Возрастные этапы психологического развития личности. учебно-методический материал по психологии по теме

Возрастные особенности развития личности в период старости

Старость связана со многими жизненными переменами негативного характера. Ухудшается здоровье, физические возможности ограничиваются, человек теряет социальный статус. Возрастные особенности развития личности этого периода изучает наука под названием геронтология. Ученые выделяют несколько особенностей, свойственных социальной ситуации позднего возраста:

  • Контакты с коллегами по работе могут сохраняться некоторое время после выхода на пенсию, но затем утрачиваются;
  • Пенсионеры обзаводятся новыми друзьями – чаще также преклонного возраста, но могут быть и более молодые люди;
  • Другие члены семьи, уверенные, что «у него и так много времени», любят оставлять с бабушками и дедушками детей, поэтому общение с внуками также является важным элементом этого возраста;
  • Большая часть социальных контактов происходит внутри семьи, поэтому близким людям нужно быть особенно тактичными с теми пенсионерами, которые «еще не набрались опыта».

В древности и даже в средние века очень небольшое количество людей достигало старости. До 17 века только 1% доживал до 65 лет. Сейчас средняя продолжительность жизни варьируется в зависимости от общества. Наглядно это демонстрирует так называемый «эффект Розето». Он заключался в следующем. Жители небольшого американского городка Розето, выходцы из Италии, в два раза реже, чем в других городах, умирали от сердечно-сосудистых заболеваний.

Однажды врач из Розето встретился со своим приятелем-коллегой, работавшим в большом городе, и они поделились опытом. Выяснилось, что такая низкая смертность связана с образом жизни переселенцев. В домах этого городка жили сразу по три поколения. Семьи много времени проводили вместе за обеденным столом, активно включали в общественную жизнь стариков.

Несмотря на тяжелый труд и традиционную итальянскую еду, которую жители готовили на свином сале, за счет каждодневного общения заболеваемость и смертность в старшем поколении имела низкие показатели.

Возрастные этапы психологического развития личности. учебно-методический материал по психологии по теме

Философское понятие о возрастной периодизации развития человека

Изучению особенностей зрелости уделяли внимание еще в древности. Периодически к разработанным в прошлом концепциям обращаются и современные ученые

 Так, в Китае полагали, что человеческое существование можно разделить на 7 отрезков. Лучшим из них считался возраст от 60 до 70. Его связывали с духовной зрелостью и мудростью.

Классификация по временам года:

  • Весна – рождение и становление личности. Длится до 20 лет.
  • Лето – молодость (20-40).
  • Осень – расцвет творческого раскрытия (40-60).
  • Зима – старость.

Для мыслителя был важен цикл человеческого существования. Эта концепция основана на идеях перевоплощения и перерождения: как природные условия меняются местами, так проходят по кругу жизни и поколения.

Возрастные этапы психологического развития личности. учебно-методический материал по психологии по теме

Периодизация развития психики в жизни человека

Эта модель предполагает оценку состояния личности для определения степени ее зрелости. Так называемый психологический возраст состоит из следующих компонентов:

  • Параметры умственного становления. Его рассчитывают исходя из результатов прохождения специальных тестов.
  • Уровень социальной адаптации. Показывает ступень, на которой находится индивид по отношению к социуму, его навыки выстраивания коммуникаций.
  • Эмоциональная сформированность. К ней относятся способности к самоконтролю, выражению и подавлению эмоций.

Итоговая цифра – коэффициент психической «взрослости» – вполне может не соответствовать биологическому показателю.

Возрастные этапы психологического развития личности. учебно-методический материал по психологии по теме

Зрелая личность

Возрастное развитие личности, несмотря на свою универсальность, не всегда предполагает достижения психологической зрелости. Личностная зрелость – это способность решать возникающие перед ним проблемы, а если этой возможности нет – просить о помощи других. Взрослый человек ставит и достигает конкретных целей. Каковы признаки того, что личность действительно достигла этапа зрелости?

Взрослый человек имеет ясное понимание того, что его жизнь напрямую зависит от совершенных ошибок. При этом он не прячется от них, не перестает действовать. Сделав ошибку, он делает соответствующие выводы;
Он понимает, что его жизнь – это уникальный путь. Он делает карьеру, достигает намеченных целей. Совершает те поступки, что сам считает верными, а не те, что навязаны другими. Иногда желания взрослого могут совпадать с желаниями окружающих, иногда – нет. Но он поступает в соответствии с собственной системой ценностей;
Зрелый человек обладает терпением. Он понимает, что его желания не могут исполняться сиюминутно. Он также не требует от других, чтобы они удовлетворяли его потребности вместо него;
Взрослый понимает, что взаимопонимание всегда зависит от двоих людей. Он способен четко выражать свои мысли для того, чтобы добиться диалога с собеседником. Нередко это представляет трудность для супружеских пар. Многие из них наивно полагают, что супруг может магическим образом «прочитать» их мысли. Когда этого почему-то не происходит, они испытывают разочарование и отправляются на поиски нового партнера

Вместо того, чтобы обратить внимание на собственную незрелость, они уверены, что просто ошиблись с выбором партнера.

Возрастные этапы психологического развития личности. учебно-методический материал по психологии по теме

Периодизация психического развития

Принято выделять два типа возраста. Физический легко посчитать с момента рождения. Сложнее вычислить психический, так как его нельзя привязать к какой-то дате.

У психологов нет единого мнения о том, какой периодизация должна быть. Так, Жан Пиаже сделал свою классификацию на основе интеллектуального становления:

  1. С момента появления на свет до двухлетнего возраста длится сенсомоторная стадия. На этом этапе ребенок изучает новый для него мир и активно с ним взаимодействует.
  2. С двух до семи лет наступает дооперационная стадия. В этот период дети манипулируют предметами.
  3. С семи до двенадцати лет действия приобретают конкретику, появляется абстрактное мышление, и ребенок может учиться в школе.
  4. После двенадцати лет наступает период формальных операций. У детей появляются первые навыки научного мышления, они полностью оперируют абстрактными понятиями. Они могут понимать отдаленные перспективы и ставить себя на место других людей.

У Слободчикова была выработана немного другая классификация. Он выделял четыре этапа:

  1. До года шло оживление.
  2. С года до шести лет – одушевление, в этот период ребенок понимает себя как живую личность.
  3. С шести до восемнадцати лет – персонализация. Дети осознают свою индивидуальность.
  4. С восемнадцати до сорока лет – индивидуализация. В этот период человек стремится к осознанию своего места в мире.

Стадии периодизации могут называться по-разному, все зависит от автора классификации. Дистеверг просто выделял три этапа: господство ощущения, господство памяти, господство разума. Он не привязывал их к какому-то возрасту.

Старость

Старость (от 65 лет), последняя стадия развития личности. Происходит очередное переосмысление жизни, человек всё чаще вспоминает прожитые годы и осознаёт правильность или ошибочность своих поступков и решений. Часто говорят: старость — это мудрость. Для тех, кто прошёл долгий жизненный путь и произвёл анализ своей жизни — так и есть.

Данный этап развития личности приходит, когда уже много всего в жизни удалось пройти, покорить наивысшие вершины

И очень важно быть удовлетворённым, находить радостные моменты в прожитой жизни. Тогда старость будет спокойной и уверенной, а приближение смерти уже не будет страшить, ведь жизнь продолжается в потомках и творениях человека

Если человек не может обрести спокойствие, то его ждут лишь печали по упущенным возможностям и мучения совести. Поэтому на протяжении жизни нужно стараться жить так, чтобы спустя годы, радоваться своим достижениям и свершениям, писать мемуары и рассказывать внукам о своей жизни.

Вот и произвели мы анализ развития личности на протяжении жизни. Однако, это в идеале, к старости приходит мудрость, а в детстве мы живём импульсами и желаниями. Всё зависит от человека и его желания развиваться, а ещё пережитого опыта и осмысления уроков жизни и ошибок на пути.

В зрелом возрасте выделяют также этапы развития личности, которые основаны на уровне развития разума и духовного наполнения сущности человека. Конечно, мы можем и сознательно влиять на эти процессы, применяя саморазвитие.

Возрастные этапы психологического развития личности. учебно-методический материал по психологии по теме

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст, 3-6 лет, ещё называют «Возраст игры», по Фрейду — «Фаллическая стадия», период осознания различия полов. Этот период характерен увеличением социальных взаимодействий — игры, общение со сверстниками и взрослыми, интерес к трудовым делам.

Саморазвитие проявляется в умении брать ответственность за тех, кто меньше или слабее, забота о животных. Основной лозунг: «Я то, что я буду. Сейчас формируется Супер — Эго, в результате понимания социальных ограничений. Возможно обучение и воспитание ребёнка, есть все предпосылки для этого.

Дети испытывают радость от самостоятельных действий, начинают ассоциировать себя с особыми, важными людьми, начинают ставить перед собой цели. К тому же, проявляют фантазию в выборе игр и создании собственных развлечений. Стоит поощрять самостоятельные действия ребёнка, что будет основой для развития инициативности, независимости и помогать в развитии творческих способностей.

Младенчество

Этот период выделяют Эриксон и Фрейд («Оральная стадия»). На данном этапе закладываются основы личности и отношение к окружающему миру — доверие или недоверие, уверенность или её отсутствие.

Конечно, важную роль в жизни ребёнка играет его мама, которая представляет для младенца целый мир. Ему необходима материнская забота, которая позволяет чувствовать последовательность, узнаваемость в переживаниях. Дальнейшее развитие личности во многом зависит от первых дней жизни.

При наличии доверия ребёнок воспринимает мир в позитивном ключе, как надёжный, предсказуемый, спокойно переносит трудности, даже временное отсутствие матери рядом. При отсутствии материнской заботы в должной мере возникает чувство недоверия, страха и подозрительности. Таким образом, в основе первого периода лежит соотношение: «доверие-недоверие».

Раннее детство

Период от 1-го до 3-х лет, соответствует «Анальной стадии» по Фрейду, ребёнок овладевает способностью контролировать свои выделительные функции. Кроме того, малыш становится более крепким физически и может выполнять более сложные действия — ходить, карабкаться, умываться.

Очень часто проявляются призывы к самостоятельности «Я сам», важным моментом является помощь родителей в самостоятельных действиях. Необходимо предоставить возможность для развития личности, становления автономии ребёнка. Если его постоянно опекают и всё за него делают, то это идёт во вред развитию, наравне с необоснованной требовательностью.

Подобные вещи вызывают в дальнейшем неуверенность, слабоволие. При положительном развитии развивается воля и самоконтроль.

Возрастные этапы психологического развития личности. учебно-методический материал по психологии по теме

Так ли важен возраст

Возрастная периодизация – понятие весьма относительное. Нет нужды всеми силами стремиться продлить юность: природа возьмет свое, а наша задача – находить в каждом из пройденных этапов что-то ценное, прекрасное. Да, учитывать физиологические и психические особенности каждого периода стоит. Но принимать их нужно не как фатальную неизбежность, а как ресурс, с помощью которого можно жить максимально полно.

Вы сами вправе решать, по каким показателям выделить определенные жизненные интервалы. Значение имеют не только внешняя красота, молодость и физическая активность

Важно то, как вы сами ощущаете себя, какие планы и мечты у вас есть и как вы хотите прожить свое драгоценное время

Возрастные этапы психологического развития личности. учебно-методический материал по психологии по теме

Критические моменты

Периодизация возрастного развития позволяет выделить точки, которые нужны для перехода на новый уровень. Под этим часто понимают кризисы и овладение новыми навыками, умениями.

В год ребенок начинает ходить и активно познавать мир. Под влиянием окружающей среды у него формируются первые представления о жизни. В три года (некоторых детей в 1,5 года) его отдают в садик, и он переживает второй кризис. В этот момент ему приходится учиться взаимодействовать с другими людьми. Он проходит социализацию, первую ступень обучения, осваивает разные виды деятельности.

Новый период начинается с переходом в школу. Там он учится взаимодействовать с учителями, другими детьми. Ему приходится планировать деятельность, учиться ответственности и другим вещам.

Подростковый период еще иногда называют отрочество. В это время ребенку хочется отделиться от родителей, показать свою взрослость. Ему хочется отстаивать свои ценности и получить признание среди сверстников.

После окончания школы перед человеком встает вопрос: учиться дальше или пойти работать. Каждый вариант приносит свои преимущества и недостатки. Поэтому дальнейший путь индивид выбирает сам.

Примерно в 25-30 лет человек подводит первые итоги своей жизни: чего он достиг, что упустил и можно ли еще что-то исправить. У него обычно уже есть опыт отношений, в каких-то моментах он мог разочароваться.

С 30 до 40 лет идет профессиональное становление. Индивид старается развиваться в своей сфере, повышать квалификацию и изучать что-то новое. После 40 лет все уже становится относительно спокойно, и человек прекращает свои переживания о будущем.

Возрастные этапы психологического развития личности. учебно-методический материал по психологии по теме

В зрелом возрасте происходит подведение итогов жизни

Особое беспокойство может быть связано с тем, что в 45 лет обычно достигается предел количества детей. У женщин начинается климакс. С выходом на пенсию снова происходит переоценка ценностей, и человек ищет себе новые занятия в жизни.

В целом возрастные категории людей по годам имеют очень условные значения. Многое зависит от личных ощущений индивида, его здоровья и психологического состояния.

Для появления критических моментов в развитии должны сложиться предпосылки. Например, в 30 лет человек сравнивает себя со сверстниками, выделяет, чего они достигли, это дает ему основания для размышления.

Начало каждого жизненного периода можно выделить очень условно. Ни у кого не начинается этап в момент дня рождения. Даже сроки наступления полового созревания очень индивидуальны.

Критические моменты

Периодизация жизненного пути индивида связана с метаморфозами, происходящими в организме: меняется гормональный фон, что влияет на настроение, поведение.

8 основных кризисных фаз:

  • подростковая;
  • переход к взрослости;
  • 30-летие;
  • подход к четвертому десятку;
  • 40-летие;
  • середина пути (45 лет);
  • 50-летие;
  • 55-летие;
  • 56-летие.

Возрастные этапы психологического развития личности. учебно-методический материал по психологии по теме

Преодоление кризисов

Проживая каждый из этих периодов, личность перешагивает через определенную ступень развития, обретает новые навыки, знания, опыт. Подросток стремится к независимости от родителей, ищет свой путь. В 30 лет человек переоценивает свои идеалы, меняет взгляды на мир. К 40 годам желает укрепиться в социальных ролях, добиться успехов в карьере, мыслит более рационально. На середине пути снова начинает задумываться о правильности своего образа жизни, хочет совершить нечто, что оставит после него след

В 50 появляются проблемы на физиологическом уровне, на передний план выходит здоровье, а в 55 приходит осознание своего опыта, мудрости, важности. К 56 переживания о духовной сфере перетекают в стремление развиваться внутренне

Если заранее подготовить себя к приближению кризисного периода, он пройдет легче. Главное, не бояться просить помощи, если она вам необходима

Психическое здоровье не менее важно, чем физическое. Если вы запутались, не можете понять причин своего депрессивного состояния, запишитесь на мою консультацию

Подключая метафизическое пространство, мы вместе найдем ответы на сложные вопросы.

Возрастные этапы психологического развития личности. учебно-методический материал по психологии по теме

Психологический инфантилизм

Но бывает и так, что по паспорту человеку исполняется 30 (40, 50) лет, а он так и остается недоразвитым психологически. В эту категорию входят те, кто постоянно слышат в свой адрес: «Когда же ты, наконец, повзрослеешь?». Некоторые из них даже гордятся тем, что не хотят принимать ответственность взрослой жизни. Инфантильному взрослому в мире, полном проблем, приходится очень тяжело.

Для того, чтобы повзрослеть, необходимо пройти через все возрастные этапы развития, которые психологи называют «кризисами». При этом кризис – это не только обстоятельства. Он является платформой, на которой человеческая душа имеет возможность научиться решать определенные проблемы, получая за это свои «бонусы». В три года ребенок учится самостоятельности. Это время называется «кризисом 3 лет», когда маленький человек все чаще говорит «Я сам». Но если он находит поддержку со стороны взрослых в своих действиях, у него появляется ощущение «Я могу». Инфантильные взрослые нередко вырастают из семей с гиперопекой.

Возрастное развитие личности также представляет масштабный кризис для подростков. При этом возраст 12-18 лет – довольно плодородная почва, чтобы у человека сформировалась инфантильность. Именно в подростковом возрасте он решает, оставаться ли ему ребенком, или повзрослеть.

Какие признаки имеет инфантильная личность, или ребенок, носящий оболочку взрослого?

  1. Он не умеет контролировать эмоции. Часто выражает гнев, капризы, обвиняет окружающих;
  2. Не обладает хорошо развитой системой ценностей. Ориентируется на то, «как нужно, как принято». Всегда пытается скопировать окружающих в том, что думать, говорить, как одеваться;
  3. Относится к миру потребительски. Много берет и мало отдает. Образ жизни паразита, который инфантильная личность ведет в семье, продолжается в браке. Он просто переходит от одного опекуна к другому;
  4. Испытывает страх перед ответственностью и принятием собственных решений;
  5. Живет в «ожидании чуда», что к нему придет кто-то более сильный и решит его проблемы.

Кризисы второй половины жизни

«Божественная комедия» была написана Данте, когда тому было 33 года – священный возраст во многих религиях и мифах. Автобиографический герой поэмы оказывается в темном лесу, метафорически обозначающем середину жизни. Так как продолжительность жизни увеличилась, то теперь этот кризис называют «кризисом 40 лет». Это самый продолжительный и мощный психологический кризис. Его энергии хватит, чтобы разрушить жизнь испытывающего перед кризисом страх. Хватит ее и для созидания – но только для того, кто не боится перемен и готов встретить их лицом к лицу.

Возрастное развитие личности этого периода лучше всего отображает образ шута, или дурака. В руке он держит розу – она обозначает чистоту мыслей. За спиной у него узелок с пожитками – все, что можно было взять из прошлой жизни. На картах таро шут часто изображается занесшим ногу над пропастью, а позади у него предзакатное солнце. Внизу находится море. Образ шута символизирует возможность начать все сначала.

Самый тяжелый для осознания – кризис постпенсионного возраста, или 60-70 лет. Если раньше можно было прятаться от мыслей о конечности жизни, то теперь смерть, образно выражаясь, «смотрит в глаза». Если раньше можно было попросить о помощи других людей, теперь с кризисом придется столкнуться самостоятельно – никто из живых «на том свете» не бывал.

Легче приходится верующим, так как для них существует Царствие небесное, вечная жизнь. Материалистам сложнее. Главная идея кризиса – «все люди смертны». В современном мире люди стараются не придавать значения этому страху. Они держатся подальше от того, что каким-либо образом связано со смертью – это ритуалы, предметы, связанные похоронами, тела усопших. Все, что несет неизвестность, страшит. Страх смерти прорывается в повседневную жизнь лишь в виде фобий, страхов, ночных кошмаров. Смерть стремятся либо отрицать, либо стремятся к ней. Однако один лишь Танатос Фрейда не может полностью ее объяснить.

Многие в этот период жизни становятся более религиозными. Некоторые выбирают для себя веру в новое рождение после смерти, реинкарнацию. Об этом говорит «Тибетская книга мертвых».

Возрастные этапы психологического развития личности. учебно-методический материал по психологии по теме

Принципы и подходы к периодам человеческой жизни

Описанная выше классификация базируется на оценке ряда критериев:

  • Хронологический возраст (непосредственно количество лет, пройденных с момента рождения).
  • Биологический (параметры физического развития).
  • Психологический (показатели умственной, эмоциональной и социальной зрелости).

Чтобы отнести человека к той или иной возрастной категории, за основу берется его хронология (уровень взрослости «по паспорту») и дополнительно проводится анализ остальных параметров. Такой индивидуальный подход более объективен.

Теория Эльконина

Советский ученый утверждал, что периодизация имеет колоссальную научную ценность. Детально изученная, она позволяет выявить движущие факторы становления личности на разных этапах жизненного пути. Эти знания, в свою очередь, могут способствовать выстраиванию более совершенной педагогической и воспитательной систем. В рамках этой идеи большое значение придается начальным периодам жизни, когда происходит формирование базовых ценностей, мировоззрения. Традиционные возрастные группы психолог делил на более локальные категории:

  • Детство подразделяется на младенчество, детские и дошкольные годы, затем младший школьный возраст.
  • Подростковый этап – на молодой и старший.

Возрастные этапы психологического развития личности. учебно-методический материал по психологии по теме

Теория Эриксона

Ученый выявил 8 стадий формирования личности, каждой из которых характерна своя задача, а также сильные и слабые стороны.

  • до 1 года — вера/недоверие;
  • 1-3 — сильная/слабая воля;
  • 3-7 —активность/пассивность;
  • 7-12 — уверенность/замкнутость в себе;
  • 12-18 — верность/диффузия;
  • 18-25 — любовное чувство/исключительность;
  • 25-65 — забота/одиночество;
  • от 65 — мудрость/презрительное отношение.

Концепция Выготского

В своей системе психолог особое внимание уделял детству, так как считал, что осознание особенностей каждого периода взросления ребенка позволит взрослым отрегулировать свое поведение и лучше понять свое чадо

Как считал Фрейд

Психоаналитик полагал, что поведенческий фактор индивида определяется его бессознательным, основной движущей силой которого является сексуальность. Он выделил следующие ступени развития сексуальной энергии:

  • Оральная: младенец до 1 года получает удовольствие от кормления грудью.
  • Анальная: главной эрогенной зоной в 1-3 года является слизистая оболочка кишечника (малыша приучают к чистоплотности).
  • Фаллическая: высшая точка детской сексуальности в 3-5 лет. Время зарождения комплексов Электры и Эдипа.
  • Латентная: в 5-12 лет сексуальность отходит в сторону, ее вытесняет социальность.
  • Генитальная: становление сексуальных желаний в 12-18 лет.

Возрастные этапы психологического развития личности. учебно-методический материал по психологии по теме

Разные взгляды

В психологии нет единого мнения о том, какие бывают возрастные категории людей. Каждый специалист выделял свои этапы и обосновывал решение иными взглядами на проблему.

Эльконин

Больше всего распространены представления о возрастных периодах жизни человека, которые были выведены Элькониным. Он разделил весь этап существования человека на раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст.

Свою классификацию он разработал только для детей, т.е. до достижения 18 лет. Именно она стала основной для использования в образовательной сфере. Эльконин считал, что дальнейшее разделение невозможно. Вся проблема в том, что взрослые люди имеют большое многообразие путей.

Важно! В зависимости от обстановки в стране менялись представления поколений о жизни. После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды

Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки

После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды. Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки.

Пифагор

В древние времена ученые тоже имели много представлений об окружающем мире. Возникновение теории Пифагора связано со сменой времен года. Так, он считал, что весна – это момент появления жизни, начало существования, поэтому это время года ассоциируется с рождением.

Период лета соотносился с взрослением. В это время человек расцветал и демонстрировал свои лучшие качества. Такое время еще можно называть этапом буйного роста.

Осень – это пора зрелости, когда человек умудрен опытом и знает, чего хочет от жизни. Индивид становится мудрым, уравновешенным и готовым принимать различные точки зрения.

Зима – это угасание жизни, которое приходит со старостью. Человек не боится смерти, так как он хорошо понимает, что срок его существования подошел к концу.

Выготский

Особенность подхода ученого заключалась в том, что ему удалось связать периоды стабильности и кризиса. В момент рождения малыш попадает в кризис, потом спокойно развивается до года и снова попадает в кризис.

Возрастные этапы психологического развития личности. учебно-методический материал по психологии по теме

В годовалом возрасте ребенок сталкивается с критической точкой развития

Следующий кризис приходится на три года, после чего покой длится до семи лет. Человеческая психика формируется под воздействием новой среды. Поэтому не стоит бояться появления критических моментов, так как они нужны для улучшения работы организма.

Ребенок учится познавать собственные чувства. Поэтому в подростковый кризис он изучает себя, свою привлекательность и испытывает первую влюбленность. Ему интересны не только принятые нормы, но и нечто запретное.

Выготский также подчеркивал, что кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Некоторые его последователи уверены в том, что индивид их переживает каждое десятилетие.

Фрейд

Психоаналитик тоже внес свою лепту в развитие представлений о возрастной периодизации. Его периоды стали называться по тому, каким умением овладевал ребенок на определенном этапе развития.

Первый – это оральный. Малыш может сосать грудь или бутылочку, насыщение приносит ему удовольствие. Анальный – длится с года до трех лет, в это время ребенок учится контролировать позывы в туалет.

Возрастные этапы психологического развития личности. учебно-методический материал по психологии по теме

В дошкольный период малыш переживает фаллическую стадию, т.е. осознает свой пол

Латентный этап длится с 6 до 12 лет. В это время дети интересуются социальной сферой. Генитальный – начинается с 12 лет и длится до 18 лет. В этот период подросток осознает сексуальность.

В философии, психологии, социологии, биологии есть свои взгляды на возрастную периодизацию. Единого мнения среди специалистов пока нет.