Виды представлений

Фрагментарность

С одной стороны, это может показаться недостатком представления. Мы, например, можем довольно четко представить себе табличку на двери магазина с указанными часами работы, можем представить ее цвет, стиль оформления, даже шрифт цифр, но сами цифры — часы работы — в этот образ не попали. А ведь может быть так, что для нас эта информация очень важна, и оформление таблички не будет иметь вообще никакого значения, а содержание — наоборот.

С другой стороны, это одна из функций представления: максимально упрощать образ предмета, оставляя лишь самые существенные его характеристики. Упрощение может достигать уровня абстракции, и тогда этот образ включается в уровень абстрактно-логического мышления.

Да, работа этого механизма иногда может давать сбои (как в примере с табличкой), но надо понимать, что структура представления сильно зависит от особенностей восприятия. Если нас сильно поразил дизайн таблички, и при этом мы не придали большого внимания содержанию оной, то потом в представлении может доминировать именно оформление таблички.

Зрительные представления

Зрительные представления обычно лишены объёмности и воспроизводятся в виде двухмерной картины. Эти картины в одном случае могут быть красочными, в другом — бесцветными.

Характер зрительных представлений зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают. У художников в процессе рисования зрительные образы ярки, детальны и устойчивы. Даже если художник рисует с натуры, для перенесения зрительного образа на бумагу необходимо представление. Тут проявляется ещё одна интересная особенность зрительных представлений — они могут накладываться на ощущения, совмещаться с ними. Художник рисует с открытыми глазами, воображаемый образ он совмещает с белым листом бумаги, на котором рисует.

Недаром представление относят к познавательным психическим процессам. Оно играет огромную роль в образовательном процессе. Освоение любого материала связано со зрительными представлениями. На уроке математики школьник представляет бассейн с трубами, на уроке литературы представляет персонажей и место действия, на уроке физкультуры он представляет действие, которое предстоит совершить.

Свойства

  • Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.
  • Фрагментарность. Как утверждал Л.М. Веккер, для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. Фрагментарность представлений, отмеченная ещё Г. Эббингаузом и подтверждённая современными исследователями, состоит в том, что «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены. Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности восприятия, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности восприятия или выражение её дефицита в представлении по сравнению с восприятием. По словам С. Рубинштейна,
  • Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определённого времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». По своей сущности неустойчивость как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.
  • Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определённой информационной ёмкостью, причём содержание (структура) образа представления схематизируется или свёртывается. Представление включает в себя элемент обобщения. В нём материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представление — результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Берёза как образ представления — итог всех прошлых восприятий берёз как непосредственно, так и на изображениях, и в воображении. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет или явление, одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.

Обобщенность

Предположим, мы прочитали пять лет назад какую-нибудь книгу, например «Анну Каренину». По прошествии времени мы уже не можем вспомнить, как выглядели все страницы книги, не помним подробного содержания описываемых сцен, может забыться даже очередность сцен. Остался однако образ всего произведения в целом. Сохранились образы наиболее запоминающихся сцен. Если книга была оформлена иллюстрациями, то можем вспомнить некоторые из них. Могут всплыть в памяти какие-то малозначительные детали (например, что в каком-то месте встретилась смешная опечатка).

Поэтому можно говорить о том, что представления дают нам такие образы, которые не были полностью, разом в нашем восприятии, а были составлены и обобщены из цепочки образов восприятия. Сложность этого процесса (обобщения) можно понять еще в том, что образ той же «Анны Карениной» более-менее целостен, но саму книгу мы могли читать продолжительное время (неделю, месяц, три месяца), перебивая это занятие другими делами.

Литература

на русском языке
  • Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика: Сб. ст. – М.: Прогресс, 1984. – С. 50–102.
  • Дружинин Н. В. Когнитивная психология // Учебник для вузов— М.: ПЕР СЭ, 2002. — С. 115-142.
  • Кравченко А. В. Является ли язык репрезентационной системой? // Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы. – М.: Гнозис, 2006. – С. 135–156.
  • Кубрякова Е. С. , Демьянков В. З. К проблеме ментальных репрезентаций // Вопросы когнитивной лингвистики. – М.: Институт языкознания; Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2007. – № 4. – С.8–16.
на других языках
  • Chomsky N. Rules and representations. – New York: Columbia University Press, 1980.
  • Chomsky N. On Nature and Language. Cambridge University Press, 2002.
  • Kosslyn S., Thompson, W.L., Ganis G. The Case for Mental Imagery. — Oxford University Press, 2006.
  • Mckellar, P. Imagination and thinking: A psychological analysis. Oxford, England: Basic Books, 1957.
  • Miller G. A., Johnson-Laird M. Language and perception. – Cambridge (Mass.): Harvard University Press; London: Cambr. University Press, 1974.
  • Schank R., Kass A. Knowledge Representation in People and Machines // Meaning and Mental Representation / Edit. by Eco U., Santambrogio M., Violi P. – Bloomington: Indiana University Press, 1988. P.181–200.
  • Sternberg R. J. Cognitive Psychology — Cengage Learning, 2008.
  • Thagard P. Mind. Introduction to Cognitive Science. – Cambridgge (Mass.): MIT, 1996.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Существует различные способы классификации представлений, которые представлены на рис. 7.3.

Виды представлений

Рис. 7.3. Варианты классификации представлений

В соответствии с разделением представлений по видам ведущего анализатора выделяют следующие виды представлений:

  • зрительные (образ человека, места, пейзажа);
  • слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
  • обонятельные (представление какого-то характерного запаха — например огуречного или парфюмерного);
  • вкусовые (представления о вкусе пище — сладком, горьком и пр.);
  • тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
  • температурные (представление о холоде и тепле).

Тем не менее часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет, и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений:

  • у художника — зрительный,
  • у композитора — слуховой,
  • у спортсмена и балерины — двигательный,
  • у химика — обонятельный и т. д.

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).

Единичные представления — это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти, как узнавание.

Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером могут служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

Третья классификация представлений — по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения. Следует отметить, что большая часть представлений человека — это образы, возникающие на основе восприятия, то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.

Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так, у большинства людей имеются представления таких понятий, как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.

Представления могут формироваться и на основе воображения. Данный тип представлений составляет основу творчества — как художественного, так и научного.

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например грезы.

Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Пространственно-временные представления

Пространственно-временные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, то есть основываются на зрительных и на двигательных представлениях. Примеры использования пространственно-временных представлений — шахматисты, просчитывающие разные варианты развития партии; тренеры футбольных команд, представляющие схемы атаки и защиты при игре с командой соперника; водители, оценивающие дорожную ситуацию.

Пространственно-временные представления очень важны в освоении ряда научных дисциплин, особенно физико-технических. Физик-теоретик, решая ту или иную задачу, оперирует именно пространственно-временными представлениями, в которых физические тела рассматриваются как элементарные шары или бруски.