предметах. При проведении психологической диагностики и оценки мышления, используются специальные методы, которые имеют направленность на анализ возможностей человека в сравнении, обобщении, исключении лишнего и поисков синонимов.

Зная об уровне развития вербального мышления можно определить склонность к изучению иностранных языков и способностью усвоить изучаемый материал. Данный тип мышления развивается в детские годы, в то время, когда ребенок пытается связать изученные слова в первые, самостоятельно произнесённые предложения. Определенная ступень развития данного вида интеллекта – изучение письменной грамоты. Для того чтобы облегчить процесс обучения чтения для ребенка, следует правильно подойти к анализу усвоения полученной информации. В большинстве случаев, ребенок проявляет признаки готовности к этой форме обучения в возрасте от пяти до семи лет.

Вербальное мышление — это неотъемлемая составляющая успешного усвоения полученных знаний. Это касается как гуманитарных, так и технических предметов. Когда уровень развития ребенка имеет определенное значение, процесс усвоения новых знаний протекает достаточно легко. Ребенок не только понимает смысл полученной информации, но и обладает способностью пересказать усвоенное своими словами.

Развитие вербально-понятийного мышления. конспекты занятий. план-конспект занятия по темеКаждый из видов интеллекта, будь то вербальный интеллект или невербальный, обладает высоким значением для человека

Невербальный вид интеллекта – основывается на базе пространственных объектов и зрительных образов. Здесь оперируют наглядные объекты. Умение найти сходство и различие предметов и изображений, а также способность правильно определить их положение, является ярким примером невербального мышления. Данный вид развития помогает человеку читать различные схемы и чертежи, создавать конструкции и писать живопись.

Упор на развитие вербальных способностей способствует освоению различных языковых систем. Каждая из языковых систем состоит из определенных элементов и правил создания конструкций из этих деталей. Большинство языковых систем включает в себя:

  • синтаксис;
  • фонетику;
  • лексику;
  • грамматику.

Фонетика – звуковая составляющая языка. При развитых вербальных способностях, человек демонстрирует легкость в различении звуков и способность с первого раза правильно произнести незнакомое слово. Грамматика подразумевает правильное построение фраз, где слова имеют согласованность между собой. Синтаксис – правильное оформление предложений, позволяющее связать их между собой. Таким образом, вербальные способности — это одна из главных составляющих богатого словарного запаса.

Все вышеперечисленное позволяет человеку наладить коммуникацию с другими людьми. Высокое развитие интеллекта дает возможность не только грамотно объяснить свои мысли собеседнику, но и обосновать свою точку зрения. Недостаточное развитие коммуникативных способностей приводит к затруднению в общении с другими людьми. Невербальная коммуникация также имеет огромное значение, так как жесты, мимика и положение тела является частью выражения собственных эмоций.

Развитие вербально-понятийного мышления. конспекты занятий. план-конспект занятия по темеВербальный интеллект – это тот вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию

Общая информация о стиле мышления

В психологии стиль мышления представляет собой систему, имеющую свое относительно постоянное ядро, структуру и избирательность по отношению к внешним воздействиям. Каждый человек использует стиль, сложившийся в процессе его жизни, и этот стиль он считает наиболее оптимальным для себя.

Принимая решения, человек всегда использует конкретный набор мыслительных стратегий. Они имеют свои преимущества и недостатки: оказываются полезными в разных ситуациях и могут приводить к положительным или отрицательным последствиям в зависимости от того, насколько правильно человек их использует.

В жизни большинство людей применяет, как правило, не более двух наборов стратегий, практически не задумываясь о том, что существуют и другие стратегии или стили мышления, с помощью которых можно было бы стать более гибкими, быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, лучше решать проблемы, эффективнее взаимодействовать с другими людьми и т.д.

Само понятие «стиль мышления» отражает одну простую истину: люди думают по-разному об одних и тех же вещах. Они применяют свои интеллектуальные приемы, операции и навыки, к которым предрасположены в силу своих личностных особенностей, сложившихся еще в детстве и развивавшихся на протяжении всей жизни до настоящего момента.

Одни люди оказываются успешнее и продуктивнее других, потому что они владеют несколькими стилями мышления. Остальные оказываются менее успешными и продуктивными, т.к. «привязаны» только к одному (максимум – к двум) стилям. Однако у любого человека есть возможность расти и «прокачивать» себя, развивая свой ум и овладевая новыми стратегиями.

Кроме того, большинство людей вообще не задумываются о том, каким стилем мышления они пользуются. А уже одно только понимание этого могло бы значительно улучшить их жизненные и профессиональные результаты. Зная о том, каковы особенности его мышления, человек может подбирать себе подходящую работу и дело жизни, разрабатывать собственные стратегии принятия решений и достижения целей, определять свои слабые места и работать над своими недостатками.

А зная о том, какие вообще существуют стили мышления, человек будет понимать, в какой ситуации лучше применять ту или иную стратегию, для решения каких задач нужно «переключаться» с одного стиля на другой. Понимая особенности разных стилей, намного проще ими овладеть и начать оперировать в реальной жизни. Именно поэтому мы хотим познакомить вас с пятью основными стилями мышления. И в качестве начала предлагаем посмотреть небольшое видео.

Освоение нового

Определите для себя новый навык — то, что вы еще не умеете. Например, освоить скорочтение или незнакомый язык. Распишите, какие ресурсы вам понадобятся для его освоения, с какой периодичностью и в каких условиях вы будете это делать, по какому плану? В случае со скорочтением, например, очень помогут одноименные курсы и тренажеры от Викиум. Пройдя их, вы сможете «проглатывать» книги, глубоко осознавая их содержание (это можно будет сделать даже в магазине, не отходя от стеллажа!), более оперативно и продуктивно готовить учебные и рабочие презентации, отчеты, доклады, а также высвободить огромное количество времени для себя.

Все расписали? А теперь приступайте к реализации!

Операции словесно логического мышления

В процессе обучения мы оперируем определенными понятиями.

  • Анализ – переход от общего к частному, расчленение объекта на компоненты, разграничение в нем различных свойств, элементов, связей.
  • Синтез – переход от частного к общему. Объединение составляющих частей в единое целое.
  • Сравнение – это сопоставление явлений и предметов, вычленение в них отличий и схожести друг с другом.
  • Обобщение – объединение явлений и предметов по значимым признакам, одному или нескольким.
  • Классификация – группировка по признакам. В противовес к обобщению, основанием для которого служат значимые признаки, классификация признает в качестве основания желательные, но малозначительные признаки, например, по предпочтению напитка.

Развитие вербального мышления

Все свои мысли человек преобразовывает в слова, которые придают им форму. Слова – это очень мощный инструмент, при помощи которого люди могут самовыражаться, взаимодействовать и общаться

Именно поэтому крайне важно улучшать свое вербальное мышление. Существует несколько способов развития:

  1. Тренировка внутреннего голоса. Это отличный метод совершенствования возможности править своей речью. Необходимо взять одну фразу и попробовать произнести ее в уме с разным темпом, смысловыми ударениями, звонкостью и высотой звука. После вообразить, как она будет звучать в исполнении нескольких индивидов. Далее вообразить, как фраза будет звучать в груди, руке, пятке. Представить будто она проплывает перед лицом.
  2. Регулирование воображаемого монолога. Каждый день человек находится в мысленном монологе. Он не так безобиден, так как предупреждает эффективное мышление. По этой причине появляется чувство утомленности. После избавления от нее ум освежается. Необходимо мысленно посчитать до 10 в ритме дыхания. Как только снова появляется мысль, счет начать заново.
  3. Чтение. Оно бывает, как познавательным, так и развлекательным. Познавательное нуждается в доскональном сосредоточении внимания. Второе же нуждается в максимальном использовании фантазии. Те, кто читают медленно, делают глазами маленькие прыжки. Те, кто читает быстро, захватывают большие фрагменты странички. Беря в руки газету, необходимо охватывать взором больше слов. Это помогает развитию мышления.
  4. Кластеризация. Необходимо определиться с темой, к примеру, конфликт. Это слово необходимо написать на бумаге и обвести его в рамочку. Далее на этой же бумаге писать все чувства и ассоциации, которые связаны с этим словом. После записи каждого нового слова, их также следует обвести рамочкой. После стрелочками указать связь между ними. Благодаря этому можно организовать все свои мысли.
  5. Игра со словами «Аббревиатура». В такой игре должны принимать участие несколько людей. На карточке необходимо написать по 1 слову, а после случайным образом выбрать себе карточку. За определенный промежуток времени, например,1 минуту каждый должен составить хотя быть одну фразу из букв слова. Например, слово МОРЯК: Марина обнаружила рядом янтарный камень.
  6. Скороговорки. При наличии команды можно сделать соревнование, кому больше таковых известно. Сначала необходимо вспоминать наиболее примитивные и потом переходить к более сложным и запутанным.
  7. Инакомыслие. Необходимо внимательно осмотреть ту комнату, в котором присутствует человек. Каждый предмет, который запоминается, необходимо попробовать именовать иными словами. Необязательно эти слова должны быть существующими. То есть, дверь – открывалка, окно – смотрелка. В эту игру можно играть в команде. В этом случае проводить соревнование, кто больше сочинит слов для существующего предмета.
  8. Встреча с инопланетянином. Суть игры заключается в том, чтобы значение слова либо выражения разъяснить инопланетному существу, который вовсе не осведомлен.

Существует множество различных методик усовершенствования вербального типа мышления и каждый может самостоятельно подбирать максимально комфортный для него способ. Но делать это необходимо регулярно. Только благодаря постоянным тренировкам и занятиям возможно быть словесно грамотным человеком.

Слова – это внешнее оформление мыслей. Поэтому обязательно нужно развивать свой голос. Он должен быть более гибким и адекватно реагирующим.

Заключение

Список использованной литературы

Слово — это отнюдь не
прозрачный и неизменный кристалл.

Слово — это оболочка
живой мысли.

Оно может менять
окраску и содержание в зависимости от обстоятельств использования.

Оливер Уэнделл Холмс,
юрист

Введение

МЫШЛЕНИЕ — высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание
о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно
восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой,
механизмы его протекания — психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует
мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций. Вербальное
мышление
— мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Вербальное
мышление
— Словесно-логическое мышление. Мышление в целом составлено тремя
основными взаимодействующими видами: практически-действенное, наглядно-образное
и словесно-логическое, или вербальное мышление. В отличие от первых двух видов,
непосредственной опорой вербального мышления, категории идеальной, является
язык, явление физическое, материальное по своей природе. То есть при вербальном
мышлении мысли оформляются и выражаются посредством языка. Несомненно, что не
все наше мышление вербально. Бесспорно, тем не менее, следующее. Чтобы
интеллект ребенка мог нормально развиваться, должен вовремя и нормально
развиваться язык.

Наблюдения над лицами с нарушением привычной схемы процесса овладения
языком, но при этом обладающими незаурядными (притом весьма своеобразными)
интеллектуальными навыками, не подтверждают предположение о том, что возможно
полноценное формирование интеллекта на базе сугубо невербального мышления. Если ваш ум — музыкальный инструмент, то слова — и те, что вы
произносите про себя, и те, что произносите вслух — это ноты, которые
выстраиваются в мелодии, в симфонии мысли. Когда мы
думаем, когда мы говорим или пишем, слова облекают наши мысли в законченную
форму. Без слов мышление утрачивает свое богатство, свою сложность. У нас нет
иного способа выразить свои идеи и сформулировать понятия. Совершенствование способности пользоваться словами требует развития
внутреннего голоса. Тренированный голос отличается не только богатством
словаря, но и хорошей артикуляцией. Способность находить точные слова,
наполнять их оттенками смысла, вкладывать в них чувство — отличительные
особенности острого ума

Тренируйте свой внутренний голос, обращайте внимание
на то, какими словами вы оформляете свои мысли, и ваш мозг будет создавать
прекрасную музыку

1. Основные понятия и термины

1.1. Порог актуализации мышления

Порог актуализации мышления – ключевое понятие мозговой, мыслительной
деятельности. У человека теоретически возможны три типа, направления мышления: вербальное,
или логическое, пространственное и темпоральное. Их развитие в онтогенезе и текущее
состояние обусловлены порогом актуализации мышления: каждый тип мышления обладает
собственным порогом актуализации, выраженным в наличии в мозгу нейронных центров
– центров возбуждения типа мозговой активности. Чем ниже порог актуализации, тем
быстрее включается данный тип мышления – и в этой зависимости организуется вся текущая
познавательная деятельность человека. Низкий порог актуализации вербального мышления
способствует человеку в быстром отклике на любую вербальную информацию. Постоянно
низкий порог актуализации вербального мышления при наличие здорового мозга способствует
человеку в развитии вербальных, логических способностей – из него в пределе получается
высоко эрудированный человек, с феноменальными памятью и способностями калькулирования
логической информацией – например игрок Что? Где? Когда? А.А. Друзь. Низкий порог
актуализации пространственного мышления способствует человеку в быстром отклике
на возможность перемещения не только себя, но и любых объектов в пространстве, в
том числе воображаемом.

Постоянно низкий порог актуализации вербального мышления при
наличие здорового мозга способствует человеку в развитии нетривиальных пространственных
способностей. Низкий порог актуализации темпорального мышления способствует человеку
в быстром отклике на возможность перемещения не только себя, но и любых объектов
во времени, в том числе воображаемом. Постоянно низкий порог актуализации вербального
мышления при наличие здорового мозга способствует человеку в развитии нетривиальных
темпоральных способностей. Высокий порог затрудняет или тривиализирует у человека
отклик