Вопросник максимума жизни

Вторая часть психологического теста-опросника «Пойми себя»

Она касается личных взаимоотношений и посвящена — друзьям, любви, семье.

Сейчас мы узнаем — насколько «близки» нам наши близкие и можно ли назвать наших друзей — друзьями.

  1. Можете ли Вы констатировать, что в текущий момент Вашей жизни Ваша работа и Ваша личная жизнь мешают одна другой, находятся в конфликте?
  2. Опишите самое удовлетворяющее Вас общение (Можно подробно)
  3. Опишите самое неудовлетворяющее Вас общение (Так же подробно, с примерами)
  4. Оцените по пятибалльной шкале реальное качество тех отношений, которые присутствуют в Вашей жизни (если таковые присутствуют): А. Родительско-детские (Вы — родитель); Б. Детско-родительские (Вы — ребёнок); В. Дружеские; Г. Любовные; Д. Семейные (Вы — родственник); Е. Семейно-супружеские (Вы — супруг(а);Ж. Отношения с коллегами; З. Отношения с окружающими Вас людьми вообще (Клиенты, соседи, попутчики, случайные прохожие).
  5. С чем связано то, что какие-то из этих отношений приносят большее удовлетворение, какие-то — меньшее, а какие-то — никакого? Проанализируйте и приведите яркие примеры.
  6. Какого конкретного человека (людей) Вы можете назвать ответственным(и) за то, что в Вашей жизни радости бывают часто? Радости бывают-таки вообще? Радости бывают очень редко? Радостей вообще не бывает?
  7. Выберите те отношения, которые Вы оценили наиболее низко. Какие есть способы, чтобы эти отношения улучшились, чтобы приносили больше радости? (Полное и грамотное (без взаимных претензий и затаённой боли) окончание отношений — тоже считается вариантом «улучшения отношений»).
  8. Что могли бы сделать лично Вы для того, чтобы испытывать гораздо больше радости от тех отношений, в которых сейчас радости, по-Вашему, недостаточно?
  9. Назовите тех людей, кому Вы якобы доставляете радость (по их собственному мнению)?
  10. Назовите тех людей, кому Вы доставляете радость — активно, осознанно и целенаправленно? Как часто Вы это делаете для них? Что Вы ожидаете получить взамен от этих людей за сознательно доставляемую им радость? (Ответьте честно). Зачем Вам это нужно? Можно ли это получить иным способом? Согласны ли эти люди с тем, что Вы «доставляете им радость» или у них своя точка зрения на те действия, которые Вы предпринимаете по отношению к ним?
  11. Перечислите те способы, которыми Вы умеете доставлять людям радость.
  12. Перечислите ещё способы, о которых Вам известно — как можно доставлять людям радость? Можете ли Вы применять и эти способы доставления людям радости? Почему сейчас вы не пользуетесь этими способами?

Валидизация

Шкала использовалась в ряде исследований межкафедральной исследовательской группы по изучению личностного потенциала факультета психологии МГУ. Общий объём всех выборок, в которых применялась эта шкала, составил более 1500 человек, в числе которых студенты ВУЗов различных специальностей (N=877), учащиеся старших классов школ, абитуриенты ВУЗов, а также взрослые добровольцы (N=50), представляющие разные регионы страны.

Внутренняя согласованность (альфа-коэффициент Кронбаха) 5-пунктовой ШУДЖ варьирует на различных выборках от 0.71 до 0.80 и на объединённой выборке (N=984) составляет 0.75. Показатель ретестовой надёжности шкалы (коэффициент Пирсона), полученный на группе студентов (N=44) с интервалом 2 месяца, составил 0.7 (p

Распределение показателей по шкале близко к нормальному, однако обладает правосторонней асимметрией. Корреляции с общим показателем опросника социальной желательности BIDR (адаптация Е.Н. Осина, надёжность 0.88) на выборке студентов 4-5 курсов различных специальностей ВУЗов 3-х регионов (N=289, анонимное предъявление) оказались невысокими (r = 0.28; p

Шкала субъективного счастья достаточно хорошо коррелирует со шкалой субъективного счастья Любомирски: их коэффициент корреляции составляет от 0.54 до 0.76 на различных выборках (p

В число методик, использованных для оценки конвергентной валидности шкал, вошли:

  • Шкала депрессии как состояния Спилбергера в адаптации А.Б. Леоновой и Ю. Карповой
  • Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева
  • Шкала субъективной витальности как диспозиции Р. Райана и К. Фредерик
  • Шкалы психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко
  • Тест жизнестойкости (Леонтьев, Рассказова, 2006)
  • Шкала общей самоэффективности (Шварцер, Ерусалем, Ромек, 1996)
  • Опосник самоуважения Розенберга
  • Опросник отчуждения (Осин, 2008),
  • Шкала личностного динамизма (Сапронов, Леонтьев, 2007),
  • Тест диспозиционального оптимизма Ч. Карвера и М.Шейера,
  • Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой и О.В. Митиной (2007).

Во всех этих случаях были получены теоретически прогнозируемые значимые корреляции.

Первая часть психологического теста-опросника «Пойми себя»

Эта часть посвящена профессии — тому, что обычно вызывает наибольшее количество стрессов.

Отвечайте на вопросы письменно, не проговаривайте ничего вслух, иначе эта работа не будет иметь пользы (ведь тест, в отличие от психолога, не может дать Вам обратную связь).

  1. Как, по Вашему собственному мнению, профессия и труд вообще, могут стать для человека источником радости? Если у Вас есть такая возможность, приведите примеры из собственного опыта.
  2. В чём, по Вашему мнению, заключается Ваше «призвание», Ваше жизненное предназначение?
  3. Ответьте честно и подробно: получаете ли Вы (и насколько получаете) удовлетворение от той работы, на которую Вы ходите или от той деятельности, которой обычно занимаетесь в последнее время? В чём конкретно состоит это удовлетворение?
  4. Для тех, кто занимается профессиональной деятельностью: от каких конкретных аспектов Вашей профессиональной деятельности Вы получаете наибольшее удовлетворение? Для остальных: что в Вашем текущем образе жизни устраивает Вас больше всего?
  5. Что в работе и текущем образе жизни Вам приносит наибольшее Неудовлетворение? Что радует меньше всего?
  6. Где, кем и как (условия работы) Вы предпочли бы работать? (Можно перечислить сразу несколько вариантов)
  7. Какая работа могла бы принести Вам наибольшее счастье?
  8. Можно ли что-нибудь изменить в Вашей текущей работе (Вашем образе жизни), чтобы испытывать от неё чуть-чуть больше радости? Можно ли изменить что-то в Вашей работе так, чтобы она начала приносить Вам очень большую радость?
  9. А что в этом изменении будет зависеть конкретно от Вас? Что лично Вы сами можете сделать, чтобы текущая работа или образ жизни начали Вас удовлетворять больше? Максимально?
  10. Оцените по пятибалльной шкале образ воображаемого самого себя в статусе: А. Начальника; Б. Подчинённого;В. Независимого предпринимателя; Г. Наёмного работника; Д. Человека не работающего, а живущего на ренту.

Третья часть психологического теста-опросника «Пойми себя»

  1. Составьте перечень Ваших «личных жизненных удовольствий», которые способны доставить вам: А. Интерес; Б. Веселье; В. Наслаждение; Г. Радость и удовольствие.
  2. Испытываете ли Вы удовольствие хотя бы раз в течение дня? Недели?
  3. Достаточно ли Вам, по Вашему мнению, этого?
  4. Если Вы давно не занимаетесь теми делами, которые Вас радуют, то каковы причины? Назовите их все, хорошо подумав.
  5. Как можно устранить эти причины вообще?
  6. Как лично Вы можете попытаться устранить эти причины?
  7. Есть ли в Вашей жизни неприятные обязанности, которые служат постоянным раздражающим фоном?
  8. Какие существуют реальные способы, с помощью которых можно было бы устранить, смягчить эти неприятные обязанности?

***

Выполнение этого теста-опросника проводится в три приёма. Не пытайтесь ответить на эти вопросы бегло — за один вечер, даже за один день.

Возвращайтесь к этому психологическому тесту-опроснику и корректируйте написанное. Лучше. Если Вы посвятите анализу своей жизни и тому, что мешает ей быть счастливой — одну-две недели.

Ещё раз прошу не отвечать на вопросы устно. Если Вы отнесётесь серьёзно к выполнению этой работы, то результаты превзойдут все Ваши ожидания.

Елена Назаренко

www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических
карт. Подробнее…