Выученная беспомощность

Влияние воспитания детей на выученную беспомощность

Эксперимент с жителями дома престарелых также смог продемонстрировать, как следует и как не следует воспитывать детей; при неправильном воспитании у них может развиться выученная беспомощность. Не случайно пожилые люди иногда сравниваются с детьми.

Состояние выученной беспомощности может вызвать чрезмерная опека. Ситуация, когда родители всё делают за ребёнка и пресекают попытки самостоятельных действий, закрепляет в его сознании ощущение того, что от его поведения ничего не зависит. Родители, чрезмерно опекающие своего ребёнка, обычно исходят из лучших побуждений, но в результате они лишь вредят ему, блокируя ощущение свободы и ответственности за свою жизнь.

На поведение ребёнка в будущем влияют и наказания, которым он подвергается в детстве. Существует распространённая легенда о слонёнке, которого привязали к не очень большой палке. Слонёнок пытается выдернуть палку, но у него не получается. Тогда слонёнок вообще прекращает это дело. Проходит много лет, он превращается в огромного взрослого слона, и палочка по сравнению с ним стала очень маленькой, так что ему не составляет никакого труда её вытащить или растоптать ногами; но он не делает этого и остаётся сидеть неподвижно, привязанный к этой маленькой палочке.

Кроме того, появление выученной беспомощности бывает связано с так называемой вторичной выгодой. Допустим, ребёнок заболел

В этот момент мама проявляет к нему повышенное внимание, не ругает, не критикует, больше любит его. Ребёнок такое отношение к себе находит более выгодным и в будущем старается чаще и больше болеть

Это состояние потом переносится и на взрослую жизнь: человек старается вызвать у всех жалость, выглядеть несчастным и больным, чтобы заслужить заботу и любовь окружающих.

Бывает, что человек не может контролировать ситуацию и замечает, что его проблемы кто-то решает за него. Это тоже переносится в подсознание. Человек «выучивается беспомощности», поскольку для него нет нужды напрягаться, ведь всё равно его дело сделает кто-то другой. Просто обязан сделать.

Для возникновения вторичной выгоды необходимо, чтобы кто-то другой постоянно поддерживал в человеке это состояние, включался в его игру

При этом может сформироваться взаимная зависимость: родитель или другой человек старается быть нужным «больному», чтобы чувствовать свою важность и смысл своей жизни, а «больной» становится зависим от этого человека

Таким образом, выученная беспомощность становится своего рода «вредной привычкой», сродни курению или алкоголизму. И зачастую изначальное формирование этой привычки закладывают именно родители, проявляя чрезмерную заботу о своих детях и лишая их самостоятельности.

Причины возникновения синдрома выученной беспомощности

Синдром выученной беспомощности – это приобретенное, а не врожденное психическое состояние. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он формируется в тот или иной момент жизни под влиянием определенных причин.

Существует множество причин возникновения синдрома приобретенной беспомощности. Рассмотрим самые распространенные из них!

Воспитание

Воспитание – первая и основная причина возникновения данного синдрома. Очень часто родители, воспитатели и учителя, сами того не осознавая, подталкивают ребенка к тому, чтобы он попал под влияние синдрома выученной беспомощности.

Если малыш не понимает того, как именно и на что именно влияют его действия, то он никогда не сможет установить очевидной связи между собственными поступками и возникающими последствиями. Состояние выученной беспомощности появляется у ребенка и тогда, когда его действия (как положительные, так и отрицательные) не вызывают никаких последствий или совершенно разные действия вызывают одни и те же последствия. Если родители поощряют сына или дочку одинаково и за отличную оценку по сложному предмету, и за вымытую чашку, то ребенок не сможет понять причину происходящих вокруг событий.

Сначала малыш задает себе вопрос о том, могут ли его действия хоть как-то повлиять на текущую ситуацию, а затем перестает видеть связь между своими действиями (стараниями) и полученным результатом.

Менталитет

Менталитет – еще одна причина возникновения этого коварного синдрома. В тех странах, граждане которых ограничены в собственных действиях и не могут защитить ни свои права, ни права своих детей, многие люди попадают под влияние синдрома приобретенной беспомощности. Они искренне верят, что в суд обращаться нет смысла, ведь нет никаких сомнений в том, что дело они точно не выиграют.

Приобретенное состояние беспомощности влияет на многие жизненные сферы. Постепенно люди перестают верить в собственные силы и начинают думать, что бездействие – это единственный нормальный выход из той или иной сложившейся жизненной ситуации.

Постоянные неудачи

Постоянные неудачи – третья причина возникновения и развития синдрома выученной беспомощности. Если человек постоянно старается добиться необходимых результатов, но у него никогда ничего не получается, то в какой-то момент он обязательно опустит руки.

Сломленный чередой неудач индивид не верит в то, что он может хоть что-то изменить в своей жизни. У такого человека пропадает желание добиваться поставленных целей, поэтому он просто плывет по течению и старается лишний раз не высовываться, чтобы судьба, которую зачастую неудачники винят во всех своих бедах, в очередной раз не поставила его на место.

Стереотипный образ мышления

Устаревшие, не соответствующие действительности и навязанные другими людьми шаблоны и стереотипы не только мешают человеку добиваться поставленных целей, но и существенно ухудшают качество его жизни. Если индивид не делает чего-то, потому что «так среди приличных людей не принято», то он постепенно становится жертвой синдрома выученной беспомощности.

Люди, которые до сих пор искренне верят в то, что мужчина должен гоняться за мамонтом, а женщина – сидеть с детьми и следить за тем, чтобы не погас костер, вряд ли смогут добиться каких-либо реальных результатов.

Выученная беспомощность

Выученная беспомощность у взрослых. Выученная беспомощность

Выученная беспомощность – состояние, при котором у человека отсутствует мотивация к улучшению своей жизни, хотя объективные возможности для этого он имеет. Жизненную позицию человека, страдающего приобретенной беспомощностью, можно описать одним предложением «Наверное, это возможно для других, но не для меня». При этом данная установка может касаться любой сферы жизнедеятельности человека (карьера, семья, увлечения и т.д.) и всех одновременно.

Феномен выученной беспомощности встречается и у взрослых, однако, для детского возраста это более распространенное расстройство. Выученная беспомощность у детей формируется до 8-10 лет и, как правило, становится результатом жесткого воспитания и тяжелого детства.

Впервые синдром выученной беспомощности был описан, основываясь на результатах практических опытов с животными. Эксперимент исследователя предполагал воздействие на собак электрическими импульсами.

Обстановка, в которой находились собаки во время эксперимента, постоянно менялась, наполняясь все новыми возможностями для избегания животным электрических ударов. Однако собаки не предпринимали никаких попыток, чтобы избежать боли и смирились со своим положением. Это состояние и было названо феноменом выученной беспомощности.

Причины и предпосылки развития выученной беспомощности

Факторы формирования выученной беспомощности у детей и взрослых несколько отличаются. Так, у взрослых развивается беспомощное состояние после столкновения с серией сложных задач и преград, справиться с которыми никак не получается. В данном случае рассматриваются объективные причины расстройства.

Наиболее часто синдрому приобретенной беспомощности подвержены люди, которые ведут образ жизни, в психологии называемый «позиция жертвы». Следование такой позиции становится субъективной предпосылкой развития беспомощности.

Выученная беспомощность в детском возрасте характеризует степень веры ребенка в эффективность его действий. Наиболее частые причины развития выученной беспомощности у детей и подростков:

  • Регулярное переживание тяжелых, не поддающихся контролю ребенка, ситуаций – обиды и оскорбления от родителей, сверстников, серьезные заболевания, смерть любимого животного, потеря близких, развод и т.д.;
  • Наблюдение за людьми, демонстрирующими признаки беспомощности – это могут быть родители, друзья, знакомые и даже сюжеты о жертвах по телевизору;
  • Отсутствие возможности для формирования самостоятельности – родители стараются сделать все за ребенка (убрать игрушки, одеть, обуть, накормить и т.д.), не позволяя ему формироваться как самостоятельной личности;
  • Строгое и жестокое воспитание — научно доказано, что дети с синдромом выученной беспомощности воспитывались в строгости и отсутствии возможности для проявления собственных желаний, умений, фантазий.

Симптомы и признаки выученной беспомощности

Симптоматическая картина приобретенной беспомощности включает следующие личностные характеристики: низкая самооценка, отсутствие веры в свои силы, робость, тревожность, пессимистическое отношение к жизни, эмоциональная нестабильность, равнодушие, скудная фантазия. У людей с таким расстройством проявляются и поведенческие признаки:

  • суетливое поведение, которое не приводит к выходу из ситуации и не соответствует сложившейся проблеме;
  • быстрый отказ от каких-либо действий для изменения ситуации в лучшую сторону;
  • заторможенная реакция на происходящее;
  • приверженность самым банальным и стереотипным видам поведения;
  • развитие агрессивной реакции;
  • изменение целей деятельность при первой же неудаче.

Помощь психолога

Как бороться с выученной беспомощностью? Как преодолеть выученную беспомощность взрослому? Это важные вопросы на пути к формированию самостоятельности и оптимистической жизненной позиции, ответы на которые поможет найти только профессиональный психолог.

Диагностика и лечение выученной беспомощности посредством психокоррекции заключается в поднятии самооценки, формировании установок на успех, проведении поведенческих экспериментов и получении успешного опыта преодоления трудностей.

Цель же психотерапии всегда одна — развитие оптимистической позиции и формирование решительности и целеустремленности.

Остались вопросы? Звоните и записывайтесь на консультацию в Москве 8 (999) 333-37-77 (с 10.00 до 22.00) ежедневно. Возможна также Skype-консультация .

Как бороться с выученной беспомощностью

Для того чтобы победить однажды усвоенную покорность внешним обстоятельствам, рекомендуется обратиться к психологу. Специалисты для коррекции этого состояния и формирования конструктивных моделей реагирования используют возможности психологической терапии и тренинга. Работа будет включать формирование адекватной самооценки, позитивного мышления через выполнение упражнений на выработку эффективных копинг-стратегий, развитие стрессоустойчивости.

Возникновению выученной беспомощности препятствуют:

  • Наличие установки преодолеть трудности на пути к достижению целей, упорство как свойство личности.
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи. Учет внешних обстоятельств помогает подготовиться к возможным трудностям и успешно справиться с ситуацией.
  • Оптимистичность как черта личности. Она позволяет человеку сохранять уважение к себе, способствует активным действиям.

Психологи выделили 4 механизма, позволяющие преодолеть усвоенную беспомощность.

Установить связи между действиями и последствиями

В любой ситуации и при любых действиях нужно стараться предвидеть последствия. Также нужно всегда сравнивать цель с конечным результатом. Привычка устанавливать связи между действиями и их последствиями помогает достичь именно той цели, которая ставилась изначально. Кроме того, умение видеть причины, которые обусловили тот или иной результат, поможет оперативно предпринять те или иные действия в случае, если результат не устраивает, вместо того, чтобы отказаться от активности.

Принятие неудач

В случае неудачи важно понимать, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Право на ошибку есть у каждого

Любая активность приветствуется. Если что-то не получилось с первого раза, ничего страшного. Зато получен бесценный опыт.

Переход к оптимизму

Оптимистический настрой и умение радоваться мелочам – главные враги беспомощности и апатии. Для того чтобы прийти к оптимизму, нужно учить себя давать грамотные объяснения событиям и явлениям, соотносить неудачи с имеющимися условиями. Это кардинально изменит систему мировосприятия.

Выученная беспомощность

Оптимистичность

Использование метода ABCDE

М. Селигманом и А. Эллисом была разработана уникальная методика для преодоления пессимизма. Те, кто опробовал ее на себе, научились адекватно реагировать на стрессовые ситуации.

Авторы методики предлагают описывать неприятные жизненные ситуации по следующей схеме:

  • A – описать ситуацию без использования эмоциональных выражений, только констатируя факты. Например, «Я опоздал на встречу с коллегой».
  • B – формулирование мыслей, которые возникают по поводу этой ситуации. Например, «Я воспользовался общественным транспортом, но в час пик на дорогах пробки. Водитель ехал очень медленно».
  • C – описание своего эмоционального состояния в этой ситуации. Например, «Я был раздосадован, ведь подписать деловой контракт не получилось. В офис я прибыл с чувством вины».
  • D – когнитивный самоанализ ситуации. Например, «О времени встречи знал заранее, но не подумал о пробках. Водитель делал все правильно: если бы он начал обгонять машины по встречной полосе, мы могли бы попасть в аварию. Впредь мне нужно планировать другие маршруты».
  • E – описание своего эмоционального состояния после анализа и переосмысления ситуации. Например, «Досада и обида ушли. Я извлек опыт из этой ситуации и понял свою ошибку».

Такой разбор каждой неудачи – первый шаг к позитивному мышлению. Тот, кто мыслит позитивно, гарантированно защищает себя от выученной беспомощности.

Итак, феномен выученной беспомощности связан с пессимизмом, низкой самооценкой и неуверенностью в себе. Он появляется в результате того, что человек часто сталкивался с безвыходными ситуациями. Однако следует помнить, что стиль мышления можно изменить. Использование специальных психологических методик позволяет повысить самооценку и стрессоустойчивость, настроиться на позитивный лад. Следование рекомендациям психологов помогает избавиться от заученной беспомощной модели реагирования.

Выученная беспомощность

Позитивное мышление

От малых выборов – к проактивности

– Что делать человеку, который увидел у себя признаки этой самой выученной беспомощности?

– Мне кажется, если человек у себя их видит – это уже очень много. Знаете, что меня больше всего поразило в эксперименте в доме престарелых? То, что право выбора пожилым людям было дано извне. Пришли экспериментаторы и совершенно произвольно решили – вот у вас выбор будет, а у вас нет. И люди жили с этим как с данностью. Никто из них (или мы не знаем) не жил с установкой, что он и сам, без эксперимента, может поменять мебель в своей комнате. Или возразить против навязанных растений.

Мне кажется, просто мысль о том, что я сейчас переживаю беспомощность и это неправильно, подразумевает идею, что вообще-то выбор есть и я могу на что-то повлиять. Даже если сию минуту этого не вижу и не очень-то в это верю.

Практика самых малых выборов – могу же я выбрать между кексом и слойкой? Пройти пешком две остановки или проехать на автобусе? Взять синюю ручку или черную? Тренировка на безопасном материале может привести к тому, что я смогу выбрать: брать телефонную трубку или я сейчас не хочу разговаривать с этим человеком? Выполнять просьбу или отказаться? Выбираю я сейчас сделать то, что я хочу, или, пожалуй, побоюсь? И масштаб выборов постепенно будет нарастать: уволиться с работы или остаться? Пойти учиться другой профессии или придумать что-то в имеющейся? Рискнуть заговорить с человеком, который нравится, или придумать способ, чтобы он сам это сделал?

Это не будет просто, и хорошо бы иметь в этом процессе поддержку – или профессиональную, или просто понимающего человека, который за вас

Потому что будут откаты, и не все выборы будут удачными, и не всегда будут силы и решимость их делать – тут важно не позволить беспомощности загнать себя обратно в угол

Но выученная беспомощность, по своей сути – привычка. И если совсем обобщать и упрощать – надо просто заменить эту вредную привычку на полезную – привычку к проактивности.

Алиса Орлова

Что такое выученная беспомощность

Выученная беспомощность – пассивность человека, нежелание менять жизнь к лучшему, основанное на негативном опыте прошлого. Человек настолько привык к плохому уровню жизни, что не пытается его изменить, даже если видит привлекательные возможности. Предыдущий опыт подсказывает, что результат снова будет плачевным, а потому не стоит и пытаться.

Синдром выученной беспомощности был открыт в 1966 году Мартином Селингманом. Правда, открытие произошло случайно. Ученый хотел исследовать условные рефлексы, повторить эксперимент Павлова. Только вместо еды он использовал удары током, а вместо света – звуковой сигнал. Психолог хотел сформировать страх в ответ на звук.

Собак разделили на две группы и поместили в клетки:

  • Первая группа могла остановить удары током, нажав на рычаг.
  • Вторая группа не имела доступа к рычагу, они были вынуждены терпеть.

Согласно гипотезе, при перемещении в свободный вольер собаки сбежали бы, едва услышав сигнал. Но эксперимент дал другие результаты:

  • У второй группы собак постепенно начали наблюдаться признаки депрессии, смирение с неизбежным, пассивность. Даже в свободных вольерах собаки продолжили терпеть воздействие. Они не пытались выйти, хотя проход был открыт. Селингман начал тренировать собак, учить выходу из вольера. Со временем они смогли это сделать.
  • Собаки из первой группы искали рычаг, не останавливались до тех пор, пока не находили выход.

Ученый предположил, что подобное поведение характерно и для людей. Индивиды, подвергшиеся неудачам в чем-то одном, прекращают борьбу во всех сферах жизни.

Позже Юлиус Куль провел эксперимент на студентах. Он дал им задание без ответа, но не сказал об этом. Студенты не могли решить задачу, их самооценка падала, а тревожность росла, здоровое состояние сменялось на отчаяние. В завершении эксперимента Куль предложил простую задачу с ответом, однако никто из студентов не смог ее решить.

Повторяющийся стресс, жизненные трудности и неудачи, негативные условия, на которые человек не может повлиять, заставляют его прекращать борьбу даже в других условиях. У личности формируется стойкое убеждение в собственной неполноценности, неспособности справиться с проблемами.

Синдром выученной беспомощности – это убежденность человека в собственном бессилии, несостоятельности, неспособности сделать что-либо. При этом индивид может обладать всеми необходимыми ресурсами, но он не видит этого в себе, не верит в себя, не может раскрыть потенциал и достичь желаемой цели.

Выученная беспомощность может разрушить жизнь

Автор этого понятия М.Селигман. По его теории беспомощность – состояние, когда человек имеет установку, что внешние события от него совершенно не зависят, и он никак не может на них повлиять, не может не предотвратить, не изменить. Если такое состояние переносится на другие жизненные ситуации, становится нормой, шаблоном поведения – это выученная или запрограммированная беспомощность.

Как же появляется этот стереотип поведения?

В результате экспериментов было выяснено, что выученная беспомощность появляется тогда, когда человек не может контролировать событие. Какое бы неприятное событие не было, само по себе оно не вызывает выученную беспомощность. Именно опыт неконтролируемости окружающего мира ведет к ней.

И в этом человек не далеко ушел от животных – механизм формирования одинаков.

Первый этап.

Три группы собак рассажены в три клетки.

В первую клетку подается напряжение, собачки получают болезненные удары электрического тока и никак не могут избавиться от них. Они начинают бегать, долго пытаются спастись, но, в конце концов, сдаются, ложатся на пол, жалобно скулят.

Вторую группу собак тоже бьют электрическим током, но в клетке есть кнопка-спасительница. Побегав по клетке, они достаточно быстро находят ее и, нажав, избавляются от неприятных ощущений.

Третья группа контрольная – на нее никак не воздействуют. Собачки скучают, зевают, дремлют.

Второй этап.

Затем животных сажают в три другие клетки, которые имеют стены высотой около полуметра, собаки могут их легко перепрыгнуть.

Теперь электричество подают во все три клетки.

Собаки из контрольной группы, которых на первом этапе не били током, сразу выпрыгнули из клетки.

Собаки из второй клетки не найдя кнопки в клетке, тоже выпрыгнули.

А подопытные из первой группы легли на пол и стали скулить. У них сформировалось убеждение в ходе первого этапа эксперимента, что избежать мучений невозможно.

Это и есть воспитанная или запрограммированная беспомощность.

Аналогичный опыт, только без электрического тока.

3 группы людей.

Первый этап.

Первые две группы пригласили в отдельные комнаты, где был включен очень громкий неприятный звук. Каждую группу проинструктировали, что звук отключается определенным набором кнопок на пульте.

Первая группа испытуемых действительно имела такую возможность – после набора определенной комбинации кнопок, звук прекращался.

Второй повезло меньше – кнопки не функционировали, и никакая из комбинаций не избавляла от неприятного раздражителя.

Третья группа – контрольная — не участвовала в первом этапе.

Второй этап.

Все три группы людей пригласили в комнаты с раздражающим звуком. Теперь у всех был шанс избавиться от него: нужно было дотронуться до определенного предмета в комнате.

Участники первой и третьей групп не стали мириться с неприятными ощущениями и достаточно быстро находили нужный предмет.

Участники же второй группы даже не пытались изменить свое незавидное положение. Они перенесли состояние своей беспомощности из первой части эксперимента в новую ситуацию. Поэтому обреченно сидели, терпеливо ждали, когда все это закончится. Ни один даже не попытался повлиять на ход событий. Так люди «выучили» свою беспомощность, взяли ее из предыдущего этапа и сделали шаблоном поведения.

Таким образом, механизм запрограммированной беспомощности одинаков у человека и животных.

Но, все же, человек имеет и некоторые особенности формирования данного состояния.
Положительные стимулы, которые независимо от поведения выдаются человеку, тоже приводят к формированию выученной беспомощности. Здесь тоже нет контроля над обстоятельствами. Чтобы человек ни сделал – он получает положительную оценку. Это ведет к потере инициативности и способности к конкуренции. Итог – беспомощная личность.

В ходе других экспериментов было доказано, что человек учится беспомощности, даже если просто становится свидетелем беспомощности других, особенно значимых для него людей.

Это еще раз подтверждает следующие пункты:
1

Важность личного примера для воспитания детей. Если родитель демонстрирует беспомощное поведение, то и ребенок перенимает такой шаблон

2

Важность окружения для любого человека. Если контактируем c людьми, которые считают, что от них ничего не зависит, становимся такими же, как участники эксперимента из второй группы – безвольными и беспомощными

Еще одно отличие человека от животных в том, что он может осознать и отследить у себя выученную беспомощность.  А, значит, и справится с ней, приобрести  навыки эффективной личности. Об этом в следующей статье.

Эксперимент Селигмана: формирование выученной беспомощности

Научно запрограммированную (выученную) беспомощность можно описать так: это состояние при котором, человек ничего не делает для улучшения своего положения, хотя имеет для этого все возможности. Причинами такого поведения часто бывают неудачные попытки, что-либо изменить или недостаток определенных знаний. Такое состояние всегда сопровождается: депрессией, пессимизмом, подавленностью и постоянными жалобами на жизнь.

Такой эффект наблюдается у тех людей, у которых предыдущий опыт, отсутствие позитивных результатов, контроля или выбора, эмоциональные травмы детства убедили их в том, что новые попытки действовать приведут их к неудачам. Наглядно можно можно это увидеть на примере Селигмана, который он провел на собаках (смотрите картинки):

Выученная беспомощность

Выученная беспомощность

Выученная беспомощность

Выученная беспомощность

Выработка выученной (запрограммированной) беспомощности возможна не только у собак, но и у других животных, в том числе и людей. Представителей нашего вида, можно даже не бить током, а просто дать им нерешаемую задачу, для того, чтобы просто снизилась вероятность успешного выполнения других задач.

Главный принцип для выработки такой беспомощности – создать ситуацию, в которой объект не может понять логику происходящих событий, предположить их развитие или повлиять на них

И даже не важно плохие это события или хорошие, главное отсутствие связи между действиями и результатом

Если человек свою жизненную стратегию сводит к определению: “не могу” и “не знаю”, На самом деле, это не информация о самом человеке, и это очень важно, это его сформированная ложная личность. Ложная – не настоящая, и на этом стоит сделать акцент

Ложная, потому она является ответом на ту программу жизни, которую ей заложили с детства, это форма защиты.

Поэтому, так как это не его собственная личность, а ложная, то с ней можно распрощаться. Это не черты характера , не склад ума – а личность, которую сформировали запрограммированные с детства взгляды на жизнь. Нет ни одного человека в мире, который бы сознательно выбирал для себя заведомо проигрышные стратегии, которые не согласуются с жизнью и не дают постоянной возможности расти и развиваться. К таким примерам можно отнести:

  • Вас бьет муж, а Вы терпите, думая, что не можете исправить ситуацию к лучшему;
  • Вы испытываете эмоциональное насилие дома, на работе, в кругу друзей;
  • Вы не верите что можете заработать деньги или не видите вариантов, как это сделать;
  • Вы не можете начать отношения или Ваши отношения с партнером идут по одному и тому же негативному сценарию и заканчиваются разрывом и  т.д.