Восстановление речи после инсульта

Семантическая афазия

— Для этих больных свойственно нарушение в виде импрессивного аграмматизма — нарушается способность понимать сложные логико-грамматические конструкции. «Покажи очками стакан, а пальцем мышку». Вот отдельно каждый из предметов человек знает, а показать… Больной может даже сказать: «Доктор, я Вас подведу, я знаю, что Вы хотите, но я не знаю, как это сделать». В русском языке очень важны эти лексико-грамматические связи. Очень много падежей — шесть, в отличие от немецкого, там четыре. И в сочетании падежа нам нужно знать еще и родовые окончания — «я вижу Петьку, я вижу кота, бегемота, я вижу дверь». И нужно выбирать эти окончания. И если человек не понимает эти окончания, он не сможет ориентироваться. «Петю ударил Вася» — кто из них драчун? Определяет только что? Одно окончание, вот это «ю», окончание родительного падежа. Собственно, и все. И человек не может, он уже теряется, он не понимает вот этих отношений.

Во фразовой речи основными деталями, связывающими слова в единое целое, служат грамматические элементы слов, а именно окончания. Основную трудность для больных представляет выделение этих элементов из текста и понимание их смысловой роли, особенно пространственной.  Плюс понимание предлогов. Так как мы работаем с детьми, для нас это очень понятно. «Из стола» — понимаю. А «из-за спины» — не понимаю. Откуда вынул руку? «Из спины». Ну, она же за? «Из» и «за», очень близкие понятия. Вот это вот у больных нарушается. Нарушается в наречиях.

Я вас отсылаю к образовательной программе по неврологии — канал NeorologyMoniki, я взяла оттуда видео. Захотите — посмотрите сами.

У больного, чей клинический случай мы будем сейчас рассматривать, следующие клинические проявления. Импрессивный аграмматизм  — трудности понимания лексико-грамматических оборотов. Симультанная агнозия — трудности объединения деталей в один сюжет. Стереогноз — это ощупывание. Апроксия. Праксис — это целенаправленное движение. Это просто движение, например, просто ходьба. А это, например, сделай колечко. И каждый из вас сделает. Либо переключи колечко с пальчика на пальчик. Если ребенок, например, с ДЦП, или, в данном случае, пациент с афазией после инсульта, он не сможет выполнить позу, не попадает в нее. Это касается мелкой моторики. Это касается общего праксиса. И это касается артикуляционного праксиса. Сейчас у меня занимается девочка, ей очень трудно удержать язык за верхними зубами. Ну, что тут сложного? А вот трудно. Язык хочет собраться вкомочек, иголочку и никак не распластывается. И мы «месим тесто», распластываем язычок. Вот что такое апраксия. И первичная акалькулия — нарушение счетных операций. Смотрим больного.

Почему нарушается речь после инсульта

Неспособность человека после инсульта чётко говорить называется афазией. Это состояние является результатом:

  • разрыва нейронных связей;
  • тяжелого нарушения питания нейронов;
  • давления гематомы на нервные ткани.

Исходя из сложности поражения, можно спрогнозировать, насколько быстро у пациента после инсульта восстановится речь. Обширность поражения также играет ключевую роль: чем она больше, тем сложнее афазия. Кроме того, к основным критериям, влияющим на восстановление артикуляции, относятся:

  • зона поражения;
  • своевременность лечения;
  • качество реабилитационных мер.

Пациенты, а также их близкие, задаются вопросом, как восстановить речь после инсульта, особенно в случае её полной утраты. Прежде всего, лечение должно быть комплексным и проходить под строгим контролем медиков. Стратегия терапии определяется реабилитологом, невропатологом и логопедом, назначения которых основываются на конкретном виде речевого нарушения.

Инсульт приводит к уменьшению интенсивности работы определенных органов и систем или даже полного отсутствия функциональной активности с их стороны. При этом вид такого нарушения находится в прямой зависимости от места поражения, то есть тех участков головного мозга, которые пострадали в такой ситуации в наибольшей степени.

Нарушение речи или ее отсутствие зависит от типа поражения указанного центра. Чем сильнее патология головного мозга, тем тяжелее будут последствия. Они могут варьировать от незначительной спутанности при произнесении слов до полного отсутствия возможности разговаривать или слышать обращенную речь. Иногда может наблюдаться сочетание двух последних нозологий.

Интенсивность последствий зависит также от момента оказания первой помощи и начала лечебного процесса. Чем быстрее был диагностирован инсульт и начат неотложная терапия, тем меньшими будут последствия для всего организма, и речевого функции в частности. Проблема таких ситуаций заключается в запоздалой диагностике возникновения заболевания.

Обычно первыми симптомами являются нарушение координации движений и спутанность речи. Такие проявления очень похожи на состояние алкогольного опьянения, поэтому иногда их просто игнорируют. Если есть подозрение на инсульт, необходимо немедленно вызвать бригаду скорой медицинской помощи. Самостоятельно проводить никакие терапевтические мероприятия нельзя.

Патологические проявления нарушений речевых функции, которые, как отмечалось, зависят от тяжести поражения центра Брока, могут проявляться в форме тотальной, моторной, сенсорной и амнестической афазий. При массивных поражениях указанных структур может наблюдаться сочетание нескольких характеристик различных нозологий такого типа.

  • Тотальная афазия является самым тяжелым последствием поражения речевого центра. Проявляется отсутствием понимания обращенной речи и неспособностью говорить отдельные звуки или слова. Память на название предметов отсутствует. Речевой контакт с таким больным зачастую является невозможным.
  • Моторная афазия в морфологическом контексте проявляется отсутствием нормального построения предложений и полного произнесения слов. Часто больной произносит только некоторые слова, их части или непонятные звуки. Обращенную к нему речь понимает, узнает все предметы и визуально знает их названия. В случаях тяжелого поражения моторная афазия может проявляться отсутствием слов, невозможностью произносить любые звуки. Способность к узнаванию и пониманию речи при этом не всегда сохраняется.
  • Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания речи. При таких условиях анатомические нарушения слуховой активности отсутствуют. При этом собственная речь сохранена в полной мере. Больной может использовать объемные конструкции для выражения своих мыслей. Иногда при разговоре с кем-то больной может забывать название определенного предмета или путать названия, зная функции и характеристику. При этом иногда наблюдается замена звуков и букв в словах.
  • Амнестическая афазия заключается в забывании больным названий определенных слов или конструкций. При этом пациент помнит функциональное предназначение предмета, его цвет и размер, однако само слово подобрать не может. Понимание обращенной речи сохранено.
  • Еще одним важным следствием инсульта в плане изменений речи является дизартрия, то есть нарушение произнесения звуков. Слова, которые говорит такой человек, очень тяжело понять. Голос становится глухим, гнусавым. Часто дизартрия сопровождается нарушениями работы дыхательной системы и расстройствами глотания.

Методы восстановления речи

После перенесенного инсульта пациенту придется проходить несколько стадий восстановления речевой функции. В начале могут быть полное отсутствие и непонимание речи. Уже после первых занятий по реабилитации возвращаются понимание слов и узнавание предметов. Следующим длительным периодом будет восстановление самой речи. Положительные результаты наблюдаются через полгода правильного лечения.

Восстановление речи после инсульта проводится по различным методикам, которые осуществляются с помощью врачей-специалистов и родственников больного. Кроме применения лекарственных препаратов, важными являются занятия с логопедом в стационаре, упражнения по восстановлению речи в домашних условиях, внимательное отношение, поддержка и хороший уход со стороны близких.

Занятия с логопедом

При работе с пациентом и решении задачи, как восстановить речь после инсульта, логопед придерживается следующих приемов:

  • проверяет, как человек реагирует на различные раздражители —шепот, тихий голос.
  • подбирает упражнения по принципу от простого к сложному заданию.
  • работает с пациентом над общим смыслом слов в контексте, а не над звуками и словами в отдельности.
  • затрагивает на занятиях темы, близкие и важные для пациента.
  • подбирает фразы таким образом, чтобы пациент мог их самостоятельно закончить.
  • может предложить пациенту послушать музыку, пропеть любимые песни, порисовать, что также положительно влияет на процесс выздоровления.
  • использует картинки, символизирующие слова, при работе с больными, имеющими нарушения сенсорной функции. Предлагает нарисовать то, что показывает, в зависимости от состояния пациента.
  • первые занятия продолжаются 7 – 15 минут: не должно быть переутомления. Постепенно специалист увеличивает время занятий до получаса, учитывая индивидуальные особенности пациента.
  • занятия должны проходить в тихой и спокойной обстановке без постороннего шума.
  • врач должен общаться и комментировать действия пациента спокойным и ровным голосом.
  • проведение групповых занятий, на которых пациенты поддерживают друг друга, дает положительный результат.

Занятия дома

Занятия в домашней обстановке проводятся только с разрешения врача. После перенесенного инсульта до восстановления речи человек долгое время находится в подавленном состоянии. Нетерпение родственников, их желание быстрее получить результат по восстановлению речи могут негативно отразиться на процессе выздоровления. Родным пациента следует придерживаться следующих рекомендаций:

обращать внимание на любые, даже незначительные успехи в лечении, поддерживать позитивный настрой больного,
не допускать общения больного с равнодушными и безразличными к нему людьми,
занятия должны быть регулярными, но нельзя переутомлять больного,
исключить из домашней обстановки шум, громкие звуки — положительно влияют спокойная, тихая музыка; любимые композиции,
общаться с больным на важные для него темы спокойным голосом, быть внимательными.
после инсульта в домашних условиях больному не рекомендуется смотреть телевизор более 2-х часов в день.

Упражнения для занятий дома

Дома с больным можно заниматься с помощью комплекса упражнений для восстановления речи после инсульта, направленных на улучшение работы мышц лица, которые задействованы в процессе произношения слов. Следует учитывать, что человеку после инсульта очень сложно выполнять даже самые простые задания.

Упражнения повторяют до 10 раз во время одного занятия:

  • вытянуть губы, чтобы получилась трубочка, и удерживать их в таком положении 4 – 5 секунд.
  • захватить нижней челюстью верхнюю губу, удерживать 4 – 5 секунд. Отпустить на 5 секунд и повторить снова. Затем проделать упражнение наоборот: верхними зубами захватывать нижнюю губу, стараясь дотянуться до подбородка.
  • широко открыть рот и постараться как можно дальше высунуть язык, вытягивая шею вперед. Зафиксировать положение языка в течение 3 секунд, затем сделать перерыв, расслабиться на 3 секунды и снова повторить упражнение.
  • облизать губы, совершая круговые движения языком, сделать 5 – 10 повторов.
  • закрыть рот и совершать круговые движения языком между губами и зубами.
  • соприкасаясь языком с небом, цокать.
  • широко открыть рот и постараться дотянуться кончиком языка сначала до подбородка, потом до кончика носа.
  • попытаться сложить язык трубочкой и удерживать в течение 3 секунд.
  • улыбаться как можно шире с замкнутыми губами, затем с открытым ртом.

Средства народной медицины при афазии

Определенных рецептов восстановления речевых возможностей нет, но можно помочь человеческому организму, выполняя определенны рекомендации. А именно:

  1. На первоначальных этапах реабилитации необходимо соблюдать постельный режим.
  2. Вместо простого чая употреблять отвар из мяты, шалфея.
  3. На ночь стакан теплого молока.
  4. Большое количество лимонов поможет укрепить иммунитет.

Восстанавливается ли речь после ишемического или геморрагического кризиса, – интересует как пациентов, так и докторов.

Для лечения последствий инсульта применяются различные отвары на основе следующих трав:

  • шишек лесной ели либо сосны;
  • можжевельника;
  • красной калины;
  • лекарственного шалфея и полевого чабреца.

Помимо однокомпонентных отваров, используются и сложные сборы. В комплексную терапию афазии включают лекарственные чаи,  в состав которых входит:

  1. Зверобой, тысячелистник, полевой подорожник.
  2. Полевая земляника, очанка, скорлупа грецкого ореха.
  3. Шиповник, репешок, аптечная календула.

Быстрее всего восстановить речевые навыки помогает шалфей. Заварить и давать больному на протяжении дня маленькими порциями – по 4 глотка до 5 раз/день. Прежде чем принимать определенное средство следует проконсультироваться с неврологом, как восстановить речь после ишемического инсульта без возможных осложнений для здоровья.

Только комплексная терапия и согласованные действия докторов помогут человеку вернуться к полноценной жизни после перенесенного кризиса. Поддержка больного со стороны родственников, логопедов – обязательное условие грамотного лечения.

Инсульт – коварная и достаточно серьезная патология, последствием которой становится изменение артикуляции, речевых навыков. Вернуть утраченные функции можно только при условии системного подхода к лечению заболевания, систематических занятий. Скорость реабилитации зависит от множества факторов: вида афазии, объемов поражения головного мозга.

Как работает логопед

Нарушение речи при инсульте корректирует логопед. Выбирая методы работы, он учитывает данные предварительного обследования. Пациенты, у которых после инсульта парализовало левую сторону, восстанавливаются легче и быстрее, чем больные, у которых пострадала правая часть тела.

Упражнения для каждого больного логопед подбирает индивидуально, чтобы нагрузка была ему по силам и соответствовала типу и степени афазии. Наращивают ее постепенно начиная с самых легких тренировок и усложняя их от занятия к занятию

На первом сеансе специалист ведет работу с пациентом, у которого пропала речь, на основе важного для него в эмоциональном или смысловом отношении материала, чтобы заинтересовать его

Восстановление речи после инсульта

Хороший результат дает музыкотерапия. Если перенесший инсульт больной, целью которого является восстановление речи, затрудняется составить собственное высказывание или закончить произнесенное логопедом предложение, можно использовать его любимые песни. После прослушивания пациенту предлагается спеть их.

Даже если в первый раз слова песни невозможно будет понять, при многократном повторении их произношение улучшится. Музыкотерапия приносит больным положительные эмоции и помогает развивать утраченные функции с удовольствием.

Длительность логопедических сеансов и перерывов между ними определяются индивидуально. Но есть и общие правила. На первые занятия отводят не больше 7-15 мин. Через 1,5-2 месяца продолжительность тренировок можно будет довести до 30-40 мин. Доказано, что способность к общению восстанавливается быстрее при раннем начале занятий (в течение 1-3 недель после приступа).

Другие методы восстановления

Восстановление речи после инсульта

Больным после инсульта показан ряд фармакологических препаратов для улучшения циркуляции крови в т. н. «церебральном бассейне» и нормализации функций нервной системы (в частности – витаминные комплексы и ноотропы). Задачей медикаментозной терапии является профилактика рецидивов и осложнений.

Восстановить артикуляцию помогает электростимуляция мышц, принимающих участие в звукообразовании.

Ускорить реабилитацию помогают общий и точечный массаж, лечебная физкультура, другие физиотерапевтические процедуры и иглоукалывание.

Окружающим следует запастись терпением. Даже если на начальных этапах не будет заметного прогресса, не следует опускать руки. Чем больше вы будете заниматься с близким, тем больше шанс на то, что к нему вернется способность общаться с другими.

Особенности работы доктора с больным

Главная задача всех действий специалиста – это растормаживание речи. И для этого используют все те возможности больного, какие у него есть на данный момент. Занятия не должны утомлять пациента. Начинаются они с простых элементов и длятся 10-15 минут. После программа усложняется, и время занятия увеличивается.
Разговаривать с больным нужно спокойно и медленно, чтобы он понимал речь. Если он не может ничего сказать, то просим его кивать в ответ, показывая, что он понимает.
Если больному сложно говорить, нужно попросить его выдать любые звукоподражания, которые он может сделать. Если он может произнести только один слог, то следует подобрать слова, которые начинаются с этого слога, и пусть он пробует постепенно их закончить.
То же самое с пословицами и поговорками, названиями известных фильмов. Нужно начать фразу и попросить больного ее завершить, то ли словом, то ли слогом, как у него получится. Все слова, которые мы обычно произносим автоматически, следует ему предлагать проговорить. Это могут быть дни недели, месяцы, обычный счет до десяти.
Хорошо приобщить к работе карточки с рисунками

Можно задавать простые вопросы: «Что это? Что он делает? Какой он?» При этом важно двигаться в этих заданиях постепенно. Сначала называются существительные

Через время, когда этот этап отработан, подключают глаголы, и только потом прилагательные.
Постепенно в реабилитационных мероприятиях включаются упражнения на рисование и письмо. Сначала человеку предлагается просто вставить пропущенные в слове буквы, потом срисовать все слово. Задания постепенно усложняются.
Хороши будут упражнения, основанные на задаваемых больному вопросах. Сначала задаются простые вопросы с возможностью ответить «да» или «нет». После вопросы усложняются так, чтобы в самом вопросе содержался односложный ответ. И это слово и должен проговорить больной в качестве ответа.

Полезные упражнения

Частично и даже полностью восстановить речь после инсульта можно с помощью ряда полезных упражнений. Они назначаются всем пациентам вне независимости от формы афазии. Занятия призваны улучшить функционирование мышечного аппарата, принимающего участие в произношении. В комплекс входят различные виды зарядки для губ, языка и челюстей:

  1. Проведите по губам языком сначала в одну, затем в другую сторону.
  2. Напряжение и расслабление языка. Попытайтесь прикоснуться его кончиком к верхнему нёбу, верните в исходное положение и расслабьте.
  3. Сворачивайте губы трубочкой как будто хотите поцеловать кого-то и удерживайте их в таком состоянии в течение нескольких секунд.
  4. Облизывайте губы языком, двигая им по кругу, поочередно меняя направление (снизу-вверх и сверху-вниз).
  5. Вытягивайте голову и шею вперед, открыв при этом рот и выдвинув язык.     
  6. Щёлкайте языком о твёрдое небо, имитируя звук скачущей лошади.
  7. Сомкните губы и попытайтесь растянуть их в улыбке, показав при этом зубы. Затем постарайтесь снова улыбнуться, но на сей раз не размыкая губ и не показывая зубов.
  8. Чтобы улучшить произношение шипящих согласных звуков, произносите каждый из них, максимально выдвигая язык вперёд.
  9. Растягивайте гласные звуки, пытаясь артикулировать как можно правильнее.

Родным и близким человека, который потерял способность разговаривать после инсульта, важно помнить, что речевых контактов избегать нельзя. С больным нужно общаться по возможности больше, причем, всегда спокойным и негромким голосом

Важно:Никогда не пытайтесь форсировать события. Не давайте чрезмерную нагрузку, ведь для восстановления нервных связей нужно время

А чрезмерная торопливость может привести к снижению позитивного настроя или вовсе – к отказу от занятий.

Если возникают проблемы с произнесением отдельных слов, не заостряйте на этом внимание. Лучше отвлеките больного и смените тему

Логопеды рекомендуют использовать при занятиях кубики и карточки, вслух называя изображенные на них буквы или предметы, постепенно увеличивая количество объектов и предлагая подобрать к картинкам подписи, нанесенные на отдельные карточки.

Отмечено, что быстро восстановить речевую функцию помогает пение. Даже если слова песни произносятся с трудом, происходит укрепление и разработка мышц лицевой области и голосовых связок. Только петь лучше любимые песни.

При положительной динамике можно переходить к произношению скороговорок.

Если больной охотно идет на контакт, прогресс достигается гораздо быстрее в ходе групповых занятий. В процессе общения с другими пациентами функция речи восстанавливается более заметными темпами.

Если диагностирована моторная афазия, нужно уделять большое внимание разнообразным артикуляционным занятиям для восстановления моторики мимических мышц, языка и губ. При этом запишите занятия с логопедом на видео и просматривайте их в свободное время

Примеры упражнений для восстановления речи:

  • Сложить губы трубочкой, досчитать до пяти, а затем на 2 сек. их расслабить. Повторить несколько раз.
  • Захватить нижнюю губу зубами, слегка прикусить на 5 сек. и отпустить.
  • Максимально высунуть язык, и удерживать его в вытянутом положении 2-3 сек. Затем нужно вытянуть и расслабить шею.
  • Несколько раз подряд облизнуть губы – вначале по часовой стрелке, а затем – в обратном направлении.
  • Высунуть язык, свернуть его в трубочку и задержать на 3 сек. несколько раз с 5-секундными интервалами. После отдыха в течение 3 минут повторить упражнение.
  • Дотянуться до неба максимально напряженным языком. Повторить упражнение несколько раз.

На начальных этапах логопедическим упражнениям нужно уделят 10-15 минут, постепенно доводя продолжительность до получаса и более.

Разминку мышц речевого аппарата нужно продолжать около 10 минут, но обязательно делать несколько «подходов» в течение дня.

Чтобы лучше понимать, что делать во время занятий, можно посмотреть соответствующие видео в Интернете.

Разновидности нарушений речи после инсульта

Афазия встречается у пациентов в 35% клинических ситуаций. Исходя из локализации патологического процесса, в том или ином мозговом участке, различают несколько разновидностей процесса.

Восстановление речи после инсульта

  1. Моторная афазия. Данное поражение подразумевает наличие изменений в моторном участке мозга. У правшей за данную функцию ответственно левое полушарие, что касается левшей – все происходит с точностью наоборот. Когда происходят повреждения, пациент уже не может выговаривать отдельные слова и тем более – слагать их в предложения. Больной понимает обращенные к нему фразы, но испытывает трудности с ответом на них.
  2. Сенсорная афазия. В мозгу у человека располагается сенсорная зона речи, несущая ответственность за понимание речевых обращений. Она находится в задней области извилины мозга сверху на доминантном полушарии (оно зависит от того, правша человек или левша). В ходе повреждения данного центра пациент не может понимать чужую речь и сталкивается с проблемами речевой опции.
  3. Семантическая афазия. Данное нарушение начинает свое развитие в ходе повреждения того участка, который располагается на пересечении нескольких долей – височной, лобной, теменной. Пациенту приходится при этом сталкиваться с трудностями в плане построения грамматических речевых конструкций, порой он не может объяснить различий между определенными фразами. Так что для восстановления необходимо определенное время.
  4. Амнестическая афазия. В этом случае человек начинает обзаводиться исключительно спонтанной речью, которая имеет диалоговый характер. У него могут возникать трудности, когда требуется назвать знакомый предмет. То есть он может не помнить названий тех или иных вещей.
  5. Тотальная афазия. Данная схема нарушения речи является самой тяжелой. Ее трудность состоит в том, что человек не может разговаривать сам и не в состоянии понимать речь окружающих людей. Эта форма болезни проявляется в случае обширных инсультных состояний мозга.

Занятия с логопедом

На ранних стадиях реабилитации речи после инсульта логопед обязательно присутствует на каждом сеансе, помогая больному с упражнениями и контролируя правильность их выполнения. При успешном восстановительном процессе, в дальнейшем пациент может выполнять их самостоятельно. Хотя многим людям, перенёсшим инсульт, показана также групповая логопедическая терапия. Чтобы она дала эффект, необходимо точно придерживаться рекомендаций специалиста и ответственно подходить к занятиям.

Методика логопедической терапии выбирается, исходя из обследования пациента. Врач проверяет реакцию больного на громкость речи, а также способность оценивать и понимать её. Для восстановления артикуляции логопед вовлекает разные структуры мозга. Логопедические упражнения делятся на:

  1. Фонетические — направлены на улучшение иннервации и подвижности мимических мышц.
  2. Семантические — представляют собой ряд манипуляций, целью которых является активизация мышления больного. Например, ему необходимо продолжить фразу или вступить с логопедом в импровизированный диалог на определенную тематику.
  3. Наглядные — метод иллюстраций. С помощью картинок пациент учится находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие — пение, арт-терапия, обучение игре на музыкальных инструментах (особенно полезна игра на губной гармошке).

После того, как общее состояние пациента перестает внушать опасения, рекомендуется безотлагательно заняться восстановлением речи. Реабилитация при частичной или полной потере речевых навыков в среднем длится 2-3 года, но в отдельных ситуациях может понадобиться 5 лет и более.

Обратите внимание: Стойкие нарушения чаще отмечаются у пожилых пациентов и при диффузных атеросклеротических поражениях сосудов. Любые разновидности афазии поддаются коррекции в большей или меньшей степени, но непременным условием для устранения речевой дисфункции являются регулярные занятия

Только профессионал может задействовать оптимальную методику восстановления и подобрать логопедические упражнения с учетом специфики имеющихся нарушений. Он также оценивает динамику процесса, внося по мере необходимости коррективы в план лечебных мероприятий

Любые разновидности афазии поддаются коррекции в большей или меньшей степени, но непременным условием для устранения речевой дисфункции являются регулярные занятия. Только профессионал может задействовать оптимальную методику восстановления и подобрать логопедические упражнения с учетом специфики имеющихся нарушений. Он также оценивает динамику процесса, внося по мере необходимости коррективы в план лечебных мероприятий.

Задачей логопеда является планомерное восстановление речи пациента. По сути человека вначале фактически заново учат произношению слогов, а потом – и целых слов. Для этого на ранних этапах используют детское лото, специальные карточки и букварь. Врач объясняет человеку, перенесшему инсульт, каким образом можно компенсировать речь языком жестов.