Школа вюрцбургская

Примечания

  1. ↑ Величковский Б. М. Вюрцбургская школа. Большая Российская энциклопедия. 2010.
  2. ↑ Кpогиус А. А. Вюрцбургская школа экспериментального исследования мышления и её значение. «Новые идеи в философии», № 16. СПБ. 1914 с. 84-108
  3. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall. 4. Lindenfeld, D. «Oswald Külpe and The Würzburg School». The Journal of the History of the Behavioral Sciences. 1978 5.
  4. Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12
  5. Leahey, T. (1987). A history of psychology: Main currents in psychological thought (2nd ed).
  6. Lindenfeld, D.(1978) Oswald Kulpe and the Wurzburg School. Journal of the History of the Behavioral Sciences,14, 132—141
  7. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство ‘Лабиринт’, М., 1999. — 352 с.
  8. Зельц О. Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности.- М., 1924
  9. Ганс Айзенк, Психология: факты и вымысел / Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел, Минск, «Харвест», 2003 г., с. 849—850.
  10. Watson, R. (1978). The great psychologists (4th ed.). New York: J. B. Lippincott Company.
  11. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. — М.: Прогресс, 1993. — 502 c.
  12. King, D.B., Viney, W., and Woody, W. D. «A History of Psychology: Ideas and Context.» Pearson Education. 2009. pg. 262—263

Основные теоретические положения

О. Кюльпе основал свою лабораторию в Вюрцбургском университете в 1896 году . Развитие и формирование умозаключений — основная область научных интересов рассматриваемого направления. О. Кюльпе и его ученики расширили использование метода интроспекции и первыми занимались исследованием мыслительных процессов, используя экспериментальные методы. Сотрудники Вюрцбургской школы видоизменили метод интроспекции, который впоследствии стал называться методом экспериментального самонаблюдения. Суть метода состоит в получении ретроспективной информации об опыте субъекта после выполнения сложной задачи, связанной с мышлением, запоминанием и т. д. Испытуемым, обычно это были коллеги по университету, предлагалось решить различные мыслительные задачи: например, на понимание фразеологизмов. Их просили, как можно более точно описать процесс принятия решения. Анализ экспериментально полученных данных позволил исследователям сделать вывод, что мышление не может быть объяснено как результат возникновения ассоциаций между образами. О. Кульпе и его коллеги полагали, что значительную роль в процессе мышления играют неосознаваемые факторы, которые определяли направление мыслительных процессов. Эти заключения составляли жёсткую оппозицию господствовавшему в то время ассоцианизму. Представители этого направления также особенно подчёркивали роль мотивации в процессе мышления. Таким образом, мотивация — это переменная, которая напрямую влияет на результат мышления.

Вильгельм Вундт считал, что Вюрцбургская школа разработала совершенно новый, целостный взгляд на проблему мышления, в котором внимание уделялось изучению как процесса, так и содержания мышления. Это положение имело большое значение, так как стало прочным фундаментом для дальнейшего развития гештальтпсихологии