Вытеснение

Вытеснение травмы

Первоначально у Фрейда была идея, что невроз развивается в результате травмы в детском возрасте, прежде всего, в результате сексуального совращения. Фрейд услышал много откровений со стороны его пациенток, больных истерией, о совращении со стороны отцов или других родственников – настолько много, что усомнился, что все это было правдой. В результате Фрейд усомнился и в теории травмы и пришел к выводу, что его пациентки сами имели сексуальное желание в адрес своих воспитателей, которое они воплотили в фантазию, но из-за того, что эти фантазии вызывали тревогу и стыд, они были вытеснены, и лишь благодаря анализу вспомнили их как реальное воспоминание из детства. (Возможно, все было именно так, см. об этом подробнее .)

«Упоминание о защите от раздражений сразу же заставляет вспомнить, что вытеснения возникают при двух различных ситуациях, а именно: когда недопустимое влечение пробуждается благодаря внешнему восприятию и когда оно возникает изнутри без такого рода провокации извне.»
(Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)

Фрейд использовал понятие вытеснение, прежде всего, когда речь шла о , которые вызывают тревогу. В дальнейшем, когда Фрейд говорил о душевных переживаниях, пытающихся проникнуть в сознание из бессознательного, он имел ввиду именно внутренние, можно сказать, изолированные от реальности переживания, а не душевные переживания реальных травм. В своей фундаментальной работе “Торможение, симптом, тревога” Фрейд ввел понятие сигнальной тревоги, подразумевая именно опасности, угрожающие изнутри, со стороны Ид.

Сегодня психологи и психоаналитики используют термин вытеснение и в случае болезненных воспоминаний и переживаний, связанных с травмами в детском возрасте. Например, пациент уверяет психоаналитика, что детство у него было обычным, ничего примечательного в нем не было, а в процессе анализа вспоминаются подробности, о которых было бы .

Если внимательно присмотреться к истории развития фобии у маленького Ганса, то мы увидим, что она имела травматическое происхождение: В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотела брать Ганса в постель, отец подымал крик.

Очень спорный вопрос, в какой степени можно позволять ребенку «внедряться» в спальню родителей. Очевидно, что матери не следует заменять мужа сыном, иначе легкая эдипальная победа лишит мальчика стимула к развитию (см. ). Но если в борьбе за эдипальное преимущество отец подымает крик – вполне вероятно развитие невроза у мальчика. Особенно, если мать соблазняет своего сына, когда сама хочет брать его в постель. Соблазняющая мать и грозный, но любящий отец вызывают у мальчика раздирающий душу конфликт, что, закономерно, приводит к неврозу (как в истории детства самого Фрейда, см. ).

Аннулирование

Аннулирование – механизм уничтожения неприемлемых для человека действий или мыслей, попытка уравновесить какое-либо чувство (чаще всего чувство вины или стыд).

В качестве примера можно привести подарок, преподнесённый человеком, который в чём-то виновен. Но следует подчеркнуть, что аннулированием это будет являться только в том случае, если человек идёт на этот шаг неосознанно.

То есть у него должно возникнуть искреннее желание подарить что-то, чтобы ликвидировать чувство вины. Если же он просто привык откупаться за свои проступки и дарит что-то потому, что «так надо», это уже не является аннулированием.

Примечания

  1. Фрейд З. Вытеснение (1915) // Фрейд З. Психология бессознательного. — М.: Фирма СТД, 2006. — С. 79-110.
  2. Janet Malcolm. Psychoanalysis: The Impossible Profession. — 1988. — P. 15.
  3. Фрейд З. Пять лекций по психоанализу. — Penguin, 1995. — С. 28—29.
  4. Фрейд З. On the History of the Psycho-Analytic Movement. — 1914.
  5.  (англ.). archive.org. Дата обращения 8 февраля 2017.
  6.  (англ.). lawbooks.news. Дата обращения 8 февраля 2017.
  7. Freud S. On Metapsychology. — P. 147, 184.
  8. Freud S. On Psychopathology. — P. 245.
  9. Freud S. On Psychopathology. — P. 245.
  10. Freud S. Five Lectures. — P. 35.
  11. Fenichel O. (англ.)русск.. The Psychoanalytic Theory of Neurosis. — London, 1946. — P. 153.
  12. Lacan J. The Four Fundamental Concepts of Psycho-Analysis. — 1994. — P. 176, 236, 251.
  13. R. Skynner/J. Cleese. Families and how to survive them. — 1993. — P. 36—37.

Вытеснение в психоанализе

Механизм вытеснения, который был предложен Фрейдом, является одним из факторов изучения в психоанализе

При проведении бесед с клиентом психоаналитик обращает внимание на то, что было вытеснено его сознание. Вытеснением в психоанализе называется защитный механизм психики, которая не желает переживать тревогу и страхи в реальном мире, поэтому вытесняет воспоминания в область подсознания

Вытеснением считается акт регрессии, при котором в противоречие вступают реальные события и внутренние желания, инстинкты, интересы. Когда человек не может справиться с внутренним конфликтом, тогда возникает вытеснение – психика переносит воспоминания в неосознанное пространство, чтобы не вызывать острых ощущений.

Чтобы представить себе механизм вытеснения, следует привести метафору. Проходит лекция, на которой один из слушателей громко разговаривает и шумит, пока лектор излагает материал. Когда лектору надоедает слушатель, он останавливается излагать материал и ставит ультиматум: пока слушатель не успокоится, он не будет дальше читать лекцию. В аудитории находятся другие слушатели, которые становятся посредниками и выдворяют за дверь громкого слушателя. Лекция продолжается, все довольны.

  1. Лектор в данной ситуации является сознанием.
  2. Слушатель, который шумел, — неприятным воспоминанием.
  3. Слушатели, которые выпроводили нарушителя, — психикой.
  4. Территория за дверью – подсознанием.

Слушатель, которого выгнали, хочет вернуться обратно. Но на его пути становятся стражники (другие слушатели). Однако это не становится преградой, ведь шумный слушатель продолжает искать способы, как снова попасть в аудиторию: он ждет, когда «стражники» уснут, пойдут переодеваться, отлучатся на обед и т. д.

Все это является иллюстрацией того, как сначала информация загоняется в область подсознания, когда она становится мешающей и неугодной сознанию, а затем снова всплывает в памяти в различных образах, когда ей это удается. Вытесненная информация никуда не исчезает и не пропадает. Она просто ждет момента, когда психика ослабит свою защиту, и тогда она сможет вырваться наружу. Причем как именно информация всплывет в сознании, уже будет другим вопросом.

Однако есть такой вариант решения проблемы: когда лектор договаривается с шумным слушателем, чтобы устранить проблему на взаимовыгодных условиях. Тогда информация возвращается в сознательную память и становится просто воспоминанием, к которому человек спокойно относится. Именно данной трансформацией и занимается психоаналитик.

Неврозы являются результатом вытеснения. Если человек не принимает какую-то информацию, не может ее пережить, спокойно относиться, тогда она вытесняется (то есть забывается). Зачастую такое вытеснение происходит в детском возрасте, однако в последующие годы человек продолжает решать эту же проблему, когда снова и снова сталкивается с ситуациями, которые вызывают у него тревогу, которую он вытеснил. Нужно понять ту информацию, которая была вытеснена, чтобы устранить невротическое состояние и отправить ее в прошлое.

Теория Фрейда[ | код]

Во врачебной практике Зигмунда Фрейда однажды наступил период, когда он решил отказаться от использования гипноза в связи с его низкой эффективностью и крайне трудоёмким процессом пробуждения воспоминаний у пациентов. Довольно тяжёлые попытки по возвращению памяти пациентам натолкнули Фрейда на мысль, что «…есть какая-то сила, которая не позволяет воспоминаниям стать осознанными и заставляет их оставаться в области бессознательного … что, в свою очередь, подразумевает некую патологическую природу возникновения подобных блоков. Этому гипотетическому механизму я дал название — репрессия». Позднее Фрейд назвал теорию репрессий «…краеугольным камнем, на котором держится вся структура психоанализа».

Многие ранние концепции Фрейда были разработаны под руководством его наставника Йозефа Брейера. Кроме того, сам Фрейд отмечал вклад в понимание такого явления, как вытеснение, немецкого писателя и философа Артура Шопенгауэра ещё в 1884 году. Помимо прочих, Фридрих Гербарт, психолог и основатель педагогики, чьи идеи нашли своё отражение в трудах Фрейда и имевший сильное влияние на Теодора Мейнерта — учителя Фрейда по психиатрии, использовал этот термин в своей статье 1842 года о бессознательных идеях, конкурирующих за то, чтобы попасть в область сознания.

Этапы | код

Фрейд писал, что «…есть основания полагать, что существует „первичная репрессия“ (первовытеснение) — первая фаза репрессии, которая заключается в недопущении в сознание психическое представительство влечения», а также «… „вторичная репрессия“ (послевытеснение/послеподавление), собственно репрессия, которая касается психических дериватов (производных, происшедших из чего-либо ранее существовавшего) вытесненного представления, связанного с влечением, или же мыслей, происходящих из других источников, но ассоциативно связанных с этими представлениями».

В первичной фазе репрессии, по мнению Фрейда, «…весьма вероятно, что причиной немедленного вытеснения как одного из типа репрессий являются количественные факторы, такие как ранние вспышки тревоги, имеющие весьма интенсивный вид». Так, например, ребёнок понимает, что действия в угоду желанию могут принести беспокойство, это бросает его в смятение, и тревога непосредственно приводит к вытеснению желания. Если же существует некая угроза наказания для ребёнка, то связанная с этой формой тревога преобразуется в сверх-Я, которое препятствует возникновению желания субъекта, подчинённого гедонистическим принципам. В связи с этим Фрейд предположил, что «…вероятно, возникновение подобного сверх-Я, позволяет провести разграничительную линию между первовытеснением и послеподавлением».

Терапия | код

Аномалии вытеснения, по определению самого Фрейда, возникают, когда репрессия развивается под влиянием сверх-Я и интернализированного чувства тревоги, и, таким образом, приводит к нелогичным поступкам индивида, саморазрушению и антисоциальному поведению в целом (см. Невроз). При проведении терапии психотерапевт может попытаться смягчить эту проблему путём выявления и повторного приведения вытесненных аспектов психических процессов пациента к их осознанности, то есть «взять на себя роль и посредника и миротворца … поднять вытесненное».

Вытеснение как психологическая защита

Вытеснение в психоанализе считается . Но с подавленным в результате вытеснения аффектом не все так просто. После подавления аффекта и его отщепления – судьба этого аффекта может быть различна. Свободный аффект может быть , , , , также может произойти или один из других процессов психологических защит, и, в конце концов, может быть сформирован симптом (как у маленького Ганса). При этом редко вытесняется только один эффект, чаще это бывает комплекс аффектов (как у маленького Ганса – ненависть и страх).

Таким образом, вытеснение не следует рассматривать как отдельную защиту – это только первый этап сложного психического процесса, в результате которого задействуются другие психологические защиты, формируется симптом или, в случае удачного вытеснения сильных переживаний – депрессия.

Отличие вытеснения от заключается в том, что в случае вытеснения репрезентация, связанная с аффектом, забывается, а в случае изоляции – помнится, но лишена связанной с ним остроты переживания.

Что такое вытеснение?

Понятие «вытеснение» было введено Зигмундом Фрейдом. Под данным термином понимается психологическая защита с целью активного забывания. Из человеческой памяти словно стирается некоторое событие или фактор, который вызывает резко отрицательные неприятные переживания у человека.

Другими понятиями вытеснение определяется как:

  • Репрессия.
  • Подавление.

Суть вытеснения заключается в том, что психика направляет силы на забывание той информации, которая причиняет боль и сильные переживания, переводя ее в подсознательную часть. Поскольку мозг не может полностью забыть поступившую в него информацию, он может лишь перевести ее из сознательной сферы в подсознательную.

Делается это для того, чтобы психика человека пришла к своему равновесию, поскольку при наличии определенных мыслей или воспоминаний у индивида возникают глубокие и сильные переживания, эмоции, страдания. Следует напомнить о том, что вытеснение является всего лишь одним из способов устранения негативной информации из памяти. У одного человека произойдет вытеснение, а у другого сработает другая форма защиты, например, фиксация.

Вытеснение – психологическая защита

Говоря о защитных механизмах психики человека, мы можем обозначить один из наиболее важных – вытеснение или репрессия. Как утверждал отец психоанализа Зигмунд Фрейд: вытеснение это в психологии родоначальник и праотец всех форм защитных процессов психики. Сутью репрессии считается оправданное забывание чего-либо и содержание его под контролем в подсознании. Такое подконтрольное забывание может применяться к травматическим событиям, опыту, чувствам, фантазиям, ассоциациям, что связаны с пережитым опытом.

Вытеснение может реализоваться в двух моментах: предупреждает появление негативной реакции путем удаления из сознательной части в бессознательную травмирующих воспоминаний, запретных желаний; удерживает и контролирует в бессознательном вытесненных желаний, импульсов, влечений.

Примерами вытеснения в психологии могут выступать так называемые «военные неврозы» или реакции ПТСР, опыт пережитого насилия человеком, когда пострадавший не может возобновить в памяти травматические события, пережитые чувства, свое поведение. Но человека мучают вспышки осознанных или неосознанных воспоминаний, флешбеки, кошмарные или назойливые сновидения. Подобное явление Фрейд назвал «возвращением репрессированного».

Следующим примером репрессии в психологии мы рассматриваем вытеснение в подсознание ребенка желаний и импульсов, что его пугают и есть запретными, с позиции социальных и моральных норм воспитания, но являются его нормальным развитием. Так, в период развития Эдипового комплекса ребенок с помощью своего Сверх-Я подавляет (вытесняет) половые импульсы к одному из родителей и желание уничтожить другого. Он учится вытеснять запретные желания в свое бессознательное.

Также к явлению вытеснения в обыденной жизни можно отнести банальное забывание говорящим имени человека, с которому возможны вытесненные подсознательные неприятные чувства, негативное отношение самого говорящего.

Во всех рассмотренных выше примерах вытеснения: глубокая травма, что мешает полноценной жизни, нормальный этап развития и банальное забывание в повседневной жизни просматривается необходимая природная адаптация психики. Ведь если человек будет постоянно осознавать все свои чувства, мысли, переживания, конфликты, фантазии, то он в них потонет. Значит, вытеснение играет положительную функцию в существовании индивида.

Когда же репрессия будет нести негативную роль и создавать проблемы? Для этого есть три условия:

— когда репрессия не выполняет свою основную роль (то есть надежно охранять вытесненные мысли, чувства, воспоминания, чтобы они не мешали индивиду полноценно адаптироваться к жизненным ситуациям);

— когда мешает человеку двигаться к направлению позитивных изменений;

— исключает использование других способов и возможностей преодоления трудностей, что были бы более успешными.

Подводя итоги, можем суммировать: вытеснение может применяться к перенесенному травматическому опыту человека; к аффектам, чувствам, воспоминаниям, связанными с перенесенным опытом; к запретным желаниям; потребностям, что не могут реализоваться или предусматривается наказание за их реализацию. Вытесняются некоторые события из жизни, когда человек ведет себя неприглядно; враждебное отношение; отрицательные чувства, черты характера; Едипов комплекс; комплекс Електры.

Чтобы вытеснения не создавали индивиду проблемы в виде неконтролированных воспоминаний, навязчивых мыслей, невротических реакций, симптомов болезни, человеку необходимо достичь определенной меры самоидентичности и целостности личного «Я». Если в раннем детстве человек не имел опыта обретения сильной идентичности, то неприятные чувства индивида имеют склонность контролироваться с помощью примитивных защитных механизмов: проекция, расщепление, отрицание.

Не все ситуации, связанные с забыванием или игнорированием относятся к вытеснению

Есть проблемы в памяти и внимании, которые зависят от других причин: органические изменения мозга, индивидуальные черты, отбор важной информации от неважной

Реактивное образование

Реактивное образование – это защита от запретных импульсов с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений. Если какое-то чувство не может быть проявлено (например, оно не соответствует социальным нормам), оно замещается противоположным.

Например, старший брат может испытывать агрессию к младшему, т.к. из-за него родители стали уделять ему меньше внимания. Конечно же, показывать свою ненависть к брату недопустимо, поэтому агрессия может бессознательно трансформироваться в чрезмерно активную заботу.

Или более банальный пример: мальчишка, который дёргает за косичку девочку, которая ему нравится.

Комментарии

  • Lutz

  • Lutz

  • Kapral

    Люди редко примиряются с постигшим их унижением; они попросту забывают о нем. Л.Д. К. де ВовенаргВытеснение связано с избеганием внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания — забывания истинного неприемлемого мотива. Вытеснение обеспечивается работой цензуры, отвергающей неприемлемую информацию, попавшую в сознание, при этом возникает ощущение ее забывания.Благодаря вытеснению, некоторые влечения не могут быть удовлетворены, и возникает конфликт. Он провоцирует повышение общей эмоциональности, которая в свою очередь побуждает использовать аффективную логику, связанную с выбором крайних вариантов в оценке действительности. Вместе с тем появляется тенденция к специфическим способам уклонения от трудностей -проявлениям инфантильности, фантазированию.Типично вытеснение тягостных сведений, связанных с возникновением страха смерти. Так, врач-рентгенолог заболела раком легкого. От нее долго прятали рентгеновские снимки, но потом она их нашла и, будучи специалистом по рентгенодиагностике легочных опухолей с тридцатилетним стажем, воскликнула: «Ну зачем же вы их от меня прятали? Явная картина пневмосклероза!». Вытеснение может осуществляться частично. Для понимания этой неполноты необходимо различать собственно мотив и отношение к нему. При неполном вытеснении отношение к истинному мотиву не вытеснено, оно сохраняется и проникает в сознание в виде чувства немотивированной тревоги, сопровождающегося иногда соматическими явлениями. Н. П. Бехтерева описывает, как однажды с ней произошел такой случай: «Я увидела у очень близкого мне человека признаки, как казалось, опасной болезни. Увидела на миг. Не усомнилась в диагнозе и мгновенно забыла то, что увидела. Две недели меня преследовало чувство, что что-то произошло. Тяжелое, страшное. Но что? Эти две недели я была вне контакта с больным. Не вспомнила и встретив его. И только вновь увидев признаки болезни уже усилившиеся, вспомнила все». Характерный пример неполного вытеснения с соматическим сопровождением приводит и Фромм. Писатель приходит к психоаналитику с жалобами на головные боли и приступы головокружения. Выяснилось, что он уже побывал у терапевта и тот ничего нее обнаружил -организм в порядке, однако самочувствие остается плохим. История писателя такова. Два года назад он перешел на работу, очень привлекательную с точки зрения денег. В житейском плане получение этой работы было настоящим успехом. С другой стороны, теперь он обязан был писать вещи, противоречащие его убеждениям. (Возник глубинный моральный конфликт, который привел к вытеснению.) Писатель потратил огромное количество энергии, пытаясь согласовать свои действия с совестью, изобретая сложные конструкции для доказательства того, что эта работа в действительности не затрагивает его интеллектуальной и моральной честности, но неудачно. Начались головные боли и головокружение. Нетрудно видеть, что появившиеся недомогания служили симптомом неразрешимого конфликта между тягой к деньгам и престижу, с одной стороны, и моральным ценностям -с другой. Как только писатель избавился от этой работы и вернулся к образу жизни, при котором он мог себя уважать, его состояние нормализовалось. Повышенная тревожность, возникающая в результате неполного вытеснения, может привести либо к переоценке травмирующей ситуации (и тем снимается конфликт), либо к подключению других защитных механизмов, связанных, например, с избеганием. И то, и другое нормализует душевное состояние человека, но мешает социальной адаптации, поскольку отношение к ситуации, адекватное ее восприятие все же нарушено вторжением защиты. Р.М. Грановская

Расщепление

Расщеплением называют переход к чёрно-белому мышлению, мышлению в категориях «хорошо» или «плохо» и лишённого каких-либо неопределённостей.

Собственно, на избавление от неопределённостей и направлен этот защитный механизм. Наш опыт противоречив, и нам тяжело привести его в единое целое.

Часто к расщеплению прибегают для того, чтобы охарактеризовать себя как хорошего человека. Формулировка «у меня есть как и хорошие, так и плохие качества, поэтому меня нельзя однозначно назвать ни плохим, ни хорошим» мало кого устраивает. А вот если свести всё к двум возможным вариантам, мы вправе назвать себя хорошими.

Также расщепление используется для характеристики социальных групп. Представители одной и той же социальной группы отличаются друг от друга, но нам удобнее наделить их всех одинаковым набором качеств.