Диктатура внутреннего родителя
Теория эго-состояний
Родитель, Взрослый, Ребенок
Эго-состояние — это набор мыслей, чувств и поведенческих реакций. В каждый момент времени мы находимся в одном из трех эго-состояниях: Родитель, Взрослый и Ребенок. Для здоровой и сбалансированной личности нужны все три эго-состояния.
Родитель (Р) – это набор чувств, мыслей и образцов поведения, которые мы с самого раннего детства копировали у наших родителей и других значимых для нас взрослых. Родитель складывается как из всех убеждений, эмоций и схем поведения, которые мы выбрали для встраивания у своих реальных родителей, так и из Родителя, которого мы создаем для себя и продолжает создавать всю жизнь.Взрослый — это наша осознанность, наш внутренний компьютер, ведущая себя безэмоционально. Внутренний взрослый независим от наших переживаний: будь то запрет чего-то нашим Родителем или беспокойство Ребёнка, — помогает нам в сложных жизненных ситуациях принимать те решения, которые позволяют нам полностью их разрешить.
Ребёнок (Д — Дитя) – это та часть человека, которая думает, чувствует и ведет себя так, как он вел себя в детстве.
Свободный и Адаптивный Ребенок
Эго-состояние Ребенка делят на две части: Свободного и Адаптивного (или Приспособившегося) Ребенка.
Свободный Ребенок — ведет себя на основе своих потребностей и желаний. Свободный Ребенок — отвечает за контакт с нашим телом, с его желаниями и нежеланиями, в том числе сексуальными.
Адаптивный Ребенок — ведет себя в соответствии со своим пониманием того, каких решений ждут от него другие, то есть он ведет себя в соответствии с ожиданием родителей и других значимых фигур. Во взрослом возрасте, когда мы выражаем себя из Адаптивного Ребенка — мы ведем себя в соответствии с ожиданиями внутреннего Родителя.
Например, если ребенок получает позитивные поглаживания за пользование горшком и/или негативные за мокрые штанишки, он научится ходить на горшок, чтобы доставить удовольствие окружающим — то есть его действия будут из Адаптивного Ребенка.
Если же он учится пользоваться горшком просто потому, что ему не нравится ощущение мокрых штанишек, тогда его тренировки обслуживают его собственное желание, и таким образом, те же его действие: умение пользоваться горшком — будет из Естественного Ребенка.
Как ведет себя здоровый родитель?
Когда у вас этот голос здоровый! Что такое здоровый голос? Вообще здоровая функция РОДИТЕЛЯ — это заботиться, это опекать, это учить.
Ну, например, вы делаете какое-то дело и вам надоело его делать. У вас начинается внутренний бунт! Не хочу! Не буду! Всё достало!
Если у вас здоровый родитель, он вам скажет:
- ну подожди не спеши,
- ты же уже умница,
- ты молодец,
- ты уже многого, многого достигла,
- поэтому ты моя лапонька
- или ты мой хороший
- просто посиди расслабься, а завтра продолжишь.
Ваш родитель внутренний он позаботился о вас. Он выполнил свою здоровую, нормальную функцию. И все в порядке с вами и вашей нервной системой.
Почему женщине попадаются не те мужчины?
- Женщина пугает себя мужчинами и поэтому ищет себе безопасных мужчин.
- Голос внутренний ей говорит – смотри — мужчинам от тебя нужен только секс. Ну, например, очень часто есть такое внутреннее убеждение.
- Мужчина пугает себя женщинами и поэтому ищет себе безопасных женщин.
- Матерь его внутренняя ему говорит- женщины они меркантильные все, им сейчас нужно пользоваться мужчинами.
- И поэтому мужчина ведомый вот этим голосом, начинает искать какую-то безопасную женщину. А именно непривлекательную женщину, женщину податливую, которая на все соглашается, но при этом ему самому будет неинтересно с такой женщиной.
Почему нам не хватает похвалы и почему мы ищем поддержки извне?
Такая личность у которой гипертрофированный родитель ждет какой-то оценки и похвалы снаружи. Это какая то зависимость. Если не похвалили меня, не оценили, то, что я сделал, то я в печали. Помните, как в детстве? Вот как нас воспитали? Какой там потерн заложен? Принес ‘’пятерку» молодец, принес ‘’двойку’’ не молодец
Мы постоянно ждем вот этих оценок, чтобы нас заметили, оценили наш труд. Конечно это хорошо приятно, когда наш труд оценили.
Но когда мы попадаем в зависимость и ждем ее постоянно. Когда я рассуждаю так что шагу не cтуплю, пока не подожду пока меня не оценят и не похвалят, то это беда прямо, это ну здравствуй невроз!
Такая личность боится думать и действовать самостоятельно! Почему? Потому что этот голос внутри осудит,
- раскритикует,
- обидит
- не поддержит.
У подавляющего большинства людей с внутренним родителем большие проблемы. Он гипертрафирован, а ребенок наоборот подавлен. Это то, что нужно исцелять.
Как понять, что это эго-состояние активизируется?
Не каждый взрослый с душой ребенка испытывает неудобство из-за доминирования этого эго-состояния. Более того, оно далеко не всегда нуждается в коррекции, а в некоторых творческих профессиях без подобных реакций, без детского взгляда на мир попросту нельзя обойтись.
Как же понять, что внутренний ребенок активизировался? Психологи выделяют такие основные признаки:
- поведение становится шаловливым, в чем-то забавным или, наоборот, капризным;
- фильм или книга вызывают слезы, расстраивают или же сильно смешат, радуют;
- предпочитаемое место отдыха – тематические парки с аттракционами, водные горки;
- поиск одобрения старших.
Разумеется, и чрезмерное пристрастие к «взрослым игрушкам» тоже является признаком высокой активности внутреннего ребенка.
Как совершить путешествие – визуализацию
Более активный способ связаться со своим внутренним ребенком и ранними травмами посредством визуализации.
Чтобы соединиться с внутренним ребенком через визуализацию, необходимо создать «энергетическое пространство» или безопасное место. Для этого необходимо визуализировать красивый сад или любое место, в котором вы чувствуете себя в безопасности, вдохновленным и целостным. После вхождения в энергетическое пространство, вы можете пригласить своего внутреннего ребенка, чтобы поговорить.
Вот несколько шагов
Расслабьтесь, закройте глаза и глубоко дышите.
Представьте, что вы идете вниз по лестнице.
В нижней части лестницы находится ваше ресурсное место, или безопасное место. В этом месте вы чувствуете себя сильным, надёжным и готовым поддержать.
Потратьте немного времени в вашем ресурсном месте. Погрузитесь в него. Как оно выглядит, пахнет и звучит?
После того как вы познакомились со своим ресурсным пространством, представьте, что ваша маленькая личность входит к вам, возможно, через дверь или водопад.
Обнимите себя – ребёнка, позвольте ему чувствовать себя как дома.
Когда вы будете готовы, задайте своему внутреннему ребенку свой вопрос, например: «Когда впервые я почувствовал себя грустным или напуганным?» Важно формулировать вопрос в детской терминологии. Ждите его ответ
Ждите его ответ.
Обязательно обнимите его, поблагодарите и скажите, как много он значит для вас.
Попрощайтесь с ним.
Возвращайтесь из своего ресурсного места, поднимаясь вверх по лестнице.
Возвращайтесь к своему обычному сознанию.
Это очень простые шаги, но они обеспечивают план, как выполнить путешествие – визуализацию.
Дети воспринимаю мир иначе, чем взрослые. Мы предполагаем, что какие- то события или явления из детства, не могли доставить нам травму, но у ребёнка это могло оставить глубокие шрамы
Поэтому важно никогда не делать предположений о своем внутреннем ребенке
Через работу с внутренним ребенком, можно научиться горевать, исцеляться и разрешить те травмы, которые вы бессознательно удерживали так много лет. Это может освободить вас и позволить вам жить жизнью истинной зрелости, эмоционального баланса и благополучия.
Я надеюсь, что эта статья вдохновила вас на то, чтобы воссоединиться со своим внутренним ребенком. Поделитесь, а каким образом вы научились исцелять травмы из своего детства? Спасибо!
Записаться на консультацию можно по телефону или заполнив форму обратной связи, перейдя на страницу с контактными данными.
Что же это такое?
Субличность или же ее аспект — вот чем является с точки зрения психологии внутренний ребенок. Как с ним работать? Это зависит от того, в каком именно состоянии пребывает данная часть эго.
У человека, не испытывающего никаких проблем во взаимодействии с окружающим миром, не ощущающего внутреннего душевного дискомфорта, эго-состояния находятся под контролем сознания. Конечно же, в этом случае ни о какой коррекции не идет речи, поскольку она совершенно не требуется.
Но если начинает доминировать внутренний ребенок, как с ним работать? Как достичь контроля над этой субличностью? Для начала следует выяснить, что именно происходит во внутреннем мире. Для этого психологи используют методику трансакционного анализа. Поговорим о ней подробней.
Внутренний Родитель в пси-структуре личности
Внутренний Родитель, неразрывно связан с понятием Внутренний Ребенок, к сожалению о первом не так много информации, хотя в анализе психологической структуры личности эго-состояние Внутренний Родитель занимает важное место
Не всякий Внутренний Родитель доброжелательно настроен по отношению к Дитя
Структура Внутреннего Родителя (ВР) психологически здорового человека формируется под действием установок и правил материнской и отцовской фигуры, и потому состоит из 2-х основных частей:
- Заботливый или Воспитывающий Родитель (материнская часть родителя).
- Контролирующий или Критикующий Родитель (отцовская часть родителя).
Понятно, что каждая из этих 2-х частей структуры Родителя может быть в норме, а может быть избыточной. Тогда избыточный Заботливый Родитель превращается в подавляющего Спасителя, а избыточный Контролирующий Родитель в Тирана и критика.
4 типа Внутреннего Родителя по отношению к Внутреннему Дитя
В зависимости от типа отношения к Внутреннему Дитя я выделяю 4 типа Внутреннего Родителя.
4 типа Внутреннего Родителя: психо-матрица от психолога счастья
Есть 2 пары отношений и обращения из Родителя в Ребенка:
- Забота или Контроль.
- Любовь или Игнорирование.
Исходя из этих пар-осей в психологической структуре Внутреннего Родителя я выделяю 4 психо-типа с условными обозначениями: ЗР=Заботливый Родитель, КР=Контролирующий Родитель — название психотипов — это сугубо мой копирайт, если не согласны — придумайте свою типологию, «+» и «-« здесь говорят о здоровой или негативной составляющей ВР:
Сразу оговорюсь. Мама и Папа так названы условно. Опять же ваш Внутренний Родитель содержит в себе все 4 типа, но как и с Внутренней Девочкой — преобладает только один.
Если ваш ВР больше Заботливого (Воспитывающего) типа и направлен своей заботой больше вовнутрь (Любовь к себе), у вас должно преобладать Свободное Дитя, наружу — вы Спасатель в Треугольнике НЕ-счастья.
Если Ваш ВР больше Контролирующего (Критикующего) типа и направлен вовнутрь — в структуре личности у Вас выражено больше Адаптивное Дитя, наружу — вы Преследователь.
Как простить родителя: прощение мамы упражнение
Счастье всех простить и жить без обид! Но как бывает не просто простить! Особенно самых близких, маму, папу, бабушку, подругу.
Иногда обиду на маму мы несем всю жизнь, поэтому маму лучше простить
Почему нужно прощать? Именно потому, что образ-мамы прописывается и составляет содержимое Внутреннего Родителя!
Боль обиды мешает движению вперед и не дает нашему Внутреннему Ребенку, а значит и нам, радоваться жизни и идти по ней легкой поступью. Мы обижаемся на причиненную боль и за то, что чего-то не получили: ласки, внимания, любви.
Техник прощения, исцеления Внутренней Девочки много (ссылка в профиле). Сегодня дам 5 шаговую технику монолога прощения. Примените ее как к живому, так и ушедшему обидчику.
ПРОСТИТЬ -ЭТО всегда про УПРОСТИТЬ. Мешают посмотреть на ситуацию проще невысказанные ТОГДА чувства и желания. Предлагаю высказать их и простить.
На нулевом шаге вспомните ситуацию возникновения обиды на маму и выплесните на бумагу все свои мысли, чувства, крики и боль. Пишите без разбора и знаков препинания!
Распределите текст по 5 шагам техники КАК ПРОСТИТЬ МАМУ
1⃣ СИТУАЦИЯ Что происходит? Мама в присутствии других ругает меня, сравнивает с соседской девочкой не в мою пользу.
2⃣ ОЦЕНКА Что я думаю по этому поводу? Так с родными поступать нельзя!
3⃣ ЧУВСТВА И ОЩУЩЕНИЯ Что на душе и в теле? Я вжимаю голову в плечи. Мне дико больно, обидно и страшно. Я почти не дышу. Вот на этом шаге пишите очень подробно — выплескивайте все!
4⃣ ЖЕЛАНИЯ. Чего я хочу? И чего НЕ хочу? Я хочу провалиться сквозь землю от несправедливости. Замолчи, мама! Я не хочу слышать эту вечную критику! Скажи что любишь! Обними меня!
5⃣ НАМЕРЕНИЯ Что я собираюсь делать? Я прощаю тебя! Я растворяю камень обиды любовью.
Постоянные читатели моего блога наверняка узнали в этой технике — пяти шаговую формулу Я-сообщения, которую можно приобрести в Магазине Счастья на этом блоге всего за 300 рублей.
Как мы воспринимаем слова других людей о себе?
Мы всегда воспринимаем слова от других людей ровно настолько, насколько мы больны.
Почему так много психологических практик направлены на раскрытие и оздоровление нашего внутреннего ребенка?
Если ребенок у нас подавленный внутри, а именно то что мы запретили себе радоваться, мы запретили себе какую-то спонтанность, мы запретили себе творчество, то нам будет казаться всегда что другие люди всегда обижают нас.
Сама наша часть внутренняя она больна, она ущемлена, ребенок такой больной сидит внутри меня.
И даже на адекватную просьбу со стороны я буду реагировать болезненно. Почему? Потому что у меня невроз.
Очень активный невроз личности.
В чем проблема окружающих
Проблема самая большая всех людей, что у подавляющего большинства из нас гипертрафированный родитель и подавленный внутренний ребенок.
И как это получается? Я сейчас буду перечислять многие вещи, и вы многие будете себя узнавать в этом. Именно голос этого гипертрафированного родителя который живет внутри нас.
Что такое внутренний родитель?
Это существо в голове у каждого человека, независимо от его возраста, которое говорит ему что он должен делать, как он должен себя вести, насколько он хорош или плох и насколько хуже или лучше другие люди.
Если представить вашего внешнего родителя вашу маму, вашего папу вот тот голос который вы от него или от нее постоянно слышите или слышали в своей жизни, это примерно тоже самое только происходит у вас внутри и очень часто вы этого не замечаете, и очень часто вы этого не осознаете.
Чем обусловлено наше повдение?
И наши поведенческие реакции так или иначе обусловлены этими состояниями внутри нас, вот этих наших субличностей.
Вопрос второй: а как изменить сложившийся эмоциональный стереотип Внутреннего Ребенка, если именно он создает нежелательные для клиента психологические и психосоматические симптомы?
Частных приемов много, но основной прием один:
- Клиенту рекомендуется проявить к образу добрые чувства, погладить его и сказать ему слова прямо противоположные по смыслу тем предписаниям, которые вызвали исходную проблему. Например, клиенту предлагается сказать образу ВР, что он больше не будет его отвергать, изолировать, критиковать, унижать и т.д.
- Также ему предлагается сказать, что отныне он разрешает ВР быть уверенным, сильным, любимым, успешным и т.д.
- Клиенту можно предложить взять на себя ответственность за здоровье, счастье и успешность ребенка, взять на себя заботу о нем, можно сказать стать ему заботливым родителем.
Нельзя только поддаваться чувству жалости, поскольку это соответствует шантажным чувствам ребенка. Чем больше жалости, тем несчастней будет становиться образ ВР, а с ним и сам клиент. Вопреки соблазну, клиента следует однозначно инструктировать, чтобы он отказался жалеть «несчастный» образ, а вместо этого разрешил ему стать здоровым, сильным и самостоятельным.
Также может быть полезным дать ВР выразить все переполняющие его негативные чувства, выслушать все его претензии.
В некоторых случаях, клиенту полезно осознать, что это его собственный ВР, и это он сам «довел его до жизни такой». Родители повлияли в детстве, но теперь они уже не при чем. Это помогает клиенту искренне отменить свое негативное отношение к ВР и ненужные уже способы детских адаптаций (например, самоизоляцию).
Могут также применяться: метод энергитизации, парадоксального разрешения, контрпредписания и другие.
Внутренний Ребенок это то, каким ребенком человек является для самого себя
Именно эмоциональное состояние Внутреннего Ребенка определяет основной эмоциональный тон личности, ощущение непосредственного счастья или, наоборот, депрессии, уверенности в себе или собственной никчемности и т.д. ВР может мстить за что-то самому индивиду, дарить ему удачу или поражение, вести его к определенному образу жизни и предопределять выбор работы, друзей, спутника жизни или отношение к собственным детям.
Состояние ВР создается определенными условиями жизни в детстве, прежде всего тем, как к ребенку относились его родители, какие вербальные и невербальные «предписания» он получил от них, как он их понял, и какие решения на их основании принял. Однажды созданные состояния сохраняются во взрослом состоянии «по умолчанию» и взрослый человек обычно не осознает того, как они порождают его хронические эмоции, формы поведения и стратегию жизни. ВР сохраняет основные способы адаптации, избранные индивидом в детстве и отвечает за базовые цели и мотивы.
Теперь несколько слов о методе. Эмоционально-образная терапия (ЭОТ) является сравнительно новым направлением психотерапии, развиваемым автором статьи примерно с 1990 года, она имеет много общего с гештальттерапией и символдрамой, но обладает самостоятельными чертами и особенностями, позволяющими многие задачи решать быстро и эффективно
Пожалуй, наиболее важной для этого метода терапии является создаваемая в ходе работы связь между актуально испытываемыми эмоциями и их образным выражением
Для этого клиенту предлагается подробно описать свои переживания в проблемной ситуации, найти их физические корреляты (где в теле и как он их ощущает), после чего его просят представить, как выглядят эти чувства, если бы они находились перед ним, например, на стуле, или внутри тела. При этом терапевт просит клиента не задумываться долго, а создавать образы быстро и спонтанно, «первое, что придет в голову».
Оказалось, что возникающие в этом случае образы (чаще зрительные, но могут быть слуховые, кинестетические и даже обонятельные) содержат в себе много дополнительной информации о проблематике клиента. Они создаются его бессознательным, также как образы сновидений, толкованию которых большое значение придавал Зигмунд Фрейд.
Кроме того, опираясь на созданные образы, можно не только быстро вести аналитический процесс, но и способствовать коррекции исходной проблемы, применяя те или иные приемы взаимодействия клиента с образами, так как будто они являются реальными сущностями. Можно сказать, что это метод непосредственного диалога с бессознательным миром индивида.
Решение проблемы должно быть не механическим, но соответствовать истинному смыслу, выявленного эмоционального конфликта.
В этой статье мы хотели бы осветить те эффекты, которые возникают при сочетании метода ЭОТ с теоретическими положениями транзактного анализа, описывающими состояние ВР. Для многих психологов ВР остается либо метафорой, либо чисто логическим конструктом, о нем можно говорить, рассуждать, но нельзя «пощупать».
- Внутреннего ребенка обычно нельзя непосредственно наблюдать, он проявляется только в том случае, когда клиент переходит в это состояние (в терминах психоанализа, происходит регрессия) и проявляет детские реакции и чувства.
- В случае же применения ЭОТ он проявляется очень ярко и непосредственно, с ним можно вести диалог и устанавливать новые отношения, решать его эмоциональные проблемы, так как будто он является отдельной сущностью, оставаясь одновременно частью клиента. В нашей практике он скорее оказывается частью личности, чем Эго-состоянием.
Большой опыт работы с подобными случаями позволяет нам сделать ряд обобщений и подсказать другим психологам-практикам решение многих проблем, которые порой представляются совершенно тупиковыми. Поэтому мы опишем основные закономерности работы с ВР в стиле ЭОТ и предложим некоторые приемы для решения ряда стандартных ситуаций, опираясь на примеры из собственной практики. Удобнее всего начать именно с примера, позволяющего сделать некоторые выводы и указать на важные технические стороны работы. Все примеры, естественно, даются в сокращенном варианте, с сохранением основной канвы работы.
Структура Внутреннего Родителя
Внутренний Родитель также представлен двумя равными по значению частями. Это Критикующий (контролирующий) Родитель и Воспитывающий (поддерживающий) Родитель. От их процентного отношения зависит насколько Вы счастливы или нет. Внутренний Родитель обычно звучит как голос и представлен «голосами» парентальных фигур нашего детства (мама, папа, бабушка, дедушка, старший брат, учительница). Каждая из двух частей Внутреннего Родителя может быть в «+» и в «-«.
Конролирующий (критикующий) Родитель
Критикующая, контролирующая и ограничивающая наше поведение часть Родителя. Содержит много критики, запретов и «нельзя».
Контролирующий Родитель в «+». Ограничивает нас своими запретными мерами. Эти меры ограждают нас от травм и опасностей, а потому создают чувство защищенности. Предъявляет разумные требования, поощряет к разумным действиям.
Например, все согласятся с разумным «нельзя» Критикующего Родителя в «+», что «нельзя дорогу на красный свет перебегать».
Контролирующий Родитель в «-«. Игнорирует и подавляет нас. Своей неконструктивной критикой ограничивает наш личностный рост, формирует низкую самооценку. Здесь критика уничтожающая, не дающая спокойно жить, сковывающая развитие.
Часто голос Контролирующего Родителя в «-» звучит резко и высоко и сообщает неприятные вещи. Например, «ты движешься как корова», «неумеха!», «как ты надоел». Сценарные послания из этой части могут доходить до «Будь проклят» и «Не живи». Роль Преследователя в игре в Жертву принадлежит скорее ему.
Воспитывающий (заботливый) Родитель.
Заботливая часть Родителя, опекающая нас и следящая за удовлетворением наших нужд. Это поддерживающая и обьсняющая часть нашего Внутреннего Родителя.
Воспитывающий Родитель в «+». Опекает и защищает нас, не ограничивая при этом предписаниями и запретами. Воспитывая, объяснет, раскрывает смысл сказанного. Формирует позитивный образ ребенка, ласковымии словами и позитивными оценками.
Например, сразу после «нельзя ковырять розетку» идет подробное объяснение, почему нельзя и к каким последствиям это может привести
Это важное составляющее системы внутренней поддержки человека
Воспитывающий Родитель в «-«. Проявляет чрезмерную заботу о нас и сверхопеку, «мама-наседка», решает и действует за Ребенка, ограничивая его спонтанность.
Роль Спасителя в Драматическом Треугольнике принадлежит именно Воспитывающему Родителю в «-«. Не дает развиваться, сковывает чрезмерной опекой.