Келер вольфганг

Решение задач

В 1913 Келер оставил Франкфурт для острова Тенерифе в Канарских островах, где его назвали директором прусской научно-исследовательской станции антропоида Академии наук. Он работал там в течение шести лет, в течение которых он написал, что книга по решению задач назвала Менталитет Обезьян (1917). В этом исследовании Келер наблюдал, как шимпанзе решают проблемы, такие как проблема восстановления бананов, когда помещено вне досягаемости. Он нашел, что они сложили деревянные ящики, чтобы использовать в качестве кустарных лестниц, чтобы восстановить еду. Если бананы были помещены в землю за пределами клетки, они использовали палки, чтобы удлинить досягаемость их рук. Келер пришел к заключению, что шимпанзе не достигли этих методов методом проб и ошибок (какой американский психолог Эдвард Торндайк утверждал, что был основанием всего приобретения знаний животным через его закон эффекта), а скорее что у них было понимание, в котором, поняв ответ, они продолжили выполнять его в пути, который был, в словах Келера, «твердо целеустремлен».

Это — один из видных результатов от исследования, сделанного на обезьянах. Работа Келера над менталитетом обезьян была замечена как поворотный момент в психологии взглядов. Он полагал, что люди недооценили влияние многих внешних условий на таких более высоких животных. В его книге, Менталитете Обезьян, Келер объясняет, что был вдохновлен работать с шимпанзе по двум главным причинам. Первое было то, потому что «структура их мозгов более тесно связана с химией человеческого тела и мозговой структуры, чем к химической природе более низких обезьян и их мозгового развития». Он был заинтригован, что человеческие черты могли наблюдаться в повседневных поведениях этого животного. Во-вторых, он хотел изучить шимпанзе, чтобы получить знание природы интеллектуальных действий.

На ранних стадиях наблюдения шимпанзе было ясно, что экспертизы нельзя считать характерными для каждого члена этой разновидности. Келер признал, что, как в людях, шимпанзе продемонстрировали существенные различия в интеллектуальной области. Шимпанзе продемонстрировали, что они смогли схватить объекты вокруг них во множестве мод. Это включено в их повседневные поведения игры. Поэтому не было необходимо использовать экспериментальные тесты, чтобы представить шимпанзе, чтобы заняться вопросом. В его книге, Менталитете Обезьян, Келер описывает, как обезьяны используют руки, говоря, что «большие, сильные и гибкие руки — естественные связи между собой и миром вещей, и он достигает необходимой суммы мускульной силы и координации в более раннем возрасте, чем человеческий ребенок».

Келер сделал большинство своих наблюдений в течение первых шести месяцев 1914, работая с г-ном Теубером. Они предоставили животным проблемы, которые будут трудными, но не невозможными для шимпанзе решить.

Выводы, сделанные из экспериментов с обезьянами, состояли в том, что эти животные показывают понимание и что они демонстрируют интеллектуальное поведение, которое распространено у людей. Келер заявляет, что эти результаты сохраняются для каждого члена разновидностей. Он описывает это «корреляция между разведкой, и развитие мозга подтверждено». Келер указывает, что крушение образовательной психологии во время экспериментов с обезьянами состояло в том, что она должна была все же создать тест, который был способен к оценке, как далеко мысленно здоровые и психически больные дети могли пойти в особенности ситуации. Келер полагал, что исследования этого типа могли быть выполнены на маленьких детях, и что будущее исследование должно сосредоточиться на этих возможностях

Он заявил что: «где отсутствие человеческих стандартов делает себя так чувствовавшим, я хотел бы подчеркнуть особенно важность и — если антропоиды не обманывают нас — плодотворность дальнейшей работы в этом направлении»

НАЧАЛО

Научная карьера Кёлера началась во Франкфурте,
где он намеревался продолжить свои исследования
слухового восприятия и действительно
опубликовал несколько статей на эту тему, ныне
совершенно затерявшихся на фоне его последующих
работ (ссылки на них в отечественной литературе
можно найти лишь в классическом труде А.Н.
Леонтьева «Проблемы развития психики»).
Во Франкфурте Кёлер познакомился с Куртом
Коффкой, а чуть позже — с Максом Вертгеймером,
намеревавшимся экспериментально проверить
некоторые свои идеи, касавшиеся зрительного
восприятия.
Кёлер и Коффка выступили испытуемыми в
экспериментальном исследовании Вертгеймера по
восприятию движения и затем участвовали в
объяснении результатов экспериментов.
Принципы, положенные в основу этого объяснения,
дали начало новому научному направлению —
гештальт-психологии, а Вертгеймер, Кёлер и Коффка
объективно стали его основателями.
В 1913 г. Кёлер получил приглашение от Прусской
академии наук возглавить экспериментальную
станцию по изучению антропоидов на Тенерифе.
Он поселился с семьей на этом острове Канарского
архипелага, ныне так полюбившемся новорусским
туристам. Здесь он в течение нескольких лет
проводил исследование поведения шимпанзе,
ставшее классическим и описанное во всех
учебниках психологии (его самый талантливый
подопечный — шимпанзе Султан — в истории науки
знаменит не менее Анны О. или Маленького Ганса).

Позже жизнь

Попав в немилость с нацистами , Келер эмигрировал в США в 1935 году ему предложили профессуру в Свартморском колледже , где он служил на факультете в течение двадцати лет.

В 1956 году он стал профессором исследования в Дартмут колледже . Вскоре после этого , он также служил президентом Американской психологической ассоциации . Он свободно читал лекции в Соединенных Штатах и сделал ежегодные поездки в Свободном университете Берлина . Здесь он выступал в качестве консультанта для факультета. Он держал психолог в связи с американской психологией, сотрудничая с ними в области исследований и с энтузиазмом участвовать в дискуссии с ними. Он умер в 1967 году в Enfield, Нью — Гемпшир .

Кёлер Вольфганг

Келер вольфганг

Кёлер Вольфганг (21.01.1887 — 11.06.1967) — немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии. В 1910-х гг., проводил исследования на экспериментальной станции на о.

Тенерифе (Канарские острова) по проблеме мышления человекообразных обезьян, в результате которых показал, что у человекообразных обезьян, и даже у животных менее развитых, мышление осуществляется не просто путем слепых проб и ошибок, осуществляемых в практическом плане (как считалось в бихевиоризме), а основано на мысленном представлении хода решения задачи.

В основе такого решения им усматривался процесс образования в зрительном поле животного целостной структуры, или «хорошего гештальта».

Кёлер — немецкий психолог, заложивший вместе с М. Вертхеймером и К. Коффкой основы гештальтпсихологии. Профессор психологии и философии в Гёттингенском и Берлинском (с 1922) университетах, директор института психологии в Берлине. С 1935 в США; профессор Суотморского колледжа в Принстоне.

Широкую известность получили работы Кёлера на зоологической станции острове Тенерифе (в 1913-40) по исследованию интеллекта человекообразных обезьян.

Кёлер пришёл к выводам: 1) у шимпанзе имеется разумное поведение того же рода, что и у человека; разница в поведении шимпанзе и человека лишь в степени сложности формы или структуры поведения; 2) последняя представляет собой некоторую целостную структуру действий (гештальт), возникающую в связи со зрительным восприятием ситуации;

Стирание у Кёлера принципиальных различий между интеллектом человека и антропоидов было подвергнуто критике в последующем развитии психологии. Для работ Кёлера 1940-60-х гг. характерно стремление установить структурную общность физических и психических явлений.

Кёлер пытался доказать, исходя из ошибочных натуралистических позиций, принцип изоморфизма физико-физиологической структуры мозга и психических процессов, в частности вывести гештальтистски понимаемые закономерности психики непосредственно из анализа электрической активности мозга.

Биография Вольфганга Кёлера

Вольфганг Кёлер родился 21 января 1887 г. в Ревеле (ныне — Таллин). Его отец был учителем в частной школе, которую содержала местная немецкая община. В семье царил культ образованности. Старший брат Вольфганга, Вильгельм, с которым его связывала тесная дружба, посвятил себя науке. Четверо сестер также получили неплохое образование — медицинское и педагогическое.

В те годы немецкая система высшего образования выступала эталоном для всего мира. Студенческие вольности в ней сочетались с высочайшим уровнем преподавания и строгими экзаменационными требованиями.

О немецких студентах той поры рассказывают: треть из них не выдерживала напряженной учебы и кончала нервным расстройством, другая треть бежала от академических строгостей в бесконечные пивные пирушки и кончала алкоголизмом, зато еще одна треть получала-таки блестящее образование и в итоге творила судьбы Европы.

Кёлер явно принадлежал к последней трети, хотя никогда особо не стремился стать творцом истории. Его привлекала наука.

Из его лекций будущий психолог узнал о принципе энтропии и динамической саморегуляции физических систем — таких, как электролитические среды. Под влиянием Планка Кёлер пришел к убеждению, что физическими закономерностями в принципе объяснимы и биологические явления, понимание которых, в свою очередь, способствует и решению психологических проблем.

Даже по прошествии многих лет коллеги отмечали, что манера мыслить, присущая Кёлеру, характерна скорее для физика, чем для психолога.

В ранних научных исследованиях Кёлера причудливо переплелись его интересы к физике (конкретно — к акустике), психологии, а также давнее увлечение музыкой — его первые опыты были посвящены изучению слухового восприятия. За эти исследования он и получил докторскую степень по психологии (1909).

НЕ ОСТАВЛЯЯ НАДЕЖДЫ

Кёлер отдавал себе отчет в возможных
последствиях своего шага и сознательно
готовился к аресту. Зная, что гестаповцы любят
являться к своим жертвам среди ночи, он после
публикации всю ночь не ложился спать и
музицировал вместе с верными друзьями.
Ареста, однако, не последовало. (Еще один повод
для подозрений — не прежние ли заслуги
секретного агента сыграли тут свою роль?)
Но нелояльного профессора взяли на заметку.
Возле аудиторий, где он вел занятия, замелькали
фигуры штурмовиков, то и дело провоцировавших
сотрудников Кёлера на стычки. Трижды дело
доходило до массовых потасовок.
Легко понять, с каким воодушевлением ученый
воспринял приглашение прочесть курс лекций в
Соединенных Штатах. Он не оставлял надежды, что
за время его отсутствия ситуация в стране
нормализуется и он сможет спокойно вернуться к
академическим занятиям.
Этим надеждам не суждено было сбыться. С родины
приходили известия о том, что все его сотрудники
изгнаны из университета и его собственное место
занято более лояльным профессором. В то же время
нацисты не упускали из поля зрения опального
ученого — находясь в Америке, он получил из
Германии официальное предложение подписать
клятву личной верности Гитлеру.
Кёлер понял, что возвращаться ему некуда. Скрепя
сердце он «выбрал свободу».
На родину он так и не вернулся, хотя в 60-е годы был
провозглашен почетным жителем Берлина и избран
почетным президентом Немецкого
психологического общества.
Впрочем, ему не приходилось жаловаться на
недостаток признания своих заслуг во всем мире. В
разные годы он был удостоен звания почетного
доктора в Пенсильванском, Чикагском,
Фрейбургском, Мюнстерском, Тюбингенском,
Упсальском университетах.
В Америке он стал членом Американской академии
наук и искусств, Американского философского
общества, Национальной академии наук.
Американские психологи в знак признания его
заслуг в 1957 г. от имени Американской
психологической ассоциации вручили ему премию
«За выдающийся вклад в науку», а в следующем году
избрали его президентом ассоциации.

источники

  • Зола, Митчелл Г. Гештальт — психология в немецкой культуре, 1890-1967: Холизм и поиски Объективность. Cambridge: Cambridge Исследования по истории психологии, 1996.
  • Benjafield, JG «Пересматривая Витгенштейн на Келер и гештальт — психологии,» Журнал исторического поведения , т. 44, нет. 2 (2008), стр. 99-118.
  • Эллис, Уиллис D. Источник книги гештальтпсихологии . Нью — Йорк: Routledge , 1999.
  • Генле, Мэри. (1978). Один человек против нацистов — Вольфганг Келер. Американский психолог , 33 , 939-944.
  • Генле, М. (1993). место человека в природе в мышлении Вольфганга Кёлера. Журнал истории поведенческих наук, 29, 3-7.
  • Jaeger, Зигфрид. Гештальтпсихологии Вольфганг Кёлер унд невод Zeit. Берлин: университетская дер Freien Universität Berlin, 1990.
  • Кинг, Д. Бретт, и Майкл Вертгеймер. Вертгеймер и теория гештальта . Piscataway: Transaction Publishers , 2007.
  • Мюллер, М. (1987). Вольфганг Келер в Германии: Его жизнь, слово и влияние вплоть до начала 1930-х годов. Гештальт-теория, 9, 288-298.
  • Seidner, Stanley S. (1989). «Дилемма Келера», в вопросах оценки знания иностранных языков . том 3. Под ред., Стэнли С. Seidner. Springfield, Il .: Государственный совет по вопросам образования.
  • Смит, Барри (1988). , Мюнхен и Вена: Philosophia
  • Фон Хорнбостеля, Эрих М. «Единство чувств,» Психея , т. 7, нет. 28, (1927), стр. 83-89.

ПОСЛЕДНЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

В середине двадцатых у Кёлера возникли
серьезные проблемы в личной жизни. Он развелся с
женой и женился на студентке из Швеции (кстати,
нередкий в истории науки случай, когда «кризис
середины жизни» толкает женатого профессора в
объятия молоденькой почитательницы).
По решению суда Кёлер был лишен контактов со
своими четырьмя (!) детьми от первого брака. В
результате переживаний у него возник сильный
тремор рук, что становилось особенно заметно в
минуты волнения. Чтобы оценить настроение шефа,
сотрудники лаборатории каждое утро внимательно
следили за подрагиванием его пальцев.
28 апреля 1933 г. в газете Deutsche Allgemeine Zeitung
появилась острая статья Кёлера. На сей раз он
выступил по вопросам, очень далеким от
академической науки.
К тому времени в Германии при активной поддержке
обывательских масс, а точнее — в результате их
прямого демократического волеизъявления, была
установлена фашистская диктатура.
Пора благодушных иллюзий, во все времена
свойственных интеллигенции любого народа, в
Германии закончилась. Воинствующий шовинизм и
национальная нетерпимость расцвели пышным
цветом.
По немецким университетам прокатилась волна
национальных чисток (или, как сказали бы сегодня,
зачисток). Профессора неарийского происхождения
были отправлены в отставку. О следующем этапе
национальной политики Великого рейха — лагерях
уничтожения — пока можно было только
догадываться, но уже сам факт национальных
чисток не мог не настораживать.
Этот вопрос и затронул Кёлер в своей статье.
Отмечая тот значительный вклад, который внесли в
германскую науку и культуру деятели неарийского
происхождения, он указывал, что политика
национальной селекции не только бесчеловечна, но
и недальновидна.
Время подтвердило его правоту. По крайней мере,
что касается психологов, Германия сама себе
нанесла чудовищный урон, от которого фактически
не оправилась по сей день. Родина научной
психологии на протяжении какой-то пары лет
утратила свой приоритет, вытеснив в эмиграцию
ведущих ученых, среди которых оказался и сам
Кёлер.
Его статья уже не могла предотвратить
надвигавшийся кошмар. Но сам факт ее публикации
был знаменателен. Это было последнее легальное
антинацистское выступление в немецкой печати, и
психологи вправе гордиться, что его автором был
их коллега.

Основные публикации

  • 1913 Uber unbemerkte Empfindungen und Urteilstauschungen (Unnoticed feelings and misjudgements). Zeitschrift fur Psychologie, 66, 51-80.
  • 1917 [https://www.archive.org/details/intelligenzprnme00krwo Intelligenzprufung an Menschenaffen]. (The mentality of apes, English translation, Harcourt Brace, 1925.)
  • 1920 [https://www.archive.org/details/diephysischenges00kh Die physischen Gestalten in Ruhe und im stationären Zustand: eine naturphilosophische Untersuchung]
  • 1929 Gestalt Psychology. Liveright (rev. edn, 1947).
  • 1938 [https://www.archive.org/details/placeofvalueinaw029252mbp The Place of Value in a World of Facts]. Liveright.
  • 1958 The present situation in brain physiology. American Psychologist, 13,150-154.
  • 1965 Unsolved problems in the field of figural after-effects. Psychological Record, 15, 63-83.
  • 1969 The Task of’Gestalt Psychology. Princeton University Press.

Гештальт-психология

В 1910-13, он был помощником в Психологическом Институте во Франкфурте, в котором он работал с коллегами — психологами Максом Вертхаймером и Куртом Коффкой. Он и Коффка функционировали как предметы для теперь известных исследований Вертхаймера очевидного движения (или phi явление), который привел их в свою очередь к заключениям о врожденном свойстве видения. Они сотрудничали на основании нового целостного отношения к психологии под названием теория Гештальта (от немецкого слова для «целого»), аспекты которого обязаны более ранней работе Stumpf (Учитель Келера) и Кристиан фон Эренфельс (чьи лекции в университете Праги Вертхаймер приняли участие).

Во введении в книгу, Задачу Гештальт-психологии, Кэрол Пратт подчеркивает раздражение Келера в неверном истолковании его известной цитаты, «Целое отличается от суммы его частей». Хотя, возможно, простая ошибка сделала в переводе, много лекций в учебниках по современной психологии обращаются к теории Гештальта, говоря, что «целое больше, чем сумма его частей». Когда ‘отличающееся’ слово используется, как Келер первоначально заявил, оно подразумевает что целые медведи никакое подобие частям, создающим его. Большинство психологов, однако, понимает «больше» означать, что отношения между частями — самостоятельно значительная часть целого, что-то, что не присутствует в других частях, если просто подведено итог. Пример: если все части автомобиля выложены на этаже гаража, они не составляют автомобиль. Только, когда фактор собрания добавлен к частям, сделайте они становятся автомобилем.

Нацистская Германия

30 января 1933 нацистская партия, во главе с Адольфом Гитлером, пришла ко власти. Режим начал практиковать дискриминационную политику против евреев и уволил любых преподавателей с еврейским происхождением из немецких университетов

Макс Планк, известный физик, подал прошение, чтобы Гитлер остановил увольнение еврейских преподавателей, подчеркнув их важность относительно научных вкладов. Гитлер цитировался в качестве ответа на Планка, «если увольнение еврейских ученых будет означать уничтожение современной немецкой науки, то мы обойдемся без науки в течение нескольких лет»

Келер не заставлял общественность противостоять нацистскому режиму до конца апреля 1933. В течение начала того месяца он все еще выразил двойственное отношение относительно того, как серьезный угроза была представлена режимом. Он был осторожен, но не становился более активным против нацистов, пока они не вызвали увольнение Карла Планка, известного экспериментального физика. 28 апреля 1933 Келер написал статью, названную «Gespräche в Deutschland» (Разговоры в Германии). Это было написано для Deutsche Allgemeine Zeitung и является официально последней опубликованной статьей, которая открыто напала на нацистский Режим во время их господства.

После того, как статья была опубликована, Келер ожидал непосредственный арест. Но, нацисты не приезжали для него. Даже спустя четыре месяца после того, как статья была первоначально опубликована, перепечатка все еще распределялась. Келер получил многочисленные письма от евреев и неевреев, выразив благодарность и восхитившись его храбростью. Чтобы усилить его позицию против нацистов, Келер также искал помощь от своих коллег. К его разочарованию многие коллеги Келера отказались оказываться замешанными в антинацистское движение. Некоторые предположили, что нацисты не будут в состоянии принять большую и сложную немецкую политическую систему. Кроме того, некоторые коллеги утверждали, что сопротивление Келера вышло за пределы их особых сфер влияния. В свою очередь они ничего не могли внести.

3 ноября 1933 нацистское правительство потребовало, чтобы преподаватели начали свои лекции, дав нацистское приветствие. Келер думал, что это было нарушением его собственных верований и сказало его студентам, что он был неспособен участвовать в таком акте. Его объяснение было встречено аплодисментами, и от нацистских сочувствующих и от мятежников подобно. Его ситуация в институте начала ухудшаться более быстро после этого заявления. В декабре 1933 нацистские чиновники стояли возле комнаты семинара Келера. Поскольку студенты уехали, чиновники остановили их и исследовали их студенческие карты. Хотя Келер не вмешивался, он позже связался с ректором института, Ойгеном Фишером, жалуясь, что произошел необъявленный набег. Келер также взял свой аргумент Министру просвещения. Ему сказали, «нет ничего, что я хочу сделать для Вас. Heil Hitler».

Мнения для бихевиоризма

Келер был также красноречив в своей позиции против бихевиоризма, другой конкурирующей философской школы в Северной Америке. В то время, бихевиоризм сосредоточился исключительно на откровенных действиях, которые были легко заметны и измеримы. Сокровенные мысли, чувства и процессы, которые произошли между представлением стимула и началом поведения, считали частью черного ящика, не понятного. Этот черный ящик, который мог быть описан как познание сегодня, не был доступен и поэтому должен быть отказан от психологии, как являющейся чем-то неважным. Келер подверг критике увольнение бихевиористов прямого опыта. Они сказали, что это не было измеримо, и поэтому не способствовало содействию человеческого понимания.

Келер проанализировал различие между откровенными и тайными поведениями. Он утверждал, что бихевиористы сосредоточились исключительно на откровенных поведениях, чтобы сделать выводы относительно человеческого функционирования. Используя его образование в физиологии, Келер предположил, что тайные поведения (такие как сердечный ритм и кровяное давление) могли предложить дополнительное понимание, как мы функционируем и взаимодействуем с окружающей средой. В Гештальт-психологии Келер описывает продвижения, сделанные в физиологическом исследовании и инструментах, созданных, чтобы измерить тайные поведения. Тайные поведения, такие как увеличенный сердечный ритм могли обеспечить дополнительное понимание, как люди взаимодействуют с особыми стимулами. Бихевиористы, согласно Келеру, никогда соответственно использовали эти новые инструменты, чтобы сделать звуковые выводы на поведении человека.

Келер привел доводы против идеи, что прямой опыт не был измерим или применим. Догоняя его личный опыт и интерес к области физики, Келер изложил пример двух физиков, наблюдающих гальванометр (инструмент, который обнаруживает и измеряет электрический ток), и выводы создания, основанные на информации, которую это предоставляет. Согласно Келеру, бихевиористы действуют похожим способом, наблюдая поведения. Один бихевиорист будет наблюдать поведение и разделять результаты, приводя к расширению этих результатов другими в области. В то время как бихевиоризм отрицает прямой опыт, Келер предполагает, что бихевиористы бессознательно принимают его в этом отношении. Так же, как гальванометр независим от физика, так предмет от бихевиориста. Прямой опыт приводит к наблюдению за явлениями и приводит к результатам. В этом отношении он чувствовал, что точка зрения бихевиористов кажется несколько парадоксальной.

Рекомендуемая литература

  • (1968) Wolfgang Kohler: 1887—1967. American Journal of Psychology, 81, 110—119.
  • (1978) One man against the Nazis—Wolfgang Kohler. American Psychologist, 33, 939—944.
  • Ash, Mitchell G. Gestalt Psychology in German Culture, 1890—1967: Holism and the Quest for Objectivity. Cambridge: Cambridge Studies in the History of Psychology, 1996.
  • Карпенко, Л. А. [https://slovari.yandex.ru/dict/psychlex1/article/PS1/ps1-0269.htm Кёлер (Köhler) Вольфганг (1887—1967)](недоступная ссылка с 14-06-2016 (1376 дней)) @ [https://slovari.yandex.ru/dict/psychlex1 История психологии в лицах. Персоналии](недоступная ссылка с 14-06-2016 (1376 дней)) / Под. ред. Л. А. Карпенко //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 784 с.

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).

ИНСАЙТ В КЛЕТКЕ

В одном из опытов за пределами клетки помещался
банан, к которому была привязана веревка,
протянутая к животному. В этих условиях обезьяна
без колебаний тянула за веревку и доставала
банан.
Кёлер сделал вывод, что для шимпанзе решение
такой проблемы в целом оказалось несложным.
Однако когда в направлении банана протягивалось
несколько веревок, обезьяна не знала, за которую
надо потянуть в первую очередь, чтобы получить
желанное лакомство. Это указывало на то, что
решение данной проблемы не могло быть ясно
осознанным с самого начала.
В другом опыте банан помещался вне клетки на
недоступном для обезьяны расстоянии. Если при
этом палка находилась неподалеку от прутьев
клетки прямо напротив банана, то оба предмета
воспринимались как элементы одной ситуации, и
шимпанзе с помощью палки легко доставали
лакомство. Но если палка помещалась в дальнем
конце клетки, то тогда оба предмета (банан и
палка) с меньшей легкостью рассматривались как
принадлежащие одной ситуации. В этом случае для
решения проблемы требовалось
реструктурирование перцептивного поля.
Еще в одном эксперименте банан также помещался
за пределами клетки, а обезьяне давали две полые
бамбуковые палки, каждая из которых по
отдельности была слишком коротка, чтобы
дотянуться до лакомства.
Чтобы добыть банан, требовалось насадить одну
палку на другую. При этом для достижения цели
животное должно было усмотреть новый вид
взаимосвязи двух коротких палок.
Решение задачи объективно свидетельствовало о
разумном поведении и принималось за его
критерий. Вся операция, производимая животными,
описывалась как имеющая характер целостного
действия, подчиняющегося структуре поля задачи,
в котором отдельное действие не есть ответ на
изолированный стимул, но приобретает смысл
только в соединении с другими — как часть
целостной операции.
Само восприятие отношений происходит, по Кёлеру,
внезапно, путем «инсайта».