Критика в обход сопротивлений

Отличить критику от обесценивания и принижения

Критика может быть болезненна или не очень, конструктивна или не конструктивна. Об этом — в следующих пунктах. Но прежде всего нужно различать критику и банальное унижение. Все, что содержит переход на личности, — это обесценивание и унижение. «Не понимаю, почему разведенная женщина пишет об отношениях, чему у нее можно научиться?». «С такой внешностью работать стилистом? Она себя в зеркало видела?». Это бессмысленные оскорбления, и ничего больше. Все, что содержит принижающие оценочные суждения с позиции сверху: «Автор словно ребенок», «Боже, как наивно!», — обесценивание.

Все, что содержит ярко негативные эмоциональные суждения без каких бы то ни было отсылок к фактам, — не ваша проблема. Пример: «Увидел это и захотелось плакать». Вы не можете отвечать за чувства другого человека, а если он не объяснил, как именно его слезы связаны с вашей деятельностью — такие отзывы вообще можно пропустить. Это манипуляция чистой воды. Про бранные слова можно, наверное, и не говорить.

Что делать с такими отзывами?

По максимуму оградите себя от унижений. Вы не обязаны их терпеть. Игнорируйте, забаньте, покиньте помещение как можно скорее. Это лучший выход. Переход на личности, оскорбления, попытка унизить — это все признаки полной социальной неадекватности. Зачем вам неадекватный человек поблизости? Если можете — заблокируйте, нет — игнорируйте. При онлайн-общении не вступайте в дискуссии, не отвечайте на комментарии. В реальной ситуации как можно скорее уходите и, если есть такая возможность, постарайтесь больше не пересекаться. Контакт нужно прервать, он токсичный и просто не может ничем быть оправдан.

Хорошего сотрудничества у вас не выйдет, даже если это потенциальный инвестор и он предлагает вложить деньги в ваш проект. Человек неадекватен уже на этом этапе, с ним нельзя выстраивать никакое сотрудничество. Хуже, конечно, если это ваш начальник на постоянной работе, родственник, близкий знакомый. Все равно — ищите способ сменить работу или не обсуждать свой проект с конкретными людьми. Дело не в том, что проект плох. Это с людьми, которые ведут себя подобным образом, что-то не так. Вам не обязательно находиться с ними рядом.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет,
но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые
интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений.
В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим,
чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье
и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе?
Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц,
то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных
и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей,
творческой самореализации и духовных смыслах.

Когда критика вроде бы рациональна

…это все равно не значит, что к ней непременно нужно прислушиваться.

Самые частые фразы, которые может услышать человек на старте нового проекта: «Для этого нужно много умений (денег, связей)». Предполагается, что у вас этого нет, даже если собеседник не говорит об этом напрямую. Это тоже своего рода обесценивание, только скрытое.

Еще один распространенный комментарий: «Это сейчас все делают, ты просто сделаешь еще один клон». И что? Вполне возможно, у вас будет много клиентов (учеников, читателей, покупателей), которым по каким-то причинам подойдете именно вы. «Сейчас такого много» еще ничего не значит. Сделанный с душой магазинчик кофе или научно-популярный лекторий привлечет свою аудиторию.

А как же выглядит правильная обратная связь?

Во-первых, она конкретна. Если вы делитесь своей идеей, а человек в ответ начинает рассказывать, что у вас ничего не выйдет — это по определению не конструктивно. Другое дело, если вы попросили дать обратную связь: не слишком ли оптимистичен ваш план, не понадобится ли больше денег или времени, что еще можно улучшить, как привлечь людей?

Второй признак «хорошей» обратной связи — она направлена на доработку и улучшение вашей идеи. То есть не имеет скрытой цели напугать вас и заставить от всего отказаться, потому что это слишком долго, слишком сложно и вообще — вчерашний день и никому не интересно.

Еще один признак: грамотная обратная связь, даже если содержит элемент критики, скорее вдохновляет. Вы чувствуете, что вас и вашу идею приняли всерьез. Собеседник уважает ваше видение и вашу цель и готов помочь. С таким подходом критика не ранит, она превращается из негативного отзыва в помощь. Все, что заставляет вас чувствовать себя бессильным и неумелым, не заслуживает внимания.

Есть один случай, когда грамотная обратная связь может быть болезненна: в том случае, если вы допустили серьезную ошибку

В работе с людьми это связано с тем, что вы намеренно или случайно кого-то обидели или обошли вниманием, человек почувствовал себя плохо. В текстах это может быть дискриминация некой группы людей, неудачное слово или выражение, которое является принижающим, или невольное раскрытие личной истории, которого человек не хотел и не ждал от вас, и так далее

В таком случае отзыв может быть достаточно резким, но его стоит принять к сведению.