Тема 2. история развития военной психологии
Психологическая работа в Вооруженных силах. Содержание и методы деятельности психологов воинских частей в мирное время
Сущность психологической работы в Вооруженных силах Российской Федерации
Психологическая работа — это деятельность, проводимая в мирное и военное время командирами, офицерами органов воспитательных структур, психологами и специально создаваемыми структурами (подразделениями), направленная на изучение, формирование и развитие у военнослужащих психологических качеств и поддержание психических состояний, необходимых для успешного ведения боевых действий, выполнения служебных и учебно-боевых задач, а также на сохранение их психического здоровья . Научно-теоретической основой организации и проведения психологической работы является военная психология.
Психологическая работа, проводимая в Вооруженных силах РФ и других силовых ведомствах, является важнейшим элементом в системе всестороннего обеспечения жизнедеятельности военнослужащих. Ее организационное оформление происходило постепенно, отражая достигнутый уровень развития психологической науки и изменения в практике военного дела (появление регулярных массовых армий, новых военных профессий, усложнение оружия и боевой техники и т.п.).
С 1991 г. кардинально переработана нормативно-правовая база воспитательной работы в Вооруженных силах РФ, определен курс на создание полноценной психологической службы. Психологическая служба представляет собой сеть специализированных органов, подразделений и должностных лиц, объединенных в единую организационную структуру, содержание деятельности которых определяется понятием «психологическая работа». Современный этап ее становления характеризуется развертыванием в войсках штатных должностей психологов, а также центров и пунктов психологической помощи и реабилитации, подразделений профессионального психологического отбора, научно-исследовательских подразделений и центров, разрабатывающих проблемы наиболее эффективного применения потенциала психологии в армии и на флоте.
Общее организационно-методическое руководство психологической работой в Вооруженных силах осуществляет Главное управление воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации (ГУ BP ВС РФ). Оно занимается общим планированием, организацией и обобщением результатов психологической работы в войсках, организацией ее научно-методического обеспечения, а также подготовкой и расстановкой кадров психологов.
Психологическая служба ВС РФ — достаточно сложная и многочисленная организационная структура. Вместе с тем основной объем непосредственной психологической работы осуществляется в воинских частях и подразделениях. Именно здесь находят индивидуализированное выражение и решаются психологические проблемы конкретных военнослужащих. На этом уровне в большей степени востребованы и практические навыки, умения, способности психологов к профессиональному взаимодействию с другими субъектами.
Профессиональные обязанности
Работа психолога в армии направлена на повышение эффективности военнослужащих и поддержания у них устойчивого морально-психологического состояния. Нормативные документы определяют следующие служебные обязанности:
- анализ происходящих в полку и подразделениях социально-психологических процессов,
- изучение психологических качеств личного состава,
- разработку предложений, направленных на укрепление дисциплины и профилактику правонарушений,
- оказание психологической помощи тем солдатам и офицерам, которые имеют признаки нервно-психической неустойчивости,
- помощь военнослужащим и членам их семей в психологической адаптации к условиям военной службы,
- проведение работы по поддержанию боевой готовности,
- психологический отбор личного состава,
- взаимодействие с медицинской службой,
- методическую работу для обеспечения психолого-педагогической подготовки военнослужащих,
- создание условий для противодействия негативному психологическому влиянию на личный состав,
- информирование о проделанной работе и проведённых мероприятиях вышестоящих должностных лиц.
В идеале для решения всех этих многообразных задач психолог должен собрать и обработать информацию об индивидуально-личностных качествах и психологическом состоянии каждого военнослужащего. Это знание, помимо прочего, позволяет ещё и оценить профессиональные возможности военнослужащего, что даёт возможность уточнить для него наиболее продуктивный вид воинской специализации. О своих наблюдениях психолог докладывает начальству, однако распространение информации не должны быть использовано в ущерб военнослужащим и членам их семей.
Задачи науки: область работы исследователей и практических психологов
Выделяют следующие основные задачи армейской психологии:
- Изучение индивидуальных психических характеристик солдат для эффективного комплектования подразделений.
- Участие в разработке преподавательской программы, учет психологических особенностей военнослужащих для оптимизации процесса обучения.
- Психологическое сопровождение военнослужащих.
- Использование психологических методов для укрепления межличностных взаимоотношений солдат.
- Обеспечение нормальной адаптации новобранцев к специфике армейской дисциплины.
Военные психологи работают совместно с армейским руководством, повышая общий уровень мотивации служащих, разрабатывая новые методики психологической адаптации, обеспечивая поддержку нормального психологического состояния.
Психофизиологические процессы при опасности
В ситуации экстремального риска мозг человека начинает «готовиться» к вероятной травме и последующей за ней боли, генерируя внутренние, эндогенные наркотики (эндорфины и энкефалины). Наступает состояние, подобное состоянию опьянения. Страх смерти нивелируется, однако возникает риск потери ориентации.
Строевая подготовка постепенно формирует у солдата психологическое ощущение принадлежности к большой группе, существование которой важнее судьбы отдельного входящего в нее индивида. В бою, в частности при атаке, энергия группового давления блокирует страх индивидуальной смерти.
Влияние боевой обстановки на военнослужащих
См. также: Боевая психическая травма
Постоянная угроза жизни, здоровью, постоянное изменение боевой обстановки, длительные нагрузки, нередко превышающие пределы человеческих возможностей, утрата боевых товарищей, участие в жестоком насилии по отношению к врагу оказывают огромное воздействие на психику участников боевых действий.
По оценкам экспертов, около 90 % военнослужащих испытывают в бою страх в явно выраженной форме. При этом у 25 % из них страх сопровождается тошнотой, рвотой, у 20 % — неспособностью контролировать функции мочеиспускания и кишечника. Рядом исследований установлено, что примерно 30 % солдат испытывают наибольший страх перед боем, 35 % — в бою и 16 % — после боя.
В исследованиях военных специалистов указывается на то, что в бою лишь 20 — 25 % солдат самостоятельно проявляют необходимую активность (ведут прицельный огонь, целесообразно перемещаются на поле боя и т. п.), а остальные проявляют активность, лишь находясь на виду у командира. В его отсутствии они прячутся в безопасное место, имитируют выход из строя техники, оружия, психическую или физическую травму, «сопровождают» в тыл раненых сослуживцев.
Немецкий исследователь Е. Динтер выявил, что процесс адаптации к боевым действиям длится примерно 15 — 25 суток, после чего военнослужащий достигает пика морально-психологических возможностей. После 30 — 40 суток непрерывного пребывания в непосредственном соприкосновении с противником наступает истощение духовных и физических сил. Р. А. Габриэль считает, что если после 45 суток непрерывного пребывания на поле боя военнослужащие не будут отправлены в тыл, то они по своим психофизиологическим возможностям окажутся небоеспособными. Аналогичной точки зрения придерживаются американские психиатры Р. Свонк и У. Маршан. По их мнению, у 98 % военнослужащих, непрерывно участвующих в боевых действиях в течение 35 суток, возникают те или иные психические расстройства.
Неблагоприятное влияние на психологическое состояние личного состава оказывает также нарушение ритмов жизнедеятельности (привычного чередования активной деятельности, сна, отдыха, приёма пищи), непривычная местность, частая смена климатических условий, плохие погодные условия.
Установлено, что сложная боевая обстановка вызывает серьёзные психологические расстройства, и полную потерю боеспособности на определенное время у воинов со слабым типом нервной системы (среди военнослужащих их около 15 %). В аналогичных условиях воины со средним типом нервной системы (таких около 70 %) снизят активность боевых действий лишь на короткое время. Воины с сильным типом нервной системы (их примерно 15 %) не подвергаются ощутимому психотравмирующему воздействию боевой обстановки.
Во время Второй мировой войны в американской армии по причине психических расстройств были выведены из строя 504 тыс. военнослужащих, а около 1 млн. 400 тыс. имели различные психические нарушения, на некоторое время исключавшие участие в боевых действиях. Во время Корейской войны и войны во Вьетнаме психогенные потери в армии США составляли 24 — 28 % от численности личного состава, непосредственно участвовавшего в боевых действиях.
Немаловажное значение для психологического состояния военнослужащих имеют вера, суеверия, символы-ценности, способы регуляции психических состояний (ритуалы, обряды и т. д.).
Описание и характеристика профессии
Всех психологов принято разделять на три условных группы: исследователи, практики, преподаватели. В рамках этого разделения военный психолог в большей степени относится ко второй группе, для представителей которой характерно применение полученных знаний и профессиональных умений на практике в рамках определённой специализации. Деятельность в армейской среде предполагает изучение ситуаций служебной и бытовой жизни военнослужащих, поведения солдат и офицеров в стрессовые моменты, результатов собеседования, тестирования и анкетирования личного состава.
Собранная информация анализируется, и на основе результатов военный психолог устанавливает наличие проблемы и способы её решения. В рамках запланированных мероприятий психолог проводит профессиональный психологический отбор личного состава. В круг его полномочий входит устройство центров психологической разгрузки. Особой формой деятельности считается выступление с лекциями перед личным составом, а также проведение мини-тренингов. О проделанной работе психолог составляет отчёты и рапорты начальству.
В работе психолога в полку возможна частая смена объектов деятельности. Несмотря на высокий темп работы, возникает постоянный дефицит времени, часть которого отнимает заполнение многочисленной документации. В реальности работать приходится не с 8.30 до 17.30, а гораздо дольше. Поэтому психолог должен уметь волевым усилием регулировать и собственное эмоциональное состояние, особенно когда необходимо разрешать конфликтные ситуации.
Полковой психолог действует на всей территории расположения полка и подчиняется заместителю командира по воспитательной работе. Своих подчинённых специалист на этой должности не имеет. Решения о необходимых мероприятиях психолог принимает самостоятельно, но согласовывает их с вышестоящими лицами, поскольку в армии режим военной организации не должен этими мероприятиями нарушаться.
Многочисленные отзывы действующих представителей профессии о своей работе выявляют ряд типичных трудностей с организацией профессиональной деятельности. Так, например, выясняется, что военных психологов регулярно привлекают к деятельности, не связанной напрямую с их обязанностями, в результате чего дефицит времени постоянно накапливается. Под контролем одного специалиста находится порядка 700-1000 человек одновременно, что снижает качество работы с личным составом и не оставляет самим психологам времени на отдых и личную жизнь.
Фактически новые работники сами часто оказываются психологически не готовы к нагрузкам. После реорганизации института военных психологов пришедшие на должность гражданские лица не всегда могут принять армейские порядки и справиться с эмоциональной нагрузкой. В результате этого с учётом не слишком высоких зарплат, особенно у молодых выпускников учебных заведений, происходят постоянные кадровые замены и перестановки.
Долгосрочные психологические последствия участия в боевых действиях
Психика людей, перестроенная под потребности войны, оказывается неприспособленной к мирной обстановке, к стандартным ценностям общества, к оценке мирными гражданами пережитого участником военных действий. У ветеранов войны часто проявляются навязчивые воспоминания, ночные кошмары, агрессивность, ненависть к бывшему противнику, что указывает на посттравматическое стрессовое расстройство. Мощными факторами психической травматизации являются ранения, особенно вызвавшие инвалидность.
Примерно у 25 % ветеранов войны во Вьетнаме отмечалось развитие неблагоприятных личностных изменений после полученной психотравмы. В литературе распространены сведения, что к началу 1990-х гг. около 100 000 ветеранов этой войны покончили жизнь самоубийством (данная цифра оспаривается некоторыми авторами как чрезвычайно завышенная), 40 000 вели замкнутый, почти аутичный, образ жизни. Среди раненых и инвалидов войны доля тех, у кого проявлялось посттравматическое стрессовое расстройство, превышала 42 %, тогда как среди физически здоровых ветеранов войны их было 10 — 20 %.
По данным на ноябрь 1989 года, 3 700 советских ветеранов войны в Афганистане находились в заключении, количество разводов и острых семейных конфликтов составляло в семьях «афганцев» 75 %; более двух третей ветеранов не были удовлетворены работой и часто меняли её из-за возникающих конфликтов, 90 % студентов-«афганцев» имели академическую задолженность или плохую успеваемость, 60 % страдали от алкоголизма и наркомании.
Психологической реабилитации ветеранов боевых действий способствуют:
- Их достойная встреча при возвращении домой
- Публичное признание социальной значимости их участия в боевых действиях
- Признание их нового, более высокого социального статуса
- Понимание специфических ценностей боевого братства, особенностей психических реакций и поведения ветеранов
- Вовлечение ветеранов в активную общественную работу
- Создание условий для поддержания благоприятной психологической атмосферы в семье
- Раннее выявление, быстрое и позитивное разрешение межличностных конфликтов с участием ветеранов
- Постепенное «стирание» социальной стратификации по критерию участия в боевых действиях
Особенности военной психологии в России: роль психолога в современной армии
В российской армии официально должность военного психолога появилась только в 1992 г. До этого его обязанности частично выполняли сами военные, наделенные необходимыми навыками и энтузиазмом. Должность «психолог полка» требует от специалиста высокого уровня профессиональных знаний, понимания специфики воинской службы, обладания необходимыми личностными качествами.
На сегодняшний день в Российской армии открыто более 2000 рабочих мест для военных психологов. У военной психологической службы есть выделенная структура с четкой иерархией. Подготовка специалистов осуществляется на военно-психологическом факультете.
Таким образом, к службе в армии допускаются только психологи, прошедшие специализированную подготовку и соответствующие стандартам высококлассного армейского психолога
Особенности военной психологии: объект и предмет изучения
Военная психология занимается изучением закономерностей психических особенностей военнослужащих. Объект изучения — военнослужащий, проходящий контрактную или призывную службу, потенциальные военнослужащие, соответствующие требованиям отбора, гражданские лица, пригодные к несению воинской службы.
Предмет военной психологии — военная деятельность, влияние условий пребывания в армии на психику служащего, состояние психики и особенность течения психических процессов в армии. В задачи армейского психолога входит повышение морального настроя солдат, разработка новых стратегий управления, изучение скрытых способностей мозга для совершенствования профессиональных навыков.
Военная психология как самостоятельная отрасль
Согласно принятому определению, военная психология — прикладное направление в психологии, которое изучает особенности человеческой психики в условиях боевых действий, процессы взаимодействия в военном коллективе, а также влияние войны на психологической состояние бойцов.
Кроме этого, военные психологи разрабатывают эффективные методы боевого командования, техники саморегуляции и повышения моральной устойчивости солдат, а также изучают парапсихологические способности мозга с целью их максимального развития у специально обученных агентов. Именно поэтому большая часть практических достижений военных психологов является засекреченной информацией и редко становится достоянием общественности.
Задачи
Перечень проблем, исследуемых военной психологией, включает:
- определение психологических критериев отбора личного состава по родам войск (сил) и для специальных заданий;
- разработку психологических основ боевой подготовки;
- изучение взаимоотношений между начальствующим составом и подчинёнными, взаимоотношений в малых группах (экипажи танков, самолётов, подводных лодок);
- изучение поведения человека в специфических условиях (например, в самолёте или подводной лодке, в состоянии сильного утомления, ночью и т. д.) и поиск путей повышения эффективности восприятия;
- исследование особенностей мышления военачальников разного уровня;
- разработку методов психологической войны;
- и другие.
Особое место занимает изучение влияния стресса, вызванного боевой обстановкой, на поведение человека.
Задачи секции
- Определение приоритетных направлений военно-психологических исследований, организация их практического осуществления.
- Организация обсуждения актуальных вопросов военных психологов в сообществах академических военных психологов, психологов-практиков, специалистов, разрабатывающих современные технологии для работы с людьми.
- Отстаивание интересов военных психологов в научном сообществе России.
Руководитель секции: Караяни Александр Григорьевич, заведующий кафедрой психологии Военного университета, профессора кафедры экстремальной психологии МГУ, член-корреспондент РАО, академикАкадемии военных наук, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии РФ им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, доктор психологических наук, профессор.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
До реорганизации института военных психологов специалист при приёме на работу должен был получить образование по специальности ВУС-390200, закончив высшие военные учебные заведения, и пройти 3-месячную стажировку. Кроме того, студенты гражданских вузов, пройдя обучение на военных кафедрах, также могли рассчитывать на эту должность. С принятием изменений и использованием на должности гражданского персонала для последующего трудоустройства достаточно отучиться по специальностям «психология», «психология социальной работы», «психология служебной деятельности».
Помимо многочисленных гражданских учебных заведений, армейских специалистов-психологов учат в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД, в МосУ МВД России им. В. Кикотя в Москве и в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации.
В частности, в Военном университете Минобороны РФ можно выучиться на психолога на нескольких факультетах:
- Военно-психологический факультет. Был создан в 1994 году, но военных психологов начал готовить с 1996 года. С 1998 года началась подготовка кадров из числа гражданской молодёжи. С 2007 года на военно-психологический факультет был открыт приём для девушек-курсантов, причём конкурс составил порядка 10 человек на место, в результате чего университет стали относить к числу так называемых «ВУЗов для девушек». На факультете производится обучение по специальностям «психология» и «психология социальной работы». После окончания присваивается квалификация «психолог» и «преподаватель психологии».
- Внебюджетный факультет. Обучение по специальности «психология» проводится как в очной (5 лет), так и заочной (6 лет) формах. Второе высшее профессиональное образование занимает 3,5 года.
- Специальный факультет. Занятия проходят в форме очной и заочной адъюнктуры, докторантуры и др. Помимо специальности «психология», на факультете проводится обучение по специальности «Организация морально-психологического обеспечения войск».
Среди региональных ВУЗов с военной кафедрой известностью у абитуриентов пользуется Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина.
Последние новости и события
Опубликовано: 17.11.2017 |
Военная психология — секция РПО
Конференция состоялась 16 ноября 2017 года. Целями конференции ставились: анализ психологических условий формирования военно-профессиональной идентичности у курсантов военного вуза; обобщение и распространение психолого-педагогического опыта работы по формированию военно-профессиональной идентичности у курсантов военного вуза и повышения мотивационной готовности к профессиональной деятельности в войсках.
Отчет секции «Военная психология» за 2017 год
Опубликовано: 17.11.2017 |
Военная психология — секция РПО
Важнейшими результатами теоретических, экспериментальных и прикладных исследований в 2017 году стало научное обоснование методов и принципов применения программно-аппаратных комплексов и тренажеров в процессе психологической подготовки военнослужащих к боевым действиям.
Опубликовано: 01.11.2017 |
Военная психология — секция РПО
Конференция состоялась 25 октября 2017 года. В ней приняли участие 180 человек, представителей 24 регионов России. На конференции с докладами выступили 16 человек.
Cекция «Актуальные направления развития военной психологии» на съезде РПО
Опубликовано: 10.10.2017 |
Военная психология — секция РПО
С 5 по 7 октября 2017 г. в рамках Всероссийского психологического форума и 6-го съезда Российского психологического форума работала секция «Актуальные направления развития военной психологии». Секция работала 6 октября с 10. 00 до 13. 00.
Караяни А.Г. представлен «Тренинговый комплекс»
Опубликовано: 17.08.2017 |
Военная психология — секция РПО
Караяни А.Г. представлен «Тренинговый комплекс формирования у военнослужащих навыков психической саморегуляции в обстановке моделирования аудиовизуальных факторов современного боя по учебной дисциплине «Психологическая подготовка боевых действий». Тренинговый комплекс предназначен для внедрения в учебный процесс современных технологий, повышающих эффективность формирования у курсантов и слушателей профессиональных компетенций без дополнительных финансовых затрат.
Публикации секции
- Караяни А.Г., Данилов С.И. Кафедра психологии: Военного университета: от истоков до наших дней: монография. М.: ВУ МО РФ. 2017. 116 с.
- Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. Учебное пособие / Москва, 2016
- Караяни, А.Г. Военная психология: учебник для специалистов психологической работы Вооруженных сил Российской Федерации / А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников. — М.: ВУ, 2016. — 31,25 п.л.
- Караяни, А.Г. Военная психология. В 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов. – М. : Юрайт, 2016. – 13,6 п.л.
- Караяни, А.Г. Военная психология. В 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов – М.: Юрайт, 2016. -17,5 п.л.
- Караяни, А.Г. Психологическая подготовка боевых действий: учебное пособие / А.Г. Караяни, П.А. Корчемный. — М. : ВУ, 2016.-11,25 п.л.
- Караяни, А.Г. Психологическая помощь военнослужащим в боевой обстановке : учебное пособие / А.Г. Караяни, Ю.М. Караяни. — М. : ВУ, 2016. -13,25 п.л.
- Психология и педагогика / Сластенин В.А., Каширин В.П., Абдурахманов Р.А., Азарнов Н.Н., Веракса Н.Е., Гнездилов Г.В., Колесова Ю.В., Костеров А.С., Мощенко А.В., Подымова Л.С. : Учебник: в 2-х частях / Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс Том 1 Психология.
- Психология и педагогика / Сластенин В.А., Каширин В.П., Абдурахманов Р.А., Азарнов Н.Н., Веракса Н.Е., Гнездилов Г.В., Колесова Ю.В., Костеров А.С., Мощенко А.В., Подымова Л.С.: Учебник: в 2-х частях / Москва, 2016. Сер. 68 Профессиональное образование Часть 2. Педагогика.
- Психологическое обеспечение профессионального отбора и личностной надежности персонала: Коллективная монография / Слоботчиков О.Н., Гнездилов Г.В., Кокорева Е.А., Курдюмов А.Б., Чертополох А.А., Жириновский В.В., Зайцев М.С., Кандыбович С.Л., Крук В.М., Лаптев Л.Г., Носс И.Н. Москва, 2016.
- Российский патриотизм: исторические традиции и современность // Союз городов воинской славы, Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности / Абрамов А.В., Богатырева С.Н., Бочарников И.В., Гришнова Е.Е., Гуськов Ю.В., Емец В.С., Манойло А.В., Овсянникова О.А., Поляков С.П., Ремарчук В.Н. Грозный, 2016.
Психика военнослужащих в условиях боевых действий: типичные изменения
Нахождение в условиях угрозы жизни и здоровью, повышенные нагрузки, смерть товарищей по оружию, необходимость участвовать в насильственных действиях — комплекс факторов, негативно влияющих на психику солдат. Исследования, проведенные американскими психологами, показывают, что 90% солдат испытывают страх во время боя. Из них 25% страдают от бесконтрольных приступов страха, выраженных физическими симптомами: обмороком, мочеиспусканием, рвотой.
Только четверть солдат на поле боя проявляют инициативу: перемещаются по полю боя, открывают огонь, могут пойти в атаку без дополнительного указания. Остальные военнослужащие участвуют в атаке только если рядом находится командир. Оставшись без его присмотра, солдаты часто теряются. Они бросают оружие, разбегаются, прячутся, имитируют получение ранения.
Адаптация солдата к боевым действиям занимает до 25 суток. Находясь на фронте более 30 суток подряд, военнослужащий начинает терять дееспособность
Его физические реакции замедляются, психика подвергается значительным изменениям. Чтобы избежать нервного истощения солдата, после 45 суток пребывания необходимо предоставить ему отпуск.
Солдаты, непрерывно находящиеся на поле боя, страдают от психических расстройств. Особенно опасно нахождение на фронте без возможности ротации для солдат с нестабильной нервной системой.
Мотивация военнослужащих
Важнейшей характеристикой противоборствующих сторон является мотивация военнослужащих к ведению военных (боевых) действий. М. И. Дьяченко выделил три вида такой мотивации:
- широкие социальные мотивы (любовь к родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и т. п.);
- коллективно-групповые мотивы (товарищество, взаимовыручка, страх быть подвергнутым групповому презрению);
- индивидуально-личностные мотивы (стремление отличиться, получить награду, испытать свои возможности, заработать денег, врождённая агрессивность и др.)
Опыт показывает, что характер боевых действий военнослужащих (активный или пассивный, самоотверженный или самосохраняющий) во многом зависит от отношения к войне и её целям. Образ войны в сознании военнослужащих приобретает ту или иную эмоциональную окраску в зависимости от того, насколько успешно, на чьей территории ведутся боевые действия и какая часть населения своей страны физически и психологически принимает в них участие. Опыт войн убедительно показывает, что чаще побеждают те вооружённые силы, воины которых видят в противнике лютого и ненавистного врага.
От того, какой образ потенциального или реального конфликта сложился в общественном сознании, в значительной степени зависит возможность привлечения широких социальных мотивов для побуждения военнослужащих к активным боевым действиям. При отсутствии общественной поддержки военной акции, проявлении антивоенных настроений это становится проблематичным.
С точки зрения социолога В. В. Серебрянникова, среди людей можно выделить следующие типы по отношению их к войне: «воины по призванию», «воины по долгу», «воины по обязанности», «вооруженные миротворцы», «профессионально работающие на обеспечение армии и войны», «пацифисты», «антивоенный человек» и другие.
К первой категории — «воинов по призванию» — относятся те, кто желает посвятить жизнь военному делу. По мнению экспертов, она составляет около 3-5% дееспособного населения.
Ко второй категория — «воинов по долгу» — относятся те, кто, независимо от своего субъективного отношения к войне вообще, часто весьма негативного, оказавшись перед необходимостью защищать свою страну от захватчиков, сами добровольно идут на войну. По отношению ко всему военнообязанному населению, по данным некоторых социологов, они составляют 8-12%.
К третьей, как правило, самая многочисленной категории — «воины по обязанности» — относятся те, кто в целом негативно относится к службе в армии, но подчиняется закону о воинской обязанности. Они составляют около 40-50% всего военнообязанного населения.
Этапы становления военной психологии
Фактическое отделение военной психологии от общей произошло в 20 годы XX века. До этого времени данная отрасль представляла собой набор различных практических методов влияния и сводилась к поднятию боевого духа у солдат.
Принято выделять 4 основные направления, в рамках которых развивалась военная психология:
• психология личности командира (полководца, воина);
• взаимодействие в боевом коллективе;
• психология боя;
• праксиология (деятельность в мирное и военное время).
Одними из первых практических инструментов в военной психологии стали тесты Альфа и Бета, разработанные ведущим американским психологом Робертом Йерксом. После окончания Первой мировой войны правительство США поручило Йерксу провести исследования, в котором приняли участие более миллиона солдат. Целью данного анализа стало выявление критериев, характерных для пригодных к службе мужчин. Учёному удалось создать первые в своём роде тесты, определяющие профпригодность военнослужащих, в частности, по критерию развития интеллекта. Это исследование послужило огромным толчком для дальнейшего эмпирического развития военной психологии и повлекло открытие ряда специальных практических лабораторий.
Огромную лепту в становление военной психологии также внесли Э. Торндайк, С. Мунт, Б. Ананьев, М. Фрунзе, А. Леонтьев, А. Лурия.
Во второй половине прошлого века, в связи с увеличением вооружённых конфликтов и усовершенствованием боевого оружия, возникла практическая потребность в узкоспециализированных профессионалах — военных психологах. Специфика деятельности военного психолога подразумевает наличие не только теоретических знаний, но и практического опыта в военной области. Поэтому чаще всего военными психологами становятся уже действующие военнослужащие, которые не понаслышке знают об особенностях и трудностях воинской службы.
Сегодня военная психология является одним из наиболее динамично развивающихся практических направлений в психологии. Современные специалисты, работающие в военных частях, занимаются психокоррекционной работой с побывавшими на поле боя и страдающими ПТСР (посттравматическим расстройством) бойцами; проводят профилактику агрессии и насилия среди боевого состава; обучают техникам саморегуляции.
Как построить карьеру
Раньше карьера психолога в армии всё равно оставалась в первую очередь карьерой офицера с характерными для этого вида деятельности повышениями в звании и получением новых должностей. В вооружённых силах PФ была создана вертикальная система иерархии, которая допускала карьерный рост по психологическому направлению: офицер становился супервизором вышестоящих инстанций, которые контролировали и анализировали деятельность подчинённых военных психологов.
Однако с 2009 года наметилась тенденция к замене статуса. Военные психологи продолжали выполнять свою работу, но уже в качестве «гражданского персонала», что заметно сокращало возможности для построения карьеры.
Поэтому последующий профессиональный рост специалиста часто был связан уже не с армией, а с гражданской деятельностью в государственных и частных компаниях и корпорациях, в тренинговых центрах по подготовке персонала. Применение своим профессиональным навыкам специалист мог найти в перспективных профессиях бизнес-тренера, коуча, медиатора.
Краткое описание
Военный психолог должен хорошо знать не только свою профессию, но и особенности организации внутренней жизни солдат и офицеров: быт, обязанности, иерархия. Постоянно наблюдает за военнослужащими, проводит разного рода анкетирования, тестирования и опросы, а также выполняет последующий анализ полученной информации.
Он самостоятельно планирует свою деятельность и принимает решения, однако все действия согласовывает с вышестоящим руководством, что является основой четкой и правильной работы. Имеет глубокие актуальные знания о психологии, обладает навыками, характерными для военных: немногословность, исполнительность, строгое подчинение, дисциплинированность. Эти специалисты не имеют права на ошибку, ведь последние дестабилизируют коллектив и могут повлечь за собой ужасные последствия.