Воля. признаки волевого поведения

Произвольная регуляция

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека. К этому уровню регуляции относятся:

Ø речемыслительный уровень регулирования;

Ø волевое регулирование.

Как регулятор психической деятельности и поведения воля выполняет 2 основные функции:

* побудительную;

* тормозную.

Традиционная трактовка волиСовременная трактовка воли
воля трактуется как процесс реализации детерминирующей тенденции, как преодоление препятствийосуществляется системный подход к анализу воли, подчеркивается его функциональный характер
понятие воли связывалось, прежде всего, с волевым актомвведено более общее понятие — «произвольное управление». Волевая регуляция и произвольное управление — понятия не тождественные, они соотносятся как целое и часть. Управление — это осуществление воздействий по достижению заранее поставленной цели. Термину управление соответствует термин — произвольная регуляция Регулирование — это механизм стабилизации системы в случае отклонения. Термину управление соответствует термин воля.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Воля — способность к сознательной саморегуляции и самоорганизации поведения, она присуща только человеку. Воля заключается в умении выбирать значимые цели и направлять физические и психические усилия на их достижение.

Значимость целей определяется учетом социальных факторов, а интенсивность и длительность прилагаемых усилий зависят от трудности осуществления целей.

Воля как высший уровень произвольной регуляции деятельности обеспечивает преодоление трудностей при достижении цели. Наличие препятствий и преград необходимое условие волевой регуляции. Необходимость волевой регуляции детерминирована:

Ø трудными ситуациями «внешнего мира»

Ø сложностью противоречивого внутреннего мира человека.

Это приводит к тому, что преграды бывают:

Ø внешние (время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей);

Ø внутренние (отношения, установки, болезненные состояния, усталость).

Отражаясь в сознании, они требуют определенного волевого усилия, для создания необходимого тонуса.

Исследование

Воля. признаки волевого поведения

А. В. Зверьков и Е. В. Эйдман разработали тест-опросник, направленный на исследование волевой регуляции у испытуемых.

Тест позволяет выявить, насколько у человека развита способность к саморегуляции.

А именно — уровень управления собственным состоянием, побуждениями, действиями.

Процедура исследования может проводиться с одним испытуемым, либо с группой лиц. Каждый участник получает бланк, на котором находятся вопросы и графы для ответов. К бланку прилагается инструкция.

Каждый тест состоит из 30 утверждений. Задача участников исследования — определить свое отношение к утверждению. Если применительно к конкретному человеку утверждение неверно, он ставит минус. Если же утверждение соответствует действительности, ставится плюс.

Анализ результатов позволяет сделать вывод об уровне саморегуляции, самообладания, настойчивости.

Таким образом, волевая регуляция поведения позволяет человеку осознанно ставить цели и эффективно их достигать. Сложные волевые действия представляют собой многоуровневый механизм, состоящий из разных компонентов.

Чем отличается произвольная и волевая регуляции? Примеры волевого поведения:

https://youtube.com/watch?v=NrdgRYewfa4

Наша интересная группа Вконтакте:

Формирование волевых качеств

Воля — специфическое качество человека. Это продукт общественно-исторического развития и формируется прижизненно, как способность противостоять актуальным потребностям и импульсивным желаниям. Волевая активность требует преобразования взаимоотношений индивида со средой, формирования у него сознания, новых видов потребностей и способов их удовлетворения. Цель направляет и регулирует деятельность действия. Однако, цель, которая должна осуществляться как результат действия, теряет свои регулирующие функции, если она трудна и далека.

Формирование волевых качеств личности определяется целенаправленным воспитанием и неразрывно связано с развитием направленности личности, убеждений, мировоззрения, идеалов, с развитием характера и интеллекта человека. Методами воспитания волевых качеств являются убеждение, разъяснение, произведения художественной литературы, рассказы с яркими примерами и иллюстрациями того, как ведут себя люди в сложных жизненных ситуациях, какие решения и почему они принимают, как им удается преодолевать трудности. Такие методы направлены на раскрытие смысла общественно значимых норм.

Все-таки, одних этих методов неоспоримо мало для того, чтобы человек смог перенести усваиваемые правила и нормы поведения в реальную жизнь. Нередко такое усвоение носит пассивный и формальный характер. Ни одно волевое качество невозможно воспитать, только разъясняя, призывая и показывая. Начиная с детских лет нужно создавать ситуации, в которых человек смог бы проявить желаемое качество. Это могут быть как реальные ситуации, так и ролевые игры. Процесс формирования воли длителен. Он основан на постепенном включении в деятельность все более отдаленных целей, достижение которых требует приложения волевых усилий

Важно вовремя оказать человеку, и особенно ребенку, дозированную помощь в организации деятельности, составлении плана действий и их практической реализации. Но при этом не надо ограничивать его самостоятельность

Сохранять высокий уровень волевой активности помогают положительные эмоции, а мы знаем, что реализация потребностей и достижение целей ведет к удовлетворению, поэтому следует замечать даже самые малые успехи и радоваться им. Важно прочувствовать, что можно испытывать радость от самостоятельности своего поступка, от права выбора, разрешения трудной ситуации, т.е. повысить ценность совершения волевого действия. Параллельно с этим необходимо правильно относиться к ошибкам и неудачам, не следует себя корить, унижать свое достоинство, вызывать чувство вины и неуспешности. Эти меры только снизят самооценку и не принесут пользы. Следует понять причину неудачи, наметить план дальнейших действий. При формировании воли стремление к успеху является более действенным мотивом, нежели избегание неудач.

Нам легче осуществлять волевые действия, используя ранее усвоенные правила поведения и сформированные полезные навыки. Если человек усвоил, что в детсад, школу, институт, на работу нужно приходить вовремя, то и в других местах ему будет легче появиться без опоздания.

Жизнь в социуме и воспитание формируют в нас психологические механизмы произвольных действий и волевой активности. С подросткового возраста человек сам начинает формировать свою личность, характер, волю в соответствии с сознательно поставленными целями. Этот процесс происходит в течение всей жизни. Самовоспитание воли основывается на самопознании индивидуальных особенностей, своих сильных и слабых сторон, критическом анализе своих возможностей, осознании несоответствия идеалам, выработке навыков овладения собственным поведением и тренировке желаемых волевых качеств. Один из основоположников учения о воле, Т. Рибо, так определил ее значение: “Воля представляет собой венец, последнее слово развития, результат большого числа дисциплинированных в иерархическом порядке стремлений. Воля есть наиболее совершенный вид того, что называется деятельностью”. Воля не развивается до автоматизма. Даже при высоком уровне развития волевых качеств исполнение волевого действия требует от человека интенсивной нравственной, интеллектуальной и практической работы и преобразованию себя.

Психология

Волевая регуляция в психологии

Воля. признаки волевого поведения

В психологии волевая регуляция рассматривается как важный механизм самоорганизации личности.

Каждый человек постоянно испытывает необходимость принятия решений, выбора пути достижения цели.

При планировании своего поведения он сталкивается с проблемой борьбы мотивов. Особенно ярко данная проблема проявляется, когда происходит столкновение личных желаний с социально значимыми вопросами.

Также нередко возникают сложности, когда человек мечется между доводами разума и эмоциями. Подобные муки выбора сопровождаются колебаниями, переживаниями, стрессом. Любое ответственное жизненное решение заставляет прилагать усилия.

Волевая регуляция необходима для совершения правильного выбора. Она позволяет человеку выбирать тот вариант поведения, который на данный момент наиболее приемлем и эффективен.

При этом деятельность осуществляется в соответствии с существующими у индивида жизненными установками и правилами, но с упором на логику, а не на эмоции.

Умение преодолеть свои внутренние противоречия и выбрать наиболее верную на данный момент стратегию действий — это и есть волевая регуляция поведения.

В зависимости от эмоционального склада личности уровень волевой регуляции может значительно отличаться.

Воля. признаки волевого поведения

Тревожные, неуверенные и сомневающиеся индивиды гораздо чаще сталкиваются с проблемой борьбы мотивов, чем уравновешенные люди с устойчивой системой ценностей.

Одна и та же проблема может спровоцировать у одного человека серьезную борьбу мотивов, а у другого не вызвать никаких колебаний.

Наиболее существенные признаки волевого акта:

§ Рефлексиясобственных потребностей, влечений, мотивов (их осознание и оценка).

В моменты «преодоления себя», с точки зрения В. И. Селиванова, сознание человека на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности или партнера и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях. Первый уровень — осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности. Второй уровень — активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

§ Приложение усилий, принятие решений и их реализация. Волевое решение принимается в условиях борьбы мотивов, конкуренции разнонаправленных влечений.

§ Наличие и реализация продуманного плана осуществления действий. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

§ Волевое усилие. Преодоление препятствий требует волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела».

§ Усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и результате его выполнения. человек преодолевает не столько обстоятельства, сколько самого себя

Теория «Контроля за действием» Ю. Куль

Ю. Куль отказался от понятия «воля» («Wille») в традиционном смысле и заменил его понятием «контроль за действием». Это понятие передается также термином «Volition». Понятие «контроль за действием» более широкое и описывает не только волевую регуляцию при подавлении конкурирующих тенденций действия, но и всю совокупность процессов, опосредующих реализацию намерения.

Ю. Куль исследует волевую сферу как систему, состоящую из совокупности подсистем. Реализация ее функций возможна лишь при гибком и согласованном взаимодействии подсистем, обеспечивающих удержание намерений достижения цели в активном состоянии в благоприятных ситуациях и прекращение целенаправленной активности в неблагоприятных ситуациях.

1. Мотивационный контроль направлен на укрепление основной мотивационной тенденции, лежащей в основе намерения. В поле внимания субъекта удерживаются позитивные ожидания и внешние стимулы, благоприятные для выполнения деятельности.

2. Контроль внимания обеспечивает направленность внимания на информацию, относящуюся к реализации намерения

Это важно, когда возможна «потеря из виду» целевого объекта

3. Перцептивный контроль. Перцептивная система более чувствительна к информации, связанной с намерением и блокирует мешающую информацию. Ее работа приводит к тому, что требуется меньше затрат времени на обработку нужной информации и она быстрее получает доступ к системам регуляции действия.

4. Эмоциональный контроль. Субъект обладает «знаниями» об эмоциональных состояниях, которые способствуют или препятствуют реализации намерения. Если эмоциональный фон затрудняет достижение цели, то система контроля действия стремится его изменить.

5. Контроль неудач. Неудачи выступают в качестве эффективной обратной связи при реализации намерений. Информация о возможных неудачах либо приводит к мобилизации дополнительных усилий, либо к разочарованию и снижению усилий вплоть до временного отказа от достижения цели ввиду неблагоприятных обстоятельств.

6. Контроль кодирования и оперативная память. Информация, связанная с намерением, обрабатывается по экономной стратегии (экономия усилий и затрат времени).

Тем самым открывается наиболее короткий путь к инициированию действия, связанного с намерением. Если действие по каким-то причинам задерживается, то информация о намерении хранится в оперативной памяти в особом, «активированном» состоянии. Даже будучи неосознаваемой, эта информация является легко доступной субъекту при возникновении ситуации, благоприятной для возобновления действия, связанного с намерением.

7. Поведенческий контроль. Этот механизм заключается в предусмотрительности, охраняющей человека от соблазнов путем устранения из поля деятельности и окружающей среды предметов, провоцирующих нежелательные действия.

Ю. Куль одним из первых сделал предположение о том, что существует альтернативная форма регуляции действия, при которой не требуется дополнительных ресурсов для преодоления препятствий, а регуляция осуществляется за счет перераспределения «обязанностей» между компонентами психической системы. Он говорит о двух типах волевой регуляции:

Ø о самоконтроле, который проявляется в преднамеренном внимании и поддержании усилий субъекта повысить уровень собственной активности. Этот тип соответствует традиционному пониманию воли.

Ø О саморегуляции. Это тип волевой регуляции, он проявляется в непроизвольном внимании к целевому объекту и в отсутствии усилий со стороны субъекта, направленных на энергетизацию своего поведения. При этом система действует так, что по «постоянный контроль «Я» не нужен.

Простой и сложный волевой акт

Волевые акты бывают простые и сложные.

К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего каким путем он будет добиваться, т. е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

Воля. признаки волевого поведения

В сложных формах возникает целая последовательность стадий или фаз, между тем как в простом волевом акте все эти моменты или фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в развернутом виде. Вес различных стадий может меняться в зависимости от условий протекания конкретного волевого акта. Иногда какая-то из фаз может сосредоточить на себе в основном весь волевой акт, а иногда часть фаз может полностью выпадать.

Развитие волевой регуляции

Волевая регуляция поведения и действий — это произвольная регуляция активности человека. Она формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем — самоконтроля личности. Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о ней исходит от личности, и в регуляции используются личностные средства. Одно из таких средств личностной регуляции — изменение смысла действий. Намеренное изменение смысла действия, приводящее к изменению побуждения, может достигаться:

ü переоценкой значимости мотива;

ü привлечением дополнительных мотивов;

ü предвидением и переживанием последствий действия;

ü актуализацией мотивов посредством воображаемой ситуации и др.

Развитие волевой регуляции, прежде всего, связано с формированием:

q богатой мотивационно — смысловой сферы;

q стойкого мировоззрения и убеждений;

q способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия.

Оно также связано с переходом от внешних способов изменения смысла действия к внутренним.

Воля иррациональная — по Э. Фромму — иррациональные страсти и побуждения, захватывающие и подчиняющие человека, рабски реализующего неконтролируемые порывы.

Воля рациональная по Э. Фромму целеустремленное, реалистическое, дисциплинированное поведение и энергичные усилия, направленные на достижение рациональной цели.

В настоящее время предпринимаются попытки создания целостного учения о воле. Сделать это возможно, лишь находясь в рамках «активной» концепции человеческого поведения, то есть, признавая способность человека к сознательному выбору определенных форм поведения. Большой вклад в создание учения о воле могут внести концепции Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина.

Волевая регуляция есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концентрации этой активности в необходимом направлении.

Четыре стадии волевого процесса по С.Л.Рубинштейну

Воля. признаки волевого поведения

Первая фаза: актуализация побуждения и постановка цели. С.Л.Рубинштейн указывал на то, что волевое действие связано с потребностями, но непосредственно из них не вытекает. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результатов как целей.

Вторая фаза: обсуждение и борьба мотивов. Для того, чтобы учесть последствия реализации своего желания, человек включает интеллектуальный процесс. Волевой акт превращается в действие, опосредованное мыслью. Импульсивность или задержка действия, по причине борьбы мотивов существенна для волевого акта. Однако борьба мотивов, по С.Л. Рубинштейну, не является его центральной частью, «его душой».

Третья фаза: принятие решения. Прежде чем действовать, человек принимает решение. Он чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. Принятие решения может протекать по-разному. Иногда оно вовсе не выделяется в сознании как отдельная фаза. Иногда оно как бы само собой наступает, как полное разрешение того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Иногда решение принимается в силу осознанной необходимости. В последнем случае само решение и следующее за ним исполнение сопровождается ярко выраженным чувством усилия. Но это не обязательно является признаком сильного волевого акта. Принять решение — еще не значит выполнить его.

Четвертая фаза: исполнение. За решением должно последовать исполнение. Без этого последнего звена волевой акт не завершен.

Основными частями всякого волевого акта С. Л. Рубинштейн считает его начальную и завершающую стадии — ясное осознание цели и настойчивость, твердость в ее достижении. «Основа любого действия — целеустремленная, сознательная действенность», — пишет исследователь. В волевых процессах эмоциональные и интеллектуальные моменты представлены в сложном и специфическом синтезе; аффект, — пишет исследователь, — выступает в них под контролем интеллекта.

Функция волевого поведения

Воля. признаки волевого поведения

Какую функцию выполняет волевое поведение?

Деятельность индивида всегда направлена на достижение определенных результатов.

При этом мотивация может быть как осознанной, так и бессознательной.

В первом случае речь идет о целенаправленной деятельности, во время которой человек руководствуется логикой, здравым смыслом. Во втором случае деятельность также целенаправленная, но осуществляется она под влиянием бессознательных мотивов (эмоций).

Основная функция волевого поведения — достижение человеком сознательно поставленной перед собой цели.

В каждом случае разрабатывается определенная последовательность шагов, соблюдение которых позволяет достичь наиболее эффективного результата в предлагаемых обстоятельствах. Все решения и действия анализируются.

Волевое поведение является проявлением индивидуального подхода к собственной персоне.

Человек рассматривает в такие моменты себя не как члена общества, а как самостоятельную активную единицу, несущую ответственность за принимаемые решения.

Подобные действия всегда обращены в будущее, поскольку они позволяют определять путь дальнейшего развития. Человек перестает оценивать свое реальное состояние на текущий момент времени и начинает мыслить на перспективу.

Методические рекомендации к изучению темы:

Для решения проблемы воли важно ответить на два вопроса — «Что или кто является источником психической активности человека» и «Как воля соотносится с другими психическими процессами». По первому вопросу в истории психологии встречаются различные токи зрения

По первому вопросу в истории психологии встречаются различные токи зрения.

Высказывалось мнение, что воля человека есть проявление напряженной духовной субстанции (первоначально об этом писал Р. Декарт), в дальнейшем эти идеи развивали теологические концепции. Воля также рассматривалась как проявление внутренних сил человека (Б.Спиноза, Г. Гоббс), что согласуется с принципом самоорганизации. В. Вундт выводил волю из аффектов, другие авторы выводят волю из потребностей и мотивов или связывают ее с личностью в целом, а потребностям отводят лишь роль инициатора импульсивного поведения.

По второму вопросу также много мнений. Традиционно волю рассматривают в триединстве с познавательными и эмоциональными свойствами: «познание — чувство-воля». В последнее время высказывается мнение что воля — это более сложное явление — это способность личности к управлению своими мотивами-целями, состояниями, действиями, мыслями, она является их производной. В ряде случаев воля противопоставляется сознанию — с помощью сознания человек постигает явления объективной действительности, с помощью воли — освобождается от плена актуальной потребности. В.И.Селиванов считает, что воля должна соотноситься со всем сознанием в целом, а не его отдельными частями.

В ХХ веке в психологии понятие воли было оттеснено на периферию, и оно не входило в число основных понятий. За рубежом в 1930-е годы велись интенсивные теоретические и экспериментальные исследования, затем интерес резко снизился. В учебниках по психологии даже отсутствовала глава, посвященная воле. Сейчас происходит возрождение исследований воли.

8 стр., 3599 слов

Семинар 4−5. Психология человека и труд

… и индивидуальность.Проблематика человека в психологии. Человек как индивид. Человек как личность. Человек как субъект. Человек как индивидуальность. Психология личности. Личность человека как устойчивая система общественно … отношения. Общее и индивидуальное в психике человека. Воля. Свобода воли. Концепции воли. 23. Психологические особенности развития человека от рождения до старости. 24. …

Относительно воли следует помнить, что данное понятие введено, потому что существуют реальные психические явления волевой регуляции поведения, а задача психологии — найти тот или иной механизм (или механизмы), который обеспечивает волевую регуляцию.

Воля изучается и другими науками, так проблема свободы воли, ответственности — это предмет и юридических наук, и философии, и физиологии.

При изучении темы необходимо разобраться в том, чем произвольная регуляция поведения отличается от волевой регуляции

Следует обратить внимание на то, в чем состоит проблема воли в психологии

Волевая регуляция поведения.

Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

«Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» — это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли — это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

«Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу — но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.

«Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других — незначительную.

Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. «Сила воли» как общеличностный конструкт — либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.