Детское воровство статья по психологии на тему

Воровство как демонстрация власти

Семью Игоря нельзя было назвать неблагополучной. Заботливые родители распланировали его жизнь так, чтобы он точно добился успеха. Тринадцатилетний подросток учился в престижном лицее, ходил на дополнительные занятия по иностранным языкам, занимался в спортивной секции, был хорошо одет и получал карманные деньги. Но мальчик начал тянуть деньги из родительского кошелька.

— Частой причиной детских краж в семье становится жесткий прессинг со стороны родителей. И это необязательно семьи, в которых есть домашнее насилие. Речь идет о чрезмерном, излишнем контроле над жизнью и интересами ребенка, — поясняет Чуднявцев.

Такой контроль может выражаться в установлении системы запретов на то, с кем можно общаться и дружить, а с кем нет, какими должны быть хобби и увлечения, над успеваемостью в школе, над внешним видом, приемом пищи и т.д. Избыточный и агрессивный контроль в семье вызывает у подростка бессознательное желание компенсации.

— Он будет стремиться нарушить границы и делать то, чего точно нельзя, чтобы почувствовать большую власть, больше возможностей управлять собственной жизнью. Таким «нельзя», который подросток осознанно преступает, становится и воровство. Кражи в семье —протест против чрезмерного родительского контроля

В таких ситуациях родителям важно отрегулировать контроль, ослабить его, — советует эксперт

К тому же, поведение родителей, нарушающих личные границы ребенка, побуждает подростка поступать так же. Если родители входят в его комнату без стука, без спроса берут его вещи, проверяют содержимое сумок или шкафчиков, берут, что хотят и делают, что хотят, не спрашивая, то подросток считает, что если границ нет, значит и ему тоже можно.

Чтобы проверить себя на авторитарность, вы можете пройтись по системе оценки родительского контроля Маккоби. Используете ли вы в воспитании следующие методы? Как далеко заходите в запретах и требованиях?

  • Ограничительность — установление границ детской активности.
  • Требовательность — ожидание высокого уровня ответственности у детей.
  • Строгость — принуждение детей к чему-либо.
  • Навязчивость — влияние на планы и отношения детей.
  • Произвольное проявление власти.

Авторитарные родители не объясняют, а отдают приказы, озвучивая правила. За проступки и нарушения установленных правил ребенка обязательно наказывают. Наказание может быть несоизмеримо с проступком. Родители жестко контролируют поведение детей и требуют от них высоких достижений. В отношениях с детьми для них характерна эмоциональная холодность. Проявления нежности, сочувствия и понимания крайне редки.

— Есть серьезные причины, по которым подростку нельзя предоставлять неограниченную свободу. В воспитании детей должны быть определенные ограничения и руководство, но родителям, склонным к чрезмерному контролю, нужно самим учиться быть более восприимчивыми к чувствам и желаниям ребенка, учиться уважать своих детей и уступать им, когда это целесообразно, — считает семейный психолог Ольга Мирон.

Авторитарные родители воспринимают ребенка как свою собственность, проецируя на него свои собственные желания и устремления. Это может быть осознанно или нет. Но в любом случае, они убеждены, что их понимание счастья и успешной жизни, единственно верное для их ребенка. Однако его представление может в корне отличаться от родительского. Родителям следует преподносить свои ожидания и цели в позитивном ключе, а не как раз и навсегда установленные правила. Запрещая что-либо, нужно объяснять смысл и причины запретов. Контроль, который поможет ребенку расти здоровым ментально и реализовать себя, основан на сочетании эмоционального принятия и ясных, непротиворечивых, последовательных требований.

Почему ребенок ворует?

Существует 6 основных причин того, почему ребенок ворует:

1. Кража из личных побуждений, убеждений и понятий

Кража из личных побуждений проявляется чаще всего. К примеру, ребенок хочет сделать подарок своим родителям или друзьям. Но, где он возьмет деньги, чтобы купить подарок? В его голове и рождается логичное убеждение – вещь можно взять самостоятельно. А если он ее берет с благими намерениями, что в этом страшного? Если это происходит, родителям не нужно ругаться на ребенка и сердится, а нужно спокойно сесть с ним и объяснить ему, что такое хорошо, а что такое плохо.

2. Очень хочется иметь то, чего нет

Когда ребенку очень хочется иметь то, чего нет, является упущением в обучении со стороны родителей. Ребенок должен в любом возрасте осознавать то, что если он чего-то хочет, об этом нужно попросить и не нужно воровать. Есть мое, а есть твое и здесь речь уже идет о психологических границах.

Если родители не могут подарить ему определенную вещь, то он попытается взять ее самостоятельно. Такая же ситуация может наблюдаться в общественных магазинах, когда дети начинают активно тянуть конфеты себе в карманы.

3. Понравилась необычная вещь, но родители не хотят ее приобрести

У детей есть собственное мнение на окружающий их мир, они видят вещи, которые могут показать их определенный статус. А разве взрослым не хочется выделяться среди серой массы? Вот так поступают и дети, ведь если у кого-то игрушка есть, а у них нет, значит, ее нужно получить самостоятельно. 

4. Подражание друзьям, слияние с коллективом

Когда дети попадают в плохую компанию, то — это уже настоящая проблема. Их новые друзья могут научить ребенка воровать, обманывать или оскорблять более слабых. В обществе всегда притупляется чувство ответственности за собственные действия когда идет симбиотическое слияние с коллективом или значимым человеком, поэтому дети перестают осознавать опасность собственных деяний и начинают подражать. Если это происходит и вы не знаете, как с этим поступить, звоните мне и мы с вами это обсудим.

5. Месть, проявление агрессии в отношении какого либо

В качестве мести дети воруют не так часто, но такой вариант также возможен. Как правило, кража происходит только у обидчика. Осуществляя воровство в таком случае, ребенок начинает ощущать собственную силу и превосходство. Ответственность уходит на второй план, задача – расстроить оппонента и проявить агрессию. Если украсть не получается, а агрессии уже накопилось достаточно для выхода ее наружу то — это может привести к драке или иному физическому воздействию.

6. Потеря самоконтроля или нарушения восприятия реальности

У детей также могут быть стрессовые ситуации. Поэтому они могут делать необдуманные вещи, включая кражу различных вещей. Похожим образом поступают и взрослые люди

Причин стресса у ребенка может быть несколько, важно оценить всю серьезность и уже после этого принимать решение

Что делать, когда ворует подросток?

Ситуация меняется, когда родители ловят на воровстве своих детей, достигших школьного возраста.

Детское воровство статья по психологии на тему

— Первая реакция родителей на обнаруженное воровство — агрессия.Скандал, наказание и контроль – схема, по которой идут многие. Но ни один ребенок не начинает воровать просто так. Как правило, такие поступки уже являются результатом определенных нарушений в семье. Так или иначе, но ребенок знает, что воровство – плохой поступок, то, чего он делать не должен, но почему он разрешает себе преступить некую границу и пойти на преступление? – это то, что родители обязательно должны выяснить, убежденсемейный психолог, консультант, Сергей Чуднявцев.

Есть разные обстоятельства и причины подросткового воровства, но какими бы они ни были, родители, которые хотят помочь своему ребенку, должны придерживаться следующих правил:

Придержите свой гнев. Не начинайте с наказания, особенно, когда вы сами плохо контролируете свои эмоции.

Начните разговор с ребенком. Ваша задача, как родителей, выяснить причину такого поступка. Если вы ее не найдете, вы не сможете помочь, поэтому держите себя в руках.
В разговоре вам нужно установить факт воровства, т.е

прежде всего, важно сказать, что ты нарушил правило, и ты нарушил закон. Ты взял чужое, это называется воровство, так нельзя

Это нужно четко обозначить, чтобы не было разночтений. Не кричите на него, обвиняя и называя вором, просто установите сам факт. Разделяйте свое отношение к ситуации и к ребенку.
Спросите, почему он это сделал. Услышьте своего ребенка, услышьте, что у него болит, что мешает жить честно, полноценно в вашей семье.

Выяснив причину,пойдите навстречу, передоговоритесь.

Не забудьте установить новое правило, касающееся краж. Определите ответственность и наказание за такой поступок, если он повторится в будущем.

Будьте открыты для ребенка. Он должен понимать, что вы его любите и готовы вместе решать проблемы. Поэтому напомните ему, что если возникают сложности, он всегда может прийти и поговорить с вами, а не залезать в родительский кошелек без спроса. Кража – недопустимое поведение, преступление, за которое будет наказание.

Как показывает практика, основные причины подросткового воровства связаны с семьей. Будьте готовы к тому, что вам придется переосмыслить свое отношение, поведение и свою роль в том, что толкает вашего ребенка к кражам. Это сложный момент, заставляющий чувствовать свою несостоятельность как родителей, и это то, чего мы не хотим слышать. Но без честности с самим собой, не получится искоренить настоящую причину воровства. Какие же семейные сценарии толкают детей на воровство?

Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: совет психолога

Кража бывает совершена единожды, так как ребенок боится потерять любовь и уважение родителей, не хочет слушать бесконечные длинные «проповеди», ему страшно последующее за поступком наказание, не хочет лишиться праздничного подарка и так далее. Но если одна, вторая кража прошли «на ура» и за воровством не последовало наказание, то остановить маленького воришку будет сложно.

Важно знать, не что делать, если обнаружена пропажа, а чего предпринимать категорически нельзя:

  • не действовать угрозами, рассказывая о полиции и тюрьме. Маленький человек понимает, что он поступил нехорошо, но не настолько, чтобы последовало столь страшное наказание;
  • не навешивать ярлыков, который звучит как приговор на всю жизнь: «ты вор» или «ты мошенник», «это не мой сын» и прочее. Несмотря на плохой поступок, родители должны понять его мотивы и встать на сторону ребенка, прежде чем ставить клеймо;
  • не сравнивать его с отрицательными героями или сложными подростками. Чадо чувствует себя плохим и продолжает совершать подобные действия. Ведь если у него такие проблемы, то лучше ему уже не стать. Другой момент – ребенок снова совершает подобный поступок, но уже более изобретательно, чтобы не попасться;
  • не обвинять воришку при свидетелях, будь то школьный друг, учитель, родственник. Это унизительно и приводит к формированию определенного мнения о данной личности впоследствии. Такое поведение вызывает стрессовые ситуации и только понижает самооценку;
  • не вспоминать постоянно старые, оставшиеся в прошлом «подвиги». Ребенок уже прожил и пережил сложившую ситуацию, а ему напоминают о ней вновь, заставляя думать, что он плохой и подталкивая на следующий отрицательный шаг.

Советы психолога, когда ребенок ворует деньги у родителей и воспитательные меры перестают действовать, важны и полезны. Но их нужно не просто выслушать, а применять на практике. И если ситуация зашла в тупик, то в таких вопросах поможет психолог. Например, психолог-гипнолог Никита Валерьевич Батурин, который проконсультирует по решению подобной проблемы.

Кража как мнимое взросление

Первое осознанное воровство часто происходит именно в подростковом возрасте.Эксперт в семейной психологии Сергей Чуднявцев объясняет такую тенденцию попытками подростков испытывать, найти грань запретного, грань безопасного, грань риска для самих себя, чтобы ощутить себя в новой роли, в роли взрослого человека, самостоятельно принимающего решения.

Если причина воровства в этом, то задача родителей показать подростку возможности, где он может лучше всего проявлять себя как взрослый человек

Родителям важно учить ребенка тому, что каждый человек имеет право на свою жизнь и на свой выбор, но у каждого выбора есть свои последствия. Взрослый человек делает осознанный выбор и принимает ответственность за его последствия

— Нужно провести ревизию в семье: а не ограничили ли мы чересчур подростка от новых прав, новых возможностей и новых впечатлений, не продолжаем ли мы относиться к нему, как к ребенку? Если мы пытаемся натянуть на подростка образ маленького ребенка, он ответит нам неправильным проявлением взрослости. Давайте сбалансируем его позицию больше в сторону взрослости, чтобы показать, что ему не нужно совершать такие поступки, как воровство, чтобы доказать, что он — взрослый человек, — советует психолог.

Принятие серьезных решений начинается с маленьких шагов. Пока ребенок растет, позволяете ли вы принимать ему «маленькие» решения? Обсуждаете ли вы с ним, что стоит за шагом, который он хочет сделать?

В общении родителей, которые с детства учат ребенка самостоятельности и ответственности, присутствуют следующие моменты:

  • Я спрашиваю у ребенка, какие он видит последствия того, что он делает сейчас.
  • Я уточняю, каких результатов он хочет добиться своими действиями.
  • Я делюсь с ним своим видением последствий его действий.
  • Я позволяю ему совершать ошибки и то, что я считаю ошибками.
  • Я разбираю с ним шаги, которые привели его к негативному результату.
  • Я интересуюсь, какие уроки он извлек из каждого опыта и как они могут повлиять на его выбор в будущем.

— Родителям необходимо понимать, когда стоит вмешиваться в жизнь ребенка, а когда лучше оставаться в стороне. Безусловно, это непросто, но в то же время невмешательство — один из наиболее эффективных методов воспитания, — убеждена психолог Сара Нейш.

Как бы ни хотелось уберечь ребенка от ошибок и разочарований, позволяйте ему иногда совершать неверный выбор и получать собственный опыт. Конечно, речь не идет о ситуациях, которые ставят под угрозу здоровье и безопасность ребенка.

Особенности 7 лет

Помните, что дети 5-7 лет — не преступники, они не воруют осознанно — просто берут. Детка думает, что имеет право на все, до чего может дотянуться. Все в этом мире «моё», пока домочадцы не покажут границы дозволенного. Дети, которым не говорят, что правильно, не чувствуют вины, только получают облегчение от обладания желаемым.

Для вас это знак о том, что школьник чувствует себя обделенным, нелюбимым, а связь с родителями слабая. Любовь и признание — это базовая потребность каждого человека. Их недостаток повлечет за собой серьёзные проблемы с адаптацией в социуме. Желание быть популярным гораздо сильнее страха наказания. Именно в 6-7 лет мальчики и девочки становятся зависимы от отношений со сверстниками. Например, отпрыск может завоевывать расположение друзей, покупая им сладости, а деньги красть у вас. В этом случае научите его дружить, придумайте, как можно заинтересовать одноклассников.

Детское воровство статья по психологии на тему

Что делать родителям, если ребенок ворует. Как отучить ребенка воровать?

Во-первых, нужно быть на стороне ребенка, потому что вы его опора и поддержка в любом случае. Будьте рядом, чтобы он это чувствовал.

Не стоит кричать, ставить клеймо и обзываться («воровка!»). Лучше разобраться в ситуации: какие мотивы были у ребенка? Можно обратиться к психологу, который поможет посмотреть на ситуацию со стороны, подскажет, что делать дальше.

Не нужно пытаться «замять» ситуацию, скрыть. Ребенку должно быть стыдно, он должен понять последствия своего поступка, чтобы такое больше не повторилось и не привело к еще худшим последствиям. Иногда одних разговоров и увещеваний мало, ребенок должен «прожить» ситуацию, испытать на себе весь этот гнев, осуждение, чувство вины и стыда.

Родители девочки тоже побеседовали с психологом. Когда они узнали о группе подростков в школе, они перевели девочку в другую школу. Мама поняла, что слишком идеализировала дочку, поведение девочки могло быть протестным, потому что ребенку сложно быть все время идеальным. Родители поняли, что их стиль воспитания был слишком опекающим, они многое решали за ребенка. Они не видели за созданным образом личность, с ее желаниями, ее потребностями.

С девочкой мы обсуждали ценности, самооценку, дружбу и любовь. Придумывали разные способы, как можно стать интересной для сверстников более экологичными способами.

Особенности отрочества

В 8, 9 и 10 лет воровство появляется из-за недостаточно развитой силы воли. Он просто не может удержаться, хотя и присутствует стыд за поступки. В 8 лет уже есть ответственность за себя, дети становятся более независимы. Желание влиться в коллектив, быть в группе сверстников очень сильное. Им кажется, что они обделены, если у одноклассников есть что-то, чего нет у них. Тогда кражи происходят из-за необходимости быть «как все» или чтобы посоревноваться с товарищами. В этом случае ребёнок может воровать не только дома, но и в магазинах.

Советы родителям:

  • Развивайте в своём чаде самостоятельность, пусть малыш ставит себе цели и учится их достигать.
  • Дайте больше свободы, пусть сам выполняет то, что ему уже по силам.
  • Обсудите семейный бюджет. Придите к компромиссу, например, откажитесь от чего-то, чтобы накопить на нужную для ребёнка вещь.
  • Предложите ему собственный заработок. Например, разносить газеты или рекламу, пару часов помогать по дому и получать за это дополнительные деньги.

Детское воровство статья по психологии на тему

Воровство как крик о помощи

Инну отвели к психологу еще и потому, что хотя девочка практически не ела дома, она стремительно набирала вес. При работе с подростком выяснилось, что на деньги, которые Инна воровала у родителей, она покупала фаст-фуд и ела в разных городских кафешках. В самом начале проживания с отчимом, ребенка наказывали за неправильное поведение за столом. Инну били по рукам, называли неряхой и свиньей. В итоге, повзрослев, девочка начала искать любую возможность есть вне дома.

В истории Инны скрывается еще одна причина подросткового воровства, с которой часто сталкиваются практикующие детские психологи

Воровство в этом случае — крик о помощи, симптом неблагополучия семьи, это стремление ребенка обратить внимание на то, что ему плохо, что в семье что-то происходит. Кражи становятся реакцией ребенка на травмирующие обстоятельства жизни

В случае Инны, это и эмоциональная холодность родителей, и отверженность в собственной семье, и унижение.

Подобные сценарии разворачиваются как в социально неблагополучных семьях, так и в тех, которые со стороны могут выглядеть идеальными. В современных исследованиях психологии детского воровства были определены основные личностные особенности и семейные обстоятельства ворующих детей:

  • Такие дети чаще всего доброжелательны и открыты, но не умеют наладить отношения с окружающими;
  • Они производят впечатление инфантильных и несамостоятельных, часто отличаются недостаточным развитием воли;
  • Они неуверенны в себе и ощущают свою уязвимость;
  • Они испытывают нехватку в эмоциональном принятии и поддержке со стороны самых близких людей;
  • Как правило, эти дети пережили психологическую травму, связанную с отношениями с близкими родственниками;
  • В их семьях наблюдается эмоциональная холодность, отчужденность и даже враждебность либо в отношении к ним, либо в отношениях между близкими людьми;

Дети в таких семьях ощущают, что их не любят

Совершая кражи, ребенок стремится любым способом привлечь внимание родителей, при этом понимая, что он получит осуждение, но даже такое внимание ребенок ценит

— Это те ситуации, которые я называю сложными. Зачастую родители, которые приводят детей на консультацию, готовы что-то менять в ребенке, но отказываются признать, что им нужно самим меняться и менять свои отношения в семье, — отмечает психолог Ольга Мирон

– Что здесь должны делать родители, готовые к изменениям? Не заострять внимание на самом факте воровства, что не значит, что его нужно игнорировать. Если ребенок украл, с этим нужно разобраться и определить разумное наказание

Но одновременно родителям надо сосредоточить внимание на создании теплых отношений с ребенком. Хвалить его за хорошие поступки, проводить с ним больше времени и делать это не формально, а искренне интересуясь жизнью собственного ребенка. Нужно заново учиться общаться, восстановить доверие. Ребенок должен чувствовать свою значимость в семье и защищенность. Восполните его нехватку в родительской любви, и у него отпадет необходимость добиваться вашего внимания такими опасными способами.

P.S. Разные проблемы в семье – самая распространенная причина детского воровства. Но есть ситуации, когда виной тому становятся внешние обстоятельства. Продолжение статьи «Как не вырастить вора?» и следующие пять сценариев детского воровства скоро на BRW-Magazine.

Подросток ворует — что делать?

Детское воровство статья по психологии на тему

Родители заметили пропажу денег в кошельке или обновки у подростка, денег на приобретение которых у него не было. Что делать в этом случае? Неадекватная реакция родителей и карательные меры (домашний арест, рукоприкладство, скандалы) могут только ухудшить ситуацию — подростки закрываются от общения и еще больше отдаляются. Прежде всего, родителям необходимо вспомнить, что и сами взрослые хоть раз в детстве брали чужую вещь, но при этом не стали ворами. Затем отнестись к этой проблеме спокойно и серьезно, рассмотрев ряд моментов.

Зачастую подросток рассматривает воровство как единственную возможность получить желаемое. Возможно, карманных денег ему не хватает и как альтернатива простому увеличению содержания можно предложить подработать: курьером, бебиситтером на каникулах, уборщиком, почтальоном, оказывать помощь по выгулу собак и т. д.
Не провоцируйте ребенка разбросанными где попало суммами денег. Во первых, он может впасть в искушение взять пару — тройку купюр, вдруг никто не заметит. Во вторых, воспитывается пренебрежительное отношение к деньгам. Раз валяются бесконтрольно, значит их много и они не особо взрослым нужны. Найдите укромное место для денег и ювелирных украшений.
Если тинейджер испытывает дефицит внимания со стороны родителей, то воровство может стать на это ответом. Ведь мама и папа бросят все дела и кинутся выручать его из беды

Причинить боль взрослым для того, чтобы они обратили внимание — это так по-детски. В этом случае проведите ревизию своих отношений с отпрыском, постарайтесь окружить его вниманием и заботой, беседуйте, рассказывайте историю своего взросления.
К воровству может привести желание подростка доказать свою принадлежность компании, утвердиться среди сверстников

Как правило, они посещают супермаркеты большой шумной компанией, подталкивая друг друга на воровство. Если ребенком движет именно такой мотив, позвольте ему в полной мере понести ответственность за свой поступок. Подростки, вовремя прошедшие жизненную школу, чаще всего завязывают с воровством.
Заметив дома чужие вещи, задайте вопрос об их происхождении — обязательно выясните, откуда они взялись и кому принадлежат. Подросток в вашем присутствии должен позвонить их хозяину и подтвердить местонахождение вещей. Если же отпрыск настаивает на версии подарка, то и ее надо проверить — необходимо связаться с родителями дарителя и уточнить данный факт. В случае, если это окажется правдой, извинитесь перед подростком и объясните, что в его возрасте еще рано принимать дорогие подарки от друзей.
Если вещь все-таки украдена, приложите все усилия по ее возврату. Пусть ребенок сам вернет ее на место. При невозможности возврата в целости и сохранности, определите денежный эквивалент стоимости и оплатите ее пострадавшей стороне. Конечно, не забывая потом удерживать необходимую сумму из карманных денег ребенка.
Если вы точно знаете о факте кражи, а подросток не признается, не загоняйте его в ловушку. Лучше расскажите историю из своего детства, поделитесь воспоминаниями и ощущениями. Ребенок интуитивно поймет, что вы все знаете и будет благодарен за проявленное спокойствие и терпение.