Родителю «психология воспитания ребенка»

Общие принципы воспитания девочки

Чтобы не допустить ошибок в воспитании, и из девочки не получить «серую мышь», годную разве что только стоять у плиты, нужно следовать определённым принципам.Чтобы девочка росла жизнерадостной, уверенной в себе и спокойной, ей требуется доверие и поддержка родителей. Будучи уверенной в родительской поддержке, девочка сможет смелее раскрыть свой потенциал. Нужно развивать в дочке природные задатки и таланты, прививать ей чувство гармонии и красоты, почаще хвалить и говорить о её привлекательности. Воспитанная подобным образом девочка будет твёрдо убеждена в своей красоте, уме и уникальности. Она может обойтись без ревности и семейных скандалов, поскольку вряд ли будет страдать от недостатка в жизни мужчин. Если дочку приходится отругать, то не следует выказывать отношение к ней, а правильней объяснить, в чём состоит ошибочность её поступка. Девочки охотнее мальчиков анализируют свои ошибки. Если же начать её просто отчитывать, то разыграется буря страстей, за которой дочь даже не поймёт, за что получила выволочку. Девочки обычно склонны к старательности, стремясь доводить все дела до завершения. Конечно, это положительное качество нужно в них поддерживать наравне с её задумками и увлечениями.Психологи утверждают, что в поддержке больше нуждаются мальчики, а в заботе – девочки.

Тяготы доверия

В тоже время, иногда дети рассказывают такие вещи, от которых мамам становится страшно. Например, о «подвигах» с лазанием по деревьям или обрывам, от которых у мамы начинают дрожать коленки. От такой исповеди часто думается: «Лучше бы я этого и не знала». В этой ситуации выход один: вспомнить себя в детстве. И свои «подвиги», особенно если мама отличалась достаточно яркой склонностью к изучению всего рискованного. Кстати, поэтому об опасных вещах мальчикам надо не просто рассказывать, но и учить, как их избегать или делать правильно. Например, если ребенок стремится лазить по скалам, следует научить его хотя бы «правилу трех точек», а еще лучше – обучить правильно организовывать страховку. Если же ребенок очень любит размахивать палкой, имитируя мушкетеров, стоит научить его фехтовать, правильно ставить защиты.

Психология воспитания двухлетних детей

Двухлетних детей воспитывать не так просто, как может показаться поначалу. Во многих семьях возникают трудности, связанные с воспитанием подобных малышей. Отметивший вторую годовщину карапуз нередко доставляет родителям хлопоты своими капризами, истериками, упрямством. В таких случаях для своих родителей кроха в этом возрасте становится серьёзным испытанием нервов. Крохотный тиран часто идёт наперекор взрослым людям. Хуже всего приходится тем родителям, которые почему-то думают, что ребёнок обязан их слушаться в любой ситуации. Когда двухлетний карапуз проявляет характер, закатывает истерики, раздражённо реагирует, отказывается от помощи взрослых, то нередко последние не могут взять в толк, что с крохой происходит.
У двухлеток уже достаточно развиты двигательные функции, поэтому почти все места оказываются доступными для их любопытства. У них заметен существенный прогресс в развитии речи, а возросшие умения подталкивают их быть самостоятельными. Взрослым нужно просто понять, что так проявляются физические достижения малыша, тогда и им будет проще проявлять терпимость, нежели накручивать себя мыслями, будто карапуз только и хочет, что вывести их из себя.Советы по воспитанию детей до 3 лет:

  • Вопросы к малышу нужно так формулировать, чтобы он мог ответить положительно или отрицательно, при этом оба варианта ответов должны быть приемлемыми. Например, собираясь домой с игровой площадки, нужно сказать малышу: «Через 5 минут мы уходим», а спустя это время подтвердить слова действием, уверенно произнеся: «Пора идти». Даже если малыш будет противиться, то следует проявить настойчивость. Также можно предоставить малышу выбор одного из двух предложенных вариантов одежды.
  • Психология воспитания детей в этом возрасте основана на гибкости воспитания. Любое решение малыша нужно поддерживать и приучать его отвечать за свой выбор. Например, если ребёнок голодный, но кушать всё-таки отказался, то не следует насильно его пичкать едой, лучше отставить тарелку в сторону. Позднее кроха сам вернётся к ней.

Если родители будут придерживаться подобной тактики, то и трудный период ребёнка пройдёт более гладко.

Когда и как появляется понятие морали?

Моральные принципы личности не формируются в сознательном возрасте. Когда прошедший подростковое формирование ребенок сталкивается с реальным миром, он уже получает настоящий, не всегда положительный опыт, который окончательно создает характер. Однако психология детей подразумевает, что основная база создается, скорее даже копируется с родителей.

Родителю "психология воспитания ребенка"
Мораль и нравственность – разница между понятиями

Когда ребенок понимает, что в той или иной ситуации он может поступить по-разному, он принимает решение, даже не столько исходя из своих интересов, сколько копируя окружающих.

У малыша всегда есть образ для подражания (обычно это мама), действия которой являются эталоном, не могут быть оспорены ни при каких условиях.

На стыке собственных потребностей, желаний (ребенок понимает, что не все его мечты и просьбы автоматически удовлетворяются) и воспитания родителей, начинают формироваться моральные принципы. Обычно они очень категоричны и наивны, однако со временем они трансформируются во вполне жизнеспособные правила, и ребенок больше не будет испытывать необходимости подражать кому-то, он сможет решать социальные задачи сам. Начинаются эти процессы примерно в три-четыре года.

Родителю "психология воспитания ребенка"
Конфликты в семье влияют на психологию ребенка

Общие принципы воспитания мальчика

  • Мальчиков нельзя подавлять, часто ругать и наказывать, поскольку они более чувствительны к обидам и ранимы. Чтобы вырастить из мальчика полноценную личность, родителям следует научиться ему доверять, хвалить за любые достижения, в полной мере дарить любовь.
  • Даже помня, что это будущий мужчина, ему нельзя отказывать в нежности и ласке. Хотя мальчики в таком возрасте плачут не меньше девочек, тем не менее, им следует прививать понятие о «скупой мужской слезе», направлять их на то, чтобы они избавлялись от истеричного поведения. Иначе насмешек сверстников, да и взрослых, не избежать. Мальчик должен научиться свою боль держать в себе, но при этом не утратить способность выражения эмоций, чтобы не стать озлобленным и замкнутым.
  • Опекая психологически мальчика, не стоит так же поступать и с физическими нагрузками – будет грубой ошибкой, например, нести за ним с прогулки велосипед. При таком воспитании можно получить несамостоятельного и неуверенного в себе мужчину.
  • Если мальчик проявляет склонность к игре в куклы, то не стоит сильно отчаиваться – возможно, так проявляет себя будущий отличный семьянин и прекрасный отец. Превратившись в мужчин, такие мальчики найдут больше точек соприкосновения с женщинами и могут быстрее найти свою половину.

Золотая середина

Обе стратегии воспитания мальчиков, перечисленные выше, приводят к деформациям. Ребенок вырастает либо абсолютно безвольным и привыкшим к паразитизму, либо чрезмерно жестким и неспособным к компромиссам, мягкости и эмпатии. Обе жизненных стратегий являются неоптимальными, и сильно портят взрослую жизнь

Как же воспитать мальчика так, чтобы он был по-настоящему счастливым и при этом соответствует своей гендерной роли? Если честно, то – мальчик или девочка – не суть важно, самое главное другое…

  • доверие,

  • возможность проявить себя,

  • отсутствие страха перед родителями,

  • возможность открыть свои мысли и эмоции.

А родители должны помочь ребенку выговориться. И поддержать его в нужных начинаниях. В случае же неудачи – не решать проблемы за него, но дать ребенку понять, что его не оставляет один на один с бедой, а готовы выслушать, поддержать, понять. Именно доверие и право на эксперименты являются самыми важными в воспитании мальчиков, которые вырастают умными, энергичными и успешными. Доверие достаточно сложная вещь, потому что ребенок, доверяющий родителям, оказывается перед ними полностью беззащитным. Поэтому то, что было доверено, родители ни в коем случае не должны использовать как оружие против ребенка, чтобы ударить и унизить его.

Психология воспитания 5-летних детей

В пятилетнем возрасте у детей продолжается изучение себя и других представителей социума. Понемногу малыши начинают понимать, что в отношениях людей существуют некие связи, образующие социальное поведение. Что касается поведения самих пятилеток, то в нём проявляются зачатки саморегуляции – они сами начинают предъявлять к себе требования, ранее предъявляемые лишь взрослыми. В этом возрасте ребёнок уже может начатое дело довести до конца, не отвлекаясь на прочие занятия, например, навести в комнате порядок, убрать игрушки. При воспитании пятилетних детей взрослым необходимо проявлять настойчивость, поскольку именно в этом возрасте малыши начинают осознавать наличие правил поведения и общепризнанных норм, чувствовать персональную ответственность и необходимость соблюдения этих правил и норм. Малыш может эмоционально переживать оценку собственного поведения со стороны других людей, он сам понимает, насколько он соблюдает эти нормы и правила, и соответствует ли его поведение представлениям морали и нравственности. У ребёнка в пять лет постепенно меняются представления о самом себе, важнее становятся мнения и оценки сверстников. Пятилетний малыш более тщательно относится к выбору друзей, и вполне способен установить со сверстниками устойчивые взаимоотношения. Его друзьями становятся либо те, кто преуспевает в каком-либо деле, либо те, кто имеет положительные качества. Так, малыш может охарактеризовать своего приятеля как не драчуна, любящего играть с другими.
В воспитании пятилетних мальчиков и девочек большой разницы нет. Мальчики остаются более энергичными, а девочки более усидчивыми, но при этом для тех и других годятся одни и те же принципы воспитания. У пятилетних деток настроение не так стремительно меняется, они взрослеют и становятся более спокойными. Если малыша о чём-то попросить, то он может достаточно адекватно отреагировать на просьбу взрослого. В это время детям следует регулярно объяснять, что и по каким причинам делать нельзя.Если взрослые будут постоянно отмахиваться от детских «почему?», то ребёнок может утратить инициативу, может даже подумать, что есть некие запретные темы, которые нельзя обсуждать. Родителям самим будет лучше, если они будут отвечать на любые вопросы ребёнка. В конце концов, тот поймёт, что лучше всего со своими проблемами обращаться именно к родителям, тогда позднее, в переломном подростковом возрасте он задаст животрепещущие вопросы именно своим близким.

Вебинары6

21 марта
Суббота,
11:00

Онлайн-медитация «Исцеление отношений с Родителями»

 
Подать заявку

1,5 часа

Школа целителей «Открытая жизнь»
Ана Котышева

25 марта
Среда,
9:00

Вебинар «Как помочь себе и подростку в переходный период»

 
Бесплатное

1 час

Вера Валерьевна Соболевская (Томск)

27 марта
Пятница,
19:00

Трансляция семинара для родителей «Научите детей учиться»

 
Бесплатное

2 часа

Центр образовательных технологий Николая Ягодкина Advance (Санкт-Петербург)
Николай Ягодкин (Санкт-Петербург)

2 апреля
Четверг

Курс-практикум «#ЯжМать!»

 
Подать заявку

4 недели

Юлия Жива (Оренбург)
Ерилова Наталья
Елена Миропольская
Долгоброд Ирина Алексеевна

Ещё 2 тренера…

4 апреля
Суббота,
11:00

Вебинар Треугольник Карпмана. Чем опасна роль спасателя. Как избавиться от желания опекать других и начать думать о себе

 
Подать заявку

3 часа

Андрей Станиславович Азаров (Запорожье)

Психология воспитания трёхлетних детей

Все родители хотели бы правильно воспитать своё чадо, чтобы из него получилась здоровая, полноценная, творческая личность. Личность начинает формироваться с трёх лет. Особенности поведения детей в этом возрасте детская психология называет «кризисом трёх лет».
Воспитание трёхлетнего ребёнка от родителей требует немалого терпения и внимания. В последующие годы у него будет закладываться основа характера, формироваться представления о принципах общественного поведения. Часто трёхлетние детишки бывают капризными и истеричными. Взрослым же в этих случаях нельзя терять самообладания, нужно уметь объяснить крохе в спокойном тоне, что в его поведении не нравится

Лучше заострить внимание ребёнка на том, что конкретно огорчило родителя, а затем отвлечь его чем-то интересным, более к этому конфликту не возвращаясь. Психология воспитания в этом возрасте нацелена на исключение излишней строгости и обилия запретов, чтобы впоследствии малыш не стал привередливым, капризным и излишне требовательным

Категорически нельзя унижать и бить ребёнка, наоборот, он должен почувствовать себя на равных с родителями.
В 3 года ребёнок начинает осознавать себя личностью, но недостаток жизненного опыта приводит к тому, что он не умеет правильно применять собственную самостоятельность, активность, настойчивость в достижении цели. Для гармоничного развития жизнь малыша необходимо наполнить играми, прогулками, интересными знаниями. Относиться к нему следует всегда справедливо и тактично, а после, когда он вырастет, то отплатит близким уважением и любовью.