Психология власти. что значит власть в психологии?
Власть – могущество или ограничение?
Психология власти очень неоднозначна. Не всегда властитель наделен реальной властью, не всегда тот, кем управляют, чувствует себя таковым, бывает что подчиненный фактически управляет руководителем и так далее.
Не все люди хотят властвовать над другими, некоторые боятся власти, ведь это не только возможность управлять и иметь привилегии, но и большая ответственность, а также риск принять неверное решение, причинить вред другим людям, в конце концов, самому серьезно пострадать.
И в группе и в паре многим людям гораздо комфортнее быть ведомыми, нежели ведущими. Ведущим быть сложнее, это ответственная работа, нужно уметь планировать, организовывать, вдохновлять, стимулировать, управлять, нести ответственность и так далее. Там, где нет равенства, но есть господство и подчинение, одному приходится думать за всех.
Власть – это не только могущество того, кто властвует, но и серьезные ограничения и самоограничения. Кажется, что тот, у кого есть власть, может делать все что пожелает, а на деле же оказывается, что он сам раб своих обязанностей.
Обладание властью не может не оказывать влияние на личность. Чем больше власть, тем больше изменений в характере, привычках, образе мыслей.
Часто власть меняла людей не в лучшую сторону. Ведь приходится выбирать трудиться во благо других людей или использовать этих людей, как легкое средство достижения личных целей (чаще всего богатства). Такой выбор не просто сделать, соблазн выбрать второй вариант велик.
Очевидно, что власть должна быть в руках высокоморальных личностей, но чаще всего она оказывается у того, кто умеет использовать свои особенности и таланты в деле руководства и управления людьми.
Инструментом достижения власти и ее удержания может стать любая особенность личности, даже такая черта как беспомощность, показная или действительная слабость характера. Зная как правильно пользоваться слабостью, можно и ее превратить в «рычаг власти».
Физическая сила, знание секретов, обладание деньгами, авторитет и прочие источники власти еще не гарантируют ее. Власть чаще всего оказывается у того, кто к ней стремится, кто изучает ее и знает, что с ней делать, кто видит себя ведущим и управляющим.
Хотя, конечно, власть может прийти в руки и нежданно-негаданно. Это прекрасно знают семьи с маленькими детьми. В такой семье главный не папа и даже не мама, а малыш. Он становится центром вселенной, он – король, а родители подчиняются его воле, потребностям и обаянию.
Бывает так, что человек, совершенно не стремившийся к власти, вынужден ее принять. Таким людям тяжелее быть лидерами, но зато они чаще бывают демократичными и лояльными по отношению к подчиненным.
Политическое поведение в организованных и стихийных формах
Институционализированные партии и движения отличаются прежде всего тем, что поведение их участников подчиняется определенным правилам, записанным в программах и уставах. Но и в той части, где правила игры остаются не зафиксированными, поведение организованных политических групп резко отличается от стихийных выступлений. Речь идет о наличии в первых четкой системы распределения ролей между лидерами и последователями, функционального распределения труда, иерархических отношений между членами. Для массовых политических организаций важны взаимодействие отдельных структур между собой, специализация видов деятельности. Поддержание жизнеспособности таких типов организаций требует и специальной работы по отбору и рекрутированию новых членов, их обучению и поддержанию сплоченности.
Эффективность политической организации базируется на ряде условий, среди которых одно из важнейших — идентификация индивида со своей группой. Принадлежность к сплоченной группе помогает личности снизить тревожность, дает ощущение своей сопричастности социально значимым целям, удовлетворяет другие важнейшие человеческие потребности. Сказанное относится не только к отношениям внутри партий, но и в отношениях между партиями, блоками, с одной стороны, и их электоратом с другой.
В отличие от организованных политических групп стихийные выступления предъявляют к своим участникам иные психологические требования. К числу стихийных форм поведения относятся как незапланированные поступки, совершаемые отдельными людьми, так и неорганизованные массовые выступления, бунты, восстания, митинги протеста и т. п.
Нарастание стихийных элементов политического поведения показало неготовность властей, воспитанных в иных условиях, обеспечить безопасность граждан, участвующих в митинге, который выходит из-под контроля и превращается в погром. Стихийное поведение чаще всего является массовой реакцией людей на политический кризис и нестабильность. Исследователи подчеркивают, что в толпе человек чувствует себя анонимным, что подталкивает его к действиям более рискованным и безответственным.
Собственно психологические факторы, такие как нарастание чувства неуверенности, страха, недоверия к официальным средствам информации, ведут к появлению слухов, панике, агрессии. Наиболее податливы к распространению стихийных форм политического поведения маргинальные слои в силу утраты традиционных ценностей, привычных социальных ориентиров, отчуждения.
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Источники власти
Власть является возможностью реализовать социально необходимое управление отношениями между людьми. Но эффективным такое управление бывает только в том случае, когда обладатель власти (руководитель, лидер, правитель или иное властное лицо) получает от подчиненных обратную связь, то есть когда он интересуется тем, насколько его решения и действия полезны, приемлемы, эффективны.
Именно из-за проблем с обратной связью чаще всего и возникают недовольства, волнения, бунты и прочие протесты против властных структур. Так бывает, когда авторитарное правительство не слышит народ, высокое руководство работников, строгая мать своих детей – механизм власти и ее проблемы одинаковы на разных уровнях.
Суть власти одинакова, но сама власть бывает различной. И определяются эти различия методами, которые выбирает властная структура для управления подчиненными, а также источниками этой власти.
Один из самых известных социологов, основоположник социологической науки М. Вебер (1864-1920) в качестве источников власти определял:
- Право. Официальный, юридический источник власти. Из всех прав наиболее властным является право собственности (владение вещью определенным лицом) и контроль над ресурсами. Государство как главный элемент политической власти также базируется на праве и законе. Кроме писанных, есть и неписанные правила, относящиеся к разряду традиций, обычаев, морали.
- Насилие. Говорят: «У кого сила, у того и власть». Прямое и косвенное, физическое и психологическое или даже просто угроза насилия – мощный и самый примитивный источник власти. Насилие это и применение оружия преступником и предупреждение отца семейства: «Сейчас сниму ремень!».
- Авторитет. Самый «мягкий» источник власти. Здесь властитель управляет людьми, опираясь на свою харизму, силу обаяния, имеющиеся социальные связи, багаж знаний и умений или манипулирует верой людей в кого-то или что-то.
Грубое насилие и написание законов – это относительно простые и открытые способы установить власть, но в современном обществе властители чаще всего действуют более тонко, через авторитет.
Человек, который не просто управляет людьми, но при этом еще и нравится им, властвует так, чтобы подчиненные сами хотели быть управляемыми. Такой лидер умен и обаятелен, апеллирует общечеловеческими ценностями и общим благом, является примером для подражания, а также обладает крупными каналами распространения массовой информации.
Информация и ее распространение – тот источник власти, о котором не говорил М. Вебер, так как это особенность уже XXI века. Сегодня помимо законодательной, исполнительной и судебной власти в государстве выдается и «четвертая власть» — средства массовой информации (СМИ).
Основные формы стихийного поведения
Одним из наиболее заметных и политически важных видов поведения толпы является паника — эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка, и проявляющееся в импульсивных действиях. Соответственно, на основе паники возникают панические толпы со специфическим поведением.
К условиям возникновения паники относятся: ситуационные условия, физиологические условия, психологические условия, идеологические и политико-психологические условия.
Для того, чтобы привести к настоящей панике стимул должен быть либо достаточно интенсивным, либо длительным, либо повторяющимся (взрыв, сирена, серия гудков и т. п.).
Первый этап реакции на такой стимул — потрясение, ощущение сильной неожиданности и восприятие ситуации как кризисной, критической и даже безысходной.
Второй этап реакции — замешательство, в которое переходит потрясение, индивидуальные беспорядочные попытки как-то понять, интерпретировать произошедшее событие в рамках прежнего, обычного личного опыта или путем лихорадочного припоминания аналогичных ситуаций из чужого, заимствованного опыта.
Если этот первоначальный страх не будет подавлен, то развивается третий этап — по механизму «циркулярной реакции» и «эмоционального кружения».
Завершается все это действиями, спасительными.
Не менее заметным, а политически даже более важным видом поведения толпы является стихийная агрессия, обычно определяемая как массовые враждебные действия, направленные на нанесение страдания, физического или психологического вреда или ущерба, либо даже на уничтожение данной массой (толпой) других людей или общностей.
В политико-психологическом контексте, для нас важно иное — то, что на основе агрессивности и агрессии в истории и современной политике периодически возникали и возникают агрессивные толпы с весьма специфическим политическим поведением. Если войны обычно вели организованные армии, то восстания и революции делали именно агрессивные толпы
К условиям возникновения агрессии исследователи обычно относятся следующие. Во-первых, физиологические условия — алкоголь, наркотики. Во-вторых, психологические — уже упоминавшееся ощущение фрустрации, «невозможности исполнения никаких надижд». В-третьих, ситуационные в виде наличия лидеров, подходящих средств проявления агрессии (пресловутый «булыжник — орудие пролетариата») и т. п. В-четвертых, это провокационные действия властей или их отдельных представителей, иногда могущие спровоцировать агрессию.
Среди наиболее важных для нашего понимания вариантов агрессивного поведения толпы, различаются экспрессивная, импульсивная, аффективная и враждебная агрессия.
Роль лидеров, велика лишь до тех пор, пока вокруг них не образуется толпа, далее действующая по законам собственного, стихийного поведения.
Познание в политической психологии
Социально-политическая психология представляет собой психологическую, социологическую и политологическую дисциплину.
Если общая психология уделяет большое внимание, например, таким объектам восприятий и представлений, как цвет, звук, форма и иные свойства материальных предметов, то объектом познания макросоциального, или социально-политической действительности являются социальные отношения и их конкретные проявления в форме многообразных общественных и политических событий и процессов. Иными словами, объект данного вида познания — не вещи и предметы, но другие люди, отношения между людьми, в которых так или иначе участвует субъект познания, воплощающие эти отношения общественные институты
Очевидно, что познание такого рода «объектов» существенно отличается от тех видов познания, которые изучаются в психологических лабораториях. Прежде всего — тем, что оно в гораздо меньшей мере основано на чувственном восприятии, непосредственном контакте субъекта с объектом.
Познание общественной жизни, осуществляется ли оно на уровне научно-теоретическом или массовом, предполагает мобилизацию способности человеческого мышления к абстрагированию — к выделению определенных общих свойств ряда явлений и отвлечению от остальных. Конечным продуктом познавательного процесса является в данном случае формирование образа общества, включающего определенные представления о составляющих его группах и отношениях между ними, о системе власти и направленности политической деятельности, об его отношениях с другими обществами (государствами).
Огромную роль в формировании политического мышления играют политические установки и стереотипы.
В широком смысле, это традиционный, привычный канон мысли, восприятия и поведения, шаблонная манера поведения, способ осуществления действий в определенной последовательности, единообразие, тождество, инерция мышления, косность, ригидность и т. п
Стереотипы имеют важное значение в процессе оценки человеком социально-политических явлений и процессов. В обыденной действительности люди часто и поступают шаблонно, в соответствии со сложившимися стереотипами
Стремление к власти
Одни люди стремятся к власти больше других, а некоторые избегают обладать ею. Это зависит от того, с чем у них ассоциируется власть, часто бессознательно. С привилегиями или ответственностью, риском или неуязвимостью, созиданием или разрушением, уважением или презрением подвластных, с всемогуществом (все могут короли) или самоограничением (жениться по любви не может ни один король).
Стремление к власти упирается в главный вопрос: использовать ее на благо другого (ребенка, жены, подчиненных, народа), или использовать другого для собственных благ?
Труднее всего ответить на этот вопрос самому себе по причине сложного переплетения сознательных и не осознаваемых мотивов, а со стороны ответ очевиден.
Исторический ракурс психологии власти
Власть древних правителей была настолько непререкаема, что посягала на подчинение себе не только подданных, но и времени. Так, по воле Лициния, римского правителя Галлии, год был увеличен на 2 месяца, что позволяло чаще собирать дань. А правящий в Риме император Август прибавил в одноименном месяце целый день.
Имена многих мыслителей древности известны нам сегодня именно благодаря их близости к сильным мира сего. В подавляющем своем большинстве они являлись либо законотворцами (Солон), либо главами государств (Питтак), либо особами, принадлежащими к царским родам (Гераклит Эфесский, Демокрит, Платон, Аристотель).
Жизнь подданных, их право творить и созидать часто полностью зависела от воли властителей. При этом превосходство вассала над господином зачастую оказывалось фатальным. Так, по воле Людовика XIV один из его придворных оказался на 20 лет заточенным в крепость. Им был Никола Фуке – министр финансов, один из самых просвещенных людей своего времени. По словам современников, бедняга провинился лишь тем, что был влиятельнее самого Короля-Солнца.
Работа многих ученых нередко находилась в зависимости от благосклонности тех, кто сидел на вершине власти. Галилео Галилею пришлось посвятить открытие спутников Юпитера правящей династии Медичи. За это астроному были пожалованы титул придворного философа и казенное содержание, которое и позволило ему заниматься дальнейшими исследованиями.
В отечественной истории тоже есть яркие примеры превышения властных полномочий. Печально известный «культ личности» — это образец беспардонной эксплуатации политической власти. При подобном стиле правления любое слово вождя объявлялось официальной точкой зрения. Ему приписывались многие достижения других людей, его ошибки превозносились как благодеяния, от его прихотей зависели судьбы многих современников.
Вот только пара примеров. По указанию Сталина историк Евгений Тарле был неожиданно освобожден из-под ареста: уж больно пришлась по душе «корифею наук» книга талантливого ученого «Наполеон». А в спор между двумя выдающимися советскими конструкторами – Сергеем Королевым и Валентином Глушко – вмешались Хрущев и Брежнев. От милости этих людей, далеких от ракетно-космических технологий, зависело, какие именно идеи будут реализованы.
Политический менталитет
Менталитет политический»
(фр. mentalite — склад ума, мироощущение) — единая, синкретическая форма осознания социально-политической системы, которая формируется в результате осмысления политического опыта индивидуальным и коллективным политическим сознанием и выражает актуальные для данного политического коллектива ценности.
Ментальное осознание, в отличие от рационального, не имеет четко выраженных границ; способ его формирования, зачастую, погружен в бессознательное. Создателем его можно считать народ, представление которого осуществляется анонимно в мифологическом сознании, и элиту, осмысливающую политический опыт в форме идеалов, символов, ценностей, стереотипов, и других феноменов политического сознания. Актуальное ментальное сознание возвращается в , приобретая догматическую укорененность.
Политический менталитет всегда прост и доступен для понимания, если он вырастает на фундаменте естественной культуры. Он погружен в традиции, естествен для понимания, постоянно реализуется в политической практике. Ментальное сознание складывается начиная с рождения человека и формируется всю жизнь. Воспитание, образование, политическая и общественная социализация, политические культура и участие, электоральное поведение, политическая элитаризация — все эти моменты воздействуют на формирование политического менталитета. Входят в менталитет и заимствования из иных политических культур. Подобные заимствования по-разному модифицируют господствующую ментальность.
В этом отношении можно говорить о дифференциации ментальности, которая в своей реальности воспроизводит структуру политической культуры. Элитные субкультуры могут иметь ментальность, далекую от материковой. В этом случае политическая ментальность будет основана на заимствованиях. Превращенная ментальность свойственна и для политических маргиналов, ее особенность может быть самой удивительной, воспроизводя социокультурную феноменологию той или иной маргинальности. В обществе, где осуществляется политическое и социальное конструирование, в особенности в эпоху кризисного воспроизводства, менталитет неустойчив, носит внешний характер, дезориентирует людей. Старые привычные ценности разрушаются, новые ценности находятся либо в стадии становления, либо иллюзорны.
Состояние российского менталитета к концу XX в. можно считать трагичным, парадоксальным и кризисным. За семьдесят лет Советской власти возникла новая ментальность, затем она была разрушена. Новые ценности являются предметом спекуляции. Народ дезориентирован. Ясность внесет реальная жизнь.
Ваше здоровье — наша цель
«ВитаПортал» занимает одно из первых мест среди официальных медицинских сайтов в рунете по количеству пользователей. Для многих из них мы стали любимым медицинским сайтом, и мы стремимся оправдать их доверие, постоянно обновляя и актуализируя информацию о здоровье человека. Наша миссия в том, чтобы здоровых людей стало больше. И предоставление проверенной информации – это наш путь достижения цели. Ведь чем более информированным будет наш пользователь, тем бережнее он будет относиться к своему главному достоянию – здоровью.
В команду «ВитаПортала» входят дипломированные врачи и эксперты в своих областях, кандидаты и доктора медицинских наук, журналистыйт о здоровье
Психология власти и ее притяжение
С эмоциональной точки зрения, власть – это одна из самых сильных страстей, всепоглощающих и ненасытных. Недаром многие сравнивают ее с наркотиком. Тот, кому она досталась, редко расстается с ней по доброй воле.
По словам Бертрана Рассела, влечение к власти по своей притягательной силе похоже на желание славы. Можно всем пресытиться – изобилием, развлечениями, заморскими яствами, но чрезмерное удовлетворение властью – явление редкое.
Однако она не только приносит невероятное наслаждение, но и предъявляет к субъекту большие претензии. Те, кто рвутся к ней, должны понимать, что ее так же нелегко удержать, как и достичь. Не каждый может вынести властную деятельность из-за ее бешеного темпа, который задает стремительный бег сегодняшней жизни.
Чтобы подчинять себе других людей, заставлять их трудиться на достижение поставленных целей, властитель должен иметь стальные нервы и железный характер. Тогда он приобретает имидж человека неординарного, сумевшего подняться над себе подобными, выделиться из толпы, сделаться эталоном для подражания.
Властная деятельность нуждается в особом складе интеллекта, легко оперирующего абстрактными понятиями, продуцирующего собственные концепции, имеющего внушительный объем знаний. Человек во власти не должен обнаруживать искаженное восприятие реальности, слабую память, плохую концентрацию внимания, неразвитое воображение.
Личность и психология власти
Неограниченные возможности, предоставляемые властью, — бесценное условие для личностного роста. Она позволяет отчетливо видеть перспективы своего самосовершенствования, дает массу преимуществ для отстаивания своих принципов и идеалов. Подобной привилегии лишены миллионы одаренных от природы людей, находящихся в стане подчиненных.
Правда, не все используют обладание властью во благо себе. Если развитие духовно-нравственных ценностей – не приоритетная задача субъекта, то деятельность его вряд ли будет адекватной. Она может стать для него лишь источником престижа и нечестных доходов, так и не принеся морального удовлетворения.
Психология власти и след в истории
Властные рычаги дают человеку уникальный шанс – оставить собственный след в истории и даже изменить сам ее ход. Это под силу наиболее продуктивным политикам, авторитетным ученым, истинным мастерам искусства и просто выдающимся личностям.
С позиции власти, человек может всему миру заявить о себе, продемонстрировать свою исключительность. И мало кого уже будет тогда интересовать, каким образом он занял свою нишу в структуре власти: волей случая, путем измены либо благодаря своим недюжинным способностям.
Психология власти: стремления и страхи
Существует чисто психологический инструмент господства, которым практически всегда владеют люди, наделенные властью. Этот инструмент – удовлетворение потребностей людей.
Имея возможность контролировать потребность людей (в воде, жилье, безопасности, сексе, любви, дружбе, самоуважении, самореализации и так далее), можно ими управлять. Также в инструмент управления подчиненным превращается его страх что актуальная потребность останется неудовлетворенной.
Людям иногда внушают нужду в чем-либо несущественном, а потом манипулируют ими, взяв за основу умение удовлетворять эту искусственно созданную потребность или страх что эта потребность не будет удовлетворена.
Так, связав приобретение ненужной по сути вещи с удовлетворением потребности в признании и самоуважении, можно заставить многих людей покупать ее снова и снова. Сегодня часто покупают новый мобильный телефон не потому, что старый сломался, а потому что появился новый, точнее потому, что покупатель поддался на манипуляцию «если купишь, получишь признание и ободрение окружения».
Для тех людей, которые не поддаются манипуляциям, есть иная «ловушка». Сегодня многие вещи делают так, что бы они прослужили недолго, их программируют на определенный, короткий срок службы.
На влечении людей к удовлетворению актуальных потребностей часто базируется власть. На этом основании выделяют виды власти:
- Власть-принуждение основана на страхе не иметь необходимого. Жестокая власть угрожает: «Не будете подчиняться, пострадаете!».
- Власть информации основана на стремлении людей к получению достоверных знаний.
- Власть-вознаграждение основана на потребности в одобрении, поощрении, уважении, любви.
- Эталонная власть основана на стремлении соответствовать идеалу. Образцовому лидеру подчиняются безоговорочно.
- Экспертная власть удовлетворяет потребность в безопасности. Люди думают: «Эксперт точно знает, что делает и все сделает правильно».
Власти можно либо повиноваться, либо скрыто или открыто сопротивляться, но нужно понимать, что она сама редко когда бывает однозначно хорошей или плохой. Всегда ясно видно только то, что власть определенным образом направляет деятельность, поведение и жизнь людей.
Ждем Вашей оценки
Психология власти
Власть – это возможность приказывать в условиях, когда тот, кому приказывают (объект власти), обязан повиноваться тому, кто приказывает (субъект власти).
Для власти обязательно:
1) наличие не менее двух партнеров;
2) подчинение объекта приказу субъекта власти;
3) наличие общественных норм, устанавливающих, право субъекта власти отдавать приказы и обязанность объекта власти им подчиняться.
1) власть принуждения строиться на страхе наказания субъектом объекта влияния, лишением его каких-либо благ, что нередко выступает для человека в качестве мотивационной силы, побуждая его действовать соответствующим образом. Однако, злоупотребление наказаниями негативно влияет на социально-психологический климат коллектива, ведет к возникновению у подчиненного лица негативного отношения к руководителю, к сокрытию своего неподчинения и неудач, взаимному недоверию руководителя и подчиненного;
2) власть вознаграждения базируется на способности субъекта власти каким-либо образом наградить объект власти в случае достижения им позитивных итогов деятельности последнего. Причем, это может быть как материальное вознаграждение (премия, подарок), так и признание, похвала, продвижение по служебной лестнице, более высокий разряд, получение нового рабочего инструмента, интересное трудное задание, заграничная командировка и т. д. Однако, и в этом случае присутствует элемент страха наказания в случае невыполнения работы в срок;
3) экспертная власть возникает в результате приписывания субъекту влияния значительного превосходства в знаниях или опыте. Так, мы обычно доверяем врачу или юристу, поскольку за этими советами стоят годы профессионального обучения и соответствующей практики, хотя можем не понимать всех их объяснений. Для данного типа власти характерно распространение силы власти за пределы данной специфической сферы: признавая высокую компетентность какого-либо специалиста в какой-то конкретной области, мы порой полагаем, что он является столь же компетентным и в других областях. В случае возникновения недоверия к источнику такой власти возникает «эффект бумеранга» – человек стремится поступать противоположным образом в ответ на воздействие такого лица;
4) информационная власть проистекает из убедительного содержания какого-либо сообщения самого по себе и не зависит ни от личности субъекта влияния, ни от характера его взаимоотношений с объектом. Данный тип власти может приводить к серьезным внутренним, устойчивым изменениям убеждений, установок или ценностей объекта власти;
5) референтная власть базируется на идентификации объекта с субъектом влияния, на чувстве общности с ним. При этом субъект влияния воспринимается как образец для подражания, которому объект внимания стремится подражать. в негативных формах. Референтное влияние может проявляться в случае, когда субъект влияния нам несимпатичен («эффект бумеранга»);
6) легитимная власть основана на убеждении объекта в законности власти субъекта и своей обязанности подчиняться ему. Выделяют:
а) легитимную власть взаимности – основана на стремление «дать, чтобы взять» (например, взяточничество);
б) легитимная власть справедливости основана на убеждении в справедливости своих действий («Я это заработал»);
в) легитимная власть ответственности (или зависимости) основана на том, что субъект принуждает объекта помочь или прислушаться к нему, так как он – сильный и должен помогать слабому. Обычно используется теми людьми, которые чувствуют недостаточность у себя других форм власти.
Различные виды власти взаимосвязаны. Использование одного типа власти может сильно повлиять на другие.
Механизмы
Проявления власти особенно заметны в политике, управлении организациями, но с ними ежедневно сталкивается любая семья, взрослые и детские коллективы, друзья и случайные встречные и человек наедине с собой, своими внутренними конфликтами.
Бывает, что человек занимает высокое положение в обществе или корпорации, или является главой семьи, но власти не имеет. Пятилетний сын не слушается отца, подчиненные игнорируют распоряжения, а общество не намерено выполнять законы.
Случается человеку быть далеко от трона или занимать скромную должность на работе, или быть младшим в семье, но иметь огромную власть. Семья хороводит вокруг маленького тирана, сослуживцы смотрят в рот, а общество копирует все, что делает кумир.
Реальность власти зависит от того, находятся ли в руках человека (группы) механизмы (инструменты, источники) власти. Это могут быть по отдельности или в любых сочетаниях:
- сила — физическая мощь, оружие, армия;
- беспомощность действительная или выученная;
- знания, информация, секреты;
- деньги, распределение благ среди других;
- удовлетворение потребностей другого (безопасность, секс, престиж);
- закон, договор, право, дающее власть;
- обаяние, харизма;
- авторитет.
Так, новорожденный малыш обладает властью над семьей в силу своей беспомощности, обаяния и наличия права на гуманное обращение. Подрастая, он может заметить преимущества господствующего положения, начать имитировать беспомощность , сознательно или неосознанно. Взрослым придется побороться за власть в своей семье.
Психология власти и ее структура
Чтобы наделенный властью человек мог господствовать над другим человеком, группой людей или обществом, необходимо следующее:
- присутствие субъекта власти (человек, структура, компания и т.д.);
- наличие объекта власти (человек, группа людей, организация и т.д.);
- волеизъявление субъекта власти в виде приказа или требования повиноваться;
- безоговорочное повиновение или послушание со стороны объекта власти;
- наличие формального разрешения на основе установленных норм и правил, которое дает право субъекту, имеющему власть, доминировать (приказывать, подчинять) по отношению к объекту.
В основе психологии власти находится такое понятие, как неравенство людей, в результате чего один имеет право властвовать, тогда как другой вынужден повиноваться.