Воспитание ребенка от 2 до 3 лет: психология

Подростковый возраст один из тех периодов, когда мамам и папам приходится нелегко в воспитании детей. Также, эксперты отмечают, что этот отрезок времени не самый простой и в жизни ребенка тоже. Ведь, у подростка начинается борьба с самим собой, с окружающим миром и со взрослыми. Чтобы ребенок вошел во взрослую жизнь с правильными целями и с гордо поднятой головой, его нужно направить, и поддержать, а это уже зависит от воспитания родителей.

Чрезмерно опекаем

Многие родители ощущают ребенка частью себя. Мамы, не имея другого объекта приложения своей любви, посвящают жизнь своему сыну, жертвуя своей и гордясь этим поступком. Однако это не просто вредно, но невероятно опасно для личности будущего мужчины. Мешая становлению нового человека, принимая за него решения, выполняя тяжелую работу, оберегая его от сложных ситуаций, можно вырастить безвольного, неуверенного в себе человека, который будет считать себя слабым и хрупким, неспособным быть мужчиной или верить в то, что остальные люди ему должны.

Почему мы это делаем?

Выражаем так свою сильную любовь.

Что вместо этого?

Проявлять ласку и заботу, не мешающую самостоятельности, тогда, когда сыну это нужно. Подлинная любовь отличается от чрезмерной опеки принятием маленького человечка таким, какой он есть. Учитесь с уважением относиться к его характеру. Вместо того, чтобы пытаться уберечь своего сына от всего и вся, расскажите, как себя вести, как обращаться с опасными предметами, что делать в опасных ситуациях. Пусть он научится плавать, кататься на коньках, узнает, что ножом можно порезаться и как его правильно держать и т. д.

Причины

Причина развития синдрома – деструктивное семейное воспитание, при котором девочку постоянно попрекали, пытались переделать. Примеры фраз, разрушающих личность ребенка:

  • «Не кричи, ты же девочка»;
  • «Будь послушной девочкой, маминой гордостью»;
  • «Не спорь, ты же девочка»;
  • «Не о мальчиках, а об учебе думать надо»;
  • «Ну и что, что не нравится – стерпится, слюбится».

Постепенно девочка привыкает быть такой, какой ее хотят видеть, а не такой, какая она на самом деле. Все это ради того, чтобы заслужить признание, любовь и похвалу мамы. Больше всего на свете хорошая девочка боится разочаровать маму, быть наказанной и отвергнутой. Девочка старается быть во всем лучшей и первой, идеальной. В этих страхах кроется корень многих деструктивных убеждений женщины.

Другие причины развития синдрома хорошей девочки:

  1. Биологическая предрасположенность. Американские психологи выяснили, что женщины от природы больше склонны терпеть, ждать. Мужчины руководствуются принципом «беги или нападай», женские гормоны расширяют рамки поведения.
  2. Общественные стереотипы. До сих пор в обществе живо убеждение, что женщина должна быть послушной, кроткой, терпеливой. А индустрия красоты еще и внушает море комплексов, заставляя девочек с ранних лет стремиться к выдуманному идеалу, переделывать себя.
  3. Пример матери. Синдром хорошей девочки формируется на примере бесхарактерности матери. Если мать была слабой и безвольной, подвергалась тирании отца, то и дочь вырастет жертвой.
  4. Оба родителя – нарциссы и тираны. Такие люди не умеют любить, не обращают внимания на чужие интересы. Они пытаются через ребенка прожить свою жизнь еще раз, создать лучшую копию себя. Это патология, но ребенок не понимает этого, а потому продолжает ждать и надеяться, пытается заслужить любовь.

Почему взрослый «хороший ребенок» удобен всем, но не себе

Родители указывают девочке, что говорить и как поступать. Они делают ее удобной. Привычка угождать другим людям сохраняется на всю жизнь. На работе, в личной жизни, в отношениях с друзьями хорошая девочка старается быть правильной. Ради этого она жертвует собой, отказывается от своих интересов, подавляет свои чувства, эмоции и потребности.

Хорошая девочка боится высказать свое мнение. Она не умеет отказывать, не переносит критику и боится осуждений. Женщина с синдромом хорошей девочки живет для других, радует других, но при этом сама остается неудовлетворенной. Она постоянно спорит сама с собой, критикует себя. Поэтому и получается, что такие девочки удобны для всех, но не для себя.

Важно! Хорошая девочка понимает, что ее мышление препятствует ее же развитию, но она не может справиться с этим. Из-за этого она ненавидит себя еще больше.

Воспитание детей 2-лет: особенности

Воспитание ребенка в 2-3 года имеет ряд особенностей и не всегда приятных. Родители встречаются со множеством проблем, в решении которых помогает психология, но для этого стоит уделять достаточное количество времени на воспитание своего ребенка.

Дети, достигшие двухлетнего возраста, часто показывают свой характер, докучают взрослым своим упрямством, капризами, отвергают их помощь, закатывают истерики, могут стать почти тиранами в доме. Родители в свою очередь не могут понять, что происходит с цветами их жизни.

В этом возрасте активно развивается двигательная функция, поэтому они становятся очень активными и норовят ко всему прикоснуться побывать везде. Взрослым следует быть терпимыми и относится к этому с пониманием, проявлять гибкость в воспитании своего чада.

Малыши, которым исполнилось три, начинают ощущать себя личностью, однако из-за отсутствия опыта не знают, как правильно показывать свою индивидуальность, самостоятельность, настойчивость, в какое русло направлять свою активность для достижения поставленных целей.

Детей в этот период следует обучать и направлять, давать им чувствовать себя на равных со взрослыми, уделять должное внимание их воспитанию.

Задачи воспитания и обучения детей 2-3 лет

Воспитание ребенка от 2 лет должно включать в себя ряд действий, которые необходимо совершать в этот тяжелый период для облегчения, как и его жизни, так и родителей:

  • быть последовательными, обеспечить определенный режим дня, для того, чтоб малыш знал, чего ему ожидать и привыкал к этому;
  • стараться избегать стрессовых ситуаций, не заставлять делать что-то против воли, а если это необходимо, попробовать увлечь процессом;
  • уметь понимать малыша и ставить себя на его место, тем самым сглаживать острые углы в его поведении, это может помочь избежать множества проблем;
  • использовать искусство отвлечения, если чадо отказывается делать что-то, что требует взрослый, не стоит его заставлять, лучше попробовать отвлечь чем-то другим не менее полезным;
  • в любой ситуации давать время на осмысление, поступков, слов, действий;
  • сохранять уравновешенность и спокойствие во время истерик, находить мягкие пути успокоения;
  • поощрять за хорошее поведение, акцентировать на этом внимание;
  • уметь идти на компромисс, не требовать слишком многого, знать отличие между «нужно» и «не обязательно».

Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры помогает добиться хороших результатов. Оно направлено на правильное формирование: слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания. Развитие через такие игры можно начинать и раньше, но по имению психологов именно с 2 до 3 лет, дети очень быстро схватывают новую информацию.

Несколько примеров дидактических игр:

  • Предложить украсить лист бумаги разноцветными узорами по предложенному образцу;
  • Собрать картинку из различных фигур в соответствии с рисунком;
  • Попросить найти предметы, напоминающие простые геометрические фигуры.

Психология воспитания ребенка 2-3 года

Во всех книгах по психологии советуют начинать воспитание самостоятельности до 2 лет, это будет основой становления личности малыша в дальнейшем, особенно когда придет время отдавать его в детский сад.

Практические советы:

  • установление распорядка дня, это позволит ребенку быть более уверенным во всем, что он делает;
  • быть хорошим примером для подражания, каждый малыш старается походить на своих родителей, поэтому очень важно вести себя достойно, тогда будет логично требовать того же от своего сына или дочки;
  • дать правильное понимание, того что хорошо, а что плохо, приводя примеры из жизни, читая детские сказки;
  • устанавливать простые, но четкие правила поведения, объяснять для чего их следует придерживаться.

Психология мальчиков и девочек до и после 2 лет: отличия

Развитие детей в этом возрасте имеет некоторые отличия, хотя и разница совсем невелика.

  • Дети двухлетнего возраста стараются многое узнать, разведать, потрогать, везде побывать, родители в свою очередь не должны им препятствовать, им стоит помогать, давать советы, все объяснять;
  • В три формируется личность, что влечет за собой множество вопросов, следует давать на каждый исчерпывающий ответ, помогать узнавать новое, заставить почувствовать себя на равных со взрослыми, давать право выбора.

С точки зрения психологии воспитание мальчиков и девочек должно отличаться не только из-за половых отличий, но и по причине того, что их поведение и развитие также имеют свои особенности с самого рождения.

Воспитание мальчика 2 года особенности:

  • воспринимают информацию через зрительное восприятие, поэтому им лучше показать пример хорошего поведения чем объяснять;
  • в обучении не любят повторений, для них более действенен быстрый темп;
  • учить уважению к женскому полу, объяснять, как правильно общаться с девочками, как проявлять уважение;
  • мальчики порой бывают более эмоциональны чем девочки, поэтому не стоит запрещать им проявлять чувства, даже если это слезы, но только если для них есть весомая причина;
  • следует давать больше пространства для игр чем девочки, так как они ориентируются на дальнее зрение, им свойственно бегать, бросать предметы;
  • мальчики больше стараются выделяться, отличаться, это стремление можно направить в какой-то полезное для развития русло;
  • любят игрушки которые можно собирать, разбирать и двигать, поэтому для развития больше подойдут конструкторы, машины и т.д.

Воспитание девочек с 2 лет требует деликатного и внимательного подхода:

  • девочки лучше воспринимают информацию на слух, поэтому им лучше объяснять, чем показывать;
  • воспитывать чувство собственного достоинства и уважение к себе;
  • к девочкам следует относиться с большей нежностью, так как они более чувствительны к телесным ощущениям;
  • в обучении лучше воспринимают процесс поэтапно, любят повторно проверять собственные знания;
  • предпочитают красивые и яркие вещи, девочкам следует покупать мягкие игрушки, куклы, эти вещи будут развивать у них материнские чувства, учить заботиться о ком-то и любить.

Популярные советы психологов: когда они во вред

Читая новости в соцсетях, можно встретить психологические рекомендации, которые собрали множество одобрений пользователей. Профессиональные психологи смотрят на них с осуждением, а иногда откровенным ужасом. 

Мы собрали 9 вредных советов от сетевых психологов и объяснения, почему следовать им не стоит.

Выкладывайтесь на полную, не останавливайтесь на пути к успеху

Целеустремлённость, конечно, хороша, но людям не стоит забывать об отдыхе. Стать самым успешным человеком на кладбище – не особо привлекательная перспектива. Медики приравнивают трудоголизм к расстройствам психики, нередко в сопровождении других диагнозов. Это же относится к людям, которые забывают о себе в заботах о других. Чтобы сохранить физическое и психическое здоровье, медики рекомендуют чередовать периоды активности и покоя. Позволяйте себе иногда расслабиться – отправиться в отпуск, посетить концерт любимой группы или просто посидеть с чашечкой чая.

Не забывайте делать маленькие перерывы в течение дня

Обязательно меняйте работу каждые 5 лет

По мнению советчиков, подобные советы психологов спасут от профессионального выгорания. На самом деле смена работы подойдёт только тем, кто находится в поисках себя. Остальным ни к чему метания, тем более современные реалии предоставляют возможность профессионального роста практически в любой специальности. Карьеру легче сделать в одной организации, чем бегая по предприятиям в поисках тёплого места. Недостатком частой смены работы можно считать необходимость постоянно вливаться в новый коллектив Оставайтесь собой в любой ситуации

Это могут себе позволить только люди, которые постигли самих себя, что в принципе нереально. Совет вреден тем, что мешает избавляться от недостатков, которые есть у всех. А ведь постоянная работа над собой важна.

Только постоянная работа над собой даёт хорошие результаты

Всегда и всем говорите всё, что вы  думаете

Нынче модно слыть этаким прямолинейным человеком. Скажу, что думаю, даже если собеседнику будет неприятно или даже больно слышать мои слова. Настоящие советы психологов звучат иначе – иногда лучше солгать или промолчать. Ложь во спасение никто не отменял.

Привычка говорить всё, что думаешь, может привести к разрушительным последствиям

Меняйте отношение к ситуации, если не в силах повлиять на неё

Бывают случаи, когда изменить существующее положение действительно невозможно. Но, руководствуясь этим советом, люди могут упустить шанс, где ситуацию можно обратить в свою пользу. Иногда лучше действовать, чем пускать всё на самотёк из-за страха неудачи.

Право на “я подумаю об этом завтра” имеют разве что героини книг и фильмов, вроде Скарлетт О Хара

Переключайтесь на другое в неприятных ситуациях

С маленькими детьми это хорошо срабатывает, но во взрослой жизни такие люди не умеют справляться с негативом. В итоге стресс всё равно проявляется в переедании, импульсивных покупках или проблемах с алкоголем. Вместо отрицания того, что расстраивает, нужно искать источники негатива и работать с этой информацией.

Алкоголизм – болезнь, которая часто становится следствием подавления негативных эмоций

Не жалейте себя

Парадоксально звучит, но те, кто постоянно жалуется окружающим на проблемы, на самом деле не умеют себя жалеть. Они не в состоянии проявлять адекватные требования к себе и вовремя отдыхать, поэтому требуют сочувствия от других. Люди с образованием психолога предлагают направлять жалость к себе во благо, а не игнорировать естественную защиту организма.

Неумение себя вовремя жалеть приводит к постоянным жалобам на жизнь

Думайте только о хорошем, забывайте плохое

С одной стороны правильно не зацикливаться на проблемах, но с другой… Если не анализировать причины возникновения негатива, то ситуации будут повторяться. Разумнее будет соблюдать баланс между положительными и отрицательными эмоциями.

Чтобы не наступать постоянно на одни и те же грабли, их нужно найти и убрать с дороги

Не расстраивайтесь, если что-то идёт не так, как планировалось

Многим людям свойственно успокаивать себя и других “Ничего, в следующий раз точно повезёт”, “Да у тебя ещё сотня таких будет” или “На этой работе свет клином не сошёлся”. Проблемы вроде становятся меньше, не так обидно терять. В то же время человек сводит на нет свои достижения в профессии, выстраивании отношений и многом другом. Боязнь потерять что-то важное помогает правильнее выстраивать жизнь и верно расставлять приоритеты.

Наличие других вариантов трудоустройства не особо утешает при увольнении с должности, которой отданы силы

В следующий раз увидев эти вредные советы психологов в ленте социальной сети, не спешите делиться ими с друзьями. Оказать медвежью услугу всегда успеете. Лучше расскажите всем об этой статье, пользы будет больше.

Говорить «да» чаще, чем «нет»

Мир всегда позаботится о том, чтобы сказать им «нет». Во взрослой жизни они все время будут плавать по бурному морю между «ты недостаточно хорош» и «это делать нельзя». Я хочу быть противоположностью жестокому миру в этом случае. Я хочу внушить им, что все в их силах, что у них все получится, если они готовы много работать для этого. Я хочу быть тем, кто несет лозунг «YES, YOU CAN» в их жизни. Я хочу, чтобы они чувствовали себя непобедимыми в моем доме.

Ошибки взрослых при воспитании мальчиков

Общество считает правильной позицией, когда мальчика нужно воспитывать с кнутом, да так, чтобы боялся родителей и слушался их. По мнению многих родителей, только так может вырасти настоящий мужчина. Но папы/отцы не принимают в расчет опыт, который они получили от своих родителей, ведь былая диктатура оставила в их памяти явно не приятные воспоминания. Может правильным и будет то, что мужественность прививается с детства. Но нельзя забывать о том, что может вырасти безчувственный тиран, а он должен чувствовтать заботу и любовь, чтобы в будущем он мог проявлять тепло и заботу к другим. Также специалисты отмечают, что лучше не использовать такую фразу, как: «Ну, ты же будущий мужчина!» В этот момент у  ребенка меняется психика, а взросление не происходит сразу, а поэтапно. Нельзя чересчур и баловать ребенка. Конфликты на глазах подростка, где отец может поднять руку на мать, или же дочь, в будущем станут для него нормальной вещью, и он будет делать то же самое по отношению к своей жене. Такая ошибка взрослых происходит из-за их несогласованности между собой. Формированию подростка пагубным является — сравнение со сверстниками. Нельзя сравнивать своего ребенка с кем-то. Надо, чтобы у него в голове была заложена здоровая конкуренция. 

Ошибки взрослых при воспитании мальчиков

Воспитание девочки без матери

Когда мать уходит из семьи, это противоестественно. Однако в последнее время такая ситуация мало кого удивляет. Материнский инстинкт стал не так сильно проявляться у современных женщин. Некоторые из них рожают и «забывают» своего ребенка в роддоме или отправляют грудничка к своим родителям, с упоением продолжая заниматься карьерой, прикрываясь тем, что для ребенка нужны деньги. На самом деле для нормального воспитания малыша нужна мама, ее любовь и забота. Но если уж ему не довелось иметь мать, то хорошо, что у него есть отец. В конце концов, бывают очень нежные и добрые мужчины, которые стараются заменить ребенку мать, и сильно его любят.

Некоторые психологи убеждены, что воспитание девочки одним отцом создает самую главную психологическую проблему — Эдипов комплекс, то есть бессознательное половое влечение к родителю противоположного пола. Чаще всего это происходит при неправильном воспитании ребенка отцом, когда девочка психологически заменяет ему любимую женщину: он стремится наряжать ее, покупает украшения, дарит цветы. Хотя сами по себе такие подарки вполне естественны, ведь малышка подрастает и хочет быть красивой и хорошо одеваться. Важно, какую роль это играет для самого отца. Одно дело — периодически баловать дочку и покупать ей то, что она просит, а другое — по собственной инициативе забрасывать ее подарками, заставлять примерять наряды и восхищаться ее внешностью. Такое отношение может заставить девочку воспринимать отца как мужчину, и вести себя соответственно.

Чтобы не допустить развития таких отношений, отец должен отдавать себе отчет в том, что к ребенку нельзя применять такие же отношения, как к взрослой женщине. Но иногда это происходит помимо его воли. По-отцовски нежно любя свою дочку, чувствуя ответственность за нее, мужчина нередко жертвует своей личной жизнью и даже не пытается найти женщину, которая могла бы стать его женой. Он уже имеет один негативный опыт и боится, что чужая женщина и не сможет заменить ребенку родную мать. Кроме того, многие отцы после развода разочарованы в женщинах и надолго «остывают» к ним. Что можно посоветовать такому папе? Подумайте, своей нежной привязанностью и постоянным участием сможете ли вы дать ребенку то, что не дала мать? Вряд ли. Конечно, вы во многом сгладите ее отсутствие, но полностью заменить все равно не сумеете, зато сформируете ненормальную зависимость дочери от вас. Любовь и забота отца хороша в меру Постарайтесь заняться своей личной жизнью или найдите какое-нибудь хобби. И помогите дочке сформировать образ матери, как прекрасной женщины. Не нужно внушать ребенку ненависть к ней. Рассказывайте о ней только хорошее, говорите с дочкой о женской доброте и мягкости, терпении и уступчивости, о любых добродетелях, которые бы вы хотели видеть у вашей малышки. Ребенок берет пример с родителя своего пола, а если его нет, то с других взрослых женщин, с которыми она или вы общаетесь. Поэтому не лишайте себя дружбы с добрыми и понимающими женщинами, которые помогут вашей дочери обрести правильные ориентиры в жизни.

Источники: -pravilno-vospitat-devochku-podrostka/ -s-detmi/ -pravilno-vospityvat-devochku-1-2-3-4-5-let-sovety-psixologa

Воспитание девочки без матери

Когда мать уходит из семьи, это противоестественно. Однако в последнее время такая ситуация мало кого удивляет. Материнский инстинкт стал не так сильно проявляться у современных женщин. Некоторые из них рожают и «забывают» своего ребенка в роддоме или отправляют грудничка к своим родителям, с упоением продолжая заниматься карьерой, прикрываясь тем, что для ребенка нужны деньги. На самом деле для нормального воспитания малыша нужна мама, ее любовь и забота. Но если уж ему не довелось иметь мать, то хорошо, что у него есть отец. В конце концов, бывают очень нежные и добрые мужчины, которые стараются заменить ребенку мать, и сильно его любят.

Некоторые психологи убеждены, что воспитание девочки одним отцом создает самую главную психологическую проблему — Эдипов комплекс, то есть бессознательное половое влечение к родителю противоположного пола. Чаще всего это происходит при неправильном воспитании ребенка отцом, когда девочка психологически заменяет ему любимую женщину: он стремится наряжать ее, покупает украшения, дарит цветы. Хотя сами по себе такие подарки вполне естественны, ведь малышка подрастает и хочет быть красивой и хорошо одеваться. Важно, какую роль это играет для самого отца. Одно дело — периодически баловать дочку и покупать ей то, что она просит, а другое — по собственной инициативе забрасывать ее подарками, заставлять примерять наряды и восхищаться ее внешностью. Такое отношение может заставить девочку воспринимать отца как мужчину, и вести себя соответственно.

Чтобы не допустить развития таких отношений, отец должен отдавать себе отчет в том, что к ребенку нельзя применять такие же отношения, как к взрослой женщине. Но иногда это происходит помимо его воли. По-отцовски нежно любя свою дочку, чувствуя ответственность за нее, мужчина нередко жертвует своей личной жизнью и даже не пытается найти женщину, которая могла бы стать его женой. Он уже имеет один негативный опыт и боится, что чужая женщина и не сможет заменить ребенку родную мать. Кроме того, многие отцы после развода разочарованы в женщинах и надолго «остывают» к ним. Что можно посоветовать такому папе? Подумайте, своей нежной привязанностью и постоянным участием сможете ли вы дать ребенку то, что не дала мать? Вряд ли. Конечно, вы во многом сгладите ее отсутствие, но полностью заменить все равно не сумеете, зато сформируете ненормальную зависимость дочери от вас. Любовь и забота отца хороша в меру Постарайтесь заняться своей личной жизнью или найдите какое-нибудь хобби. И помогите дочке сформировать образ матери, как прекрасной женщины. Не нужно внушать ребенку ненависть к ней. Рассказывайте о ней только хорошее, говорите с дочкой о женской доброте и мягкости, терпении и уступчивости, о любых добродетелях, которые бы вы хотели видеть у вашей малышки. Ребенок берет пример с родителя своего пола, а если его нет, то с других взрослых женщин, с которыми она или вы общаетесь. Поэтому не лишайте себя дружбы с добрыми и понимающими женщинами, которые помогут вашей дочери обрести правильные ориентиры в жизни.

Источники:

-pravilno-vospitat-devochku-podrostka/ -s-detmi/ -pravilno-vospityvat-devochku-1-2-3-4-5-let-sovety-psixologa

Мы не можем предотвратить того, что он сделает сам с собой

– Хочу поговорить о кризисных историях: два подростка из благополучных, супер-понимающих семей взялись за руки и покончили с собой. Все было хорошо, ходили к психиатру, пили таблеточки, родители во всем поддерживали. И вдруг такое происходит. Получается, что мы не все можем предотвратить, не на все повлиять?

– Прыжок через пропасть – такую метафору психолог Эрик Эриксон предложил для подросткового периода. Прыжок через пропасть – по определению, такое занятие, в котором не может быть стопроцентной гарантии, что все благополучно закончится, и никакие врачи, никакие психологи тоже не могут дать гарантии, что все будет благополучно.

С этим тяжело смириться, потому что так всегда было, всегда подростковый возраст был возрастом риска и всегда проходил с некоторыми потерями для популяции. Нам тяжело это принять, у нас мало детей, мы не считаем подростка отрезанным ломтем, которого мы уже вырастили, а дальше пусть сам делает, что хочет. Это наш ребенок, мы переживаем за него. Поэтому мы уменьшаем все риски, как только можем, со всех сторон. А у него потребность, заложенная тысячелетиями, и она в том, чтобы испытать себя, чтобы рискнуть, встретиться с экстремальным опытом.

Эта потребность испытать себя – потребность подросткового возраста встретиться со смертью.

В архаичных культурах существовали обряды инициации, смысл которых был в том, что ребенок умирает и вместо него приходит другой человек – взрослый. Для того чтобы пройти этот переход, ты должен совершить путешествие в мир смерти. Поэтому там использовались и состояния измененного сознания, и достаточно тяжелые испытания. Это происходило с определенными потерями, потому что испытания были нешуточные, с серьезными реальными рисками для жизни и для здоровья. Поэтому есть этот заложенный в коллективном бессознательном сюжет об испытании, есть потребность узнать, чего ты стоишь, встретиться с нешуточной, реальной угрозой.

Такие желания вызваны еще и тем, что современная обычная жизнь полностью от этих угроз освобождена. Если вы живете в каких-то тяжелых бытовых и природных условиях, выживаете, то у вас нет необходимости специально что-то искать, вам и так приходится то и дело уворачиваться, чтобы уцелеть. Если вся жизнь подростков контролируется взрослыми, абсолютно стерильна и лишена опасностей (а все наше общество движется в эту сторону, чтобы избежать малейших рисков), то становятся популярными какие-то более экзотические способы испытать, узнать себя.

– Что с этим делать? Это заранее страшно.

– Ничего мы не можем с этим сделать, это потребность возраста. Если бы мы могли сделать с подростками все, что мы хотим, то, если честно, мы бы хотели, как в фильме «Матрица», сложить их в капсулы, чтобы точно все было безопасно, чтобы к ним шли по трубочкам полезные питательные вещества и в голову поступали знания для ЕГЭ. Чтобы они там лежали, а мы бы в это время не нервничали. Пока, скажем прямо, слава Богу, у нас такой возможности нет.

Поэтому наша задача, скорее, смотреть за собой, чтобы мы не очень теряли голову и оставляли ребенку пространство для того риска, который возможен. Потому что в своем эгоистичном желании не беспокоиться и не испытывать страх за ребенка мы перекрываем все возможности любой рискованной деятельности. Когда мы их перекрыли, то мы обнаруживаем с ужасом, что есть одна сфера, в которой мы бессильны – это причинение ребенком вреда самому себе. Мы можем его встречать около метро, можем возить его на машине, не пускать ни в какие опасные места, требовать от любой спортивной секции и лагеря полной безопасности и так далее, но мы не можем уследить за тем, что он сделает сам с собой. Он может это, и всё, мы тут бессильны, если только мы не готовы его запереть в психушку и не выпускать оттуда годами. Поэтому эта дилемма не только психологическая, но и этическая в том числе.

Пока общество не осознает, что долг взрослого человека – справляться со своей тревогой по поводу рисков, связанных с детьми, а не заботиться, прежде всего, о себе, перекрывая им все пути, никаких изменений с этой ситуацией не будет. Конечно, у нас всегда есть возможность все перекрыть. Всё, кроме одного – все крыши мы не закроем, все окна мы не законопатим.

– Если мы замечаем склонность ребенка к причинению вреда самому себе, подозреваем у него суицидальные мысли, необходимо вмешательство психиатра или не всегда?

Мои коллеги, которые работают в подростковой суицидологии, говорят, что до 2/3 контингента в их отделениях – это ученики самых престижных школ и лицеев. Понятно, что тут есть еще и социальный фактор. У этих детей более грамотные и заботливые родители, которые кладут их в больницу (обычно в эти отделения дети попадают уже после отчетливо высказанных намерений или даже попыток самоубийства). На кого-то просто не обращают внимания, пока он не прыгнет под электричку.

Тем не менее, вот эта борьба за достижения ребенка, борьба за то, чтобы он был лучше других, за то, чтобы он проявлял какие-то успехи, связанное с этим давление, эмоциональный шантаж часто оказываются для детей чрезмерной нагрузкой, и они не справляются. Они просто не знают, куда деться, как спастись. Так что в глобальном смысле это стратегия избегания – убежать из невыносимой, с их сегодняшней точки зрения, жизненной ситуации.

14 ноября 2016 года двое ребят из 9 «А», Денис и Катя, вдвоем сбежали в Струги Красные – это поселок почти в 70 км от Пскова. Там они заперлись в доме Катиного отчима, достали из сейфа ружье… Возможно, выпивали, передавали всем приветы по видеотрансляции… Потом зачем-то стреляли по подъехавшей за ними полицейской машине. Когда силовики – это была уже не полиция, а Росгвардия – вошли в дом, «террористы» были мертвы: официальная версия говорит о самоубийстве.

Выученная суровость

Денису и Кате посвящается